ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-22235/16 от 20.02.2017 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово                                                                                Дело №А27-22235/2016

22 февраля 2017 года

Резолютивная часть решения оглашена 20 февраля 2017 2016 года 

Решение в полном объеме изготовлено 22 февраля 2017 2016 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Семёнычевой Е.И.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукьяновой А.В.,  рассмотрев  в открытом судебном заседание   заявление Акционерного общества «Междуречье»

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Междуреченске Кемеровской области (межрайонному)

о признании недействительным решения от 17.10.2016 №052S19160002493 «о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» 

при участии

до перерыва

от Акционерного общества «Междуречье»: ФИО1 - представителя по доверенности от 09.11.2016 № 304/16, паспорт;

от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Междуреченске Кемеровской области: ФИО2 - руководителя юридической группы, доверенность № 1 от 09.01.2017, паспорт.

после перерыва

от Акционерного общества «Междуречье»: ФИО1 - представителя по доверенности от 09.11.2016 № 304/16, паспорт;

от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Междуреченске Кемеровской области: н/я.

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Междуречье» обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Междуреченске Кемеровской области от 17.10.2016 №052S19160002493 «о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»  .

По мнению представителя заявителя, пенсионным фондом обязанность по предоставлению сведений по форме СЗВ-М за август 2016 исполнена своевременно. Представитель Общества указывает, что обстоятельства, описанные в акте о том, что «06.09.2016 со статусом «Документ не принят»: грубая ошибка cvc-simple-type1: element{ЬПр://пф.рф/ВС/СЗВ-М/2016-04-01 }ИНН value'4214106423699' isnotavalidinstanceoftype{бПр://пф.рф/унифицированныеТипы/2014-01-01}ТипИНН_ФЛ - требуется повторное предоставление документа» не имеют значения для формальной части состава правонарушения, предусмотренного абзацем 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ, так как Обществу по акту вменяется деяние в виде бездействия, а именно непредставление сведений в установленный срок, что следует из акту от 15.09.2016, При  этом представитель Общества отмечает, что  в дальнейшем в решении №052S19160002493 от 17.10.2016 Пенсионным фондом Общество привлечено к ответственности за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.

Представитель Общества указывает, что предоставление сведений на работника ФИО4 выразившаяся в неправильном указании у страхователя  номера ИНН (необходимо было указать 42140642399, вместо этого было указано 421406423699), нельзя расценивать как предоставление недостоверных сведений и  не может быть квалифицирована как неустранимая, позволяющая органу пенсионного фонда отказывать в приеме отчетности.

Кроме того, Представитель Общества отмечает, что Пенсионный фонд за предоставление ошибочных сведений в ИНН работника, описанную в Решении №052S19160002493 уже привлек АО «Междуречье» отдельно к ответственности, предусмотренной абз. 4 ст. 17 Федеральный закон от 01.04.1996 г. №27-ФЗ, а именно решением №052S19160002492 от 17.10.2016  обществу назначен за предоставление неполных сведений по форме СЗВ-М за август 2016 на 1 застрахованное лицо.

Заявитель полагает, что ссылка Пенсионного фонда на Распоряжение Правления ПФР от 25 февраля 2016 N70р «Об утверждении формата данных сведений о застрахованных лицах» является неправомерной, так как данный нормативный акт признана утратившим силу с 30.08.2016, в связи с изданием Распоряжения Правления ПФ РФ от 31.08.2016 N432р «Об утверждении формата данных сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М).

Так же Заявитель ссылается, что пенсионный фонд проигнорировал возражения Общества, не дав доводам и представленным документам АО «Междуречье» оценки в Решении №052S19160002493 от 17.10.2016, а так же указывает, что вопрос о наличии или отсутствии исключающих вину обстоятельствах либо смягчающих ответственность обстоятельствах проверяющими при проведении проверки не исследовался.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Междуреченске Кемеровской области в письменном отзыве изложил доводы в обоснование законности и обоснованности  обжалуемого решения указывает, что в форме электронного документа сведения но форме СЗВ-М представляются в соответствии с форматом, утверждённым Распоряжением Правления ПФ РФ от 31.08.2016 N432р "Об утверждении формата данных сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М)". Представитель Пенсионного фонда указывает, что АО "МЕЖДУРЕЧЬЕ" нарушило Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ п. 2.2 статьи 11 предоставив неполные сведения по форме СЗВ-М за август 2016 года на 1 застрахованное лицо. Пенсионный фонд отмечает, что при сдаче исходной формы СЗВ-М страхователем акционерное общество "Междуречье" допущены грубые ошибки, которые были выявлены в автоматическом, программном режиме и так же в автоматическом режиме сформирован УПП и направлен в адрес страхователя по каналам информационно-телекоммуникационных сетей с комментарием, о том, что необходимо устранить ошибки и повторно направить документ в УПФР в г. Междуреченеке Кемеровской области (межрайонное).

Представитель пенсионного фонда так же обращает внимание суда на опечатку, допущенную в решении о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.10.2016 года № 052S19160002493, где вместо: «...за непредставление страхователем в установленный срок...», указано «...за представление неполных...».

   Кроме того, представитель пенсионного фонда указал, что первоначально представленный Обществом отчет не был принят в связи с представлением его не в том электронном формате.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства и материалы дела, судом установлено следующее:

Как следует из материалов дела, Акционерное общество «Междуречье» зарегистрировано в качестве страхователя Управлением Пенсионного фонда в г.Междуреченске Кемеровской области (межрайонное).

Управлением Пенсионного фонда в г. Междуреченске Кемеровской области (межрайонное) (далее - УПФР, Фонд) в отношении акционерного общество «Междуречье» (далее - АО «Междуречье», Общество) была проведена проверка правильности заполнения, полноты, и своевременности представления сведений индивидульного (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидульном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 г. №27-ФЗ).

В результате проверки Фондом вынесен акт №052S18160002492 от 15.09.2016 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (далее - Акт от 15.09.2016 г.), согласно которому предлагается:

1)страхователю (АО «Междуречье») внести необходимые исправления в документы кадрового учета;

2)привлечь АО «Междуречье» к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 (абзац 4 статьи 17) Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ за предоставление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ за отчетный период - август 2016 на 1 застрахованное лицо.

Общество, ознакомившись с актом от 15.09.2016 представило в Пенсионный фонд письменные возражения от 11.10.2016 №68-П.

По результатам рассмотрения акта проверки №052S19160002493 от 15.09.2016 , Пенсионным фондом вынесено Решение №052S19160002493 от 17.10.2016 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно Решению №052S19160002493 от 17.10.2016 Обществу предложено уплатить штраф в сумме 1 173 000 руб., предусмотренный частью 4 статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

АО «Междуречье» посчитало Решение №052S19160002493 от 15.09.2016, вступившее в законную силу 31.10.2016 , незаконным и нарушающим права в сфере предпринимательской деятельности и обратилось а Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании данного решения недействительным, оспаривая сумму штрафа в размере 1173 000 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Страхователями согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ признаются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения, международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ страхователь обязан представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М.

Со II квартала 2016 года помимо ежеквартальной отчетности пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ введена обязанность страхователя ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили - договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилия, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ сведения представляются по форме СЗВ-М (далее - отчет, сведения по форме СЗВ-М) утвержденной Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 № 41142).

Информация предоставляется посредством электронного документооборота.

Порядок заполнения формы СЗВ-М, установлен Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 №83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N41142), относительно ИНН в нем указано, что соответствующее поле заполняется при наличии у страхователя правильных данных об ИНН физического лица. УПФР не установлено, что Общество располагало правильными данными на момент предоставления первого отчета 05.09.2016 г. Из этого следует, что ИНН не является в данном случае обязательным реквизитом форма СЗВ-М.

Ссылка Фонда на Распоряжение Правления ПФР от 25 февраля 2016 г. N70р «Об утверждении формата данных сведений о застрахованных лицах» является неправомерной, так как данный нормативный акт признана утратившим силу с 30.08.2016 , в связи с изданием Распоряжения Правления ПФ РФ от 31.08.2016 N432р «Об утверждении формата данных сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М)».

Последним днем представления сведений предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в территориальный орган ПФР за отчетный период - август 2016 является 12.09.2016.

Как следует из материалов дела, пояснений представителя Общества и не отрицается представителем Пенсионного фонда форма отчета СЗВ-М за август была технически сформирована 05.09.2016 старшим инспектором отдела кадров ФИО3, в этот же день отчет был отправлен в Пенсионный фонд. Отчет был отправлен по телекоммуникационным каналам связи системы Контур Экстерн.

 07.09.2016  старшим инспектором отдела кадров ФИО3 было установлено, что документ не принят из - за ошибки в идентификационном номере одного застрахованного лица - работника ФИО4.

12.09.2016 дополнительно был отправлен отчет с уточненными сведениями на ФИО4 и получен протокол о том, что отчет СЗВ-М не принят. При разбирательстве причин выяснилось, что отчет не был сформирован по причине сбоя в программе. 13.09.2016  отчет СЗВ-М был еще раз отправлен дополнительно только в отношении ФИО4.

В дальнейшем, 15.09.2016  с учетом устного предложения представителя пенсионного фонда был предоставлен полный отчет на 2346 работников еще раз, без сведений на ФИО4, так как они не проходят в электронном виде. Исходный отчет СЗВ-М за август был повторно направлен в пенсионный фонд и получено уведомление о принятии сведений.

Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Пенсионным фондом при принятии решения не учтено, что Общество приняло все зависящие от него меры по направлению отчетности, в том числе 05.09.2016 и неучтено, что за представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки законом не предусмотрена ответственность.

Кроме того, Общество приняло все зависящие от него меры по направлению отчетности, в том числе по предоставлению сведений ИНН ФИО4 достоверные сведения о которых на момент представления отчетности у Общества отсутствовали.

Информации о том, что страхователь представил сведения не соответствующие его документам, не имеется.

В то же время обязанности страхователя по представлению сведений, отличных от имеющихся у него данных, Закон N 27-ФЗ не предусматривает.

Кроме того, следует отметить, что в решении Пенсионного фонда содержится лишь констатация факта представления страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ, при том, что актом проверки установлено нарушение установленного срока для предоставления формы СЗВ-М за отчетный период август 2016 на 3 дня на 2346 застрахованных лиц. Между тем в оспариваемом решении пенсионный фонд сделав вывод о наличии правонарушения, предусмотренного абз. 4 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, не указывается, в чем заключается противоправность деяния и в какой форме выражена вина страхователя.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что в действиях страхователя отсутствует состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена абзацем 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, следовательно, доводы Пенсионного фонда о правомерно вынесенном решении отклоняются, как несостоятельные.

В данном случае Пенсионный фонд ограничился описанием факта представления Учреждением недостоверных сведений, не установив, в чем конкретно выражена недостоверность, какие действия совершены Учреждением противоправно, какая форма вины установлена в ходе проведения проверки, то есть ненормативный акт не содержит описания как объективной, так и субъективной стороны правонарушения.

Ссылка Пенсионного фонда на наличие опечатки в решении судом не принимается, так как ссылка на предоставление недостоверных сведений, следует как из описательной так и резолютивной части вынесенного Пенсионным фондом решения.

В качестве объективной стороны состава правонарушения страхователю вменено несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за август 2016 в установленный срок.

Закон не содержит критериев, по которым сведения, содержащий ошибочные сведения, признается непредставленным вовсе.

Распоряжением Правления ПФР от 31.08.2016 № 432р «Об утверждении формата данных сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М)» внесены изменения в электронный формат сведений СЗВ-М. Распоряжение Правления ПФР от 25 февраля 2016 года № 70р «Об утверждении формата данных сведений о застрахованных лицах» признано утратившим силу.

Сведения по форме СЗВ-М с 1 сентября 2016 года принимались органами ПФР в новом формате. Однако был установлен переходный период до 1 ноября 2016 года, в котором предусматривался прием органами ПФР форм СЗВ-М как в новом, так и в старом формате.

Подзаконные нормативные акты, регламентирующие порядок сдачи отчетности в электронном виде и устанавливающие коды ошибок в целях принятия или непринятия отчетности не могут рассматриваться как основание для расширительного толкования норм закона об ответственности страхователя.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что представление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за август 2016 не в том формате, не может являться основанием для привлечения к ответственности предусмотренного абзацем 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о формальном подходе Управления к проведению проверки и существенном нарушении Пенсионным фондом прав страхователя. Нормами действующего законодательства закреплены основополагающие принципы виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности, с учетом которых должны применяться любые санкции; формальный подход к наложению штрафа недопустим.

Вопрос о наличии либо отсутствии смягчающих обстоятельств судом не рассматривался поскольку суд пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя вмененного ему состава правонарушения.

Удовлетворяя требования заявителя, суд, руководствуясь статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаченной заявителем государственной пошлины при обращении в суд в размере 3000 рублей    относит на Пенсионный фонд.

Руководствуясь статьями    101,110 167-170,  201,  180,181  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,             

р е ш  и л:

Требования Акционерного общества «Междуречье» удовлетворить.

Признать недействительным  в связи с несоответствием нормам Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Междуреченске Кемеровской области (межрайонного) от 17.10.2016  №052S19160002493 «о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Взыскать с  Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Междуреченске Кемеровской области в пользу Акционерного общества «Междуречье» 3000 рублей судебных расходов. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                 Е.И. Семёнычева