Красная ул., д.8, Кемерово, 650000;
информационно-справочная служба (3842) 58-43-26; факс (3842) 58-37-05;
город Кемерово Дело № А27- 22907/2014
Резолютивная часть решения оглашена 12 августа 2015 г.
Полный текст решения изготовлен 14 августа 2015 г.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Потапова А.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бахаевой О.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (г. Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Кемеровскому акционерному обществу «Азот» (г. Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 228 794,41 рублей
при участии представителей сторон:
от пенсионного фонда – ФИО1 (удостоверение, доверенность от 27.05.2015 г. №73),
от должника – ФИО2 (паспорт, доверенность от 17.09.2014),
у с т а н о в и л :
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее по тексту – заявитель, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с Кемеровского открытого акционерного общества «Азот»(далеепо тексту – должник, общество) штрафа за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 5% от причитающихся платежей за 2011, 2012, 2013 в сумме 228 794,41 рублей.
В ходе судебного разбирательства представитель УПФР заявленные требования поддержал, представитель общества не признал.
Заявленные требования пенсионного фонда мотивированы тем, что в отношении КОАО «Азот» была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления)страховых взносов, по итогам которой был составлен акт №123 от 16.07.2014 г., а в последующем было принято решение №152 от 18.08.2014 г. Указанным решением общество было привлечено к ответственности по п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в виде штрафа в размере 28216,52 рублей, по п. 3 ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ от 01.04.1996 г в виде штрафа в размере 228794,41 рублей, начислены пени в общем размере 10062,08 рублей и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 141082,57 рублей.
Обществу было выставлено требование №129 от 15.09.2014 г., в том числе в отношении уплаты указанного штрафа. Требование обществом исполнено не было, что послужило основанием для обращения УПФР в суд.
Обращаясь в суд УПФР указывает, что в ходе проверки за 2011, 2012, 2013 год было установлено, что КОАО «Азот» на основании заявлений работников оказывал им материальную помощь в связи со смертью родственников, не являющихся членами семьи. Также общество осуществляло выдачу подарков своим работникам, производило компенсацию за неиспользованный отпуск при прекращении с работником трудового договор, производило компенсацию стоимости содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях. Кроме того, УПФР ссылается на не принятие к зачету органами ФСС сумм выплат по больничному листку ФИО3 Указанные выплаты общество страховыми взносами в нарушение ст.7 Федерального закона №212-ФЗ не облагало. По итогам проверки, в отношении указанных выплат УПФР были исчислены страховые взносы.
Обществом представлялись сведения за отчетные периоды 2010, 2011, 2012 годы. УПФР установив несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, назначил по решению №152 от 18.08.2014 г. штраф из расчета 4575888,16 руб. х 5% = 228794,41 руб.
УПФР на основании ст. 1, 15, 18, 25, 47, 60 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009 г. и на основании п.3 ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ от 01.04.1996 г. просит указанный штраф взыскать с общества.
Возражая против требований пенсионного фонда, должник ссылается на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу №А27-18525/2014, согласно которому решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Кемерово и Кемеровском районе (межрайонного) от 18.08.2014 № 152 признано недействительным в части доначисления недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 70 622,34 руб., начисления соответствующих сумм пени, доначисления недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхования в сумме 13 888, 16 руб., начисления соответствующих сумм пени, привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 16 902, 10 руб.
Кроме того, общество при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2011-2013 г.г. в базу не включало выплаты, что повлекло неполную уплату страховых взносов. УПФР квалифицировало данные действия общества как представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета. В свою очередь, общество полагает, что обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон №27-ФЗ не предусматривает. Сам по себе факт занижения страхователем базы для исчисления страховых взносов, повлекший неверное исчисление сумм страховых взносов, не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абз.3 ст. 17 Закона №27-ФЗ. Формальный подход к наложению штрафа не допустим, при отсутствии состава правонарушения общество полагает привлечение его к штрафу по ст. 17 Закона №27-ФЗ не правомерным.
Более подробно позиции сторон изложены в заявлении и отзыве на заявление.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» страхователь (работодатель) обязан представить в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда РФ обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений персонифицированного учета, в том числе по их учетным данным.
Согласно статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 г. №27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, указанные в пункте 2 данной статьи.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ), с 01.01.2014 года за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно решения УПФР №152 от 18.08.2014 г. в ходе выездной налоговой проверки было установлено не включение обществом в базу для исчисления страховых взносов: материальной помощи в общей сумме 40000 руб., выплаченной работникам в связи со смертью родственников (пункт 1А решения); выдачи работникам подарков на сумме 6 560 руб. (пункт 1Б решения); выплата работнику при увольнении компенсации в размере 30712,18 руб. за неиспользованный отпуск (пункт 1В решения); выплата компенсации стоимости содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях в размере 50 % от установленной для муниципальных учреждений (пункт 1Г решения); не принятые к зачету органом Фонда социального страхования расходов общества на выплату пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком и пособия по беременности и родам (пункт 1Д решения).
Согласно пункта 2 решения УПФР общество было привлечено к штрафу по ст.17 Федерального закона №27-ФЗ в размере 228794,41 руб. из расчета 4575888,16 руб х 5%.
Производство по настоящему делу приостанавливалось на основании п.1 ч.1 ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до разрешения дела №А27-18525/2014, в рамках которого общество обжаловало решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) №152 от 18.08.2014 года.
Решением суда от 30.04.2015 г. по делу А27-18525/2014 признано недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Кемерово и Кемеровском районе (межрайонного) от 18.08.2014 № 152 в части доначисления недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 70 622 руб. 34 коп., начисления соответствующих сумм пени, доначисления недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхования в сумме 13 888 руб. 16 коп., начисления соответствующих сумм пени, привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 16 902 руб. 10 коп.
Основанием выше указанного решения суда является необоснованное доначисление страховых взносов (пеней и штрафа) в отношении сумм выплаченной обществом своим работникам материальной помощи в связи со смертью родственников (пункт 1А решения), выплаты компенсации стоимости содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях в размере 50 % от установленной для муниципальных учреждений (пункт 1Г решения); признания судом недействительным решения филиала №18 ГУ КРОФСС №18000084 от 11.07.2014 г. в части не принятия к зачету расходов общества на выплату пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком и пособия по беременности и родам суммы 5 464,55 руб. (решение суда от 03.02.2015 г. по делу А27-18521/2014).
Решением суда от 30.04.2015 г. по делу А27-18525/2014 вступило в законную силу.
Согласно статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как следствие доначисление страховых взносов в вышеуказанной части, а также привлечение общества к ответственности за представление недостоверности индивидуальных (персонифицированных) сведений в вышеуказанной части является недействительным.
В ходе судебного разбирательства УПФР суду был представлен расчет начисления и штрафных санкций по проверке КОАО «Азот», согласно которого общество по ст.17 Федерального закона №27-ФЗ было привлечено к штрафу по эпизоду выплаты материальной помощи в связи со смертью родственников (пункт 1А) в размере 7675,92 руб., к штрафу по эпизоду выплаты компенсации стоимости содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях (пункт 1Г) в размере 116822,67 руб.; по эпизоду не принятия к зачету Фондом социального страхования расходов на выплату пособия по обязательному социальному страхованию (пункт 1Д) в размере 1480,02 руб.
Исследовав представленный расчет судом такой расчет не принят в качестве достоверного доказательства по делу. Как отражалось ранее, согласно решения от 18.08.2014 № 152 обществу был назначен штраф по ст.17 Федерального закона №27-ФЗ исходя из базы страховых взносов, причитающихся к уплате, в отношении застрахованных лиц, по которым представлены недостоверные сведения персонифицированного учета. Сумма таких страховых взносов составляет 4 575 888,16 руб.
Пункт 2 решения УПФР содержит указание на исчисление штрафа по ст.17 Федерального закона №27-ФЗ в отношении выявления УПФР несоответствия страховых взносов, начисленных по индивидуальным сведениям, и страховым взносам, начисленным по результатам проверки, а также по основаниям выявления УПФР несоответствия по индивидуальным сведениям в части специального трудового стажа в отношении 17 застрахованных лиц.
В свою очередь, при сложении страховых взносов в отношении застрахованных лиц согласно расчетов по решению УПФР (пункты 1А, 1Г, 1Д) сумма страховых взносов не соответствует представленному расчету УПФР в отношении сумм начисления и расчета штрафных санкций. При сложении страховых взносов в отношении 17 застрахованных лиц с неверным отражением обществом периодов включаемых в льготный стаж штраф из расчета 5% от таких страховых взносов не составляет 102 815,80 руб., являющегося по представленному расчету разницей между общим размером штрафа по решению (228794,41 руб.) и штрафами по эпизодам пунктов 1А, 1Г, 1Д (116822,67 руб. + 7675,92 руб. + 1480,02 руб.).
Из решения УПФР следует, что недостоверность индивидуальных сведений установлена в части непредставления обществом сведений, производных от базы для начисления страховых взносов с учетом выявленных УПФР расхождений (по п.1А-1Д решения).
Как указывалось ранее, согласно статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Таким образом, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных. Доказательств того, что общество не представило эти сведения или представило недостоверные, в решении УПФР №152 от 18.08.2014 г. не отражено, в ходе судебного разбирательства УПФР суду не доказано.
Суд находит обоснованными доводы общества, что в обязанности страхователя не входит предоставление сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись.
Как следствие, при указанных обстоятельствах оснований для привлечения общества к ответственности по ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в связи с выявлением в ходе проверки занижения базы для начисления страховых взносов, не имеется. Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012г. №7828/12.
Исследуя требования УПФР в отношении взыскания с общества штрафа по ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ в отношении представления обществом недостоверности сведений по обстоятельствам, не связанным с выявлением занижения базы для начисления страховых взносов (по пунктам 1А-1Д решения), суд также не находит оснований для их удовлетворения.
Согласно рекомендаций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации содержащихся в п.16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 №79 размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения.
Согласно п. 7 ст. 35 Федерального закона №212-ФЗ при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" проводит у плательщика страховых взносов проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц. При этом выявленные в ходе выездной проверки нарушения, в том числе, в отношении предоставленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, должны быть в соответствии с положениями ст.38 Федерального закона № 212-ФЗ отражены в акте проверки и рассмотрены по правилам ст. 39 Федерального закона № 212-ФЗ с вынесением соответствующего решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Согласно п.9 ст. 39 Федерального закона № 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В рассматриваемом случае, при сложении страховых взносов в отношении застрахованных лиц по пунктам 1А-1Д решения, а также в отношении лиц, перечисленных по второму разделу пункта 2 решения (17 застрахованных лиц с неверным отражением обществом периодов, включаемых в льготный стаж) итоговая сумма страховых взносов не соответствует базе исчисления штрафа по ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства судом неоднократно предлагалось УПФР представить расчет штрафа применительно к каждому основанию привлечения общества к ответственности. Представленный УПФР расчет отражает только основания в отношении: выплаты материальной помощи в связи со смертью родственников; выплаты компенсации стоимости содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях; не принятия к зачету Фондом социального страхования расходов на выплату пособия по обязательному социальному страхованию, и по итогам его изучения не принят судом в качестве надлежащего доказательства по делу. Как следствие, УПФР не представлен расчет штрафа, заявленного к взысканию с общества.
В силу части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
При вышеизложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что УПФР при принятии решения №152 от 18.08.2014 г. были нарушены положения ст. 39 Федерального закона №212-ФЗ в части не изложения обстоятельств допущенного обществом правонарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, не отражения вины страхователя в части допущенного правонарушения, и как следствие не отражения размера страховых взносов в отношении лиц, по которым обществом представлены неполные (недостоверные) сведения.
В ходе судебного разбирательства УПФР в силу ст.ст. 65, 215 АПК РФ не доказал правомерность и обоснованность заявленных к обществу требований о взыскании с последнего заявленного штрафа.
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 180-181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок с момента его принятия.
Судья А.Л. Потапов