АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05
http://www.kemerovo.arbitr.ru
e-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Кемерово Дело № А27-25162/2009
19 января 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2011 г. Полный текст решения изготовлен 19 января 2011 г.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи В.Я. Драпезо, при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.А. Бахман,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПримТрэйдСервис», г. Владивосток
к начальнику Финансового управления по Новокузнецкому району ФИО1, г. Новокузнецк
Финансовому управлению по Новокузнецкому району, г. Новокузнецк
третьи лица: муниципальное образование «Новокузнецкий муниципальный район» в лице Администрации Новокузнецкого муниципального района, г. Новокузнецк
Управление Федерального казначейства по Кемеровской области в лице Отделения по г. Новокузнецку Управления Федерального казначейства по Кемеровской области, г. Новокузнецк
Главное финансовое управление Кемеровской области, г. Кемерово
о признании незаконным бездействия,
при участии:
от заявителя – ФИО2 – представитель по доверенности от 10.11.2010,
от Финансового управления по Новокузнецкому району – ФИО3 – главный специалист-юрисконсульт по доверенности от 08.06.2010,
от начальника Финансового управления по Новокузнецкому району ФИО1 – ФИО1 (паспорт <...>, выдан 22.03.2001),
от Администрации Новокузнецкого района – ФИО3 – представитель по доверенности от 14.10.2010 №18,
от Главного финансового управления КО – ФИО4 – главный консультант-юрисконсульт юридического отдела по доверенности от 25.11.2010 №19,
от Управления Федерального казначейства по Кемеровской области в лице Отделения по г. Новокузнецку – ФИО5 – начальник отдела правовой и кадровой работы по доверенности от 14.01.2010 №09-29,
у с т а н о в и л :
19.10.2010 в Арбитражный суд Кемеровской области поступило на новое рассмотрение дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ПримТрэйдСервис» (далее «Общество») о признании незаконным бездействия Финансового управления по Новокузнецкому району (далее «Финансовое управление»), выразившегося в неисполнении исполнительного листа №046202 по делу №А27-2191/2009-3 в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа на исполнение, как несоответствующее требованиям пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и о признании незаконным бездействия начальника Финансового управления по Новокузнецкому району ФИО1 (далее «Начальник Финансового управления»), выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения исполнительного листа №046202 по делу №А2191/2009-3, как не соответствующее требованиям пункта 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и об обязании внести изменения в сводную бюджетную роспись, направленное на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.10.2010.
Определением суда от 25.10.2010 заявление было принято к производству, назначено к разбирательству в предварительном судебном заседании на 15 часов 00 минут 23.11.2010, лицам, участвующим в деле, предложено представить дополнительные пояснения и возражения на требование с учетом выводов, содержащихся в постановлении кассационной инстанции.
Определением от 23.11.2010 дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 13 часов 00 минут 16 декабря 2010 года. Этим же определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Кемеровской области в лице Отделения по г. Новокузнецку Управления Федерального казначейства по Кемеровской области (далее «УФК») и Главное финансовое управление Кемеровской области (далее «ГФУ КО»), которому было предложено представить документы, подтверждающие статус ГФУ КО и его территориальных органов, сводную бюджетную роспись муниципального образования «Новокузнецкий муниципальный район»; документы, подтверждающие отнесение работников Финансового управления Новокузнецкого района к государственным служащим Кемеровской области.
Определением от 16.12.2010 судебное разбирательство в соответствии с пунктом 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее «АПК РФ») откладывалось до 13 часов 00 минут 14.01.2011, Администрации Новокузнецкого района и УФК предложено представить письменные пояснения по требованию заявителя с учетом выводов, содержащихся в постановлении кассационной инстанции.
В судебном заседании 14.01.2011 представитель Общества поддержала требования с учетом ходатайства об уточнении заявленных требований от 11.01.2010, представила запрашиваемые пояснения.
Начальник Финансового управления по Новокузнецкому району ФИО1, представители Финансового управления по Новокузнецкому району, муниципальное образование «Новокузнецкий муниципальный район» в лице Администрации Новокузнецкого муниципального района, УФК и ГФУ возражали против заявленных требований.
В своем заявлении Общество и его представитель в судебном заседании указывают, что оспариваемое бездействие Финансового управления и Начальника Финансового управления не соответствуют положениям статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку Финансовое управление по Новокузнецкому району является финансовым органом Новокузнецкого района, на который в силу закона возложена обязанность исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с муниципального образования за счет средств казны муниципального образования. Именно данный орган непосредственно готовит проект местного бюджета, организует его исполнение и готовит отчет о его исполнении, руководитель этого финансового органа в целях исполнения судебного акта вправе и обязан перераспределять денежные средства, предназначенные для исполнения бюджета по расходам, в случае недостаточности бюджетных ассигнований внести изменения в сводную бюджетную роспись.
Полномочия Финансового управления как финансового органа муниципального образования подтверждаются Положением о Финансовом управлении, Положением о бюджетном процессе, Соглашением с администрацией Новокузнецкого района, другими правовыми актами Новокузнецкого муниципального района. В данном случае ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам муниципального учреждения является само муниципальное образование «Новокузнецкий муниципальный район», а не Администрация района как главный распорядитель денежных средств бюджета, поэтому ссылка на статью 242.5 Бюджетного кодекса РФ является необоснованной.
Представитель заявителя указывает на недостаточность ассигнований, предусмотренных для целей исполнения судебных актов по искам о взыскании денежных средств за счет казны муниципального района, о чем свидетельствует неисполнение исполнительного листа в установленный срок, направление заявителю соглашения о рассрочке уплаты долга, а также то обстоятельство, что частичное погашение долга произведено не по разделу 01 подразделу 14, целевой статье 0920300, а за счет ассигнований, предусмотренных для поддержки организаций, обслуживающих жилой фонд.
Представитель Финансового управления, начальник Финансового управления и Администрация Новокузнецкого района в обоснование возражений ссылаются на то, что Финансовое управление не является финансовым органом муниципального образования «Новокузнецкий муниципальный район», а является территориальным органом ГФУ КО и участником бюджетного процесса в муниципальном образовании, осуществляющим бюджетные полномочия только в части технического обеспечения процессов подготовки проекта местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, исполнения местного бюджета и подготовки отчета об исполнении местного бюджета на основании заключенного с администрацией Новокузнецкого района Соглашения о техническом обеспечении бюджетного процесса.
Указанным соглашением за Финансовым управлением не закреплены полномочия по исполнению судебных актов, Финансовое управление не осуществляет открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей и получателей средств бюджета Новокузнецкого муниципального района. Исполнение местного бюджетного Новокузнецкого района обеспечивается местной администрацией, кассовое обслуживание осуществляется Отделением УФК по г. Новокузнецку, им же в соответствии с Соглашением с администрацией Новокузнецкого района выполняются отдельные функции финансового органа муниципального образования. Также указанные лица настаивают на том, что исполнение бюджета Новокузнецкого района обеспечивается самой Администрацией Новокузнецкого района, кассовое обслуживание осуществляется Отделением УФК по г. Новокузнецку, Финансовое управление в данном случае является звеном между администрацией и отделением УФК по г. Новокузнецку. В подтверждение данного факта Финансовое управление ссылается на то, что именно Отделение УФК препятствовало добровольному исполнению Администрацией Новокузнецкого района представленного Обществом исполнительного листа, воспрепятствовав списанию средств с местного бюджета, ссылаясь на отсутствие исполнительных листов в Отделении УФК.
Необоснованным, по мнению указанных лиц, является и довод заявителя о том, что начальник Финансового управления обязан внести соответствующие изменения в бюджетную роспись, поскольку осуществление указанных полномочий не входит в ее компетенцию.
Представитель ГФУ КО поддержала позицию Финансового управления и пояснила, что действительно Финансовое управление является территориальным органом ГФУ КО, а не финансовым органом муниципального образования.
Законодательство о местном самоуправлении, по мнению ГФУ КО, не содержит императивного требования об обязательном создании муниципальным образованием финансовых органов. Поскольку в Новокузнецком районе не было возможности создать финансовый орган, его функции выполняются непосредственно Администрацией района, а Финансовое управление как территориальный орган ГФУ КО только оказывает квалифицированную помощь.
Представитель Отделения УФК по г. Новокузнецку поддержала позицию заинтересованных лиц и ГФУ КО, полагает, что в данном случае исполнительный лист должен быть направлен в Отделение по г. Новокузнецку УФК по Кемеровской области, так как в исполнительном листе указано о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности, а в порядке субсидиарной ответственности взыскиваются средства только с главного распорядителя средств местного бюджета. Ссылается на Соглашение между Отделением и администрацией Новокузнецкого района, согласно которому Отделение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерацией исполнение предоставленных в Отделение исполнительных листов и судебных приказов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета.
На требование суда сформулировать свою позицию с учетом выводов, содержащихся в Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.10.2010, представитель УФК пояснила, что в соответствии с бюджетным законодательством взыскатель сам решает, куда предъявлять исполнительный лист – в финансовый орган муниципального образования или в орган Федерального казначейства.
Также представитель Отделения пояснила, что в Отделении УФК открыты лицевые счета главных распорядителей средств местного бюджета, распорядителей и получателей средств местного бюджета, единый счет Новокузнецкого района в Отделении не открывался.
Представители ГФУ КО и Финансового управления пояснили, что единый счет муниципального образования открыт в Управлении Федерального казначейства по Кемеровской области.
Рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующее.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.05.2009 по делу № А27-2191/2009-3 с муниципального образования «Новокузнецкий муниципальный район» в лице Администрации Новокузнецкого района за счет казны муниципального образования «Новокузнецкий муниципальный район» в пользу общества с ограниченной ответственностью «ПримТрейдСервис» взыскан в порядке субсидиарной ответственности долг в сумме 6052501 руб. 90 коп., 41762 руб. 51 коп. расходов по государственной пошлине.
На принудительное исполнение указанного решения судом 25.06.2009 был выдан исполнительный лист №046202, который был направлен заявителем в Финансовое управление.
20.07.2009 указанный исполнительный лист получен Финансовым управлением и перенаправлен в Администрацию района.
Администрация Новокузнецкого района разработала проект Соглашения «О рассрочке исполнения обязательства» с графиком погашения задолженности. Данный проект Соглашения был направлен в адрес ООО «ПримТрэйдСервис» заказным письмом с уведомлением 03.12.2009. Не получив положительного ответа на указанное письмо, Администрация Новокузнецкого района, тем не менее, частично исполнила обязательства перед Обществом, что подтверждается платежными поручениями: №499 от 16.10.2009 на сумму 338570,24 руб., №25290 от 12.11.2009 на сумму 169285,12 руб., №28561 от 02.12.2009 на сумму 338570,24 руб.
Гашение указанной задолженности осуществлялось через лицевой счет Администрации муниципального образования «Новокузнецкий район», открытый Администрации района в Отделении УФК по г. Новокузнецку как Главному распорядителю бюджетных средств, однако исполнительный лист №046202 но до настоящего времени в полном объеме не исполнен, поскольку Отделение УФК по Новокузнецку запретило списание средств со счет Администрации района отсутствия исполнительных листов в Отделении УФК.
Расценив данный факт в качестве бездействия Финансового управления, выразившегося в неисполнении в трехмесячный срок исполнительного листа №046202, незаконным перенаправление указанного исполнительного листа в администрацию Новокузнецкого района, и в качестве бездействия начальника Финансового управления ФИО1, выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения указанного исполнительного листа (в нарушение п.п. 5 и 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ), Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам земельного и градостроительного законодательства, суд считает заявленные Обществом требования подлежащими удовлетворению.
Часть 1 статьи 198 АПК РФ предусматривает право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статей 16 и 318 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.
В соответствии с частью 3 статьи 239, частью 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее «БК РФ») исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с бюджетным законодательством.
При этом Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит два разных способа исполнения судебных актов за счет средств бюджетной системы в зависимости от того, кто выступает субъектом ответственности: главный распорядитель средств Бюджета, объем ответственности которого ограничен имеющимися в его распоряжении финансовыми ресурсами, или муниципальное образование в лице соответствующих органов за счет средств казны муниципального образования.
Согласно части 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В соответствии же с частью 9 статьи 242.5 БК РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Принципиальными в этой связи представляются следующие положения.
Во-первых, статья 242.5 БК РФ, исходя из ее названия, рассчитана на исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений.
Между тем, из материалов дела не следует, что муниципальное учреждение «Дирекция единого заказчика Новокузнецкого района» имеет статус муниципального казенного учреждения, указанное юридическое лицо является просто муниципальным учреждением.
Во-вторых, в соответствии с Письмом Казначейства Российской Федерации от 03.03.2008 N 42-7.1-15/9.2-87 «Об исполнении органами Федерального казначейства исполнительных документов о взыскании денежных средств» исполнительный документ, выданный на основании судебного акта, мотивировочная и резолютивная часть которого предусматривает взыскание денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета за счет средств казны, необходимо принимать к исполнению, и исполнять в порядке, предусмотренном статьями 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта, резолютивная часть которого не содержит ссылки на субсидиарную ответственность главных распорядителей средств бюджета, должен быть возвращен с разъяснениями о необходимости направления данного исполнительного документа в соответствующий финансовый орган для исполнения в порядке, предусмотренном статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В-третьих, исполнение судебных актов за счет средств соответствующей казны должно осуществляться с учетом правоположений, содержащихся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее Постановление Пленума ВАС РФ №23»), в пункте 3 которого разъяснено, что при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу части 1 статьи 161 БК РФ, с учетом положений статьи 120 ГК РФ, учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.
Далее в указанном постановлении Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации акцентировано внимание судов на том, что положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Как следует из частей 5 и 6 статьи 242.2 БК РФ, исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Исполнение судебных актов может быть приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с формулировкой, содержащейся в резолютивной части решения Арбитражного суда Кемеровской области от 13.05.2009 по делу № А27-2191/2009-3 и в исполнительном листе №046202, денежные средства взысканы в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования «Новокузнецкий муниципальный район» за счет средств казны муниципального образования. Администрация Новокузнецкого района упоминается в резолютивной части названного выше решения не в качестве главного распорядителя средств бюджета района, а в качестве органа, представляющего интересы муниципального образования. На данное обстоятельство было специально обращено внимание в мотивировочной части постановления кассационной инстанции.
Кроме того, спорный исполнительный лист и резолютивная часть судебного акта не содержат сведений о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета.
С учетом сказанного выше, суд приходит к выводу о необходимости применения в процессе реализации спорных правоотношений норм статьи 242.2 БК РФ, а не статьи 242.5 БК РФ, а, следовательно, о необходимости предъявления исполнительного листа №046202 к исполнению в финансовый орган муниципального образования, а не в отделение УФК по г. Новокузнецку. В связи с чем, судом признаны несостоятельными доводы заинтересованных и третьих лиц со ссылками на часть 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса, о том, что исполнительный лист должен быть направлен в Отделение по г. Новокузнецку УФК по Кемеровской области.
Также судом отклоняются доводы заинтересованных лиц о том, что спорный исполнительный лист не может быть предъявлен к исполнению в Финансовое управление, поскольку оно не является финансовым органом муниципального образования «Новокузнецкий муниципальный район».
В обоснование своей позиции заинтересованные лица ссылаются на то обстоятельство, что Финансовое управление не является главным распорядителем средств местного бюджета и органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета Новокузнецкого района, а выполняет отдельные функции в части технического исполнения бюджетного процесса по Соглашению с администрацией Новокузнецкого района. По мнению представителей Финансового управления и ГФУ КО, а также администрации Новокузнецкого района Финансовое управление выполняет техническое обслуживание, оказывает квалифицированную помощь администрации, не имеющей своего финансового органа.
Дополнительно по этому вопросу представитель ГФУ КО указывает, что в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее «Закон №131-ФЗ») обязательным является наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), в то же время в отношении финансовых органов местного самоуправления, законодательство о местном самоуправлении не содержит подобного императивного требования. Поскольку создание финансовых органом местного самоуправления не является обязательным, их функции (часть функций) может осуществляться органами государственной власти области в соответствии с Соглашением с Администрацией Новокузнецкого муниципального района.
Данные доводы, по мнению суда, не обоснованны и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона №131-ФЗ формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района и контроль за исполнением данного бюджета относятся к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с частью 1 статьи 18 указанного федерального закона перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Закон №131-ФЗ. Следовательно, передача части полномочий органов местного самоуправления на основании какого-либо Соглашения органам государственной власти субъекта Российской Федерации (территориальному органу органа государственной власти) недопустима, в том числе и в случае, когда речь идет о передаче «технических полномочий».
При этом часть 3 статьи 52 прямо говорит о том, что формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральное законодательство о местном самоуправлении, не называя прямо финансовые органы местного самоуправления в числе органов, создание которых является обязательным, тем не менее, исходит из того, что данные функции должны осуществляться местным сообществом самостоятельно, и никакие иные органы, в том числе территориальные органы органов государственной власти не вправе осуществлять указанные функции.
Таким образом, системное толкование приведенных выше норм, позволяет суду сделать вывод о том, что полномочия по формированию, утверждению, исполнению местного бюджета и по контролю за его исполнением, в том числе «технического характера», могут осуществляться исключительно органами местного самоуправления. Поэтому, оставляя в стороне вопрос о правомерности формирования указанных органов органами государственной власти Кемеровской области, как не входящий в предмет рассмотрения по настоящему делу, суд считает, что Финансовое управление, фактически осуществляет функции органа местного самоуправления.
Аналогичный подход закреплен и в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
В силу статьи 6, части 2 статьи 154, статьи 171 БК РФ финансовые органы муниципальных образований осуществляют непосредственное составление проектов местных бюджетов и организацию исполнения местных бюджетов, составляют и ведут сводную бюджетную роспись в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган, и исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
В соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа. В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Анализ Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Новокузнецкий муниципальный район», Соглашения между Финансовым управлением по Новокузнецкому району и Администрацией Новокузнецкого района о техническом обеспечении бюджетного процесса от 11.01.2007, представленной сводной бюджетной росписи расходов Новокузнецкого района на 2010 г. и плановый период 2011-2012 гг., утвержденной начальником Финансового управления по Новокузнецкому району позволил прийти к выводу о том, что Финансовое управление исполняет все полномочия, предусмотренные Бюджетным кодексом для финансового органа муниципального образования.
Так, в соответствии с пунктом 1 Соглашения от 11.01.2007 Финансовое управление уполномочено на осуществление целого ряда функций, которые должны осуществляться финансовыми органами местного самоуправления, а именно: на открытие и ведение бюджетных ссудных счетов местного бюджета в банковских и иных кредитных организациях, отделении Федерального казначейства, на утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до главных распорядителей и получателей бюджетных средств; на ведение реестров расходных обязательств муниципального образования; на подтверждение исполнения денежных обязательств и совершение разрешительной надписи на платежных документах; на перемещение бюджетных ассигнований, выделенных главному распорядителю бюджетных средств, между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации расходов местного бюджета в пределах 10 процентов бюджетных ассигнований, выделенных главному распорядителю бюджетных средств; на осуществление блокировки расходов местного бюджета в случае и порядке. предусмотренных бюджетным законодательством.
Следовательно, Финансовое управление является финансовым органом муниципального образования «Новокузнецкий муниципальный район» и обязано принять к исполнению и исполнить в установленный срок исполнительный лист №046202.
Тот факт, что Финансовое управление было создано в качестве территориального органа ГФУ КО, не умаляет, по сути, его статус и полномочия как финансового органа муниципального образования.
Далее, в части доводов заинтересованных лиц о том, что в Финансовом управлении нет счетов Администрации как главного распорядителя средств бюджета, что свидетельствует, по их мнению, о невозможности предъявления исполнительного листа к исполнению в указанный орган, суд отмечает, что Бюджетный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы, связанные с исполнением бюджетов, не содержит сведений о том, что лицевые счета главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета должны быть открыты обязательно в финансовом органе местного самоуправления, и не ставит в зависимость от открытия таких счетов обязанность финансовых органов по исполнению судебных актов о взыскании с муниципальных образований за счет казны таких образований.
Согласно статьи 219.1 Бюджетного кодекса учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Таким образом, отсутствие лицевых счетов в Финансовом управлении не является основанием для неисполнения исполнительного листа.
Судом отклонены доводы представителя Финансового управления о том, что Соглашением не возложены на Финансовое управление обязанности по исполнению судебных актов, поскольку такие обязанности на финансовый орган возложены непосредственно статьей 242.2 Бюджетного кодекса.
При этом суд указывает, что обязанность по исполнению судебных актов о взыскании с муниципального образования за счет казны образования ни Соглашениями, ни иными актами, в том числе правовыми актами муниципального образования не возложена вообще на какой-либо иной орган, в том числе на администрацию Новокузнецкого района и Отделение УФК по г. Новокузнецку по Кемеровской области.
В соответствии с Соглашением от 26.01.2010 «Об осуществлении Отделением по городу Новокузнецку Управления Федерального казначейства по Кемеровской области отдельных функций по исполнению бюджета Новокузнецкого муниципального района при кассовом обслуживании исполнения бюджета Новокузнецкого муниципального района Отделением по городу Новокузнецку Управления Федерального казначейства по Кемеровской области» Отделение осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджета во взаимодействии с Финансовым управлением по Новокузнецкому району, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета, главными распорядителями, распорядителями и получателями средств бюджета; осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств в соответствии с Положениями о порядке исполнения бюджета по расходам, учета бюджетных обязательств, санкционировании и приостановлении санкционирования оплаты денежных средств ПБС, утвержденными приказом Финансового управления; обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнение представленных в Отделение исполнительных листов и судебных приказов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета.
То есть Отделение УФК по г. Новокузнецку исполняет исполнительные листы в порядке статей 242.3. 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса. В то же время Отделение УФК по г. Новокузнецку не сможет исполнить исполнительные листы в порядке, установленном статьей 242.2 Бюджетного кодекса, что подтвердил и представитель Отделения УФК в судебном заседании.
Как установлено судом и не оспаривается представителями лиц, участвующих в деле, Финансовым управлением исполнительный лист №046202 в пользу заявителя с муниципального образования «Новокузнецкий муниципальный район» за счет казны муниципального образования в порядке субсидиарной ответственности не исполнялся, а был перенаправлен главному распорядителю – Администрации Новокузнецкого района, что не может быть расценено судом в качестве действия по исполнению данного исполнительного листа.
При этом суду не представлены доказательства исполнения данного исполнительного листа и администрацией Новокузнецкого района. Тот факт, что Администрацией было разработано Соглашение о порядке гашения задолженности по данному исполнительному листу не свидетельствует о его исполнении, поскольку в Соглашении фактически идет речь о рассрочке исполнения судебного акта. Вместе с тем, ни Администрация района, ни Финансовое управление не обращались в суд с заявлением о рассрочке исполнения указанного судебного акта. Соглашение не одобрено и не подписано взыскателем.
С другой стороны, судом предлагалось и Финансовому управлению, и Администрации района дать пояснения относительно того, какой орган местного самоуправления района выполняет функции и полномочия финансового органа местного самоуправления, предусмотренные статьей 242.2 БК РФ, и каков связи с этим порядок исполнения подобных исполнительных документов. С этой целью судебное разбирательство откладывалось с 16.12.2010 до 14.01.2011. Однако подобные пояснения представлены не были.
Ссылки представителя Финансового управления, одновременно представляющего в судебном заседании интересы Администрации района, на то, что данные функции осуществляются непосредственно Администрацией района в лице заместителя Главы Администрации района по экономике и частично работниками бухгалтерии, не подтверждены документально и оцениваются судом критически.
Также суд не может принять во внимание пояснения начальника Финансового управления о том, что в рассматриваемом случае для исполнения исполнительного листа администрация Новокузнецкого района устанавливает достаточность ассигнований по определенному разделу, установив достаточность ассигнований, готовит заявки, эти заявки передаются в Финансовое управление, Финансовое управление готовит реестр расходных расписаний и направляет для списания со счета местного бюджета на указанные в реестре счета в Отделение УФК по г. Новокузнецку, а Отделение УФК по г. Новокузнецку произведет списание. С одной стороны, данный порядок не предусмотрен ни бюджетным законодательством, ни муниципальными нормативными правовыми актами, ни Соглашениями Администрации с УФК и с ГФУ. С другой стороны, также как и доводы Администрации, указанные доводы начальника Финансового управления в нарушение статьи 65 АПК РФ не подтверждены документально.
При таких обстоятельствах суд установил, что в данном случае имеет место бездействие Финансового управления по Новокузнецкому району, выразившееся в неисполнении исполнительного листа, что противоречит положениям статьи 242.2 БК РФ, которая не предусматривает право финансового органа направлять исполнительный лист, содержащий требование о взыскании средств с муниципального образования за счет его казны, администрации указанного муниципального образования.
Кроме того, обстоятельства, касающиеся признания Финансового управления органом, в который должен быть направлен для исполнения исполнительный документ, установлены постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 октября 2010 при рассмотрении кассационной жалобы по настоящему делу и в силу части 2 статьи 69 АПК РФ не доказываются вновь.
Также судом отклоняются доводы заинтересованных лиц о том, что в функции начальника Финансового управления не входит утверждение Бюджетной росписи, так как в соответствии со сложившимся в районе порядком исполнения бюджета данные полномочия осуществляются непосредственно Главой района или его заместителем по экономике.
Между тем, ГФУ КО по запросу суда к материалам дела была приобщена «Сводная бюджетная роспись расходов Новокузнецкого муниципального района на 2010 и плановый период 2011г-2012г», утвержденная начальником Финансового управления ФИО1
С учетом изложенного заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению. Вместе с тем, суд не усматривает оснований для немедленного исполнения решения ввиду сложности бюджетного процесса и принимая во внимание сумму подлежащих взысканию средств.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Финансового управления по Новокузнецкому району, выразившееся в неисполнении исполнительного листа №046202 по делу №А27-2191/2009-3 в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа на исполнение, как несоответствующее требованиям пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Признать незаконным бездействие начальника Финансового управления по Новокузнецкому району ФИО1, выразившееся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения исполнительного листа №046202 по делу №А2191/2009-3, как не соответствующее требованиям пункта 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Обязать начальника Финансового управления по Новокузнецкому району ФИО1 внести изменения в сводную бюджетную роспись расходов Новокузнецкого муниципального района в целях исполнения исполнительного листа №046202 по делу №А2191/2009-3.
Решение суда подлежит исполнению в течение 10 дней с момента вступления в законную силу.
Взыскать с Финансового управления по Новокузнецкому району (<...>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «ПримТрейдСервис» (Приморский край, г. Владивосток, Океанский проспект, 20 -5, ОГРН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) руб.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья В.Я. Драпезо