ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-28790/18 от 12.02.2019 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово                                                                                  Дело № А27-28790/2018

19 февраля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2019 года

Полный текст решения изготовлен 19 февраля 2019 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Н.Н. Гатауллиной, при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания А.Ю. Гончаровой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания-Семерка», Кемеровская область, город Новокузнецк (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, Кемеровская область,  город  Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании  предписания от 20.11.2018 №4642-1/2018/ЛК/П/ЖКУ-217

при участии:

от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 01.01.2019, паспорт;

от заинтересованного лица: Могильной А.В. – представителя по доверенности от 25.11.2018 №8, служебное удостоверение 

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания-Семерка» (далее – заявитель, ООО «УК-Семерка») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (далее – заинтересованное лицо, ГЖИ КО, инспекция) от 20.11.2018 №4642-1/2018/ЛК/П/ЖКУ-217.

Требования заявителя мотивированы тем, что собственниками помещений в многоквартирных домах на общих собраниях была утверждена плата за содержание общего имущества в размере 10,58 руб. за 1 кв.м, по адресу <...> (протокол общего собрания от 24.11.2014 г.), 11,93 руб. за 1 кв.м, по адресу <...> (протокол общего собрания от 29.02.2016 г.). Доказательств недействительности данных решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не имеется. У ООО «УК-Семерка» нет правовых оснований в одностороннем порядке изменять тариф на содержание жилья.

С 01 июля 2018 года в связи с передачей услуги по вывозу и утилизации ТКО региональному оператору по обращению с ТКО, списание средств по услуге «вывоз и утилизация крупногабаритных отходов» с лицевого счета многоквартирных домов управляющая организация не производит, что отражено в актах выполненных работ за июль, август, 2018 г.

Заявитель считает, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома не подлежат изменению без соответствующего решения собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются на основании решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а в случае отсутствия такого решения - органом местного самоуправления. Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за ремонт и содержание жилья. Установленный действующим законодательством порядок определения платы (тарифа) за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирного дома обязателен для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в качестве управляющих организаций, что исключает произвольное применение указанных тарифов.

Проверка расходования управляющими организациями денежных средств, взимаемых ими с собственников помещений в многоквартирном доме в качестве платы за содержание жилого помещения, не относится к компетенции органов лицензионного контроля в сфере осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.

В связи с чем, обжалуемое предписание выдано ГЖИ КО за пределами полномочий органа контроля и надзора, поэтому является незаконным (подробно доводы изложены в заявлении и в возражениях на отзыв).

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержала в полном объеме.

Государственная жилищная инспекция Кемеровской области в письменном отзыве и его представитель в судебном заседании с требованием заявителя не согласились, считают предписание вынесенным законно и обосновано, в пределах полномочий, по основаниям, изложенным в отзыве. В частности поясняют, что  с 01.07.2018 г. независимо от наличия заключенных договоров между региональным оператором и собственниками помещений МКД, услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами должен оказывать региональный оператор. Размер платы за содержание жилого помещения с 01.07.2018 г. должен быть уменьшен на размер платы за вывоз и утилизацию ТБО, в т.ч. на вывоз и утилизацию крупногабаритных отходов, взимаемый ранее управляющими организациями в рамках оказания жилищных услуг. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в МКД.  Подробно доводы изложены в отзыве на заявление.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле,  суд установил следующее.

В ходе проведения внеплановой документарной проверки с 08.11.2018 по 20.11.2018 на основании распоряжения от 06.11.2018 №4642/2018/ЛК/Р/ЖКУ-217 Государственной жилищной инспекцией Кемеровской области, по информации, поступившей от собственников МКД по ул. Новоселов, 6, ул. Новоселов, 14, г. Новокузнецк, выявлены нарушения ООО «УК-Семерка» действующего законодательства РФ.

Содержание нарушения состоит в том, что ООО «УК-Семерка» с 01.07.2018 из состава платы за содержание жилого помещения исключены расходы на вывоз и утилизацию ТБО - 1,30 руб./м2, при этом в нарушение п. 8.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ по кв. 184 ул. Новоселов, 6, из состава платы за содержание жилого помещения за июль 2018г. не исключены расходы на вывоз и утилизацию крупногабаритных отходов 0,50 руб./м2.; по кв. 69 ул. Новоселов, 14, из состава платы за содержание жилого помещения за июль 2018г. не исключены расходы на вывоз и утилизацию крупногабаритных бытовых отходов 0,35 руб./м2., что является нарушением части 7 статьи 156 ЖК РФ.

По результатам проверки ГЖИ КО был составлен акт от 20.11.2018 №4642/2018/ЛК/А/ЖКУ-217.

На основании акта проверки 20.11.2018 вынесено предписание №4642-1/2018/ЛК/П/ЖКУ-217 об устранении нарушений законодательства в соответствии с которым ООО « УК-Семерка» в срок до 14.01.2018 необходимо размер платы за содержание жилого помещения с 01.07.2018 г. уменьшить  на размер платы за вывоз и утилизацию ТБО, в т.ч. на вывоз и утилизацию крупногабаритных отходов, взимаемых ранее управляющими организациями в рамках оказания жилищных услуг,в соответствии с действующим жилищным законодательством РФ.

Не согласившись с указанным  предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, изучив доводы и пояснения лиц, участвующих в деле,    суд признает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

В силу части  5 статьи  200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).

Государственная жилищная инспекция Кемеровской области действует на основании Положения утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 июня 2014 г. №235 и входит в систему исполнительных органов государственной власти Кемеровской области как исполнительный орган государственной власти Кемеровской области специальной компетенции и в систему органов Государственной жилищной инспекции Российской Федерации.

В соответствии с Положением об Инспекции основанием для выполнения требований инспекции является выданное предписание на устранение выявленных нарушений при использовании, эксплуатации и обеспечении сохранности жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от формы собственности и предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

Как установлено судом, оспариваемое Обществом предписание выдано уполномоченным должностным лицом компетентного государственного органа.

Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

Пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о фактах нарушения прав потребителей а также истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами являются основанием для проведения внеплановой проверки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в частности, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. Требования, изложенные в предписании, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения.

В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет его собственник.

Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII Жилищного кодекса РФ, согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Статьей 162 ЖК РФ установлено, что управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам.

Как следует из материалов дела, управляющая компания ООО «УК-Семерка» получила лицензию № 127 на право управления многоквартирными домами 29.04.2015. Договор управления в отношении многоквартирного дома по адресу: <...>

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесены изменения в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение сТКО.

Таким образом, вместо жилищной услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО), плата за которую входила в состав платы за содержание жилого помещения, в квитанцию вносится отдельная строка - коммунальная услуга по обращению с ТКО, оплата за услугу предъявляется не с квадратного метра площади жилья, а с человека в месяц, по установленному нормативу накопления твердых коммунальных отходов и по тарифу установленному регулирующим органом субъекта Российской Федерации для регионального оператора.

С 1 июля 2018 года в Кемеровской области внедряется новая схема обращения с отходами в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Основным документом, регламентирующим работу в сфере обращения с отходами, включая ТКО, является Территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО Кемеровской области, которая утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 №367.

Территориальная схема предусматривает деление Кемеровской области на две зоны деятельности региональных операторов: «Север» и «Юг».

В зону «Юг» Кемеровской области входят: Новокузнецкий городской округ, Прокопьевский городской округ, Осинниковский городской округ, Калтанский городской округ, Киселевский городской округ, Мысковский городской округ, Краснобродский городской округ, Междуреченский городской округ, Прокопьевский муниципальный район. Новокузнецкий муниципальный район, Таштагольский муниципальный район.

В зону «Север» Кемеровской области входят: Анжеро-Судженский городской округ, Беловский городской округ, Березовский городской округ. Кемеровский городской округ, Ленинск-Кузнецкий городской округ, Полысаевский городской округ, Тайгинский городской округ, Юргинский городской округ, Беловский муниципальныйрайон, Гурьевскиймуниципальныйрайон,Ижморскиймуниципальный район, Кемеровский муниципальный район, Крапивинскиймуниципальныйрайон, Ленинск-Кузнецкий муниципальный район, Мариинский муниципальныйрайон, Промышленновский муниципальный район, Тисульскиймуниципальный район,Топкинский муниципальный район,Тяжинскиймуниципальныйрайон,Чебулинский муниципальный район, Юргинскиймуниципальный район, Яйский муниципальный район,Яшкинский муниципальный район.

По зоне деятельности «Юг» по результатам конкурсного отбора 10.10.2017 выбран региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - ООО «Экологические технологии».

Регулирующим органом - региональной энергетической комиссией Кемеровской области постановлением от 27. 04 2017 № 58 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», установлен норматив накопления для категории потребителей, «физические лица» в размере - 2,073 м3 /1прожив. чел. в год, (0,17275 м3/1чел. в мес.).

Постановлением региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 26.07.2018г. №163 05.06.2018 № 100 «О внесены изменений в постановление региональной энергетической комиссии «Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами и об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Экологические технологии», с 01.07.2018г. установлен тариф на услугу регионального оператора ООО «Экологические технологии», для категории «население» в размере - 491,68 руб./м3.

На основании указанных нормативных документов, плата за ТКО для граждан, проживающих на территориях муниципальных образований в зоне «Юг» с 01.07.2018г. составляет 84,94 руб./ 1 чел./мес. (0,17275 м3 * 491,68руб./м3).

Согласно п. 8.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в МКД, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в МКД.

Таким образом, с 01.07.2018 г. независимо от наличия заключенных договоров между региональным оператором и собственниками помещений МКД, услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами должен оказывать региональный оператор.

Размер платы за содержание жилого помещения с 01.07.2018 г. должен быть уменьшен на размер платы за вывоз и утилизацию ТБО, в т.ч. на вывоз и утилизацию крупногабаритных отходов, взимаемый ранее управляющими организациями в рамках оказания жилищных услуг.

Согласно протоколу общего собрания от 29.02.2016 собственниками помещений МКД ул. Новоселов, 6 утверждены условия договора управления МКД, установлен размер платы:

-           за содержание общего имущества МКД - 11,93 руб./м2;

-           за вывоз и утилизацию ТБО - 1,30 руб./м2.

На основании договора управления МКД в состав платы (11,93 руб./м2) за содержание общего имущества МКД включены расходы на вывоз и утилизацию крупногабаритных отходов 0,50 руб./м2.

ООО «УК-Семерка» с 01.07.2018 из состава платы за содержание жилого помещения исключены расходы на вывоз и утилизацию ТБО - 1,30 руб./м2, при этом в нарушение п. 8.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ по кв. 184 из состава платы за содержание жилого помещения за июль 2018г. не исключены расходы на вывоз и утилизацию крупногабаритных отходов 0,50 руб./м2.

Согласно протоколу общего собрания от 24.11.2014 собственниками помещений МКД ул. Новоселов, 14 утверждены условия договора управления МКД, установлен размер платы:

-           за содержание общего имущества МКД - 10,58 руб./м2;

-           за вывоз и утилизацию ТБО - 1,30 руб./м2.

На основании договора управления МКД в состав платы (10,58 руб./м2) за содержание общего имущества МКД включены расходы на вывоз и утилизацию крупногабаритных отходов 0,35 руб./м2.

ООО «УК-Семерка» с 01.07.2018 из состава платы за содержание жилого помещения исключены расходы на вывоз и утилизацию ТБО - 1,30 руб./м2, при этом в нарушение п. 8.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ по кв. 69 из состава платы за содержание жилого помещения за июль 2018г. не исключены расходы на вывоз и утилизацию крупногабаритных бытовых отходов 0,35 руб./м2., что является нарушением части 7 статьи 156 ЖК РФ.

Таким образом, ООО «УК-Семерка» было допущено нарушение требований жилищного и гражданского законодательства РФ. Факт нарушения доказан материалами дела и подтвержден в судебном заседании.

Предписание направлено на устранение допущенных Обществом нарушений требований законодательства в жилищной сфере, является реально исполнимым способами, не противоречащими положениям действующего законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает правовых оснований для признании недействительным предписания  от 20.11.2018 №4642-1/2018/ЛК/П/ЖКУ-217  и  удовлетворения заявленных требований.

Судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в размере 3000 рублей в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на  заявителя.

На основании статьи 104, подпункта  1 пункта 1 статьи  333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации излишне уплаченная платежным поручением №2652 от 06.12.2018  государственная пошлина за рассмотрение дела в размере 3000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении заявленного требования отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Семерка» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением №2652 от 06.12.2018 государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей. После вступления судебного акта в законную силу выдать справку.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                             Н.Н. Гатауллина