Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
Тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
http://www.kemerovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово
02 марта 2017 года Дело № А27-23379/2016
Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 02 марта 2017 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Н.Н. Гатауллиной,
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания А.Ю. Гончаровой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного профессионального образовательного учреждения «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум», Кемеровская область, город Ленинск – Кузнецкий (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице территориального отдела в городе Ленинск – Кузнецком, городе Полысаево и Ленинск – Кузнецком районе, Кемеровская область, город Ленинск – Кузнецкий (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 27.10.2016 №423
при участии:
от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 21.02.2017 №110, паспорт;
от административного органа: ФИО2 – представителя по доверенности №118-С/2017 от 30.12.2016, служебное удостоверение; ФИО3 – представителя по доверенности №123-С/2017, служебное удостоверение
у с т а н о в и л:
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум» (далее по тексту – заявитель, ГПОУ ЛКПТ, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением (жалобой) о признании недействительным и отмене постановления территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Ленинск – Кузнецком, городе Полысаево и Ленинск – Кузнецком районе (далее – территориальный отдел Управления Роспотребнадзора, административный орган) по делу об административном правонарушении № 423 от 27.10.2016 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Определением арбитражного суда от 15.11.2016 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
18.01.2017 судом вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства, предварительное судебное заседание назначено на 21.02.2017 на 11 час. 30 мин., судебное заседание назначено на 21.02.2017 на 11 час. 40 мин.
21.02.2017 суд с согласия представителей лиц, участвующих в деле, на основании части 4 статьи 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу, о чем вынес протокольное определение.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении. Не оспаривая факта вменяемого правонарушения, ссылается на то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностные лица территориального отдела Роспотребнадзора не приняли во внимание доводы учреждения об обжаловании протокола по делу об административном правонарушении, в связи с чем, по мнению заявителя, преждевременно вынесли оспариваемое постановление. На доводе (изложенном в заявлении) о том, что учреждением в Арбитражном суде Кемеровской области обжаловано предписание №1055-16/зпт от 24.10.2016, представитель заявителя в судебном заседании не наставил, указав, что предписание не было обжаловано. Также ссылается на нарушение срока составления протокола.
Территориальный отдел Роспотребнадзора в письменном отзыве и его представители в настоящем судебном заседании против требований заявителя возражали, доводы учреждения считают необоснованными. Полагают, что административным органом не допущено нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, постановление вынесено законно и обоснованно; правонарушение подтверждается материалами дела.
Исследовав представленные доказательства, оценив их в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил следующее.
14.10.2016 по результатам проведения плановой выездной проверки по контролю за соблюдением законодательства по защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг и услуг общественного питания в отношении ГПОУ ЛКПТ, осуществляющего деятельность по предоставлению платных образовательных услуг, услуг общественного питания по адресу 652523 РФ, Кемеровская область, г. Ленинск - Кузнецкий, пр. Текстильщиков д.4/5 (распоряжение о проведении плановой выездной проверке № 1055-16 от 12.09.2016г. заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области ФИО4), административным органом установлено, что ГПОУ ЛКПТ допущены нарушения законодательства по защите прав потребителей: Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992г «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1, Закон о защите прав потребителей); Постановления Правительства РФ от 15.08.2013г. №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (далее - Правила №706); Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 №1036 «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания» (далее - Правил №1036).
В ГПОУ ЛКПТ не соблюдаются требования п.9, п.10, п.п. д), и), к) п.12 «Правил оказания платных образовательных услуг» (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706); п. 8, п.9, п.12 Правил оказания услуг общественного питания» (утвержденных Постановлением Правительства РФ №1036 от 15.08.1997г.) и ст.ст. 8, 9, 10 Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992г «О защите прав потребителей". Тогда как, в соответствии с действующим законодательством, в силу требований закрепленными пунктами 9, 10 Правил №706 и статьями 8, 9, 10 Закона №2300-1 ГПОУ ЛКПТ обязано своевременно представлять необходимую и достоверную информацию об оказываемых платных образовательных услугах.
Усмотрев в действиях (бездействиях) ГПОУ ЛКПТ состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо территориального отдела Управления Роспотребнадзора 24.10.2016 составило в отношении ГПОУ ЛКПТ протокол об административном правонарушении N 1055-16/зпп и начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора вынес постановление от 27.10.2016 №423 о привлечении ГПОУ ЛКПТ к административной ответственности и назначении наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением ГПОУ ЛКПТ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административное ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. В этой связи доказывание события правонарушения и правомерности возбуждения административного дела и привлечения общества к административной ответственности возложено на административный орган.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
По делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения, а также виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, об изготовителе, о продавце и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, посягающие на право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Объективную сторону рассматриваемого деяния составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как с прямым умыслом, так и по неосторожности.
Частью 1 статьи 1 Закона о защите прав потребителей установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ), настоящим законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ.
Из статьи 9 Федерального закона от 26.01.1996 №15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий или имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
В соответствии со статьями 8, 10 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на получение необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора. Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ.
В соответствии с п. 9 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 исполнитель обязан до заключения договора и в период его действия предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Согласно пункту 10 Правил N 706 при оказании населению платных образовательных услуг исполнитель обязан довести до заказчика информацию, содержащую сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, которые предусмотрены Законом N 2300-1 и Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706, договор заключается в простой письменной форме и должен содержать следующие сведения:а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя - юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя - индивидуального предпринимателя;б) место нахождения или место жительства исполнителя;в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;г) место нахождения или место жительства заказчика;д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору); ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося; з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты; и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии); к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности); л) форма обучения; м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения); н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы); о) порядок изменения и расторжения договора; п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.
Правительством Российской Федерации утверждены Правила оказания услуг общественного питания (Постановление от 15.08.1997 N 1036).
Согласно пункту 8 упомянутых Правил организация, оказывающая услуги общественного питания по возмездному договору, обязана иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителям по их требованию.
Согласно пункту 10 Правил N 1036, настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся исполнителем до сведения потребителей.
Пунктом 12 Правил N 1036 установлено, что исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация должна содержать: перечень услуг и условия их оказания; цены в рублях и условия оплаты услуг; фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов; сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции; сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов); обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.
Как усматривается из оспариваемого постановления, ГПОУ ЛКПТ вменяется нарушение требований п.9, п.10, п.п. д), и), к) п.12 «Правил оказания платных образовательных услуг» (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706); п. 8, п.9, п.12 Правил оказания услуг общественного питания» (утвержденных Постановлением Правительства РФ №1036 от 15.08.1997г.) и ст.ст. 8, 9, 10 Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992г «О защите прав потребителей", а именно:
- в нарушение п.9, п.10 Правил №706 и cт. 10 Закона №2300-1 потребителям в свободном доступе (в информационном стенде) не представлена информация о «Правилах оказания платных образовательных услуг» (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706);
- в представленных к обозрению реально заключенных договорах об оказании платных образовательных в сфере профессионального образования: б/н от 12.09.2016г. потребитель ФИО5, б/н от 31.03.2016г потребитель ФИО6 И в типовом бланке договора — отсутствует обязательная, предусмотренная подпунктом к) п.12 Правил №706 и ст.10 Закона №2300-1 информация об уровне и (или) направленности образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);
- в представленных к обозрению реально заключенных договорах об оказании платных образовательных в сфере профессионального образования: б/н от 12.09.2016г. потребитель ФИО5, б/н от 31.03.2016г потребитель ФИО6 И в типовом бланке договора - отсутствует обязательная, предусмотренная подпунктом и) п.12 Правил №706 и ст.10 Закона № 2300-l информация о дате регистрации лицензии;
- в представленных к обозрению реально заключенных договорах об оказании платных образовательных в сфере профессионального образования: б/н от 12.09.2016г. потребитель ФИО5, б/н от 31.03.2016г потребитель ФИО6 И в типовом бланке договора - отсутствует обязательная, предусмотренная подпунктом д) п.12 Правил №706 и ст.10 Закона №2300-1 информация о реквизитах документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя.
Кроме этого, в информации на стендах (фото), расположенных перед входом в здание ГПОУ ЛКПТ (<...>) указано, что обучение на платной основе осуществляется только по специальности «Правоохранительная деятельность» (с полным возмещением затрат физическим лицом) срок обучения 3 года 6 месяцев, тогда как в информационном стенде (1 этаж ГПОУ ЛКПТ) представлена информация о 13 специальностях с указанием стоимости обучения.
На основании вышеизложенного, установлено, что в ГПОУ ЛКПТ не соблюдаются требования п.9, п. 10, п. п. д). и), к), п.12 Правил №706 и ст.ст. 8, 9, 10 Закона №2300-1.
Однако, ГПОУ ЛКПТ в соответствии с действующим законодательством, в силу требований закрепленными пунктам 9, 10, подпунктами д), и), к) п.12 Правил № 706 и статьями 8, 9, 10 Закона № 2300-1 обязано своевременно представлять необходимую и достоверную информацию об оказываемых платных образовательных услугах, в том числе и при оформлении договоров на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования.
На первом этаже здания ГПОУ ЛКПТ (<...>) предоставляет услуги общественного питания столовая ГПОУ ЛКПТ. Услуги общественного питания оказываются на платной основе («Меню (Платное питание)» прилагается к материалам проверки).
На момент проверки, установлено, отсутствие обязательной, предусмотренной действующим законодательством, а именно Постановлением правительства РФ от 15.08.1997 №1036 «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания» (далее Правил №1036), Закона №2300- 1 информации:
- в нарушение п.8 Правил №1036 в столовой ГПОУ ЛКПТ отсутствует книга отзывов и предложений;
- в нарушение п.10 Правил №1036, cт. 10 Закона № 2300-1 - отсутствуют в наглядном и доступном для ознакомления потребителей месте «Правила оказания услуг общественного питания»;
- в представленном к обозрению «Меню (платное питание)» на 26.09.2016, 27.09.2016, 28.09.2016, 29.09.2016, 30.09.2016 в нарушение п.12 Правил №1036 и ст.10 Закона №2300-1 отсутствует информация с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов.
Таким образом, в ГПОУ ЛКПТ не соблюдаются требования п.9, п.10, п.п. д), и), к) п.12 «Правил оказания платных образовательных услуг» (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706); п. 8, п.9, п.12 Правил оказания услуг общественного питания» (утвержденных Постановлением Правительства РФ №1036 от 15.08.1997г.) и ст.ст. 8, 9, 10 Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992г «О защите прав потребителей". Тогда как, в соответствии с действующим законодательством, в силу требований закрепленными пунктами 9, 10 Правил №706 и статьями 8, 9, 10 Закона №2300-1 ГПОУ ЛКПТ обязано своевременно представлять необходимую и достоверную информацию об оказываемых платных образовательных услугах.
Указанные нарушения подтверждаются совокупностью представленных в материалы доказательств, и не оспаривается ГПОУ ЛКПТ.
С учетом изложенного выше в действиях ГПОУ ЛКПТ установлена объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Вина ГПОУ ЛКПТ заключается в непринятии всех возможных и достаточных мер для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по рассматриваемой статье КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействиях) ГПОУ ЛКПТ состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для квалификации совершенного административного правонарушения в качестве малозначительного судом не установлено.
Нарушений порядка привлечения учреждения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 24.10.2016 составлен в присутствии законного представителя ГПОУ ЛКПТ – директора ФИО7, ему были разъяснены права и обязанности, о чем имеется отметка в протоколе.
Протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания вынесены уполномоченными должностными лицами административного органа.
Наказание назначено в пределах, установленных законом, и с соблюдением срока давности.
Доводы заявителя о том, что должностные лица территориального отдела Роспотребнадзора не приняли во внимание доводы учреждения об обжаловании протокола по делу об административном правонарушении, в связи с чем, преждевременно вынесли оспариваемое постановление, отклоняются судом, поскольку обжалование протоколов об административном правонарушении действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем у административного органа не имелось оснований для принятия во внимание данного довода учреждения при вынесении оспариваемого постановления.
Ссылка заявителя на несоблюдение срока составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ, отклоняется судом с учетом соблюдения срока давности привлечения к ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ. При этом согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", данный срок пресекательным не является.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в десятидневный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Н. Гатауллина