ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-3022/19 от 29.04.2019 АС Кемеровской области

                              АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д.8,  г. Кемерово, 650000

http://www. kemerovo. arbitr. ru/

тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05

e-mail: info@kemerovo. arbitr. ru.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е 

город Кемерово                                                                               Дело № А27-3022/2019

06 мая 2019 года

Резолютивная часть решения   оглашена 29 апреля 2019  года.

Решение  в полном объеме изготовлено 06 мая 2019  года.

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе судьи  Кормилиной Ю.Ю. 

при ведении  аудиозаписи и протокола  до перерыва секретарем  судебного заседания  Брызгаловой Т.А.,

рассмотрев  в судебном заседании дело по  заявлению акционерного общества «Сибирская энергетическая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Новосибирск

к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Кемерово

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Новосибирская теплосетевая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 630007, Новосибирская область, г. Новосибирск

при участии:

от заявителя: ФИО1 - представитель (нотариально удостоверенная доверенность от 24.05.2018, паспорт); ФИО2 -  представитель (нотариально удостоверенная доверенность от 02.04.2019, паспорт)

от заинтересованного лица: ФИО3 -  представитель (доверенность от 31.12.2018 №80, удостоверение)

от третьего лица: ФИО4 -  представитель (доверенность №35 от 29.04.2019, паспорт)

у с т а н о в и л:

акционерное общество «Сибирская энергетическая компания» (далее – АО «СИБЭКО», заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным  пункта 1 предписания №32-0301П-194 от 18.02.2018 Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – СУ Ростехнадзора, заинтересованное лицо).

Определением суда от 13.02.2019 заявление АО «СИБЭКО» принято к производству; определением от 13.03.2019 подготовка дела к судебному разбирательству завершена, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 03.04.2019.

В судебном заседании представитель заявителя уточнил просительную часть заявления,  в  связи с допущенной  опечаткой просил считать верной дату предписания – 18.12.2018. Уточнение  принято судом (ст.ст. 41, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).

Также АО «СИБЭКО» заявлено  ходатайство о привлечении  к участию в   деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Новосибирская теплосетевая компания» (далее -  ООО «НТСК»). Ходатайство судом удовлетворено (ст. 51 АПК РФ).

Представителем СУ Ростехнадзора поддержано поступившее  ранее  в письменной форме ходатайство об объединении  в одно производство настоящего дела  и дела №А27-2726/2019 по заявлению АО «СИБЭКО» к СУ Ростехнадзора о признании недействительным предписания от 14.01.2019 № 32-0199/П-КИП-001. Представитель  АО «СИБЭКО»  ходатайство об объединении дел в одно производство поддержал.

Определением суда от 08.04.2019   настоящее дело объединено  с делом №А27-2726/2019, делу  присвоен  номер дела, ранее принятого  к  производству суда А27-3022/2019.

Представитель АО «СИБЭКО» заявил ходатайство об отложении судебного   разбирательства  для представления  дополнительных доказательств. 

Представитель СУ Ростехнадзора возражений по ходатайству не заявил.  Ходатайство признано судом подлежащим удовлетворению (ст. 158  АПК РФ).

В связи с объединением  дел в  одно производство, привлечением к участию в  деле третьего лица, а также удовлетворением ходатайства АО «СИБЭКО» судебное разбирательство  по  делу отложено судом на 29.04.2019.

В судебном заседании от 29.04.2019  представители  АО «СИБЭКО»  доводы заявлений   о  признании недействительными предписаний №32-0301П-194 от 18.02.2018, №32-0199/П-КИП-001 от 14.01.2019  поддержали.  Указывают, что нарушения требований  пп.  «в» и «г»  п. 218 «Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. Приказом  Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 (далее – ФНП №116),  в действиях общества отсутствуют.  Трудоустройство работников в необходимом количестве,  их соответствие указанным требованиям  подтверждаются  списками работников  филиала  «Тепловые сети»  АО «СИБЭКО» на 14.01.2019 и на 28.01.2019,  инструкциями №№ Э-3-1/16, Э-3-2/16, удостоверениями о допуске по эксплуатации тепловых установок, протоколами проверки  знаний  персонала, заключительным актом  по результатам  проведенного периодического  осмотра (обследования) работников   филиала  «Тепловые сети». Кроме того, между АО «СИБЭКО» и ООО «НТСК»  заключен договор №НТСК-16/1/СИБЭК-18/80 от 01.10.2018, по условиям которого   последнее обязуется  оказывать  услуги (выполнять работы)  по техническому обслуживанию объектов, принадлежащих  АО «СИБЭКО», включая оборудование, работающее под давлением.

Полагают, что предписания  являются  неисполнимыми,  содержат неясные, нечеткие  формулировки,  из  их содержания невозможно понять  суть нарушения и меры, которые необходимо  предпринять для устранения.  В нарушение  ст. 17  Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ),  предписания  не мотивированы. Согласно  представленному  конттрасчету общей численности персонала количество работников  АО «СИБЭКО»  достаточно  для обслуживания  тепловых сетей.

Представитель СУ Ростехнадзора  против удовлетворения заявлений возразил.  Пояснил, что привлечение  сторонних организаций   по договору  для   обслуживания оборудования, работающего под давлением, не соответствует требованиям   п.п. «в», «г» п. 218 ФНП №116. В  соответствии с  требованиями  промышленной безопасности  указанные работы  обязана выполнять эксплуатирующая организация,  владеющая оборудованием на  праве собственности или ином законном основании, и за которой  зарегистрированы  объекты в государственном реестре  опасных производственных объектов (ОПО).  ООО «НТСК», фактически исполняющее все обязанности по эксплуатации оборудования,  не является эксплуатирующей организацией,    не имеет лицензии  на данный вид  деятельности, что  исключает возможность проведения  проверки надзорным органом,  привлечения  должностных лиц к административной ответственности.  При этом ООО «НТСК» осуществляется  оперативно-диспетчерское управление, ведется  техническая документация.

Представитель третьего  лица в судебном  заседании   заявления  о  признании недействительными  предписаний №32-0301П-194 от 18.02.2018, №32-0199/П-КИП-001 от 14.01.2019, а также доводы, изложенные   АО «СИБЭКО», поддержал в  полном объёме.

Возражая на доводы СУ Ростехнадзора, представители заявителя и  третьего лица пояснили, что  ответственными  лицами   являются работники  АО «СИБЭКО»,  в  журналах оперативного учета  содержатся их  подписи.

Рассмотрев и исследовав материалы дела,  заслушав  представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.

В связи с обращением  АО «СИБЭКО» с заявлением о переоформлении лицензии, на основании распоряжения от 07.12.2018 №3-32-06/1777 в  период с  10.12.2018  по 18.12.2018 в отношении АО «СИБЭКО», в том числе деятельности филиалов,  была проведена  внеплановая проверка  предмет соблюдения обществом лицензионных требований  при эксплуатации  взрывопожароопасных  и химически опасных  производственных объектов I, II, III классов опасности согласно заявлению о переоформлении лицензии.

В соответствии со  ст. 16  Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ  составлен акт проверки  от 18.12.2018 №32-0301А-194. Согласно пункту 5 акта СУ Ростехнадзора установлено  отсутствие необходимого количества лиц, обслуживающего  оборудование под давлением  персонала (рабочих), состоящего в штате эксплуатирующей организации, выполнение функций по оперативно-техническому обслуживанию тепловых сетей  персоналом ООО «НТСК», не состоящим в штате АО «СИБЭКО», на основании  договора №НТСК-18/1/СИБЭК-18/80 от 01.10.2018.

По факту  установленного нарушения обществу выдано предписание №32-0301П-194 от 18.12.2018.

На основании распоряжения от 04.12.2018 №03-32-06/1730 в  период с  10.12.2018  по 14.01.2019 в отношении АО «СИБЭКО», в том числе деятельности филиалов,  была проведена  внеплановая проверка  с  целью контроля  исполнения пунктов 1-36, 38-43, 50-92  предписания от 02.10.2018 №32-0199/А-ОЗП-153  (выданного в  рамках проверки   подготовки  объектов  электроэнергетики и теплоснабжения к  работе в  осенне-зимний период 2018-2019 гг. на основании приказов Ростехнадзора).

По окончании проверки должностным лицом СУ Ростехнадзора  составлен акт  проверки от 14.01.2019 №32-0199/П-КИП-001, в котором зафиксировано невыполнение  пункта 19 ранее  выданного  предписания №32-0199/П-ОЗП-153 от 02.10.2018 в отношении филиала «Тепловые сети»  АО «СИБЭКО».  Обществу выдано новое предписание об  устранении  нарушений  от 14.01.2019 №32-0199/П-КИП-001.

Согласно пункту 1 предписания №32-0301П-194 от 18.12.2018  и предписанию   №32-0199/П-КИП-001 от 14.01.2019  в  АО «СИБЭКО»  отсутствует необходимое  количество лиц обслуживающего  оборудование под давлением персонала (рабочих), состоящего в штате эксплуатирующей организации, не моложе восемнадцатилетнего возраста, удовлетворяющего квалификационным требованиям, не имеющего медицинских противопоказаний к указанной работе и допущенного в установленном порядке к самостоятельной работе,  которые непосредственно подчинены  лицам, ответственным  за исправное  состояние  и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением. Обществу вменено нарушение  требований п. 1 ст. 9 Федерального закона  от 21.07.1997 №116-Фз «О промышленной безопасности  опасных производственных объектов», п.п. «в», «г»  п. 218, 223  ФНП №116. Срок устранения нарушений  установлен   по каждому  предписанию  до  18.03.2019.

Не согласившись с предписаниями   №32-0301П-194 от 18.12.2018   (в части пункта 1) и №32-0199/П-КИП-001 от 14.01.2019, АО «СИБЭКО»  обратилось в суд с заявлениями. 

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Оценив представленные  доказательства, доводы и возражения  лиц, участвующих в  деле,  суд не находит оснований  для  удовлетворения заявлений  АО «СИБЭКО», исходя из следующего.

В соответствии с п. 1  ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе.

Согласно пп. «д» п. 5 "Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности", утв. постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492,  одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности является обеспеченность укомплектованности штата работников объектов согласно требованиям, установленным в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Пунктом 218 ФНП №116 установлено, что организация, осуществляющая эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должна обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации.

В этих целях необходимо:  

- назначить необходимое количество лиц обслуживающего оборудование персонала (рабочих), состоящего в штате эксплуатирующей организации, не моложе восемнадцатилетнего возраста, удовлетворяющего квалификационным требованиям, не имеющего медицинских противопоказаний к указанной работе и допущенного в установленном порядке к самостоятельной работе  (подпункт «в»  п. 218)

- установить такой порядок, чтобы рабочие, на которых возложены обязанности по обслуживанию оборудования под давлением, поддерживали его в исправном состоянии и вели наблюдение за порученным им оборудованием под давлением путем его осмотра, проверки действия арматуры, контрольно-измерительных приборов, предохранительных и блокировочных устройств, средств сигнализации и защиты, записывая результаты осмотра и проверки в сменный журнал  (подпункт «г» п. 218).

Как  явствует из материалов дела, АО «СИБЭКО» осуществляет деятельность на основании лицензии №ВХ-00-016582 от 12.05.2017 на эксплуатацию  взрывопожароопасных и химически  опасных производственных объектов  I, II, III классов опасности.

Согласно  справке  АО «СИБЭКО»  от 04.04.2019 №6-1028,   во владении общества   находятся 643,16  км трубопроводов  тепловых сетей в однотрубном исчислении (Т1, Т2, Т3, Т4),   принадлежащих ему на праве собственности, а также  1532 км  трубопроводов, принятых в аренду  по договору  от МУП «Энергия».

В актах  проверки от 02.10.2018  №32-0199/А-ОЗП-153, №32-0199/А-КИП-001 от 14.01.2019 отражено, и не оспаривается    обществом,   что АО «СИБЭКО»  эксплуатируются магистральные и внутриквартальные сети, центральные тепловые пункты, перекачивающие насосные станции. Эксплуатация тепловых сетей осуществляется 5 районами тепловых сетей, эксплуатацией  перекачивающих насосных станций занимается Служба эксплуатации насосных станций.

Согласно информационной таблице (списку сотрудников), представленной   заявителем,  штатным расписанием АО «СИБЭКО» с 01.10.2018   по филиалу  «Тепловые сети» предусмотрены по  районам  тепловых сетей (РТС) следующие должности:

- 1 РТС -  начальник района, заместитель начальника района, мастер участка,   электрогазосварщик  6 разряда, слесарь по обслуживанию тепловых сетей 6 разряда;

- 2 РТС – два  заместителя  начальника района, мастер участка,   электрогазосварщик  6 разряда, слесарь по обслуживанию тепловых сетей 5  разряда;

- 3 РТС –  начальник района,   заместитель начальника района, мастер участка,    слесарь по обслуживанию тепловых сетей 6 разряда;

- 4 РТС – два  заместителя  начальника района, мастер участка,   электро-газосварщик  6 разряда, слесарь по обслуживанию тепловых сетей 6 разряда;

- 5 РТС –  начальник района,  заместитель начальника района, мастер участка,    электрогазосварщик 6 разряда, слесарь по обслуживанию тепловых сетей 6  разряда;

Всего 24 должности лиц, обслуживающих оборудование  и  ответственных за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией  трубопроводов  тепловых сетей.

Из  приказов о приемке сотрудников  на работу  от 28.09.2018, трудовых договоров  явствует, что в  АО «СИБЭКО»  указанные  лица приняты на работу по совместительству, ставка 0,1; с установлением 4-часовой рабочей недели.

В отношении  данных сотрудников представлены  документы, подтверждающие   соответствие  квалификации занимаемой должности, а  также    отсутствие медицинских противопоказаний (мастеров, электрогазосварщиков, слесарей по обслуживанию тепловых сетей).

При этом   указанные лица являются также работниками  ООО «НТСК», замещающими  соответствующие  должности на полную ставку - 1,0  (выписка  из штатной расстановки по состоянию на 01.10.2018)

Как следует из пояснений  лиц, участвующих в деле,   штатной расстановки, до  01.10.2018  АО «СИБЭКО» обладало  необходимым количеством  работников.  В соответствии с управленческим решением   функции по обслуживанию  тепловых сетей  переходят к  ООО «НТСК», с  последующей передачей  во владение  соответствующего оборудования, а также переоформлением лицензий. 

По заявлению  ООО «НТСК»  от 06.09.2018 №НТСК-001, адресованному директору филиала «Тепловые сети» АО «СИБЭКО»,  работники последнего (по приложению   №1 к заявлению - 1402  человека, включая работников,  обслуживающих  оборудование и  ответственных за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией  трубопроводов  тепловых сетей),    уволены  переводом  в  ООО «НТСК»

Между  АО «СИБЭКО» (заказчик) и ООО «НТСК»  (исполнитель) заключен договор №НТСК-18/1/СИБЭК-18/80 от 01.10.2018.

В  соответствии  с п. 1.1 договора исполнитель по заданию  заказчика обязуется оказать  услуги (выполнить работы)  по оперативно-техническому  обслуживанию  в отношении объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании  заказчику  либо  переданных ему  на обслуживание в соответствии с требованиями законодательства о  теплоснабжении  и предназначенных  для производства и передачи  тепловой энергии   производства и передачи горячей воды, а  заказчик  обязуется оплатить  эти услуги. 

Приложением №1 к  договору  предусмотрен перечень услуг  по оперативно-техническому обслуживанию  тепловых сетей, включающий, в  том числе:

-  обеспечение  оперативно-технического обслуживания  теплотехнического оборудования  магистральных тепловых сетей, внутриквартальных тепловых сетей, ПНС, ЦТП, ИТП, оборудования систем горячего и холодного водоснабжения, зданий (помещений), сооружений силами эксплуатационного персонала подразделений  РТС,  СЭСН, Службы КИПиА, электроцеха, автотранспортного цеха;

-  выполнение наладочных мероприятий, регулировок, включений-отключений (переключений)  и  прочих  функциональных действий, на основании  расчётов и режимных карт;

-  обеспечение  заданных  гидравлических  и тепловых  режимов работы  тепловых сетей,  ПНС, ЦТП, ИТП в соответствии с утвержденными режимными картами;

- выполнение технического обслуживания и текущих ремонтов  оборудования, планово-предупредительных ремонтов  оборудования;

- организацию и проведение  испытаний тепловых сетей и тепломеханического оборудования  на плотность и прочность, на расчетную температуру, гидравлические  и тепловые потери.

В соответствии с п. 2.15 договора   исполнитель обязуется  обеспечить выполнение  во время оказания  услуг на объектах до момента приемки  результата  заказчиком  требований по ОТ, ТБ, ППБ, ПТЭ тепловых энергоустановок, промышленной безопасности, ПДД, санитарно-эпидемиологических, санитарно-технических, экологических и иных  требований законодательства;  правил внутриобъектного  и пропускного режимов  заказчика, нормативных актов  местного  и  федерального уровня, в том числе в части назначения  распорядительными  документами ответственных лиц, предусмотренных вышеуказанными правилами.

Пунктом 2.2.1 договора предусмотрено право  исполнителя  без согласования с заказчиком  определять способы оказания услуг.

Согласно  пояснениям  третьего лица,    данным в письме от 05.04.2019 №2012/15-9 (на запрос  АО «СИБЭКО»  №6-1027 от 03.04.2019),  ООО «НТСК» оказываются услуги по оперативно-техническому обслуживанию объектов  АО «СИБЭКО,  предназначенных для  производства и передачи тепловой энергии (котельные), а также  производства и передачи горячей воды (тепловые сети). В рамках исполнения  обязательств по договору  на постоянной основе ООО «НТСК» привлечены 2402 сотрудника.   Для оказания услуг по  оперативно-техническому обслуживанию (техническое обслуживание, планово-предупредительный ремонт,  аварийный ремонт) тепловых сетей в соответствии с приложением №1 к договору, задействовано 680 сотрудников: 116 мастеров 1 группы, 102 электрогазосварщика, 462 слесаря по обслуживанию тепловых сетей.

Оценивая указанные обстоятельства, суд  исходит из того, что  привлечение по договору №НТСК-18/1/СИБЭК-18/80 от 01.10.2018  ООО «НТСК», не  исключает обязанности АО «СИБЭКО» как эксплуатирующей  организации по   обеспечению  наличия  в штате персонала в соответствии с требованиями пп. «в», «г»  п. 218   ФНП №116.

Приказом Ростехнадзора от 12.12.2017 N 539 "О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 г. N 116", подпункт «в»  п. 218  дополнен требованием о том, что  предусмотренные в нем специалисты  должны состоять в штате эксплуатирующей организации.

Доводы АО «СИБЭКО» и третьего лица о  том, что возможность привлечения  специализированной  организации  прямо предусмотрена п.п. 92,94 ФНП №116, судом отклонены.

Приложением №1 «Термины и определения, дополнительно используемые для целей ФНП» к ФНП №116  предусмотрено, что эксплуатирующей организацией  является  юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее эксплуатацию ОПО, на котором используется (эксплуатируется) оборудование, работающее под избыточным давлением (источник повышенной опасности), в силу принадлежащего ему права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо по другим основаниям (по договору аренды, в силу распоряжения компетентного органа о передаче источника повышенной опасности).

Специализированной организацией признается  юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), зарегистрированное на территории Российской Федерации, отвечающее требованиям раздела III настоящих ФНП, предметом деятельности которого является осуществление одного или нескольких видов деятельности, перечисленных в пункте 92 настоящих ФНП.

В силу п. 92  ФНП №116 монтаж (демонтаж), ремонт с применением сварки, реконструкцию (модернизацию), наладку оборудования под давлением при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении ОПО и в процессе его эксплуатации должны осуществлять специализированные организации, имеющие статус юридического лица и организационную форму, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации, а также индивидуальные предприниматели.

Таким образом, из буквального содержания  п. 92,  Приложения №1 к ФНП №116,   следует возможность  привлечения специализированной  организации   при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении ОПО и в процессе его эксплуатации для проведения   определенных работ, а именно: реконструкции, модернизации, наладки оборудования под давлением.

Указание на  техническое обслуживание  оборудования в  процессе его эксплуатации   специализированной  организацией  в  приведенных нормах ФНП №116 отсутствует.

Согласно п. 94 ФНП №116  в процессе эксплуатации оборудования под давлением его работоспособное состояние и соответствие установленным к нему требованиям должно обеспечиваться проведением технического обслуживания, планово-предупредительных и внеплановых (при необходимости) ремонтов силами работников соответствующих подразделений эксплуатирующих организаций, а также специализированных организаций (при необходимости) в соответствии с указаниями руководства (инструкции) по эксплуатации, нормативных документов, принятых для применения в эксплуатирующей организации, и требований настоящих ФНП.

Из  данного  пункта также не   усматривается, что привлечение  специализированной  организации может расцениваться как  освобождающее эксплуатирующую  организацию от обслуживания   оборудования собственными силами  и  исполнения  требований подпунктов «в»  и «г» п. 218  ФНП №116  о наличии в штате  необходимого персонала.

Доводы  заявителя и  третьего лица о том, что выданные  предписания  не отвечают критериям ясности и исполнимости, судом отклонены.

В соответствии со ст. 17  Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ  в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:  выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, оно должно быть законным и реально исполнимым.

Оспариваемые предписания содержат сведения о допущенных обществом нарушениях, ссылки на нормативные акты, устанавливающие соответствующие требования,   указание на необходимость  их исполнения. В предписаниях установлен реальный срок их совершения.

Как пояснил представитель СУ Ростехнадзора,  минимальное количество  персонала   должно определяться из возможности круглосуточного   обслуживания   оборудования, работающего под давлением,   обеспечивать  своевременное выявление повреждений  на оборудовании и тепловых сетях.

Соответствующие требования   установлены  "Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации", утв. Приказом  Минэнерго России от 19.06.2003 N 229, "Правилами техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей. РД 34.03.201-97" (утв. Минтопэнерго России 03.04.1997).

Предусмотренные штатным расписанием от 01.10.2018   для  обслуживания  тепловых сетей 5 бригад (по одной на каждый тепловой район), включающих  мастера, слесаря и  сварщика (по одной единице и неполной  ставке на район тепловых сетей), не  может рассматриваться  как    необходимое и достаточное  для  поддержания в исправном состоянии  и проведения круглосуточного наблюдения   за оборудованием путем его осмотра,  обеспечивающее  своевременное выявление повреждений в тепловых сетях.

Утверждение штатного расписания, конкретного перечня должностей  входит в  обязанность эксплуатирующей организации, как лица, несущего ответственность за эксплуатацию  оборудования.  Необходимое количество лиц устанавливается, исходя из  расчетных данных (вида оборудования,  протяженности трубопроводов и т.д.).  

Суд соглашается с  доводами СУ Ростехнадзора о том, что указание в предписании   перечня должностей  и необходимого количества лиц, подлежащих  трудоустройству АО «СИБЭКО»,   выходит за пределы его компетенции.  Орган, осуществляющий функции государственного надзора, не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность  общества и давать указания  относительно способа исполнения   нормативно установленных требований. 

СУ Ростехнадзора представлен в  материалы дела выполненный МУП «Энергия» г. Новосибирска расчет  численности персонала, необходимого  для обслуживания тепловых  сетей,   принадлежащих последнему и переданных в аренду  АО «СИБЭКО» (письмо №488 от 29.03.2019). Расчет выполнен с использованием «Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утв. Приказом  Госстроя России от 22.03.1999 №65, и  содержит вывод о  нормативе  численности рабочих в смену  - 84 человека.   

Указанный расчет  не  являлся основанием  для принятия  оспариваемых предписаний и  представлен СУ Ростехнадзора в  обоснование  доводов о недостаточности персонала АО «СИБЭКО» для обслуживания  оборудования.

Ссылаясь  на  необоснованность данного расчета, АО «СИБЭКО»  представило  контррасчет, согласно которому  норматив численности в  смену  составляет 46 человек. Поскольку часть рабочего времени  сотрудников в  смену относится к  выполнению  ремонтных работ,  имеющийся  штат  работников,  по мнению заявителя  достаточен для  обслуживания  тепловых сетей.

Суд приходит к выводу о том, что АО «СИБЭКО» не обосновало  и документально не  подтвердило фактическую возможность обслуживания  оборудования, исходя из количества  штатных должностей филиала «Тепловые сети» и утвержденных ставок    (0,1 или  4 часа в неделю),  и реальности   обеспечения  обслуживания  оборудования в случае расторжения  договора с  ООО «НТСК».

В силу п. 2.2.1 договора №НТСК-18/1/СИБЭК-18/80 от 01.10.2018  ООО «НТСК» вправе без согласования с АО «СИБЭКО» определять способы оказания услуг.

Материалами дела  подтверждается  назначение ООО «НТСК»  ответственных лиц за безопасную эксплуатацию и осуществление  производственного контроля,  осуществление оперативно-диспетчерского управления, ведение технической документации: внесение записей в паспорта оборудования, оперативные журналы,  подписание актов  приемки оборудования после ремонта  и т.д.

Вместе с тем ООО «НТСК» в  настоящее время  не владеет эксплуатируемым оборудованием  (ОПО) и  не имеет  лицензии на  обслуживание   оборудования  филиала «Тепловые сети» (лицензия   №ВХ-60-003691 от 16.04.2019 представлена на  иной участок сетей), что  исключает проведение проверок со стороны  надзорного органа.

При этом издание  АО «СИБЭКО» приказа от 03.10.2018 №НФТС/65-3 «О назначении лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию оборудования под давлением», внесение в  оперативные журналы  и паспорта  оборудования записей,  удостоверенных также должностными лицами, состоящими в штате РТС  филиала «Тепловые сети» АО «СИБЭКО», с учетом их штатного количества  и рабочего времени, не   подменяет  фактического выполнения соответствующих функций   ООО «НТСК», и, соответственно, не может рассматриваться как  выполнение требований  п.п. «в», «г» ФНП №116.

Ссылка  заявителя на  разъяснения   по вопросам промышленной безопасности, представленным ОАО «ВСЕРОССИЙСКИЙ ДВАЖДЫ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ» (письмо от 24.04.2019 №1046/02-МВ), судом  не принимается. Разъяснения  представляют собой частное  мнение  лица, не участвующего в деле, и не имеют  доказательственного или нормативно-правового характера.

Незаконность предписаний №32-0301П-194 от 18.02.2018 (пункта 1), №32-0199/П-КИП-001 от 14.01.2019 и наличие оснований для их отмены судом не установлены.

Предписания  вынесены в  пределах компетенции  должностного  лица и государственного  органа, с  соблюдением  требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

Суд  приходит к выводу о том, что оспариваемые  предписания является исполнимыми, соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы общества.

Основания  для удовлетворения заявлений АО «СИБЭКО» отсутствуют.

Расходы от уплаты государственной  пошлины  относятся на заявителя (ст. 110  АПК РФ).

На    основании   изложенного, руководствуясь статьями  110, 167-170,  180, 181, 201,

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                    р е ш и л:

в удовлетворении заявленных  требований отказать.

Расходы от уплаты государственной пошлины отнести на  заявителя.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в месячный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд. Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная  и кассационная жалобы   подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                           Ю.Ю. Кормилина