АРБИТРАЖНЫЙ СУД
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Дело № А27-24599/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 8 ноября 2023 г.
Решение в полном объеме изготовлено 15 ноября 2023 г.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе
судьи Изотовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Смольковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителей:
от истца по доверенности 22.11.2022 ФИО1, от ответчика по доверенности от 16.06.2023 ФИО2,
дело по иску Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новокузнецку (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка (ОГРН <***>,
ИНН <***>) об обязании принять инженерные сети в собственность Новокузнецкого городского округа,
третьи лица:
- Администрация города Новокузнецка (ОГРН <***>, ИНН <***>);
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу (ОГРН <***>, ИНН <***>);
- ООО «Водоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>); - МП Новокузнецкого городского округа «Сибирская сбытовая компания»
(ОГРН <***>, ИНН <***>);
- ГКУ «Государственный архив Кузбасса в г. Новокузнецке» (ОГРН <***>,
ИНН <***>);
- МТУ Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (ОГРН <***>, ИНН <***>);
- ППК «Роскадастр», филиал по Кемеровской области-Кузбассу (ОГРН <***>, ИНН <***>);
- КУГИ Кузбасса (ОГРН <***>, ИНН <***>);
- Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>);
- Акционерное общество «Кузбассэнерго», (ИНН <***>); - Акционерное общество «Кузнецкая ТЭЦ», (ИНН <***>); - Общество с ограниченной ответственностью «КузнецкТеплоСбыт»
(ИНН <***>);
- Общество с ограниченной ответственностью «СибЭнерго» (ИНН <***>); - Общество с ограниченной ответственностью «ЭнергоТранзит» (ИНН <***>),
- Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка (ОГРН <***>, ИНН <***>),
у с т а н о в и л:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новокузнецку (далее истец, УМВД России по г. Новокузнецку) обратилось в
арбитражный суд Кемеровской области с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка (далее ответчик, КУМИ
г. Новокузнецка) в котором просит суд, с учетом уточненных исковых требований:
- по ул. Новобайдаевская, 9Б административное здание с кадастровым номером 42:30:0501002:4310, сети теплоснабжения от тепловой камеры ТК-85, D=76 мм, D=40 мм, длинна каждой ветки по 34 п.м. Сеть теплоснабжения - от тепловой камеры ТК- 85 до границы балансовой принадлежности, проходящей по границе земельного участка, принадлежащего Управлению МВД России по г. Новокузнецку на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- по ул. Климасенко, 17/2 административное здание с кадастровым номером 42:30:0412014:1347, сети водоотведения от КК-1, D=150 мм, L= 45 п.м. Сеть водоотведения - от колодца КК-1 до границы балансовой принадлежности, проходящей по границе земельного участка с кадастровым номером 42:30:0412014:23, принадлежащего Управлению МВД России по г. Новокузнецку на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- по ул. Покрышкина, 18А административное здание с кадастровым (или условным) номером из свидетельства о государственной регистрации права 42-4206/085/2011-467, сети водоснабжения от ВК-1 до границы балансовой принадлежности, проходящей по границе земельного участка, принадлежащего Управлению МВД России по г. Новокузнецку (2-ух трубное исполнение D=150MM., L=16 п.м); сети водоснабжения от ВК-2 до границы балансовой принадлежности, проходящей по границе земельного участка, принадлежащего Управлению МВД России по г. Новокузнецку (D=100MM., L=20 П.М.);
- по ул. Орджоникидзе, 10 административное здание с кадастровым номером 42:30:0301009:105, сети водоснабжения от ВК-1 до границы балансовой принадлежности, проходящей по границе земельного участка, принадлежащего Управлению МВД России по г. Новокузнецку (D=100MM, L=36 П.М.), сети теплоснабжения от ТК-1 до границы балансовой принадлежности, проходящей по границе земельного участка, принадлежащего Управлению МВД России по г. Новокузнецку (D=600MM, L=77 П.М.);
- по проезду Колхозному, 10 административное здание с кадастровым номером 42:30:0301006:207, сети водоотведения от КК-1, D=200 мм, L- 96,5 п.м. Сеть водоотведения - от колодца КК-1 до границы балансовой принадлежности, проходящей по границе земельного участка, принадлежащего Управлению МВД России по г. Новокузнецку на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- по ул. М. Тореза, 21 (помещение 5 с кадастровым номером 42:30:0412008:3553, помещение 4 с кадастровым номером 42:30:0412008:2923, помещение 3 с кадастровым номером 42:30:0412008:2925, помещение 2 с кадастровым номером 42:30:0412008:2918, 3 42:30:0412008:2918, помещение 1 с кадастровым (или условный) номер 42:30:0412008:0:49/1) сети водоснабжения от ВК-1 до границы балансовой принадлежности, проходящей по границе земельного участка, принадлежащего Управлению МВД России по г. Новокузнецку (D=200MM, L=36 п.м.);
- по ул. Фестивальная, 1а, административное здание с кадастровым номером 42:30:0301034:689, сети теплоснабжения от тепловой камеры ТК-3, D=76 мм, L-
101,9 п.м. (в 2-ух трубном исполнении). Сеть теплоснабжения - от тепловой камеры ТК-3 до границы балансовой принадлежности, проходящей по границе земельного участка, принадлежащего Управлению МВД России по г. Новокузнецку на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Ответчик иск не признал, поддержал доводы отзывов, просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Третьи лица в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
Судебное заседание проведено в отсутствие представителей третьих лиц (ст. 156 АПК РФ).
Истец в уточненном исковом заявлении указал, что между акционерным обществом «Кузнецкая ТЭЦ» и Управлением МВД России по г. Новокузнецку заключен государственный контракт № 2656/79 теплоснабжения и поставки горячей воды. 25.05.2023 Заключено дополнительное соглашение № 2 к государственному контракту теплоснабжения и поставки горячей воды № 2656/79 от 06.07202 ТВ соответствии с АКТОМ на установлении границ обслуживания и эксплуатационной ответственности за состояние тепловых сетей по ул. Новобайдаевская, 9Б: границы раздела АО «Кузнецкая ТЭЦ» с АО «Кузбассэнерго» является внешнее ограждения территории АО «Кузнецкая ТЭЦ»; границей раздела АО «Кузбассэнерго» с потребителем(точкой поставки) является наружная стена тепловой камеры ТК- 1; ответственность за эксплуатацию тепловых сетей от наружной стены тепловой камеры ТК-1 и оборудование ТК-1 несет АО «Кузбассэнерго»; ответственность за эксплуатацию тепловых сетей от наружной стены тепловой камеры ТК-1 в сторону системы теплопотребления несет потребитель.
Между обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал» и Управлением МВД России по г. Новокузнецку 17.05.2023 заключен договор
№ 3600/70 холодного водоснабжения и водоотведения. В соответствии с приложением № 1 к Государственному контракту № 3600/70 т 17.05.2023 (АКТ о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности) установлены границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям по следующим адресам, а именно: ул. Климасенко, 17/2, ул. Покрышкина, 18а,
ул. Орджоникидзе, 10, проезд Колхозный, 10, ул. Тореза, 21, ул. Фестивальная, 1а.
Границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по сетям водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения определены в соответствии с актами разграничения балансовой принадлежности между Управлением МВД России по г. Новокузнецку и организациями, с которыми заключен государственный договор (ООО «Водоканал», АО «Кузнецкая ТЭЦ», ООО «ЭнергоТранзит», ООО «Сибэнерго»).
Поскольку, спорные инженерные сети не принадлежат на праве собственности или на ином вещном праве, следовательно, на Управление МВД России по г. Новокузнецку не может быть возложена обязанность по их содержанию.
Истцом в материалы дела представлены пояснения к иску, согласно которым, в соответствии с выписками из ЕГРН, земельные участки по следующим адресам: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Заводской район, ул. Тореза 21, ул. Новобайдаевская, 9Б, ул. Фестивальная, 1а, ул. Орджоникидзе, 10, пр. Колхозный, 10, ул. Покрышкина, 18, ул. Климасенко, 17/2 - находятся в оперативном управлении Управления МВД России по г. Новокузнецку. Бесхозяйные инженерные сети находятся за пределами, переданных земельных участков Управлению МВД России по г. Новокузнецку.
В соответствии с предоставленными в Арбитражный суд письмами, между Управлением МВД России по г. Новокузнецку и Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка, находящиеся инженерные сети, находящиеся за границами балансовой принадлежности административных зданий Управления МВД России по г. Новокузнецку являются бесхозяйными. Ответы должностных лиц подтверждают, что данные сети являются бесхозяйными.
В ответе от 30 марта 2016 № 13-6-03/1793 представитель Комитета по Управлению государственным имуществом Кемеровской области ФИО3 указывает, что данные сети теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, не учитываются в реестре государственного имущества (ответ на письмо № 2/2811 от 03.03.2016г). Глава города Новокузнецка, ФИО4 в своем ответе на письмо № 2/6079 от 04.05.2016 указывает, что инженерные сети не учитываются в реестре объектов муниципальной собственности города Новокузнецка.
Представитель КУМИ г. Новокузнецка ФИО5 в своем письме от 28.02.2017 за № 580/8 указывает, что в настоящее время КУМИ г. Новокузнецка указанные сети включены в план-график на 2017 год для организации конкурса на проведение технической инвентаризации и оформления кадастровых паспортов для последующей подачи заявлений в Управление Росреестра по Кемеровской области о постановке объектов на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей.
г. Новокузнецка приостановлена.
КУМИ г. Новокузнецка своим бездействием по отношению к взятым на себя обязательствам, предусмотренным законом, нарушают право Управления МВД России по г. Новокузнецка фактическим перекладыванием ответственности за обслуживание и содержание инженерных сетей, которые Управлению МВД России по
г. Новокузнецку не принадлежат, право оперативного управления за инженерными сетями у Управления МВД России по г. Новокузнецку нет и не было на вышеуказанные сети.
Государственное Казенное учреждение «Государственный архив Кузбасса в
г. Новокузнецке» направило в адрес Управления МВД России по г. Новокузнецку письмо от 09.10.2023 № Т-198, согласно которому сообщило, что документы о нахождении в собственности инженерных сетей по следующим адресам: Кемеровская область- Кузбасс, <...>
ул. Покрышкина, 18А; ул. Промышленная, 16; ул. Рудокопровая, 32; ул. Фестивальная 1А; ул. Обнорского, 25; ул. Лазо, 14; ул. Тореза, 21; пр. Запсибовцев, 23; ул. Новобайдаевская, 9-Б; ул. Климасенко, 17/2; ул. Орджоникидзе, 10; ул. Орджоникидзе, 22 на хранение в ГКУ «Государственный архив Кузбасса в г. Новокузнецке» не поступали.
Администрация города Новокузнецка Кемеровской области, в лице КУМИ города Новокузнецка, направляла в адрес Управления МВД России по г. Новокузнецку письмо от 01.12.2015 № 4190/8 в котором сообщило, что в отношении балансовой принадлежности участков тепловых сетей, сетей водоснабжения и водоотведения к административным зданиям по адресам: ул. Энтузиастов, 1; ул. Энтузиастов, 1 А; ул. Рудокоправая, 32;
ул. Покрышкина, 18А; ул. Промышленная, 16; ул. Фестивальная, 1а; ул. Обнорская, 25;
ул. Тореза, 21; ул. Новобайдаевская, 96; ул. Орджоникидзе, 22; проезд Колхозный, 10;проезд Буркацкого, 5; ул. Климасенко, 17/2, сообщаю, что КУМИ г. Новокузнецка сведениями о балансодержателях выше указанных участков сетей не располагает.
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области направлял в адрес Управления МВД России по г. Новокузнецку письмо от 30 марта 2016 № 13-6-03/1793, согласно которому Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области сообщил, что указанные в письме Управления МВД России по г. Новокузнецку от 03.03.16 № 2/2811 сети теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, не учитываются в реестре государственного имущества Кемеровской области.
Государственное предприятие Кемеровской области «Центр технической инвентаризации Кемеровской области» Филиал № 12 БТИ г. Новокузнецка направляло в адрес Управления МВД России по г. Новокузнецку письмо № 440 от 30.11.2015, согласно которого, в архиве филиала № 12 БТИ г. Новокузнецка ГП КО «ЦТИ Кемеровской области» отсутствуют сведения о балансовой принадлежности тепловых сетей, а также сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся в г. Новокузнецке по адресам: ул. Энтузиастов №№ 1,1а; ул. Рудокопровая, № 32; ул. Покрышкина № 18а; ул. Промышленная, № 16; ул. Фестивальная, № 1а; ул. Обнорского, № 25; ул. Тореза № 21; ул. Новобайдаевская № 96; ул. Орджоникидзе, № 22; пр-д. Колхозный, № 10; пр-д Буркацкого, № 5; ул. Климасенко, № 17/2.
Спорные участки инженерных сетей не относятся к составу зданий, переданных Управлению МВД России по г. Новокузнецку на праве оперативного управления, спорные инженерные сети находятся за границами земельных участков, принадлежащих Управлением МВД России по г. Новокузнецку. Бесхозяйные инженерные сети на балансе Управлению МВД России по
г. Новокузнецку не находятся и не передавались. Поскольку, спорные инженерные сети не принадлежат на праве собственности или на ином вещном праве, следовательно, на Управление МВД России по г. Новокузнецку не может быть возложена обязанность по их содержанию.
Пунктами 4.2 и 4.2.2 Решения Новокузнецкого Совета народных депутатов от 21.06.2011 № 6/101 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Новокузнецкого городского округа» принятие имущества в собственность городского округа в качестве приобретателя имущества выступает комитет, который на основании распоряжения администрации города осуществляет все необходимые действия, связанные с приобретением, передачей имущества, определяет правовой режим приобретения имущества путем закрепления его за муниципальными предприятиями и учреждениями или передачи в муниципальную казну в установленном порядке, ведет его учет.
Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей путем издания соответствующего ненормативного правового акта в течение тридцати дней с даты выявления таких сетей. При этом значимыми обстоятельствами являются статус тепловых сетей как бесхозяйных вещей, а также наличие непосредственного соединения с этими сетями тепловых сетей выбранной теплосетевой организации (или наличие у такой организации признаков единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят указанные тепловые сети).
В отношении выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, передача гарантирующей организации должна состоятся по акту приема-передачи с момента постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Ответчиком в материалы дела представлен письменные отзывы, согласно которым Истец самостоятельно согласовал границы разграничения эксплуатационной ответственности с ООО «НТК», ООО «Сибэнерго», ООО «ЭнергоТранзит» по другим объектам (в отношении которых поступил частичный отказ от требований), следовательно, не ясно, по каким основаниям Истец не согласовывает границы по сетям, которые перечислены в заявлении об уточнении требований, а требует принять их в собственность НГО. В соответствии со ст. 135 ГК РФ, вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. Сети предназначены исключительно для обслуживания административных зданий, принадлежащих Истцу на праве оперативного управления, следовательно, у НГО отсутствуют правовые основания для проведения мероприятий в рамках статьи 225 ГК РФ и Положения № 237 с целью дальнейшей подачи заявления в суд о признании объектов муниципальной собственностью. В представленных истцом письмах учреждений указано об отсутствии сетей по адресам, однако, каждая сеть имеет свое название, протяженность, диаметр. Перечисление в письмах адресов не говорит о бесхозяйности сетей. Истцом не доказано, что сети являются бесхозяйными. Сети были построены исключительно для обслуживания зданий, переданных Истцу на праве оперативного управления. Сети не предназначены для обеспечения нужд населения, а поэтому у органа местного самоуправления отсутствует обязанность принять сети в муниципальную собственность. Истцом выбран ненадлежащий способ защиты. Требование о принятии в муниципальную собственность бесхозяйных инженерных сетей не может быть исполнено Ответчиком, так как бесхозяйная сеть может быть принята в муниципальную собственность только в соответствии с Постановлением № 237, которым предусмотрен порядок принятия в муниципальную собственность бесхозяйных сетей. Истец не доказал каким образом Комитет нарушает права Истца в связи с непринятием сетей в муниципальную собственность. Третьими лицами указывалось на заключение государственного контракта, однако по ряду сетей Истец заключил такие контракты и частично отказался от исковых требований, однако по остальным сетям требует принять их в муниципальную собственность. В соответствии со ст.135 ГК РФ, вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. АО «Кузбассэнерго» заявлено об интересе к бесхозяйной сети теплоснабжения от ТК-85, Б-76мм, D-40мм до здания по ул.Новобайдаевская,9Б, а также о начале проведения работ по принятия сети в собственность АО «Кузбассэнерго», однако Истец не отказался от требования о принятии сети в муниципальную собственность.
ООО «Водоканал» в своих пояснениях указал, что исковые требования не подлежит удовлетворению, поскольку 17.05.2023 между ООО «Водоканал» и УМВД по городу Новокузнецку заключен договор № 3600/70 холодного водоснабжении и водоотведении на период с 2023год. В приложении № 1 к данному договору № 3600 согласованы между ресурсоснабжающей организацией и Абонентом границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности спорных сетей. Спора по границам раздела сетей между сторонами нет. Относительно сети водоснабжения по адресу: <...>: водопровод d 200 мм по ул. Тореза, водопровод от колодца ВК-1 на водопроводе d 200 до стены здания отнесен к принадлежности ООО Водоканал (см. 1 (Приложение № 1 столбец 2 строка 18+ схема № 7). ООО «Водоканал» полагает, что Истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав. В соответствии с АПК
РФ лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Полагает, что права и законные интересы УМВД РФ по г. Новокузнецка не нарушены, следовательно, Истец не мог обратиться в Арбитражный суд с подобными требованиями. Истец ссылается на границы земельных участков, однако схем с обозначением данных земельных участков истцом не представлено. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 644 (в редакции от 03.06.2020) «Правила холодного водоснабжении и водоотведения» действующая с 03.06.20201, предусмотрено, что указываемая в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности абонента и гарантирующей организации по канализационным сетям устанавливается: если абонент владеет объектами централизованной системы водоотведения а) по границе балансовой принадлежности таких объектов абоненту; б) в остальных случаях - но первому смотровому колодцу.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ в отношении бесхозяйных недвижимых вещей, а также линейных объектов орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности. Истец вправе на стадии заключения государственного контракта возразить относительно балансовой принадлежности сетей. Подобный спор разрешается в рамках заключения договора энергоснабжения.
АО «Кузбассэнерго» в своих пояснениях указало, что имеет интерес к сети сеть теплоснабжения от тепловой камеры ТК-85, D=76MM, D=40MM до здания по ул. Новобайдаевская, 9Б, т.к. она расположена в контуре деятельности Кузнецкой ТЭЦ и фактически присоединена к тепловым сетям, переданным АО «Кузбассэнерго» по концессионному соглашению.
Лица, обязанные осуществлять эксплуатацию бесхозяйных линейных объектов теплоснабжения определены в частях 6 - 6.6. ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», устанавливающих процедуру их выявления и постановки на учет (далее - Закон о теплоснабжении).
Таким образом, применительно ко ст. 225 ГК РФ обратиться в суд с требованием о признании права собственности на бесхозяйные тепловые сети могут: орган уполномоченный управлять муниципальным имуществом, теплосетевая организация, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйной, единая теплоснабжающая организация. В соответствии со схемой теплоснабжения а административных границах города Новокузнецка на период до 2023 года АО «Кузбассэнерго» является одной из основных теплосетевых организаций г. Новокузнецка, в том числе в системе теплоснабжения 001 от источника Кузнецкая ТЭЦ. Данная система охватывает Центральный, Кузнецкий, Орджоникидзевский, Куйбышевский районы теплоснабжения. Сеть теплоснабжения от тепловой камеры ТК-85 до здания МВД по ул. Новобайдаевская, 9Б, непосредственно соединена с тепловой сетью с кад. номером 42:30:0000000:1173. Данная сеть передана АО «Кузбассэнерго» во владение и пользование по Концессионному соглашению от 25.05.2021, что подтверждает право оформить данный участок сети в собственность как бесхозяйный ввиду отказа от нее Управления МВД
г. Новокузнецка и ответчика.
ООО «ЭноргоТранзит» представил письменные пояснения, в которых считает исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению. Так, ООО «ЭнергоТранзит» является теплоснабжающей организацией. В качестве доказательств Истец предоставил только выписки из ЕГРН, карты и переписку с КУМИ г. Новокузнецка, что не является доказательствами бесхозяйности сетей. Пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы и другие подобные сооружения являются линейными объектами. Вместе с тем, указанные объекты могут являться сетями инженерно-технического обеспечения объектов недвижимости и входить в состав объекта
капитального строительства, представляющего собой сложную вещь. Спорные объекты используются в целях обеспечения технологического процесса только Управлением МВД России по г. Новокузнецку, других абонентов на спорном участке нет. Соответственно, сети теплоснабжения были построены именно для обеспечения зданий Истца. Из выписок ЕГРН следует, что объекты недвижимости являются федеральной собственностью и поставлены на ГКУ, следовательно, порядок предусмотренный действующим законодательство РФ не соблюден. Границы эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей, согласованы Сторонами без разногласий и возражений к государственному контракту о теплоснабжении от 06.07.2021 № 8055/81.
ООО «СибЭнерго» представило письменные пояснения по делу, в которых указывает, что является теплоснабжающей тарифной организацией, в своей деятельности руководствуется ФЗ «О теплоснабжении» и положениями действующего законодательства РФ. Исковые требования считает не подлежащими удовлетворению. Общество соглашается с позицией, изложенной КУМИ г. Новокузнецка (дополнительный отзыв к исковому заявлению) от 04.07.2023, и считает, Истец не доказал, что инженерные сети, перечисленные в исковом заявлении являются бесхозяйными, построены для обслуживания населения или социально-значимых объектов и в настоящее время используются в целях обеспечения населения или социально-значимых объектов, не указал каким образом Комитетом нарушаются права Истца в результате не принятия сетей в муниципальную собственность. Из выписок ЕГРН и общедоступных данных с сайта Росреестра следует, что собственником объектов недвижимости является Российская Федерация. Истец не предоставил сведения от Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях о балансовой принадлежности сетей теплоснабжения либо отсутствие на балансе сетей теплоснабжения.
Управление Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу представило письменные пояснения по делу, просило рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд оснований для удовлетворения иска не находит.
Как следует из материалов дела, за Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новокузнецку зарегистрировано право оперативного управления на следующие объекты недвижимости в городе Новокузнецке:
- ул. Новобайдаевская, 9Б нежилое здание с кадастровым номером 42:30:0501002:4310, площадью 687,6 кв.м.;
- ул. Климасенко, 17/2 нежилое здание с кадастровым номером 42:30:0412014:1347;
- по ул. Покрышкина, 18А нежилое здание с кадастровым (или условным) номером из свидетельства о государственной регистрации права 42-4206/085/2011-467, площадью 2 877,8 кв.м.;
- по ул. Орджоникидзе, 10 нежилое здание с кадастровым номером 42:30:0301009:105, площадью 1953,1 кв.м.;
- по проезду Колхозному, 10 нежилое здание с кадастровым номером 42:30:0301006:207;
- по ул. М. Тореза, 21 (помещение 5 с кадастровым номером 42:30:0412008:3553, помещение 4 с кадастровым номером 42:30:0412008:2923, помещение 3 с кадастровым номером 42:30:0412008:2925, помещение 2 с кадастровым номером 42:30:0412008:2918, помещение 1 с кадастровым (условным) номером 42:30:0412008:0:49/1);
- по ул. Фестивальная, 1а, нежилое здание с кадастровым номером 42:30:0301034:689.
Согласно выпискам из ЕГРН, земельные участки по вышеуказанным адресам находятся в оперативном управлении УМВД России по г. Новокузнецку.
Уклонение КУМИ г. Новокузнецка от оформления в муниципальную собственность спорных объектов, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
КУМИ г. Новокузнецка является функциональным органом администрации города Новокузнецка, входит в систему исполнительных органов местного самоуправления и осуществляет исполнительные, распорядительные и контрольные функции по управлению и распоряжению муниципальным имуществом Новокузнецкого городского округа в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Кемеровской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа.
Положение о Комитете утверждено решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31.03.2011 № 3/36 (далее – Положение № 3/36.)
В соответствии с п.п. 3.2.2, 3.2.4 Положения № 3/36 Комитет в установленном порядке принимает имущество в муниципальную собственность городского округа в связи с разграничением государственной собственности, а также в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; осуществляет постановку на учет в регистрирующем органе бесхозяйного недвижимого имущества, признает в суде в установленном порядке право муниципальной собственности на бесхозяйное движимое и недвижимое имущество, находящееся на территории городского округа.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой.
Предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и (или) законных интересов обратившегося в суд лица.
В силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в определениях от 21.04.2011 № 450-О-О и от 18.07.2006 № 367-О, права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не предопределяет возможность выбора гражданином или объединением граждан по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации федеральными законами. Способ защиты права должен соответствовать характеру его нарушения и обеспечивать возможность восстановления нарушенных прав. Выбор заявителем способа защиты, не соответствующего характеру имеющегося между сторонами спора, является основанием для отказа в иске
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) среди предусмотренных законом способов защиты гражданских прав указывает на возможность осуществления такой защиты путем признания права.
Требование заявителя основано на положениях Федерального закона от 06.0.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесены следующие вопросы: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и
водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 указанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении, Закона № 190-ФЗ).
Организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств возложена на органы местного самоуправления также положениями части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении.
При этом пунктом 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что потребителями тепловой энергии признаются любые лица (не только население), приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Согласно части 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (далее в настоящей статье - требования безопасности), проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество (далее - орган регистрации прав), для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения. Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченного органа исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
Таким образом, на основании указанных норм права, при наличии в границах муниципального образования бесхозяйных тепловых сетей у органа местного самоуправления возникает обязанность по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных тепловых сетей.
Таким образом, исходя из смысла статьи 225 ГК РФ, части 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении, следует, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей путем издания соответствующего ненормативного правового акта.
Для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи должны быть представлены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник не известен, или от права
собственности на него собственник отказался, отсутствуют притязания на объект либо фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи определен статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.
На учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались (пункт 3 Порядка).
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона № 218-ФЗ (пункт 5 Порядка).
Объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом № 218-ФЗ (пункт 13 Порядка).
В силу пунктов 5 и 6 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети, которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Вместе с тем действующее законодательство не имеет норм, устанавливающих обязанность принятия бесхозяйного имущества, в том числе тепловых сетей, в
собственность муниципального образования. Вопрос о принятии бесхозяйного имущества на учет и последующего признания права собственности муниципального образования на такое имущество решается органом местного самоуправления в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств.
Вышеприведенные нормы права предписывают лишь определить организацию, которая будет содержать и обслуживать бесхозяйные тепловые сети, при этом их регистрация в качестве бесхозяйных не имеет правового значения.
При этом значимыми обстоятельствами являются статус инженерных сетей как бесхозяйных вещей, а также наличие непосредственного соединения с этими сетями тепловых сетей выбранной теплосетевой организации (или наличие у такой организации признаков единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения в которую входят указанные тепловые сети).
Тепловая сеть вначале должна быть признана бесхозяйной и только потом у органа местного самоуправления возникает обязанность по определению эксплуатирующей организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что спорные участки инженерных сетей не имеют признаки бесхозяйной вещи на основании следующего.
В соответствии с выписками из ЕГРН, земельные участки по следующим адресам: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Заводской район, ул. Тореза 21,
ул. Новобайдаевская, 9Б, ул. Фестивальная, 1а, ул. Орджоникидзе, 10, пр. Колхозный, 10, ул. Покрышкина, 18, ул. Климасенко, 17/2 - находятся в оперативном управлении Управления МВД России по г. Новокузнецку.
Как указывает заявитель, спорные участки инженерных сетей отдельно в оперативное управление заявителю не передавались, в акте приема-передачи имущества в оперативное управление не указаны.
Вместе с тем, согласно технических паспортов на здания, находящиеся в оперативном управлении у Истца, данные объекты имеют централизованную систему отопления, водоснабжения, водоотведения и канализации.
Между акционерным обществом «Кузнецкая ТЭЦ» и Управлением МВД России по г. Новокузнецку заключен государственный контракт № 2656/79 теплоснабжения и поставки горячей воды. 25.05.2023 Заключено дополнительное соглашение № 2 к государственному контракту теплоснабжения и поставки горячей воды № 2656/79 от 06.07202 ТВ соответствии с АКТОМ на установлении границ обслуживания и эксплуатационной ответственности за состояние тепловых сетей по ул. Новобайдаевская, 96: границы раздела АО «Кузнецкая ТЭЦ» с АО «Кузбассэнерго» является внешнее ограждения территории АО «Кузнецкая ТЭЦ»; границей раздела АО «Кузбассэнерго» с потребителем(точкой поставки) является наружная стена тепловой камеры ТК- 1; ответственность за эксплуатацию тепловых сетей от наружной стены тепловой камеры ТК-1 и оборудование ТК-1 несет АО «Кузбассэнерго»; ответственность
за эксплуатацию тепловых сетей от наружной стены тепловой камеры ТК-1 в сторону системы теплопотребления несет потребитель.
Между обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал» и Управлением МВД России по г. Новокузнецку 17.05.2023 заключен договор
№ 3600/70 холодного водоснабжения и водоотведения. В соответствии с приложением № 1 к государственному контракту № 3600/70 т 17.05.2023 (АКТ о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности) установлены границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям по следующим адресам, а именно: ул. Климасенко, 17/2, ул. Покрышкина, 18а, ул. Орджоникидзе, 10, проезд Колхозный, 10, ул. Тореза, 21, ул. Фестивальная, 1а.
Границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по сетям водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения определены в соответствии с актами разграничения балансовой принадлежности между Управлением МВД России по г. Новокузнецку и организациями, с которыми заключен государственный договор (ООО «Водоканал», АО «Кузнецкая ТЭЦ», ООО «ЭнергоТранзит», ООО «Сибэнерго»).
Согласно информации управления Росреестра по Кемеровской области в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о спорных объектах недвижимости.
Однако отсутствие информации о собственнике в ЕГРП не свидетельствует об отсутствии собственника какого-либо имущества.
Государственная регистрация права на недвижимость проводится только по желанию их обладателей, после подачи необходимых документов в Росреестр.
Истцом не представлено доказательств того, что спорные сети являются бесхозяйными, в качестве доказательств Истец предоставил только выписки из ЕГРН, карты и переписку с КУМИ г. Новокузнецка, что не является доказательствами бесхозяйности сетей.
В соответствии с частью 3 статьи 225 ГК РФ право соответствующего органа местного самоуправления на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, возникает не ранее, чем по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет. При этом, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Однако ни один нормативный акт не закрепляет обязанность органа местного самоуправления обращаться с подобным заявлением, тем более самостоятельно осуществлять регистрацию бесхозяйных вещей.
Вместе с тем, действующее законодательство не имеет норм, устанавливающих обязанность принятия бесхозяйного имущества, в том числе тепловых сетей, водоснабжения и водоотведения, в собственность муниципального образования. Вопрос о принятии бесхозяйного имущества на учет и последующего признания права собственности муниципального образования на такое имущество решается органом местного самоуправления в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств.
Таким образом, орган местного самоуправления, уполномоченный на управление и распоряжение муниципальной собственностью, не наделен полномочиями по регистрации бесхозяйного имущества, к его компетенции отнесено только обращение с соответствующим заявлением о постановке выявленного бесхозяйного имущества на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество. А вопрос о принятии такого имущества в муниципальную собственность может быть решен только по истечении одного года со времени постановки указанного
имущества на учет в качестве бесхозяйного соответствующим органам государственной власти.
В соответствии частью 5 статьи 225 ГК РФ с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Истец в организации, с которыми у него заключены государственные контракты на обслуживание сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения не обращался.
Таким образом, довод истца о том, что сети, перечисленные в исковом заявлении, являются бесхозяйными и именно КУМИ г. Новокузнецка обязано принять их в собственность муниципального образования, является преждевременным.
Так, в ходе рассмотрения спора АО «Кузбассэнерго» заявлено об интересе к бесхозяйной сети теплоснабжения от ТК-85, D-76мм, D-40мм до здания по
ул. Новобайдаевская, 9Б, а также о начале проведения работ по принятию сети в собственность АО «Кузбассэнерго».
Из содержания статей 1, 209, 218 и 235 ГК РФ следует, что вещные права являются абсолютными и предоставленные правомочия пользования, владения и распоряжения приобретаются и прекращаются по своему усмотрению, если иное прямо не установлено в законе.
Обращение истца в органы местного самоуправления с письмом от 28.02.2017 не свидетельствует о безусловной обязанности муниципалитета принять в муниципальную собственность участки внешних инженерных сетей и проведение всех необходимых для этого процедур.
Аналогичная позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2017 № 304-КГ17-6641 и от 23.12.2016 № 309- КГ16-17473.
Как установлено судом, иск о возложении обязанности на КУМИ г. Новокузнецка принять инженерные сети в собственность Новокузнецкого городского округа в качестве бесхозяйных объектов внешних инженерных сетей, осуществляющих теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение объектов, находящихся в оперативном управлении у УМВД России по г. Новокузнецку обоснован лишь отсутствием сведений в реестрах муниципальной и федеральной собственности имущества спорного имущества, не свидетельствует о безусловной обязанности КУМИ г. Новокузнецка принять в муниципальную собственность участки внешних инженерных сетей.
Кроме того, законом определен порядок принятия на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится (п. 3 ст. 225 ГК РФ), и по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (абз. 2 п. 3 ст. 225 ГК РФ). Предметом иска о признании права является констатация факта принадлежности субъекту вещного права на имущества, а основанием иска выступают обстоятельства, подтверждающие наличие у истца такого права. Использование данного способа защиты предполагает доказанность законных оснований возникновения права собственности на указанное имущество обратившимся в суд лицом.
В настоящем деле истец не доказал, что спорные инженерные сети имеют признаки бесхозяйного имущества, напротив, относятся к инженерной инфраструктуре зданий и находятся в фактическом владении и пользовании владельца зданий. Доказательств того, что спорными сетями обслуживаются объекты жилого фонда и объекты социальной инфраструктуры, истцом не представлено, материалы дела также таковых не содержат.
То обстоятельство, что спорные участи сетей находятся за пределами балансовой принадлежности, проходящей по границе земельных участков истца, на них не зарегистрировано ни каких прав, а также отсутствуют сведения о постановке их на учет и баланс ни в реестре федерального имущества, ни на местном уровне, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет, поскольку указанные обстоятельства могли бы выступать в качестве одного из возможных признаков бесхозяйности объектов, но не исключительно указывающих на безусловный статус как бесхозяйного.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, и пояснения представителей сторон, суд находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 180 и 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья Е.В. Изотова