АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
http://www.kemerovo.arbitr.ru
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Кемерово Дело № А27-20900/2012
16 мая 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 7 мая 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 16 мая 2013 года.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Ходяковой О.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мартыненко М.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФИО1 в лице законного представителя ФИО2, г. Мыски
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, г.Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>); Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г.Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>); Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г. Москва в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области, г.Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
Третье лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации», г. Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконными действий
при участии:
от заявителя - законный представитель ФИО2,
от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - ФИО3, представитель, доверенность от 10.04.2012,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - ФИО3, главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения, доверенность от 26.12.2012 № 251Д,
у с т а н о в и л:
ФИО4 в лице законного представителя ФИО2 обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточнёнными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее – Управление Росреестра), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»:
о признании незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной оценке статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 № 215, действий Росреестра за соблюдением Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области административных процедур по контролю за ходом работ по проведению кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007, а также проверке Отчета о кадастровой оценке, по формированию (внесению) в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:29:0103013:2566, расположенного по адресу г. Мыски, в размере 6 044 029,5 руб.;
о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, выразившихся в несоблюдении административных процедур по контролю за ходом работ по проведению кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007, а также предварительной проверке Отчета о кадастровой оценке, выполненного ФГУП ФКЦ «Земля», по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007, по формированию (внесению) в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:29:0103013:2566, расположенного по адресу г. Мыски, в размере 6044029,5рублей;
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:29:0103013:2566, площадью 2733 кв.м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Мыски, равной его рыночной стоимости в размере 470 000 руб. с момента внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2007 и до 10.10.2012;
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:29:0103013:2566, площадью 2733 кв.м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Мыски, равной его рыночной стоимости в размере 560 000 руб. с 10.10.2012.
Заявитель просит взыскать с Росреестра, Управления Росреестра и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» судебные расходы за составление отчёта от 10.10.2012 № 1135/12 по определению рыночной стоимости земельного участка в сумме 8000 рублей, за составление отчёта от 12.03.2013 №186/13 по определению рыночной стоимости земельного участка в сумме 8000 руб., по уплате государственной пошлине в сумме 200 рублей.
Определением от 23.01.2013 к участию в деле привлечены в качестве соответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - кадастровая палата), в качестве третьего лица - Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» (ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»).
Кадастровая палата, третье лицо, надлежащим образом извещённые о времени и месте слушания дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечили, отзыв на заявление не представили, что не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
По мнению заявителя, расчёт кадастровой стоимости земельного участка произведен с нарушением, поскольку неверно определен состав факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, недостаточно произведен сбор сведений о значениях этих факторов, о рыночной информации, неправильно построена статистическая модель расчёта кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости).
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области не содержит даты его подписания, отсутствуют доказательства наличия полномочий лица, утвердившего отчет со стороны ФГУП «ФКЦ «Земля», фамилии исполнителей в отчете не совпадают. В Отчете отсутствуют ссылки на нормативные акты в области оценки, информация о членстве оценщиков в саморегулируемой организации оценщиков, сведения о страховании гражданской ответственности оценщиков. Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков проверен от имени Роснедвижимости ненадлежащим лицом. В акте проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 24.11.2008 № 2 в качестве должностного лица, осуществившего проверку Отчета, значится сотрудник ФГУП «ФКЦ «Земля».
Кадастровая стоимость спорного земельного участка многократно превышает его рыночную стоимость. При том, что кадастровая оценка земельного участка должны быть максимально приближена к его рыночной стоимости.
Росреестр, Управление Росреестра заявленные требования не признают, ссылаясь в отзыве (совместном) на то, что при рассмотрении настоящего дела необходимо руководствоваться разъяснениями, содержащимися в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 №913/2011, в соответствии с которыми достоверность кадастровой стоимости земельного участка предметом оспаривания не является. Заявленные требования не могут рассматриваться по правилам главы 24 АПК РФ, по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
В Кемеровской области на основании государственного контракта от 29.06.2007 № 140 выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, по результатам которых составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков. Управление Роснедвижимости по Кемеровской области осуществляло предварительную проверку данного отчета на соответствие его состава условиям технического задания. Действия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, связанные с проверкой отчета, носят формальный, а не самостоятельный характер. Актом проверки Роснедвижимость лишь подтверждает, что отчет изготовлен в соответствии с Методическими указаниями № 39.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области утверждены постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520. Сведения о конкретных показателях кадастровой стоимости содержаться в названном нормативном акте исполнительного органа субъекта Российской Федерации, а Управление Роснедвижимости по Кемеровской области лишь внесло эти сведения в государственный кадастр недвижимости.
Факторы стоимости земельных участков определялись в соответствии с пунктом 2.2.2 Методических указаний № 39 для каждого вида разрешенного использования земельных участков (таблица № 1 «Состав факторов стоимости», таблица № 2 «Перечень источников информации о значениях факторов стоимости земельных участков»). Сведения о значениях факторов стоимости приводятся в таблице № 3 «Перечень объектов оценки со значениями факторов стоимости». Источники информации о значениях факторов стоимости приводятся по форме (таблица №2 «Перечень источников информации о значениях факторов стоимости земельных участков»). Группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов производилась в соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний № 39. На территории Кемеровской области было сформировано 6 групп для городских населенных пунктов (кроме 5 и 9 видов разрешенного использования). Группа 3 была разделена на 2 «подгруппы» в связи с тем, что населенные пункты, входящие в группу 3 отличаются по уровню цен, площади, развитости инфраструктуры и пр. В группу 3.1 входит населенный пункт г. Мыски (таблица 5 «Описание групп» приложения 7 к Отчету). Источники рыночной информации имеются в таблице 6 «Сведения об используемых источниках информации» приложения 7 к Отчету. Рыночная информация, используемая при построении статистической модели, приводится по форме (таблица 7 «Рыночная информация приложения 7 к Отчету).
Для определения кадастровой стоимости земельных участков, входящих в 3.1 группу (г. Мыски), была выбрана экспоненциальная модель. Результат выбора моделей для расчета кадастровой стоимости по каждой группе отображается по форме (таблица 26 «Отобранные для расчета КС модели» приложения 7 к Отчету). Результаты расчета кадастровой стоимости земельных участков отображаются для каждой сформированной группы по форме (таблица 27 «КС ОО модель» приложения 7 к Отчету). В результате исполнителем работ модель определена верно, соответственно, и расчет кадастровой стоимости с применением таковой произведен правильно.
Контроль Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области производился с периодичностью, установленной приказами Роснедвижимости.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя, Росреестра, Управления Росреестра, суд установил следующее.
ФИО5 (фамилия изменена на ФИО6) принадлежат на праве собственности административное здание и мастерские, назначение: нежилое, 2-х этажное, общей площадью 1020,24 кв.м, адрес объекта: Кемеровская область, г. Мыски, а также земельный участок, категория земель: земли поселений, под АБК и складские помещения, общей площадью 2733 кв.м, адрес объекта: Кемеровская область, г. Мыски, кадастровый номер 42:29:0103013:2566 (свидетельства о государственной регистрации права от 18.05.2007).
Спорный земельный участок вошел в Перечень объектов оценки земельных участков, сформированный на 01.01.2007, и относится к категории ранее учтенных земельных участков.
По результатам государственной кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области», кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:29:0103013:2566 площадью 2733 кв.м составила 6 044 029,50 руб.
Из представленных в материалы дела отчетов независимого оценщика общества с ограниченной ответственностью «Прайс-Сервис» от 10.10.2012 № 1135/12 и от 12.03.2013 № 187/13 следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:29:0103013:2566 соответственно определена в сумме 560000руб. по состоянию на 01.10.2012 и в сумме 470 000 руб. по состоянию на 01.01.2007.
Посчитав, что действия Росреестра и Управления Росреестра по проверке расчетов, оценки земельных участков выполнены с нарушением установленных законодательством требований, а кадастровая стоимость спорного земельного участка превышает его рыночную стоимость, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент проведения процедуры государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости функций «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».
В силу положений Регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов (пункты 9.6 - 9.12 Регламента).
Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью путем проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15.02.2007 № 39 (далее - Методические указания).
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии отчета методическим указаниям; о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Из материалов дела следует, что Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (Управление Роснедвижимости), правопреемником которого является Управление Росреестра, и ФГУП ФКЦ «Земля» заключили государственный контракт от 29.06.2007 № 140, предметом которого являлось выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области.
По результатам проведенных работ ФГУП «ФКЦ «Земля» представило в Управление Роснедвижимости отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007.
Отчёт ФГУП «ФКЦ «Земля» состоит из отдельных таблиц факторов стоимости земельных участков, расчётов кадастровой стоимости, пояснений, актов, справочных и информационных материалов, с учётом которых была определена статистически значимая модель, и которые содержат сведения, в том числе и об использовании рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков.
Управление Роснедвижимости провело предварительную проверку отчета (протокол предварительной проверки от 11.11.2008) и, установив отсутствие противоречий техническому заданию, направило его для проведения проверки в Роснедвижимость.
По результатам проверки Роснедвижимостью (правопреемник - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) было принято решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям. Решение оформлено актом проверки отчета кадастрового центра об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 № 2.
Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов, согласованные Роснедвижимостью, были направлены в Управление Роснедвижимости, которое представило их на утверждение в администрацию Кемеровской области.
Постановлением Коллегии от 27.11.2008 № 520 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519 утверждены представленные Управлением Роснедвижимости средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам).
Таким образом, сведения о конкретных показателях кадастровой стоимости, которые содержатся в вышеназванных нормативных актах исполнительного органа субъекта Российской Федерации, определены специальным методом, а Управление Роснедвижимости перенесло эти сведения в государственный кадастр недвижимости на очередной срок.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 сформулирована правовая позиция о том, что заявленные по аналогичному делу требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении процедуры проведения работ по государственной кадастровой оценки земель либо неисполнении органами государственной власти конкретных предусмотренных законодательством обязанностей.
Суд не принимает доводы заявителя в части нарушения требований по оформлению Отчёта ФГУП «ФКЦ «Земля», поскольку Отчёт подписан исполняющим обязанности генерального директора предприятия, доказательств отсутствия полномочий на его подписание не представлено. Иные недочёты не существенны, не свидетельствуют о недостоверности проведённой государственной кадастровой оценки.
ФГУП ФКЦ «Земля» имело право заниматься оценочной деятельностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» лица, имевшие на 30 июня 2006 г. лицензии на осуществление оценочной деятельности, вправе осуществлять оценочную деятельность до 01 января 2008 г.
На момент заключения государственного контракта от 29.06.2007 № 140 ФГУП ФКЦ «Земля», имея лицензию на осуществление оценочной деятельности (сведения из отчета), обладало правом осуществления функций оценщика.
Суд отклоняет доводы заявителя о проверки Отчета со стороны Роснедвижимости неуполномоченным лицом – сотрудником организации, составившей отчет - ФГУП ФКЦ «Земля».
Решение о соответствии отчёта, предоставленного Управлением Роснедвижимости, Методическим указаниям, принято Роснедвижимостью в соответствии с пунктом 9.8 Административного регламента, о чем главным специалистом-экспертом Роснедвижимости ФИО7 составлен акт проверки от 24.11.2008 № 2.
Суд отклоняет доводы заявителя о неправильном определении факторов стоимости и недостаточности сведений о значениях факторов стоимости.
Законодательством не установлено приоритетных или иных факторов стоимости, используемых для построения модели, а ФГУП «ФКЦ «Земля» с помощью специального программного продукта были отобраны факторы стоимости с установленным коэффициентов значимости, которые использовались и являлись достаточными для построения модели.
Доводы заявителя о неправильной группировки земельных участков в составе земель населенных пунктов не соответствуют действительности.
При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований, заявленных к Росреестру и Управлению Росреестра.
Суд признает обоснованным требование в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 470000рублей.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 изложена правовая позиция, из которой следует, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1.3 Методических указаний от 15.02.2007 № 39, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Кемеровской области проводились в период 2007 - 2008 г.г. по состоянию на 01.01.2007 г.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его рыночная стоимость.
Вместе с тем, поскольку в рассматриваемом случае государственная кадастровая оценка проведена до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования Закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, положения статьи 24.19 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ на спорные правоотношения не распространяются и заявитель воспользоваться механизмом Закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (в редакции Закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ) не может.
Однако с учётом урегулирования в настоящее время вопроса по определению рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, суд считает возможным принять во внимание отчёт от 12.03.2013 № 187/13 о рыночной стоимости земельного участка в размере 470 000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2007 – дату кадастровой оценки земельного участка.
Отчёт эксперта от 12.03.2013 № 187/13 свидетельствует о том, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка существенно отличается от определенной оценщиком рыночной стоимости этого земельного участка по состоянию на 01.01.2007.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 №П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учёта» с 15.09.2010 Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области (переименовано в Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Кемеровской области) наделено полномочиями органа кадастрового учёта на территории Кемеровской области.
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 № 473 Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Кемеровской области реорганизовано в форме присоединения к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра»).
Функции ФГБУ «ФКП Росреестра» на территории Кемеровской области осуществляются филиалом. ФГБУ «ФКП Росреестра», являясь органом кадастрового учёта, не оспаривает как возможность применения положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, так и достоверность величины рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком.
При этом суд отмечает, что действующее до введения в действие главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ законодательство, не допускало возможности установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, на прошедший период.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, основанной на системном толковании пункта 3 статьи 66 Земельного кодексам Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, сведения о кадастровой стоимости признаются измененными с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости, в том числе по результатам проведения государственной кадастровой оценки или рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Соответственно, является неправомерным требование заявителя установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости с момента внесения сведений в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2007 до 10.10.2012, а также с 10.10.2012 в размере рыночной стоимости, определенной по состоянию 01.10.2012.
На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся в том числе и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в дела, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела заявителем представлен отчёт оценщика от 12.03.2013 № 187/13, на котором основаны требования, удовлетворенные судом, судебные расходы за составление отчёта от 12.03.2013 № 186/13 подлежат возмещению заявителю за счет кадастровой палаты.
Пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка (подпункт 2). Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 200 руб. подлежит возврату из средств федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 181, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:29:0103013:2566 площадью 2733 кв.м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Мыски, равной его рыночной стоимости в размере 470 000 рублей.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в пользу законного представителя ФИО2 8 000 рублей судебных расходов по договору на проведение оценки земельного участка от 12.03.2013 № 187/13.
Возвратить законному представителю ФИО2 из средств федерального бюджета 200 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья О.С. Ходякова