АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д.8, Кемерово, 650000;
информационно-справочная служба (3842) 58-43-26; факс (3842) 58-37-05
www.kemerovo.arbitr.ru; info@kemerovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27-2222/2017
24 мая 2017 года
Резолютивная часть решения оглашена 24 мая 2017 года
Полный текст решения изготовлен 26 мая 2017 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Потапова А.Л. при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Бахаевой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (г. Кемерово, ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (г. Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным требования от 15.09.2016 №052S01160197652
при участии представителей сторон:
от заявителя – не явились;
от пенсионного фонда – ФИО2 (удостоверение, доверенность от 09.01.2017);
у с т а н о в и л :
индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании недействительным требования от 15.09.2016 №052S01160197652, обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) провести перерасчёт суммы недоимки страховых взносов, пеней и штрафов для ИП ФИО1 за 2015 год.
Заявитель о судебном заседании уведомлен надлежаще, представил в суд ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд, просил провести судебное заседание в свое отсутствие.
Представитель Пенсионного фонда возражал по заявлению индивидуального предпринимателя, сослался на ранее представленный отзыв на заявление, возражений относительно ходатайство о восстановлении процессуального срока не заявил.
Судом дело рассмотрено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя, его представителя.
Как следует из заявления индивидуального предпринимателя, им от Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (далее по тексту – УПФР, пенсионный фонд) получено требование № 05280160197652 от 15.09.2016 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за 2015г в сумме 128806,45 руб. Заявитель указывает, что его доход как предпринимателя за 2015г. составил 455961 руб., что подтверждается налоговой декларацией 3-НДФЛ и суммой начисленного налоговой службой подоходного налога. В соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ при доходе свыше 300 тысяч рублей взимается доплата по страховым взносам в размере 1% и в моем случае она составляет 1551,96 руб. Эта сумма вместе с фиксированными платежами по страховым взносам мною своевременно была оплачена. Он обращался в ПФР с письмом от 07.10.2016 с просьбой пересчитать сумму взносов, исходя из полученного дохода предпринимателя, как это предусмотрено Законом № 212-ФЗ от 24.07.2009г., то было оставлено без удовлетворения. Заявитель указывает, что такая же ситуация была при расчёте страховых взносов за 2014год. При отказе ПФР пересчитать сумму страховых взносов, исходя из фактического дохода от предпринимательской деятельности уменьшенного на сумму вычетов, он обращался в Арбитражный Суд Кемеровской области (дело № А-27-22351/2015), который обязал ответчика провести перерасчёт взносов за 2014г. Это требование ПФР выполнил. Также заявитель указывает, что в его предпринимательской деятельности в 2015 году ничего не изменилось, его затраты на закуп товара составляют 90% в общем доходе от предпринимательской деятельности. Наёмных работников он не имеет. Заявитель полагает, что из общего дохода от предпринимательской деятельности (14 991 947 руб.) необходимо вычитать расходы, связанные с предпринимательской деятельностью (14 485 986 руб.), как это требует 212-ФЗ от 24.07.2009г. и провести расчёт, исходя из суммы дохода предпринимателя (455 961 руб.). Однако, сведения о расходах из моей декларации, принятой налоговой службой, не приняты во внимание (письмо №21-827 от 30.01.2017г.). В общем доходе от предпринимательской деятельности мой доход, как предпринимателя, составляет всего 3%.
Управление ПФР не соглашается с заявление предпринимателя, считает его не подлежащим удовлетворению. Согласно статье 5 Федерального закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов. В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ указанные плательщики уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах. С 1 января 2014 года установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых плательщиков страховых взносов, в том числе индивидуальных предпринимателей, исходя из их дохода, который заключается в следующем: в случае если доход плательщика не превышает 300 000 руб. за расчетный период - 1 МРОТ (5 965 руб. на 2015 г.) х 26% х 12 мес. = 18 610,80 руб.; в случае если доход плательщика превышает 300 000 руб. - 1 МРОТ х 26% х 12 мес. + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 руб. При этом вводится ограничение по размеру страховых взносов, а именно максимально возможная сумма страхового взноса, уплачиваемая самозанятыми плательщиками - 8 МРОТ (5 965 руб. на 2015 г.) х 26% х 12 мес. = 148 886,40 руб. Также в письме от 1 сентября 2014 г. N 17-4/ООГ-692 отмечено, что положения статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 237-ФЗ) об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя исходя из его дохода не увязываются с определением таким индивидуальным предпринимателем его налоговой базы при уплате соответствующего налога в зависимости от применяемого режима налогообложения. Поэтому в целях определения с 1 января 2014 года размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, учитывая положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. При этом налоговые вычеты, предусмотренные главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации, не учитываются. Учитывая, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются индивидуально возмездными обязательными платежами, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии, а также то, что не все индивидуальные предприниматели ведут учет расходов, то формирование пенсионных прав не увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей за год (прибыль, убыток).
Управлением ПФР из налогового органа была получена информация о размере годового дохода в отношении ИП ФИО1 Согласно данной информации, доход составил 14 941 947,00 руб., из которого были рассчитаны страховые взносы. Страхователем был оплачен фиксированный размер страховых взносов за 2015 г. в размер 18 610,80 руб., сумма же подлежащая к уплате составила: 148 886,40 - 18 610,80 руб. = 130 275,60 руб. При этом УПФР при расчете были учтены произведенные предпринимателем частичные оплаты в размере 1559,61 руб. от 09.03.2016 г. и 1909,54 руб. от 13.04.2016 г. Таким образом, сумма по требованию составила – 126806,45руб. (130 275,60 - 1 559,61 - 1 909,54 = 126 806,45 руб.).
Управление ПФР считает, что размер страховых взносов был рассчитан за 2015 год правомерно и произведен в рамках действующего законодательства.
Более подробно позиция сторон изложена в заявлении, отзыве на него.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, выслушав пояснения представителя УПФР, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В рассматриваемый временной период правоотношения в сфере исчисления, уплаты, взыскания страховых взносов регулировались Федеральным законом №212-ФЗ от 24.07.2009 г.
С 01.01.2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" которым признан утратившим силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3738).
Принимая во внимание переходные положения законодательства, установленные ст.ст.19-20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, суд признал подлежащими применению к рассматриваемому периоду положения Федеральным законом №212-ФЗ от 24.07.2009 г., действующего до 01.01.2017 г.
При отсутствии информации и доказательств передачи УПФР сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года в налоговые органы, а также принимая во внимание положения ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, суд не находит оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица налоговую инспекцию, как администратора данных платежей после 01.01.2017 г.
Изучив обстоятельства и порядок обращения предпринимателя в суд с рассматриваемым заявлением, учитывая отсутствие в данной части возражений УПФР, суд находит ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подлежащее удовлетворению. Таким образом, в порядке ст.117 АПК РФ ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока судом было удовлетворено, а срок на обращение в суд с настоящим заявлением восстановлен.
Согласно ч.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд 4 обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 14.
Согласно подпункту 1.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Сумму годового дохода для целей исчисления взносов необходимо определять согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации в зависимости от применяемого режима налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть 13 процентов, база по налогу на доходы физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 23 Кодекса (пункт 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в рассматриваемом случае подлежит применению правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П, который указал, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно–правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 №1-ФКЗ решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Как следствие, суд признает обоснованным требования предпринимателя, основанные на необходимости исчисления страховых взносов от суммы полученного за рассматриваемый период дохода, с учетом понесенным за этот же период расходов.
Принимая во внимание подтвержденный предпринимателем и не оспоренный УПФР размер расходов за 2015 г. (14485986 руб.), суд признает не оспоренным и не опровергнутым УПФР размер полученного предпринимателем дохода – 455961 руб., являющийся базой для исчисления страховых взносов.
Согласно ч.1-2 ст. 16 Закона №212-ФЗ страховые взносы за прошедший отчетный период должны быть уплачены не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Из материалов дела следует, что предпринимателем за 2015 г. были исчислены и уплачены страховые взносы в размере 18610,80 руб., а также 1559,61 руб. – 09.03.2016 г. и 1909,54 руб. от 19.04.2016 г., что исключает наличие недоимки по страховым взносам, исчисленным в порядке ст. 14 Закона №212-ФЗ, отсутствие оснований для начисления пени в порядке ст. 25 Федерального закона №212-ФЗ.
Таким образом, суд соглашается с доводами заявителя, что оснований для выставления и направления оспариваемого требования в порядке ст. 22 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009 г. в рассматриваемом случае не имелось. Как следствие, оспариваемое требование подлежит признанию судом недействительным. Принимая во внимание неверное исчисление УПФР в отношении заявителя страховых взносов и, как следствие, неверный учет поступивших от него платежей, требования заявителя в части возложения на УПФР обязанностей по перерасчету недоимки страховых взносов, пеней и штрафов судом на основании ст.201 АПК РФ также подлежат удовлетворению.
Удовлетворяя требования судебные расходы по уплате заявителем государственной пошлины в сумме 300 руб. за рассмотрение спора в арбитражном суде, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятя на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области, которые подлежат взысканию с последнего в пользу заявителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 101, 102, 110, 167–170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Заявленные ИП ФИО1 требования удовлетворить.
Признать недействительным, как не соответствующее нормам Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009 г., требование УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) от 15.09.2016 №052S01160197652. Обязать УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) произвести перерасчет суммы страховых взносов, пеней и штрафов в отношении ИП ФИО1 за 2015 г.
Взыскать с УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) в пользу ИП ФИО1 понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины при обращении в суд в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия.
Судья А.Л. Потапов