ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-20393/12 от 19.02.2013 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

Тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  Р Е Ш Е Н И Е

21 февраля 2013 года Дело№А27-20393/2012

Резолютивная часть объявлена 19 февраля 2013 года

Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2013 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Власова В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кудровой Н.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Промсвязьбанк», город Москва

к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (Кемеровостат), город Кемерово

о признании недействительным предписания от 10.09.2012 №11-197

при участии

от заявителя: Алимушкина Д.Н. - представителя по доверенности от 03.05.12 №1401 с полным объемом полномочий (копия приобщена к материалам дела), паспорт, Юдиной Т.А. – представителя по доверенности от 10.01.2013 №02 с полным объемом полномочий (копия приобщена к материалам дела), паспорт;

от Кемеровостат: Алимова В.И. – представителя по доверенности от 19.12.2012 с полным объемом полномочий (копия приобщена к материалам дела), паспорт, Черновой О.Ю. – представителя по доверенности от 19.12.2012 с полным объемом полномочий (копия приобщена к материалам дела), паспорт;

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Промсвязьбанк», город Москва (далее по тексту – заявитель, Банк) обратился в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, город Кемерово (далее по тексту – Кемеровостат, заинтересованное лицо, орган статистики) о признании недействительным предписания от 10.09.2012 №11-197.

Оспаривая данное предписание, заявитель ссылается на отсутствие у заявителя законодательно установленной обязанности по представлению в орган статистики статистических сведений формы П-4 (НЗ) по своим внутренним структурным подразделениям, расположенным вне месте нахождения структурного подразделения – филиала в городе Новосибирске, при этом созданные на территории города Кемерово и Кемеровской области внутренние структурные подразделения не подпадают под понятие структурных подразделений, которое содержится в Налоговом кодексе Российской Федерации. Представление указанных статистических сведений по установленной форме по месту расположения филиала (город Новосибирск) отвечает требованиям действующего законодательства и позволяет органу статистики выполнять возложенные на него задачи и функции в полном объеме. Также оспаривая предписание органа статистики, представители заявителя указали на неисполнимость оспоренного предписания, в силу неясности порядка его исполнения и недостаточности срока для его исполнения, в связи с большим объемом материалов, необходимых для подготовки запрошенных статистических данных. Кроме этого. представители банка указали на отсутствие у органа статистики законодательно закрепленных полномочий на выдачу такого рода предписания вне рамок государственного контроля, то есть без установления факта нарушения действующего законодательства, без составления акта проверки и т.д., то есть в нарушение требований Федерального закона №294-ФЗ. Более подробно доводы заявителя изложены в заявлении.

Представители Кемеровостата в ходе судебного разбирательства, в письменном мотивированном отзыве требование банка не признали, полагая, что данное предписание не является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован в арбитражном суде, так как данное предписание, по сути, является предупреждением о недопустимости нарушений действующего законодательства и не влечет для данного органа каких-либо правовых последствий. По существу представители органа статистики указали, что предписание является законным, вынесенным в соответствии с полномочиями, установленными пунктом 6.6 Положения «О Федеральной службе государственной статистики», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 02.06.2008 №420, направлено на выполнение возложенных на территориальные органы статистики функций и задач, при этом понятие структурных подразделений (в том числе созданных банками) предусматривает, что такими структурными подразделениями действующее законодательство признает обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (часть 2 статьи 11 налогового Кодекса Российской Федерации). В части неисполнимости оспариваемого предписания представители Кемеровостата указали, что ранее (до 03.08.2012) Банком в части своего структурного подразделения за июль 2012 была представлена соответствующая статистическая информация по городу Кемерово, следовательно, предписание, полученное банком 18.09.2012, могло быть реально исполнено в срок до 25.09.2012. В части неясности относительно каких подразделений следовало представлять статистическую отчетность, представители заинтересованного лица отметили, что каких-либо неясностей, противоречий оспариваемое предписание не содержит, при этом из текста предписания следует, что сведения необходимо было представить за август 2012 года по форме П-4 (НЗ) по муниципальному образованию – город Кемерово. Более того, заявитель при неясности предписания или порядка его исполнения не лишен был возможности обратиться за разъяснением порядка его исполнения или за продлением срока представления сведений, в случае недостаточности времени для такого исполнения. Более подробно доводы заинтересованного лица изложены в письменном мотивированном отзыве, приобщенном к материалам дела.

Изучив материалы проверки, доказательства, имеющиеся в деле, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судом установлено следующее.

В 2005 году, в связи с началом финансово-хозяйственной деятельности на территории Кемеровской области ОАО «Промсвязьбанк» известил Кемеровостат об открытии Кемеровского филиала ОАО «Промсвязьбанк», расположенного по адресу: город Кемерово, улица Красная, дом 18.

02.02.2012 ОАО «Промсвязьбанк» в адрес Кемеровостата направил документы о ликвидации Кемеровского филиала банка и открытии по данному адресу операционного офиса «Кемеровский» Сибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк» (письмо от 29.11.2011 №10-28-13/12702 приобщено к материалам дела). В период с февраля 2012 года по июль 2012 года Банк представлял соответствующие формы статистической отчетности в Кемеровостат в установленном порядке и в установленные сроки. Соответствующая форма статистической отчетности за август 2012 года в Кемеровостат представлена не была. В результате чего 10.09.2012 Кемеровостатом в адрес ОАО «Промсвязьбанк» было направлено предписание №11-197, согласно которому банку предлагалось в срок до 25.09.2012 представить в орган статистики Кемеровской области (Кемеровостат) форму статистической отчетности №П-4(НЗ) «сведения о неполной занятости и движении работников» за август 2012 по операционному офису «Кемеровский» Сибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк».

Не согласившись с указанным предписанием, банк обратился в суд с соответствующим заявлением о признании предписания недействительным.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 указанного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, для признания предписания недействительным суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие предписания государственного органа закону или иному нормативному правовому акту; нарушение предписанием государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (далее по тексту - Кемеровостат) является федеральным органом исполнительной власти.

Кемеровостат осуществляет функции по сбору и обработке первичных статистических данных и административных данных для формирования и предоставления официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Кемеровской области Федеральной службе государственной статистики, органам государственной власти Кемеровской области, органам местного самоуправления, организациям и гражданам.

Основной задачей Кемеровостата является обеспечение органов власти всех уровней официальной статистической информацией по субъекту Российской Федерации - Кемеровской области.

Официальная статистическая информация, по субъекту Российской Федерации -Кемеровской области, формируется в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон №282-ФЗ) официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ, который разрабатывается уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти совместно с субъектами официального статистического учета и утверждается Правительством Российской Федерации. Решение об актуализации (о корректировке) федерального плана статистических работ принимается Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона №282-ФЗ федеральный план статистических работ содержит перечни субъектов официального статистического учета и выполняемых ими работ по формированию официальной статистической информации с указанием периодичности выполнения каждой работы, уровня агрегирования официальной статистической информации (по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям),  группировки этой информации согласно классификационным признакам и сроков ее предоставления пользователям официальной статистической информацией или распространения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 года №671-р (далее по тексту - Распоряжение №671-р) в целях реализации Федерального закона №282-ФЗ утвержден Федеральный план статистических работ.

В соответствии с пунктом 2 Распоряжения №671-р Федеральным органам исполнительной власти - субъектам официального статистического учета обеспечить выполнение работ по формированию официальной статистической информации в соответствии с Федеральным планом статистических работ.

В разделе 1 Федерального плана статистических работ предусмотрены работы по формированию официальной статистической информации, выполняемые субъектами официального статистического учета.

Согласно пункту 1.30.7. раздела 1 Федерального плана статистических работ субъект официального статистического учета обязан собрать официальную статистическую информацию о неполной занятости и движения работников.

Уровень агрегирования официальной статистической информации, группировка информации согласно классификационным признакам предоставляется по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, отдельным видам экономической деятельности. То есть, форма федерального статистического наблюдения № П-4(НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников», в соответствии с Федеральным планом статистических работ, разрабатывается по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям.

Согласно пункту 17 раздела №1 паспорта предбазовой обработки экономического описания в версии №6 от 06.10.2011 показатели о неполной занятости и движения работников по форме №П-4 (НЗ) на 2012 год собираются в разрезности (по уровню обработки) по территориям муниципальных образований по ОКТМО.

Согласно пункту 2 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», №П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», №П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», №П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденным приказом Росстата от 24.10.2011 №435 все подразделения предприятия, расположенные на одной территории (по одному почтовому адресу) относятся к одному обособленному подразделению; части предприятия, расположенные на разных территориях, отражаются как разные обособленные подразделения.

Следовательно, при наличии у ОАО «Промсвязьбанк» территориально-обособленных подразделений (дополнительных офисов, кредитно-кассовых офисов, операционных офисов, операционных касс вне кассового узла), расположенных в границах одного муниципального района или городского округа, статистическая отчетность может представляться как за одно обособленное подразделение.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона №282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно представлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В соответствии с пунктом 6 статьи 8 Федерального закона №282-ФЗ юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные, как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает представление соответствующих статистических отчетных данных лицами, имеющими обособленные подразделения.

Определение обособленных подразделений действующее законодательство содержит в статье 11 Налогового Кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца;

Как установлено в ходе судебного разбирательства, подтверждено материалами дела, созданное заявителем внутренне структурное подразделение Банка – операционный офис «Кемеровский» Сибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк» имеет рабочие места, созданные на срок более месяца и является территориально обособленным как от города Москвы, так и от города Новосибирска. Следовательно, данное внутренне обособленное подразделение полностью соответствует понятию данному в статье 11 НК РФ.

Довод представителей Банка о том, что данное определение дано исключительно в целях налогообложения, судом признается не обоснованным, так как в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям если это не противоречит их существу арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). Следовательно, в виду отсутствия определения обособленного подразделения в гражданском законодательстве, суд считает, что в целях установления статуса внутренних обособленных подразделений банка, следует использовать определение данных подразделений, содержащееся в Налоговом кодексе Российской Федерации, что не противоречит указанной норме арбитражного процессуального кодекса.

Кроме этого, судом отмечается, что действующим законодательством Банки не наделены полномочиями (в том числе Центральный банк Российской Федерации) по созданию каких-либо обособленных подразделений вне правового регулирования и вне рамок действующего законодательства, при этом банки не наделены полномочиями создавать обособленные подразделения с определением иного правового статуса, нежели предусмотрено законодательством, в том числе в части установления отсутствия или наличия обязанности по выполнению тех или иных обязанностей, предусмотренных законодательством, включая по обязанность по представлению сведений статистического учета, обязательность представления которых закреплена законодательством. Иной подход приведет к возможности создания организациями тех или иных обособленных подразделений с наделением этих подразделений правми и обязанностями, которые будут определяться не действующим законодательством, а по усмотрению лица их создавшего, что является недопустимым и ведет к созданию не правового регулирования публичных правоотношений.

Довод представителей Банка о том, что в данном случае обеспечение органов статистики соответствующими данными обеспечивается представлением информации по месту нахождения филиала (город Новосибирск), судом признается не правомерным и не обоснованным, так как при указанном подходе не достигаются основанные цели, возложенные на органы статистики, а именно – обеспечение соответствующие органы исполнительной власти достоверной, полной и объективной информацией по муниципальному образованию, в том числе в части занятости населения на территории муниципального образования. Более того, указанный подход приведет к искажению (представлению не достоверных статистических сведений) как по городу Новосибирску, так и по городу Кемерово. Кроме этого, представление статистических данных только в городе Новосибирске приведет к необходимости органу статистики самостоятельно проводить мероприятия по выделению данных по указанной форме по городу Кемерово и представлению этих сведений по внутриведомственным каналам, что не соответствует функциям и задачам органов статистики и на эти органы по желанию хозяйствующих субъектов не могут быть возложены не предусмотренные действующим законодательством обязанности и дополнительные функции.

Любое предписание государственного органа должно быть законным и исполнимым. Законность оспариваемого предписания судом установлена по указанным выше основаниям. Исполнимость предписания также подтверждена в ходе судебного разбирательства.

Как следует из материалов дела, не оспаривается представителями сторон, оспариваемое предписание получено банком 18.09.2012, при этом срок исполнения установлен – до 25.09.2012. таким образом, банку была предоставлена возможность представить необходимые сведения в течение четырех рабочих дней (19, 20, 21, 24 сентября 2012 года), что исходя из характера подлежащей исполнению обязанности- представление одной формы статистической отчетности формы П-4 (НЗ) признается судом достаточным для исполнения сроком. Кроме этого, судом отмечается, что заявитель имел реальную возможность путем использования технических средств (факс, электронная почта) осуществить передачу статистических данных (сведения о номере факса. адресе электронной почты которые содержаться на бланке оспариваемого предписания) в установленный срок. Более того. как следует из материалов дела, соответствующие сведения формы П-4 (НЗ) за июль 2012 по обособленному подразделению, находящемуся в городе Кемерово имелась в наличии у заявителя и была представлена в Кемеровостат, следовательно, для исполнения оспоренного предписания заявителю достаточно было добавить (внести изменения) сведения о принятых и уволенных работниках за август в статистические данные за июль 2012 года, что свидетельствует о достаточности 4 дней для исполнения предписания. В свою очередь представители Банка не представили каких-либо доказательств, свидетельствующих о не исполнимости оспоренного предписания в указанный в нем срок. Также представители банка не представили доказательств, свидетельствующих о том, что у банка имелось желание исполнить оспоренное желание, но в силу незначительности срока его исполнения не могло быть исполнено, при этом доказательств, свидетельствующих об обращении заявителя в Кемеровостат с заявлением о продлении срока исполнения предписания также не представлено.

Ссылку представителей заявителя на неясность оспариваемого предписания, суд также признает не состоятельной, так как анализ содержания предписания позволяет сделать вывод о том. что предписание содержит четкие, ясные и однозначные формулировки требований, с изложением срока исполнения, порядка исполнения, места, периода и вида истребованных статистических данных.

Также не обоснованной суд признает ссылку представителей Банка на отсутствие у Кемеровостата полномочий на выдачу предписания в связи с не проведением проверочных мероприятий в порядке, установленном ФЗ №294-ФЗ. В соответствии с пунктом 6.6 «Положения о Федеральной службе государственной статистики», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 №420 органы статистики вправе применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений. Указанное предписание вынесено Кемеровостатом в рамках данных полномочий и направленным на недопущение и пресечение нарушения своих обязательством заявителем.

Довод Кемеровостата о том, что оспоренное предписание не является ненормативным правовым актом, а лишь является письменным предупреждением, не влекущим для заявителя правовых последствий, судом не принимается, так как предписание является документом распорядительного и обязательного характера, принятым органом исполнительной власти, предписывающим адресату совершить определенные действия под угрозой применения наказания, то есть соответствующие правовые последствия, в случае его не исполнения.

Также судом указывается, что заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым предписанием.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о законности оспоренного предписания и об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования, при этом судебные расходы по рассмотрению настоящего дела суд относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 65, 110, 167-170, 180, 181, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Заявленное требование оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в месячный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья В.В.Власов