АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
http://www.kemerovo.arbitr.ru
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
Тел. (384-2) 45-10-16
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Кемерово Дело №А27-3096/2021
06 октября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 06 октября 2021 года.
Решение в полном объёме изготовлено 06 октября 2021 года.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Кормилиной Ю.Ю.
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи Шумской А.О.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
1) общества с ограниченной ответственностью «Верона», Кемеровская область - Кузбасс, город Юрга (ОГРН <***>, ИНН <***>),
2) общества с ограниченной ответственностью «Верона-Ю», Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>),
3) общества с ограниченной ответственностью "Комбинат Питания", Кемеровская область - Кузбасс, город Юрга (ОГРН <***>, ИНН <***>) к
1) Губернатору Кемеровской области — Кузбасса ФИО1, Кемеровская область - Кузбасс,
2) Главе города Юрги ФИО2, Кемеровская область - Кузбасс, город Юрга,
3) Первому заместителю Главы города Юрги ФИО3, Кемеровская область - Кузбасс, город Юрга,
4) Администрации города Юрги, Кемеровская область - Кузбасс, город Юрга (ОГРН <***>, ИНН <***>),
5) Управлению образованием Администрации города Юрги, Кемеровская область - Кузбасс, город Юрга (ОГРН <***>, ИНН <***>),
6) Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Юрги, Кемеровская область - Кузбасс, город Юрга, (ОГРН <***>, ИНН <***>)
с требованиями:
1) о признании незаконным действий Губернатора Кемеровской области - Кузбасса по поручению Главе города Юрги ФИО2 подготовить к работе муниципальное учреждение по организации школьного питания, обеспечить работу муниципального учреждения по организации школьного питания;
2) о признании незаконными решений Администрации города Юрги, Главы города Юрги:
- постановления Администрации города Юрги №782 от 04.08.2020, которым утвержден Устав муниципального автономного учреждения «Детское питание г. Юрги»;
- постановления Администрации города Юрги №1014 от 09.10.2020, которым внесены изменения в обжалуемое Постановление №717 от 10.07.2020 в части установления основных целей деятельности муниципального автономного учреждения «Детское питание г. Юрги»;
3) о признании незаконным решения первого заместителя Главы города Юрги:
- постановления Администрации города Юрги №892 от 02.09.2020, которым утверждены изменения в устав муниципального автономного учреждения «Детское питание г. Юрги»;
4) о признании незаконным решения Управления образованием Администрации города Юрги:
- Муниципального задания №1 от 01.09.2020,
5) о признании незаконными решений Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Юрги:
- распоряжения №850 от 31.08.2020 о предоставлении муниципальному автономному учреждению «Детское питание г. Юрги» в безвозмездное пользование недвижимого имущества;
- распоряжения №1059 от 15.10.2020 «О внесении изменений в реестр и список муниципального имущества», которым изъято из оперативного управления МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» и передано в оперативное управление МАУ «Детское питание г. Юрги» производственное оборудование, используемое для организации питания;
- распоряжение №1064 от 15.10.2020 «О внесении изменений в реестр и список муниципального имущества», которым изъято из оперативного управления МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» и передано в оперативное управление МАУ «Детское питание г. Юрги» производственное оборудование, используемое для организации питания;
- распоряжение №1075 от 16.10.2020 «О внесении изменений в реестр и список муниципального имущества», которым изъято из оперативного управления МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» и передано в оперативное управление МАУ «Детское питание г. Юрги» производственное оборудование, используемое для организации питания;
- распоряжение №1134 от 30.10.2020 «О внесении изменений в реестр и список муниципального имущества», которым изъято из оперативного управления МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» и передано в оперативное управление МАУ «Детское питание г. Юрги» производственное оборудование, используемое для организации питания;
- распоряжение №1136 от 30.10.2020 «О внесении изменений в реестр и список муниципального имущества», которым изъято из оперативного управления МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» и передано в оперативное управление МАУ «Детское питание г. Юрги» производственное оборудование, используемое для организации питания;
- распоряжение №1137 от 30.10.2020 «О внесении изменений в реестр и список муниципального имущества», которым изъято из оперативного управления МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» и передано в оперативное управление МАУ «Детское питание г. Юрги» производственное оборудование, используемое для организации питания;
- распоряжение №1139 от 15.10.2020 «О внесении изменений в реестр и список муниципального имущества», которым изъято из оперативного управления МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» и передано в оперативное управление МАУ «Детское питание г. Юрги» производственное оборудование, используемое для организации питания,
третьи лица:
- муниципальное автономное учреждение «Детское питание г. Юрги» (652050, Кемеровская область – Кузбасс, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),
- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Юрги имени героя Советского Союза ФИО4» (652051, Кемеровская область – Кузбасс, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>);
- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Юрги» (652055, Кемеровская область – Кузбасс, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>);
- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 города Юрги» (650050, Кемеровская область – Кузбасс, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>);
- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 города Юрги», город Юрга Кемеровской области - Кузбасса (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии:
от ООО «Верона»: ФИО5 (паспорт, копия диплома, доверенность №7 от 01.02.2020, выдана лицом, полномочия которого не соответствуют сведениям ЕГРЮЛ, при наличии указания на недостоверность сведений о руководителе; допущен к участию процессе с указанием на необходимость явки руководителя и представления подтверждающих его полномочия документов в случае реализации специальных полномочий)
от ООО «Верона-Ю»: ФИО5 (доверенность №21 от 12.04.2021, паспорт, копия диплома)
от ООО «Комбинат Питания»: ФИО5 (доверенность №5 от 06.10.2021, паспорт, копия диплома)
от Администрации города Юрги: ФИО6 – ведущий юрисконсульт (доверенность от Управления образованием Администрации города Юрги: ФИО7 (доверенность от 21.07.2021 № 3, паспорт, диплом);
от Губернатора Кемеровской области – Кузбасса: ФИО8 (доверенность от 14.04.2020 № 1110-16/2926, паспорт, диплом, свидетельство),
у с т а н о в и л:
в Арбитражный суд Кемеровской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Верона», общества с ограниченной ответственностью «Верона-Ю», общества с ограниченной ответственностью "Комбинат Питания", (далее – заявители, ООО «Верона», ООО «Верона-Ю», ООО «Комбинат Питания» соответственно) к Губернатору Кемеровской области — Кузбасса ФИО1, Главе города Юрги ФИО2, первому заместителю Главы города Юрги ФИО3, Администрации города Юрги, Управлению образованием Администрации города Юрги, Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Юрги,
1) о признании незаконным действий Губернатора Кемеровской области - Кузбасса по поручению Главе города Юрги ФИО2 подготовить к работе муниципальное учреждение по организации школьного питания, обеспечить работу муниципального учреждения по организации школьного питания;
2) о признании незаконными решений Администрации города Юрги, Главы города Юрги:
- постановления Администрации города Юрги №782 от 04.08.2020, которым утвержден Устав муниципального автономного учреждения «Детское питание г. Юрги»;
- постановления Администрации города Юрги №1014 от 09.10.2020, которым внесены изменения в обжалуемое Постановление №717 от 10.07.2020 в части установления основных целей деятельности муниципального автономного учреждения «Детское питание г. Юрги»;
3) о признании незаконным решения первого заместителя Главы города Юрги:
- постановления Администрации города Юрги №892 от 02.09.2020, которым утверждены изменения в устав муниципального автономного учреждения «Детское питание г. Юрги»;
4) о признании незаконным решения Управления образованием Администрации города Юрги:
- Муниципального задания №1 от 01.09.2020,
5) о признании незаконными решений Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Юрги:
- распоряжения №1059 от 15.10.2020 «О внесении изменений в реестр и список муниципального имущества», которым изъято из оперативного управления МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» и передано в оперативное управление МАУ «Детское питание г. Юрги» производственное оборудование, используемое для организации питания;
- распоряжения №1064 от 15.10.2020 «О внесении изменений в реестр и список муниципального имущества», которым изъято из оперативного управления МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» и передано в оперативное управление МАУ «Детское питание г. Юрги» производственное оборудование, используемое для организации питания;
- распоряжения №1075 от 16.10.2020 «О внесении изменений в реестр и список муниципального имущества», которым изъято из оперативного управления МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» и передано в оперативное управление МАУ «Детское питание г. Юрги» производственное оборудование, используемое для организации питания;
- распоряжения №1134 от 30.10.2020 «О внесении изменений в реестр и список муниципального имущества», которым изъято из оперативного управления МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» и передано в оперативное управление МАУ «Детское питание г. Юрги» производственное оборудование, используемое для организации питания;
- распоряжения №1136 от 30.10.2020 «О внесении изменений в реестр и список муниципального имущества», которым изъято из оперативного управления МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» и передано в оперативное управление МАУ «Детское питание г. Юрги» производственное оборудование, используемое для организации питания;
- распоряжения №1137 от 30.10.2020 «О внесении изменений в реестр и список муниципального имущества», которым изъято из оперативного управления МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» и передано в оперативное управление МАУ «Детское питание г. Юрги» производственное оборудование, используемое для организации питания;
- распоряжения №1139 от 15.10.2020 «О внесении изменений в реестр и список муниципального имущества», которым изъято из оперативного управления МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» и передано в оперативное управление МАУ «Детское питание г. Юрги» производственное оборудование, используемое для организации питания.
В предварительном судебном заседании представитель заявителей в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, в дополнение к заявленным требованиям просит признать незаконным распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Юрги №850 от 31.08.2020. Ходатайство судом удовлетворено (статья 49 АПК РФ).
Кроме того представитель заявителей заявил ходатайство, в порядке статьи 51 АПК РФ, о привлечении в дело третьего лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области.
Суд, рассмотрев заявленное ходатайство, не нашел оснований для его удовлетворения. В соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заявителями не обосновано и документально не подтверждено то обстоятельство, что принятый судебный акт по настоящему спору может повлиять на права и обязанности антимонопольного органа по отношению к кому-либо из лиц, участвующих в настоящем споре.
Также представитель заявителей заявил ходатайство об истребовании в порядке статьи 66 АПК РФ копий материалов дела №А27-16796/2020 для изучения их в судебном заседании по настоящему делу. Ходатайство судом отклонено.
В соответствии с частью 4 статьи 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
Доказательства невозможности ознакомления с материалами дела №А27-16796/2020, изготовления копий документов, заявителями не представлены.
Кроме того, представитель заявителей, в порядке статьи 66 АПК РФ, ходатайствовал об истребовании от Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Юрги (далее - КУМИ г. Юрги) распоряжения №850 от 31.08.2020 о предоставлении МАУ «Детское питание г. Юрги» в безвозмездное пользование недвижимого имущества. Судом ходатайство принято к рассмотрению, КУМИ г. Юрги предложено представить в дело запрашиваемое распоряжение в порядке статьи 65 АПК РФ.
Распоряжение №850 от 31.08.2020 представлено в материалы дела одновременно с отзывом КУМИ г. Юрги от 03.06.2021 №01-12/1135.
В ходе судебного заседания представитель заявителей ранее поданное ходатайство об объединении настоящего дела с делом А27-16796/2020 отозвал, в связи с принятием судом решения по делу №А27-16796/2020.
Определением суда от 27.04.2021 подготовка дела к судебному разбирательству завершена, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 15.06.2021.
Судебное разбирательство неоднократно откладывалось судом в связи с необходимостью исследования дополнительных доказательств, ознакомления с ними лиц, участвующих в деле, а также по ходатайствам заявителей.
В судебном заседании от 06.10.2021 представитель заявителей требования поддержал.
В обоснование заявленных требований ООО «Верона», ООО «Верона-Ю», ООО «Комбинат Питания» указывают, что их уставной деятельностью является организация общественного питания в образовательных учреждениях.
В различное время заявители являлись поставщиками муниципального заказа по приготовлению и поставке горячего питания учащимся образовательных учреждений, относящимся к льготным категориям. Кроме того, на основании прямых договоров с обучающимися юридические лица оказывали услуги по предоставлению горячего питания учащимся, оплачивавшим их самостоятельно. Прямые трехсторонние договоры были заключены между заявителями, образовательными учреждениями и обучающимися и распространялись на весь срок обучения учащегося в образовательном учреждении.
К 01.09.2020 у заявителей истекли сроки действия муниципальных контрактов на оказание услуг по организации питания в учебных учреждениях и сроки сопутствующих договоров аренды муниципального имущества (пищеблоков в школах), при этом в письмах заявителями были изложены намеренья на продолжение деятельности по организации поставки горячего питания в рамках муниципального заказа и продлении сроков аренды муниципального имущества необходимого, в том числе для продолжения исполнения прямых договоров с обучающимися, оплачивающими питание самостоятельно.
Создание МАУ «Детское питание г. Юрги» с передачей ему в безвозмездное пользование помещений пищеблоков в образовательных учреждениях, ранее арендуемых заявителями, привело к созданию неконкурентных преференций и преимуществ; монополизации рынка по выполнению работ и оказанию услуг по обеспечению горячим питанием учащихся образовательных учреждений, лишило заявителей возможности принять участие в торгах или получить муниципальный заказ по оказанию данных услуг для образовательных учреждений на законных основаниях для категорий учащихся, питание которых финансируется из бюджета.
Указывает, что предоставление горячего питания обучающимся льготных категорий являются муниципальной нуждой, а не муниципальной услугой.
При этом создание муниципального автономного учреждения в целях оказания услуг муниципальному образованию законодательством не предусмотрено.
Указывает на отсутствие полномочий органов и должностных лиц на принятие постановления Администрации города Юрги №892 от 02.09.2020, утверждение муниципального задания №1 от 01.09.2020.
Полагает, что выдача поручения Губернатором Кемеровской области – Кузбасса главе города Юрги нарушает принцип самостоятельности органов местного самоуправления
Ссылается нормы части 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), статьи 9, части 1 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), статей 2, 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях), статей 4,15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), статей 1, 8, 13, 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", части 5 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Устава Юргинского городского округа, Порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений Юргинского городского округа, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений, утв. постановлением администрации Юргинского городского округа от 26.01.2017 N 80.
Представитель Губернатора Кемеровской области - Кузбасса против удовлетворения требований в части признания незаконным действий по поручению Главе города Юрги подготовить к работе муниципальное учреждение по организации школьного питания, обеспечить работу по организации школьного питания, возразил. Указывает, что в соответствии со статьей 46 Устава Кемеровской области - Кузбасса к полномочиям Губернатора Кемеровской области - Кузбасса относится, в том числе обеспечение координации деятельности органом исполнительной власти Кемеровской области с органами местного самоуправления. Акт Губернатора - это документ, содержащий подзаконное официальное решение, принятое в одностороннем властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия. Протокол поручений Губернатора от 06.06.2020 №127 не является актом, имеющим обязательную силу исполнения. Поручение относится к обычным информационным отношениям между уровнями публичной власти, носящим рекомендательный характер и направленным на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Администрация города Юрги против удовлетворения требований возразила. Указывает, что к полномочиям органов местного самоуправления относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, включая присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Вопросы организации детского питания относятся к вопросам местного значения. МАУ «Детское питание г. Юрги» создано на основании Закона об автономных учреждениях и в соответствии с компетенцией Администрации г. Юрги. Постановление от 02.09.2020 №892 подписано ФИО3 как исполняющим обязанности Главы города Юрги, в пределах предоставленных полномочий.
КУМИ г. Юрги требования оспорил, указывает, что оспариваемые распоряжения о предоставлении МУА «Детское питание г. Юрги» в безвозмездное пользование недвижимого имущества от 31.08.2020 №850 и о внесении изменений в реестр и список муниципального имущества от 15.10.2020 №№1059, 1064, 1075, 1134, 1136, 1137, 1139, согласно которым имущество передано в оперативное управление для ведения уставной деятельности муниципального учреждения, приняты в рамках полномочий Комитета по распоряжению муниципальным имуществом, соответствуют требованиям Положения о порядке передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование, утв. решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 30.04.2009 №20-МПА.
Управление образованием Администрации города Юрги (далее - Управление образованием) против удовлетворения требований возразило. Указывает, что с 2016 года организация питания учащихся в образовательных учреждениях города Юрги осуществлялась ООО «Верона» и ООО «Комбинат питания». С 2019 года организация питания осуществлялась ООО «Верона-Ю». Ввиду корпоративного спора участников сформировалась задолженность за потребленную электроэнергию пищеблоками образовательных учреждений, которые в июле 2020 года были обесточены энергоснабжающей организацией. Переплата по лицевым счетам, произведенная родителями обучающихся, последним не возвращена; процесс организации питания поставлен под угрозу срыва. Указанные обстоятельства явились основанием для отказа от продления договоров аренды помещений с ООО «Верона», заключения договоров с ООО «Верона-Ю» и ООО «Комбинат питания».
Указывает, что Глава города как высшее должностное лицо муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством наделен собственными полномочиями, в частности по изданию постановлений и распоряжений, созданию муниципальных учреждений в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления для решения вопросов местного значения. Финансирование муниципальных учреждений из бюджета не свидетельствует об ограничении конкуренции. Муниципальное задание принято в соответствии с Положением о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных автономных учреждений и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания, утв. постановлением Администрации города Юрги от 13.02.2018 №130.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Юрги имени героя Советского Союза ФИО4», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Юрги», (далее - МБОУ «СОШ №1», МБОУ «СОШ №2», школы) в письменных отзывах против удовлетворения требований возразили, поддержав доводы Управления образованием г. Юрги.
Муниципальное автономное учреждение «Детское питание г. Юрги» (далее - МАУ «Детское питание г. Юрги»), оспаривая заявленные требования, указало, что финансирование в виде субсидий из местного бюджета фактически не осуществлялось, соглашения о предоставлении субсидий не заключались. В соответствии с заключенными типовыми договорами МАУ «Детское питание г. Юрги» оказывает услуги по организации горячего питания детей муниципальных общеобразовательных учреждений города Юрги с соблюдением требований пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Оплата услуг производится школами, доходы, полученные от указанной деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в самостоятельное распоряжение МАУ «Детское питание г. Юрги».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 города Юрги», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 города Юрги» (далее - МБОУ «СОШ №3», МБОУ «СОШ №8», школы) отзывы на заявление не представили.
Рассмотрев и исследовав материалы дела и доводы представителей сторон и третьих лиц, суд установил следующее.
Согласно перечню поручений Губернатора Кузбасса по итогам рабочей поездки в г. Юргу от 06.06.2020 №127 Главе города Юрги ФИО2 поручено подготовить к работе муниципальное учреждение по организации школьного питания с учетом опыта г. Кемерово и Кемеровского муниципального округа в срок до 01.08.2020; обеспечить работу муниципального учреждения по организации школьного питания с 01.09.2020 (пункт 18).
10 июля 2020 года Администрацией города Юрги в лице Главы города Юрги издано постановление №717 от 10.07.2020 «О создании муниципального автономного учреждения «Детское питание г. Юрги», согласно которому основной целью деятельности МАУ «Детское питание г. Юрги» является обеспечение обучающихся общеобразовательных учреждений и воспитанников детских дошкольных учреждений города Юрги здоровым, сбалансированным питанием. Постановлением №782 от 04.08.2020 Администрации города Юрги утвержден устав МАУ «Детское питание г. Юрги».
Постановлением Администрации города Юрги в лице Главы города Юрги №1014 от 09.10.2020 «О внесении изменений в постановление Администрации города Юрги от 10.07.2020 №717 «О создании муниципального автономного учреждения «Детское питание г. Юрги», в пункт 2 постановления внесены изменения, согласно которым: основной целью деятельности МАУ «Детское питание г. Юрги» является обеспечение образовательной деятельности: содействие организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, пропаганда принципов здорового и полноценного питания как комплекс мер по организации питания детей.
Постановлением Администрации города Юрги в лице и.о. Главы города Юрги №892 от 02.09.2020 утверждены изменения в устав муниципального автономного учреждения «Детское питание г. Юрги» с изложением в следующей редакции:
- пункта 1.1. раздела 1: «Муниципальное автономное учреждение «Детское питание г. Юрги» (далее - Учреждение) является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, а именно содействия организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, пропаганды принципов здорового и полноценного питания как комплекс мер по организации питания детей»;
- пункта 2.1 раздела 2: «Предметом деятельности учреждения является выполнение работ по организации питания обучающихся и воспитанников муниципальных образовательных учреждений города Юрги, осуществление систематического технологического контроля за качеством изготавливаемой продукции и выполнением натуральных норм»;
- пункта 2.2. раздела 2: «Основной целью создания учреждения является обеспечение образовательной деятельности: содействия организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, пропаганды принципов здорового и полноценного питания как комплекс мер по организации питания детей».
Распоряжением КУМИ г. Юрги №850 от 31.08.2020 «О согласовании передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование» муниципальным учреждениям (указанным в приложении №1 школам и детским садам) разрешено передать в безвозмездное пользование часть нежилых помещений, находящихся у учреждений в оперативном управлении МАУ «Детское питание г. Юрги» для осуществления уставной деятельности (организация питания детей) с 01.09.2020 на неопределенный срок.
01.09.2020 начальником Управления образованием г. Юрги утверждено Муниципальное задание №1 МАУ «Детское питание г. Юрги» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов на оказание услуги «Организация питания обучающихся и воспитанников», которым утверждены показатели качества услуги «Обеспечение пищеблоков муниципальных образовательных организацией продуктами питания» на 2020 год – 6500 человек, на 2021 год – 7500 человек, на 2022 год – 8000 человек; размер платы - «бесплатно».
Распоряжениями КУМИ «О внесении изменений в реестр и список муниципального имущества» производственное оборудование, используемое для организации питания, передано в оперативное управление МАУ «Детское питание г. Юрги» с одновременным изъятием из оперативного управления:
- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» - распоряжения №1059 от 15.10.2020, №1139 от 15.10.2020;
- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» - распоряжение №1064 от 15.10.2020, №1137 от 30.10.2020;
- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» - распоряжения №1075 от 16.10.2020,
№1134 от 30.10.2020;
- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» - распоряжение №1136 от 30.10.2020.
Полагая, что в результате указанных действий и принятых актов нарушены их права и законные интересы, заявители обратились с требованиями о признании незаконными действий Губернатора Кемеровской области - Кузбасса по поручению Главе города Юрги ФИО2 подготовить к работе муниципальное учреждение по организации школьного питания, обеспечить работу муниципального учреждения по организации школьного питания; постановлений Администрации города Юрги №782 от 04.08.2020, №1014 от 09.10.2020, №892 от 02.09.2020, муниципального задания №1 от 01.09.2020, принятого Управлением образованием Администрации города Юрги, распоряжений КУМИ г. Юрги №850 от 31.08.2020, №1059 от 15.10.2020, №1064 от 15.10.2020, №1075 от 16.10.2020, №1134 от 30.10.2020, №1136 от 30.10.2020.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Суд, рассмотрев требования заявителя, предъявленные к Губернатору Кемеровской области - Кузбасса, не находит оснований для их удовлетворения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно пункту д.1 части 7 статьи 18 Федерального закона N 131-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации): обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
Соответствующее полномочие Губернатора Кемеровской области - Кузбасса предусмотрено пп. «е» пункта 1 статьи 46 "Устава Кемеровской области - Кузбасса".
Таким образом, поручение Губернатора по итогам рабочей поездки в г. Юргу от 06.06.2020 №127 Главе города Юрги ФИО2 о подготовке и обеспечении работы муниципального учреждения по организации школьного питания, дано в соответствии с компетенцией, предусмотренной указанными нормами и не может рассматриваться как нарушающее принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Кроме того, указанное поручение не содержит обязательных для исполнения заявителями предписаний, не влечет возникновения, изменения или прекращения юридических прав и обязанностей последних.
Основания для признания незаконными действий Губернатора Кемеровской области - Кузбасса по даче поручения Главе города Юрги в судебном порядке отсутствуют.
В части требований, заявленных к органам местного самоуправления города Юрги, суд указывает следующее.
Из пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время относится к вопросам местного значения городского округа.
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Закон об образовании.
В силу части 4 статьи 4 Закона об образовании нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно пункту 17 статьи 2 Закона об образовании образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ; присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 указанного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона об образовании организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Поскольку положениями указанной статьи полномочия по организации питания возложены на образовательные учреждения, суд приходит к выводу, что вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, как обязательный элемент образовательного процесса, относятся к вопросам местного значения, которые регламентируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Финансирование образовательного процесса в муниципальных образовательных учреждениях, включая организацию питания детей, как неотъемлемой части этого процесса, осуществляется за счет средств регионального и местного бюджетов в рамках выполнения муниципального задания, а также родительской платы, взимаемой при реализации образовательной программы дошкольного образования.
В силу пункта 2 части 2 статьи 34 Закона об образовании обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе, обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 37 названного Федерального закона обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Кроме этого, с 01.09.2020 согласно части 2.1 статьи 37 Закона об образовании (в редакции Федерального закона от 01.03.2020 N 47-ФЗ) обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством РФ.
Таким образом, муниципальное образование в лице Администрации города Юрги, являясь учредителем образовательных учреждений города Юрги, в рамках осуществления своей компетенции, правомочна решать вопросы организации питания в данных образовательных учреждениях.
Согласно части 1 статьи 2 Закона об автономных учреждениях автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Согласно части 7 статьи 2 Закона об автономных учреждениях автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи.
МАУ «Детское питание г. Юрги» создано на основании постановления Администрации города Юрги №717 от 10.07.2020 «О создании муниципального автономного учреждения «Детское питание г. Юрги» в целях обеспечения обучающихся общеобразовательных учреждений и воспитанников детских дошкольных учреждений города Юрги здоровым, сбалансированным питанием.
Указанное постановление было оспорено ООО «Верона», ООО «Верона-Ю», ООО «Комбинат питания» в судебном порядке. Решением от 09.03.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-16796/2020, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2021 N 07АП-4147/2021, требования заявителей оставлены без удовлетворения.
При этом суды пришли к выводу о том, что Администрация города Юрги в лице Главы города Юрги обладает полномочиями по решению вопросов, касающихся организации питания в образовательных учреждениях города Юрги, цель его создания не противоречит Закону об автономных учреждениях, учреждение создано в целях решения вопросов местного значения.
Постановлением №892 от 02.09.2020 утверждены изменения в устав МАУ «Детское питание г. Юрги», предусматривающие в качестве предмета деятельности учреждения выполнение работ по организации питания обучающихся и воспитанников муниципальных образовательных учреждений города Юрги, осуществление систематического технологического контроля за качеством изготавливаемой продукции и выполнением натуральных норм, в качестве основной цели создания - обеспечение образовательной деятельности: содействия организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, пропаганды принципов здорового и полноценного питания как комплекс мер по организации питания детей.
Суд приходит к выводу о том, что указанное постановление принято в рамках полномочий органа местного самоуправления, соответствует утвержденному постановлением администрации Юргинского городского округа от 26.01.2017 N 80 Порядку принятия решений о создании муниципальных учреждений путем их учреждения.
Доводы заявителей о подписании постановления №892 от 02.09.2020 заместителем Главы города Юрги ФИО3, отклонены, поскольку указанное постановление подписано должностным лицом как исполняющим обязанности Главы города Юрги в период с 02.09.2020 по 05.09.2020 на основании распоряжения Администрации города Юрги от 01.09.2020 №149-рл «О возложении обязанностей».
Оспаривая распоряжение КУМИ г. Юрги №850 от 31.08.2020, разрешающее муниципальным учреждениям передать в безвозмездное пользование МАУ «Детское питание г. Юрги», недвижимое имущество для осуществления уставной деятельности, а также распоряжения №1059 от 15.10.2020, №1064 от 15.10.2020, №1075 от 16.10.2020, №1134 от 30.10.2020, №1136 от 30.10.2020, №1137 от 30.10.2020, №1139 от 15.10.2020 об изъятии из оперативного управления МБОУ «СОШ №3», МБОУ «СОШ №1», МБОУ «СОШ №2», МБОУ «СОШ №8» оборудования с передачей его в оперативное управление МАУ «Детское питание г. Юрги» и внесении изменений в реестр и список муниципального имущества, заявители ссылаются на нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, создание неконкурентных преференций и преимуществ, монополизацию рынка по оказанию услуг по обеспечению горячим питанием учащихся образовательных учреждений.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
Понятие, условия и цели предоставления преференций уполномоченными на это органами и организациями определены в пункте 20 статьи 4 и статье 19 Закона о защите конкуренции, из которых следует, что закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не является государственной или муниципальной преференцией (пункт 3 части 4 статьи 19).
Названные положения Закона о защите конкуренции учитывают специфику отношений между собственником государственного или муниципального имущества и учрежденным им юридическим лицом, предусмотренную действующим гражданским законодательством.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Действуя на основании статей 215, 216 ГК РФ, собственник, в частности, правомочен закрепить имущество, находящееся в муниципальной собственности, за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (часть 1 статьи 296 ГК РФ).
С учетом изложенного, действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на оперативного управления за муниципальным учреждением с изъятием его у другого муниципального учреждения.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, незакрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество государственным и муниципальным учреждениям (пункт 3 части 1 статьи 17).
В силу пункта 2 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями.
При этом пунктом 2 части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров с организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Таким образом, разрешение КУМИ г. Юрги на предоставление в безвозмездное пользование помещений пищеблоков МАУ «Детское питание г. Юрги» для организации детского питания без проведения конкурсов или аукционов не противоречит положениям указанной нормы.
Доводы заявителей о том, что передача имущества в безвозмездное пользование произведена с нарушением требований части 5 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", предусматривающей продление срока действия договора аренды в связи с использованием имущества добросовестным арендатором в условиях повышенной готовности, судом отклонены. Из текста оспариваемого распоряжения №850 от 31.08.2020 явствует только разрешение муниципальным учреждениям передать в безвозмездное пользование МАУ «Детское питание г. Юрги», недвижимое имущество для осуществления уставной деятельности, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав заявителей.
Фактическая передача имущества осуществлена посредством заключения школами с МАУ «Детское питание г. Юрги» договоров пользования нежилого помещения. Соответственно, вопрос о нарушении прав заявителей, как арендаторов имущества, в том числе выразившиеся в отказе от продления договоров аренды, является предметом гражданско-правовых отношений, и может быть разрешен в гражданско-правовом порядке в случае обращения с требованиями к лицам, выступавшими арендодателями и (или) лицу, в пользовании которого находится спорное имущество в настоящее время, с доказыванием наличия обстоятельств, являющихся основанием для продления сроков аренды, предусмотренных частью 5 статьи 19 Федерального закона №98-ФЗ.
В части доводов о незаконности Муниципального задания №1 от 01.09.2020, утвержденного начальником Управления образованием г. Юрги для МАУ «Детское питание г. Юрги» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов на оказание услуги «Организация питания обучающихся и воспитанников», которым утверждены показатели качества услуги «Обеспечение пищеблоков муниципальных образовательных организацией продуктами питания», суд указывает следующее.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
В силу статьи 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся, в том числе ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона об автономных учреждениях государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.
Пунктом 2.56 Положения об Управлении образованием Администрации г. Юрги, утв. постановлением Администрации города Юрги от 04.08.2020 №782, предусмотрено, что Управление утверждает планы финансово-хозяйственной деятельности, муниципальные задания, выполняемые подведомственными бюджетными, автономными учреждениями в качестве основных видов деятельности.
В силу пункта 1.6 устава МАУ «Детское питание г. Юрги» по ведомственной и административной принадлежности учреждение подчиняется Управлению образованием города Юрги. Муниципальное задание для МАУ «Детское питание г. Юрги» в соответствии с в предусмотренными уставом основными видами деятельности утверждается Управлением образованием города Юрги (пункт 5.4 устава). Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности МАУ «Детское питание г. Юрги» является деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания (ОКВЭД 56.29).
Муниципальное задание №1 от 01.09.2020 для МАУ «Детское питание г. Юрги» сформировано в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ и предусматривает оказание следующей услуги: «Организация питания обучающихся и воспитанников».
Муниципальное задание утверждено начальником Управления образованием Администрации города Юрги в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 2.56 Положения об Управлении образованием Администрации г. Юрги, утв. постановлением Администрации города Юрги от 04.08.2020 №782.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий (пункты 2,8 части 1 статьи 15).
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Постановлением Администрации города Юрги от 30.10.2015 №1703 утверждено Положение о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных автономных учреждений и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания. В соответствии с указанным Положением финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в городском бюджете на указанные цели путем предоставления субсидии муниципальному учреждению (п. 37 Положения). Предоставление муниципальному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения, заключаемого органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных учреждений, с муниципальным учреждением в соответствии с типовой формой, утвержденной настоящим постановлением (п. 40 Положения).
Из материалов дела следует, что финансирование МАУ «Детское питание г. Юрги» из бюджета муниципального образования «Юргинский городской округ» для выполнения муниципального задания не осуществлялось, соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии не заключались. Доказательства обратного в деле отсутствуют.
В соответствии с пунктами 5.2.2, 5.6, 5.8 устава МАУ «Детское питание г. Юрги» вправе осуществлять приносящую доходы деятельность; источниками формирования финансовых ресурсов учреждения является, в том числе доход, полученный от реализации товаров, работ и услуг, а также других видов разрешенной учредителем приносящей доход деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, признается хозяйствующим субъектом. МАУ «Детское питание г. Юрги» с сентября 2020 года осуществляет приносящую доход деятельность в соответствии с целями деятельности учреждения, установленными пунктом 2.2. устава. Таким образом, МАУ «Детское питание г. Юрги» является хозяйствующим субъектом в связи с осуществлением деятельности, приносящей доход. При этом муниципальные образовательные учреждения города Юрги не отстранены от обязанности по организации питания обучающихся, установленной в статье 37 Закона об образовании.
Предмет заключаемых МАУ «Детское питание г. Юрги» (исполнителем) типовых договоров, заключаемых с муниципальными бюджетными общеобразовательными учреждениями (заказчиками), соответствует основному виду деятельности и цели его создания.
Таким образом, приносящая доход деятельность МАУ «Детское питание г. Юрги» по организации горячего питания детей муниципальных общеобразовательных учреждений не финансируется напрямую за счет средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
Согласно Плану финансово-хозяйственной деятельности МАУ «Детское питание г. Юрги» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов от 01.09.2020:
- доходы учреждения всего на 2020 год финансовый год составляют 34655275,00 руб. (код строки 1000);
- в том числе субсидии на финансовое обеспечение выполнение государственного (муниципального задания) за счет средств бюджета публично-правового образования, создавшего учреждение - 0,00 руб. (код строки 1210).
В отсутствие предоставления бюджетной субсидии на осуществление деятельности сам факт создания МАУ «Детское питание г. Юрги» с передачей в оперативное управление движимого имущества (кухонного оборудования), необходимого для обеспечения горячим питанием учащихся, не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства.
Ссылки заявителя на нарушение статей 1, 8, 13, 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" судом отклоняются, поскольку проверка соблюдения требований указанных норм относится к деятельности муниципальных образовательных учреждений при размещении ими заказов на оказание услуг по обеспечению горячим питанием.
Оценка правомерности действий муниципальных образовательных учреждений по размещению муниципальных заказов на оказание услуг по обеспечению учащихся горячим питанием, в целях которых осуществляется безвозмездная передача объектов недвижимого имущества (пищеблоков), не входит в предмет настоящего спора, требования к образовательным учреждениям не заявлены.
Кроме того, оценивая доводы заявителей в части нарушения требований антимонопольного законодательства, суд указывает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" одним из условий удовлетворения требований лица о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления является нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" лица, чьи права нарушены в результате несоблюдения требований антимонопольного законодательства иными участниками гражданского оборота, вправе самостоятельно обратиться в соответствующий суд с иском о восстановлении нарушенных прав, в том числе с требованиями о понуждении к заключению договора, признании договора недействительным и применении последствий недействительности, с иском о признании действий нарушающими антимонопольное законодательство, в том числе иском о признании действий правообладателя актом недобросовестной конкуренции, а также с иском о возмещении убытков, причиненных в результате антимонопольного нарушения (пункт 4 статьи 10, статья 12 Гражданского кодекса, часть 3 статьи 37 Закона о защите конкуренции).
Закон о защите конкуренции не содержит указаний на то, что защита гражданских прав в административном порядке (путем рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства) исключается при наличии возможности обратиться в суд или, наоборот, является обязательным условием обращения лиц, чьи права нарушены, в суд. Следовательно, если лицо за защитой своих прав обратится в суд, не подавая до этого соответствующего заявления в антимонопольный орган, суд не может оставить такое заявление без рассмотрения.
Если нарушение антимонопольного законодательства не устанавливалось антимонопольным органом, бремя доказывания факта нарушения антимонопольного законодательства, в том числе по проведению анализа рынка, возлагается на истца.
Заявители в антимонопольный орган заявители не обращались.
При этом анализ рынка, свидетельствующий о том, что в результате действий органов местного самоуправления, созданы условия по недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в материалы дела в порядке статьи 65 АПК РФ обществами не представлены.
В подтверждение ограничения их прав на конкурентном рынке заявителями приобщены к материалам дела договоры №№4,5,6,8,17,19,20 от 20.01.2020, заключенные со школами ООО «Комбинат питания» на оказание услуг по организации горячего питания, действовавшие в период с 09.01.2020 по 31.05.2020.
Вместе с тем заключение школами договоров в последующие периоды с иным лицом (МАУ «Детское питание г. Юрги») не свидетельствует о необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, или создании дискриминационных условий.
Какие-либо не предусмотренные законом требования или ограничения, препятствующие оказанию соответствующих услуг и заключению договоров с образовательными учреждениями, органами местного самоуправления не установлены.
Наделение МАУ «Детское питание г. Юрги» функциями по организации питания обучающихся и воспитанников муниципальных образовательных учреждений города Юрги, осуществлению систематического технологического контроля за качеством изготавливаемой продукции и выполнением натуральных норм не ограничивает ни права заявителей, ни иного круга лиц по предложению на рынке соответствующих услуг. При этом вопрос о предоставлении в безвозмездное пользование школами помещений, как уже было указано, решается при заключении соответствующих договоров.
Кроме того, суд учитывает пояснения Управления образованием г. Юрги, МБОУ «СОШ №1», МБОУ «СОШ №2» о том, что отказ от заключения договоров с заявителями и наделение соответствующими функциями учреждения были обусловлены ненадлежащим оказанием услуг, угрозой срыва организации питания учащихся (отключением электроэнергии в связи с неоплатой, невозвращением сумм переплаты по лицевым счетам). Документы, опровергающие доводы Управления образованием г. Юрги и третьих лиц, в деле отсутствуют.
Суд приходит к выводу о том, что акты, оспариваемые заявителями в рамках настоящего спора, не создают, не отменяют права и не устанавливают обязанности непосредственно для ООО «Верона», ООО «Верона-Ю», ООО «Комбинат питания», не содержат обязательных властно-распорядительных предписаний, подлежащих исполнению указанными лицами. Полномочиями по обращению с требованиями в защиту неопределенного круга лиц заявители не наделены.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии со статьями 104,110 АПК РФ сумма государственной пошлины при подаче заявления – 21000 руб., излишне уплаченной в соответствии с чеком по операции №9956153 от 22.03.2021 подлежит возврату из федерального бюджета (с учетом пояснений заявителя от 19.09.2021 о возврате банком сумм, внесенных по чекам по операциям №№97616, 98034 от 20.02.2021 денежных средств в размере 24000 рублей и 3000 рублей), в остальной части расходы относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181, 199-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Обществу с ограниченной ответственностью «Верона-Ю», Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>) выдать справку на возврат из федерального бюджета 21000 руб. государственной пошлины, уплаченной в соответствии с чеком по операции №9956153 от 22.03.2021 (плательщик ФИО5).
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья Ю.Ю. Кормилина