ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-24653/2021 от 03.02.2022 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело №А27-24653/2021

«10» февраля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена «03» февраля 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено «10» февраля 2022 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Аникиной К.Е.,

при ведении протокола с применением средств аудиозаписи секретарем Сампаевой О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседаниидело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ММК-Уголь», город Белово, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, город Кемерово, Кемеровская область – Кузбасс (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решения от 28.10.2021 (исх. от 15.11.2021 №10-05/12154) об отказе в возврате излишне уплаченных денежных взысканий (штрафов) и (или) государственных пошлин;

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 02.04.2021;

от Управления Росприроднадзора: ФИО2, по доверенности от 03.09.2021;

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «ММК-Уголь» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Южно-Сибирскому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным решения от 28.10.2021 (исх. от 15.11.2021 №10-05/12154) об отказе в возврате излишне уплаченных денежных взысканий (штрафов) и (или) государственных пошлин; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что вступившим в силу решением Беловского городского суда от 23.07.2021 постановление Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 30.10.2020 о назначении Обществу наказания изменено, административный штраф снижен до 100 000 руб. Следовательно, у Управления отсутствуют законные основания для удержания излишне уплаченного штрафа.

Возражая против заявленных требований, Управление считает решение об отказе в возврате суммы излишне уплаченного штрафа законным и обоснованным.

Суд, изучив имеющиеся документы и признав представленные доказательства достаточными для рассмотрения дела, а дело подготовленным к судебному разбирательству, в отсутствие возражений представителя Управления с согласия заявителя, завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание по существу спора (ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О подготовке дела к судебному разбирательству" N 65 от 20.12.2006).

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, представитель Управления возражал против заявленных требований.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 30.10.2020 №НЗВАТ-858/10 ООО «ММК-УГОЛЬ» было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей. Административный штраф Обществом был оплачен в полном объеме, что подтверждается платежным поручением №23717 от 01.04.2021.

Постановление от 30.10.2020 было обжаловано Обществом в Ленинск-Кузнецкий районный суд Кемеровской области, решением которого в удовлетворении требований отказано. Апелляционным определением Кемеровского областного суда решение оставлено без изменения.

Кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.06.2021 жалоба Общества удовлетворена частично, решение Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области от 20.01.2021 отменено, дело направлено на новое рассмотрение по подсудности в Беловский городской суд Кемеровской области.

При новом рассмотрении решением Беловского городского суда Кемеровской области от 23.07.2021 постановление Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 30.10.2020 изменено в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен с 200 000 руб. до 100 000 руб.

Для возврата излишне уплаченного штрафа ООО «ММК-УГОЛЬ» обратилось с заявлением в Управление Федерального казначейства по Кемеровской области-Кузбассу, которое перенаправило заявление с приложенными документами в Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора для решения вопроса по существу.

15.11.2021 Южно-Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора принято оспариваемое решение об отказе Обществу в возврате излишне уплаченных денежных взысканий (штрафов) и (или) государственных пошлин в размере 100 000 рублей.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отказывая Обществу в возврате излишне уплаченного штрафа в размере 100 000 рублей, Управление руководствовалось Методическими рекомендациями по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными приказом Росприроднадзора от 19.04.2017 № 188 (в ред. приказа от 26.07.2017 № 370), и указало, что возврат по отмененным административным постановлениям осуществляется на основании судебных актов, указывающих на сумму подлежащих возврату денежных средств.

Пунктом 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что к неналоговым доходам бюджетов относятся средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 154 БК РФ органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

Согласно статье 6 БК РФ главный администратор доходов бюджета - определенный в соответствии с настоящим Кодексом орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.

Администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно пункту 2 статьи 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета определен Федеральным законом от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и приложением №8 к нему (часть 1 статьи 3). В указанный перечень включена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

В рамках бюджетного процесса главный администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями, в том числе, по формированию перечня подотчетных ему администраторов доходов бюджета (пункт 1 статьи 160.1 БК РФ).

Приказом Росприроднадзора от 22.06.2021 № 361 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета" утвержден Перечень территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющих бюджетные полномочия администраторов доходов федерального бюджета, согласно приложению 1 включающий в себя в том числе Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора (пункт 27 приложения 1).

В соответствии с пунктом 4.65 Положения о Южно-Сибирском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 27.08.2019 N 485, Управление Росприроднадзора выполняет функции администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

Таким образом, Управление Росприроднадзора, осуществляя начисление, учет и взыскание административных штрафов, является администратором данного вида доходов бюджета, и, соответственно, на данный орган возложена обязанность по решению вопроса о возврате необоснованно уплаченного заявителем штрафа.

В соответствии со ст.218 БК РФ перечисление Федеральным казначейством излишне распределенных сумм, средств, необходимых для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом Росприроднадзора от 19.04.2017 N 188 утверждены Методические рекомендации по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3, 16, 18, 19 Методических рекомендаций к функциям территориальных органов Росприроднадзора относится принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет, в том числе штрафов, и представление в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства поручений (сообщений) для осуществления возврата.

При поступлении от плательщика заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм денежных взысканий (штрафов) с указанием причин возврата оно подлежит направлению в бухгалтерию территориального органа Росприроднадзора.

В течение 30 дней со дня регистрации заявления плательщика заявление рассматривается уполномоченным исполнителем территориального органа Росприроднадзора, производится подготовка и сверка поступившей информации с данными аналитического учета и данными платежных документов, поступивших из территориального Управления федерального казначейства, и принимается решение о возврате (об отказе в возврате).

В течение 30 дней со дня регистрации заявления плательщика в случае принятия решения о возврате уполномоченный исполнитель территориального органа Росприроднадзора формирует заявку на возврат и направляет ее в соответствующее Управление федерального казначейства, а также направляет плательщику письменный ответ о решении.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен порядок для возврата из федерального бюджета излишне взысканных денежных средств.

Приказом Росприроднадзора от 26.07.2017 N 370 "О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 19.04.2017 N 188", которым руководствовался административный орган при вынесении оспариваемого решения, Методические рекомендации дополнены пунктами 25.2 и 25.3, из которых следует, что отмененные вступившими в законную силу решениями судов постановления о назначении административных наказаний не являются основанием для осуществления возврата денежных взысканий (штрафов); принятие решения о возврате денежных взысканий (штрафов), наложенных территориальными органами Росприроднадзора по отмененным вступившими в законную силу решениями судов постановлениям о назначении административных наказаний производится на основании судебных актов, указывающих на суммы подлежащих возврату денежных средств, и исполнительных документов.

Между тем согласно пунктам 8 - 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке. Не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке нормативные акты не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и применению не подлежат.

Приказ Росприроднадзора от 26.07.2017 N 370 опубликован не был и не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации, его положения не основаны на вышеизложенных нормах законодательства (не соответствуют предусмотренному действующим законодательством порядку возврата излишне уплаченных штрафов).

Следовательно, приказ Росприроднадзора от 26.07.2017 N 370 по своей форме не относится к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти (носит ведомственный характер) и не мог являться основанием для отказа обществу в возврате излишне уплаченного штрафа.

Вступившим в законную силу решением суда уплаченный обществом административный штраф в размере 200 000 руб. был снижен до суммы 100 000 руб., общество обратилось с заявлением о возврате излишне уплаченного штрафа. Факт того, что административный штраф в сумме 100 000 руб. подлежит возврату обществу, административным органом не оспаривается. Обстоятельств, свидетельствующих о наличии иных законных оснований удержания указанных денежных средств заинтересованным лицом суду не представлено.

С учетом изложенного решение Управления Росприроднадзора об отказе в возврате суммы излишне уплаченного административного штрафа не соответствует положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Поскольку оспариваемое решение нарушает права и законные интересы общества в экономической сфере, оно подлежит признанию незаконным в силу положения части 2 статьи 201 АПК РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения о признании незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на обязанность данных органов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Учитывая требования пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд полагает необходимым обязать Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «ММК-Уголь» путем принятия решения о возврате административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, излишне уплаченного по платежному поручению от 01.04.2021 № 23717, и направления соответствующего поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

Судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявленное требование удовлетворить.

Признать незаконным решение Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об отказе в возврате обществу с ограниченной ответственностью «ММК-Уголь» излишне уплаченных денежных взысканий (штрафов) и (или) государственных пошлин от 28.10.2021 (исх. от 15.11.2021 №10-05/12154).

Обязать Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «ММК-Уголь» путем принятия решения о возврате административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, излишне уплаченного по платежному поручению от 01.04.2021 № 23717, и направления соответствующего поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

Взыскать с Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>; ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «ММК-Уголь» (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 (три тысячи) руб.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ММК-Уголь» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению от 24.08.2021 №00418.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья Аникина К.Е.