АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Красная, д.8, г. Кемерово, 650000,
тел. (3842) 58-43-26, факс. (3842) 58-37-05
www.kemerovo.arbitr.ru
info@kemerovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27-29704/2019
27 мая 2020 года
Резолютивная часть решения оглашена 26 мая 2020 года
Полный текст решения изготовлен 27 мая 2020 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Мраморной Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания и аудиопротоколирования секретарем судебного заседания Минаковой В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению кредитного потребительского кооператива «Народные кассы» (г.Ленинск-Кузнецкий, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кемерово (г.Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным решения от 05.11.2019г. № 24693А/4647
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Сибирское главное управление Центрального Банка России, г. Новосибирск, в лице Отделения по Кемеровской области)
при участии:
от заявителя – ФИО1, представитель, доверенность от 30.12.2019 (срок до 30.06.2020), диплом о высшем юридическом образовании ВСГ 2655805, выдан 23.06.2009, квалификация «юрист», по специальности «юриспруденция», паспорт; ФИО2, представитель, доверенность от 09.01.2020, диплом о высшем юридическом образовании ВСВ 0561477, выдан 19.05.2005, квалификация «юрист», по специальности «юриспруденция», паспорт;
от налогового органа – ФИО3, главный государственный налоговый инспектор отдела правового обеспечения государственной регистрации ИФНС по г. Кемерово, диплом о высшем юридическом образовании ВСГ № 0901109, выдан 30.06.2006, квалификация «юрист», по специальности «юриспруденция»;
от третьего лица: ФИО4, представитель, доверенность от 05.09.2018 (срок по 15.06.2020), диплом о высшем юридическом образовании ДВС № 0365461, выдан 30.06.2000, квалификация «юрист», по специальности «юриспруденция».
у с т а н о в и л :
кредитный потребительский кооператив «Народные кассы» обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кемерово от 05.11.2019г. № 24693А/4647 об отказе в государственной регистрации, и просит обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о смене вида КПК «Народные кассы» на КПК второго уровня «Альянс».
Представитель заявителя заявленные требования обосновывает положениями пункта 8 статьи 7 Федерального закона № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» и указывает, что положения ст. 33 относительно участия в качестве членов кооператива только юридических лиц относится к вновь создаваемым кооперативам и не относится к кредитным потребительским кооперативам, которые на момент принятия решения о смене вида кооператива являлись действующими. Указывает на то что, Инспекция не вправе ссылаться на предписание ЦБРФ № Т6-16/15685 от 16.05.2019г., поскольку у нее отсутствуют основания вмешиваться во внутреннюю деятельность кредитного потребительского кооператива, а также осуществлять контроль исполнения предписаний Банка России. Более подробно доводы изложены в заявлении и в возражениях заявителя на отзыв Инспекции и третьего лица.
Представитель регистрирующего органа против заявленных требований возражал, мотивирует возражения тем, что для государственной регистрации изменений КПК «Народные кассы» предоставлены документы для внесения изменений в наименование юридического лица на кредитный кооператив второго уровня, в котором членами являются физические лица, что противоречит требованиям ст.1, ст. 33 Федерального закона от 18.07.2009 N190-ФЗ, согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Банка России, в журнале «Вестник Банка России» № 33(2085) от 22.05.2019г. следует, что Банком России 16.05.2019г. КПК «Народные кассы» ИНН <***> выдано предписание ЖГ6-16/15685 о запрете на осуществление привлечения денежных средств, приём новых членов и выдачу займов. Сведений об отмене данного предписания не имеется, в связи с чем изменение вида кооператива невозможно. Более подробно доводы изложены в отзыве.
Третье лицо Сибирское главное управление Центрального Банка России, г. Новосибирск, в лице Отделения по Кемеровской области) представило отзыв, в котором указало, что действующим законодательством не предусмотрено изменение вида кредитного потребительского кооператива на кредитный кооператив второго уровня, поскольку членами в таких кооперативах являются разные субъекты правоотношений, КПК «Народные кассы» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций ( СРО) кредитных потребительских кооперативов, данное нарушение зафиксировано в акте от 13.11.2019г. № ВН-6-16-2-2/53807, направленное Банком России предписание не отменено, не признано недействительным в установленном порядке и с контроля не снято, у регистрирующего органа имеется право проведения мероприятий по установлению достоверности предоставленных заявителем сведений, что установлено п. 4.4. ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ. Более подробно доводы изложены в отзыве.
Суд рассматривает дело в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя.
Заслушаны пояснения представителейлиц, участвующих в деле, изучены письменные материалы и обстоятельства дела.
Судом установлено, что КПК "Народные кассы" создан 20.12.2010, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <***> о создании КПК " Народные кассы ".
05.11.2019г. КПК «Народные кассы» в регистрирующий орган предоставлены документы для государственной регистрации изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, а именно в сведения об изменении наименования юридического лица.
12.11.2019г. Инспекцией вынесено решение о приостановлении государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице КПК «Народные кассы», связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании проведения проверки достоверности включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц сведений.
22.11.2019г. Инспекцией вынесено решение № 24693А об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы КПК «Народные кассы».
Не согласившись с данным решением, кооператив обжаловал его в Управление ФНС России по Кемеровской области. Решением вышестоящего органа решение № 24693А оставлено без изменения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Оценивая законность оспариваемого решения, суд руководствовался следующим.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц определен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления от 01.07.1996г. № 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с пункт 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ.
В силу пункта 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие из- влечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве та- кой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
В силу пункта 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на та- кой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), нотариальных палат, товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50).
Согласно пункту 1 статьи 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Общество взаимного страхования может быть основано на членстве юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово "кооператив". Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова "потребительское общество".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее Закон N 190-ФЗ) правовыми основами создания и деятельности кредитных кооперативов являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон N 190-ФЗ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, регулирующие отношения с участием кредитных кооперативов.
Частью 1 статьи 3 Закона N 190-ФЗ установлено, что кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков).
Согласно статье 7 Закона № 190-ФЗ кредитные кооперативы могут быть созданы и осуществлять свою деятельность в виде кредитного кооператива, членами которого могут являться юридические и физические лица, кредитного потребительского кооператива граждан, а также в виде кредитного кооператива второго уровня. Кредитный кооператив может быть создан не менее чем 15 физическими лицами или 5 юридическими лицами. Кредитный кооператив, членами которого являются физические и юридические лица, может быть создан не менее чем 7 указанными лицами. Государственная регистрация кредитного кооператива осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Кредитный кооператив считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Кредитный кооператив вправе в установленном настоящим Федеральным законом порядке принять решение о внесении в свой устав изменений, предусматривающих изменение вида кредитного кооператива. Изменение вида кредитного кооператива не является реорганизацией.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц - Законом N 129-ФЗ.
Государственная регистрация юридических лиц, в том числе изменение сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, осуществляется в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ( далее по тексту – Закон № 129-ФЗ).
В соответствии со статьями 12, 14, 17, 21 Закона № 129-ФЗ в заявлении лицо подтверждает, что представленные при государственной регистрации юридического лица документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих документах и в заявлении о государственной регистрации, достоверны.
В силу пункта 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11 разъяснено, что необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и содержать достоверную информацию.
Исходя из смысла и содержания подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии у него достаточным образом подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений относительно регистрируемых изменений.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, из представленных в регистрирующий орган документов следует, что согласно заявлению по форме № Р13001 изменения вносятся в учредительные документы Кооператива с целью изменения сведений о виде и наименовании юридического лица с кредитного потребительского кооператива "Народные кассы" на Кредитный потребительский кооператив второго уровня «Альянс» ( т.д. 1 л.д. 34, 50).
Согласно статье 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации изменений, допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. При этом в силу вышеуказанных норм Закона N 129-ФЗ данные обстоятельства не могут означать, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Следовательно, необходимым условием проведения государственной регистрации, в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующими нормами указанного Закона, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ. При этом действительной признается регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона, но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений.
Главой IIIдействующего Устава КПК «Народные кассы» предусмотрено, что членами кредитного кооператива (пайщиками) могут быть дееспособные физические лица, достигшие возраста 16 лет, имеющие гражданство РФ, а также юридические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и отвечающие требованиям принципа территориальной общности, определенного п. 1.4 Устава.
Согласно п. 6.14 Устава КПК «Народные кассы» члены кредитного кооператива (пайщики) могут принимать участие в общем собрании одним из следующих способов: лично, через своего представителя, делегируя своё право голоса другому члену кредитного кооператива (уполномоченному).
Как следует из Выписки из Протокола № 4 от 04.11.2019г. внеочередного общего собрания уполномоченных КПК «Народные кассы» на собрании принимали участие и голосовали 11 уполномоченных кооператива ( т.д. 1 л.д. 50).
Принимая во внимание нормы Федерального закона от 18.07.2009 N190-ФЗ, руководствуясь Уставом КПК «Народные кассы», анализируя имеющиеся в регистрирующем органе документы КПК «Народные кассы», в том числе согласно списку уполномоченных от 04.11.2019г., судом установлено, что решение об изменении вида кредитного потребительского кооператива на кредитный кооператив второго уровня принято уполномоченными из числа членов физических лиц (пайщиков) кредитного кооператива.
Членами не принималось решения о включении новых членов – юридических лиц, которые вправе быть участниками кредитных потребительских кооперативов второго уровня.
Следовательно, для государственной регистрации изменений КПК «Народные кассы» предоставлены документы для внесения изменений в наименование юридического лица на кредитный кооператив второго уровня, в котором членами являются физические лица, что противоречит требованиям ст.1, ст. 33 Федерального закона от 18.07.2009 N190-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 18.07.2009 N190-ФЗ в целях удовлетворения своих финансовых потребностей и обеспечения своей финансовой устойчивости кредитные кооперативы могут создавать кредитные кооперативы второго уровня. Кредитные кооперативы второго уровня формируют предусмотренные их уставом фонды, привлекают денежные средства своих членов и иные денежные средства в порядке, определенном настоящим Федеральным законом и своими уставами, предоставляют займы своим членам в целях удовлетворения их финансовых потребностей, осуществляют иную деятельность, предусмотренную настоящим Федеральным законом и уставами кредитных кооперативов второго уровня.
При этом, действующим законодательством не предусмотрено изменение вида кредитного потребительского кооператива на кредитный кооператив второго уровня, поскольку членами в таких кооперативах являются разные субъекты правоотношений.
Нормами статьи 33 Федерального закона от 18.07.2009 N190-ФЗ предусмотрено создание кредитного кооператива второго уровня только кредитными кооперативами ( на основе членства).
Ссылка заявителя на п. 8 ст. 7 Закона № 190-ФЗ не принимается судом за несостоятельностью, поскольку данная норма не содержит указания на изменение вида кредитного потребительского кооператива на кредитный потребительский кооператив второго уровня, имеющие совершенно разный состав участников.
Таким образом, оценивая в совокупности и взаимной связи вышеизложенные обстоятельства спора, и документы, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу, что изменились не только вид и наименование Кооператива, но и характер деятельности, изменены предмет деятельности кооператива, и членство в кооперативе, а также полностью переписан устав Кооператива (утвержден устав КПК второго уровня «Альянс» ( т.д. 1 л.д. 39, 50).
Далее, в соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее Закон N 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Некредитными финансовыми организациями в соответствии со статьей 76.1 Закона N 86-ФЗ признаются лица, осуществляющие, в том числе, вид деятельности кредитных потребительских кооперативов.
В соответствии с подпунктами 7, 8.1 и 8.2 части 2 статьи 5 Закона N 190-ФЗ Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований названного Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 35 названного Федерального закона; запрашивает у кредитных кооперативов и их должностных лиц необходимые документы и информацию, в том числе информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами; дает кредитным кооперативам пред- писания, обязательные для исполнения, а также запрашивает у них доку- менты, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России.
Согласно части 3 статьи 5 Закона N 190-ФЗ в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе запрашивать и получать у кредитного кооператива бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, установленном Банком России (пункт 3); проводить проверки соблюдения установленных финансовых нормативов и соответствия деятельности кредитного кооператива указанному Федеральному закону, другим федеральным законам, нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным актам Банка России в порядке, установленном Банком России (пункт 4); направлять кредитным кооперативам, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России (пункт 6).
Таким образом, регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России, который, в силу норм действующего законодательства, осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований указанного Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
Так, согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Банка России, в журнале «Вестник Банка России» № 33(2085) от 22.05.2019г. следует, что Банком России 16.05.2019г. КПК «Народные кассы», ИНН <***>, выдано предписание ЖГ6-16/15685 о запрете на осуществление привлечения денежных средств, приём новых членов и выдачу займов. Сведений об отмене данного предписания в материалы дела, в судебное заседание не представлено ( т.д. 1 л.д. 65).
Таким образом, помимо изложенного, прослеживается тот факт, что КПК «Народные кассы», изменяя вид на потребительский кооператив второго уровня, в котором членами кооператива не значатся кредитные кооперативы, производит данные изменения при наличии неотменённого обязательного запрета на приём новых членов в кредитный кооператив, в силу которого, у кооператива отсутствует возможность вступления новых членов, в том числе кредитных кооперативов, что свидетельствует о нарушениитребования действующего законодательства РФ по функционированию и деятельности кредитных кооперативов второго уровня.
Следовательно, при вышеназванных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что вносимые кооперативом изменения не соответствовали установленным законодательством Российской Федерации требованиям, произведены с нарушением положений статьи 33 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ, и сведения, вносимые в ЕГРЮЛ на основании заявления кооператива, достоверными не являлись, что и было установлено регистрирующим органом.
С учетом изложенного, оспариваемое решение регистрирующего органа, принято в порядке и в соответствии с нормами Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ и не повлекло нарушений прав и законных интересов КПК «Народные кассы», в связи с чем оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенные, установленные обстоятельства по делу и их оценку применительно к предмету спора, доводы заявителя, приведенные в возражениях, оценка которых не нашла отражения в тексте решения, не влияют на установленные обстоятельства и сделанные судом по результатам их оценки выводы.
Расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Требование оставить без удовлетворения.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья Т.А.Мраморная