ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-24026/19 от 20.05.2020 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е 

город  Кемерово                                                                                     Дело № А27-24026/2019

«22» мая 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена «20» мая 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено «22» мая 2020 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Иващенко А.П. при ведении протокола секретарем судебного заседания Дербеневой В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Кузбасский Автоцентр», город Новокузнецк (ОГРН 1174205016589, ИНН 4253038901)

к Административной комиссии Куйбышевского района Новокузнецкого городского округа, город Новокузнецк (ОГРН 1024201753817, ИНН 4216006757)

о признании незаконным и отмене постановления №26 от 26.09.2019,

при участии:

от сторон - без участия (извещены),

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Кузбасский Автоцентр»(далее - Заявитель, ООО «Кузбасский Автоцентр») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Административной комиссии Куйбышевского района Новокузнецкого городского округа (далее – административный орган, Администрация) о признании незаконным и отмене постановления №26 от 26.09.2019.  

Определением суда от 15.10.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением от 10.12.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в связи с неисполнением определения суда Администрацией Куйбышевского района Новокузнецкого городского округа.   

Стороны уведомлены о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 123 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – «АПК РФ»), явку представителей в предварительное и судебное заседание не обеспечили, заявлений, ходатайств не направили.

Суд в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства сторон.

В связи с исполнением Административной комиссией Куйбышевского района Новокузнецкого городского округа определения суда, вопрос о наложении судебного штрафа не рассматривался.

Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

26.09.2019 Административной комиссией Куйбышевского района Новокузнецкого городского округа вынесено постановление №26 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15 Закона Кемеровской области
«Об административных правонарушениях в Кемеровской области» № 89-03 от 16.06.2006 (далее - Закон Кемеровской области № 89-ОЗ) в отношении ООО «Кузбасский Автоцентр»,
и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 15 000 руб.

Посчитав постановление административного органа незаконным, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд считает заявленные требования обоснованными, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании и проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Как указано выше, ООО «Кузбасский Автоцентр» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15 Закона Кемеровской области «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» № 89-ОЗ от 16.06.2006.

Частью 1 статьи 15 Закона Кемеровской области № 89-ОЗ предусмотрена административная ответственность за размещение афиш, плакатов, объявлений, листовок, иных информационных материалов либо нанесение надписей и графических изображений, не содержащих рекламную информацию, вне мест, специально отведенных органами местного самоуправления.

В соответствии с положениями части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Действующим законодательством предусмотрена определенная процедура привлечения лица к административной ответственности, несоблюдение которой может являться основанием для признания незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.

Как указано в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется, исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ). 

Часть 3 данной статьи предусматривает, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Согласно части 4 рассматриваемой статьи физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Таким образом, закон устанавливает обязательное извещение о составлении протокола об административном правонарушении законного представителя лица, привлекаемого к ответственности; о рассмотрении дела об административном правонарушении - законного представителя или защитника данного лица. При этом при условии надлежащего извещения указанных лиц протокол и постановление об административном правонарушении могут быть вынесены в их отсутствие.

Указанные нормы права призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.

Таким образом, ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении само по себе является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку привлекаемое лицо в таком случае лишается предоставленных Кодексом гарантий защиты, в том числе, прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений по существу предъявленных обвинений, представления возражений на протокол, права пользоваться юридической помощью защитника.

Как следует из представленных материалов административного дела, извещением от 29.08.2019 о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении  заявитель приглашен на составление протокола 13.09.2019 в 09 часов 00 минут.

В соответствии с п. 4.1 ст. 28 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В назначенное время законный представитель ООО «Кузбасский Автоцентр» не явился, о причинах неявки не сообщил. В соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении был составлен в его отсутствие 13.09.2019.

Судом установлено, что извещение от 29.08.2019 (идентификатор №65408038103422) было получено адресатом 17.09.2019, то есть после даты составления протокола об административном правонарушении.

Ссылку административного органа на направление ООО «Кузбасский Автоцентр» извещения от 29.08.2019 на электронную почту kamazuchet@mail.ru суд признает несостоятельной, из материалов административного дела не следует о принадлежности данного адреса электронной почты именно ООО «Кузбасский Автоцентр».

Определением от 02.03.2020 суд предлагал административному органу представить доказательства извещения Общества на составление протокола об административном правонарушении, а также доказательства принадлежности адреса электронной почты (kamazuchet@mail.ru) ООО «Кузбасский Автоцентр». В дополнениях административный орган указал на невозможность подтвердить принадлежность адрес электронной почты (kamazuchet@mail.ru) Обществу, адрес электронной почты в ЕГРЮЛ Общества также отсутствует.

Определение от 20.09.2019 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 26.09.2019 на 14 часов 00 минут, согласно материалов дела, вручено Седевой О.Л. Между тем, отметка о получении определения от 20.09.2019 не содержит ни печати, ни иной отметки, позволяющей с точностью определить получение указанного определения сотрудником именно ООО «Кузбасский Автоцентр». В пояснениях от 18.05.2020 административный орган указал, что Седева О.Л. является специалистом ООО «Кузбасский Автоцентр», однако доказательств, подтверждающих данный факт, не представил, доверенность на получение корреспонденции от имени Общества в материалы дела административным органом не представлена.

Таким образом, суд приходит к выводу, что данными о надлежащем уведомлении Общества ни на 13.09.2019, ни на 26.09.2019 административная комиссия не располагала. Иных доказательств надлежащего извещения административный орган, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, не представил.

26.09.2019 административная комиссия вынесла постановление №26 о назначении Обществу административного наказания, постановление вынесено в отсутствие законного представителя.

Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ материалы дела и учитывая изложенные обстоятельства, суд установил, что административным органом допущено в данном случае нарушение процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, выразившейся в неизвещении его о дате составления протокола и дате рассмотрения дела об административном правонарушении.

Таким образом, в нарушение положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие ООО «Кузбасский Автоцентр» и без надлежащего извещения о совершении данных процессуальных действий.  

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2, суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).

Предусмотренный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение (постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.02.2004 № 12133/03).

Ввиду того, что указанное выше нарушение порядка привлечения лица к административной ответственности является самостоятельным и достаточным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и подлежащим отмене, суд не дает оценку доводам заявителя, касающимся события и существа выявленного нарушения.

Оспариваемое постановление от 26.09.2019 № 26 подлежит признанию незаконным и отмене.

В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому индивидуальному предпринимателю Шишку Станиславу Сергеевичу подлежит возврату из федерального бюджета уплаченная государственная пошлина.

Руководствуясь статьями 65, 167-170, 180,181, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Куйбышевского района Новокузнецкого городского округа от 26.09.2019 № 26 в отношенииОбщества с ограниченной ответственностью «Кузбасский Автоцентр». 

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                                                  А.П. Иващенко