АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д.8, Кемерово, 650000; информационно-справочная служба (3842) 58-43-26; факс (3842) 58-37-05
www.kemerovo.arbitr.ru; info@kemerovo.arbitr.ru
город Кемерово Дело № А27-22868/2014
«05» февраля 2015 года
Оглашена резолютивная часть решения «02» февраля 2015 года
Решение изготовлено в полном объеме «05» февраля 2015 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Потапова А.Л. при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Сапрыкиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (г. Кемерово, ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к Инспекции ФНС России по городу Кемерово (г. Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным решения № 203132 от 16.07.2014 года
при участии представителей сторон:
от заявителя – ФИО1 (паспорт)
от налогового органа специалист 2 разряда юридического отдела ФИО2 (удостоверение, доверенность от 24.09.2014),
у с т а н о в и л :
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту – заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании полностью незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово от 16.07.2014 № 203132 (требования уточнены заявителем в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В судебном заседании заявитель поддержала заявленные требования с учетом представленных уточнений, изложила доводы в обоснование своей позиции по спору, представила дополнительные документы. Представитель налогового органа с требованиями заявителя не согласился, изложил доводы в обоснование своих возражений, представил протокол расчета пени.
Из материалов дела следует, что предприниматель за 2013 г. представил декларацию по земельному налогу 04.03.2014 г., согласно которой сумма налога к уплате составила 31440 руб. Исчисленная сумма налога была уплачена им 04.04.2014 г.
Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, по итогам которой был составлен акт, а в последующем принято решение №203132 от 16.07.2014 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислен земельный налог – 184359 руб., предпринимателю назначен штраф по п.1 ст.122 НК РФ – 36871,80 руб., штраф по п.1 ст.119 НК РФ – 21579,90 руб., начислена пени по земельному налогу – 8 263,89 руб.
Не согласившись с правомерностью решения налогового органа налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области с жалобой. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 17.10.2014 № 605 жалоба налогоплательщика была оставлена без удовлетворения, решение нижестоящего налогового органа утверждено.
Оспаривая решение налогового органа в суде, заявитель ссылается на решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-6113/2013, согласно которого кадастровая стоимость земельного участка 42:24:0501001:257 установлена равной рыночной стоимости в размере 4 192 000 рублей, в связи с чем по мнению заявителя, земельный налог за 2013 год должен исчисляться, исходя из установленной стоимости. Также заявитель ссылается на произведенную им оплату земельного налога в сумме 31 440 рублей и пени, в связи с чем считает неправомерным доначисление земельного налога, привлечение ее к штрафным санкциям по статье 122 НК РФ и начисление соответствующих сумм пени.
Кроме того, оспаривая правомерность привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, заявитель основывается на внесении в главу 31 НК РФ изменений, отменяющих обязанность индивидуальных предпринимателей представлять налоговые декларации по земельному налогу. Таким образом, предприниматель считает оспариваемое решение налогового органа незаконным и не обоснованным в полном объеме.
Инспекция не согласна с заявленными требованиями, считает доводы заявителя необоснованными и неподлежащими удовлетворению. Налоговый орган указывает, что по состоянию на 01.01.2013 согласно сведениям, представленным ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Кемеровской области, кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 287 73190,41 рублей. Данные результаты кадастровой оценки утверждены Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 №520 и применяются с 01.01.2009 года. При этом налоговый орган ссылается на положение статьи 391 Налогового кодекса РФ, согласно которой налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Таким образом, по мнению инспекции, измененная кадастровая стоимость должна применяться предпринимателем для исчисления налоговой базы по земельному налогу только с 01.01.2014 года.
Более подробно позиции сторон изложены в заявлении, в заявлении об уточнении требований, отзыве на заявление.
Суд, изучив материалы дела и позиции сторон, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению на основании нижеследующего.
Судом установлено, что предприниматель обладает на праве общей долевой собственности (1/2 доля в праве) земельным участком с кадастровым номером 42:24:0501001:257 (предшествующий номер 42:24:010201:03).
Судом также установлено, что предприниматель обращался в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501001:257 равной его рыночной стоимости в размере 4192000 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу №А27-6113/2013 от 30.07.2013 г. иск удовлетворен, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501001:257 равной его рыночной стоимости в размере 4 192 000 руб. Такое решение суда вступило в законную силу.
04.03.2014 г. предприниматель представил налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 г., согласно которой сумма налога к уплате составила 31440 руб. По итогам камеральной проверки такой декларации налоговый орган исчислил земельный налог за 2013 г. в размере 215799 руб., подлежащий уплате в бюджет (недоимка) - 184359 руб., начислил пени, привлек к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа – 36871,80 руб., по п.1 ст.119 НК РФ (за несвоевременное представление декларации по земельному налогу) в размере 21579,90 руб.
При разрешении настоящего дела суд исходит из следующего.
Действующее законодательство РФ предусматривает принцип платности использования земли.
В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к числу местных налогов. Данный налог регламентирован положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в соответствии с ними же вводится в действие и прекращает действовать и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 387).
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого объекта налогообложения - земельного участка, расположенного в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389).
В силу положений ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель является плательщиком земельного налога.
Статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. №520 «О государственной оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, применяемые с 01.01.2009 г. на основании данного нормативного правового акта по состоянию на 01.01.2013 г. установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501001:257 в размере 28773190 руб.
Поскольку Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области не отменено и не признано недействующим, в силу положения части 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, а также п.2 ст. 66 Земельного кодекса РФ определение земельного налога производится из утвержденной государственной кадастровой оценки земель.
Корректировка утвержденной нормативным правовым актом кадастровой стоимости возможна путем установления рыночной стоимости земельного участка на основании судебного решения или решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка. Такое действие было совершено предпринимателем путем подачи в 2013 г. иска об установлении кадастровой стоимости равной рыночной (дело №А27-6113/2013).
Установленная судом кадастровая стоимость равной рыночной в отношении рассматриваемого земельного участка вступает в силу с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.07.2013 г. по делу А27-6113/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501001:257 в размере его рыночной стоимости – 4192000 руб. Такое решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу 30.08.2014 г.
Согласно правила п.3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой с момента вступления в силу судебного решения, что в рассматриваемом случае и было сделано органом кадастрового учета. Следовательно, изменения в данной части (относительно кадастровой стоимости) произведены по решению суда и могут распространяться на правоотношения с момента вступления такого решения суда в законную силу.
В силу пункта 1 статьи 52, пункта 1 статьи 53 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, представляющей собой стоимостную характеристику объекта налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 Кодекса). Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В то же время, согласно ст. 7 Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ решения арбитражного суда носят общеобязательный характер и подлежат исполнению.
Глава 31 НК РФ не содержит нормы, препятствующей налогоплательщику исчислять налог с учетом измененной кадастровой стоимости, при улучшении его положения, рассчитанной за соответствующий период исходя из его рыночной стоимости, установленной по решению суда. Такой правовой подход следует из Постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №913/11 от 28.06.2011 г., №7701/12 от 06.11.2012 г. Более того, аналогичные правовые положения закреплены в главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации, действующие с 01.01.2015 г.
Таким образом, за 2013 г. подлежит исчислению и уплате земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501001:257 по периоду 8 месяцев 2013 г. (с января по август включительно) в размере 144585,29 руб. (исходя из кадастровой стоимости 28773190 руб.) и земельный налог по периоду 4 месяца 2013 г. (с сентября по декабрь) в размере 10689,60 руб. (исходя из кадастровой стоимости равной рыночной – 4192000 руб.). Всего за 2013 г. подлежит уплате земельный налог в размере 155275 руб. (с учетом исчисления налога в полных рублях согласно п.6 ст. 52 НК РФ).
Как отмечалось ранее, предприниматель самостоятельно исчислил и уплатил в бюджет налог в размере 31440 руб. Следовательно, по итогам проверки декларации предпринимателя подлежал доначислению земельный налог в размере 123835 руб. Доначисление в превышающий указанный размер (т.е. в сумме 60524 руб.) является необоснованным и не законным.
Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или иных неправомерных действий (бездействия). В порядке ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.
На основании вышеизложенного суд признает доначисление налоговых обязательств в части начисления земельного налога в размере 60524 руб., начисления соответствующих пени и привлечение предпринимателя к штрафу по п.1 ст. 122 НК РФ в размере 12104,80 руб. без основательным, произведенным в разрез вышеуказанных положений Налогового кодекса Российской Федерации. Требования заявителя подлежат удовлетворению судом в указанной части.
2. Оспариваемым организацией решением был назначен штраф по п.1 ст.119 НК РФ в размере 21579,90 руб.
Согласно п.1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Пункт 3 ст. 398 НК РФ устанавливает срок представления налоговой декларации по земельному налогу – 01 февраля годя, следующего за истекшим налоговым периодом.
В рассматриваемом случае предпринимателем был нарушен срок представления декларации, что последней и не оспаривалось в ходе рассмотрения дела судом. Согласно уточенных требований заявителя, им оспаривается решение инспекции в данной части по основаниям внесения в главу 31 НК РФ изменений, отменяющих обязанность индивидуальных предпринимателей представлять налоговые декларации по земельному налогу.
Несмотря на дату принятия оспариваемого заявителем решения (16.07.2014 г.) и дату вступления его в силу (17.10.2014 г.), наличия допущенного предпринимателем правонарушения (нарушения срока подачи декларации), за которое предусмотрена ответственность п.1 ст.119 НК РФ, при рассмотрении дела судом подлежат применению основополагающие принципы Конституции Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Пункт 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает принцип обратной силы актов законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.
Федеральным законом от 04.11.2014 №347-ФЗ внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (ступили в силу с 01.01.2015 г.), в частности в положения ст. 391 НК РФ, которые устранили обязанность налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей на самостоятельное исчисление земельного налога. Обязанность по предоставлению ими налоговых деклараций по земельному налогу была ранее устранена Федеральным законом от 27.07.2010 №229-ФЗ.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям должен быть применен новый закон. Устранение обязанности, за выполнение которой была назначена предпринимателю ответственность, в силу ч.2 ст. 54 Конституции Российской Федерации и действия нового закона исключает возможность взыскания назначенного штрафа. Следовательно, взыскание ранее наложенных штрафов не может быть произведено и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ (постановление № 41) и Пленума ВАС РФ (постановление № 9 от 11.06.1999) подлежит признанию судом недействительным.
Как следует из материалов дела, решением №203132 от 16.07.2014 г. предпринимателю по п.1 ст.119 НК РФ был назначен штраф в размере 21579,90 руб. В то же время, в оглашенной в судебном заседании резолютивной части решения содержится указание на сумму – 21579 руб., что является допущенной опечаткой при изготовлении резолютивной части. В порядке ст. 179 Арбитражного процессуального кодекса РФ такая опечатка подлежит исправлению судом в настоящем решении, путем верного указания суммы штрафа по п.1 ст.119 НК РФ – 21579,90 руб.
При разрешении спора расходы по оплате государственной пошлины судом в порядке ст.ст. 101, 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на налоговый орган.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 101, 102, 110, 167–170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Заявленные требования удовлетворить в части.
Признать недействительным, как несоответствующее нормам Налогового кодекса РФ, решение №203132 от 16.07.2014 г. «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», вынесенного ИФНС России по г.Кемерово, в части доначисления и предложения уплатить земельный налог в размере 60524 руб., соответствующих сумм пени по земельному налогу, в части привлечения к штрафу по п.1 ст. 119 НК РФ в размере 21 579, 90 руб., в части привлечения к штрафу по п.1 ст.122 НК РФ в размере 12 104, 80 руб.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с ИФНС России по г. Кемерово в пользу ИП ФИО1 понесенные судебные расходы в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок с момента его принятия.
Судья А.Л. Потапов