ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-21299/19 от 28.11.2019 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово Дело № А27-21299/2019

«05» декабря 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2019 года

Полный текст решения изготовлен 05 декабря 2019 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Н.Н. Гатауллиной,

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания А.Ю. Гончаровой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Объединение» (ОГРН 1154217002279, ИНН 4217169497), Кемеровская область, город Новокузнецк

к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789), Кемеровская область, город Кемерово

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 22.08.2019 №646/25-194

при участии:

от заявителя: Миропольцев Д.Д. – представитель по доверенности от 25.01.2018, паспорт;

от административного органа: Селянина М.В. – представитель по доверенности №17 от 27.02.2019, служебное удостоверение

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Объединение» (далее – заявитель, ООО «Объединение», общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (далее – административный орган, инспекция) по делу об административном правонарушении от 22.08.2019 №646/25-194.

В обоснование требования заявитель ссылается на недоказанность административным органом наличия события и состава вменяемого административного правонарушения. Указывает, что детская площадка не включена в состав общего имущества МКД по ул. Транспортная, 9, 11, что подтверждается представленными в материалы дела документами. Более подробно доводы изложены в заявлении.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Кроме того, считает, что из оспариваемого постановления и материалов по делу об административном правонарушении невозможность определить, что детская площадка расположена на придомовой территории МКД по ул. Транспортная, 9, 11.

Представитель административного органа в отзыве на заявление и в судебном заседании возражала против требований заявителя. Считает, что постановление от 22.08.2019 №646/25-194 вынесено законно и обосновано, с соблюдением установленных законом норм. Факт правонарушения подтвержден материалами административного дела. Подробнее доводы административного органа изложены в отзыве на заявление.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, суд установил следующее.

Постановлением Государственной жилищной инспекции Кемеровской области по делу об административном правонарушении от 22.08.2019 №646/25-194 ООО «Объединение» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 250 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле материалы, заслушав и изучив доводы участвующих в деле лиц, суд признал требование заявителя подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно частям 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Объективная сторона правонарушения по части 2 данной статьи выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации (часть 2 статьи 193 ЖК РФ).

В настоящее время положение "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.

Согласно пункту 3 указанного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ, являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.

В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, предъявляются следующие требования: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.

В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является оказание услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает, в том числе соблюдение требований Правил N 491, Минимального перечня.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами N 491.

В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункты "а", "б", "г").

На основании пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункты "а", "в", "з").

Содержание общего имущества включает в себя, в частности, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "ж" пункта 11 Правил №491).

В соответствии с положениями статьи 36 ЖК РФ и 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно подпункту "ж" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре (пункт 3 Правил №491).

В пунктах 5 и 6 Правил N 491 конкретизирован состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее – Правила №170).

Пункт 3.5.11 Правил N 170, устанавливает, что территория каждого домовладения, как правило, должна иметь детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей.

Определяющими требования безопасности оборудования и покрытия детской площадки являются ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования", ГОСТ Р 52301-2013 "Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования" основными требованиями безопасности детского игрового оборудования.

Понятие "придомовой территории" в настоящее время установлено "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001".

Согласно п. 3.34 Свода правил "придомовая территория" - образованный в соответствии с законодательством земельный участок многоквартирного жилого дома, с элементами озеленения, благоустройства, включающий в себя пешеходные пути ко входам, подъезды к дому со стоянками автотранспорта и площадками для жильцов данного дома - детскими, физкультурными, для отдыха, контейнеров, выгула собак и т.п.

Совокупность норм жилищного законодательства устанавливает обязанность управляющей компании осуществлять содержание общего имущества многоквартирного дома, в состав которого входят детские игровые площадки.

Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).

Как следует из материалов дела, и не оспаривается заявителем, управление многоквартирными домами по ул. Транспортная, 9, 11, г. Новокузнецк осуществляет ООО «Объединение» на основании договора № Т-9 на управление многоквартирным домом от 25.05.2018г., договора №Т-11 от 27.06.2018г. и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № 203 от 29.04.2015г.

Из оспариваемого постановления следует, что обществу вменяется нарушение п.10 «а», п. 11.1 Правил № 491, п. 4.4. «д» Правил №416, п. 3.5.11 Правил №170, п. 4.3.26.9 ГОСТ Р 52169-2012 п. 4.3., п. 6, п. 7.5, п. 7.8. ГОСТ Р 52301-2013.

А именно, инспекцией установлено, что на придомовой территории многоквартирных домов ул. Транспортная, 9 и ул. Транспортная, 11, г. Новокузнецк имеется детское игровое оборудование: песочница, карусель, горка, игровые элементы в виде ракеты, кораблика. Ударопоглощающее покрытие у размещенных на придомовых территориях детских игровых элементов отсутствует, а именно детское игровое оборудование размещено на твердом грунте. Не произведена маркировка и обозначение детского оборудования, а именно на оборудовании на видном и доступном месте не установлены таблички, содержащие: наименование и адрес изготовителя или его уполномоченного представителя; год введения в эксплуатацию; обозначение оборудования; отсутствуют информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования. В наличии неисправные элементы на игровом оборудовании," расположенном на придомовой территории ул. Транспортная, 9, 11, а именно:

-карусель: отсутствуют деревянные сидения, имеются выступающие острые детали;

-горка: замятие металлических элементов, неплотное прилегание металлических листов поверхности горки.

-кораблик: отсутствуют деревянные элементы (сидения), выступающие металлические детали, коррозия металлических элементов с повреждением целостности конструкций.

На указанном игровом оборудовании, установленном на придомовых территориях МКД ул. Транспортная 9 и ул. Транспортная, 11 местами отсутствует окрасочный слой, местами имеется коробление окрасочного слоя.

Выявленные нарушения отражены в акте непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие административного правонарушения от 25.06.2019 по адресам: ул. Транспортная, 9, 11, г. Новокузнецк.

Между тем, инспекцией не учтено следующее.

Указанные выше пункт 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ и подпункт "ж" пункта 2 Правил №491 предполагают отнесение к общему имуществу в многоквартирном доме предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объектов, расположенных только на земельном участке (в границах земельного участка), на котором расположен данный дом.

В случае отнесения указанных объектов игрового оборудования к отдельным многоквартирным домам, нахождения их на различных земельных участках, отнесение их к общему имуществу какого-либо из таких домов будет противоречить обозначенному выше подпункту "ж" пункта 2 Правил.

Таким образом, для отнесения детской площадки (элементов игрового оборудования) к общему имуществу многоквартирного дома необходимо установить, располагаются ли данные объекты на земельных участках, на которых расположены данные дома (по ул. Транспортная, 9, 11), а также предназначаются ли они для благоустройства только указанных многоквартирных домов.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (часть 5 статьи 205) возлагает обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, на административные органы.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств как каждого в отдельности, так и в их совокупности (статья 71 АПК РФ).

Из совокупности представленных административным органом в материалы дела доказательств, а именно: акта непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие административного правонарушения от 25.06.2019 (с приложением фототаблиц на 4л.), плана земельных участков МКД по ул. Транспортная, 9, 11, информации с сайта ГИС ЖКХ, публичной кадастровой карты, протокола по делу об административном правонарушении, постановления от 22.08.2019 №646/25-194, не представляется возможным установить, что указанные элементы игрового оборудования расположены на придомовой территории в границах земельного участка (земельных участков) спорных МКД, находящегося в управлении ООО «Объединение», и как следствие определить, относятся ли данные объекты к общему имуществу спорных МКД.

По мнению суда, само по себе указание в акте непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие административного правонарушения от 25.06.2019, иных документах на нахождение детского игрового оборудования на придомовой территории МКД по ул. Транспортная, 9, 11 является недостаточным для установления данного факта.

При этом следует отметить, что факт отнесения данных объектов к ООО «Объединение» и их расположение на придомовой территории в границах земельного участка (земельных участков) спорных МКД заявитель отрицает.

Кроме того, как следует из материалов дела, приложениями N 2 к договорам управления от 25.05.2018 №Т-9 и от 27.06.2018 №Т-11 утвержден состав общего имущества указанных МКД, спорные элементы игрового оборудования в указанном перечне не значатся. Также данные объекты не значатся в технических паспортах.

Учитывая изложенное, суд считает, что административным органом не доказано наличие в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

По правилам пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события или состава административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Таким образом, оспариваемое постановление Государственной жилищной инспекции Кемеровской области по делу об административном правонарушении от 22.08.2019 №646/25-194 является незаконным и подлежит отмене, а требование заявителя подлежат удовлетворению.

В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявленное требование удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Кемеровской области по делу об административном правонарушении от 22.08.2019 №646/25-194.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья Н.Н. Гатауллина