АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Кемерово Дело № А27-26490/2021
«17» мая 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена «12» мая 2022 года
Полный текст решения изготовлен «17» мая 2022 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Власова В.В., при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Минаковой В.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кемеровской области», город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Администрации Кемеровского муниципального округа (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Управления архитектуры и градостроительства
о признании незаконным отказа Администрации Кемеровского муниципального округа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капительного строительства «Реконструкция Кемеровской оросительной системы (III очередь), Кемеровский район, Кемеровская область», выраженный в письме от 21.12.2021 № 02-02/2622; об обязании Администрации Кемеровского муниципального округа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов
с привлечением к участию в деле Прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса
при участии:
от заявителя: ФИО1, представитель, доверенность от 12.07.2019 № 425, диплом о высшем юридическом образовании, паспорт;
от заинтересованного лица: ФИО2, представитель, доверенность от 22.04.2022 № 1843, диплом о высшем юридическом образовании, справка о заключении брака, свидетельство о заключении брака, паспорт;
от Прокуратуры Кемеровской области - ФИО3, старший прокурор отдела прокуратуры;
у с т а н о в и л:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кемеровской области» (далее – заявитель, Учреждение, ФГБУ «Управление Кемеровомелиоводхоз») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Администрации Кемеровского муниципального округа в лице Управления архитектуры и градостроительства (далее – заинтересованное лицо, Администрация, Уполномоченный орган) о признании незаконным отказа Администрации Кемеровского муниципального округа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капительного строительства «Реконструкция Кемеровской оросительной системы (III очередь), Кемеровский район, Кемеровская область», выраженный в письме от 21.12.2021 № 02-02/2622; об обязании Администрации Кемеровского муниципального округа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
В ходе судебного разбирательства от заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, согласно представленного ходатайства заявитель просит:
- признать незаконным отказ Администрации Кемеровского муниципального округа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Реконструкция Кемеровской оросительной системы (III очередь), Кемеровский район, Кемеровская область» выраженный в письме от 21 декабря 2021 г. № исх-02-02/2622;
- в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязать Администрацию Кемеровского муниципального округа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Судом в порядке статьи 49 АПК РФ указанное ходатайство принято к рассмотрению.
В судебном заседании представитель заявителя уточненные заявленные требования поддержала в полном объёме.
Заявленные требования мотивированы тем, что Учреждение не согласно с вышеуказанным отказом в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Реконструкция Кемеровской оросительной системы (III очередь), Кемеровский район, Кемеровская область», полагает, что Администрация нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере.
Заявитель считает необоснованной ссылку для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию факт того, что строительство велось на 7 земельных участках, ввод на 8 участках - технический план сооружения «Магистральный трубопровод МТ-1», содержит сведения о расположении объекта в пределах земельного участка 42:04:0000000:47.
Более подробно доводы изложены в заявлении.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражала против заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве на заявление.
В представленном отзыве заинтересованное лицо указало, что проект планировки территории и проект межевания территории линейного объекта - сооружение «Магистральный трубопровод МТ-1» не утверждался. Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 42:04:0000000:47 не утверждался.
Отказ в выдаче заявителю разрешения на ввод объекта «Реконструкция Кемеровской оросительной системы (III очередь), Кемеровский район, Кемеровская область» в эксплуатацию (Исх. № 02.02/2622 от 21.12.2021) принят управлением архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального округа в строгом соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановлением администрации Кемеровского муниципального округа от 30.03.2021 № 858-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» (далее - Административный регламент).
Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию составлен по форме, установленной в приложении № 2 к Административному регламенту.
В заявлении о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию Учреждение прямо указывает, что объект «Реконструкция Кемеровской оросительной системы (III очередь) Кемеровский район, Кемеровская область» размещен на семи земельных участках. К заявлению в соответствии с п. 2.6.1.2.1. Административного регламента приложены заверенные копии правоустанавливающих документов (свидетельств о государственной регистрации прав) на семь земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0000000:1207, 42:04:0000000:1218, 42:04:0000000:1167, 42:04:0331002:122, 42:04:0331002:125, 42:04:0331002:146, 42:04:0331001:196.
Вместе с тем, приложенный к заявлению технический план сооружения «Магистральный трубопровод МТ-1», подготовленный кадастровым инженером ООО АНК «ГЕОЦЕНТР» ФИО4 (СРО Ассоциация ОКИС») содержит сведения о расположении данного объекта в границах участка (участков) с кадастровыми номерами 42:04:0000000:1218, 42:04:0000000:1167, 42:04:0331002:125, 42:04:0331001:196, 42:04:0000000:47 (приложение к заявлению истца вх. № 02-02/2407 от 14.12.2021 о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на 53 л.).
Таким образом, на момент завершения строительства объекта никаких прав у ФГБУ «Управление Кемеровомелиоводхоз» на земельный участок с кадастровым номером 42:04:0000000:47 не имелось. Сервитут был установлен через год после фактической сдачи законченного строительством объекта производственного назначения.
В соответствии с проектной документацией, подготовленной ООО «Сибдорпроект» (свидетельство АПКУЗ-067-29-281112-4205066095-624/345), «Магистральный трубопровод МТ-1» располагается на земельных участках с кадастровыми номерами: 42:04:0000000:1218, 42:04:0000000:1167, 42:04:0331001:196 (лист 21 проектной документации «Раздел 1 Пояснительная записка, том 1», лист 15 «Раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений, Подраздел 2. Система водоснабжения, часть 1. Магистральный трубопровод МТ -1 том. 5.2.1.» 2015 года).
ФГБУ «Управление Кемеровомелиоводхоз», обращаясь 14.12.2021 в Уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта «Реконструкция Кемеровской оросительной системы (III очередь), Кемеровский район, Кемеровская область» в эксплуатацию знало о предоставлении документов, по результатам рассмотрения которых, ему будет отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, так как ранее обращалось с заявлением об исправлении ошибок и опечаток.
Заявителю по результатам рассмотрения заявления об исправлении ошибок и опечаток в Разрешении на строительство от 17.08.2015 года № 42- RU42504000-303-2015 (вх. № 02-02/1604 от 17.08.2021), в котором ФГБУ «Управление Кемеровомелиоводхоз» просило внести в разрешение на строительство сведения об участке с кадастровым номером 42:04:0000000:47, было отказано во внесении сведений о данном земельном участке. Уполномоченным органом исх. № 02-02/1809 от 20.08.2021 в адрес Управления направлен мотивированный отказ.
Таким образом, проведение строительных работ на участке с кадастровым номером 42:04:0000000:47 не предусмотрено проектной документацией и как следствие Разрешением на строительство от 17.08.2015 года № 42-RU42504000-303-2015, сведения о выдаче разрешения обладателю сервитута на строительство на участке с кадастровым номером 42:04:0000000:47 отсутствуют.
В соответствии с п. 2.6.1.2.4 ФГБУ «Управление Кемеровомелиоводхоз» в заявлении указывает о том, что к заявлению прилагается копия акта сдачи-приемки законченного строительством объекта от 30.10.2020 года. В пакете прилагаемых документов направляет акт сдачи-приемки законченного строительством объекта от 30.09.2020 года.
У Уполномоченного органа отсутствовали правовые основания выдать разрешение на ввод объекта «Реконструкция Кемеровской оросительной системы (III очередь), Кемеровский район, Кемеровская область» в эксплуатацию.
Более подробно доводы изложены в отзыве на заявление.
В ходе судебного разбирательства в порядке статьи 52, 53 АПК РФ к участию в деле была привлечена Прокуратура Кемеровской области-Кузбасса.
Представитель Прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса в судебном заседании поддержала позицию заявителя в полном объеме. Указала, что Учреждение выполнило прокладку реконструируемого объекта «Магистральный трубопровод МТ-1» в подземном исполнении (пересекает автодорогу под землей, путем расположения в гильзе) и не имеет надземных элементов на земельном участке с кадастровым номером 42:04:0000000:47, необходимости оформления прав на данный земельный участок не имеется.
Также указала, что оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструируемого объекта не имелось, решение органа местного самоуправления является незаконным и имеются основания для удовлетворения заявленных требований.
Более подробно позиция и доводы Прокуратуры изложены в отзыве на заявление, приобщенном к материалам дела.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.
2 августа 2006 г. Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кемеровской области» (далее - Учреждение) решением № 3-2-08/355 Территориального управления по Кемеровской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом на праве оперативного управления для осуществления уставной деятельности переданы объекты капитального строительства Кемеровской оросительной системы:
- Насосная станция № 5, кадастровый номер 42:04:0331002:143;
- Насосная станция № 9а «Сигма», кадастровый номер 42:04:0331002:149;
- паводковый водосброс (водохранилище на р. Шумиха), кадастровый номер 42:04:0331002:132;
- донный водоспуск (водохранилище на р. Шумиха), кадастровый номер 42:04:0331002:131;
- плотина (водохранилище на р. Шумиха), кадастровый номер 42:04:0331002:133;
- паводковый водосброс (пруд на р. ФИО5), кадастровый номер 42:04:0331002:134;
- донный водоспуск (пруд на р. ФИО5), кадастровый номер 42:04:0331002:136;
- плотина (пруд на р. ФИО5), кадастровый номер 42:04:0331002:135;
- Магистральный трубопровод МТ-1, кадастровый номер 42:04:0000000:1147.
Право на пользование земельными участками (7 шт.) под объектами закреплено за Учреждение на праве постоянного (бессрочного) пользования:
- Распоряжением территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 26.02.2015 г. № 7-2/52 - кадастровые номера 42:04:0331002:122; 42:04:0000000:1167; 42:04:0331002:125;
- Постановлением Администрации Кемеровского муниципального района от 23.01.2015 № 160-п - кадастровый номер 42:04:0000000:1218;
- Постановлением Администрации Кемеровского муниципального района от 21.01.2015 № 96-п - кадастровые номера 42:04:331002:146, 42:04:0000000:1207;
- Решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 26.01.2015 № 4-2/96 - кадастровый номер 42:04:0331001:196.
12 октября 2013 года Постановлением Правительства Российской Федерации №922 утверждения Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы», куда была включена «Реконструкция Кемеровской оросительной системы (III очередь), Кемеровский район, Кемеровская область» с перечисленными выше объектами капитального строительства.
17 августа 2015 года Учреждению Управлением архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального района выдано разрешение на строительство № 42-RU42504000-303-2015 (далее - Разрешение на строительство) со сроком проведения работ до 17 июля 2018 г., который впоследствии был продлен до 31 декабря 2020 г. и 31 декабря 2021 г.
Разрешение на строительство выдано на Реконструкцию объекта капитального строительства «Реконструкция Кемеровской оросительной системы (III очередь), Кемеровский район, Кемеровская область», куда вошли перечисленные выше объекты капитального строительства.
Реконструкция была завершена 30 сентября 2020 г.
14 декабря 2021 г. Учреждение обратилось в Администрацию Кемеровского муниципального округа Управление архитектуры и градостроительства (далее - Управление архитектуры и градостроительства) с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанного объекта.
Письмом от 21 декабря 2021 г. № исх-02-02/2622 Учреждению в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию «Реконструкция Кемеровской оросительной системы (III очередь), Кемеровский район, Кемеровская область» отказано в связи с п. 2.9.1 постановления администрации Кемеровского муниципального округа от 30.03.2021 № 858-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» (далее - административный регламент).
Посчитав указанный ответ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, заслушав доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, подтверждено материалами дела, ФГБУ «Управление Кемеровомелиоводхоз» на основании проектной и разрешительной документации выполнены работы по реконструкции Кемеровской оросительной системы, принадлежащей Учреждению на праве оперативного управления. Земельные участки под объектами закреплены за Учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Реконструкция объекта завершена 30.09.2020, о чем между Учреждением и обществом с ограниченной ответственностью «Сиббазисстрой» подписан акт сдачи-приемки законченного строительством объекта производственного назначения.
Соответствие реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов подтверждается заключением Инспекции государственного строительного надзора Кузбасса от 28.07.2021, актом от 10.12.2021, заключенным между Учреждением и обществом с ограниченной ответственностью «Сиббазисстрой».
Письмом от 21 декабря 2021 г. № исх-02-02/2622 Учреждению в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию «Реконструкция Кемеровской оросительной системы (III очередь), Кемеровский район, Кемеровская область» отказано в связи с п. 2.9.1 постановления администрации Кемеровского муниципального округа от 30.03.2021 № 858-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» (далее - административный регламент):
2.9.1.1. Отсутствуют документы, предусмотренные пунктом 2.6.1 административного регламента:
- схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
2.9.1.2. Несоответствии объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (строительство на 7 земельным участка, ввод на 8 участках - технический план сооружения «Магистральный трубопровод МТ-1», содержит сведения о расположении объекта в пределах земельного участка 42:04:0000000:47);
2.9.1.4. Несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации (параметры объекта в проектной документации отсутствуют).
Заявление Учреждения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатации не соответствует форме заявления согласно приложению 1 к административному регламенту.
Представленный акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, содержит показатели по проекту, не предусмотренные проектной документацией.
Порядок выдачи разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию регламентирован в статье 55 Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета, реконструированного объекта капитального строительства (часть 10).
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2).
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим ряд документов, в том числе: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) разрешение на строительство; 4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); 5) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации; 6) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); 7) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка; 8) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (часть 3).
Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи документы (часть 4.1).
Согласно части 6 статьи 55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;
2)несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейногообъекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3)несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 настоящей статьи;
4)несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 настоящей статьи;
5)несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.
В силу части 8 статьи 55 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Постановлением Администрации Кемеровского муниципального округа от 30.03.2021 № 858-п утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию».
Согласно административному регламенту муниципальную услугу предоставляет Управление архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального округа.
Срок предоставления муниципальной услуги не более 5 рабочих дней со дня поступления заявления в Администрацию (пункт 2.4. административного регламента).
В пункте 2.6.1.1. административного регламента указано, что в целях получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заявитель предоставляет в Администрацию заявление о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию согласно Приложению 1. Одновременно указан исчерпывающий перечень прилагаемых документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги закреплен в пункте 2.9. административного регламента.
Таким образом, исходя из анализа положений статьи 55 ГрК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд делает вывод, что порядок выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию представляет собой строго регламентированную процедуру, которая начинается этапом подачи застройщиком в установленном порядке заявления о выдаче разрешения и заканчивается принятием одного из двух решений - о выдаче разрешения либо об отказе в выдаче разрешения. Аналогичный вывод следует и из анализа положений административного регламента.
14 декабря 2021 г. Учреждение непосредственно обратилось в Управление архитектуры и градостроительства с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта согласно Приложению 1 административного регламент, что противоречит отказу.
В верхнем углу заявления Учреждения указано Приложение 1 к административному регламенту и по содержанию заявление соответствует утвержденному. Заявителем по тексту заявления были изменены показатели характеристик объектов, при этом данные изменения характеристик не могут быть рассмотрены как несоответствие формы заявления.
Помимо изложенного то, что заявление Учреждения не соответствует форме заявления согласно приложению 1 к административному регламенту не входит в исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Заявление было принято Управлением архитектуры и градостроительства, рассмотрено и на заявление получен результат по оказанию муниципальной услуги, отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а не просто разъяснение (ответ) на произвольное заявление.
К заявлению приложены документы, предусмотренные законом для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию:
1) правоустанавливающие документы на 7 земельных участков;
2) градостроительные планы земельных участков - 7 шт.;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства от 30.09.2020;
5) акт, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;
6) акты об осуществлении технологического присоединения - 2 шт. (документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
7) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта:
8) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) технические планы объектов капитального строительства - 5 шт. + 5 CD.
Наличие в перечне документов схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства противоречит основаниям отказа. По тексту отказа также отсутствует информация о несоблюдении каких-либо требований к форме схемы и ее содержанию. При этом законодательством не установлено требований к тому, как должна быть оформлена схема, она изготавливается в соответствии с условиями строительства.
Предоставленная Учреждением схема соответствует требованиям, предусмотренным п. 8 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса: на Схеме (ее графической части) отображено расположение построенного объекта, сети инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка, объекты капитального строительства, схема подписана застройщиком и лицом, осуществляющим строительство (ООО «Сиббазисстрой»).
Доводы о несоответствии реконструируемого объекта капитального строительства требованиям строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (строительство на 7 земельных участках, однако технический план сооружения «Магистральный трубопровод МТ-1», содержит сведения о расположении объекта в пределах земельного участка с кадастровым номером 42:04:0000000:47) судом отклоняются.
Так, Администрация ссылается на то, что сооружение «Магистральный трубопровод МТ-1» является самовольной постройкой, поскольку проходит через земельный участок с кадастровым номером 42:04:0000000:47, правоустанавливающие документы на который получены уже после завершения реконструкции. Кроме того, он не указан в проектной документации и разрешении на строительство.
Вместе с тем сооружение «Магистральный трубопровод МТ-1» - часть линейного объекта. Согласно проекту в ходе реконструкции объекта были запланированы и произведены работы по прокладке «Магистральный трубопровод МТ-1», который пересекает автодорогу, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 42:04:0000000:47, находящимся в государственной собственности. Указанный участок предоставлен Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования государственным казенным учреждением Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» (далее - Дирекция автомобильных дорог), которым ранее 22.01.2015 была согласована проектная документация на указанное сооружение.
Согласно Федеральному закону от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при проектировании прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет владельцы автомобильных дорог согласовывают в письменной форме планируемое размещение таких инженерных коммуникаций.
Учреждение согласовало с правообладателем земельного участка проведение работ, согласование имелось в проектной документации, было предоставлено на государственную экспертизу проекта и на получение разрешения на строительство.
Пунктами 6, 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта земельные участки могут предоставляться исключительно для размещения наземных объектов, в том числе необходимых для строительства подземных сооружений. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, не требуется.
Согласно письму Минэкономразвития России от 04.03.2016 № 6013-ПКД23и «О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения», если из проектной документации, заключений органов, уполномоченных выдавать разрешение на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, следует, что объект представляет собой совокупность наземных и подземных элементов, то представление на государственную регистрацию прав на такие объекты недвижимости правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части такого сооружения, не требуется.
Таким образом, образование земельных участков для эксплуатации объектов недвижимого имущества осуществляется только в случае, если эти объекты являются наземными. Принимая во внимание изложенное, необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения, в том числе сооружения, созданного с применением технологии горизонтально-направленного бурения, части которого находятся под поверхностью земельных участков, земельным законодательством не предусмотрена.
Поскольку Учреждение выполнило прокладку реконструируемого объекта «Магистральный трубопровод МТ-1» в подземном исполнении (пересекает автодорогу под землей, путем расположения в гильзе) и не имеет надземных элементов на земельном участке с кадастровым номером 42:04:0000000:47, необходимости оформления прав на данный земельный участок не имеется.
Пунктами 26, 27 Требований к подготовке технического плана сооружения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 № 693, предусмотрен порядок включения в технический план координат характерных точек контура сооружений, в том числе подземных, в связи с чем технический план сооружения «Магистральный трубопровод МТ-1», содержит сведения о расположении объекта в пределах земельного участка 42:04:0000000:47.
Доводы о несоответствии параметров реконструированного объекта капитального строительства проектной документации опровергаются заключением Инспекции государственного строительного надзора Кузбасса от 28.07.2021, актом от 10.12.2021. Органом местного самоуправления согласованный осмотр и обследование реконструированного объекта не проводились, заключение какой-либо экспертной организации в подтверждение этих обстоятельств не представлено. С учетом изложенного данный судом отклонен.
Администрация в обоснивание своей позиции по делу ссылается на Разделы 1 (Общие показатели вводимого в эксплуатацию объекта) и 3 (Объекты производственного назначения) Формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и положения Федерального закона от 13.07.2015 № 2018-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», содержащий требования к техническому плану, в обоснование позиции, что проектная документации и разрешение на строительство не содержат сведений о показателях вводимого в эксплуатацию объекта (здание - общая площадь, кв.м., сооружение - площадь застройки, кв.м., линейный объект - протяженность, м.).
При этом в отзыве Администрацией не приведены нормативные положения, требующие и требовавшие в 2014, 2015 году указания в проектной документации и разрешении на строительство сведений о площади, протяженности объекта капитального строительства после реконструкции.
Частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 01.12.2021) утверждено Положение «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. Пунктом 9 Положения установлено, что проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 настоящего Положения. Ни один пункт указанного Положения не содержит требований о содержании в текстовой части проектной документации сведений: для зданий - общая площадь, для сооружений - площадь застройки, для линейного объекта - протяженность.
Согласно положениям ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 117/пр утверждена форма разрешения на строительство и форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Утверждённая форма разрешения на строительства, включая раздел 4, содержащий краткие проектные характеристики для строительства, реконструкции и общие показатели в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации заполняется уполномоченным органом, выдающим разрешение на строительство. У лиц, являющихся застройщиками и обратившихся за получением разрешения на строительство, отсутствует обязанность её заполнения (Решение Верховного Суда РФ от 23 апреля 2018 г. NАКПИ18-95).
Учреждение с заявлением о выдаче разрешения на строительство предоставило Администрации проектную документацию. Исходя из проектной документации, уполномоченный орган выдал разрешение на строительство без сведений о площади, протяженности объектов. При выдаче разрешения на строительство у уполномоченного органа не возникло каких-либо замечаний либо недопомниманий в части исчисления площади, протяженности реконструируемого объекта, указанные сведения не были затребованы. При этом Администрация в разрешение на строительство включило иные характеристики объектов и основные проектные решения, которые были взяты из проектной документации (листы 9-16 Пояснительной записки, Сведения о функциональном назначении объекта реконструкции, состав и характеристика производства, номенклатура выпускаемой продукции).
По аналогии следует вывод из положений ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заполнение формы на ввод объекта в эксплуатацию является обязанностью уполномоченного органа, а не застройщика - гражданина или юридического лица.
В случае необходимости указания каких-либо сведений в разделах разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, они могут быть заполнены уполномоченным органом, в том числе из сведений технического плана.
Согласно части 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости.
Администрация в обоснование позиции на наличие в проектной документации и разрешении на строительство сведений о площадях, протяженности объектов ссылается на требования для подготовки технического плана.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (часть 1 статьи 24 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Отсутствие в проектной документации и разрешении на строительство сведений о площадях, протяженности объекта, указанных при этом в техническом плане, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку технический план является приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию.
По пункту 2.9.1.1. Административного регламента Администрация в отзыве никаких доводов в обоснование отказа в связи с отсутствием схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства не приводит, в том числе в отношении схемы, представленной с заявлением и в материалы дела.
Администрация ссылается на пункт 2.9.1.2. Административного регламента говорящий о несоответствии объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (строительство линейного объекта - сооружение «Магистральный трубопровод МТ-1»).
Уполномоченный орган настаивает на необходимости утверждения проекта планировки территории и проект межевания территории линейного объекта, градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 42:04:0000000:47 и ссылается на положения п. 5 ч. 3 ст. 51 ГрК РФ. При этом пункт 5 у части 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствует, в отзыве приведены необоснованные нормативные положения.
Суд указывает, что уУ Учреждения отсутствует необходимость утверждения градостроительного плана земельного участка под линейным объектом, поскольку в соответствии с положениями ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утратившей силу с 1 июля 2017 года, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов).
Проект планировки территории и проект межевания территории являются видами документации по планировке территории (ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно п. 5 ч. 3 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях: планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.
Часть линейного объекта - сооружение «Магистральный трубопровод МТ-1» размещена на земельном участке с кадастровым номером 42:04:0000000:47, находящемся в государственной собственности и предоставление земельного участка, установление сервитута не требуется. Основания отсутствия необходимости предоставления Учреждению для строительства земельного участка с кадастровым номером 42:04:0000000:47 приведены в заявлении.
По пункту 2.9.1.4. Административного регламента Администрация в отзыве обосновывает несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации - технические паспорта содержат сведения о параметрах объекта, а проектная документация и разрешение на строительство нет.
Суд указывает о том, что форма заявления Учреждения соответствует приложению №1 к административному регламенту предоставления муниципальной услуги, утвержденному постановления администрации от 30.03.2021 №858-п. К заявлению приложена схема, отображающая расположение реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, которая соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 8 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Схема изготовлена в соответствии с условиями строительства, требования к ее оформлению законодателем не регламентированы.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструируемого объекта не имелось, решение органа местного самоуправления является незаконным и имеются основания для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд указывает на то, что в соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" арбитражное решение признается обязательным и подлежит немедленному исполнению сторонами, если в нем не установлен иной срок исполнения. При подаче стороной в компетентный суд заявления в письменной форме арбитражное решение принудительно приводится в исполнение путем выдачи исполнительного листа в соответствии с настоящим Законом и положениями процессуального законодательства Российской Федерации.
Суд, разрешая вопрос о вступлении в силу судебного акта по настоящему делу принимает во внимание, что заявитель является лицом, осуществляющим мелиорацию земель и подачу воды большинству сельскохозяйственных производителей Кемеровского района и области, а также начало посевных работ, следовательно, немедленное исполнение судебного акта приведет не только к более эффективному и быстрому восстановлению нарушенного права и законных интересов заявителя, но и предотвратит наступление вредных последствий для неопределенного круга лиц, чьи интересы в деле представляла Прокуратура Кемеровской области-Кузбасса.
Руководствуясь статьями 9, 49, 65, 167-170, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным отказ Администрации Кемеровского муниципального окурга, в лице Управления архитектуры и градостроительства в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Реконструкция Кемеровской оросительной системы (111 очередь), Кемеровский район, Кемеровская область», изложенный в письме от 21 декабря 2021 года №исх-02-02/2622.
Обязать Администрацию Кемеровского муниципального округа, в лице Управления архитектуры и градостроительства выдать Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кемеровской области» разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Реконструкция Кемеровской оросительной системы (111 очередь), Кемеровский район, Кемеровская область».
Решение подлежит немедленному исполнению.
Выдать исполнительный лист.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья Власов В.В.