ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-24720/20 от 25.03.2021 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

Тел. (384-2) 45-10-16

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово                                                                             Дело № А27-24720/2020

30 марта 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 30 марта 2021 года.

Судья Арбитражного суда Кемеровской области   Ходякова О.С. при ведении протокола судебного заседания секретарём Дорожко Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Новокузнецкий хладокомбинат» (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ОГРН 1024201752057, ИНН 4216003724) к Администрации города Новокузнецка (Кемеровская область-Кузбасс, г. Новокузнецк, ОГРН 1024201470556, ИНН 4216005979) о признании незаконным бездействия,

у с т а н о в и л:

акционерное общество «Новокузнецкий хладокомбинат» (далее – заявитель,                 общество, АО «Новокузнецкий хладокомбинат») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Новокузнецка (далее – администрация) в лице Управления потребительского рынка и развития предпринимательства (далее – Управление), выразившееся в непредставлении в установленный срок ответа на обращение общества от 28.09.2020 об изменении специализации места размещения НТО № 143 по адресу г. Новокузнецк, ул.Кирова, 97 с непродовольственной на продовольственную; о признании незаконным бездействие администрации в лице Управления, выразившееся в нерассмотрении и не учете предложения общества о включении в проект Схемы размещения НТО на территории Новокузнецкого городского округа – места размещения НТО (киоск), площадью 9 кв.м, вид торговли: розничная, специализация торговли: продовольственные товары и сельскохозяйственная  продукция, для субъекта малого и среднего предпринимательства по адресному ориентиру: ул. Кирова, 97, об обязании администрации в лице Управления рассмотреть и учесть указанное предложение                      общества (в редакции дополнения (2) к заявлению от 02.03.2021).

Администрация в отзыве требования не признает, ссылаясь на то, что28.09.2020 в адрес первого заместителя Главы города, начальника Управления поступило обращение от общества  (28.09.2020, вх. № П-2163), в котором просили «изменить специализацию места № 143 на продовольственную и внести соответствующие изменения в схему НТО».

В установленный Федеральным законом № 59-ФЗ срок Управление направило в адрес АО «Новокузнецкий хладокомбинат» ответ от 28.10.2020 № 1190/7 Почтой России простым письмом.

Органом администрации города Новокузнецка, уполномоченным на формирование проекта Схемы НТО, является Управление потребительского рынка и развития предпринимательства администрации города Новокузнецка.

В рамках осуществления контрольных мероприятий по соблюдению условий договора, Комитетом градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка обследовано место размещение НТО по указанному адресному ориентиру. По результатам обследования установлено, что согласно пункту 143 Схемы НТО, место размещения НТО по ул. Кирова, 97 в Центральном районе площадью 9 кв.м представлено АО «Новокузнецкий хладокомбинат» по договору. На момент фактического размещения торгового киоска соответствует графической схеме размещения, площадные характеристики НТО также соответствуют. Однако на указанном месте размещении установлен торговый киоск «Снежный городок», в котором осуществляется коммерческая деятельность по продаже продовольственных товаров (мороженного), что не соответствует условиям договора (акт обследования от 26.12.2019).

В адрес АО «Новокузнецкий хладокомбинат» было направлено соответствующее уведомление от 18.02.2020 № 1631-03

Постановлением № 61 (в редакции от 05.06.2015 № 89) предусмотрено три адресных ориентира по ул. Кирова, 97: пункт 141 (специализированный продовольственный), 142 (специализированный продовольственный), 143 (специализированныйнепродовольственный) приложения № 2 Схемы НТО. Постановлением администрации города Новокузнецка от 20.02.2020 № 29 «О внесении изменений в постановление администрации города Новокузнецка от 18.04.2014 № 61 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа» пункты 141, 142 приложения № 2 Схемы НТО исключены.

Согласно возражениям на отзыв, представленным заявителем, никакого ответа Управления от 28.10.2020 № 1190/7 АО «Новокузнецкий хладокомбинат» не получало. Об этом ответе заявителя стало известно только при рассмотрении дела в суде.

Заявитель считает, что доводы о направлении ответа Управления простым письмом не является надлежащим доказательством исполнения Управлением обязанности по рассмотрению запроса от 28.09.2020 о смене специализации места размещения НТО                   № 143 по адресу г. Новокузнецк, ул. Кирова, 97 с непродовольственной на продовольственную. При разработке проекта Схемы размещения НТО Управление обязано было рассмотреть предложение заявителя об изменении Схемы размещения НТО в части смены специализации места размещения НТО № 143 по адресу г. Новокузнецк, ул.Кирова, 97. Заявитель, изучив содержание проекта Схемы, указанного на сайте www.admnkz.info, выявил, что место размещения НТО по адресу г. Новокузнецк, ул.Кирова, 97 проектом Схемы вообще не предусмотрено.

В нарушение «Порядка формирования и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа» предложение заявителя о включении в проект Схемы размещения НТО по адресу ул.Кирова 97 с продовольственной специализацией не было включено в сводную информацию о результатах публичного обсуждения.

Администрация представила суду сводную информацию о результатах публичных обсуждений проекта Схемы размещения НТО, данных об учете или отклонении поступивших предложений, не содержит, в данной сводной информации отсутствуют данные об учете или отклонении (с обоснованием отклонения) предложения об изменении специализации места размещения № 143 по адресу ул. Кирова 97.

Согласно пункту 3.10 «Порядка формирования и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа» в сводную информацию о результатах публичных обсуждений проекта Схемы размещения НТО включаются сведения о представленных предложениях с указанием данных об их учете или отклонении (включая обоснование отклонения).

Помимо сводной информации, Администрация представила также сводный отчет о результатах формирования идеи правового регулирования и проведения публичных консультаций. Сводный отчет также подтверждает, что никакие предложения и замечания администрацией учтены не были, включая предложение об изменении специализации НТО по адресу ул. Кирова 97.

Процедура внесения изменений в Схему размещения НТО включает: направление проекта Схемы и сводной информации на согласование в заинтересованные органы администрации, принятие указанными органами решения о согласовании/отказе в согласовании проекта Схемы, направление проекта Схемы вместе с решением заинтересованных органов о его согласовании в рабочую группу, согласование проекта Схемы рабочей группы, и завершает этот процесс подготовка проекта постановления администрации об утверждении Схемы размещения НТО (о внесении изменений в Схему).

Из последовательности процедур следует, что если бы предложение о внесении изменений в Схему действительно учитывалось в Сводной информации, то соответствующие изменения должны быть отражены в проекте постановления администрации о внесении изменений в Схему. Проект постановления о внесении изменений в Схему размещения НТО размещен на сайте Администрации. Однако проект постановления не предусматривает изменения специализации НТО ул. Кирова 97, но более того НТО ул. Кирова 97 не предусмотрено этим проектом постановления, что свидетельствует о полном исключении этого НТО из Схемы.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, представителя администрации Косаревой Ж.В., суд установил следующее.
АО «Новокузнецкий хладокомбинат» обратилось в Управление потребительского рынка и развития предпринимательства администрации города Новокузнецка с заявлением (вх. от 28.09.2020) об изменении специализации места № 143, расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. Кирова, 97, на продовольственную и внесении соответствующих изменений в схему стационарных торговых объектов г. Новокузнецка.

В заявлении общество указало, что раньше в схеме размещения НТО по указанному адресу было два земельных участка с разной специализацией (продовольственный и непродовольственный). С 2017 г. НТО, осуществлявший торговлю непродовольственными товарами, был демонтирован. В схеме размещения НТО был оставлен только один земельный участок, на котором был размещен НТО Новокузнецкого хладокомбината. В 2019 г. по результатам проведения аукциона между обществом и Комитетом градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка был заключен договор № 383-03/159 на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: г. Новокузнецк, ул. Кирова,  97. Так как земельный участок по адресу г. Новокузнецк, ул. Кирова, 97 имеет непродовольственную специализацию               АО «Новокузнецкий хладокомбинат» было вынуждено обратиться в Управление с заявлением об изменении специализации земельного участка.

Суд отмечает, что в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (части 1 и 2 названного Федерального закона).

В ходе судебного разбирательства администрация представила письмо от 28.10.2020 № 1190/1, в котором обществу сообщено о том, что предложение (№ П-2163 от 28.09.2020) об изменении специализации в пункте 143 приложения № 1 схемы размещения нестационарных торговых объектов будет рассмотрено в рамках заседания рабочей группы по разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов и внесению в неё изменений согласно регламенту постановления от 13.02.2017 № 14 «Об организации работы по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа».

Как утверждает заявитель, ответ администрации в его адрес не поступал.

Администрация ссылается на направление ответа простым письмом.

Суд считает, что администрацией не представлено относимых и допустимых доказательств в подтверждение направления ответа на обращение заявителя.

 Отправления, относящиеся к категории «простое», на всем пути прохождения от отправителя до адресата пересылаются без переписки к почтовым документам. Поэтому провести документальную проверку и проследить этапы обработки по пути следования простых почтовых отправлений не представляется возможным.

Незаверенные копии реестров простых писем без отметки органа почтовой связи о принятии документов к пересылке, без оттиска календарного штемпеля и без указания должностного лица, ответственного за отправку, являются недопустимым доказательством извещения участников исполнительного производства о совершаемых исполнительных действиях (Обзор практики Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, утв. постановлением Президиума ФАС ЗСО от 16.10.2009 № 12).

С учетом отсутствия подтверждения обществом получения ответа и в отсутствие доказательств направления администрацией ответа посредством почтовой связи не свидетельствует о направлении ответа заявителю.

На основании изложенного, суд признает оспариваемое бездействие администрации, выразившееся в непредставлении в установленный срок ответа на обращение общества от 28.09.2020, незаконным, как нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, исходя из заявленных обществом требований, суд полагает необходимым обязать администрацию направить в установленном действующим законодательством порядке в адрес общества ответ по существу на обращение общества. 

Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление  от 30.11.2010 № 530 ««Об установлении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования, а также порядка размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена на территории Кемеровской области, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута».

Согласно пункту 7 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.10.2010 № 530 включение (исключение) нестационарных торговых объектов в схему, изменение данных, содержащихся в схеме, осуществляется по инициативе органа местного самоуправления, а также при поступлении предложений от федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса, осуществляющих полномочия собственника имущества, или от заинтересованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Порядок рассмотрения предложений о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему и внесении в нее изменений определяется органом местного самоуправления.

Порядок проведения инвентаризации, а также формирования и утверждения Схемы размещения НТО урегулирован постановлением администрации города Новокузнецка от 13.02.2017 № 14 «Об организации работы по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа».

Порядок формирования и утверждения Схемы размещения НТО на территории Новокузнецкого городского округа предусматривает, что разработка схемы размещения НТО, а также внесение в нее изменений и дополнений осуществляется на основании результатов инвентаризации всех существующих нестационарных торговых объектов и мест их размещения (пункт 3.2).

Согласно пункту 3.15 Порядка внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется в порядке, установленном для ее разработки и утверждения.

В соответствии с пунктом 3.16 Порядка  уполномоченный орган обеспечивает опубликование утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов и вносимых в нее изменений в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещение на официальном сайте администрации города Новокузнецка в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в подразделе «Малому и среднему бизнесу» раздела «Экономика», по адресу ссылки http://portal.admnkz.info/economica/small/docs.

Администрация ссылается на то, что общий срок для формирования и утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа (далее - Схема НТО, НТО) с учётом проведения процедуры оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов Новокузнецкого городского округа и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Новокузнецкого городского округа, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности, составляет около 120 дней.

Администрацией перечислены поэтапно мероприятия по формированию и утверждению Схемы НТО.

 1 этап: размещение уведомления о формировании идеи правового регулирования и проведения публичных консультаций (сроки 10.12.2020, до 19.12.2020).

 2 этап: разработка проекта правового акта, составление сводного отчёта и их публичные обсуждения (публичные консультации (сроки 14.01.2021, 14.01.2021).

 3 этап: подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия (далее – заключение ОРВ, сроки до 18.02.2021, до 26.02.2021).

Управление экономического развития  и инвестиций администрации города Новокузнецка подготовило заключение об ОРВ до 26.02.2021 (при наличии замечаний по проекту правового акта подготавливает перечень замечаний, который подлежит размещению на официальном сайте и опубликованию в городской газета «Новокузнецк». Так как заключение подготовлено с замечаниями, то оно размещено на сайте администрации и опубликовано в городской газета «Новокузнецк» от 04.03.2021.

В настоящее время Управлением экономического развития  и инвестиций администрации города Новокузнецка осуществляется доработка проекта правового акта в соответствии с замечаниями управления экономического развития

После устранения замечаний по проекту постановления правового акта Управлению необходимо согласовать проект правового акта с органами администрации города Новокузнецка, направить в прокуратуру города Новокузнецка, обеспечить подписание Главой города Новокузнецка, обеспечить опубликование в городской газете «Новокузнецк», размещение на официальном сайте администрации города Новокузнецка.

Суд отмечает, что на официальном сайте администрации меню раздела официально, «проект постановления» дата публикации 14.01.2021 размещен проект постановления, включающий пункт 143, ул. Кирова, 97, киоск, розничная, продовольственные товары и сельскохозяйственная продукция. 

Как указывает администрация, в настоящее время осуществляется доработка правового акта в соответствии с замечаниями управления экономического развития.

При указанных обстоятельствах, основания для признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в нерассмотрении и не учёте предложения общества о включении в проект Схемы размещения НТО спорного места размещения отсутствуют.

При подаче заявления обществом уплачена государственная пошлина за рассмотрение заявления в размере 3000 руб., которая подлежит возмещению за счёт администрации.

Судебные акты, принятые в порядке, предусмотренном законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах, за исключением судебных актов, содержащих сведения, составляющие охраняемую законом тайну, при наличии технической возможности направляются лицам, участвующим в деле, посредством их размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа либо в виде электронного документа (часть 1 статьи 177, часть 1 статьи 186 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд      

р е ш и л:

Признать незаконным бездействие Администрации города Новокузнецка, выразившееся в непредставлении в установленный срок ответа на обращение акционерного общества «Новокузнецкий хладокомбинат» от 28.09.2020 об изменении специализации места размещения НТО № 143 по адресу: г. Новокузнецк, ул. Кирова, 97.

Обязать Администрацию города Новокузнецка в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить в установленном действующим законодательством порядке в адрес акционерного общества «Новокузнецкий хладокомбинат» ответ по существу на обращение от 28.09.2020 об изменении специализации места размещения нестационарного торгового объекта № 143 по адресу: г.Новокузнецк, ул. Кирова, 97.

В остальной части заявление оставить без удовлетворения.

Взыскать с Администрации города Новокузнецка (Кемеровская область-Кузбасс, г.Новокузнецк, ОГРН 1024201470556, ИНН 4216005979) в пользу акционерного общества «Новокузнецкий хладокомбинат» (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ОГРН 1024201752057, ИНН 4216003724) 3000 руб. в счёт возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                             О.С. Ходякова