ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-22858/16 от 09.08.2017 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

Тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело № А27-22858/2016

«14» августа 2017 года

Резолютивная часть объявлена 09 августа 2017 года

Полный текст решения изготовлен 14 августа 2017 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Конкиной И.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Дериглазовой Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Кемеровский социально-инновационный банк», г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Центральному Банку Российской Федерации, г. Москва в лице отделения по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации, г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным предписания от 01.11.2016 № Т632-15-1/17026 ДСП

при участии:

от заявителя – представитель ФИО1 (доверенность № 59 от 21.09.2015 г., паспорт); представитель ФИО2 (доверенность № 17 от 06.06.2016 г., паспорт);

от ЦБ РФ – представитель ФИО3 (доверенность № 20/15 от 23.12.2015, паспорт), представитель ФИО4 (доверенность № ДВР16-02/341 от 28.11.2016, генеральная доверенность № 399 от 20.10.2015, паспорт), представитель ФИО5 (доверенность № 06/15 от 18.11.2015 г., паспорт); представитель ФИО6 (доверенность от 10.09.2015 г., паспорт);

у с т а н о в и л:

акционерное общество «Кемеровский социально-инновационный банк» (далее – ОА «Кемсоцинбанк», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Центральному банку Российской Федерации в лице отделения по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ, Банк) о признании незаконным предписания от 01.11.2016 № Т632-15- 1/17026 ДСП.

В качестве оснований оспаривания предписания заявитель указывает на незаконное возложение на кредитную организацию обязанности по существенному уменьшению и отражению в бухгалтерском учете и отчетности размера справедливой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 03 ноября 2016 года, не являющейся отчетной датой для переоценки основных средств и отражения в учете и отчетности справедливой стоимости следующих объектов недвижимости: часть здания АБК, назначение нежилое, 2-этажное (подземных этажей - 0), общая площадь 1143,6 кв. м. расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер: 42:25:0108001:88 и встроенное нежилое помещение, расположенное в жилом доме, назначение нежилое, общая площадь 433,4 кв. м., этаж 1, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер: 42:30:0101001:13562.

Ссылается на нарушение Банком России п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 15 Конституции РФ, ФЗ «О бухгалтерском учете», МСФО №13, Положения о порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях", утвержденного Банком России 22.12.2014 N 448-П (зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2015 N 35917).

Заявитель указывает, что предписание не является первичным учетным документом, на основании которого подлежит отражению в бухучете и отчетности справедливая стоимость объектов недвижимости, указанная в предписании в отсутствие какого – либо документа, свидетельствующего о проведении оценки активов кредитной организации со стороны Банка России согласно требованиям действующего законодательства, в том числе МСФО №13.

Исполнение предписания приведет к невозможности осуществления банковской деятельности, искусственному возникновению признаков банкротства, в рамках которого все объекты недвижимости подлежат реализации по рыночной стоимости, которая сопоставима со справедливой стоимостью объектов недвижимости.

В части нарушения прав и законных интересов заявитель ссылается на нарушение свободы экономической деятельности в результате вмешательства государственного регулятора в правила и порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности, в том числе периодичность переоценки своих активов по справедливой стоимости, что является исключительной компетенцией субъекта экономической деятельности – любой кредитной организации на основании действующего законодательства. Также заявитель указывает на незаконное возложение на него обязанностей по существенному уменьшению стоимости активов в отсутствие с его стороны каких либо нарушений требований МСФО №13, ФЗ «О бухгалтерском учете и отчетности», а также Положений №385-П, №448-П.

Представители заявителя в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Банк в качестве оснований законности вынесенного предписания ссылается на существенное занижение заявителем в своей отчетности стоимости активов (указанных объектов недвижимости), что приводит к ее недостоверности для кредиторов и вкладчиков, а также на наличие права Банка России для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора и в целях определения размера собственных средств (капитала) кредитной организации и банковской группы проводить оценку их активов и пассивов, в том числе достаточности резервов, создаваемых под активы, на основании методик оценки, устанавливаемых нормативными актами Банка России. Согласно ст. 72 Закона «О Банке России» - кредитная организация и банковская группа отражают в своей бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности размер собственных средств (капитала), определенный Банком России.

Определением суда от 28.02.2017 по настоящему делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, производство по делу приостановлено в порядке п. 1 ст. 144 АПК РФ до получения судом заключения по результатам проведения экспертизы. После поступления в суд экспертного заключения 21.04.2017 производство по делу возобновлено.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, судом установлено следующее.

01 ноября 2016 года Центральным банком Российской Федерации в лице отделения по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации по результатам рассмотрения предоставленной АО «Кемсоцинбанк» (peг. № 96, далее - банк) информации об оценке справедливой стоимости имущества и отчетности формы 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации», установлен факт нарушения требований Положения Банка России от 16.07.2012 №385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее - Положение №385-П), Положения Банка России от 22.12.2014 №448-П «О Порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях» (далее - Положение №448-П).

На основании выявленных нарушений в адрес акционерного общества «Кемеровский социально-инновационный банк» было вынесено Предписание № Т632-15-1/17026 ДСП, согласно которому акционерное общество «Кемеровский социально-инновационный банк» обязано:

1. устранить нарушения абз. 2 пункта 1.2, пункта 1.12.4 Положения № 385-П, пунктов 1.1, 1.4 Положения № 448-П и представить отчетность по формам 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации», 0409123 «Расчет собственных средств (капитала) («БАЗЕЛЬ III»)» по состоянию на 03.11.2016, достоверно отражающую размер собственных средств банка и справедливую стоимость активов:

- части здания общей площадью 1143,6 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <...>, исходя из справедливой стоимости 13 251 тыс. рублей с учетом НДС (или 11 229,7 тыс. рублей без учета НДС);

- нежилого помещения, общей площадью 433,4 кв. м., адрес (местонахождения) объекта: <...>, исходя из справедливой стоимости 20 438 тыс. рублей с учетом НДС (или 17 320,3 тыс. рублей без учета НДС);

2. представить не позднее рабочего дня, следующего за датой получения настоящего Предписания, информацию о его принятии к исполнению.

3. представить в Отделение Кемерово отчет об исполнении требований п.1
резолютивной части предписания в срок не позднее 07.11.2016 с приложением подтверждающих документов, включая выписки по лицевым счетам по учету указанных объектов недвижимости, отчетность по формам 0409118 «Данные о концентрации кредитного риска», 0409135 «Информация об обязательных нормативных и о других показателях деятельности кредитной организации» по состоянию на 03.11.2016.

Полагая, что оспариваемое Предписание Банка России от 01.11.2016 № Т632-15-1/17026 ДСП незаконно и вынесено с нарушением требований действующего законодательства, при этом нарушает права и законные интересы АО «Кемсоцинбанк» в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в материалы дела доказательства, заслушав мнения и доводы участников судебного разбирательства, изучив экспертные заключения независимых оценщиков, суд признает требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно- правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

В соответствии со ст.ст.4, 56 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России, являясь органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляет надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

В соответствии со ст.73 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом меры по отношению к нарушителям.

В соответствии с ч. 4 ст. 72 «Закона о Банке России» Банк России в целях определения размера собственных средств (капитала) кредитной организации и банковской группы проводит оценку их активов и пассивов.

На основании части 1 ст. 74 «Закона о Банке России» Банк России вправе предъявить требование о корректировке стоимости активов кредитной организации в бухгалтерском учете и при расчете собственных средств (капитала) банка.

Согласно п. 2 ст. 2 ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При этом Федеральный закон «О бухгалтерском учете" устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, бухгалтерской (финансовой) отчетности и созданию правового механизма регулирования бухгалтерского учета (ст. 1).

Действие данного закона распространяется на коммерческие организации и Центральный банк России (ст. ст. 2, 22), при этом Центральный банк РФ является органом государственного регулирования бухгалтерского учета в РФ для кредитных организаций.

Статья 8 ФЗ «О бухгалтерском учете» гарантирует субъекту экономической деятельности самостоятельность в вопросах формирования учетной политики на основании законодательства РФ, федеральных и отраслевых стандартов, выбор способов ведения бухгалтерского учета активов и пассивов из способов, допускаемых федеральными стандартами.

Согласно п.1 ст. 13 Закона «О бухгалтерском учёте» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с абз. 2 п. 1.2. Положения №385-П, действовавшего на момент издания Предписания (Документ утратил силу в связи с изданием Положения Банка России от 27.02.2017 N 579-П, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном сайте Банка России http://www.cbr.ru/ - 23.03.2017) одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно п. 1.12.4. указанного Положения №385-П активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению кредитной организации риски на следующие периоды. При этом учетная политика кредитной организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов).

В соответствии с п. 1.1. Положения №448-П бухгалтерский учет должен обеспечить формирование достоверной информации об основных средствах, нематериальных активах, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активах, предназначенных для продажи, запасах, средствах труда и предметах труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, кредитной организации и изменениях в их составе.

Согласно п. 1.2. Положения №448-П кредитной организацией в учетной политике должны быть определены способы ведения бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, а также модели учета объектов основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности.

Из п. 2.26 Положения № 448-П прямо следует обязанность кредитных организаций отражать результаты переоценки основных средств на счетах бухгалтерского учета не позднее последнего рабочего дня отчетного года либо в соответствии с Указанием Банка России от 4 сентября 2013 года N 3054-У "О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности" (зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 года N 30303, 16 декабря 2014 года N 35196), но не позднее последнего рабочего дня первого квартала года, следующего за отчетным годом.

В представленной суду Учетной политике кредитной организации на 2014, 2015гг. (том 1, л.д. 59-62, том 2, л.д. 110 – 126) отражены общие принципы оценки справедливой стоимости основных средств, среди источников информации для оценки справедливой стоимости имеется ссылка на данные независимых организаций и ассоциаций, что не противоречит МСФО №13, ФЗ «О бухгалтерском учете», Положению №385-П, Положению №448-П (том 1., л.д. 54-58).

Из Учетной политики кредитной организации следует обязанность принятия к учету объектов основных средств, полученных по безвозмездным сделкам по справедливой стоимости на дату признания (п. 6.8.9) (том 1, л.д. 60), а также проведение переоценки основных средств на конец отчетного года. При этом переоцененная стоимость должна отражать справедливую стоимость на конец отчетного года (п. 6.8.17 Учетной политики заявителя) (том 1, л.д. 61), что полностью соответствует МСФО №13, ФЗ «О бухгалтерском учете», Положению №385-П, Положению №448-П.

Иных дат или периодов для переоценки объектов недвижимости (основных средств) и обязанности внесения изменений в документы бухгалтерского учета и отчетности действующее законодательство и внутренние документы кредитной организации не содержат.

Материалами дела подтверждается получение заявителем в собственность спорного объекта в г. Киселевске по договору дарения от 25.03.2014г. (том 2, л.д. 150), право собственности зарегистрировано (02.04.2014г.), что подтверждается свидетельством о регистрации права (том 4, л.д.1).

Объект в г. Новокузнецке получен в собственность по договору дарения от 27.04.2015г. (том 4, л.д. 94-95), право собственности зарегистрировано 18.05.2015г., что подтверждается свидетельством о регистрации права (том 4, л.д.96).

Для целей учета данных объектов недвижимости по справедливой стоимости заявителем была заказана независимая оценка на дату принятия объектов к учету, результаты которой отражены по каждому объекту недвижимости в отчетах независимых оценщиков от 30.09.2014г. (том 4, л.д. 22 - 65) и от 27.04.2015г. №80 (том 4, л.д. 115-154, том 5 л.д. 1-26).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Достоверность отчетов независимых оценщиков подтверждается соответствующими положительными экспертными заключениями №816/10/014 от 06.10.2014г. (том 4, л.д.7 – 65), а также №_111/2015/НОВОКУЗНЕЦК от 14.05.2015г. (том 4, л.д. 100-113) о соответствии отчетов об оценке спорных объектов недвижимости требованиям действующего законодательства.

Статья 6 ФЗ от 29.07.1988 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности» гарантирует юридическим лицам право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывая, что право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 12 указанного закона устанавливает презумпцию достоверности отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения, согласно которой итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность (ст. 13 ФЗ «Об оценочной деятельности).

Из совокупности приведенных правовых норм следует, что сведения отчета об оценке объектов недвижимости для целей определения их справедливой стоимости для кредитных организаций и всех иных пользователей являются достоверными с момента принятия объекта к учету и до даты его переоценки в сроки, установленные в учетной политике кредитной организации и могут быть сопоставлены только с результатами иного отчета с иным размером стоимости этого же объекта недвижимости на эту же дату.

Следовательно, справедливая стоимость, определяемая кредитной организацией и Банком России, может быть сопоставлена на предмет ее достоверности (недостоверности) только на одну и ту же отчетную дату, по одним и тем же методикам (методам) оценки, установленных законодательством, в том числе МСФО №13, не нарушая при этом правил ведения бухгалтерского учета и отчетности, и не вмешиваясь в учетную политику кредитных организаций и периодичность переоценки.

Кроме того, достоверность бухгалтерской отчетности АО «Кемсоцинбанк» подтверждена по итогам (результатам) соответствующего финансового отчетного года аудиторскими заключениями за 2014, 2015годы (том 5, л.д. 123-127, том 5 л.д.128-131).

В этой связи, намеренного занижения активов (спорных объектов недвижимости) со стороны кредитной организации (заявителя) как оснований для вынесения оспариваемого предписания в качестве меры воздействия на нарушителя со стороны Центрального Банка России, судом не установлено.

Из материалов дела следует, что в распоряжении Банка России имелась информация о справедливой стоимости указанных в предписании объектов недвижимости как на дату их принятия к учету, так и конец соответствующего отчетного периода (2014, 2015гг.), что подтверждается самим предписанием (том 1, л.д. 47-50), письмом АО «Кемсоцинбанк» от 30.05.2016г. №01/2252 (том 1, л.д.73), письмом Банка России от 19.10.2015г. №Т632-15-1/13834 (том 1, л.д. 80 - 81, том 5, л.д. 98-99), профессиональными суждениями заявителя в адрес Центрального банка России в 2014, 2015гг. (том 4, л.д. 4,5, 99).

Судом установлено, что никакие расчеты стоимости объектов, в соответствии с которыми было вынесено предписание, заявителю не направлялись, представлены они были только в судебное заседание.

Суд критически оценивает представленные Банком России расчеты стоимости объектов недвижимости (том 5, л.д. 65-93), которые не были представлены заявителю одновременно с предписанием.

Банком России расчеты стоимости объектов недвижимости (том 5, л.д. 65-93), которые не были представлены заявителю одновременно с предписанием.

Кроме того, суд отмечает, указанные расчеты не соответствуют требованиям МСФО №13, ФЗ «О бухгалтерском учете», ФЗ «Об оценочной деятельности РФ, федеральным стандартам оценки, положению №448-П, не содержат цели (задачи) оценки, даты, на которую проводилась оценка, ссылок на используемые методики и стандарты оценки.

Определением суда от 28.02.2017г. для установления объективной истины была назначена экспертиза, проведение которой было поручено Обществу с ограниченной ответственностью «Кузбасс-Эксперт» (650000, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), производство по делу приостановлено. На разрешение эксперта поставлены вопросы: Какова рыночная стоимость для целей установления справедливой стоимости объектов основных средств согласно МСФО №13 следующего объекта недвижимости: Часть здания АБК, назначение нежилое, 2-этажное (подземных этажей - 0), общая площадь 1143,6 кв. м. расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер: 42:25:0108001:88, по состоянию на 01 ноября 2016 года. Какова рыночная стоимость для целей установления справедливой стоимости объектов основных средств согласно МСФО №13 следующего объекта недвижимости: Встроенное нежилое помещение, расположенное в жилом доме, назначение нежилое, общая площадь 433,4 кв. м., этаж 1, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер: 42:30:0101001:13562, по состоянию на 01 ноября 2016 года.

Согласно экспертному заключению № 02-04/14-03-2017 от 14.04.2017 рыночная стоимость для целей установления справедливой стоимости объектов основных средств согласно МСФО № 13 следующего объекта недвижимости: Часть здания АКБ, назначение нежилое, 2-этажное (подземных этажей – 0), общая площадь 1143,6 кв.м. расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер: 42:25:0108001:88, по состоянию на 01ноября 2016 года, составляет 29 066 700 рублей, без НДС. Рыночная стоимость для целей установления справедливой стоимости объектов основных средств согласно МСФО № 13 следующего объекта недвижимости: встроенное нежилое помещение, расположенное в жилом доме, назначение нежилое, общая площадь 433,4 кв.м., этаж 1, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер: 42:30:0101001:13562, по состоянию на 01 ноября 2016 года, составляет 33 228 800 рублей, без НДС.

Представленное экспертное заключение, по мнению суда, соответствует требованиям ст. 86 АП РФ с учетом пояснений эксперта и руководителя экспертной организации. Определением суда от 16 июня 2017 года Банку отказано в удовлетворении ходатайства о назначении повторной экспертизы по делу.

Банком России установлена справедливая стоимость недвижимого имущества: часть здания общей площадью 1143,6 кв.м., расположенного по адресу: <...>, по состоянию на 07.09.2016, в размере 13 251 тыс. рублей с учетом НДС (или 11 229,7 без учета НДС).

В отношении объекта недвижимости нежилого помещения, общей площадью 433,4 кв. м., расположенного по адресу: <...>, Банком России установлена справедливая стоимость по состоянию на 13.10.2016 в размере 20 438 тыс. рублей с учетом НДС (или 17 320,3 без учета НДС).

Таким образом, стоимость, определенная Банком России почти в два раза ниже стоимости, определенной экспертом.

Заключение эксперта в совокупности с иными доказательствами по делу в части размера справедливой стоимости объектов оценки не свидетельствует о законности вынесенного предписания на дату его вынесения и дату исполнения, и не опровергает справедливой стоимости объектов недвижимости заявителя на нормативно установленную отчетную дату переоценки – конец соответствующего отчетного года, поскольку выполнено на иную дату – 01.11.2016г.

На основании изложенного, заявленное требование заявителя подлежит удовлетворению, с отнесением судебных расходов в виде уплаченной заявителем государственной пошлины (включая госпошлину за принятые судом обеспечительные меры), а также расходов по судебной экспертизе на лицо, вынесшее оспариваемое предписание, признанное судом незаконным.

Разрешая вопрос о порядке и способе восстановления нарушенных прав заявителя, суд признает, что достаточным и эффективным способом восстановления нарушенных прав и законных интересов Банка является признание предписания незаконным, то есть создание условий для заявителя по реализации своих экономических интересов в банковской сфере в отсутствие препятствий ненормативного характера.

Излишне перечисленные денежные средства на депозитный счет суда за проведение экспертизы подлежат возврату заявителю.

Перечисленные Банком России на депозитный счет арбитражного суда за проведение повторной экспертизе подлежат возврату заинтересованному лицу.

Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленное требование удовлетворить.

Признать недействительным предписание Центрального Банка Российской Федерации в лице отделения по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 01.11.2016г. № Т632-15-1/17026 ДСП.

Взыскать с Центрального Банка Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу акционерного общества «Кемеровский социально-инновационный банк», г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>) 3000 (три тысячи) рублей уплаченной государственной пошлины, а также 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей за проведение экспертизы по настоящему делу.

После вступления решения в законную силу выдать заявителю исполнительные листы.

После вступления решения в законную силу возвратить денежные средства в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, находящиеся на депозитном счете арбитражного суда Кемеровской области Центральному Банку Российской Федерации, г. Москва в лице Отделения по Кемеровской области Сибирского главного управления, г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>), перечисленные по платежному поручению № 22483 от 08.06.2017.

После вступления решения в законную силу возвратить акционерному обществу «Кемеровский социально-инновационный банк», г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>) денежные средства в размере 45 000 (сорок пять тысяч) рублей, находящиеся на депозитном счете арбитражного суда Кемеровской области, перечисленные по платежным поручениям № 501 от 13.02.2017 и № 504 от 14.02.2017.

После вступления решения в законную силу перечислить с депозитного счета арбитражного суда Кемеровской области экспертной организации – Обществу с ограниченной ответственностью «Кузбасс-Эксперт» (650000, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей за проведенную экспертизу по настоящему делу.

После вступления решения в законную силу отменить обеспечительные меры, принятые определением суда от 03.11.2016 в виде приостановления действия предписания от 01.11.2016 № Т632-15-1/17026 ДСП до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в месячный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья И.В.Конкина