ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-27400/16 от 24.05.2017 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово                                                                               Дело № А27-27400/2016

31 мая 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 мая  2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 31 мая 2017 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Ходяковой О.С.

при ведении  протокола судебного заседания секретарем Мартыненко М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Государство.Энергетика.Тарифообразование» (г.Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кемерово (г.Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконными действий;

по исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кемерово (г.Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Государство.Энергетика.Тарифообразование»  (г.Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>); ФИО1

об обязании принять решение о внесении изменений в наименование общества 

при участии:

 от общества – ФИО1, директор;  ФИО2, представитель по доверенности от 08.02.2017 № 1/2017 (до перерыва),

от налогового органа – ФИО3, старший государственный налоговый инспектор по  доверенности от 17.06.2016 № 30 (до перерыва);

ФИО4, старший государственный налоговый инспектор по доверенности от 27.02.2017 № 52 (после перерыва),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Государство.Энергетика.Тарифообразование» (далее – ООО «Госэнерготариф», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кемерово о понуждении внести изменения в устав в части наименования и представить заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, выраженных в письме от 01.12.2016 № 10-13/038436 (дело № А27-27400/2016).

Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Кемерово обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Государство.Энергетика.Тарифообразование», ФИО1 об обязании учредителя ООО «Госэнерготариф» принять решение о внесении изменений в наименование общества и внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц в течение месяца со дня вступления решения в законную силу      (дело № А27-335/2017).

Инспекция уточнила свои требования в порядке статьи 49 АПК РФ и просит обязать ООО «Госэнерготариф» изменить фирменное наименование и привести его в соответствие со статьей 1073 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставить в регистрирующий орган документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в сведения об изменении наименования юридического лица в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Инспекция заявила об отказе от иска к участнику общества ФИО1, уточнив, что исковые требования предъявлены только к ООО «Госэнерготариф».

Отказ от иска к ответчику ФИО1 судом принят. Производство по делу к данному ответчику подлежит прекращению  на основании пункта  4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 13.02.2017 дела №А27-27400/2016 и №А27-335/2017 объединены в одно производство для  совместного рассмотрения, с присвоением объединенному производству номера А27-27400/2016.

Общество считает, что требование инспекции со ссылкой на подпункт 2 пункта 4 статьи 1473 ГК РФ являются незаконными, поскольку ни полное наименование организации, ни сокращенное не совпадает ни с одним из наименований федеральных и (или) региональных органов власти.

Организационно-правовая форма организации указывает на частную собственность и отсутствие ведомственной принадлежности к какому-либо государственному органу. Незаконными действиями инспекция нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности.

Инспекция отмечает, что письмо от 01.12.2016 № 10-13/038436 носит уведомительный, информационный характер, направлено в порядке досудебного урегулирования спора.

Инспекция считает, что фирменное наименование общества влечет за собой ввод в заблуждение потенциальных потребителей услуг коммерческой организации в отношении содержания, качестве, предоставляемых услуг и принадлежности такой организации  к федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, противоречит требованиям части 1 статьи 54, подпунктам 2,5 пункта 4 статьи 1473 ГК РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд установил следующее.

Единственным учредителем ФИО1 принято решение от 05.10.2012 № 1 о создании  общества с ограниченной ответственностью «Государство.Энергетика.Тарифообразование».

Сведения о юридическом лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 12.10.2012 за основным государственным регистрационным номером <***>.

Согласно уставу общество создано в соответствии с действующим законодательством РФ в целях получения прибыли от его предпринимательской деятельности (пункт 1.1).

В письме от 01.12.2016 № 10-13/038436 инспекция указала на необходимость принятия обществом в течение месяца с даты получения уведомления решения о внесении изменений в устав в части наименования и представления в налоговый орган «Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица» по форме № Р13001, утвержденной Приказом ФНС России от 25 января 2012 № ММВ-7-6/25@, и иных соответствующих документов для внесения в  ЕГРЮЛ изменений в наименование юридического лица.

            ООО «Госэнерготариф» не внесены в учредительные документы изменения, касающиеся наименования юридического лица в соответствие с нормами гражданского законодательства.

Требования к фирменному наименованию общества с ограниченной ответственностью установлены положениями статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также нормами частей первой и четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид.

Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

            Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса. 

             Согласно пункту 1 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Для фирменных наименований коммерческих организаций Гражданский кодекс Российской Федерации предусмотрел целый ряд ограничений.

В частности, согласно пункту 4 статьи 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Указанные требования к фирменному наименованию юридических лиц введены в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», то есть до создания ООО «Госэнерготариф».

Часть четвертая  ГК РФ применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.

По правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвертой Кодекса, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие (статья 5 Федерального закона от 18 декабря 2006 года № 231-ФЗ).

Согласно статье 14 Федерального закона от 18.01.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» фирменные наименования юридических лиц, не соответствующие правилам параграфа 1 главы 76 ГК РФ, подлежат приведению в соответствие с этими правилами при первом после 1 января 2008 года изменении учредительных документов юридических лиц.

Аналогичная позиция изложена в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 26.03.2009 № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Указанное выше правило установлено для юридических лиц, которые были созданы до внесения изменений в законодательство, а значит, на момент создания таких юридических лиц их наименования не противоречили положениям ГК РФ.

Исходя из анализа указанной правовой нормы, обязанность изменить фирменное наименование у обществ, созданных до 01.01.2008, определена законодательно как первое после указанной даты изменение учредительных документов.

В данном случае, на момент создания  ООО «Госэнерготариф» уже существовали законодательные ограничения в  указании в фирменном наименовании определенных слов, словосочетаний и обозначений.

Следовательно, инспекция вправе требовать устранения таких нарушений.

В рассматриваемом случае в полном фирменном наименовании общества содержится слово «Государство», в сокращенном фирменном наименовании - сокращенное слово от слова «Государство» - «Гос», применение которого расценивается как использование официальных наименований органов государственной власти.

При этом нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не содержат оговорок относительно того, каким актом будет закреплено за органом власти соответствующее наименование, которое целиком или частично использовано в наименовании создаваемого юридического лица.

Классификация органов государственной власти и местного самоуправления содержится в Общероссийском классификаторе органов государственной власти и управления (ОК 006-2011), утвержденном Приказом Росстандарта от 26.04.2011 № 60-ст, которая осуществлена на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012  № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», других указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законодательных актов Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации классифицируются в соответствии с Конституцией Российской Федерации по признаку вида власти: законодательная (представительная), исполнительная и судебная.

В группе «Государственная власть в Российской Федерации. Другие государственные органы Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации» выделены следующие классификационные группировки: Президент Российской Федерации, Законодательная власть в Российской Федерации (Федеральное Собрание Российской Федерации), Исполнительная власть в Российской Федерации, Судебная власть в Российской Федерации, Другие государственные органы Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации. 

Органы исполнительной власти Российской Федерации подразделяются на Правительство Российской Федерации и на федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам; федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству ООО «Госэнерготариф» проведена судебная экспертиза по вопросу: «Содержит ли полное фирменное наименование – общество с ограниченной ответственностью «Государство.Энергетика.Тарифообразование» или сокращенное фирменное наименование – ООО «Госэнерготариф», обозначения, противоречащие общественным интересам.

С учётом лексико-грамматических характеристик анализируемого фирменного наименования эксперт ФИО5,к.филол.н. (судебное заключение от 24.04.2017     № 02/17) пришла к выводу о том, что в полном фирменном наименовании – общество с ограниченной ответственностью «Государство.Энергетика.Тарифообразование» или сокращенное фирменное наименование – ООО «Госэнерготариф» не используются слова и не используются формы слов с семантикой участия, принадлежности, отнесенности государства к деятельности данной организации, либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах, и поэтому наименование не содержит обозначения, противоречащие общественным интересам.

В исследовательской части заключения указано, что грамматическая оформленность фирменного наименования, т.е. использование имени существительного Государство, а не производного от него имени прилагательного Государственный, употребление анализируемого существительного именно в форме Именительного падежа, исключающего возможность трансформации со значением принадлежности государству, характерную для Родительного падежа (язык государства – государственный язык; имущество государства – государственное имущество) обусловливает отличие анализируемого фирменного наименования от наименований органов государственной власти, а также обусловливает отсутствие у рассматриваемого наименования семантики участия, принадлежности, отнесенности к деятельности государства. Также анализируемого полное фирменное наименование не содержит таких лексем, как Россия или Российский, что является неотъемлемым элементом наименования органов государственной власти, в которых используется слово Государство.

Суд отмечает, что ООО «Госэнерготариф» осуществляет предпринимательскую деятельность по проведению финансового аудита, занимается финансовыми расчётами в области энергетики, основываясь на определенных государством тарифах.

Использование в фирменном наименовании юридического лица слова «Государство» может вызвать стойкую ассоциацию у потребителя с участием государства в деятельности организации либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах  (аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 16.05.2016 № 305-КГ16-3706 по делу № А40-195593/2014).

При регистрации общества  (12.10.2012) инспекцией не было установлено нарушений несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона на основании подпункта ж пункта 1 статьи 23 Федерального закона  от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции Федерального закона от 19.05.2010 № 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Обращаясь с настоящим иском, инспекция руководствуется пунктом 5 статьи 1473 ГК РФ, согласно которому у него, как органа, осуществляющего регистрацию юридических лиц, имеется право предъявить лицу, фирменное наименование которого не соответствует требованиям действующего законодательства, иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

Суд считает, что соблюдение обществом требований законодательства не должно ставиться в зависимость от соблюдения государственным органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц, своих полномочий  в рамках Федерального закона  от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно пункту 5 статьи 1473 ГК РФ, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям пунктов 3 или 4 данной статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Положения пунктов 2 и 3 статьи 61 настоящего Кодекса в этом случае не применяются.

Органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в силу статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 является Федеральная налоговая служба.

            Сведения о наименовании юридического лица должны содержаться в учредительных документах - уставе, утвержденном учредителями (участниками) юридического лица (пункт 1 статьи 52 ГК РФ).

            Следовательно, при смене наименования, ответчик должен представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

            Требование  инспекции о понуждении изменить наименование юридического лица подлежит удовлетворению.

Суд считает, что оснований для признания незаконными действий инспекции, выразившихся  в уведомлении общества о необходимости изменения наименования, не имеется.

Направление инспекцией письма от 01.12.2016 № 10-13/038436 обусловлено необходимостью соблюдения порядка о досудебном  урегулировании спора, установленного нормами арбитражного процессуального законодательства, сам факт направления уведомления не свидетельствует о нарушении прав общества.

Государственная пошлина за рассмотрение искового заявления о понуждении общества совершить действия в силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ответчика и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 110, 151, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требование общества с ограниченной ответственностью «Государство.Энергетика.Тарифообразование» оставить без удовлетворения.

Требование Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово удовлетворить.

  Обязать общество с ограниченной ответственностью «Государство.Энергетика.Тарифообразование» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу изменить фирменное наименование, предоставив в регистрирующий орган  документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в сведения об изменении наименования юридического лица.

Прекратить производство по делу в части требований к ФИО1.

Взыскать с  общества с ограниченной ответственностью «Государство.Энергетика.Тарифообразование» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                  О.С. Ходякова