ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-25549/2021 от 22.02.2022 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово                                                                                   

25 февраля 2022 года                                                                   Дело № А27-25549/2021

Резолютивная часть решения оглашена 22 февраля 2022 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Тышкевич О.П. при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Мистрюковой О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента лесного комплекса Кузбасса, город Кемерово (ОГРН 1074205000924, ИНН 4205121451)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Кемеровской области – Кузбассу, город Кемерово (ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373),

к Управлению Федеральной налоговой службы по Кемеровской области – Кузбассу, город Кемерово (ОГРН 1044205066410, ИНН 4205074681)

о признании незаконным внесение записи об исключении общества с ограниченной ответственностью «Форест-Трейд» из ЕГРЮЛ, обязании устранить допущенные нарушения

при участии:

от заявителя – Клокова А.В., представитель по доверенности от 20.12.2021 № 01-12/103,

от Инспекции – Исмагилова М.Н., представитель по доверенности от 29.12.2021 № 109,

от Управления – Савина Р.В., представитель по доверенности от 22.02.2022 № 06-26/03149,

у с т а н о в и л :

Департамент лесного комплекса Кузбасса (далее – Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Кемеровской области – Кузбассу (далее – Инспекция),  Управлению Федеральной налоговой службы по Кемеровской области – Кузбассу (далее – Управление) о признании незаконным внесение Инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи об исключении общества с ограниченной ответственностью  «Форест-Трейд» (далее – ООО «Форест-Трейд», общество), обязании Инспекции исключить сведения о ликвидации ООО «Форест-Трейд» из ЕГРЮЛ.   

Требования Департамента мотивированы тем, что между Департаментом и ООО «Форест-Трейд» 20.08.2010 заключен договор аренды лесного участка, по которому последнее являлось должником по арендной плате в размере 53 425,46 руб. Таким образом, внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ООО «Форест-Трейд» нарушает интересы Департамента.

Определением от 18 января 2022 года заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 22 февраля 2022 года.

В настоящем заседании представитель Департамента заявленные требования поддержал.

Инспекцией представлен отзыв на заявление. Возражая относительно заявленных требований, Инспекцией указано, что в установленном положениями статей 20, 21 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» порядке Инспекцией в ЕГРЮЛ внесены сведения о принятии юридическим лицом – ООО «Форест-Трейд» решения о ликвидации. При отсутствии возражений со стороны заинтересованных лиц Инспекцией правомерно внесена запись об исключении ООО «Форест-Трейд» из ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией. Фактически доводы заявителя сводятся к оспариванию действия ликвидатора, при этом не имеют отношения к действиям регистрирующего органа. Также Инспекция полает, что заявителем пропущен предусмотренный ст. 198 АПК РФ трехмесячный срок для оспаривания решения в судебном порядке. Более подробно доводы изложены в отзыве на заявление. 

Представитель Управления поддержал позицию Инспекции.

Имеющиеся материалы дела признаны судом достаточными для рассмотрения спора по существу. При отсутствии возражений сторон в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) суд завершил подготовку дела к судебному разбирательству и перешел к рассмотрению спора по существу в судебном заседании.

Исследовав материалы и обстоятельства дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

ООО «Форест-Трейд» зарегистрировано в качестве юридического лица 29.01.2010.

07.10.2020 на основании уведомления о ликвидации общества по форме Р15001, решения единственного участника от 29.09.2020 о ликвидации ООО «Форест-Трейд» Инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН № 2204200652632 о принятии организацией решения о ликвидации и назначении ликвидатора юридического лица - Романенко С.В.

Сведения о принятии единственным участником (решением б/н от 29.09.2020г.) решения о ликвидации ООО «Форест-Трейд» опубликованы на официальном сайте журнала «Вестник государственной регистрации» № 42 (809) 21.10.2020.

21.01.2021 Инспекцией на основании представленных документов в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2214200016369 о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.

14.01.2021 Инспекцией получены документы, связанные с ликвидацией ООО «Форест-Трейд», на основании которых вынесено решение № 298А от 21.01.2021 о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению участника общества, в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за ГРН № 2214200016798 от 21.01.2021.

Полагая, что решение и действия Инспекции по исключению ООО «Форест-Трейд» из ЕГРЮЛ нарушают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Департамент обжаловал решение в вышестоящем налоговом органе.

Решением Управления от 28.07.2021 № 07-10/15410 жалоба Департамента оставлена без рассмотрения в связи с пропуском срока обжалования.  

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящим требованием.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и фактические обстоятельства дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.

Отношения в сфере государственной регистрации юридических лиц регулируются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон №129-ФЗ) состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Согласно статье 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что после окончания срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона №129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона №129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Такие основания закреплены в статье 23 Федерального закона №129-ФЗ, в том числе непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица. При этом пункт 4 статьи 9 Федерального закона №129-ФЗ прямо запрещает регистрирующему органу требовать от заявителей представления других документов, кроме документов, установленных данным Законом.

Пункт 4.1 статьи 9 и иные положения Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ не возлагают на регистрирующий орган обязанность осуществлять проверку представленных на регистрацию документов на предмет их достоверности, в том числе достоверность данных промежуточного и ликвидационного балансов и данных о наличии (отсутствии) у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия этих документов по форме и содержанию требованиям нормативных актов.

Как следует из материалов дела, на основании уведомления о ликвидации общества по форме Р15001, решения единственного участника от 29.09.2020 о ликвидации ООО «Форест-Трейд» 07.10.2020 Инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН №2204200652632 о принятии организацией решения о ликвидации и назначении ликвидатора юридического лица - Романенко С.В.  

Сведения о принятии единственным участником (решение б/н от 29.09.2020) решения о ликвидации ООО «Форест-Трейд» опубликованы на официальном сайте журнала «Вестник государственной регистрации» № 42 (809) 21.10.2020.

21.01.2021 Инспекцией на основании представленных документов в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2214200016369 о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.

В связи с тем, что в регистрирующий орган со стороны заинтересованных лиц, в том числе от Департамента, не предоставлены документы, подтверждающие наличие у ООО «Форест-Трейд» задолженности, не предоставлены возражения относительно ликвидации юридического лица по форме Р38001, что явилось бы основанием для приостановления ликвидации юридического лица и проведения проверки достоверности заявленных ООО «Форест-Трейд» сведений, у Инспекции отсутствовали правовые основания для непроведения регистрационных действий в отношении ООО «Форест-Трейд».

Кроме того, при рассмотрении документов по внесению в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации юридических лиц регистрирующий орган на официальном сайте Арбитражного суда Кемеровской области (kemerovo.arbitr.ru) проверяет наличие либо отсутствие судебных дел с требованиями, предъявленными к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации юридического лица.

Инспекцией проверялись сведения о нерассмотренных судебных спорах с участием ООО «Форест-Трейд», такие сведения регистрирующим органом не были установлены, в связи с чем на основании полученных от ООО «Форест-Трейд» 14.01.2021 документов Инспекцией принято решения № 298А от 21.01.2021 о государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за ГРН № 2214200016798 от 21.01.2021.

Таким образом, процедура регистрации ООО «Форест-Трейд» в связи с ликвидацией по решению участника регистрирующим органом соблюдена.

Заявителем не приведено доводов, свидетельствующих о допущенных Инспекцией нарушениях при вынесении решения о государственной регистрации при ликвидации юридического лица.

Учитывая открытость информации об исключении названного выше юридического лица из ЕГРЮЛ, отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о принятом решении, разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, проявив достаточную степень заботливости, как заинтересованное лицо, не лишено возможности контролировать исполнение должником своих обязательств перед кредитором, равно как и самостоятельно отслеживать в отношении общества изменения, в том числе принимаемыми решения.

В рассматриваемом случае заявитель не реализовал возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении юридического лица из реестра.

Надлежащих доказательств того, что Департамент не имел возможности своевременно ознакомиться с публикацией о принятом решении о ликвидации, и, как следствие, заявить о наличии возражений, в материалы дела не представлено (ст.65 АПК РФ).

Наличие у ООО «Форест-Трейд» непогашенной задолженности перед кредитором (при условии, что о наличии задолженности в установленном статьей 20 Федерального закона №129-ФЗ порядке заявлено не было) не может свидетельствовать о незаконности действий регистрирующего органа.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, заявленные Департаментом требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Принимая во внимание освобождение Департамента в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении заявленных требований отказать. 

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                                         О.П. Тышкевич