ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-20471/16 от 02.02.2001 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

Тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05

                                                    E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru      

http://www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово

                                 Дело № А27-20471/2016

«02» февраля 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена «26» января 2017 года

Полный текст решения изготовлен «02» февраля 20017 года

          Арбитражный суд Кемеровской области  в составе судьи Смычковой Ж.Г. при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Салтыковой С.С., рассмотрел в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Кузбассэнергосбыт»,                    г. Кемерово (ОГРН 1064205110133, ИНН 4205109214)

к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789)

об оспаривании постановления от 21.09.2016 по делу № 24-16 от 13.09.2016

при участии: от заявителя – представитель Дубровская Г.Н. (доверенность №80-03/4631 от 27.06.2016)

от административного органа – представитель Ревинская Л.А. (доверенность №12 от 18.11.2016)

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Кузбассэнергосбыт» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Кемеровской области по делу № 24-16 от 13.09.2016.

Определением арбитражного суда от 10.10.2016 дело было назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑ АПК РФ).

Определением  от 07.11.2016 суд перешел к рассмотрению по общим правилам административного судопроизводства.

В обоснования требования заявитель указывают на то, что согласно оспариваемому постановлению Инспекции действия по введению ограничения ОАО «Кузбассэнергосбыт» были произведены в нарушение главы XI «Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг» постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Постановление № 354).

Согласно имеющимся у ОАО «Кузбассэнергосбыт» данным, лицевая карточка потребителя, проживающего в жилом доме, расположенном по адресу ул. Обороны, 63, открыта на Нейфельд Михаила Генриховича. В ходе проведения Инспекцией проверки было установлено, что Нейфельд Михаил Генрихович умер 17.06.2011, а его супруга Нейфельд Людмила Георгиевна продолжала пользоваться коммунальной услугой по электроснабжению, проживает по вышеуказанному адресу совместно с Нейфельд Е.М. (дочь) и Нейфельд А. (внучка) без регистрации, документы не переоформляет в связи с отсутствием денег. Заявитель считает, что Нейфельд Л.Г. является потребителем в понимании Правил предоставления коммунальных услуг и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.

Уведомления об имеющейся задолженности за потребленную электроэнергию но состоянию на 16.03.2016, 18.05.2016 и 15.06.2016 были вручены потребителю (подпись потребителя Нейфельд Л.Г. на уведомлениях имеется), в уведомлениях было указано, что при неоплате сложившейся задолженности потребителю будет приостановлено представление электрической энергии.

Несмотря на неоднократные уведомления, потребитель не предпринял мер (действий) по погашению сложившейся задолженности, поэтому 14.07.2016 в адрес потребителя Нейфельд М.Г. ценным письмом с описью вложений было направлено уведомление о приостановлении предоставления электрической энергии. 15.07.2016 письмо прибыло в место вручения, однако потребитель не явился в отделение почтовой связи и по истечении месячного срока данное письмо вернулось обратно отправителю.

Заявитель, ссылаясь на аналогию закона, считает, что ОАО «Кузбассэнергосбыт» надлежащим образом уведомило потребителя о предстоящем ограничении режима потребления электроэнергии. Потребитель располагал достаточной информацией (неоднократные уведомления о имеющейся задолженности) о возможных неблагоприятных для себя последствиях.

Полагает, что при вынесении оспариваемого постановления ГЖИ не было учтено, что при рассмотрении административного правонарушения отсутствует объект правонарушения и потерпевший. Административным органом не представлены доказательства совершения ОАО «Кузбассэнергосбыт» противоправных действий. При таких обстоятельствах, действия ОАО «Кузбассэнергосбыт» по ограничению режима потребления электроэнергии гражданину-потребителю не могут квалифицироваться как действия, нарушающее законодательство и направлены на восстановление прав и законных экономических интересов.

В свою очередь вынесенное постановление лишает ОАО «Кузбассэнергосбыт» права требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней); приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном вышеуказанными Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов предусмотренные пп. «а», «д» п. 32 Постановления № 354. Подробнее доводы изложены в заявлении.

Административный орган в письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, с требованием не согласились. По мнению административного органа, заявитель ошибочно полагает, что в его действиях (бездействиях) отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ. Действия ОАО «Кузбассэнерго» по отключению предоставления коммунальных услуг не должны были приводить к нарушению прав и интересов потребителей. Обществом не соблюден порядок отключения, установленный Правилами. Уведомления в адрес потребителя не направлялись, двухмесячная задолженность у потребителя отсутствовала. Обществом без законных оснований произведено взимание платы за восстановление электроснабжения и нарушены права потребителей жилищно-коммунальных услуг. Заявитель не обосновал и не подтвердил документально наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших ему выполнять обязанности по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества. Следовательно, материалами дела подтверждается, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Подробнее доводы изложены в отзыве.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав объяснения представителей сторон, суд установил следующее.

В соответствии с Распоряжением ГЖИ от 09.08.2016 № 516-2016 проведена внеплановая проверка ОАО «Кузбассэнергосбыт» по вопросу отключения от электроэнергии жилого дома расположенного по адресу: г. Анжеро-Судженск, ул. Обороны, 63.

Согласно предоставленной информации ОАО «Кузбассэнергосбыт» от 22.08.2016 8021-38/4178 по указанному адресу открыт лицевой счет № 334470590 на имя Нейфельд М.Г., расчет за потребленную электрическую энергию производится по показаниям индивидуального прибора учета типа ЦЭ 6807БК № 68055707. По состоянию на 15.06.2016 задолженность за коммунальную услугу «электроснабжение» составляла 685,62 руб. Направленное на имя гражданина - потребителя Нейфельд М.Г. уведомление от 15.06.2016 б/н о возможном приостановлении предоставления электрической энергии в случае неоплаты образовавшейся задолженности за коммунальную услугу «электроснабжение» в размере 685,62 руб. 16.06.2016 вручено нарочно под роспись супруге Нейфельд Л.Г. Ввиду того, что потребителем не был урегулирован вопрос о задолженности за потребленную электроэнергию, 14.07.2016 потребителю было направлено извещение о приостановлении предоставления электрической энергии заказным письмом с описью вложения за 3 суток до предполагаемого приостановления. В связи с тем, что мер по урегулированию задолженности потребителем также не было предпринято, 22.07.2016 в 11 часов 30 минут сетевой организацией было приостановлено предоставление электрической энергии. После оплаты задолженности в тот же день было возобновлено электроснабжение дома, а также взята плата компенсации расходов на оплату действий по введению ограничения режима потребления такого потребителя и последующему его восстановлению (приложение № 1 к акту проверки).

ГЖИ в ходе проверки установлено, что ОАО «Кузбассэнергосбыт» в нарушение требований п. 119 постановления Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 без письменного уведомления в связи с неоплатой жилищно-коммунальной услуги отключило электроэнергию без предварительного (за 3 суток) письменного извещения потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку по адресу: по ул. Обороны, 63 г. Анжеро-Судженск. Уведомление направлено почтой Нейфельд М.Г. который умер 17.06.2011. (Приложение № 2 к акту проверки).

Выявленные нарушения отражены в акте проверки № 516-16-273 от 30.08.2015.

По факту установленных нарушений законодательства Российской Федерации в отношении ОАО «Кузбассэнергосбыт» составлен протокол № 24-16 от 13.09.2016 об административном правонарушении по  статье 7.23 КоАП РФ.

Вынесено постановление по делу № 24-16 от 13.09.2016 о назначении юридическому лицу ОАО «Кузбассэнерголсбыт» административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб. по статье 7.23 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.

Следовательно, для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, обязательному установлению подлежит факт нарушения лицом нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.

Субъектами административного правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ признаются должностные или юридические лица, нарушившие нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.

Административным органом установлено, что ОАО «Кузбассэнергосбыт» в нарушение п. 119 постановление Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 без письменного уведомления в связи с неоплатой за жилищно-коммунальной услуги, отключило электроэнергию без предварительного (за 3 суток) письменного извещения потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку по адресу: по ул. Обороны, 63 г. Анжеро-Судженск.

Согласно пункту 119 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;

в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.

ОАО «Кузбассэнергосбыт» могло ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги (электроснабжение) без предварительного уведомления потребителя в случае:

а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного
оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения;

д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта  Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

В отсутствие вышеуказанных случаев, ОАО «Кузбассэнергосбыт» должно ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе Правил (в редакции №17 от 29.06.2016).

Вместе с тем, уведомление от 15.06.2016 б/н на имя гражданина - потребителя Нейфельд М.Г. не было вручено адресату; а получено супругой Нейфельд Л.Г. нарочно под роспись, в котором содержалось предупреждение о возможном приостановлении предоставления электрической энергии в случае неоплаты.

Извещение от 14.07.2016 о приостановлении предоставления электрической энергии направлено заказным письмом с описью вложения за 3 суток до предполагаемого приостановления направлено также на имя гражданина - потребителя Нейфельд М.Г. почтой и не было вручено ни адресату, ни его супруге.

Таким образом, ОАО «Кузбассэнергосбыт» установлено нарушение действующего законодательства без надлежащего письменного уведомления отключило подачу электроэнергии в жилой дом, расположенный по адресу: г. Анжеро-Судженск, ул. Обороны, 63, что отражено в акте проверки ГЖИ КО № 516-16-273 от 30.08.2016г.

При составлении протокола ОАО «Кузбассэнергосбыт» в дополнении к ответу на запрос инспекции дополнительно предоставлена следующая информация в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: г. Анжеро-Судженск, ул. Обороны, 63, а именно: сотрудниками ОАО «Кузбассэнергосбыт» было установлено, что фактическим потребителем электроэнергии по данному адресу после смерти Нефельда М.Г. выступает Нейфельд Л.Г., супруга, которая подтверждает тот факт, что проживает по указанному адресу и является потребителем электрической энергии предоставлена копия акта от 16.08.2016.

Как видно из предоставленного акта от 16.08.2016 вместе с Нейфельд Л.Г. по указанному адресу проживает ее дочь Нейфельд Екатерина Михайловна и внучка Нейфельд Алина.

Согласно информации размещенной на официальном сайте ОАО «Кузбассэнергосбыт», норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Кемеровской области» (кВтч/месяц на человека) для жилых домов не оборудованных стационарными электроплитами для приготовления пищи (дом по ул. Обороны, 63 является индивидуальным жилым домом не оборудованным стационарными электроплитами для приготовления пищи) составляет 80 кВтч/месяц на человека. Таким образом, на трех человек составляет 240 кВтч/месяц. Цена на электрическую энергию для населения в период с 01.01.2016 по 30.06.2016 составляла 2,93 руб./кВт ч, а с 01.07.2016 составляет 3,04 руб./кВт ч. Исходя из расчета сумма 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу (электроснабжение), исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги составляет более, чем установленная ОАО «Кузбассэнергосбыт» задолженность потребителей коммунальной услуги.

Таким образом, ОАО «Кузбассэнергосбыт» нарушены требования главы XI. «Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг» постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Следовательно, в действиях ОАО «Кузбассэнергосбыт» имеется событие административного правонарушения, предусмотренного ст.7.23 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд считает, что у заявителя имелась возможность по соблюдению требований законодательства. Вина заключается в пренебрежительном отношении к исполнению обязанностей по договору предоставления коммунальной услуги. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности ОАО «Кузбассэнергосбыт» не представлено.

Таким образом, событие правонарушения, вменяемого заявителю, факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вина ОАО «Кузбассэнергосбыт» в его совершении административным органом установлены и доказаны.

Нарушения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлены.

Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении юридическому лицу административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Указанные требования КоАП РФ были соблюдены при назначении административным органом наказания в виде наложения на заявителя размера штрафа, не превышающего минимально установленный предел.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования открытого акционерного общества «Кузбассэнергосбыт» о признании незаконным и отмене постановления от 21.09.2016 по делу № 24-16 от 13.09.2016 Государственной жилищной инспекции Кемеровской области отказать.

            Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                              Ж.Г. Смычкова