АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело №А27-26234/2021
«24» февраля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена «17» февраля 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено «24» февраля 2022 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Аникиной К.Е.,
при ведении протокола с применением средств аудиозаписи секретарем Сампаевой О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседаниидело по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Москва (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Кемерово (ОГРН <***>; ИНН <***>)
о признании незаконным решения от 28.10.2021 об отказе в возврате излишне уплаченных денежных взысканий (штрафов) и (или) государственных пошлин; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
при участии:
от заявителя (он-лайн): ФИО1 по доверенности от 19.11.2020;
от Управления Росприроднадзора: ФИО2, по доверенности от 03.09.2021;
у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Южно-Сибирскому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным решения от 28.10.2021 об отказе в возврате излишне уплаченных денежных взысканий (штрафов) и (или) государственных пошлин; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата административного штрафа в размере 800 000 рублей.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.08.2021 постановление Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 30.04.2020 о назначении Обществу наказания признано незаконным. Следовательно, у Управления отсутствуют законные основания для удержания излишне уплаченного штрафа.
Возражая против заявленных требований, Управление считает решение об отказе в возврате суммы излишне уплаченного штрафа законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, представитель Управления возражал против заявленных требований.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 30.04.2020 №Н-133-в ОАО «РЖД» было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 800 000 рублей. Административный штраф Обществом был оплачен в полном объеме, что подтверждается платежным поручением №241646 от 14.05.2021.
Постановление от 30.04.2020 было обжаловано Обществом в Арбитражный суд Кемеровской области, решением которого в удовлетворении требований отказано. Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.08.2021 жалоба Общества удовлетворена, решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.02.2021 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021 отменены. Постановление Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 30.04.2020 №Н-133-в признано незаконным и отменено.
Для возврата излишне уплаченного штрафа ОАО «РЖД» обратилось с заявлением в Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора.
28.10.2021 Южно-Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора принято оспариваемое решение об отказе Обществу в возврате излишне уплаченных денежных взысканий (штрафов) и (или) государственных пошлин в размере 800 000 рублей.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая Обществу в возврате излишне уплаченного штрафа в размере 800 000 рублей, Управление руководствовалось Методическими рекомендациями по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными приказом Росприроднадзора от 19.04.2017 №188 (в ред. приказа от 26.07.2017 № 370), и указало, что возврат по отмененным административным постановлениям осуществляется на основании судебных актов, указывающих на сумму подлежащих возврату денежных средств.
Пунктом 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к неналоговым доходам бюджетов относятся средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 БК РФ органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Согласно статье 6 БК РФ главный администратор доходов бюджета - определенный в соответствии с настоящим Кодексом орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.
Администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета определен Федеральным законом от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и приложением №8 к нему (часть 1 статьи 3). В указанный перечень включена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
В рамках бюджетного процесса главный администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями, в том числе, по формированию перечня подотчетных ему администраторов доходов бюджета (пункт 1 статьи 160.1 БК РФ).
Приказом Росприроднадзора от 22.06.2021 №361 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета" утвержден Перечень территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющих бюджетные полномочия администраторов доходов федерального бюджета, согласно приложению 1 включающий в себя в том числе Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора (пункт 27 приложения 1).
В соответствии с пунктом 4.65 Положения о Южно-Сибирском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 27.08.2019 №485, Управление Росприроднадзора выполняет функции администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
Таким образом, Управление Росприроднадзора, осуществляя начисление, учет и взыскание административных штрафов, является администратором данного вида доходов бюджета, и, соответственно, на данный орган возложена обязанность по решению вопроса о возврате необоснованно уплаченного заявителем штрафа.
В соответствии со ст. 218 БК РФ перечисление Федеральным казначейством излишне распределенных сумм, средств, необходимых для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Росприроднадзора от 19.04.2017 №188 утверждены Методические рекомендации по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3, 16, 18, 19 Методических рекомендаций к функциям территориальных органов Росприроднадзора относится принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет, в том числе штрафов, и представление в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства поручений (сообщений) для осуществления возврата.
При поступлении от плательщика заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм денежных взысканий (штрафов) с указанием причин возврата оно подлежит направлению в бухгалтерию территориального органа Росприроднадзора.
В течение 30 дней со дня регистрации заявления плательщика заявление рассматривается уполномоченным исполнителем территориального органа Росприроднадзора, производится подготовка и сверка поступившей информации с данными аналитического учета и данными платежных документов, поступивших из территориального Управления федерального казначейства, и принимается решение о возврате (об отказе в возврате).
В течение 30 дней со дня регистрации заявления плательщика в случае принятия решения о возврате уполномоченный исполнитель территориального органа Росприроднадзора формирует заявку на возврат и направляет ее в соответствующее Управление федерального казначейства, а также направляет плательщику письменный ответ о решении.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен порядок для возврата из федерального бюджета излишне взысканных денежных средств.
Приказом Росприроднадзора от 26.07.2017 №370 "О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 19.04.2017 №188", которым руководствовался административный орган при вынесении оспариваемого решения, Методические рекомендации дополнены пунктами 25.2 и 25.3, из которых следует, что отмененные вступившими в законную силу решениями судов постановления о назначении административных наказаний не являются основанием для осуществления возврата денежных взысканий (штрафов); принятие решения о возврате денежных взысканий (штрафов), наложенных территориальными органами Росприроднадзора по отмененным вступившими в законную силу решениями судов постановлениям о назначении административных наказаний производится на основании судебных актов, указывающих на суммы подлежащих возврату денежных средств, и исполнительных документов.
Между тем согласно пунктам 8 - 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года №763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке. Не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке нормативные акты не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и применению не подлежат.
Приказ Росприроднадзора от 26.07.2017 №370 опубликован не был и не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации, его положения не основаны на вышеизложенных нормах законодательства (не соответствуют предусмотренному действующим законодательством порядку возврата излишне уплаченных штрафов).
Следовательно, приказ Росприроднадзора от 26.07.2017 №370 по своей форме не относится к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти (носит ведомственный характер) и не мог являться основанием для отказа обществу в возврате излишне уплаченного штрафа.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.08.2021 постановление Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 30.04.2020 №Н-133-в признано незаконным и отменено, общество обратилось с заявлением о возврате излишне уплаченного штрафа. Факт того, что административный штраф в сумме 800 000 руб. подлежит возврату обществу, административным органом не оспаривается. Обстоятельств, свидетельствующих о наличии иных законных оснований удержания указанных денежных средств, заинтересованным лицом суду не представлено.
С учетом изложенного решение Управления Росприроднадзора об отказе в возврате суммы излишне уплаченного административного штрафа не соответствует положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поскольку оспариваемое решение нарушает права и законные интересы общества в экономической сфере, оно подлежит признанию незаконным в силу положения части 2 статьи 201 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения о признании незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на обязанность данных органов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая требования пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд полагает необходимым обязать Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользованияустранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Российские железные дороги» путем принятия решения о возврате административного штрафа в размере 800 000 (восемьсот тысяч) рублей, излишне уплаченного по платежному поручению от 14.05.2021 № 241646, и направления соответствующего поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
Судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
заявленное требование удовлетворить.
Признать незаконным решение Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об отказе в возврате открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» излишне уплаченных денежных взысканий (штрафов) и (или) государственных пошлин от 28.10.2021.
Обязать Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Российские железные дороги» путем принятия решения о возврате административного штрафа в размере 800 000 (восемьсот тысяч) рублей, излишне уплаченного по платежному поручению от 14.05.2021 № 241646, и направления соответствующего поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
Взыскать с Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования(ОГРН <***>; ИНН <***>) в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН <***>; ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 (три тысячи) руб.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья Аникина К.Е.