АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., 8, г. Кемерово, 650000
www.kemerovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело №А27-25352/2009
01 марта 2010 года
Резолютивная часть решения оглашена : 01 марта 2010 года
Полный текст решения изготовлен : 01 марта 2010 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Петраковой С.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Швайко И.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Кора», г. Кемерово
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово;
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва.
третье лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва
о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка 42:24:0201003:74; О признании недостоверными результаты государственной кадастровой оценки земельного участка 42:24:0201003:74
при участии :
от заявителя: ФИО1 – представителя, доверенность от 21.09.2009 № Д-57/09; ФИО2 – представителя, доверенность от 01.11.2007 № Д-05/07
от Управления кадастра: ФИО3-главного специалиста-эксперта, доверенность от 11.01.2010 № 03/10
от Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва - не явился
от третьего лица: Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва – не явился
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Кора» (ООО «Кора») (Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Серия 42 № 001866296 от 05.11.2002), г. Кемерово обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением (в редакции заявления об уточнении требований) о признании незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года № 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 № 215, Техническим рекомендациям, утвержденные приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 №П/0152, действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74, расположенного по адресу: <...> в размере 156 842 804 руб. 10 коп., выразившихся в ненадлежащем контроле за ходом работ по государственной кадастровой оценке земель, в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007, и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74, расположенного по адресу: <...> в размере 156 842 804 руб. 10 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5 057 руб. 68 коп. за кв.м.
О признании незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года № 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 № 215, Техническим рекомендациям, утвержденные приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152, действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, г. Москва (Роснедвижимость) по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74, расположенного по адресу: <...> в размере 156 842 804 руб. 10 коп., выразившихся в осуществлении ненадлежащей проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007.
Об обязании Управления Федерального кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (Управление кадастра) исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости в сумме 156 842 804 руб. 10 коп., удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5 057руб. 68 коп. земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74 площадью 31011 кв.м., принадлежащего ООО «Кора», расположенного по адресу: <...>.
Определениями суда от 14.01.2010, 15.02.20010, 19.02.2010 рассмотрение спора откладывалось в соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайствам сторон, в том числе для нормативного обоснования, документального подтверждения доводов и аргументов, положенных в основу требований и возражений.
Надлежаще извещенная о дне и времени рассмотрения спора Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва (правопреемник Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), г. Москва в судебное заседание представителя не направила, возражений против рассмотрения спора без участия его представителя не заявила.
Надлежаще извещенное о дне и времени рассмотрения спора третье лицо- Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва в судебное заседание представителя не направило, заявило о рассмотрении спора без участия его представителя. Представило подробно изложенный отзыв и дополнения к нему.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается судом в судебном заседании без участия представителей Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва и третьего лица - Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования о признании незаконными действий Управления Федерального кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (Управление кадастра), Роснедвижимости по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74, расположенного по адресу: <...>, площадью 31010, 82 кв.м.
в размере 156 842 804 руб. 10 коп. в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5 057 руб. 68 коп. за кв.м.
По мнению представителя кадастровая оценка земельного участка расположенного по адресу : <...> с кадастровым номером 42:24:0201003:74 площадью 31010, 82 кв.м. проведена уполномоченными органами в нарушение требований действующего законодательства, без учета требований, предусмотренных Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316, Методическими указаниями по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года № 39, Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 № 215, Техническими рекомендациями, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152.
Представитель также сослался на то, что по результатам оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201 003:0074 проведенной независимым оценщиком – ООО Компанией «Примула» и отраженным в Отчете № 1707/088-09 «Об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 31010,82 кв.м., кадастровый номер 42:24:0201003:0074, расположенного в границах участка по адресу : <...>», рыночная стоимость данного земельного участка на 24.08.2009 составила 55 145 678 руб., что в несколько раз меньше его кадастровой стоимости.
Представитель Управления кадастра в судебном заседании, возражал против доводов заявителя, мотивировав тем, что Управление кадастра в рамках возложенных на него полномочий выполнило в полном объеме все положения, требования, нормы, предусмотренные федеральным законодательством в целях проведения работ по кадастровой оценки земельных участков населенных пунктов Кемеровской области.
Сославшись на то, что земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201003:74 площадью 31011 кв.м., принадлежащий ООО «Кора», расположенный по адресу: <...>, не вошел в Перечень объектов оценки (земельных участков), сформированный на 01.01.2007 г., и относится к категории ранее учтенных земельных участков, пояснил, что его кадастровая оценка проводилась в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 № 222.
Указал, что кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74, содержащаяся в государственном кадастре, была определена путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)» от 27.11.2008 № 519 на площадь данного земельного участка.
Также пояснил, что Управление кадастра при осуществлении полномочий по формированию данных по кадастровой стоимости земельных участков, устанавливало, фат того, что что при определении кадастровой оценки, исполнителем Контракта - Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва учитывались, в том числе и показатели статистического анализа рыночных цен, полученных в результате сбора информации от различных источников, в том числе Управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом, Фонда имущества Кемеровской области, Кузбасской Торгово-промышленной палаты, риэлтерских и оценочных компаний, интернет-сайтов, газет и журналов регионального и муниципального уровней.
Более подробно возражения и доводы изложены в отзыве.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля» ( ФГУП ФКЦ «Земля»), г. Москва в отзыве, сославшись на то, что выполнило в полном объеме обязательства по Контракту, и предоставило результаты заказчику в полном объеме, возражало против удовлетворения предъявленных требований.
При этом предприятие указало, что со стороны заказчика никаких претензий по порядку, способу и качеству исполнения Контракта не поступило.
В качестве доказательства, подтверждающего факт использования информации о рынке объектов недвижимости, полученной от источников, ссылки на которые имеются в Отчете об определении кадастровой стоимости, земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, ФГУП ФКЦ «Земля» представило каталог «Исходная рыночная информация» в электронном виде на DVD-RW.
Более подробно возражения и доводы изложены в отзыве и дополнениях к нему.
В судебном заседании установлено, и подтверждено Свидетельством о государственной регистрации права от 03.09.2009 № 42АГ 067780, ООО «Кора» является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:0074, площадью 31010,82 кв.м., расположенного по адресу : г. Кемерово, Ленинский район, ул. Тухачевского, 58 (о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.11.2005 г. сделана запись регистрации № 42-01/00-25/2003-360).
07.07.2009 обществом была получена выписка из государственного кадастра объектов недвижимости за № 4200/001/09-168495 из указанной выписки ОО «Кора» стало известно, что кадастровая стоимость участка увеличилась по сравнению с данными 2008 г. в 4, 2 раза.
ООО «Кора» в целях получения информации о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74, обратилось 27.07.2009 в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области с заявлением о предоставлении отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, исходных данных, использованных при проведении кадастровой оценки, обоснованного расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельного участка (Отчет) с кадастровым номером 42:24:0201003:74 Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области представлен не был.
В связи с отсутствием Отчета и невозможности проверить содержащуюся в нем информацию, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74, определена Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва, по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области и Роснедвижимости, г. Москва без учета анализа рыночных цен, и является недостоверной, а действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области и Федеральной агентства кадастра объектов недвижимости, г. Москва по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений не соответствуют действующему федеральному законодательству, общество обратилось в арбитражный суд.
Заслушаны пояснения представителей лиц, участвующих в рассмотрении спора, изучены письменные материалы и обстоятельства дела.
Суд, разрешая спор по настоящему делу, исходил из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно положениям статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Из пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель вытекает, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
На основании пункта 11 этих Правил Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации приказом от 12.08.2006 № 222 утвердило Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
В пункте 2.1.3 этих Методических указаний предусмотрено, что при образовании нового земельного участка или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения, кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Судом установлено, что земельный участок, принадлежащий на праве собственности ООО «Кора» с кадастровым номером 42:24:0201003:74, расположенный по адресу: <...>, площадью 31010, 82 кв.м. не вошел в Перечень объектов оценки, сформированный на 01.01.2007 г. и поэтому, его кадастровая оценка была определена в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 № 222, то есть, путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь данного земельного участка.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков 9-ого вида разрешенного использования в границах кадастрового квартала номер 42:24:0201003 утвержден постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)» от 27.11.2008 № 519 и составляет 5 057 руб. 68 коп. за кв. метр.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74 определена путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок ООО «Кора» , на площадь данного земельного участка, а именно :
5 057 руб. 68 коп. за кв. метр. х 31010, 82 кв.м. = 156 842 804 руб. 10 коп.
Результат определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74 отражен в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденном должностным лицом Управления кадастра 10.02.2009 г.
При таких обстоятельствах, действия Управления кадастра по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74 соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Довод заявителя о том, что земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201003:74 необоснованно был исключен из Перечня объектов оценки сформированного на 01.01.2007 г. судом не принят, поскольку документально не подтвержден.
Доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201003:74 вошел в Перечень объектов оценки - земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 суду не представлено.
Что касается светографической копии письма от 01.07.2008 за № 07/3502378, якобы направленного Управлением кадастра в адрес ООО «Группа комплексных решений», г. Омск об исключении земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74 из Перечня объектов оценки (земельных участков), сформированного на 01.01.2007 г., на которое сослался представитель заявителя в обоснование довода о том, что названный земельный участок был в Перечне, но исключен из него, то судом, данный документ в качестве доказательства, подтверждающего, что спорный объект был включен в Перечень объектов оценки - земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007, не принимается, поскольку не отвечает требованиям ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Согласно ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Кроме того, светографическая копия письма от 01.07.2008 за № 07/3502378 надлежаще не заверена, подлинник его в материалы дела не представлен, следовательно, оно не может быть принято судом в качестве доказательства в силу несоответствия его ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Более того, представитель Управления кадастра в судебном заседании, оспорил факт существования данного документа, и пояснил что Управление кадастра не располагает информацией, содержащейся в данном письме, происхождения данного письма не знает, руководитель письмо не подписывал, пояснений о правовой природе данного письма дать не смог.
Исходя из вышесказанного, доводы заявителя о том, что действия Управления кадастра и Роснедвижимости по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74, расположенного по адресу: <...> в размере 156 842 804 руб. 10 коп., выразившиеся в ненадлежащем контроле за ходом работ по государственной кадастровой оценке земель, в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007, и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74, расположенного по адресу: <...> в размере 156 842 804 руб. 10 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5 057 руб. 68 коп. за кв.м. судом не приняты, поскольку являются надуманными и опровергаются материалами дела.
Вместе с тем, суд, в соответствии со ст. 170 Арбитражного кодекса РФ отражает в решении все обстоятельства, исследованные в ходе рассмотрения дела, доказательства, положенные в основу доводов и возражений сторон, и дает им оценку, в данном случае, независимо от того, что для спора, рассматриваемого по настоящему делу, они правового значения не имеют.
Довод заявителя о том, что Управление кадастра Кемеровской области и Роснедвижимость, г. Москва фактически не осуществляли контроль за деятельностью Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва в ходе исполнения Государственного контракта от 29.06.2007 № 140 по проведению работ по кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, судом не принят, поскольку опровергается материалами дела.
В том числе, протоколами заседаний областной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области от 10.07.2007 № 1; 01.08.2007 № 2; от 30.08.2007; от 24.06.2008; от 03.07.2008; от 14.08.2008; от 31.10.2008.
Так, при непосредственном участии органов исполнительной власти Кемеровской области, в том числе, заместителя Губернатора Кемеровской области, руководителей Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, Департамента лесного комплекса Кемеровской области, Главного финансового управления Кемеровской области, Государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Кемеровской области», Управления Роснедвижимости по Кемеровской области (в настоящее время - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области), рассматривались и были согласованы :
перечень оцениваемых населенных пунктов по городской технологии расчета кадастровой стоимости земельных участков;
состав факторов стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Кемеровской области в разрезе групп видов разрешенного использования, указанных в подпунктах 1.2.1-1.2.5, 1.2.7, 1.2.9 пункта 1.2. Методических указаний, оцениваемых по городской технологии в разрезе населенных пунктов;
состав факторов стоимости, оказывающих влияние на кадастровую стоимость земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки в сельских населенных пунктах в разрезе районов Кемеровской области;
перечень организаций и открытых источников (общедоступных печатных изданий) в качестве информации, используемой для сбора исходных данных для государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области;
плановая основа для формирования слоев тематических карт и отображения результатов государственной кадастровой оценки земель и источника ее получения.
Результаты проведенных работ, в виде карт, таблиц, программ, описаний на согласование комиссии были представлены представителями подрядчика, в том числе Омским филиалом ФГУП «ФКЦ «Земля» (протокол от 31.10.2008).
Как следует из вышеназванных протоколов, контроль со стороны заказчика - Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области носил постоянный (систематический), непосредственный характер.
Оспаривая довод заявителя о том, что при проведении работ в целях определения кадастровой стоимости земельных участков не проводился статистический анализ информации о рынке земельных участков, Управление кадастра и ФГУП «ФКЦ «Земля» представили документы, (в том числе в электронном виде), в том числе, отчет о статистическом анализе рыночной информации земельных участков вида в п. 1.2.9. Методических указаний в составе городских населенных пунктов Группа 5 (г. Кемерово), таблицы : «исходная рыночная информация с внесенными поправками по виду разрешенного использования, указанного в п. 1.2.9. Методических указаний в составе городских населенных пунктов Группа 5», «Сведения об используемых источниках информации», публикации, каталог «Исходная рыночная информация» в электронном виде на DVD-RW, и пояснили (ФКЦ «Земля» в отзыве), представитель Управления кадастра в судебном заседании, что, в целях исполнения Контракта и составления Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области подрядчиком проводился статистический анализ всей рыночной информация, полученной им от различных источников, в том числе, на предмет определения ее достоверности.
Оценивая довод заявителя, о том, что при проведении работ по государственной кадастровой оценке земельных участков населенных пунктов на территории Кемеровской области, не учитывалась информация о рыночных ценах, суд пришел к выводу о том, что он основан на предположении, поэтому исходя из требований ст. ст. 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ не может быть принят судом в качестве доказательства, (обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами, в том числе, быть основанными на предположении).
Довод заявителя о том, что кадастровая стоимость земельных участков не может и не должна превышать их рыночную стоимость, со ссылкой на п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации судом не принят исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с положениями статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения земельного участка также определяется кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Установление рыночной стоимости земельного участка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
Установление кадастровой стоимости земельного участка - путем проведения государственной кадастровой оценки земель в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил государственной кадастровой оценки земель», в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10), утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель,
Во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.05.2007 № 9370) утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Таким образом, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается именно кадастровая стоимость земельного участка, а не рыночная стоимость.
Государственный кадастровый учет земельных участков - это описание и индивидуализация в государственном кадастре недвижимости, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Кадастровый номер - уникальный номер, присваиваемый земельному участку, который сохраняется за ним до тех пор, пока он физически и (или) юридически существует как единое целое.
Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Таким образом, кадастровая стоимость - это экономическая оценка, отражающая экономическую ценность территории в зависимости от целевого назначения и вида функционального использования.
Если кадастровая стоимость земельного участка определяется для исчисления земельного налога с него, то рыночная стоимость - для совершения сделки с таким участком (продажа, аренда и др.) в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности». Оценка проводится специализированной, имеющей на это право организацией-оценщиком в соответствии с заключаемым с ней договором за оплату.
Федеральный закон «Об оценочной деятельности», содержит только определение понятия рыночной стоимости (ст. 3), в то время как для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость, понятие которой в указанном законе отсутствует.
Статьей 7 этого Закона установлено, что рыночная стоимость объекта оценки устанавливается только в том случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки, не определен конкретный вид стоимости объекта оценки.
Рыночная стоимость земельного участка - величина весьма непостоянная и представляет собой наиболее вероятную цену продажи объекта (оценка, которая зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей принцип спроса и предложения), изменяется во времени и определяется на конкретную дату (принцип изменения).
Таким образом, рыночная стоимость земельного участка может колебаться в зависимости от определенных факторов, в то время как кадастровая стоимость величина наиболее постоянная, рассчитанная для определенной цели (в том числе налогообложения) и предполагаемая к применению до пяти лет, но не менее трех лет.
Рыночная стоимость земельного участка, как и ряда других объектов имущества, - это стоимость, за которую продавец в данное время согласен продать, а покупатель согласен купить.
«Утвержденной» рыночной стоимости земельного участка, действующей неопределенное время, не может быть.
Поскольку федеральный законодатель, конкретизируя принцип платности использования земли, регламентированный пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, и называя в статье 66 этого Федерального закона два вида стоимости земельных участков - рыночную и кадастровую, не предусматривает ни минимальных, ни максимальных размеров кадастровой стоимости в соотношении с рыночной стоимостью, в отсутствии объективных критериев нет оснований для вывода о том, что утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, являются чрезмерно завышенными, к чему сводятся доводы заявителя.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что понятие кадастровой стоимости отлично от рыночной стоимости. Также порядок определения рыночной стоимости отличается от порядка определения кадастровой стоимости, что следует и из анализа положений Методических указаний, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39.
Ни в одном из нормативных правовых актов не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимостей. Ни один нормативный акт не содержит указаний на то, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость. Также в Земельном кодексе Российской Федерации не указано, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть максимально приближена к его рыночной стоимости.
Федеральные нормативные правовые акты не устанавливают тождества между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью и не содержат указаний на возможность произвольной замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью.
Несоответствие показателей кадастровой стоимости рыночной цене, не является доказательством несоответствия результатов кадастровой оценки земель федеральным нормативным правовым актам.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации каких-либо отчетов о рыночной оценке земель и возможность внесения таких сведений в Государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, из буквального прочтения пункта 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, случаем исключения из пункта 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, является «случаи определения рыночной стоимости земельного участка».
Поскольку спор, рассматриваемый по настоящему делу, касается государственной кадастровой оценки земель, проведенной в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, нормы пункта 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для рассматриваемых правоотношений значения не имеют.
Доводы заявителя о том, что, по его мнению, ФГУП «ФКЦ «Земля» в целях определения кадастровой стоимости земельных участков, неправомерно применяло отчеты об оценке гипотетических земельных участков, по причине недостаточности информации о рыночной стоимости объектов недвижимости, в том числе земельных участков; о том, что из представленных в материалы дела расчетов, таблиц, цифр сложно понять, как они составлены, как рассчитаны, на чем основаны, судом, в качестве доказательства нарушения требований законодательства при проведении кадастровой оценки, не принимаются, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств того, что применение отчетов об оценке гипотетических земельных участков, по причине недостаточности информации о рыночной стоимости объектов недвижимости, противоречит требованиям, установленным правилам проведения кадастровой оценки, заявителем суду не представлено.
Как следует из Отчета № 1/ГКР/140-025д «об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенных по адресу : РФ, Кемеровской области, г. Кемерово», именно по причине недостаточности информации о рыночной стоимости объектов недвижимости, (обусловленной рядом причин), применялись в ходе проведения работ по кадастровой оценке земель Отчеты об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков.
Факт применения данных отчетов в целях проведения кадастровой оценки был принят в качестве состоятельного Роснедвижимостью, г. Москва, Управлением кадастра, в пределах полномочий, предоставленных данным органам по государственной кадастровой оценке земель.
Кроме того, как следует из информации Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) г. Москва «о проведении проверки» от 24.11.2008 № МП/0242, направленной в адрес Управления кадастра в качестве сопроводительной к Акту проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 24.11.2008 № 2, Роснедвижимостью, проведена проверка Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области. Акт проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 24.11.2008 № 2 подписан должностным лицом Роснедвижимости – ФИО4
Наличие полномочий на осуществление указанной деятельности документально подтвержден Должностным регламентом главного специалиста-эксперта отдела экспертизы оценки Управления оценки объектов недвижимости Федерального агентства кадастра объектов недвижимости ФИО4, утвержденным руководителем Федерального агентства кадастра объектов недвижимости ( дата не проставлена, но факт ознакомления с данным Регламентом ФИО4 11.10.2006 г., позволяет суду прийти к выводу о том, что данный документ подписан в период с 06.10.2006 по 11.10.2006 г.г.).
Обоснованность и законность участия в проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 24.11.2008 № 2 сотрудника ФГУП «ФКЦ «Земля» ФИО5, документально подтверждена Государственным контрактом № К-07/26 «на выполнение работ по теме : «Сопровождение работ по государственной кадастровой оценке земель, проведение проверки результатов работ по государственной кадастровой оценке земель» от 30.05.2008, заключенным между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) г. Москва и Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва.
При таких обстоятельствах, довод заявителя о том, что при проведении проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Роснедвижимостью и Управлением кадастра не были соблюдены требования, предусмотренные Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 28 июня 2007 года № 215 судом не принят, поскольку опровергается материалами дела и фактическими обстоятельствами.
Кроме того, суд учитывает и тот факт, что составление Перечней объектов оценки -земельных участков, формирование отчета и осуществление работ по кадастровой оценке в целях исполнения Контракта № 140 от 29.06.2007 началось до вступления в законную силу Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного 28 июня 2007 года за № 215 (Регламент) (зарегистрированного в Минюсте РФ 26.07.2007 № 9913, опубликованного 17.09.2007, вступившего в законную силу 29.09.2007), следовательно, на дату вступления Регламента в законную силу, часть деятельности по осуществлению кадастровой оценки государственными органами и подрядчиком уже были осуществлены в соответствии с нормами действующего законодательства и Техническим заданием, утвержденным 29.06.2007 г. Управлением кадастра и согласованным с ФГУП ФКЦ «Земля», то есть, подготовленным в целях исполнения Контракта, но без учета названного норм, содержащихся в Регламенте и Технических рекомендациях, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152.
Доводы заявителя о том, что из представленных в материалы дела расчетов, таблиц, цифр сложно понять, как они составлены, как рассчитаны, о том, что не представляется возможным понять как выведены и применены алгоритмы, модели, факторы, функции, комбинации, судом принят.
Однако, данные обстоятельства не могут быть положены судом в основу выводов о незаконности действия Управления кадастра и Роснедвижимости, поскольку доказательствами таковой не являются.
Данные доводы, по мнению суда, относятся не к оценке законности действий государственных органов, уполномоченных на проведение кадастровой оценки, а характеризуют, прежде всего, принятые государством (в лице его уполномоченных органов) и примененные оценщиком указания и методики расчетов кадастровой стоимости земель, как сложные и непонятные для широкого круга лиц, интересы которых они затрагивают.
Понимание которых, требует не только наличие специальных, но и профессиональных знаний.
Факт заключения Государственного контракта по проведению государственной оценки земельных участков населенных пунктов с Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва, позволяет суду прийти к выводу о том, что данное обстоятельство обусловлено, в том числе и наличием права у исполнителя на обладание специальным программным продуктом, для исполнения вышеназванного Контракта.
Оценив характер доводов заявителя, положенных в основу заявленных требований, с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд пришел к выводу о том, что фактически заявитель оспаривает принцип и порядок ценообразования, установленный действующим законодательством в целях проведения кадастровой оценки, ставит под сомнения законность, правильность, справедливость и соответствие земельному законодательству «Методических указаний», которыми руководствовались Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва, Управление кадастра и Роснедвижимость, при осуществлении деятельности по проведению государственной кадастровой оценке земель. И предлагает к применению свое видение проведения кадастровой оценки.
Довод заявителя о недостоверности кадастровой стоимости, по причине несоответствия использованной оценщиком информации, в том числе о рыночных ценах объектов недвижимости, требованиям, предусмотренным Федеральным стандартом оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 № 256, судом не принят, поскольку документально не подтвержден и основан на предположении.
Действительно пунктом 19 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», разработанного в целях реализации Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности.
Но в целях, применения данной нормы, информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки.
Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Оценщик должен провести анализ достаточности и достоверности информации, используя доступные ему для этого средства и методы.
Если в качестве информации, существенной для определения стоимости объекта оценки, используется экспертное суждение оценщика или привлеченного оценщиком специалиста (эксперта), для характеристик, значение которых оценивается таким образом, должны быть описаны условия, при которых указанные характеристики могут достигать тех или иных значений.
Однако, доказательств того, что полученная и использованная оценщиком Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва информация в целях проведения кадастровой оценки, не соответствовала требованиям п. 19 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», суду не представлено.
Более того, как уже сказано выше, ФСО № 1 разработано в целях реализации законодательства об оценочной деятельности, которое применяется к правоотношениям рассматриваемым в настоящем деле, только в части не противоречащей законодательству о проведении кадастровой оценки.
Вместе с тем, как следует из пункта 19 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», оценщик при проведении оценки не может использовать информацию о событиях, произошедших после даты оценки.
Из буквального прочтения данной нормы следует, что использование информации о событиях, произошедших после даты оценки, следует расценивать как применение недостоверной информации.
В связи с этим, суд не может принять в качестве доказательства незаконности действий Управления кадастра по формированию в государственном кадастре недостоверных результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74, данные о рыночной стоимости указанного земельного участка, содержащиеся в Отчете ООО Компании «Примула» № 1707/088-09 «об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 31 010, 82 кв.м., кадастровый номер 42:24:0201003:74, расположенного в границах участка : <...>», поскольку, для определения его рыночной стоимости на 24.08.2009 оценщиком ООО Компания «Примула» - применялась в том числе, информация, о событиях, произошедших после даты, на которую проводилась государственная кадастровая оценка земель, то есть на 01.01.2007.
Исходя из вышесказанного, оценив в совокупности с учетом требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ доказательства, представленные участниками процесса в материалы дела, их доводы, возражения, установленные по делу обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение спора судом, оставлены за заявителем.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 06.10.2009 № 787 госпошлина в размере 2 000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-170, 201, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований Обществу с ограниченной ответственностью «Кора» (Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Серия 42 № 001866296 от 05.11.2002), г. Кемерово отказать.
После вступления решения в законную силу Обществу с ограниченной ответственностью «Кора» (Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Серия 42 № 001866296 от 05.11.2002), г. Кемерово выдать справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной по платежному поручению от 06.10.2009 № 787 госпошлины в размере 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок и в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу – в арбитражный суд кассационной инстанции.
Судья С.Е.Петракова