ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-24048/20 от 12.04.2021 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

тел. (384-2) 45-10-16

http://www.kemerovo.arbitr.ru, е-mail: info@kemerovo.arbitr.ru,

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е 

город  Кемерово                                                                                  Дело № А27-24048/2020

19 апреля 2021 года

Резолютивная часть решения оглашена 12 апреля 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2021 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи М. А. Сарафанниковой при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Д.М. Сулеймановой,

при участиипредставителязаявителя - ФИО1, доверенность от 30.01.2021, начальника центральной химической лаборатории АО «Теплоэнерго» ФИО2 (без прав лица, участвующего в деле), представителя заинтересованного лица – ФИО3, доверенность от 08.04.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Теплоэнерго», город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Министерству природных ресурсов и экологии Кузбасса, город Кемерово  (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконными действий,

об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов,

третье лицо: Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, город Кемерово(ИНН <***>, ОГРН <***>),

у с т а н о в и л:

В Арбитражный суд Кемеровской области 13 ноября 2020 года поступило заявление Акционерного общества «Теплоэнерго», город Кемерово (АО «Теплоэнерго», заявитель, общество) к Министерству природных ресурсов и экологии Кузбасса, город Кемерово (МПР Кузбасса) о признании незаконными действий МПР Кузбасса, выразившихся в отказе внесения изменений в выданное 20.02.2020 Департаментом заключение о согласовании мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; об обязании МПР Кузбасса устранить допущенное нарушение прав и законных интересов АО «Теплоэнерго» путем изменения сроков действия согласования мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в соответствии в соответствии со сроком действия нормативов предельно-допустимых выбросов, то есть до 26.01.2027, на основании Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.01.2020 №89-рд.

Определением арбитражного суда от 18.11.2020 заявление принято к производству.

В обоснование требований заявитель указывает, что .02.2020 представителем АО «Теплоэнерго» в Департаменте было получено Заключение о согласовании мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, из которого следует, что представленные материалы соответствуют требованиям нормативных правовых актов в области охраны атмосферного воздуха, а также административного регламента исполнения государственной функции «Согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий», утвержденного приказом Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 05.09.2012 №141. При этом, в заключении департамент указал срок действия согласования по 27.06.2020. Согласно п.3.4 Административного регламента срок действия согласованных мероприятий должен совпадать со сроком действия проекта ПДВ (предельно допустимых выбросов). По истечению срока действия проекта ПДВ и при корректировке или переработке проекта ПДВ мероприятия подлежат пересмотру и согласованию с Департаментом.  Полагает, что Министерство  природных ресурсов и экологии Кемеровской области при согласовании мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ должно руководствоваться действующими на дату согласования нормативными документами, а том числе нормами Административного регламента. Полагает, что действия ответчика не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушает права и  законные интересы истца в сфере предпринимательской деятельности. Подробные доводы изложены в заявлении и в дополнительных пояснениях к заявлению.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал, поддержал доводы, изложенные в заявлении.

Представитель административного органа в судебном заседании считал требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поддержал доводы, изложенные в мотивированном отзыве на заявление. Пояснил, что в соответствии с п.3.2 административного регламента исполнения департаментом государственной функции «согласование мероприятий», утвержденного приказом департамента от 05.09.2012 №141, принято решение об отказе в рассмотрении материалов на согласование мероприятий, в связи с недостаточностью предлагаемых мероприятий для достижения необходимого снижения загрязнения атмосферы выбросами предприятия при предупреждениях о наступлении НМУ. Для принятия положительного решения необходимо разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ, максимальные приземные концентрации которых на границе санитарно-защитной зоны или ближайшей жилой застройки более 0,1 ПДК (РД 153-34.0-02.314098 «Положения о регулировании выбросов в атмосферу в период неблагоприятных метеорологических условий на тепловых электростанциях и в котельных»). Кроме того, административным регламентом не предусмотрено внесение изменений в ранее выданное заключение от 20.02.2020 №1045-ОС, в том числе, с учетом внесенных изменений в действующее законодательство.

Изучив материалы дела, заслушав позиции представителей сторон, судом установлено следующее. 

Согласно материалам по согласованию АО «Теплоэнерго» мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ на период 2020-2026 годы, заключением Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области  от 20.02.2020 по обращению АО «Теплоэнерго» согласованы мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, сроком действия согласования по 27.06.2020.

22.04.2020 АО «Теплоэнерго» в Министерство природных ресурсов и экологии Кемеровской области направлено письмо исх. № 621 (вх. № 4978) с просьбой внести изменение в выданное 20.02.2020 Департаментом Заключение о согласовании мероприятий (исх. № 1045-ОС), изменив срок действия согласования в соответствии со сроком действия нормативов предельно-допустимых выбросов, то есть до 26.01.2027.

В ответ на это обращение АО «Теплоэнерго» письмом Департамента исх. № 3379-ос от 22.05.2020 отказано в изменении срока действия согласования мероприятий в связи с тем, что нормативы предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух стационарных источников выбросов установлены только для четырех загрязняющих веществ, тогда как в Мероприятиях учтены иные загрязняющие вещества, для которых нормативы не установлены.

29.05.2020 АО «Теплоэнерго» повторно обратилось с заявление об изменении срока действия согласования мероприятий, с приложением экспертного заключения №742 от 01.11.2019г., а также санитарно эпидемиологического заключения №42.21.02.000.Т.000949.11.19 от 11.11.2019, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области.

Ответом от 23.06.2020 №4071-06, срок действия нормативов предельно-допустимых выбросов, установленный заключением от 20.02.2020, оставлен без изменения (до 27.06.2020).

Не согласившись с решениями должностных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса, 10.07.2020 АО «Теплоэнерго» в Кемеровскую межрегиональную природоохранную прокуратуру направлено обращение на проверку законности действий Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

Согласно ответу от 31.07.2020 № 132ж-2020 Кемеровской межрегиональной природоохранной прокуратурой разъяснено, что 27.06.2020 в действие вступили требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ  в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 ноября 2019 №811, согласно положениям которых, срок действия согласования мероприятий не устанавливается. В связи с указанным, АО «Теплоэнерго» рекомендовано обратиться  в МПР Кузбасса с заявлением  о согласовании мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных условий.

Согласно ответу МПР Кузбасса от 15.09.2020 № Р04213-11-801-91, срок действия согласовании оставлен без изменения. Отказ обоснован тем, что административным регламентом внесение изменений в ранее выданное заключение о согласовании мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не предусмотрено.

Не согласившись с действиями административного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, изучив доводы и пояснения лиц, участвующих в деле,    суд признает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

В силу части  5 статьи  200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).

Из материалов дела следует, что 25.12.2019 АО «Теплоэнерго» обратилось в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области (в настоящее время – Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса) с целью согласования Мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на период 2020-2026 годы.

Судом установлено, что на дату подачи указанного заявления регулирование государственной функции: "Согласование мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий" утвержденного приказом департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 05 сентября 2012 N 141 Административного регламента исполнения департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области указанной государственной функции.

Согласно пункту 1.6 указанного административного регламента результатом исполнения государственной функции является согласование мероприятий по форме, представленной в Приложении N 3 настоящего административного регламента, с выдачей заключения о согласовании мероприятий, завизированные начальником департамента или лицом его замещающим, в соответствии с должностным регламентом, по форме, представленной в Приложении N 6 настоящего административного регламента.

В соответствии с пунктом 2.3 срок исполнения государственной функции - не более 30 рабочих дней с момента регистрации документов заинтересованных лиц. Срок исчисляется с момента полной комплектации материалов.

Пунктом 3.1.1 административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для исполнения государственной функции, подлежащих представлению заинтересованными лицами.

К заявлению прилагаются следующие документы:

- мероприятия в 2-х экземплярах по форме, установленной приложением N 3 настоящего административного регламента;

- проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - проект ПДВ);

- заключение по проекту ПДВ Управления Росприроднадзора по Кемеровской области или приказ "Об утверждении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников выбросов, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности"

- пояснительная записка, включающая в себя следующие основные положения методических указаний: "Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях" РД 52.04.52-85 (Л., Гидрометеоиздат, 1987):

- сущность технологии для каждого конкретного мероприятия с учетом выбросов загрязняющих веществ и реальных условий эксплуатации;

- необходимые расчеты и обоснования мероприятий;

- карта-схема промышленной площадки с указанием точек контроля (отбора проб в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ)), диапазона концентраций загрязняющего вещества (мг/м, г/м) на контролируемом источнике выброса;

- перечень приборов, оборудования и методических документов, применяемых для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу;

- перечень оборудованных точек контроля за выбросами загрязняющих веществ непосредственно на источниках выброса;

- оценка степени эффективности разработанных мероприятий на периоды НМУ по каждому вредному веществу, мероприятию в отдельности (в целом по предприятию, объединению, организации).

- количество вредных веществ выбрасываемых в атмосферу и сокращение выбросов каждого конкретного вещества в периоды НМУ в целом по предприятию;

- загрязняющие вещества, по которым проводится сокращение выбросов, и по которым не проводится;

- количество источников, имеющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, и на которых сокращаются выбросы в периоды НМУ;

- эффективность разработанных мероприятий для II и III режимов;

- необходимые средства для достижения критерия качества атмосферного воздуха в периоды НМУ.

Согласно пункту 3.2 административного регламента основаниями для отказа в рассмотрении материалов являются:

представление заинтересованными лицами заявления и документов, указанных в пункте 3.1.1 настоящего административного регламента, не в полном объеме (некомплектность материалов), либо наличие в составе материалов искаженных сведений или недостоверной информации;

недостаточность предлагаемых мероприятий для достижения необходимого снижения загрязнения атмосферы выбросами предприятия при предупреждениях о наступлении НМУ различной степени (необходимая эффективность мероприятий по I режиму должна составлять 15%, по II режиму - не менее 20%, по III режиму - не менее - 40%;

истечение срока действия утвержденного в установленном порядке проекта нормативов ПДВ.

Исходя из пункта 3.3 административного регламента, при установлении комплектности материалов заинтересованных лиц ответственный исполнитель в течение не более 5 рабочих дней рассматривает материалы заинтересованных лиц и в случае их соответствия законодательству Российской Федерации и Кемеровской области готовит проект заключения о согласовании мероприятий по образцу согласно приложению N 6 настоящего административного регламента.

Подготовленный проект заключения оформляется в соответствии с инструкцией по делопроизводству на бланке департамента, визируется в установленном порядке и с мероприятиями направляются на подпись в течение 1 рабочего дня начальнику департамента, или лицу его замещающего, в соответствии с должностным регламентом.

В силу пункта 3.4 мероприятия оформляются в двух экземплярах, один из которых выдается заинтересованным лицам, а второй хранится в департаменте в течение пяти лет.

Срок действия согласованных мероприятий совпадает со сроком действия проекта нормативов ПДВ. По истечению срока действия проекта ПДВ (срок пересмотра проекта не более 5 лет) и при корректировке или переработке проекта ПДВ мероприятия подлежат пересмотру и согласованию с департаментом.

Таким образом, действующим на момент подачи и рассмотрения обращения заявителя за согласованием мероприятий административным регламентом предусмотрен срок действия согласованных мероприятий, который должен соответствовать сроку действия проекта нормативов ПДВ.

Согласно проекту нормативов предельно-допустимых выбросов, установленных приказом Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 27.01.2020 № 89-рд, срок действия нормативов предельно-допустимых выбросов установлен - до 26.01.2027.

Вместе с тем, в Заключении о согласовании мероприятий Департаментом установлен срок действия согласования - до 27.06.2020.

Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения заявления АО «Теплоэнерго» поступил ответ от 24.01.2020         Департамента № 429-ОС «О приостановлении согласования мероприятий» в связи с недостаточностью предлагаемых мероприятий для достижения необходимого снижения загрязнения атмосферы выбросами предприятия при предупреждениях о наступлении НМУ.

Департаментом было указано на необходимость доработки мероприятий по уменьшению выбросов для  режимов II и III режимов.

Вместе с тем, указанные в письме исх. № 429-ОС требования для II и III режимов, необходимые для принятия положительного решения о согласовании мероприятий, были основаны на РД 153-34.0-02.314-98 «Положение о регулировании выбросов в атмосферу в период неблагоприятных метеорологических условий на тепловых электростанциях и в котельных», утв. РАО «ЕЭС России» 29.05.1998 (документ опубликован не был).

Согласно пунктам 1 и 4 Приказу РАО «ЕЭС России» № 422 от 14.08.2003 «О пересмотре нормативно-технических документов (НДТ) и порядке их действия в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании», обязательному исполнению подлежат только документы, утвержденные в министерствах и ведомствах Российской Федерации, РД 153-34.0-02.314-98 распространяет своё действие в только в Холдинге РАО «ЕЭС России», следовательно, этот документ может быть использован Департаментом и иными организациями, не входящими в Холдинг РАО «ЕЭС России», только как рекомендательный.

Заявитель повторно 05.02.2020 обратился в Департамент с целью согласования мероприятий в период НМУ с приложением всех необходимых документов, в том числе,соответствующего проекта нормативов предельно-допустимых выбросов, установленных приказом Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 27.01.2020 № 89-рд, со сроком действия нормативов предельно-допустимых выбросов до 26.01.2027.

При этом указанным приказом нормативы предельно-допустимых выбросов установлены только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

В связи с вступлением в силу положений Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2019 года изменился порядок получения разрешительной природоохранной документации. Необходимость получения разрешительной документации на выбросы вредных (загрязняющих) веществу атмосферный воздух, а также вид данной документации напрямую зависит от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду (далее - объект HBOC).

Присвоение объекту HBOC соответствующей категории осуществляется в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утв. постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Все эксплуатируемые заявителем объекты внесены в региональный реестр объектов HBOC и отнесены к III категории, как объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, что МПР Кузбасса не оспаривается.

В силу статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.

Кроме того в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации сведения.

В силу п. 3 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утв. Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении», (далее - Порядок) при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты. Каких-то исключений при проведении инвентаризации источников выбросов в зависимости от категории объектов этим Порядком не предусмотрено.

Согласно п. 5 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утв. постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183, нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Такой перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р.

Руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, АО «Теплоэнерго» разработало проект нормативов допустимых выбросов, на который на основании экспертного заключения №         742 от 01.11.2019 получено санитарно- эпидемиологическое заключение № 42.21.02.000.Т.000949.11.19 от 11.11.2019, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (копии документов были направлены в Министерство письмом исх. № 834 от 29.05.2020).

На основании выполненных в проекте расчетов количественных и качественных показателей выбросов от всех стационарных источников АО «Теплоэнерго» разработало мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ). Сведения о параметрах выбросов, а также перечень источников, дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы, предоставлены для согласования мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (вх. № 12737 от 29.11.2019).

Доказательств несоответствия вышеуказанного документа требованиям нормативных правовых актов в области охраны атмосферного воздуха, заинтересованным лицом не представлено.

Требования к мероприятиям, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.11.2019 № 811, вступили в силу с 27.06.2020, тогда как обращение о согласовании мероприятий по уменьшению выбросов в период НМУ было представлено в Департамент природных ресурсов 29.11.2019 (вх. № 12737). Кроме того, Приказ № 811 не отменяет действие ранее согласованных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ. Кроме этого, заинтересованным лицом не указано, каким именно требованиям вступившего в силу с 27.06.2020 Приказ № 811 не соответствуют разработанные АО «Теплоэнерго» мероприятия, учитывая, что по примесям, выбросы которых сокращаются, указаны все вещества представленным котельным.

Так, не могут быть признаны обоснованными доводы заинтересованного лица о том, что обществом не разработаны мероприятия по уменьшению выбросов по веществам, указанным в уведомлении о приостановлении согласования мероприятий от 24.01.2020, поскольку из представленных мероприятий, согласованных самим Департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области (т. д. № 2, л. д. 102-107) следует, что мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ для указанных в уведомлении котельных согласованы по всем веществам. В части же такого вещества как «сажа» учитывается, что АО «Теплоэнерго» не используются в деятельности угольные котельные, а только газовые и дизельные, что заинтересованным лицом не оспаривается, ввиду чего необходимость разработки таких мероприятий по веществу «сажа» отсутствует.

МПР Кузбасса не представлено каких-либо доказательств недостаточности представленных заявителем мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Периоды неблагоприятных метеорологических условий, равно как и доказательств несоответствия представленных материалов требованиям нормативных правовых актов в области охраны атмосферного воздуха, а также административного регламента исполнения государственной функции «Согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий», утвержденного приказом Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 05.09.2012 № 141.Из представленных материалов дела усматривается, что все предусмотренные пунктом 3.1.1 административного регламента документы были представлены АО «Теплоэнерго» в Департамент, иного Департаментом не доказано.

При этом, самим же Департаментом установлено в Заключении от 20.02.2020 о согласовании мероприятий, что представленные материалы соответствуют требованиям нормативных правовых документов в области  охраны атмосферного воздуха, а также административного регламента. Вместе с тем, вопреки положениям пункта 3.4 административного регламента, утвержденного приказом департамента от 05.09.2012 № 141, заинтересованное лицо необоснованно указало в Заключении о согласовании мероприятий Департаментом срок действия согласования - до 27.06.2020, а в дальнейшем отказывало в изменении указанного срока действия согласования в соответствии со сроком действия нормативов предельно-допустимых выбросов, то есть до 26.01.2027.

Доводы заинтересованного лица в части срока согласования мероприятий сводятся к тому, что с 27.06.2020 вступили в силу требования к мероприятиям, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.11.2019 № 811, в связи с чем, имеется необходимость предоставления мероприятий в соответствии с новыми требованиями. Однако данные доводы не могут быть приняты, поскольку на момент обращения с заявлением о согласовании мероприятий и рассмотрения его органом, названные положения не вступили в законную силу, на заявителя не могла быть возложена обязанность по повторной разработке указанных мероприятий с учетом изменившегося законодательства. Таким образом, у заинтересованного лица отсутствовали основания для согласования мероприятий на срок, не соответствующий сроку действия нормативов предельно-допустимых выбросов, то есть ранее, чем до 26.01.2027.

Доводы о том, что Административным регламентом не предусмотрено внесение изменений в ранее выданное заключение о согласовании мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - являются несостоятельными, так как изначально МПР Кузбасса должен был согласовать срок в соответствии с пунктом 3.4 регламента на соответствующий сроку действия нормативов предельно-допустимых выбросов. Каких-либо доказательств обратного МПР Кузбасса не представлено и не обосновано.

Указанные действия МПР Кузбасса не соответствует требованиям вышеприведенных норм законодательства, и нарушают права и законные интересы заявителя, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности АО «Теплоэнерго» с соблюдением требований природоохранного законодательства Российской Федерации и Кемеровской области.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконными действий Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса, город Кемерово, выразившихся в отказе во внесении изменений в выданное 20.02.2020 заключение о согласовании мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

На МПР Кузбасса возлагается обязанность в сроки, предусмотренные пунктом 2.3 Административного регламента, утвержденного приказом от 05 сентября 2012 года N 141, внести изменений в сроки действия согласования мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в соответствии со сроком действия нормативов предельно-допустимых выбросов, то есть до 26.01.2027, на основании Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.01.2020 № 89-рд

Понесенные заявителем расходы на уплату государственной пошлины за подачу заявления в размере 3 000 руб., на основании статьи 110 АПК РФ, относятся на Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса, город Кемерово.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными действия Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса, город Кемерово, выразившиеся в отказе во внесении изменений в выданное 20.02.2020 заключение о согласовании мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса, город Кемерово устранить допущенное нарушение прав и законных интересов АО «Теплоэнерго» путем внесения изменений в сроки действия согласования мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в соответствии со сроком действия нормативов предельно-допустимых выбросов, то есть до 26.01.2027, на основании Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.01.2020 № 89-рд.

Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса, город Кемерово  (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Акционерного общества «Теплоэнерго», город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>) 3 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

 Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                           М. А. Сарафанникова