АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д.8, Кемерово, 650000;
информационно-справочная служба (3842) 58-43-26; факс (3842) 58-37-05
www.kemerovo.arbitr.ru; info@kemerovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27-25411/2016
30 января 2017 года
Резолютивная часть решения оглашена 30 января 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 30 января 2017 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Семёнычевой Е.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Маховой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Теплоснаб», г. Мыски, Кемеровская область (ИНН <***>)
к муниципальному образованию «Мысковский городской округ» в лице Муниципального казенного учреждения «Управления жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа», Кемеровская область, г. Мыски (ИНН <***>)
о взыскании 40784370,55 рублей
при участии
от истца – ФИО1 представитель по доверенности от 21.11.2014 №30, паспорт; ФИО2, представитель по доверенности от 02.06.2015 №17, паспорт;
от ответчика: не явились;
у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Теплоснаб» (далее по тексту – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением о взыскании с муниципального образования «Мысковский городской округ» в лице муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» (далее по тексту – ответчик, учреждение) задолженности по оплате субсидии из бюджета Мысковского городского округа на возмещение недополученных доходов и финансового обеспечения затрат, возникших в результате приведения размеров платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом по услугам теплоснабжения в размере 40784370,55 рублей за январь-июнь 2016.
Ответчик, надлежащим образом уведомленный в порядке статей 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, что подтверждается материалами дела, явку своих представителей не обеспечили, о причинах неявки не известили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие представителей ответчика.
Требования истца мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по выплате субсидии из бюджета Мысковского городского округа, в рамках заключенного между ними Соглашения от 28.01.2016.
Возражая против исковых требований, ответчик указывает, что ссылка истца на статьи 307, 309, 310 ГК РФ необоснованна, поскольку истцом не учтено то, что в спорный период обязательства муниципального образования «Мысковский городской округ» в лице МКУ «УЖКХ» фактически являются не обязательствами, возникшими из договора, а обязательствами вследствие причинения вреда (убытков). В связи с чем, по мнению ответчика, применению подлежат ст.ст. 15, 16, 1064,1069, 1071, 1083 ГК РФ. Ответчик указывает, что в нарушение норм о деликте ответственности, ч. 1 ст. 65 АПК РФ и п. 6 Порядка предоставления субсидии, утвержденного постановлением Администрации от 20.06.2014 №1263-нп, истцом не доказана по МКД численность населения и площадь жилья, служащей основой для расчета и выплаты субсидии. Таким образом, по мнению ответчика, поскольку не доказан размер убытков, то основания для удовлетворения требований отсутствуют.
Суд, изучив материалы дела, заслушав представителей Истца, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с Постановлением Администрации Мысковского Городского округа от 20.06.2014 г. № 1263-нп «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета Мысковского городского округа на возмещение недополученных доходов и финансового обеспечения затрат, возникших в результате приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом» между МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» и ООО «Теплоснаб» было заключено Соглашение от 28.01.2016 о предоставлении субсидий из бюджета Мысковского городского округа.
Согласно п. 8.7. Соглашения от 28.01.2016 г., Главный распорядитель бюджетных средств (МКУ «УЖКХ»), предоставивший субсидии, и орган муниципального финансового контроля осуществляют проверку соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Общество с ограниченной ответственностью «Теплоснаб» является Энергоснабжающей организацией, осуществляет производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) и предоставляет услуги по отоплению и горячему водоснабжению гражданам многоквартирных домов Центральной части города Мыски, указанных в реестрах по расчету размера субсидии (приложение № 3).
Согласно п. 4 Порядка, размер субсидии определяется по услугам теплоснабжения исходя из разницы между утвержденными в установленном порядке экономически обоснованными тарифами, принятыми государственным регулирующим органам для населения и размером платы граждан за отопление, горячее водоснабжение, установленным при приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствии с установленным предельным индексом.
В соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 04.12.2015 № 765 с 01.01.2016 по 30.06.2016 тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения для потребителей ООО «Теплоснаб», оплачивающих производство и передачу горячей воды - 139,40 руб./мЗ (без НДС), с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 145,67 руб./мЗ (без НДС).
В соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 04.12.2015 № 763, с 01.01.2016 г. по 30.06.2016 г. тариф на тепловую энергию для потребителей ООО «Теплоснаб» - 2 325,51 руб./мЗ (без НДС), с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г. - 2 372,32 руб./мЗ (без НДС).
Решениями Совета народных депутатов Мысковского городского округа № 39-н от 23.06.2015, № 43-н от 21.06.2016 «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги с установленным предельным индексом» установлен размер платы граждан за коммунальные услуги (теплоснабжение), используемый при расчете субсидий согласно Постановлению Администрации Мысковского Городского округа от 20.06.2014 г. № 1263-нп «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета Мысковского городского округа на возмещение недополученных доходов и финансового обеспечения затрат, возникших в результате приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом».
В соответствии с п. 3.1. Соглашения от 28.01.2016 г. плановый объем субсидий на период с 01.01.2016 по 31.12.2016 составляет 85 464 890,06 рублей 06 копеек, без учета НДС согласно плановому расчету, предоставленному Обществом (Получателем субсидий) и корректируется в пределах лимитов бюджетных обязательств в зависимости от фактических объемов оказанных услуг, что подтверждается данными бухгалтерской отчетности, иными сведениями и документами.
В соответствии с Порядком предоставления субсидии из бюджета Мысковского городского округа на возмещение недополученных доходов и финансового обеспечения затрат, возникших в результате приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом по услугам теплоснабжения (приложение № 1 к Постановлению Администрации МГО от 20.06.2014 г. № 1263-н) Получатель субсидий предоставляет МКУ «УЖКХ» документы указанные в пункте 6 настоящего Порядка.
Расчет субсидии предоставляется ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным. Расчет субсидии за декабрь месяц предоставляется в МКУ «УЖКХ» в срок не позднее 20 января года, следующего за отчетным.
МКУ «УЖКХ» в пятидневный срок проводит проверку представленных документов и производит оплату организациям получателям субсидий после подписания акта сверки расчетов. Акты сверок взаимных расчетов по субсидии за 1 полугодие 2016 г. были направлены сопроводительным письмом от 01.11.2016 г. № 1176 в адрес МКУ «УЖКХ» для подписания.
В адрес МКУ «УЖКХ» была направлена претензия № 03-1175 от 01.11.2016 о погашении задолженности по субсидии за период с 01.01.2016 г. по 30.06.2016 в размере 40 784 370,55 рублей 55 копеек без НДС.
Согласно п. 6 Порядка, п. 2.4.3. Соглашения все необходимые документы для выплаты субсидий за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 Обществом были предоставлены, а МКУ «УЖКХ» проверены и подписаны без замечаний, однако выплата субсидий за указанный период в размере 40 784 370,55 рублей 55 копеек без НДС до настоящего времени не произведена.
В связи с неисполнением ответчиком обязательств по выплате субсидии из бюджета Мысковского городского округа, в рамках заключенного между ними Соглашения от 28.01.2016, истец обратился в суд с соответствующими требованиями.
Согласно представленных в материалы дела заявок на предоставление субсидий за январь-июнь 2016, справок о фактической численности населения, пользующиеся услугами теплоснабжения и общей площади жилья в отношении каждой управляющей компании (ООО Управляющая компания Центр, МУП Управляющая компания Наш дом, ТСЖ Березка, ТСЖ Гранат, ТСЖ Надежда, ТСЖ Огонек, в отношении частного сектора), а также сводов по реестру на возмещение размера субсидии и отчетов, сумма возмещения недополученных доходов и финансового обеспечения затрат ООО Теплоснаб составила 40784370,55 руб.
Представленные суду своды на возмещение субсидии, а также отчеты на возмещение субсидии по каждой управляющей компании содержат сведения о их проверки и согласовании Комитетом ЖКХ. Таким образом, размер поставленного ресурса был проверен и согласован ответчиком, возражений в отношении завышения расчета при согласовании у ответчика не имелось. Более того, истец подтвердил размер выпадающего дохода актами сверки, подписанные с управляющими компаниями.
Также судом отклонены доводы ответчика о необходимости применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о деликте.
Гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в ГК РФ. В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Согласно правилам статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны правоотношений свободны в заключении договора, они могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации в регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. В силу правил, изложенных в статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К ним, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 разъяснено, что при решении вопроса об определении публично- правового образования за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков, в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ, статей 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (пункты 1, 19).
Пункт 18 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. В соответствии с правилами статьи 53 Закона N 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Статьей 18 Закона N 131-ФЗ установлен принцип, согласно которому по общему правилу финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ). Неисполнение муниципальным образованием своих обязательств по компенсации затрат, произведенных в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение убытков и, как следствие, неосновательное сбережение средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению лицу в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с обеспечением вопросов местного значения.
Из материалов дела следует, что между истцом и ответчиком было заключено соглашение в соответствии с Постановлением Администрации Мысковского городского округа от 20.06.2014г. № 1263-нп «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета Мысковского городского округа, возникших в результате приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленным предельным индексом». Из содержания пункта 2 такого Порядка следует, что субсидия предоставляется на основании договоров (соглашений), заключенных между главным распорядителем бюджетных средств, в пределах установленных полномочий, и иными лицами.
Как следствие, требования истца правомерно основано на статьях 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных нормативных актов, а при их отсутствии в соответствии с обычаями делового оборота; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, обязательства по выплате истцу субсидий исполнены не были. Доказательства перечисления истцу задолженности в сумме 40784370,55 рублей ответчиком, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлены, в связи с чем исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению за счет муниципальной казны.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные истцом по уплате государственной пошлины, относятся судом на ответчика.
Руководствуясь статьями 101, 110, 167–170, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л :
Требования Общества с ограниченной ответственностью «Теплоснаб» удовлетворить.
Взыскать с Муниципального образования «Мысковский городской округ» в лице Муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» за счет казны муниципального образования, в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Теплоснаб» задолженность по оплате субсидий на основании соглашения от 28.01.2016 в размере 40784370,55 рублей и 200000 рублей государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.
Судья Е.И. Семёнычева