ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-25145/20 от 09.04.2021 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru; www.kemerovo.arbitr.ru

тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05

____________________________________________________________

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово                                                                                 Дело № А27-25145/2020

16 апреля 2021 года

Резолютивная часть решения оглашена 09 апреля 2021 года, полный текст решения изготовлен 16 апреля 2021 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Ю.С.Камышовой

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи А.А.Мироновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Кемеровской области - Кузбассу,                г. Междуреченск, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Топ Роуд Строй»,                                   г. Междуреченск, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании 7 080 078 руб. 20 коп.

при участии:

от налогового органа: ФИО1 – главный ГНИ, доверенность № 03-20/14616 от 24.12.2020, диплом от 28.01.2009, удостоверение; ФИО2 – начальник отдела, доверенность № 1 от 11.01.2021, диплом от 29.06.2002, удостоверение;

от должника: ФИО3 – представитель, доверенность от 28.01.2021, паспорт; ФИО4 – представитель, доверенность от 01.01.2021, паспорт,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Кемеровской области – Кузбассу (далее – Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Топ Роуд Строй» (далее – ООО «Топ Роуд Строй») о взыскании 7 080 078 руб. 20 коп., в том числе: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды с 1 января 2017 года в размере 2 488 298,09 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды с 1 января 2017 года в размере 796 008,41 руб.; штрафа по п.3 ст.122 НК РФ по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды с 1 января 2017 года в размере 995 319 руб.; страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды с 1 января 2017г. в размере 291 208,33 руб.; пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды с 1 января 2017г. в размере 104 702,61 руб.; штрафа по п.3 ст.122 НК РФ по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды с 1 января 2017г. в размере 131 201 руб.; страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды с 1 января 2017 года в размере 576 832,99 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды с 1 января 2017 года в размере 184 529,25 руб.; штрафа по п.3 ст.122 НК РФ по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды с 1 января 2017 года в размере 230 733 руб.;  налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 4 650 руб.; пени по налогу, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 20 416,02 руб.; штрафа по п.1 ст.122 НК РФ по налогу, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 12 612 руб.; пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент в размере 1 126 244,50 руб.; штрафа по ст. 123 НК РФ в размере 98 523 руб.; штрафа по п.1 ст. 126 НК РФ в размере 9 800 руб.; штрафа по п.1 ст. 126.1 НК РФ в размере 9 000 руб., а также пени, начисленные от суммы недоимки, начиная с 22.10.2020 по день фактической уплаты недоимки, исходя из 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Требования мотивированы неисполнением обществом в добровольном порядке обязанности по уплате налогов, пеней и штрафов, доначисленных по результатам выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов за период с 01.01.2016 по 31.12.2017. В качестве правового основания для обращения в суд Инспекция ссылается на пункт 3  статьи 46 НК РФ.

В судебном заседании представители Инспекции требования поддержали, указав, в том числе, на то, что срок на принудительное взыскание задолженности начинает течь с момента вступления в силу решения о доначислении сумм недоимки, пени, штрафа (независимо от даты его принятия) либо с момента вынесения требования об уплате налога, а также на соблюдение налоговым органом процедуры и сроков взыскания в судебном порядке, установленных статьей 46 НК РФ.

Представители общества, полагая, что сроки для взыскания налогов неразрывно связаны со сроками оформления контрольных мероприятий, указали на пропуск инспекцией срока на обращение в суд с настоящим заявлением, в связи с несвоевременным вручением налогоплательщику дополнения к акту налоговой проверки и решения о привлечении к ответственности.

В судебном заседании установлено, что Межрайонной инспекцией ФНС России № 8 по Кемеровской области - Кузбассу в соответствии со статьями 31, 89 НК РФ проведена выездная налоговая проверка ООО «Топ Роуд Строй» по вопросам правильности исчисления и уплаты всех налогов за период с 01.01.2016 по 31.12.2017. По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией принято решение от 24.08.2020 № 1 «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения». Указанным решением обществу предложено уплатить недоимку по налогу, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2017 год в размере 63 062 руб., пени в размере 20 339,60 руб.; уплатить недоимку по страховым взносам за 2017 год в общем размере 3 393 134 руб.; пени в размере 1 045 412,85 руб.; уплатить пени по налогу на доходы физических лиц в размере 1 126 244,50 руб. Налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктами 1, 3 статьи 122, пунктом 1 статьи  123, пунктом 1 статьи 126, пунктом 1 статьи 126.1 НК РФ в виде штрафа в общем размере 1 487 188,59 руб. Решение получено налогоплательщиком 31.08.2020.

Указанное решение не было обжаловано обществом в вышестоящий налоговый орган, вступило в силу 01.10.2020.

Межрайонной инспекцией ФНС России № 8 по Кемеровской области - Кузбассу на основании указанного решения налогоплательщику в порядке статьи 70 НК РФ  выставлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов: № 35225 по состоянию на 21.10.2020, № 25233 по состоянию на 22.10.2020 (срок исполнения 19.11.2020, 20.11.2020 соответственно).

Поскольку задолженность налогоплательщиком не погашена, Инспекция обратилась в суд с настоящим заявлением, принимая во внимание предусмотренное пунктом 3 статьи 46 НК РФ право налогового органа на обращение в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в адрес налогоплательщика требования об уплате налога (статья 69 НК РФ).

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.2 ст.70 НК РФ).

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п.4 ст.69 НК РФ).

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 45 НК РФ).

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.

Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Инспекция с учетом изменения основания заявленных требований (заявление об уточнении требований от 03.02.2021), со ссылкой на позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ №13592/04 от 29.03.2005, указала, что именно с момента направления требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога и сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога организации.

Так, согласно п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. Решение по результатам проведенной выездной налоговой проверки № 1 от 24.08.2020 вступило в силу 01.10.2020 и именно с этого момента в соответствии с положениями статьи 70 НК РФ необходимо связывать правовые основания для выставления требования об уплате налога, а не с момента окончания выездной налоговой проверки, сроками оформления контрольных мероприятий.

Применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела, Инспекцией соблюден установленный п. 2 ст. 70 НК РФ срок направления требований и срок для взыскания налогов в судебном порядке.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 100 НК РФпо результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма (пункт 5 статьи 100 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

В соответствии с пунктом 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Пунктом 1 статьи 101 НК РФ установлено, что акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6.2 настоящей статьи, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 6 статьи 101 НК РФ).

Согласно пункту 6.1. НК РФ, начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса в случае, если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за эти нарушения законодательства о налогах и сборах, фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки.

Дополнение к акту налоговой проверки должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия налогового контроля, в течение пятнадцати дней со дня окончания таких мероприятий.

Дополнение к акту налоговой проверки с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), уклоняется от получения дополнения к акту налоговой проверки, такой факт отражается в дополнении к акту налоговой проверки. В этом случае дополнение к акту налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица и считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по такому дополнению к акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям (пункт 6.2. статьи 101 НК РФ).

Согласно пункту 7 статьи 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с пунктом 9 статьи 101 НК РФ соответствующее решение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно пункту 9 статьи 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

Согласно пункту 1 статьи 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.

В силу пункта 3 статьи 101.3 НК РФ на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 №1988-О в силу конституционного предписания статьи 57 Конституции РФ вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно – правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц. Нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями данного Кодекса.

В Определении Конституционного Суда РФ от 20.04.2017 N 790-О разъяснено, что установленные статьей 101 НК РФ сроки призваны ограничить право налогового органа на продление срока рассмотрения материалов налоговой проверки и тем самым направлены на защиту прав налогоплательщика от необоснованно длительного вмешательства налогового органа в его хозяйственную деятельность. Нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не препятствует ему в принятии того или иного итогового решения и не может само по себе предрешать его законность, что не позволяет признать такое процессуальное нарушение в качестве безусловного основания для отмены итогового решения налогового органа по смыслу пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля и принятии соответствующего решения сроков, предусмотренных, в частности, статьей 70, пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6 и 9 статьи 101, пунктами 1, 6 и 10 статьи 101.4, пунктом 6 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, исчисляемых исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена указанными нормами, что, в конечном счете, гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика.

Данные выводы также поддержаны в Определении Конституционного суда от 25.03.2021 № 580-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Муромский завод трубопроводной арматуры" на нарушение его конституционных прав пунктом 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации".

В пункте 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 также разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

Однако соответствующие доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 Кодекса, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам статьи 46 Кодекса.

Верховный Суд РФ также разъяснил, что срок совершения соответствующих действий при проведении мероприятий налогового контроля, в частности, предусмотренные пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), рассматривается в совокупности. Нарушение указанных сроков на время такой просрочки, не обусловленной объективными причинами, не приостанавливает течение двухмесячного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве. При этом к объективным препятствиям, сделавшим невозможным соблюдение налоговым органом указанных сроков, может относиться в том числе активное противодействие проведению выездной налоговой проверки (Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).

Из вышеизложенного следует, что нарушение процессуальных сроков проведения мероприятий налогового контроля, оформления их результатов, рассмотрения материалов налоговой проверки не влечет безусловную отмену итоговых решений по налоговым проверкам, но такие нарушения процессуальных сроков не могут не приниматься во внимание при исчислении сроков, предусмотренных НК РФ в отношении процедур принудительного взыскания задолженности. Иными словами, нарушение процессуальных сроков оформления результатов налоговой проверки, принятия по ним решения не может влиять на взаимосвязанные сроки принудительного взыскания налогов (сборов, пеней, штрафов).

Как следует из материалов дела, 20.08.2019 Инспекцией принят акт налоговой проверки (в срок, установленный п.1 ст.100 НК РФ). 23.08.2019 акт налоговой проверки вручен налогоплательщику (в рок, установленный п.5 статьи 100 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

23.09.2019 - последний день представления письменных возражений на акт (п.6 ст.100 НК РФ).

07.10.2019 Инспекцией принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (в срок, установленный п. 1 ст. 101 НК РФ), срок проведения – до 31.10.2019 (в срок, установленный п.6 ст.101 НК РФ).

22.11.2019 Инспекцией принято дополнение к акту налоговой проверки (в срок, установленный п.6.1 ст.101 НК РФ).

Не позднее 29.11.2019 дополнения к акту налоговой проверки должны быть вручены налогоплательщику (в течение 5 дней с даты дополнения).Сведений об уклонении от получения дополнения к акту, о предпринятых налоговым органом мерах по его вручению в установленный срок в материалах дела не имеется.

20.12.2019 последний день представления возражений на дополнения к акту (п.6.2 ст.101 НК РФ).

13.01.2020 - срок принятия решения по выездной налоговой проверки (абз.2 п.1 ст.101 НК РФ). 20.01.2020 -решение должно было быть вручено заявителю (по истечении 5 рабочих дней с даты вынесения).

21.02.2020 - решение должно было вступить в силу (по истечении 1 месяца со дня установленного законом срока на вручение решения).

24.03.2020 – не позднее указанного срока заявителю должно было быть направлено требование об уплате доначисленных сумм налогов, пени, штрафов (20 дней со вступления решения в силу).

01.04.2020 – нормативный срок для установления даты вручения требования при его направлении почтой (ТКС), то есть по истечении 6 дней с даты направления (фактически требования направлены ТКС и почтой).

13.04.2020 - последний день нормативно установленного 8-дневного срока на добровольное исполнение требования с момента его получения.

15.06.2020 – последний день двухмесячного периода, предоставленного налоговому органу на принятие решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика по п.3 ст.46 НК РФ. Данный период начал течь после истечения срока на добровольное исполнение требования, т.е. с 14.04.2020, последний день пришелся на 14.06.2020 (воскресенье), поэтому в силу п.7 ст.6.1 НК РФ последним днем срока признается следующий рабочий день понедельник 15.06.2020.Решение о взыскании за счет денежных средств Инспекцией не принималось.

14.10.2020 – последний день 6-месячного срока на обращение инспекции в суд с заявлением о взыскании задолженности. Срок начал течь после истечения срока на добровольное исполнение требования, т.е. с 14.04.2020, и истек в 24 часа 14.10.2020 (налоговый орган обратился в суд с настоящим заявлением 26.11.2020 (согласно отметке на конверте)).

Фактически решение № 1 о привлечении к ответственности было принято на 7,5 месяцев позже установленного срока - 24.08.2020; вручено налогоплательщику 31.08.2020; требования об уплате налога вынесено 21.10.2020 и 22.10.2020 (срок исполнения 19.11.2020, 20.11.2020 соответственно).

Учитывая изложенное, налоговым органом пропущен срок для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности, установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ. Однако, налоговым органом не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Доводы налогового органа со ссылкой на позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ №13592/04 от 29.03.2005, о том, что после фактической даты вступления в силу решения и с момента направления требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога и сбора судом отклоняется, поскольку в данном деле рассматривались иные обстоятельства, а именно было установлено, что выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора. Следовательно, перечисление обществом денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога и пеней носит характер взыскания налоговым органом недоимки.

Кроме того, указанные доводы Инспекции противоречат позиции ФНС России, изложенной в письме от 10.01.2019 № ЕД-4-2/55 «О соблюдении процессуальных сроков, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации».

В соответствии с разъяснениями пункта 31 Постановления № 57, несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных Налоговым кодексом сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ. Данные разъяснения предлагают судам в целях контроля за соблюдением налоговым органом сроков принудительного исполнения обязанности по уплате налога (первым этапом которого, действительно, является направление требования об уплате налога) исходить из того, что все действия в рамках осуществления мероприятий налогового контроля были совершены инспекцией в предусмотренные Налоговым кодексом сроки, в связи с чем, решение налогового органа вступило в силу в дату отличную от фактической даты его вступления в силу.

В письме от 10.01.2019 № ЕД-4-2/55 «О соблюдении процессуальных сроков, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации» указано, что сформировалась судебная практика, согласно которой нарушение процессуальных сроков проведения мероприятий налогового контроля, оформления их результатов, рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, предусмотренных Кодексом, не влечет безусловную отмену итоговых решений по налоговым проверкам, но в итоге при нарушении каждого отдельно взятого процессуального срока соразмерно уменьшает сроки, предусмотренные Кодексом в отношении процедур принудительного взыскания задолженности, а также сроки, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве). В ряде случаев нарушение указанных сроков может привести к существенным затруднениям или к невозможности осуществления принудительного взыскания налоговой задолженности, а также затруднениям при осуществлении участия уполномоченных органов в делах о банкротстве.

Кроме того, на обязательность учета при оценке законности действий налогового органа разъяснений Федеральной налоговой службы, при условии, что такие разъяснения не влекут ухудшение положения налогоплательщиков, указал Верховный Суд РФ в определении от 14.11.2019 № 305-ЭС19-14421.

В ходе рассмотрения дела налоговый орган, учитывая указанную позицию, представил расчет предельного срока на обращение в суд, однако, как указал в пояснениях, настаивает на позиции, изложенной в заявлении об изменении основания заявленных требований.

В свих пояснениях Инспекция указывает следующее.

Дополнение к Акту налоговой проверки №1 от 22.11.2019 следовало вручить не позднее 29.11.2019.

Фактически Дополнение к Акту налоговой проверки №1 от 22.11.2019 было направлено налогоплательщику по ТКС 30.11.2019, следовательно, срок нарушен на 1 день.

В результате активного противодействия налогоплательщика получению Дополнения к Акту налоговой проверки №1 от 22.11.2019, Инспекция была вынуждена повторно вручить данный документ.

Так, извещением о получении электронного документа подтверждается получение налогоплательщиком данного документа 06.12.2019г.

Однако, 19.12.2019г. в Инспекцию от налогоплательщика поступила жалоба (исх. №29 от 17.12.2019), в которой ООО «Топ Роуд Строй» указал на неполучение дополнения к акту.

19.12.2019г. Дополнение №1 к акту налоговой проверки было вручено лично доверенному лицу ООО «Топ Роуд Строй» ФИО4 повторно.

13.01.2020г. в Инспекцию от ООО «Топ Роуд Строй» поступило Требование (исх. №1 от 13.01.2020г.) о несоответствии Дополнения №1 к акту налоговой проверки порядку оформления утвержденного Приказом ФНС России от 07.11.2018г. №ММВ-7-2/628» «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий...», в котором Общество просило представить исправленное Дополнение №1 к акту налоговой проверки.

17.01.2020 Дополнение №1 к акту налоговой проверки с внесенными исправлениями было вновь повторно вручено Обществу.

Таким образом, Дополнения к Акту налоговой проверки №1 от 22.11.2019г. получено налогоплательщиком 17.01.2020г.

Инспекция считает, что нарушение налоговым органом срока вручения дополнения к акту составило 1 день (29.11.2019 - 30.11.2019), поскольку дальнейшее перенаправление данного документа произошло по объективным причинам, а именно: от налогоплательщика поступила сначала жалоба, а потом требование. Неоднократное вручение дополнений к акту налоговой проверки связано исключительно с обеспечением проверяемому лицу возможности ознакомиться со всеми материалами проверки и участвовать при ихрассмотрении в налоговом органе.

Нарушение срока направления Дополнения Акта №1 от 22.11.2019г. на 1 день не является существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не может повлиять на решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности, поскольку к существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Инспекция после поступления жалобы налогоплательщика и перенаправления дополнений к акту налоговой проверки не имела правовых оснований считать датой получения Дополнений к Акту налоговой проверки №1 от 22.11.2019г. дату, указанную в извещении о получении электронного документа 06.12.2019г., поскольку это могло привести к нарушению прав налогоплательщика. Следовательно, срок на представление возражений изменился по объективным причинам.

Так, срок на представление возражений на Дополнение к акту налоговой проверки №1 от 22.11.2020, учитывая, фактическую итоговую дату получения налогоплательщиком - 17.01.2020, истек 07.02.2020г., данный срок не нарушен.

По результатам рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа дополнений к акту налоговой проверки в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6.2 ст.101 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи. В рассматриваемом случае - с 07.02.2020 по 02.03.2020.

Рассмотрение материалов налоговой проверки с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля назначено на 12.02.2020г., то есть с учетом вышеуказанных 15-ти дней, следовательно, данный срок не нарушен.

С учетом окончания срока на представление возражений 07.02.2020г. и положений п.1 ст.101 НК РФ, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должно было быть принято Инспекцией не позднее 21.02.2020г. Фактически решение на указанную дату не принято, следовательно, данный срок нарушен.

При вынесении решения по результатам выездной налоговой проверки своевременно, оно должно было быть вручено налогоплательщику в течение 5 рабочих дней (п.9 ст.101 НК РФ), учитывая, что фактически решение было получено налогоплательщиком лично, следовательно, в рассматриваемом случае решение должно было быть вручено не позднее 02.03.2020г.

В соответствии с п.9 ст.101 НК РФ решение, полученное 02.03.2020г., вступает в силу по истечении срока на подачу апелляционной жалобы - один месяц, учитывая, что фактически решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не было обжаловано налогоплательщиком, то есть датой вступления в силу решения должна быть дата 03.04.2020г.

Требование об уплате должно быть направлено не позднее 20 дней со дня вступления решения в силу решения (п. 2 ст. 70 НК РФ), следовательно - с 03.04.2020г. по 06.05.2020г.

Датой получения требования об уплате налога, пени, штрафа, направленного по почтеналогоплательщиком считается 6 день со дня отправки (п. 6 ст. 69 НК РФ), следовательно - 15.05.2020г. В случае направления по ТКС, в соответствии с п. 16 Порядка направления и получения документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом ФНС России от 16.07.2020г. №ЕД-7-2/488@, квитанцию о приеме электронного документа получатель направляет отправителю по телекоммуникационным каналам связи в течение 6 рабочих дней со дня отправки Документа в электронной форме отправителем. Следовательно, датой получения требования об уплате по ТКС является 15.05.2020г.

Срок для добровольной уплаты - 8 дней с момента получения (п. 4 ст. 69 НК РФ), следовательно - 27.05.2020г.

Следовательно, 6 месячный срок на обращение в суд в порядке п. 3 ст. 46 НК РФ истекал бы - 27.11.2020г. Как следует из фактических обстоятельств, заявление о взыскании направлено по почте в Арбитражный суд Кемеровской области 26.11.2020г., следовательно, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании Инспекцией не пропущен.

Оценив указанный расчет сроков, суд полагает, что он произведен с нарушением норм НК РФ.

Как было указано судом, дополнение к акту налоговой проверки с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), уклоняется от получения дополнения к акту налоговой проверки, такой факт отражается в дополнении к акту налоговой проверки. В этом случае дополнение к акту налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица и считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

Доказательств попытки вручения налоговым органом дополнения к акту налогоплательщику в пятидневный срок (до 29.11.2019) не представлено, как и доказательств факта уклонения от его получения.

Действительно, как следует из представленных отчетов об отправке, дополнения к акту налоговой проверки были направлены обществу по ТКС 30.11.2019 и получены им 06.12.2019 согласно извещению о получении электронного документа (доказательств опровергающие данные сведения не представлены обществом). Однако Инспекция необоснованного полагает, что срок вручения нарушен на один день, учитывая дату отправки по ТКС (30.11.2019) со ссылкой на положения пункта 4 статьи 31 НК РФ, поскольку статьи 100, 101 НК РФ устанавливают специальные по отношению к общим правила вручения документов налоговым органом. В этих нормах установлено право налогового органа на направление документов почтой (ТКС) только в том случае, если проверяемое лицо уклоняется от их получения. Кроме того, датой получения документов считается шестой день с даты отправки заказного письма, а не сама дата отправки.

Доводы Инспекции о том, что пропуск срока на вручение дополнения к акту является несущественным и Инспекция после поступления жалобы налогоплательщика и перенаправления дополнений к акту налоговой проверки не имела правовых оснований считать датой получения Дополнений к Акту налоговой проверки №1 от 22.11.2019г. дату, указанную в извещении о получении электронного документа 06.12.2019г., поскольку это могло привести к нарушению прав налогоплательщика, в связи с этим срок на представление возражений изменился по объективным причинам, суд полагает необоснованными, поскольку данные обстоятельства, как сам указывает налоговый орган, подлежали бы оценке при исследовании вопроса о нарушении процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки при оспаривании решения налогового орган. В данном случае, как уже было указано выше, нарушение процессуальных сроков проведения мероприятий налогового контроля, оформления их результатов, рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, предусмотренных Кодексом, не влечет безусловную отмену итоговых решений по налоговым проверкам, но в итоге при нарушении каждого отдельно взятого процессуального срока соразмерно уменьшает сроки, предусмотренные Кодексом в отношении процедур принудительного взыскания задолженности.

Как следует из представленных документов, фактически дополнения к акту проверки получены 06.12.2019, повторно налоговый орган вручил их лично 19.12.2019, при этом Инспекция полагает необходимым исчислять сроки для представления возражений на дополнения к акту и последующие мероприятия с 17.01.2020, мотивируя это тем, что в эти дополнения к акту были внесены исправления.

Как следует из пояснений сторон, налогоплательщик действительно указывал налоговому органу на ненадлежащее оформление дополнения к акту №1 от 22.11.2019г. к акту налоговой проверки №333 от 20.08.2019г.

Однако налоговый орган, в свою очередь, указал, что в описательной части Дополнение №1 к Акту проверки на страницах 1-18 содержит полное и понятное описание доказательств, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, установленных на их основе обстоятельств, а также четкие выводы Инспекции о подтверждении фактов совершения ООО «Топ Роуд Строй» нарушений законодательства о налогах и сборах, установленных в Акте налоговой проверки №333 от 20.08.2019г. в части неуплаты страховых взносов и неисполнения обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в результате оформления сложившихся трудовых отношений договорами гражданско-правового характера (возмездного оказания услуг) с индивидуальными предпринимателями, фактически являющимися работниками ООО «Топ Роуд Строй». При этом, требований об отражении в Дополнении к Акту проверки отдельных пунктов (в данном случае 2.2-Страховые взносы), законодательство, а также Приложение №35, утвержденное Приказом ФНС России от 07.11.2018 №ММВ-7-2/628@ не содержит.

В отдельные пункты - 2.1 и 2.3 (с нумерацией сопоставимой с Актом №333) выделено в Дополнении №1 к Акту проверки описание (на страницах 18-23 Дополнения к акту) выявленных в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля фактов и доказательств, которые привели к уменьшению предлагаемых к доначислению сумм налогов, а именно в части НДФЛпо подотчетным суммам и УСН. Сведения о данных (измененных) суммах и были отражены в итоговой части Дополнения №1 к Акту проверки.

Считать, что в результате неверного оформления итоговой части Дополнения №1 к Акту проверки Инспекция пришла к выводу о не подтверждении выводов и предложений, указанных в Акте налоговой проверки №333 от 20.08.2019г. - безосновательно, поскольку Инспектором допущена ошибка в оформлении, а именно, приведены сведения только в части налогов, по которым по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля внесены изменения, а те выводы и предложения, которые были сделаны проверяющими в Акте налоговой проверки №333 от 20.08.2019г. и которые, по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля подтверждены полностью - в таблицу в итоговой части Дополнения №1 от 22.11.2019г. ошибочно не включены.

Таким образом, поскольку в описательной части Дополнения №1 к Акту проверки подробно изложены обстоятельства, выявленные в ходе мероприятий дополнительного контроля и сделаны однозначные выводы инспекторов относительно них, у ООО «Топ Роуд Строй» нет оснований полагать, что по результатам выездной налоговой проверки Инспекцией установлена неуплата только УСНО в размере 4 649.47руб. и пени в размере 1 339.05руб., а также неудержание и неперечисление Обществом, как налоговым агентом, НДФЛ в сумме 3 370 883,53руб.

Вместе с тем, учитывая Требование от 13.01.2020г. и ошибку инспектора в оформлении итоговой части Дополнения №1 от 22.11.2019г. к Акту проверки №333 от 20.08.2019г., в целях обеспечения возможности представить объяснения, мотивированные возражения с учетом доводов проверяющих. Инспекцией в итоговую часть Дополнения №1 от 22.11.2019г. к Акту проверки №333 от 20.08.2019г. внесены исправления.

Принимая во внимание, что исправления были внесены только в итоговую часть по требованию самого налогоплательщика, а содержание не изменилось, Инспекция не обосновала, каким бы образом были нарушены его права без продления срока на представление возражений, кроме того, как уже было указано, данные обстоятельства подлежали бы оценке при ином споре. Более того, Налоговый кодекс не содержит норм, позволяющих изменять (продлять) сроки контрольных мероприятий при внесении технических исправлений в акты налогового органа.

Довод Инспекции о том, что при расчёте предельного срока необходимо учитывать право налогового органа на продление не более чем на один месяц срока рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения, также подлежит отклонению, поскольку своим правом налоговый орган при настоящей проверке не воспользовался.

В связи с пропуском срока на подачу заявления о взыскании задолженности в судебном порядке и отказом в заявленных требованиях, доводы Общества о том, что налоговым органом в принципе нарушен порядок взыскания и подлежит применению подпункт 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ; о несоответствии требований о взыскании налогов статье 69 НК РФ по существу не имеют самостоятельного значения при указанных обстоятельствах.

В соответствии с пунктом 12 (абзац второй) Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 НК РФ).

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

заявление оставить без удовлетворения.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

             Судья                                                                                                Ю.С.Камышова