ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-25686/2009 от 02.03.2010 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  Красная ул., д.8, Кемерово, 650000

www. kemerovo. arbitr. ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  город Кемерово Дело № А27- 25686/2009

04 марта 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2010 г.

Полный текст решения изготовлен 04 марта 2010 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Т.И. Гуль,

при ведении протокола судебного заседания судьей Т.И. Гуль,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Томский политехнический университет»

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области

с участием прокурора в порядке п.5 ст. 52 АПК РФ

об оспаривании предписания

при участии:

от заявителя – ФИО1 ( доверенность № 4 от 11.01.2010 г.)

от государственного органа – ФИО2 ( доверенность от 01.02.2010 г.)

от прокурора – Штрауб А.Я. ( удостоверение)

у с т а н о в и л :

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский политехнический университет» обратилось в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о частичном оспаривании представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области от 29.10.2009 г. № 142 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Согласно оспариваемой части представления образовательное учреждение в нарушение статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Федеральный закон № 159-ФЗ) не приняло меры, направленные на прекращение полного государственного обеспечения тех студентов из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, которым исполнилось 23 года.

По мнению надзорного органа Федеральный закон № 159-ФЗ предусматривает полное обеспечение только тем обучающимся в учреждениях высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не достигли 23 лет.

Образовательное учреждение, не соглашаясь с выводами надзорного органа, ссылается на представление Прокурора Томской области от 06.07.2004 г., согласно которому ректор университета обязывался устранить нарушение права на полное государственное обеспечение студентов, которым исполнилось 23 года, т.е. продолжить зачисление на полное государственное обеспечение до окончания последними образовательного учреждения в соответствии с п.3 ст. 6 Федерального закона № 159-ФЗ.

Определением суда от 04.02.2010 г. судебное разбирательство было отложено. Установив, что судебный акт по данному делу может повлиять на права тех обучающихся студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых государственный орган сделал вывод о необходимости прекращения полного государственного обеспечения в связи с достижением ими 23-х лет, суд счел необходимым предложить прокурору вступить в дело в порядке п.5 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом положений ст. 10 Федерального закона № 159 (в редакции Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г.).

В данном судебном заседании заявитель, настаивая на требовании с учетом положений п.3 ст. 6 Федерального закона № 159-ФЗ, представил копии документов, подтверждающих обоснованность как зачисления студентов ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на полное государственное обеспечение, в связи с началом их обучения до 23-х лет, так и продления полного государственного обеспечения с учетом продолжения последними обучения после достижения 23-х лет.

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области, возражая против требования, считает, что применять п.3 ст. 6 Федерального закона № 159-ФЗ следует с учетом положений ст.ст. 1. 2 и преамбулы Федерального закона № 159-ФЗ ( в редакции, действующей в проверяемый период), согласно которым право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии имеют обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте не старше 23-х лет.

В части, касающейся изменений, внесенных Федеральным законом № 315-ФЗ от 17.12.2009 г. и действующих с 01.01.2010 г., надзорный орган исключает их распространение на отношения проверяемого периода.

Прокурор, участвующий в деле в порядке п.5 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сделал заключение о законности требования образовательного учреждения, указывая, что ограничение возраста ( до 23-х лет) является основанием возникновения права на полное государственное обеспечение, а не сроком его реализации.

Текст заключения прокурора приобщен к материалам дела.

Изучив материалы и обстоятельства дела, выслушав пояснения представителей заинтересованных лиц; заключение прокурора, суд находит требование подлежащим удовлетворению с учетом следующего.

Федеральный закон № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле (в редакции Федерального закона № 122 -ФЗ от 22.08.2004 г.), определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите ( абзац четвертый статьи 1).

Названный Федеральный закон предоставляет обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не боде чем до 23 лет право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (абзац восьмой стать1 ). В соответствии с п.3 ст.6 этого закона лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 г. № 258-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО12. на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы, абзацев четвертого и восьмого статьи 1 и пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приведенные нормы Федерального закона № 159-ФЗ распространяются в равной мере на всех обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от пола и конкретных обстоятельств реализации ими права на образование, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина.

Изложенное позволило суду признать, что в рассматриваемом случае выводы надзорного органа были сделаны без учета наличия у лиц, продолжающих обучение при достижении 23-х лет, права на дополнительные социальные гарантии.

Статьей 6 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрены дополнительные гарантии права на образование.

В соответствии с пунктом 3 названной статьи лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Поскольку спорные выплаты осуществлялись лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 23-х лет, но в период их обучения в образовательном учреждении, у надзорного органа отсутствовали основания для оформления представления в оспариваемой части.

Удовлетворяя требование, суд относит на орган, принявший оспариваемое предписание, судебные расходы в виде госпошлины, уплаченной заявителем в сумме 2000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Удовлетворить требование Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Томский политехнический университет».

Признать незаконным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области от 29.10.2009 г. № 142 в части использования средств федерального бюджета в сумме 635077 руб. на полное государственное обеспечение студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области (650991, <...>) в пользу Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Томский политехнический университет» ( 634050, <...>) государственную пошлину в сумме 2000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

На решение в месячный срок со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд; в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу – кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Судья Т.И. Гуль