ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-2386/15 от 29.04.2015 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д.8, Кемерово, 650000; информационно-справочная служба (3842) 58-43-26; факс (3842) 58-37-05;

www.kemerovo.arbitr.ru; info@kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово                                                                                      Дело № А27-2386/2015

30 апреля 2015 года

Резолютивная часть решения оглашена 29 апреля 2015 года

Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2015 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Потапова А.Л., при ведении протокола предварительного судебного заседания  и аудио протоколирования секретарем судебного заседания Бахаевой О.М.,  рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Проектный институт «Кузбасскоммунпроект»   (г. Кемерово, ОГРН 1144205010730, ИНН 4205290509)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (г. Кемерово, ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040)

о признании незаконными действия

при участии представителей сторон:

 от заявителя – Зеленков А.А. (паспорт, доверенность от 19.01.2015), Русинова Е.И. (паспорт, доверенность от 23.03.2015), Микичева Ю.Х. (паспорт, доверенность от 23.03.2015)

от пенсионного фонда – главный специалист-эксперт юридического отдела Циркова Е.В. (удостоверение, доверенность от 12.01.2015)

у с т а н о в и л:

 общество с ограниченной ответственностью Проектный институт «Кузбасскоммунпроект» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), выразившиеся в непринятии расчета «Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическими лицами» (форма РСВ-1 ПФР) за 2014 год, об обязании Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) принять расчет «Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическими лицами» (форма РСВ-1 ПФР) за 2014 года с базой для начисления страховых взносов  отдельно в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода – с начала календарного года.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования, изложил доводы в обоснование своей позиции по спору. Представитель пенсионного фонда с требованиями заявителя не согласился, изложил доводы в обоснование своей позиции по спору.

Как следует из материалов дела,  27.01.2015 обществом в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) направлен по телекоммуникационным каналам связи  расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2014 год.

28.01.2015  органом ПФР в адрес общества направлено уведомление о невозможности принятия единой формы отчетности РСВ-1 по причине наличия ошибок (несоответствие уплаченных сумм по страховой и накопительной части трудовой пенсии с платежами в ПТК АСВ, несоответствие сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица, несоответствие базы для начисления страховых взносов и др.).

Не согласившись с действиями пенсионного фонда, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заявитель полагает, что представленная форма отчетности РСВ-1 за 2014 год не принята органом ПФР по причине несогласия с расчетом, произведенным нарастающим итогом с начала 2014 года. В обоснование своей позиции по спору общество ссылается на произведенную 30.06.2014 реорганизацию общества в связи с изменением его организационно-правовой формы. Руководствуясь положениями статей 7, 8, 10, 15 Федерального закона №212-ФЗ, а также нормами трудового и гражданского законодательства, заявитель считает неправомерными действия пенсионного фонда, выразившиеся в отказе принять РСВ-1 за 2014 год. Поскольку трудовые отношения с работниками организации в следствие произведенной реорганизации не прекращались, все права и обязанности реорганизованного юридического лица перешли к его правопреемнику в соответствии с передаточным актом, последним осуществляется уплата страховых взносов и представление расчетов. Таким образом, по мнению заявителя, в представленном расчете сумма страховых взносов рассчитана верно нарастающим итогом, основания для отказа в его принятии отсутствуют.

Не соглашаясь с требованиями общества, пенсионный фонд указывает, что Федеральным  законом №212-ФЗ не предусмотрена правопреемственность в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации в связи с изменением ее организационно-правовой формы. По мнению органа ПФР, при определении базы для начисления страховых взносов ОАО ПИ «Кузбасскоммунпроект» не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников его правопредшественника. Ссылаясь на основания для отказа в приеме документов, предусмотренные п.24 Административного регламента, утвержденного Приказом Минтруда России от 22.10.2012 №329н, орган ПФР считает оспариваемые заявителем действия правомерными.

Более подробно позиции сторон изложены в заявлении, отзыве пенсионного фонда на заявление.

Исследовав материалы дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению  исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ) данный  закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 512 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода.

В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что облагаемая база плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Следовательно, для определения облагаемой базы по страховым взносам решающее значение имеет характер трудовых отношений плательщика страховых взносов с работниками.

Статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.

Таким образом, при реорганизации предприятия в форме преобразования без увольнения работников, расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя.

В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно – правовой форы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Согласно части 16 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода, которым в силу части 1 статьи 10 данного Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ признается календарный год.

При этом Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации-плательщика страховых взносов. Никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета также не предусмотрено.

Данная правовая позиция соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 01.04.2008г. № 13584/07 по вопросу сохранения права на применение регрессивной шкалы ставок по единому социальному налогу реорганизованной организацией.

Из материалов дела (уведомлений работников о реорганизации) следует, что после реорганизации трудовые отношения между работниками реорганизованной организации ОАО Проектный институт «Кузбасскоммунпроект» и его правопреемником ООО Проектный институт «Кузбасскоммунпроект» были продолжены, отчетность правопредшественника в части начислений оплаты труда работникам, страховых взносов подлежат передаче правопреемнику, база по исчислению страховых взносов правопредшественника, формируемая на основе указанных данных, также подлежит учету при определении базы правопреемника.

Таким образом, исчисление базы для начисления страховых взносов производится путем суммирования в течение календарного года, произведенных за каждый месяц выплат в пользу работников.

При указанных обстоятельствах Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) было обязано принять расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам с базой для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода. Таким образом, действия пенсионного фонда по непринятию расчета по страховым взносам являются незаконными.

Устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя возможно в порядке, установленном законодательством, регулирующим порядок начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование путем принятия пенсионным фондом Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам» (форма РВС-1 ПФР) за 2014 г. с базой для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода – с начала календарного года, проверки такого расчета в установленном законом порядке.

Учитывая вышеизложенное, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления подлежат взысканию с пенсионного фонда в пользу общества.

Руководствуясь статьями 101, 102, 110, 167–170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными действия УПФ России в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного), выразившиеся в непринятии Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам» (форма РВС-1 ПФР) за 2014 г.

Обязать УПФ России в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО  Проектный институт «Кузбасскоммунпроект» путем принятия Расчета (форма РВС-1 ПФР) за 2014 г. в установленном законом порядке.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) в пользу ООО  Проектный институт «Кузбасскоммунпроект» 3000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок с даты изготовления решения полном объеме.

Судья                                                                                                         А.Л. Потапов