ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-25297/20 от 14.01.2021 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город  Кемерово                                                                                    Дело № А27-25297/2020

19 января 2021  года

Резолютивная часть решения объявлена  14 января 2021  года.

Полный текст решения изготовлен 19 января 2021  года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Кормилиной Ю.Ю.,                         при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи    секретарем судебного заседания Брызгаловой Т.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «СУЭК-Кузбасс», город Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области – Кузбасса (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Инспекции государственного строительного надзора Кузбасса (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Кемерово

об оспаривании постановления от 18.11.2020 №03-11-20-01,

при участии:

от заявителя: ФИО1 – представитель (доверенность  №СУЭК-КУЗ-201691 от 01.12.2020, паспорт, диплом)

от административного органа: ФИО2 – главный юрисконсульт (доверенность от 11.01.2021, удостоверение),

у с т а н о в и л:

акционерное общество «СУЭК-Кузбасс» (далее – заявитель, АО «СУЭК-Кузбасс», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановленияинспекции государственного строительного надзора Кузбасса (далее – инспекция, административный орган) по делу №03-11-20-01 об административном правонарушении от 18.11.2020, которым  общество  привлечено к административной ответственности  по части 1 статьи 9.5  Кодекса Российской Федерации  об административных    правонарушениях (далее -  КоАП РФ) с назначением    административного  наказания в  виде  административного  штрафа в размере  530000  рублей.

Определением суда от 07.12.2020 дело принято к производству,  назначено к  рассмотрению в предварительном  судебном заседании на 14.01.2021.

В предварительном судебном заседании  от 14.01.2021 представитель заявителя требования поддержал. Указывает, что АО «СУЭК-Кузбасс» находится в тяжелом финансовом положении (убытки по состоянию на 31.12.2019  составили 6699244 руб.). Просит снизить размер   административного штрафа  до 265000 руб.

Представитель инспекции пояснил, что вынесенное постановление  является законным  и обоснованным.

В порядке части  4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее -   АПК РФ) с  согласия  лиц, участвующих в деле,   судом завершено предварительное судебное заседание, открыто судебное заседание.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей  лиц, участвующих в  деле, суд установил следующее.

В период с 24.08.2020 по 27.08.2020 на основании приказа от 10.08.2020 №145/03-ОС проведена внеплановая выездная проверка объекта капитального строительства «Строительство погрузочного комплекса и путей необщего пользования ПЕ «Разрез Заречный» АО «СУЭК-Кузбасс», расположенного по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, Прокопьевский муниципальный район.

Согласно разрешению на строительство от 13.07.2020 № 42- ru 42509000-011-2020, выданному отделом архитектуры и строительства администрации Прокопьевского муниципального района застройщиком является АО «СУЭК-Кузбасс».

На момент проверки  установлено выполнение следующих работ на объекте: монтаж приемоотправочного пути №30, длина 1176м (земляные работы, нижнее строение пути, монтаж рельсошпальной решетки); монтаж погрузо-разгрузочного пути №31, длина 1234м (земляные работы, нижнее строение пути, монтаж рельсошпальной решетки); монтаж соединительного пути №33, длина 227м, (земляные работы, нижнее строение пути, монтаж рельсошпальной решетки); монтаж вытяжного тупика №34, длина 272м, (земляные работы, нижнее строение пути, монтаж рельсошпальной решетки); монтаж тупика для электротолкателя, длина 50м, (земляные работы, нижнее строение пути, монтаж рельсошпальной решетки); погрузочный пандус (щебеночная подготовка, армирование, бетонирование); подпорная стена из сборных бетонных фундаментных блоков; весы железнодорожные (щебеночное основание, монтаж); установка для уплотнения угля (устройство монолитных фундаментов по бетонной подготовке, монтаж установки); установка для очистки вагонов от снега (устройство монолитной железобетонной плиты по бетонной подготовке, монтаж установки); установка для обработки вагонов профилактическими жидкостями (устройство фундаментов, монтаж каркаса); переходная площадка (устройство фундаментов, монтаж металлоконструкций); насосная станция пожаротушения с противопожарными резервуарами (основание из щебня, бетонная подготовка, устройство фундаментов, монтаж каркаса здания насосной, обшивка каркаса, монтаж резервуаров) монтаж противопожарного водопровода; монтаж основания из плит под КТП 6/04кВ, ДГУ; монтаж системы СЦБ (система центральной блокировки) - земляные работы, прокладка кабеля, монтаж оборудования, пуско-наладка, монтаж опор связи; монтаж системы ПАБ (полуавтоматической блокировки) - земляные работы, прокладка кабеля, монтаж оборудования, пуско-наладка, монтаж опор связи; монтаж парковой связи земляные работы, прокладка кабеля, монтаж оборудования, пуско-наладка, монтаж опор связи; земляные работы; вертикальная планировка территории; установка ж/д вытяжного тупика; монтаж модульных зданий пункта оператора погрузки, помещения для обогрева персонала; монтаж опор и мачт освещения; установка модуля КТП и подключение его к сетям электроснабжения; установка модуля КПП со шлагбаумом; установка модуля ДГУ; подключение установки очистки вагонов от снега к сети электроснабжения.

В ходе проверки обнаружено нарушение   АО «СУЭК-Кузбасс» требований ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации  (далее – ГрК РФ),  выразившееся в  строительстве объекта капитального строительства  без разрешения на строительство.

По результатам проверки административным органом в отношении АО «СУЭК-Кузбасс»  составлен акт проверки от 27.08.2020,  оформлен протокол №03-11-20-01  от 09.09.2020 об административном правонарушении.

Постановлением от 18.11.2020 по делу об административном правонарушении АО «СУЭК-Кузбасс» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 530 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением в части назначения наказания, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

 В соответствии с частью 1 статьи  9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, объективной стороной правонарушения, предусмотренного приведенной нормой КоАП РФ, является осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.

Частью 1 статьи 52 ГрК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью  2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Под объектом  капитального строительства понимается  здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)  (статья 1 ГрК РФ).

Общество как застройщик, отвечает за осуществление строительства вышеуказанного объекта в соответствии с проектной документацией и действующим законодательством.

Из материалов дела следует, что на момент осмотра объекта в рамках проведения внеплановой проверки на объекте выполнены следующие работы: монтаж приемоотправочного пути № 30, длина 1176м (земляные работы, нижнее строение пути, монтаж рельсошпальной решетки); монтаж погрузо-разгрузочного пути №31, длина 1234м (земляные работы, нижнее строение пути, монтаж рельсошпальной решетки); монтаж соединительного пути №33, длина 227м, (земляные работы, нижнее строение пути, монтаж рельсошпальной решетки); монтаж вытяжного тупика №34, длина 272м, (земляные работы, нижнее строение пути, монтаж рельсошпальной решетки); монтаж тупика для электротолкателя, длина 50м, (земляные работы, нижнее строение пути, монтаж рельсошпальной решетки); погрузочный пандус (щебеночная подготовка, армирование, бетонирование); подпорная стена из сборных бетонных фундаментных блоков; весы железнодорожные (щебеночное основание, монтаж); установка для уплотнения угля (устройство монолитных фундаментов по бетонной подготовке, монтаж установки); установка для очистки вагонов от снега (устройство монолитной железобетонной плиты по бетонной подготовке, монтаж установки); установка для обработки вагонов профилактическими жидкостями (устройство фундаментов, монтаж каркаса); переходная площадка (устройство фундаментов, монтаж металлоконструкций); насосная станция пожаротушения с противопожарными резервуарами (основание из щебня, бетонная подготовка, устройство фундаментов, монтаж каркаса здания насосной, обшивка каркаса, монтаж резервуаров) монтаж противопожарного водопровода; монтаж основания из плит под КТП 6/04кВ, ДГУ; монтаж системы СЦБ (система центральной блокировки) - земляные работы, прокладка кабеля, монтаж оборудования, пуско-наладка, монтаж опор связи; монтаж системы ПАБ (полуавтоматической блокировки) - земляные работы, прокладка кабеля, монтаж оборудования, пуско-наладка, монтаж опор связи; монтаж парковой связи земляные работы, прокладка кабеля, монтаж оборудования, пуско-наладка, монтаж опор связи; земляные работы; вертикальная планировка территории; установка ж/д вытяжного тупика; монтаж модульных зданий пункта оператора погрузки, помещения для обогрева персонала; монтаж опор и мачт освещения; установка модуля КТП и подключение его к сетям электроснабжения; установка модуля КПП со шлагбаумом; установка модуля ДГУ; подключение установки очистки вагонов от снега к сети электроснабжения.

Разрешение на строительство объекта капитального строительства «Строительство погрузочного комплекса и путей необщего пользования ПЕ «Разрез Заречный» АО «СУЭК-Кузбасс», расположенного по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, Прокопьевский муниципальный район, № 42- ru 42509000-011-2020 выдано отделом архитектуры и строительства администрации Прокопьевского муниципального района застройщику – АО «СУЭК-Кузбасс» 13.07.2020.

Согласно пояснению, представленному  в административный орган представителем застройщика - техническим директором АО «СУЭК - КУЗБАСС». Разрезоуправление - ФИО3, работы по строительству объекта производились с марта 2018 года по август 2020 года (ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» АО «СУЭК-КУЗБАСС» (март 2018 - июль 2019), ООО  «Металлоресурс» (сентябрь 2018 - июль 2019), ООО «МонтажСтрой-4» (октябрь 2018 - май 2019), АО «СУЭК-КУЗБАСС» собственными силами (ПЕ «Разрез «Заречный», ПЕ «Энергоуправление») - период выполнения работ март 2018- август 2020).

Ведение строительных работ в  период с марта 2018 года по 13 июля 2020 года в отсутствие  разрешения на строительство  образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 6  постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российскйо Федерации  от 17.02.2011 №11 «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях», субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Таким образом, АО «СУЭК-Кузбасс» является субъектом ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств объективной невозможности соблюдения заявителем требований  градостроительного  законодательства, которые общество  не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, административным органом и судом не установлено.

Принимая во внимание изложенное, суд  приходит к выводу, что материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.

Совершение правонарушения АО «СУЭК-Кузбасс» не  оспорено и документально не  опровергнуто.

Процессуальных нарушений, имеющих существенный характер и  являющихся основанием  для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления в  полном объеме,  судом не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

Основания для  признания  совершенного  правонарушения малозначительным   и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ  отсутствуют. 

В соответствии с п.п. 18, 18.1  постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Оценив характер правонарушения с учетом объекта его посягательства, степени вины правонарушителя и общественной опасности, суд не усматривает оснований для признания  правонарушения  малозначительным и  освобождения   общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ. Осуществление строительства, реконструкции объекта в отсутствие соответствующего разрешения приводит к невозможности осуществления предшествующего допуска и последующего государственного контроля за этими работами.

Доказательства наличия  исключительных обстоятельств,  при которых возможно освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, в  деле отсутствуют.

Возможности замены назначенного обществу административного наказания в виде штрафа на предупреждение судом также не усматривается ввиду отсутствия в материалах дела доказательств наличия совокупности условий, предусмотренных статьями 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу пункта 3 данной статьи, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Инспекцией с учетом повторности совершения правонарушения, применено наказание  в виде штрафа в размере 530000 руб.

Вместе с тем суд приходит к выводу о возможности снижения определенного административным органом в оспариваемом постановлении размера административного штрафа, на основании следующего.

В соответствии с пунктом 3.2 части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Обществом в обосновании своего имущественного и финансового положения представлена бухгалтерская отчетность, согласно которой на 31.12.2019 величина убытка  от финансово-хозяйственной деятельности общества составила 6699244  тыс. руб. (строка 2500  отчета о финансовых результатах).   Суд также учитывает, что на  момент проведения  проверки  нарушение  было устранено, разрешение на строительство  получено.  

С учетом вышеизложенного, суд считает возможным применить часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ,  снизив размер административного штрафа до 265000 руб., который согласуется с целями административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ), с принципами юридической ответственности и соразмерен совершенному обществом правонарушению.

Постановление инспекции по  делу  №03-11-20-01 об административном правонарушении от 18.11.2020 в части назначения наказания подлежит изменению.

В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

изменить постановление инспекции государственного строительного надзора  Кузбасса     по  делу  №03-11-20-01  об административном правонарушении от 18.11.2020 в части назначения наказания.

Наказание    акционерному обществу«СУЭК-Кузбасс» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Кемеровская область – Кузбасс, город Ленинск-Кузнецкий   за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считать назначенным в виде  штрафа в  размере 265000  (двести шестьдесят пять тысяч) рублей.

В остальной части  постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд. Жалоба подается через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                                    Ю.Ю. Кормилина