ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-21779/2021 от 15.02.2022 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

www.kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Город Кемерово                                                                            Дело № А27-21779/2021

18 февраля 2022 года

резолютивная часть решения оглашена 15 февраля 2022 года

полный текст решения изготовлен 18 февраля 2022 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Беляевой Л.В.,

при ведении протокола с использованием аудиозаписи секретарем судебного заседания Новиковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" федерального дорожного агентства" г. Новосибирск (ОГРН: 1035401907287, ИНН 5405201071)

к индивидуальному предпринимателю Чуричевой Надежде Ивановне, (ОГРНИП: 319420500008264, ИНН 421300680948)

обществу с ограниченной ответственностью "Каскад плюс", г. Кемерово (ОГРН:1054205221927, ИНН 4205092874)

о приведении в нормативное состояние примыкания к федеральной автомобильной дороге

третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Перекресток Ойл" ОГРН: 1054205117878, ИНН: 4205086172

при участии:

от истца – Крюкова О.В., представитель по доверенности от 11.01.2021 №09 (онлайн);

от ответчика – Степченко Д.Н., представитель по доверенности от 01.12.2021 №3/21;

от ИП Чуричевой Н.И. и третьего лица – не явились;

у с т а н о в и л:

федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" федерального дорожного агентства" (далее  - истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к индивидуальному предпринимателю Чуричевой Надежде Ивановне, к обществу с ограниченной ответственностью "Каскад плюс" (далее – ответчики) выполнить работы по приведению в нормативное состояние примыкания на км 470+950 (слева) федеральной автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск.

Предприниматель, третье лицо в судебное заседание не явились, в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся лиц.

Ответчики в отзывах указали, что имевшиеся нарушения устранены и не создают угрозу безопасности дорожного движения.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в отдельности и в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд установил следующее.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск - Кемерово - Красноярск-Иркутск, км 393+750 - км 443+020, км 458+110 - км 555 +720 в пределах Кемеровской области является собственностью Российской Федерации и находится в оперативном управлении Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок 42:15:0000000:47(единое землепользование), категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для инженерной и транспортной инфраструктуры, находящийся под федеральной автомобильной дорогой Р-255 «Сибирь» Новосибирск - Иркутск и полосой отвода является собственностью Российской Федерации и находится в постоянном бессрочном пользовании у ФКУ «Сибуправтодор».

На объекте дорожного сервиса км 471+050 (слева) расположено кафе «У Ксюши», принадлежащее ИП Чуричевой Н.И.

На объекте дорожного сервиса км 470+950 (слева) расположена Автозаправочная станция, принадлежащая на праве аренды ООО «Каскад-Плюс» (собственник ООО «Перекресток ойл»).

24.12.2019г. в целях обеспечения безопасности дорожного движения на участке размещения объекта сервиса в адрес ИП Чуричевой Н.И. направлялось уведомление №674 о необходимости проведения работ по ремонту примыкания от объекта дорожного сервиса, а именно: выполнить ремонт асфальтобетонного покрытия на переходно-скоростной полосе (ПСП), въезде - выезде и площадке для стоянки автотранспорта. Данные работы предлагалось выполнить одновременно с ремонтом федеральной автодороги в строительный период до 15.09.2020г.

30.10.2020г. в письме исх. № 710 ФКУ «Сибуправтодор» уведомляло ИП Чуричеву Н.И. о том, что в 2020 году произведены работы по ремонту участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск- Иркутск км 466+250- км 485 +000.  На данном участке, на км 471+050 (слева) размещен принадлежащий ИП Чуричевой Н.И. объект дорожного сервиса (кафе).

07.05.2021г. ФКУ «Сибуправтодор» в письме исх. № 216 просило ИП Чуричеву Н.И. до 15.05.2021г. предоставить информацию о подрядной организации, которая будет выполнять работы по ремонту ПСП, копию договора, график выполнения работ и ответственное лицо за выполнение ремонта.

20.05.2021г. ФКУ «Сибуправтодор» в адрес ИП Чуричевой Н.И. направляло письмо исх. № 234/34 о том, что 13.05.2021г. во время проверки соблюдения владельцами объектов сервиса технических условий и требований действующего законодательства, зафиксированы следующие нарушения:

1.         нет светильника на опоре освещения (на въезде);

2.         разрушение асфальтобетонного покрытия на ПСП;

3.         нет дорожной разметки на ПСП.

Просило в срок до 01.06.2021г. устранить вышеуказанные нарушения.

29.07.2021г. исх. № 2716 в адрес ИП Чуричевой Н.И. была направлена претензия о прекращении нарушения действующего законодательства, в которой ФКУ «Сибуправтодор» требовало до 15.08.2021г. на объекте дорожного сервиса - кафе, владельцем которого является ИП Чуричева Н.И., привести покрытие переходно-скоростных полос, обочин, ограждения, системы освещения, инженерного обустройства в нормативное состояние.

14.06.2019г. в письме исх. № 310 Кемеровский филиал ФКУ «Сибуправтодор» ставило в известность ООО «Каскад Плюс», что в соответствии с пунктом 10 статьи 22 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007г «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее ФЗ «Об автомобильных дорогах», содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос (ПСП) осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.

14.05.2019г. во время обследования объектов дорожного сервиса и примыканий к ним, зафиксированы следующие нарушения:

1)         дефекты дорожного ограждения на полосе торможения и островке безопасности;

2)         частичное разрушение обочины на полосе разгона;

3)         нет дорожной разметки на переходно-скоростной полосе (ПСП);

4)         ямочность на территории объекта сервиса и выезде с объекта.

ФКУ «Сибуправтодор» просило в срок до 01.07.2019г. устранить вышеуказанные нарушения.

В письме исх. № 673 от 24.12.2019г. ФКУ «Сибуправтодор» уведомляло ООО «Каскад Плюс», что на 2020г. намечено проведение работ по ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а именно на участке: автомобильная дорога Р-255 «Сибирь» км 466+250- км 485+000.

В письме исх. № 339 от 14.05.2020г. Кемеровский филиал ФКУ «Сибуправтодор» сообщал ООО «Каскад Плюс», что 14.04.2020 года во время обследования объектов дорожного сервиса и примыканий к ним, зафиксированы следующие нарушения, которые требуется устранить:

1.         Дефекты дорожного ограждения на полосе торможения и островке безопасности;

2.         Высота стойки дорожных знаков 4.1.2. и 2.4. на выезде не соответствует ГОСТу;

3.         Ямочность на въезде-выезде, сеть трещин на полосе разгона.

В письме исх. № 215 от 07.05.2021г. ФКУ «Сибуправтодор» просило ООО «Каскад Плюс» в срок до 15.05.2021г. предоставить информацию о подрядной организации, которая будет выполнять работы по ремонту переходно-скоростных полос в срок до 01.06.2021г.

03.08.2021г. в адрес ООО «Каскад Плюс» была направленная претензия исх. № 2729 от 03.08.2021г., в которой ФКУ «Сибуправтодор» просило до 15.08.2021г. на объекте дорожного сервиса - АЗС № 8 привести покрытие переходно-скоростных полос, обочин, ограждения, системы освещения, инженерного обустройства в нормативное состояние.

По настоящее время, как утверждает истец, требования действующего законодательства владельцами объектов дорожного сервиса не выполнены, на объекте дорожного сервиса имеются следующие нарушения:

1.         На объекте дорожного сервиса, принадлежащего Индивидуальному предпринимателю Чуричевой Н.И. - Кафе «У Ксюши» км 471+050 (слева):

-           отсутствует асфальтобетонное покрытие на площадке для стоянки автомобильного транспорта и выезде с объекта дорожного сервиса;

-           не нанесена горизонтальная дорожная разметка на переходно-скоростных полосах.

2.         На объекте дорожного сервиса ООО «Каскад Плюс» (ООО «Перекресток Ойл») Автозаправочная станция № 8 км 470+950 (слева):

-           Не выполнено устройство верхнего слоя покрытия переходно-скоростной полосы (полосы торможения), а именно 80 п.м. или 280 м 2;

-           дорожные знаки либо отсутствуют, либо установлены не в соответствии с проектом организации безопасности движения у объектов сервиса;

-           не выполнена замена барьерного ограждения на полосе торможения и островке безопасности;

-           не нанесена горизонтальная дорожная разметка на переходно-скоростных полосах.

По смыслу статьи 2 федерального закона "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

В силу статьи 3 федерального закона "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 13 федерального закона "О безопасности дорожного движения" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

Согласно статье 24 федерального закона "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

По смыслу статьи 3 федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования, в том числе автозаправочные станции; полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки, которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса; придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

В силу положений статьи 22 федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":

размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов (пункт 1);

объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 6);

строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (пункт 10);

реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (пункт 11).

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 N 266 утверждены СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*.

В соответствии с пунктами 3.20а, 3.23, 3.24, 3.25, 4.2 СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85 переходно-скоростная полоса - полоса движения, устраиваемая для обеспечения разгона (полоса разгона) или торможения (полоса торможения) транспортных средств при выезде из транспортного потока или въезде в транспортный поток, движущийся по основным полосам, полоса разгона - переходно-скоростная полоса, служащая для увеличения скорости транспортных средств до скорости транспортного потока по основной полосе движения для свободного вхождения в него, полоса торможения - переходно-скоростная полоса, служащая для снижения скорости транспортных средств при выезде из основной полосы транспортного потока для последующего въезда на другую дорогу, примыкание дорог - место соединения автомобильных дорог, где к одной дороге присоединяется в одном или разных уровнях другая дорога, не имеющая прямого продолжения и прерывающаяся в месте соединения, автомобильные дороги должны обеспечивать безопасное и удобное движение транспортных средств.

Согласно пунктам 1.3, 1.4 "ВСН 103-74. Ведомственные строительные нормы. Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог", утвержденных Министерством транспорта и строительства СССР 23.09.1975, пересечения и примыкания автомобильных дорог должны обеспечивать максимальную безопасность и удобство движения автомобилей с наименьшей потерей времени в пределах пересечения или примыкания. Пересечения и примыкания проектируют на основе перспективных размеров, состава и характера движения, частоты и удельных размеров движения автомобилей, изменяющих направление движения с одной из пересекающихся (или соединяющихся) дорог на другую. В зависимости от расположения сходящихся дорог и организации движения потоков автомобилей могут быть пересечения и примыкания.

Безопасность и удобство движения обеспечиваются своевременной видимостью пересечения, хорошей просматриваемостью, понятностью и удобством проезда пересечений и примыканий.

Своевременная видимость пересечений со всех подъездов для перестроения, торможения, поворотов или пересечения и для пропуска транспортных средств с преимущественным правом проезда достигается: расположением пересечений и примыканий на вогнутых кривых; уширением проезжей части и устройством дополнительных полос; разметкой проезжей части в зоне пересечений; устройством разделительных островков каплевидной формы на второстепенных дорогах; четким и своевременным указанием пути следования; зрительным выделением пересекающей или примыкающей дороги насаждениями или специальными ориентирами. Хорошая просматриваемость в зоне пересечения для своевременного обозрения пути движения достигается: расположением пересечений на вогнутых кривых главных дорог; примыканием второстепенных дорог под углом, близким к прямому; устранением препятствий в зоне видимости на пересечениях и примыканиях; выполнением подъездов второстепенной дороги однополосными (исключение помех видимости рядом стоящими автомобилями); обеспечением видимости для водителей, совершающих левый поворот. Понятность пересечений и примыканий обеспечивается: конструктивным решением преимущественного проезда; применением простых и широко распространенных типов пересечений; направлением потоков движения четкими кромками проезжей части и их разметкой, кромками островков на второстепенных дорогах; ясным указанием мест переходов для пешеходов и велосипедистов; установкой наглядных схем, знаков и указателей. Удобство проезда пересечений и примыканий в соответствии с динамическими и геометрическими характеристиками автомобильных дорог достигается: достаточной шириной полос движения; соответствием их направления траекториям движения автомобилей и достаточным их продолжением за пересечением; четким обозначением границ полос движения разметкой; смещением возвышающихся островков от кромок полос движения.

Согласно пункту 2.16 "ВСН 103-74. Ведомственные строительные нормы. Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог", утвержденных Министерства транспорта и строительства СССР 23.09.1975, в зонах пересечений и примыканий необходимо устанавливать знаки и указатели в соответствии с требованиями ГОСТ 10807-71.

На подходах дорог устанавливают предупреждающие знаки о наличии впереди пересечений и значимости пересекаемой дороги (главная или второстепенная). Знаки, предупреждающие о пересечении с главной дорогой, должны быть продублированы знаком 1.6 "Пересечение с главной дорогой" с табличкой 5.2а по ГОСТ 10807-71. Знак "Проезд без остановки запрещен" (2.15) устанавливают лишь в случаях: недостаточной видимости с второстепенной на подъезде к главной дороге; сложности оценки скорости движения автомобилей по главной дороге из-за местных условий (например, примыкания с внутренней стороны кривой).

Как правило, перед всеми пересечениями дорог необходимо устанавливать знаки "Предварительное указание направлений" (4.14), а в зоне пересечений - знаки "Указатели направлений" (4.15). Лишь на дорогах IV - V категорий в некоторых случаях достаточно одного знака "Указатель направления".

Расстояние от знака "Предварительное указание направлений" до начала отгона переходно-скоростных полос левого (правого) поворота или до пересечения должно быть не менее 300 м. На дорогах I - II категорий рекомендуется установка дополнительного знака 4.14 за 800 м. Знак 4.15 "Указатель направлений" следует размещать справа по ходу движения на присыпаемых к земляному полотну банкетах.

При наличии полос торможения знаки устанавливают в соответствии с указаниями пункта 4.11. При этом рекомендуется дублировать знак 4.15, устанавливая дополнительно их на островке треугольной формы. При размещении знаков необходимо обеспечивать их видимость.

Согласно пункту 2.17 "ВСН 103-74. Ведомственные строительные нормы. Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог", утвержденных Министерства транспорта и строительства СССР 23.09.1975, разметку в зонах пересечений и примыканий выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 13508-74. Особое внимание должно быть уделено четкому выделению преимущественного права проезда по главной дороге при подъезде к ней с второстепенной дороги (разметить основные полосы движения, нанести треугольники или стоп-линии, сделать различными внешний вид покрытия второстепенных дорог и переходно-скоростных полос, отделить переходно-скоростные полосы от основных прерывистой и сплошной линиями), обеспечению видимости в любое время суток контуров маркированных зон на главной дороге, направляющих транзитные потоки мимо полос левого поворота, по возможности выполняя их рефлектирующими видами разметки, выполнению разметки в виде указательных стрел на проезжей части на пересечениях с переходно-скоростными полосами для обозначения разрешенных направлений движения, разметке переходов для пешеходов и велосипедистов.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 23.10.2007 N 270-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007. "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".

Согласно пункту 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007. "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток.

Требования к дорожным ограждениям устанавливаются: ГОСТ 33127-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Классификация", ГОСТ 33128-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования" (далее - ГОСТ 33128-2014), ГОСТ 33129*2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Методы контроля" (далее - ГОСТ 33129-2014). Согласно п. 3.1. "ГОСТ 33128-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования" высота дорожного удерживающего бокового ограждения: расстояние в вертикальной плоскости от наиболее высокой точки ограждения до уровня обочины на дороге, покрытия на мостовом сооружении или разделительной полосе, измеренное у края ограждения со стороны проезжей части.

Согласно п. 6.1. "ГОСТ 33128-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования" ограждения должны быть безопасными для транспортного средства, его водителя и пассажиров, а также пешеходов на тротуарах. В случае наезда транспортного средства на ограждение должна быть обеспечена безопасность других участников движения на автомобильной дороге, а также сохранность элементов оборудования, перед которым установлены ограждения.

В соответствии с п. 6.2. "ГОСТ 33128-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования" Требования безопасности считают обеспеченными, если:

-           при испытании ограждения в салон не проникали детали ограждения;

-           транспортное средство, вступившее во взаимодействие с ограждением, не опрокинулось как через ограждение, так и в сторону проезжей части, не проникло через ограждение и не вышло после наезда за пределы допустимого коридора в соответствии с ГОСТ 33129.

Согласно п. 6.3. вышеуказанного ГОСТ минимальная высота барьерного ограждения, требуемая для обеспечения устойчивости транспортного средства против опрокидывания, определяется техническими условиями предприятий - изготовителей ограждений.

Согласно п. 6.12. вышеуказанного ГОСТ поврежденные элементы ограждений подлежат восстановлению или замене в течение пяти суток после обнаружения дефектов. Высоту установки ограждений следует проверять после окончания дорожно-ремонтных работ.

Таким образом, барьерное ограждение, обеспечивает безопасность дорожного движения и подлежит установке в соответствии с требованиями проекта и последующему нормативному содержанию.

Перечисленные требования действующего законодательства в регулируемой сфере спорных правоотношений ответчиками  не исполнены.

Доказательств обратного вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

21.12.2021 был составлен акт обследования объектов дорожного сервиса, принадлежащих ИП Чуричевой Надежде Ивановне и ООО «Каскад Плюс», в присутствии представителей ООО «Перекресток ойл», согласно которому собственником дороги установлены следующие нарушения:

1.         На объекте дорожного сервиса, принадлежащего Индивидуальному предпринимателю Чуричевой Н.И. - Кафе «Ксюша» км 471+050 (слева):

-           отсутствует асфальтобетонное покрытие на площадке для стоянки автомобильного транспорта и выезде с объекта дорожного сервиса;

-           не нанесена горизонтальная дорожная разметка на переходно-скоростных полосах.

2.         На объекте дорожного сервиса ООО «Каскад Плюс» (ООО «Перекресток Ойл») Автозаправочная станция № 8 км 470+950 (слева):

-           не выполнено устройство верхнего слоя покрытия переходно-скоростной полосы (полосы торможения), а именно 80 п.м. или 280 м 2;

-           дорожные знаки установлены не в соответствии с проектом организаций безопасности движения у объектов сервиса;

-           не выполнена замена барьерного ограждения на полосе торможения и островке безопасности;

-           не нанесена горизонтальная дорожная разметка на переходно-скоростных полосах.

Представитель Чуричевой Н.И. при составлении акта указал, что на сегодняшний день на территории стоянки кафе «У Ксюши» уложены железобетонные плиты размером 2м х 6м площадью 1800 м2. На полосах торможения и разгона, в части, которая принадлежит Чуричевой Н.И., положен асфальт. Дорожная разметка будет нанесена в теплое время. Таким образом, отраженные в акте замечания, предпринимателем не оспорены.

Представитель ООО «Перекресток ойл» в акте указал: барьерное ограждение на полосе торможения и островке безопасности исправно; горизонтальная разметка на ПСП занесена снегом, знаки согласно проекта ПСП АЗС№ 8 установлены, два знака по техническим причинам будут установлены в течение часа.

ООО «Каскад плюс» фактически оспорило требования в части требований о приведении в нормативное состояние барьерного ограждения на полосе торможения и островке безопасности 290 м и установке отсутствующего барьерного ограждения, а также в отношении  установки дорожных знаков.

Так, от  ООО «Каскад Плюс», опираясь на фотографии, приобщенные к материалам дела, указал, что дорожные знаки на объекте дорожного сервиса установлены обществом надлежащим образом.

Между тем, исследовав представленную истцом схему установки дорожных знаков и дорожной разметки, являющуюся частью проекта, представленные сторонами материалы фотофиксации объекта, суд соглашается с позицией истца, что знаки организации дорожного движения Ответчиком установлены не в соответствии с рабочим проектом ГП Кемеровской области «Кузбассдорфондпроект» «Проект организации безопасности движения у объектов сервиса на Км 470+700 автомобильной дороги М-53 «Байкал» в Кемеровской области» (Шифр 205-2006, 2006 год) и Корректировкой ООО «ЛенМостСтрой» Проекта организации безопасности движения у объектов сервиса на км 470+700 (слева) автомобильной дороги М-53 «Байкал» (Шифр 03-АД-ОС, 2010г.), а знак 3.27 «Остановка запрещена» в начале полосы торможения отсутствует. При этом, вопреки доводам истца, знак 5.5 «Дорога с односторонним движением» установлен ООО «Каскад-плюс», однако с нарушением указанного проекта.

При обследовании объекта в сентябре 2021 истцом установлено, что барьерное ограждение на полосе торможения и островке безопасности к объекту дорожного сервиса ООО «Каскад-плюс» имеет повреждения, оно погнуто, не находится в вертикальном положении, и не соответствует установленной рабочим проектом организации безопасности движения у объектов сервиса на км 470 +700 автомобильной дороги М-53 «Байкал» в Кемеровской области высоте в 0,75 м.

Документального подтверждения устранения данного недостатка ООО «Каскад плюс» не представлено.

Напротив, в представленном ООО «Каскад плюс» тексте мирового соглашения от 28.12.2021 признавало наличие обязанности по поднятию высоты барьерного ограждения.

Представленные к судебному заседанию фотографии не свидетельствуют об устранении установленных недостатков, поскольку  данные фотографии свидетельствуют, что барьерное ограждение на переходно-скоростных полосах и островке безопасности на объекте дорожного сервиса ООО «Каскад-плюс» находится под снежным покровом, соответственно, ООО «Каскад плюс» не обеспечивает надлежащее содержание объекта дорожного сервиса.

В этой связи исковые требования признаются судом подлежащими удовлетворению, поскольку направлены на обеспечение безопасности дорожного движения по федеральной трассе в зоне нахождения объекта ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 168-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Каскад-плюс» (ОГРН 1054205221927, ИНН 4205092874) до 01.07.2022 совершить следующие действия по приведению объекта дорожного сервиса автозаправочной станции № 8, расположенной на км 470+950 (слева) федеральной автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» Новосибирск-Кемерово- Красноярск-Иркутск в соответствие требованиям «Проекта организации безопасности движения у объектов сервиса, расположенных на км 470+700 (слева) федеральной автомобильной дороги (М-53 «Байкал») в Кемеровской области (шифр 205-2006, 2006 год) и Корректировки ООО «ЛенМостСтрой» Проекта организации безопасности движения у объектов сервиса на км 470+700 (слева) автомобильной дороги М-53 «Байкал» (Шифр 03-АД-ОС, 2010г.):

1. выполнить устройство верхнего слоя покрытия переходно-скоростной полосы (полосы торможения), а именно 80 п.м. или 280 м2;

2. установить дорожные знаки;

3.         привести в нормативное состояние барьерное ограждение на полосе торможения и островке безопасности 290 м и установить отсутствующее барьерное ограждение;

4.         нанести горизонтальную дорожную разметку на переходно-скоростных полосах.

Обязать индивидуального предпринимателя Чуричеву Надежду Ивановну (ОГРНИП 319420500008264, ИНН 421300680948) совершить до 01.07.2022  следующие действия по приведению объекта дорожного сервиса автозаправочной станции № 8, расположенной на км 470+950 (слева) федеральной автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» Новосибирск-Кемерово- Красноярск-Иркутск в соответствие требованиям «Проекта организации безопасности движения у объектов сервиса, расположенных на км 470+700 (слева) федеральной автомобильной дороги (М-53 «Байкал») в Кемеровской области (шифр 205-2006, 2006 год) и Корректировки ООО «ЛенМостСтрой» Проекта организации безопасности движения у объектов сервиса на км 470+700 (слева) автомобильной дороги М-53 «Байкал» (Шифр 03-АД-ОС, 2010г.)

1.         выполнить устройство асфальтобетонного покрытия на площадке для стоянки автомобильного транспорта и выезде с объекта дорожного сервиса;

2.         нанести горизонтальную дорожную разметку на переходно-скоростных полосах.

Взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину с общества с ограниченной ответственностью "Каскад плюс" в размере 6000 руб., с индивидуального предпринимателя Чуричевой Надежды Ивановны в размере 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в арбитражный  суд апелляционной инстанции в течение одного месяца с момента его принятия (изготовления его в полном объеме).

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                                 Л.В. Беляева