ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-2355/2022 от 17.03.2022 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово                                                                                  Дело № А27-2355/2022

23 марта 2022 года

Резолютивная часть решения оглашена 17 марта  2022 года.                 

Полный текст решения изготовлен 23 марта 2022 года.

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе  судьи  Кормилиной Ю.Ю.,               при ведении  протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Брызгаловой Т.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению по заявлению Инспекции государственного строительного надзора Кузбасса, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью "Экострой ЛК", Кемеровская область - Кузбасс, город Ленинск-Кузнецкий (ОГРН <***>, ИНН  <***>)

о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 10.01.2022, удостоверение, диплом)

от ООО «Экострой ЛК»: ФИО2 (доверенность от 04.03.2022 №2/2022, паспорт, диплом),

у с т а н о в и л:

инспекция государственного строительного надзора Кузбасса (далее – заявитель, административный орган, инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью   "Экострой ЛК"  (далее – общество, ООО «Экострой ЛК») по части 6 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).

          Определением суда от 18.02.2022 заявление принято к производству.

          В предварительном судебном заседании от 17.03.2022 заявитель требования поддержал, ссылаясь на неисполнение ООО «Экострой ЛК» в  установленный срок  предписания №05-06-21-01 от 26.11.2021.

         Представитель ООО «Экострой ЛК», не оспаривая факта совершения правонарушения, полагает, что с учетом конкретных обстоятельств дела, причин совершения правонарушения, характера совершенного деяния, отсутствия причинения вреда жизни, здоровью, имуществу в результате совершения правонарушения, а также того, что правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений,  имеются основания для признания данного деяния малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ

         С учетом отсутствия возражений лиц, участвующих в деле, судом завершено предварительное судебное заседание,  открыто   судебное заседание  в  порядке части  4 статьи 137 АПК РФ 

Изучив материалы дела,  суд установил следующее.

Застройщиком, лицом, осуществляющим строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный 9-ти этажный жилой дом по адресу: <...>», на основании разрешения на строительство №RU42-3070002010002-3-20212020 от 09.04.2021, является ООО «ЭкоСтрой ЛК».

На основании приказа о проведении программной выездной проверки от 22.10.2021 № 373/05-ОС инспекцией была проведена программная выездная проверка в отношении ООО «Экострой ЛК», в результате которой установлено следующее:

1. В   нарушение требования проекта не выполнены противопучинистые мероприятия, а именно: сразу после выполнения работ по монтажу монолитной фундаментной плиты, до окончательной планировки и укладки отмосток, не выполнена обратная засыпка пазух песком с тщательным уплотнением. В целях предохранения грунтов от промерзания в основании монолитной плиты не выполнено утепление основания по периметру здания пеноплексом толщиной 100мм на ширину 1800 мм в соответствии с проектом ш.01-2020-КЖ.0 л.6.;

2. Работы по усилению грунтового основания под фундаментной плитой жилого здания  выполняются методом армирования и изменения напряженно-деформированного грунта основания буроинъекционными сваями с опрессовкой, а именно:  бурение скважин с установкой инъкторов в гильзы по оси 1с выполняются по проекту ООО «СтройРемКомплект» ш.47-21пк-КР, получившего отрицательное заключение №0020-2021 от 27.08.2021 по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения. Проект ш.47-21пк-КР утвержден застройщиком в нарушении порядка предусмотренного ст. 49  Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). В соответствии ч. 15 ст. 48 ГрК РФ проектная документация, а также изменения, внесенные в нее в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, утверждаются застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных частями 15.2 и 15.3 статьи 48  ГрК РФ.

По результатам  проверки составлен акт №05-06-21-04 от 26.11.2021,  ООО «Экострой ЛК» выдано предписание  №05-06-21 от 26.11.2021, в соответствии с которым  обществу в срок до 10.01.2022 предписано устранить нарушения при строительстве объекта капитального строительства.

На  основании приказа начальника инспекции  от 13.01.2022 №0/05-ОС  в  отношении  общества  проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки  исполнения предписания №05-06-21 от 26.11.2021, о чем составлен акт №05-06-21-05,  которым зафиксировано неисполнение обществом в установленный срок  требований пунктов 1,2 предписания № 05-06-21-01 от 26.11.2021.

27.01.2022 главным консультантом - главным государственным инспектором отдела строительного надзора №5  инспекции государственного строительного надзора Кузбасса был составлен протокол №05-06-21-02  об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ и статьи 203 АПК РФ инспекция обратилась  в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении общества к административной ответственности.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела,  заслушав  пояснения представителя заявителя, суд считает заявленное требование  обоснованным и  подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.         

Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность  за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

В соответствии с частью 14 статьи 54 ГрК РФ, постановлением Правительства РФ от 01.12.2021 N 2161 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении регионального государственного строительного надзора проводятся на основании программы проверок.

Согласно пункту 5 части 1 статьи  57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, является истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1.1.1. Положения об Инспекции государственного строительного надзора Кузбасса, утв. постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 27.02.2020 N 87 (далее -  Положение №87),  предусмотрено, что  Инспекция государственного строительного надзора Кузбасса  является  исполнительным органом  государственной власти Кемеровской области – Кузбасса  специальной компетенции, уполномоченный на осуществление: регионального государственного строительного надзора на территории Кемеровской области - Кузбасса на предмет соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 ГрК РФ  проектной документации, за исключением объектов, поднадзорных федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора,  при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 ГрК РФ (пп. «а» пункта 1.1.1 Положения  №87).

 В соответствии с  пунктом 3.10 Положения №87  инспекция составляет по результатам проверок акты проверки, а также в случае необходимости направляет застройщикам, техническим заказчикам, лицам, осуществляющим строительство, а также лицам, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предписания об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, устанавливает сроки устранения таких нарушений.

Как  установлено, при  проведении проверки, по данным записям, внесенным в общий журнал работ №1 (per. №05-06-21-01 от 16.04.2021), общий журнал работ №1(без номера «Армирование и изменение НДС грунта основания буроиньекционными сваями с опрессовкой»), журнал по монтажу строительных конструкций, после выдачи ООО «ЭкоСтрой ЛК» предписания 26.11.2021 выполнены следующие работы: бурение, погружение инъекторов ИГ-1, ИГ-2 в блок-секциях 1 и 2 в осях Ас-Гс/1с-8с; Ас-Гс/1с-4с; тампонаж инъекторов; нагнетание инъекторов раствором; срезка закаченных инъекторов;       монтаж ж/б изделий цоколя в осях 3с-4с/Бс-Гс; 2с-4с/Ас-Гс (начало 19.01.2022);        обмазочная гидроизоляция плиты, утепление в осях 1с/Ас-Дс.

В ходе проведения проверки выполнялись работы по очистке вертикальных стен плиты от снега, обмазочная гидроизоляция плиты по оси Ас.

Административным органом установлено, что пункт  1 предписания от 26.11.2021 № 05-06-21-01 обществом не исполнен.

Нарушение требования проекта ш.01-2020-КР л.1; проекта ш.01-2020-КЖ.0 л.6 в установленный срок (до 10.01.2022) не устранено. ООО «ЭкоСтрой ЛК» сразу после выполнения работ по монтажу монолитной фундаментной плиты (по данным, внесенным в Общий журнал работ №1 стр.13 окончание работ по монолитной плите- 10.11.2021) ,не дожидаясь окончательной планировки и укладки отмосток, не выполнило противопучинистые мероприятия - обратную засыпку пазух песком с тщательным уплотнением. После получения предписания № 05-06-21-01 26.11.2021, ООО «ЭкоСтрой ЛК» в целях предохранения грунтов от промерзания в основании монолитной плиты не выполнено утепление основания по периметру здания пеноплексом толщиной 100мм на ширину 1800 мм. Работы по обмазочной гидроизоляции плиты ПМ1, ее утепление началось 21.01.2022 (запись в разделе 3 Общего журнала работ на стр.19). Обратная засыпка на момент проверки не выполнена по всему периметру здания.

Также административным органом установлено, что пункт  2 предписания от 26.11.2021 № 05-06-21-01 обществом не исполнен.

 После выдачи  обществу предписания №05-06-21-01 и до момента проведения проверки  продолжали выполняться работы по усилению грунтового основания под фундаментной плитой жилого здания методом армирования и изменения напряженно-деформированного грунта основания буроинъекционными сваями с опрессовкой, а именно: бурение, погружение инъекторов ИГ-1, ИГ-2 в блок-секциях 1 и 2 в осях Ас-Гс/1 с-8 с; Ас- Гс/1с-4с; тампонаж инъекторов; нагнетание инъекторов, раствором; срезка закаченных инъекторов; по проекту ООО «СтройРемКомплект» ш.47-21пк-КР, получившего отрицательное заключение №0020-2021 от 27.08.2021 по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения по нормативным требованиям раздела «Проект организации строительства».

Общество продолжало нарушать требования проектной документации Ш.01-2020-ПОС, получившей положительное заключение государственной экспертизы от 19.01.2021 №42-1-1-3-001414-2021; не подтвердило правомерности проведения работ после внесения изменений в проектную документацию Ш.01-2020-ПОС, в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ.

Положительное заключение №0002-2022 государственной экспертизы, выданное ГАУ «Госэкспертиза Кузбасса» от 21.01.2022 по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения по разделу «Проект организации строительства», в котором рассмотрены вопросы по организации работ по усилению грунта основания, а также контроль качества работ при проведении работ по инъектированию основания, было предоставлено в инспекцию в ходе проведения проверки (25.01.2022), т.е. после установленного (10.01.2022) срока исполнения требований предписания №05-06-21-01 26.11.2021.

Нарушения пункта 1, пункта 2 предписания инспекции №05-06-21-01 от 26.11.2021 в установленный до 10.01.2022 срок в полном объеме не устранены, требования предписания не исполнены.          

Таким образом, суд находит доказанным  обстоятельство невыполнения ООО  «Экострой ЛК» в полном объеме требований предписания № 05-06-21-01 от 26.11.2021  в установленный административным органом срок.

С учётом требований, изложенных в предписании №05-06-21-01 от 26.11.2021, период времени до 10.01.2022 являлся разумным и достаточным для исполнения предписания.

Поскольку предписание в установленном законом порядке в установленный срок в полном объеме не  выполнено, суд приходит к выводу  о наличии в  действиях ООО  «Экострой ЛК»  события вменяемого правонарушения,  предусмотренного  частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина общества в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, установлена, так как у него имелась возможность для выполнения предписания инспекции, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по своевременному выполнению указанного предписания.

ООО «ЭкоСтрой ЛК» указывает, что с заявлением о проведении оценки  соответствия изменений,  внесенных  в проектную документацию в рамках экспертного сопровождения  объекта, было подано в ГАУ «Госэкспертиза Кузбасса» 13.01.2021, однако заключение получено  только 21.01.2022. При этом  общество было лишено возможности  своевременно  обратиться с заявлением о продлении срока исполнения предписания в связи с нахождением на больничном   работников, непосредственно  выполняющих работы на объекте, а также производителя работ.

Вместе  с тем указанные обстоятельства  не  относятся к  объективной невозможности исполнения  предписания; как установлено  административным органом после его выдачи  обществом  продолжило выполнение работ  до получения  положительного заключения по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения по разделу «Проект организации строительства» ГАУ «Госэкспертиза Кузбасса» №0002-2022   от 21.01.2022. Кроме того,  не исполнены требования  пункта 1  предписания  №05-06-21-02 в части выполнения  противопучинистых мероприятий.

Суд приходит к выводу о доказанности состава  административного  правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Протокол составлен должностным лицом в пределах его компетенции  и компетенции административного органа. 

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Согласно части 6 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Основания для  признания  совершенного  правонарушения малозначительным   и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ  отсутствуют. 

В соответствии с п.п. 18, 18.1  постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Оценив характер правонарушения с учетом объекта его посягательства, степени вины правонарушителя и общественной опасности, суд не усматривает оснований для признания  правонарушения  малозначительным и  освобождения   общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ. Осуществление строительства, реконструкции объекта в отсутствие соответствующего разрешения приводит к невозможности осуществления предшествующего допуска и последующего государственного контроля за этими работами.

Доказательства наличия  исключительных обстоятельств,  при которых возможно освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, в  деле отсутствуют.

Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрено административное наказание на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Судом не установлены основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку в силу ч. 2 ст. 4.1.1 настоящего Кодекса административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного, в том числе ст. 19.5 КоАП РФ.

В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Поскольку   минимальный  размер штрафа,   составляет 50000  руб.,  основания   для  его  назначения   менее минимального размера отсутствуют.

Согласно пункту 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Отягчающие    обстоятельства  судом не установлены.

В качестве смягчающего обстоятельства суд учитывает совершение ООО «Экострой ЛК»   действий, направленных на исполнение предписания.   

Оценив в совокупности все обстоятельства дела, суд считает необходимым применить к ООО  «Экострой ЛК» административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, установленном санкцией статьи -  50000 руб.

Избранная мера наказания в виде административного штрафа в указанном размере принята, исходя из характера совершенного правонарушения и обстоятельств дела,  а также принципа соразмерности наказания вменяемому правонарушению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявленное требование удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Экострой ЛК" (652509, Кемеровская область - Кузбасс, Ленинск-Кузнецкий город, Лесной городок улица, дом 49/1, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 27.07.2004, ИНН: <***>)  к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд. Жалоба подается через Арбитражный суд Кемеровской области.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу. Доказательства уплаты штрафа в пятидневный срок представить административному органу и арбитражному суду.

При отсутствии доказательств уплаты штрафа в добровольном порядке решение будет направлено для принудительного исполнения в соответствующее подразделение Федеральной службы судебных приставов.

«Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель: ИНН <***> / КПП 420501001

Р/С <***> Отделение Кемерово г. Кемерово

УФК по Кемеровской области-Кузбассу

(Сибирское управление Ростехнадзора), л/с <***>

ОКТМО 32701000

БИК 043207001                         

КБК 498 1 16 01191 01 0005 140».

Судья                                                                                         Ю.Ю. Кормилина