ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-2816/2022 от 12.05.2022 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово                                                                                  Дело № А27-2816/2022

18 мая 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 18 мая 2022 года

           Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Беляевой Л.В.,

при ведении протокола с использованием аудиозаписи секретарем судебного заседания Новиковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Кемеровской области – Кузбассу, г. Кемерово (ОГРН: <***> , ИНН: <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Газнадзорпроект», г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН: <***>)

о понуждении к изменению фирменного наименования

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО1, ФИО2

при участии:

от истца – ФИО3 , доверенность № 109 от 29.12.2021;

от ответчика – не явились;

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №15 по Кемеровской области – Кузбассу (Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Газнадзорпроект» (Общество) об обязании Общества изменить фирменное наименование в соответствии с нормами статей 54, 1231.1, 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации  (ГК РФ) путем исключения из фирменного наименования слова «надзор», внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц в части переименования общества в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Требование мотивировано  тем, что избранное обществом с ограниченной ответственностью «Газнадзорпроект» наименование юридического лица не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку содержащееся в наименовании слово «надзор»  предусматривает принадлежность к органам исполнительной власти и не может быть использовано в наименования коммерческой организации.

Ответчики, третьи лица  явку представителей не обеспечили, возражений на исковые требования и по поводу рассмотрения дела по существу в их отсутствие суду не направили, спор рассмотрен в отсутствие ответчика и третьих лиц в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации.

Заслушав в процессе рассмотрения дела представителя истца, который поддержал требования в полном объеме, исследовав и оценив обстоятельства и материалы дела, представленные доказательства в отдельности и в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Газнадзорпроект» зарегистрировано в качестве юридического лица 02.03.2015 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №15 по Кемеровской области – Кузбассу (ранее Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово).

Инспекцией в ходе проводимых мероприятий было установлено, что наименование названного юридического лица не соответствует требованиям пункта 4 статьи 1473 ГК РФ, пп 2 п. 1 ст.1231.1 ГК РФ, что является основанием для предъявления такому юридическому лицу иска о понуждении к изменению фирменного наименования в порядке пункта 5 статьи 1473 ГК РФ.

В адрес Общества Инспекцией направлено уведомление об устранении нарушений действующего законодательства от 02.11.2021 №09-13/012813 с требованием обеспечить внесение изменений в учредительные документы в части сведений о фирменном наименовании юридического лица.

Поскольку заявление по форме Р13001 о внесении изменений в учредительные документы в регистрирующий орган не предоставлено, Инспекция обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру ООО.

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В силу пункта 1 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке (пункт 3 статьи 1473 ГК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

1)         полные           или сокращенные официальные    наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2)         полные           или сокращенные официальные    наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

4)         полные или сокращенные наименования общественных объединений;

5)         обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Согласно Общероссийского классификатора органов государственной власти и управления ОК 006-2011, утвержденного Приказом Росстандарта от 26.04.2011 N60-ст),  следует, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации классифицируются в соответствии с Конституцией Российской Федерации по признаку вида власти: законодательная (представительная), исполнительная и судебная.

Органы исполнительной власти Российской Федерации подразделяются на Правительство Российской Федерации и на: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам, классифицируются в группировке с кодом 1310000 (например, код 1313505 - Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, код 1313520 - Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, код 1313570 - Федеральное агентство специального строительства, код 1318010 - Федеральная служба исполнения наказаний, код 1318025 - Федеральная служба судебных приставов); федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам, классифицируются в группировке с кодом 1320000 (например, код 1320705 - Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), код 1323020 - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), код 1325005 - Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), код 1326030 - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), код 1327525 – Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых  коммуникаций (Роскомнадзор); федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, классифицируются в группировке с кодом 1330000 (например, код 1330405 - Федеральная антимонопольная служба, код 1330415 - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), код 1330429 - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), код 1330455 - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления ОК 006-2011 предназначен для упорядочения и систематизации информации об органах государственной власти и управления, характеристики ведомственной принадлежности, административной и        организационной подчиненности хозяйствующих субъектов, в частности, для их идентификации в Едином государственном регистре предприятий и организаций.

Классификатор органов государственной власти указывает, в том числе виды органов исполнительной власти РФ на федеральном уровне, которые подразделяются на федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, осуществляющих надзорные функции, соответственно слово «надзор» не может быть использовано в качестве наименования юридического лица - коммерческой организации.

Следовательно, использование слова «надзор»  предусматривает принадлежность к органам исполнительной власти РФ, содержит полное и сокращенное официальное наименование федеральных органов государственной власти, и в соответствии с пп. 2 п. 4 ст.1473 ГК РФ слово «надзор» не может включаться в фирменное наименование юридического лица.

В силу подпункта 5 пункта 4 статьи 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Слово «надзор» обозначает особый вид государственной деятельности специальных уполномоченных органов и должностных лиц, направленный на соблюдение законности и правопорядка.

Понятие государственного контроля (надзора) регулируется нормами Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и подразумевает деятельность контрольных (надзорных) органов в рамках их компетенции.

Противоречие обозначения общественным интересам может выражаться в том, что оно вводит в заблуждение потребителей и хозяйствующих субъектов и создает организации допустимые конкурентные преимущества за счет использования слов, вызывающих стойкую ассоциацию у потребителя с участием государства в деятельности данной организации, либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах.

Использование слова «надзор» в фирменном наименовании юридического лица означает, что организация действует от имени и в интересах органов государственной власти РФ, осуществляет непосредственные задачи и функции органов государственной власти Российской Федерации.

Соответственно, слово включение в наименование коммерческой организации слова «надзор»  дает основание ошибочно полагать о наличии у этого юридического лица  связи с органами власти.

Согласно пункту 5 статьи 1473 ГК РФ если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям статьи 1231.1 настоящего Кодекса, пунктов 3 и 4 настоящей статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Положения пункта 3 статьи 61 настоящего Кодекса в этом случае не применяются.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерацией от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, Инспекция руководствуется  частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно пунктом 5 статьи 1473, согласно которым у нее, как органа, осуществляющего регистрацию юридических лиц, наличествует возможность предъявить лицу, фирменное наименование которого не соответствует требованиям действующего законодательства, иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

По мнению суда, включение в фирменное  наименование коммерческой организации слова «надзор» по изложенным выше основаниям  противоречат действующему законодательству.

Поскольку при рассмотрении спора ответчик не доказал, что использование им фирменного наименования соответствует требованиям  статьи 1473 ГК РФ, равно как и не представил доказательств по принятию им мер к приведению своего фирменного наименования в соответствие с действующим законодательством, требование истца об обязании изменить фирменное наименование юридического лица подлежит удовлетворению.

Государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 168-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Газнадзорпроект» изменить фирменное наименование и привести свое фирменное наименование в соответствие со статьей 1473 ГК РФ, исключив из наименования организации слово «надзор», представить в регистрирующий орган документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в сведения об изменении наименования юридического лица в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.  

Взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину с общества с ограниченной ответственностью «Газнадзорпроект» в размере 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в арбитражный  суд апелляционной инстанции в течение одного месяца с момента его принятия (изготовления его в полном объеме).

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Суд по интеллектуальным правам при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                                 Л.В. Беляева