АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
www.kemerovo.arbitr.ru
тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Кемерово Дело № А27- 3434/2012
09 июля 2012 года
Резолютивная часть решения оглашена 03 июля 2012 года
Полный текст решения изготовлен 09 июля 2012 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи Дворовенко И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шуткариной А.С. с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью « Шахта № 12» (ИНН <***>), г. Киселёвск
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Кемеровской области, г. Новокузнецк
о признании частично недействительным решения № 27 от 08.11.2011
в заседании приняли участие:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 01.03.2012, паспорт
от налогового органа: ФИО2 - государственный налоговый инспектор юридического отдела по доверенности от 11.01.2012 № 03-08/00061, удостоверение; ФИО3 - главный государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок по доверенности от 01.03.2012 № 03-08/00958, удостоверение, ФИО4 – государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок по доверенности от 09.02.2012 № 03-08/ 00641, удостоверение, ФИО5 - представитель по доверенности 20.01.2012 № 03-08/0299, удостоверение,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью « Шахта № 12» ООО « Шахта № 12» либо Общество либо Шахта) оспорило в судебном порядке решение № 27 от 08.11.2011 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Кемеровской области (далее Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам либо Межрайонная инспекция) в части начисления налога на добычу полезных ископаемых в размере 9 220 260 руб., соответствующих сумм пени и штрафных санкций.
Заявление обосновано тем, что у налогового органа отсутствовали правовые основания отказывать в применении льготы, и рассчитывать сумму НДПИ в размере 9 220 260 руб., а так же рассчитывать пени и применять меры ответственности в виде штрафных санкций, так как отсутствует вина Шахты в не утверждении уточнённых нормативов потерь на 2010 год.
Межрайонная инспекция заявленные требования не признала, полагая, что сумма налога начислена в соответствии с действующим налоговым законодательством, и с учётом отсутствия у налогоплательщика доказательств, подтверждающих нулевую налоговую ставку.
В соответствии со статьями 158 и 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрение спора откладывалось, и в судебном заседании объявлялся перерыв.
Изучив материалы дела, дополнительно представленные доказательства, а так же, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
По результатам выездной налоговой проверки налогоплательщика – ООО « Шахта № 12», контролирующий орган - Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Кемеровской области составлен Акт № 84 от 10.10.2011.
После рассмотрения материалов выездной проверки и возражений налогоплательщика, контролирующий орган 08.11.2011 принял решение № 27 о привлечении к ответственности Общества по статье 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 1 847 568 руб.. Данным решением налогоплательщику начислен налог на добычу полезных ископаемых за 2009 год ( 17 582 руб.) и 2010 год ( 9 220 260 руб.) в общей сумме 9 237 842 руб., и рассчитаны суммы пени, как несвоевременную уплату НДПИ, так и НДФЛ.
Не согласившись с выводами контролирующего органа в части НДПИ, решение № 27, первоначально обжаловано в апелляционном порядке ( решение Управление ФНС России по Кемеровской области от 10.01.2012 № 2), а затем, в судебном порядке, в части начисления НДПИ только за декабрь 2010 года ( 9 220 260 руб.), соответствующих сумм пени и штрафных санкций.
Суд не может согласиться с заявленными требованиями по следующим основаниям.
В декабре 2010 года Общество при расчёте налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) применил ставку 0% в части нормативных потерь твёрдых полезных ископаемых ( ТПИ) при отсутствии утверждённых в установленном порядке нормативов потерь.
В обоснование своей позиции, при оспаривании решения № 27 в части НДПИ за декабрь 2010 года, налогоплательщик ссылается на судебные акты по другому рассмотренному арбитражному делу А27-6584/2010, в которых установлено отсутствие вины ООО « Шахта № 12» в том, что нормативы потерь на 2008 год не были утверждены. При этом, заявитель указывает на преюдицию, ссылаясь на статью 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Кроме этого, по мнению заявителя, у Шахты имеются утверждённые нормативы потерь не по отдельным пластам ( вымоечным единицам), а в общем по месторождению.
Суд не может согласиться с данными доводами.
По делу А27-6584/2010 установлено отсутствие вины ООО «Шахта № 12» на 2008 год на основании следующего обстоятельства: «Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.01 г. N 921. В соответствии с пунктом 2 указанных выше Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.) Судами установлено и следует из материалов дела, нормативы потерь Общества по спорным выемочным единицам на 2007 и 2008 годы согласованы. Данный факт подтверждается представленными в материалы дела документами. Плановые потери согласованы Обществом с Управлением по технологическому и экологическому надзору Росхознадзора по Кемеровской области, Кузбасским отделом по надзору за СН и ГМ, Киселевским ПО. При расчете налоговой базы по НДПИ по спорным выемочным единицам Обществом применены нормативы потерь, утвержденные и согласованные в указанном порядок». То есть основанием для принятия судебного решения явился лишь факт согласования, а не утверждения нормативов потерь в составе проектной документации.
По настоящему делу в ходе выездной налоговой проверки были исследованы фактические обстоятельства связанные применением Обществом ставки ноль процентов в части нормативов потерь на 2010г.
Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 № 833 вступившим в силу с 25.11.2008г., были внесены следующие изменения в п.2 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 921: «нормативы потерь твердых полезных ископаемых (кроме общераспространенных) рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и включаются в состав проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и иной документации). Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (кроме общераспространенных) утверждаются Федеральным агентством по недропользованию».
Таким образом, согласование нормативов с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору с 2009 года не предусматривается.
Кроме того, в ходе выездной налоговой проверки ООО «Шахта №12», был установлен факт отсутствия, как в проверяемом периоде, так и на момент проведения выездной налоговой проверки, нормативов потерь при добыче, утвержденных в установленном порядке в составе проектной документации, а также иные обстоятельства (подробно изложенные как в акте выездной налоговой проверки, так и в оспариваемом решении), которые не были предметом исследования Инспекцией в ходе проведения предыдущей выездной налоговой проверки, и не рассматривались судом.
Таким образом, учитывая иной порядок Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых за 2010 год, других фактических обстоятельств, установленных решением № 27 от 08.11.2011, основания для применения статьи 69 АПК РФ отсутствуют.
Довод налогоплательщика о том, что Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921 установлен лишь общий порядок утверждения нормативов потерь, а сама процедура утверждения нормативных потерь им не урегулирована, является необоснованным.
Так, в соответствии с требованиями статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2001 № 921 утверждены «Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения» (далее Правила).
Указанные правила, в частности, содержат следующие сведения:
1) порядок расчета потерь - нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ...(п. 2 Правил);
2)устанавливает два этапа утверждения нормативов потерь твердых полезных ископаемых: в составе проектной документации и утверждение уточненных нормативов потерь при подготовке годовых планов развития горных работ.
В соответствии с пунктом 14 «Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ», утвержденной Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24.11.1999г. № 85, рассмотрение годовых планов производится по графику в период с 1 сентября по 15 декабря.
3) определяет уполномоченные органы, утверждающие нормативы потерь - до 19.02.2007г. утверждение нормативов потерь осуществлялось Министерством природных ресурсов Российской Федерации, с 20.02.2007г. Федеральным агентством по недропользованию (пункт 2 Правил),
4) устанавливает, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь (пункт 4 Правил).
Кроме того, процедура утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, действовавшая в 2008, 2009, 2010 годах регламентировалась следующими нормативными документами: - Постановлением Правительства РФ от 05.02.2007 N 76 «О внесении изменений в
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 921»; - Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по рассмотрению и согласованию проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых, утвержденным Приказом от 30.10.2008г. N 277 Министерством природных ресурсов и экологии РФ, действовавшим в период с 13.03.2009 по 30.09.2010, - Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 вступившим в действие с 18.03.2010г.; а также изданными в целях реализации Постановлениями Правительства РФ от 29.12.2001 N 921 Приказами Федерального агентства по недропользованию, действовавшими до 31.08.2009 года (признанны утратившими силу в соответствии с Приказом Федерального агентства по недропользованию от 31.08.2009 N 811): - Приказом Федерального агентства по недропользованию от 31 августа 2005 г. N 914
"О рассмотрении и подготовке согласования проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых"; - Приказом Федерального агентства по недропользованию от 28 октября 2005 г. N 1108 "О внесении изменений в Приказ Федерального агентства по недропользованию от 31.08.2005 N 914 "О рассмотрении и подготовке согласования проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых"; -Приказом Федерального агентства по недропользованию от 30 мая 2007N623"О рассмотрении и утверждении уточненных при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче". После отмены Приказа от 30.05.2007 № 623 в целях реализации Постановления Правительства РФ от 29.12.2001 № 921 действовали и были изданы следующие нормативные акты: - Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по рассмотрению и согласованию проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых, утвержденным Приказом от 30.10.2008г. N 277 Министерством природных ресурсов и экологии РФ, действовавший в период с 13.03.2009 по 30.09.2010, - Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 вступившее в действие с 18.03.2010г..
Таким образом, порядок утверждения нормативов потерь полезных ископаемых четко определен действующим законодательством.
Доводы Общества о том, что у ООО «Шахта №12» отсутствовала возможность утвердить уточненные нормативы потерь на 2010 год не обоснованы, поскольку из анализа указанных выше нормативных документов, следует, что недропользователи, разрабатывающие месторождения твердых полезных ископаемых, обязаны утверждать нормативы потерь при добыче в два этапа: !) в составе проектной документации, 2) и лишь после утверждения нормативов потерь в составе проекта на отработку месторождения уточнять их при подготовке годовых планов развития горных работ.
Ссылка ООО «Шахта №12» на письма Кузбасснедра и Федерального агентства по недропользованию не состоятельна, поскольку причиной не утверждения уточненных нормативов потерь не «отсутствие методического документа, регламентирующего порядок утверждения уточненных нормативов потерь при подготовке планов развития горных работ», а отсутствие у налогоплательщика, как в проверяемом периоде, так и на момент проведения выездной налоговой проверки, нормативов потерь при добыче, утвержденных в установленном порядке в составе проектной документации.
Относительно довода налогоплательщика об отсутствии вины в не утверждении нормативов потерь Инспекция указывает, что в ходе выездной налоговой проверки были исследованы фактические обстоятельства не утверждения Обществу нормативов потерь ТПИ на 2008-2010гг., а также причины отсутствия как в проверяемом периоде, так и на момент проведения выездной налоговой проверки нормативов потерь при добыче утвержденных в установленном порядке в составе проектной документации.
В соответствии со статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации в ходе проведения налоговой проверки, у проверяемого лица запрошены документы, такие как заявление на рассмотрение и согласование проектной документации на разработку месторождения полезных ископаемых; сообщение (письмо) Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа о принятии материалов на согласование проектной документации (возвращении материалов на доработку) и решение о согласование проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации.
Однако, письмом от 29.08.2011 № 1-1526/11 ООО «Шахта №12» сообщило об отсутствии данных документов.
Проверкой установлено, что отработка запасов полезных ископаемых в 2009, 2010гг. подземным способом велась на основании «Проекта вскрытия и подготовки Южного крыла шахтного поля на гор. ± 0 м» разработанного в 2000 году институтом «Гипроуголь» и дополнения к данному проекту внесенному в 2003 году.
Письмом от 20.10.2003 № Г-05/3403 Геологическая служба Главного Управления природных ресурсов и охраны окружающей МПР России по Кемеровской области известило ОАО «Шахта № 12» (правопреемником является ООО «Шахта № 12») о необходимости представить на утверждение МПР РФ нормативы потерь угля в составе настоящей проектной документации на основании «Правил утверждения нормативов потерь...», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921.
Таким образом, о необходимости согласования нормативов потерь в составе проекта на отработку месторождения полезных ископаемых ООО «Шахта № 12» было известно с 2003 года.
Также о необходимости согласования проектных нормативов потерь в составе действующей проектной документации ООО «Шахта № 12» было извещено в 2008 году:
- пунктом 2 Протокола заседания Кемеровского отделения ЦКР Роснедра от 08.02.2008 № 16-унп предписано «представить в установленном порядке на согласование в ЦКР Роснедра действующую проектную документацию на разработку участка в части рационального и комплексного использования недр»;
- письмом от 03.03.2008г. №14-47 Киселевского отдела горного надзора «О согласовании проектной документации на разработку месторождения полезных ископаемых»; - письмом от 18.06.2008г. № 51 Кемеровский филиал ФГУ «ГКЗ» известил ООО «Шахта № 12», что полномочия на рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку участка в пределах горного отвода переданы КузбассЦКР Роснедра. В данном письме установлен срок до 01.08.2008г. представления материалов на рассмотрение и согласование проектной и технической документации в Кемеровский филиал ФГУ «ГКЗ» для проверки комплектности.
В соответствии с письмом ООО «КузбассЭкспертНедра» от 11.10.2010 № 87 на запрос Инспекции от 30.09.10 № 09-22/09115 материалы уточненных нормативов потерь угля в годовом плане развития горных работ на 2008 год ООО «Шахта №12» были отклонены 24.09.2008г. «из-за отсутствия у недропользователя норматива потерь, утвержденного в составе проектной документации».
ООО «Шахта №12» 10.10.2008г. было направлено в Кемеровский филиал ФГУ «ГКЗ» письмо от № 3-1185 (вх. № 17ПР от 15.10.2008г.) о проведении экспертизы действующих проектов.
Экспертиза материалов «Проекта вскрытия и подготовки Южного крыла шахтного поля на гор. ± 0 м» и дополнения к данному проекту выполненного институтом «Гипроуголь» в 2003г. проводилась ООО «КузбассЭкспертНедра» по договору № 22-2008/КЭН-Ц/ТПИ от 29.10.2008г. в течение 2 квартала 2009г. По результатам экспертизы 05.06.2009г. 000 «Шахта №12» были выданы замечания, требующие доработки проекта.
Заявление на рассмотрение и согласование доработанной проектной документации на разработку месторождения полезных ископаемых в Федеральное агентство по недропользованию (либо в территориальный его орган «Кузбасснедра») не направлялось, что подтвердил представитель налогоплательщика в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки и представленных письменных возражений (Протокол от 07.11.2011 № 93).
Кроме того, в рамках проведенных мероприятий налогового контроля в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-1 Инспекцией был направлен запрос в Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) г. Москва от 30.08. 2011 № 09-22/04868. На запрос Инспекции Федеральное агентство по недропользованию письмом от 30.09.2011 № ВБ-04-28/9933 (вх.№ 015702 от 17.10.2011) сообщило, что ООО «Шахта № 12» не представлялась в Роснедра проектная документация «Проект вскрытия и подготовки Южного крыла шахтного поля на гор. ± 0 м» и дополнения к данному проекту.
Письмом от 11.10.2010 № 87 ООО «КузбассЭкспертНедра» в ответ на запрос инспекции от 30.09.2010 № 09-22/09115 от 30.09.2010 представлена информация о состоянии работ по рассмотрению и утверждению данной организацией уточненных при подготовке годовых планов развития горных работ нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче, с момента получения права деятельности - 29.10.2007г. до 31.08.2009г (окончания срока действия Приказа от 30.05.2007 N 623):
- за указанный период ООО «КузбассЭкспертНедра» рассмотрен 81 комплект годовых программ развития горных работ; из них:
71 комплект получил положительную оценку КузбассЭкспертНедра (уточненный норматив потерь утвержден); 2 комплекта получили отрицательную оценку КузбассЭкспертНедра (уточненный норматив потерь не утвержден); 8 комплектов отправлены экспертами на доработку, в том числе ООО «Шахта № 12».
Приведенные данные свидетельствуют о том, что процедура утверждения нормативов потерь действовала и уточненные нормативы потерь были утверждены уполномоченными органами 88% недропользователей, представившим материалы по обоснованию уточненных в составе годовых планов развития горных работ нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче.
Таким образом, доводы налогоплательщика об отсутствии его вины необоснованны и не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Необоснованным является и доводы налогоплательщика о том, что, поскольку, ООО «Шахта №12» последние уточненные нормативы потерь утверждены Протоколом заседания Кемеровского отделения ЦКР Роснедра от 08.02.2008г № 16-унп на 2007г по Киселевскому месторождению в размере 35.5%, следовательно, ООО «Шахта №12» имеет утвержденные нормативы потерь не по отдельным пластам (выемочным единицам), а в общем по месторождению.
1. Фактическими обстоятельствами касающимися определения, согласования и утверждения процентной величины потерь по лицензионному участку недр на 2007 год (со слов налогоплательщика « в общем по месторождению»).
В рамках мероприятий налогового контроля в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 31 и статьей 90 Налогового кодекса Российской Федерации в ходе проверки допрошен свидетель ФИО6 - в 2009-2010 годах занимавшая должность главного геолога ООО «Шахта № 12» (Протокол допроса свидетеля от 01.09.2011 № 496).
Относительно обстоятельств, касающихся планирования, утверждения и расчета нормативных эксплуатационных потерь должностным лицом налогоплательщика даны пояснения о том, что при расчёте НДПИ за декабрь 2010 года применена нулевая ставка в части фактических эксплуатационных потерь угля при подземной добыче, с учётом утверждённых в 2007 году нормативов потерь Протоколом заседания Кемеровского отделения ЦРК Роснедра от 08.02.2008 № 16-унп.
При этом, в перечень выемочных единиц, по которым рассчитана нулевая ставка, включены три пласта ( 101,5 тыс. т.):
- Безымянный (Мощный) зап.кр.ант. "L" с соед.кв-га, в/кр, север в количестве 23,5 тыс.т;
- Мощный (Прокопьевский) взбр. зап.кр.ант. "L" с соед.кв-га, юг в количестве 33,4 тыс.т.;
- Безымянный (Мощный) зап.кр.ант. "В" с пром. кв-га №7, север в количестве 44,6 тыс.т.
Данные места образования потерь по вышеуказанным выемочным единицам при согласовании и утверждении в установленном порядке нормативов потерь на 2007 год вообще не подлежали рассмотрению уполномоченными органами.
Данные доводы, подтверждены показаниями должностного лица налогоплательщика ФИО6 в ходе проведения налоговой проверки.
Суд отмечает, что при рассмотрении спора в суде, представитель Общества документально не подтвердил и не обосновал с учётом норм законодательства, правомерность применения нулевой ставки по НДПИ на новые выемочные единицы, по которым не утверждались нормативы потерь в 2007 году.
2. Показания свидетеля и выводы инспекции о том, что распространение утвержденных нормативов потерь на последующий период правомерно только в пределах выемочных единиц с ранее утвержденными в установленном порядке нормативами потерь полезного ископаемого, соответствуют нормам, определяющим порядок определения и учета потерь твердых полезных ископаемых, соответствует учетной политике налогоплательщика.
В утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2001 № 921 «Правилах утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения» указано, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Из пункта 2 Правил следует, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ.
В силу пункта 3 Правил, нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году.
В соответствии с пунктом 32 «Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ», утвержденной Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24.11.1999г. № 85, нормативы потерь и разубоживания полезных ископаемых при добыче устанавливаются на основании технико-экономических расчетов для каждой выемочной единицы, вовлекаемой в отработку в планируемом периоде, в соответствии с установленными требованиями по нормированию потерь и разубоживания при добыче.
Кроме того, законодательно определен порядок учета полезных ископаемых также по каждой выемочной единице.
Так, согласно пункту 3.16 Инструкции по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче, согласованной Госгортехнадзором России 01.03.1996г. и утвержденной Минтопэнерго 11.03.1996г. учет потерь ведется по каждому пласту (слою), горизонту, выемочной единице (участку).
Согласно пункту 19 Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ 10.12.1998г. № 76, № РД-07-261-98) учет добычи и потерь твердых полезных ископаемых ведется, как правило, по данным маркшейдерских замеров объемов (массы) и геологического опробования полезных ископаемых по каждой выемочной единице (пласту, лаве, блоку, уступу, залежи и др.), осуществляемых не реже одного раза в год геолого - маркшейдерской службой пользователя недр.
Статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет использовать понятия и институты отраслей законодательства Российской Федерации в том значении, в котором они используются в этих отраслях.
Данную норму использует налогоплательщик при формировании учетной политики для целей налогообложения НДПИ отраженной в пункте 2.2.3. «Учетной политики ООО «Шахта № 12» для целей налогообложения на 2010 год», утвержденной приказом от 31.12.2009 №856.
Так, пункт 2.2.3. «Налог на добычу полезных ископаемых» содержит следующие положения, касающиеся применения подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации:
-Нормативы потерь утверждаются в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921, при этом, если на момент наступления срока уплаты по итогам первого налогового периода очередного календарного года у организации отсутствуют утвержденные нормативы потерь на этот календарный год, то до утверждения указанных нормативов потерь применяются последние нормативы, утвержденные в установленном порядке, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
-Измеренные в данном налоговом периоде фактические эксплуатационные потери сопоставляются с утвержденными нормативами. При этом, измерение фактических эксплуатационных потерь и их сопоставление с нормативами потерь осуществляется по каждому месту образования (выемочной единице), по которым нормативы потерь были рассчитаны в годовом плане развития горных работ.
-Фактические эксплуатационные потери в пределах утвержденных нормативов признаются нормативными и облагаются по ставке 0%.
-Фактические эксплуатационные потери, в части превышающей утвержденные нормативы, признаются сверхнормативными и облагаются по ставкам, установленным для соответствующего вида полезных ископаемых.
-Документы геолого-маркшейдерского учета потерь, в том числе по сравнению фактических потерь с утвержденными нормативами, представляются в бухгалтерию организации геолого-маркшейдерскими службами.
Таким образом, Межрайонная инспекция правомерно сделала вывод о том, что три выемочных единицы: пласт Безымянный (Мощный) зап.кр.ант. "L" с соед.кв-га, в/кр, север в количестве 23,5 тыс.т; пласт Мощный (Прокопьевский) взбр. зап.кр.ант. "L" с соед.кв-га, юг в количестве 33,4 тыс.т. и пласт Безымянный (Мощный) зап.кр.ант. "В" с пром. кв-га №7, север в количестве 44,6 тыс.т., подлежат налогообложению НДПИ за декабрь 2010 года по ставке 4%. Следовательно, сумма НДПИ за декабрь 2010 год до начислена правомерно в размере 9 220 260 руб.
Кроме этого суд отмечает, что о непринятии довода заявителя о наличии документального подтверждения согласования ( в части рационального использования и охраны недр) распорядителем недр проекта «Проект вскрытия и подготовки Южного крыла шахтного поля на гор. ± 0 м»(2000г.), с дополнением 2003г. в части, в которой содержатся нормативы потерь, со ссылкой на наличие письма от 20.10.2003 № Г-05/3403 Геологическая служба Главного Управления природных ресурсов и охраны окружающей МПР России по Кемеровской области.
Вышеуказанным письмом Геологическая служба Главного Управления природных ресурсов и охраны окружающей МПР России по Кемеровской области известило ОАО «Шахта № 12» (правопреемником является ООО «Шахта № 12») о необходимости представить на утверждение МПР РФ нормативы потерь угля в составе настоящей проектной документации на основании «Правил утверждения нормативов потерь...», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921.
Суд отмечает, что доказательств, свидетельствующих о выполнении данного предписания, ни в ходе проверки, ни в ходе судебных разбирательств ООО «Шахта №12» представлено не было.
Проектная документация на отработку месторождения предусматривает согласования различными контролирующими органами, в том числе в части промышленной, противопожарной, экологической безопасности, рационального использования и охраны недр и др.
Налоговым органом оценивается согласование проектов на отработку месторождения только в части правомерности применения налогоплательщиком льготной нулевой налоговой ставки по НДПИ в части нормативных потерь полезного ископаемого в соответствии с главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ с 01.01.2002г.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации потери полезных ископаемых, понесенные при их добыче в пределах нормативных потерь, облагаются по налоговой ставке 0 процентов.
В статье 342 НК РФ дано четкое определение нормативных потерь для целей исчисления НДПИ, отличное от понятия «проектные потери».
При проектировании горного предприятия устанавливают величину допустимых потерь (проектный норматив потерь), под которой следует понимать часть запасов полезных ископаемых, извлечение которых, согласно технико-экономическому обоснованию постоянных кондиций, техническому проекту разработки месторождения и безопасному ведению очистных работ по технико-экономическим расчетам, нецелесообразно в современных экономических условиях.
В целях главы 26 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В целях применения ставки 0% по НДПИ недропользователю необходимо утвердить «проектные потери» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921, и только в этом случае «проектные потери» будут соответствовать определению нормативных потерь, установленному подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ.
Контролирующий орган представил в материалы арбитражного дела доказательство привлечения Управлением Росприродонадзор по Кемеровской области ООО « Шахта № 12» к административной ответственности, предусмотренной статьёй 7.3 КоАП РФ.
Таким доказательством является письмо от 26.06.2012 №13-4/3329, в соответствии с которым Общество, по результатам проверки в 2010 года привлечено к ответственности за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией. При этом, Постановление № АТЗН-24 о назначении административного наказания не оспаривалось в судебном порядке, административный штраф внесен предприятием в установленные сроки. В пункте 1.2. Постановления указано одно из нарушений, послужившее основанием для привлечения к административной ответственности, а именно, «Проект вскрытия и подготовки Южного крыла шахтного поля на гор. ± 0 м», «Гипроуголь», 2000г. и «Дополнения ...» к нему, 2003г. ... не имеют положительного заключения государственного органа распорядителя недр (Роснедра, Кузбасснедра) в части рационального использования и охраны недр.
Согласно распределению полномочий по согласованию проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых между федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами (Приложение 2 к Административному регламенту предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по рассмотрению и согласованию проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых, утв. Приказом МПР РФ от 30.10.2008 № 277), а также в соответствии с критериями, утвержденными приказом МПР РФ от 13.05.2010 проектная документация на отработку месторождения ООО «Шахта № 12» подлежит рассмотрению ЦКР Роснедра (г. Москва).
Из материалов дела следует, что в 2010 году и по настоящее время у ООО «Шахта № 12» не имеется документа, подтверждающего утверждения нормативов потерь в составе действующей проектной документации - протокола заседаний ЦКР Роснедра, в котором бы указывалось о согласовании технических проектов отработки месторождения полезных ископаемых и утверждении в составе представленных проектов нормативов потерь при добыче на определенный срок.
Информация ООО « КузбассЭкспертНедра» в письме от 11.10.2010 № 87 ООО «КузбассЭкспертНедра», на которую ссылается Межрайонная инспекция , свидетельствует о том, что процедура утверждения нормативов потерь действовала и уточненные нормативы потерь были утверждены уполномоченными органами 88% недропользователей, представившим материалы по обоснованию уточненных в составе годовых планов развития горных работ нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче.
Ссылка представителя ООО «Шахта №12» о том, что данные материалы были рассмотрены в порядке, признанном Приказом Роснедр от 31.08.2009 № 811 не действующим оценивается судом критически.
Данный Приказ Роснедр признал утратившими силу ряд нормативных документов Федерального агентства по недропользованию, но при этом не отменил нормативы потерь, которые были утверждены в соответствии с этими нормативными актами и не лишил недропользователей права на применение нулевой налоговой ставки по НДПИ в части нормативов потерь, о чем свидетельствует имеющаяся в инспекции информация об утверждении нормативов потерь в составе проектов на отработку месторождений в 2009-2010гг. и уточненных нормативах потерь на 2009г. по налогоплательщикам, состоящим на учете в инспекции.
В судебном заседании представители Межрайонной инспекции составили список налогоплательщиком, которые нормативы потерь, как в составе проектной документации, так и при уточнении на год.
Следовательно, Приказ Роснедр от 31.08.2009 № 811 не мог являться препятствием для применения нулевой налоговой ставки по тем налогоплательщикам, по которым нормативы потерь в составе проекта, а также в составе ПРГР соответствовали установленным требованиям.
Более того, для того, чтобы несвоевременность согласования и утверждения соответствующими государственными органами нормативов потерь по независящим от налогоплательщика причинам не могла повлиять на право недропользователей на применение при расчете сумм НДПИ налоговой ставки 0% в части нормативных потерь, с 1 января 2007г. законодатель принципиально изменил схему применения норматива потерь. Федеральным законом от 27.07.2006г. № 151-ФЗ в подпункт 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации внесены дополнения: в случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, по вновь разрабатываемым месторождениям применяются нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Ссылка налогоплательщика на то, что «налоговым органом не было принято во внимание, что ООО «КузбассЭкспертНедра» было выполнено сводное экспертное заключение к «Проекту вскрытия и подготовки Южного крыла шахтного поля на гор. ± 0 м», которым было рекомендовано согласование указанного проекта и утвердить в составе проекта нормативы потерь. Об указанном сводном заключении налоговому органу было известно, поскольку оно (заключение) было предметом рассмотрения Арбитражным судом Кемеровской области по делу А27-6584/2010, участником которого было МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам №2 по Кемеровской области», не принята судом во внимание.
Во-первых, решения судов трех инстанций относительно правомерности применения нулевой налоговой ставки по НДПИ за 2007-2008гг. не содержат ссылок на указанное сводное экспертное заключение датированное 2010года.
Во-вторых, в соответствии с критериями, утвержденными приказом МПР РФ от 13.05.2010 проектная документация на отработку месторождения ООО «Шахта № 12» подлежит рассмотрению ЦКР Роснедра (г. Москва). В связи с введением в действие Приказа Роснедр от 31.08.2009 № 811 ООО «КузбассЭкспертНедра» были утрачены полномочия по экспертизе проектной документации. Экспертиза материалов «Проекта вскрытия и подготовки Южного крыла шахтного поля на гор. ± 0 м» и дополнения к данному проекту выполненного институтом «Гипроуголь» в 2003г. проводилась ООО «КузбассЭкспертНедра» по договору № 22-2008/КЭН-Ц/ТПИ от 29.10.2008г. в течение 2 квартала 2009г. По результатам экспертизы 05.06.2009г. ООО «Шахта №12» были выданы замечания, требующие доработки проекта.
В случае, если бы доработанный проект соответствовал установленным требованиям, ООО «Шахта № 12» направила бы материалы «Проекта вскрытия и подготовки Южного крыла шахтного поля на гор. ± 0 м» и дополнения к данному проекту выполненного институтом «Гипроуголь» в 2003г. на рассмотрение в ЦКР Роснедра в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ №118 от 03.03.2010г.
В ходе выездной налоговой проверки были установлены обстоятельства, не позволившие ООО «Шахта № 12» направить материалы «Проекта вскрытия и подготовки Южного крыла шахтного поля на гор. ± 0 м» с дополнением 2003г. в ЦКР Роснедра, заключающиеся в следующем.
Кроме этого, в ходе контрольных мероприятий, проведенных инспекцией в рамках выездной налоговой проверки за 2009-2010 годов установлено, что ООО «Шахта №12» Протоколом от 29.05.2009 № 1935 заседания комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ Роснедра) утверждены запасы каменного угля по полю шахты №12 в Прокопьевско-Киселевском геолого-экономическом районе Кузбасса по состоянию на 01.01.2008г. для условий открытой и подземной разработки.
Пунктом 2.5. Протокола № 1935 признано утратившим силу решение ГКЗ СССР от 04.12.1981г. (протокол № 8891) в части утверждения запасов угля поля шахты №12 .
В рамках мероприятий налогового контроля инспекцией поведен допрос свидетеля - главного геолога ООО «Шахта № 12» ФИО7 (Протокол допроса свидетеля от 01.09.2011 № 496), которая пояснила, что «в связи с изменением балансовых запасов угля на шахте, фактического состояния горных работ ООО «Шахта №12» разработано техническое задание для разработки нового проекта по доработке запасов угля на горном отводе шахты и заключила договор с генпроектировщиком ЗАО «Гипроуголь» на его выполнение. В настоящее время Горным институтом «Гипроуголь» составлена «Проектная документация на реконструкцию ООО «Шахта № 12» (корректировка горнотранспортной части «Технического проекта подготовки гор. ± 0 м шахты № 12 ПО «Прокопъевскуголь», 1981 г.»), 2011 г., которая будет проходить все экспертизы и в части проектных нормативных потерь». Данный факт отражен также на странице 27 Сводного экспертного заключения по рассмотрению «Проекта вскрытия и подготовки Южного крыла шахтного поля на гор. ± 0 м» выполненного ООО «КузбассЭкспертНедра».
В форме 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых за 2010 год» ООО «Шахта № 12» отражено движение балансовых запасов, утвержденных Протоколом от 29.05.2009 № 1935.
Таким образом, у ООО «Шахта № 12» нет оснований расценивать в качестве проектной документации, содержащей «проектные потери» при добыче полезных ископаемых применительно к нулевой налоговой ставке по НДПИ за 2010 год «Проект вскрытия и подготовки Южного крыла шахтного поля на гор. ± 0 м», «Гипроуголь», 2000г. и «Дополнения ...» к нему, 2003г. который выполнен по запасам, утвержденным Протоколом ГКЗ СССР № 8891 от 04.12.1981г., утратившим силу в связи с утверждением запасов каменного угля по полю шахты №12 по состоянию на 01.01.2008г. Протоколом ГКЗ Роснедр от 29.05.2009 № 1935, в связи с чем, в данный проект были внесены изменения.
Кроме того, в целях применения ставки 0% по НДПИ на 2010 год недропользователю необходимо утвердить «проектные потери» в установленном главой 26 НК РФ порядке в Федеральном агентстве по недропользованию, и только в этом случае «проектные потери» могут рассматриваться как нормативные.
Суд не может согласиться со ссылкой ООО «Шахта №12» на необоснованность ссылки налогового органа на письмо от 28.08.2009г №1-103 Кемеровского отделения ЦКР Роснедра (КузбассЦКР Роснедра), поскольку данному письму была дана оценка Арбитражным судом Кемеровской области по делу А27-6584/2010. Данный довод заявителя не состоятелен по следующим основаниям.
В ходе выездной налоговой проверки налоговой инспекцией были исследованы все фактические обстоятельства, касающиеся обоснованности применения ООО «Шахта №12» ставки ноль процентов в части нормативов потерь на 2010г. (технические проекты на отработку месторождения подземным способом, переписка шахты и ответы на запросы контролирующих органов, акты проверки Управления Росприроднадзора по Кемеровской области за проверяемый период). Кроме того, были повторно рассмотрены документы, предоставленные ООО «Шахта №12» 02.05.2012г.
Единственным законным основанием для применения нулевой налоговой ставки по НДПИ на 2010 год, которая предусмотрена пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ являются последние из утвержденных ООО «Шахта №12» в установленном порядке нормативы потерь на 2007 год. Данный норматив был утвержден Протоколом заседания Кемеровского отделения ЦКР Роснедра от 08.02.2008 № 16-унп в размере 35,2%.
В письме от 28.08.2009г №1-103 Кемеровское отделение ЦКР Роснедра (КузбассЦКР Роснедра) пояснило, что протоколом от 08.02.2008 №16-унп были утверждены уточненные нормативы потерь для ООО «Шахта № 12» по выемочным единицам, отрабатываемым системой ПШО (БОПШ) пластам Горелый, Характерный и I Внутренний в 2007 году. В ходе экспертизы Планов развития горных работ на 2007 год и утверждения потерь КузбассЦКР Раснедра рассматривались все конкретные места образования потерь по намеченным к отработке выемочным единицам. Отсутствие в протоколе указания на размеры уточненных потерь по отдельным выемочным единицам обусловлено требованиями к содержанию протокола, определенными ЦКР Роснедра.
Данное обстоятельство по делу А27-6584/2010 Арбитражным судом Кемеровской области оценено не было. Суд указал, что ссылка на письмо от 28.08.2009 № 1-103 КузбассЦКР Роснедра является не состоятельной, поскольку указанное письмо не относится к нормативным актам, является ответом на запрос налогового органа от 14.08.2009 № 16-08-41/1425 относительно правомерности распространения на 2008 год уточненного норматива потерь, утвержденного на 2007 год. Данный вывод суда не имеет отношения к 2010 году, оспариваемому по настоящему делу.
Вывод инспекции о том, что при применении нормативов потерь утвержденных ранее в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, необходимо учитывать, что распространение утвержденных нормативов потерь на последующий период правомерно только в пределах выемочных единиц с ранее утвержденными в установленном порядке нормативами потерь полезного ископаемого, соответствует нормам, определяющим порядок определения и учета потерь твердых полезных ископаемых (подробно изложены в оспариваемом решении), соответствует учетной политике налогоплательщика, подтвержден показаниями главного геолога ООО «Шахта № 12» ФИО6 (Протокол допроса свидетеля от 01.09.2011 № 496).
Аналогичное мнение изложено в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 26.08.2010 по делу № А29-226/2010: «Суды правомерно указали, что по итогам первого налогового периода 2007 года у Общества отсутствовали утвержденные нормативы потерь на 2007 год, поэтому в силу прямого указания подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса ОАО ... вплоть до утверждения нормативов потерь на 2007 год должно было применять нормативы потерь по местам их образования, утвержденные в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на 2006 год (нормативы, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.05.2006 N 101)
Так же, заявитель ссылается на неоднократное направление запросов в уполномоченные органы о порядке утверждения нормативов потерь. К примеру, письмом от 22.10.2010 г. № 1-1910/2010 ООО «Шахта № 12» просило разъяснить порядок утверждения нормативных потерь угля в недрах и какие документы необходимо представить на рассмотрение экспертной комиссии. Аналогично, в письме от 05.07.2010 г. № 1-1281/2010 в адрес Управления по недропользованию по Кемеровской области Общество просило разъяснений о том, какой порядок утверждения нормативов потерь существовал в 2002-2009годах.
Далее Общество цитирует письмо Кузбасснедра от 12.07.2010 г. № 12-5/1304. Однако налогоплательщиком игнорируется следующее.
Во-первых, в данном письме Кузбасснедра сообщило ему, что в 2002-2009 гг. порядок утверждения нормативов потерь сохранялся (то есть действовал).
Во-вторых, в абзаце 6 запроса от 05.07.2010 г. № 1-1281/2010 ООО «Шахта № 12» утверждает, что в течение 2002-2009 гг. порядок неоднократно менялся. Вместе с тем, компетентный орган (Кузбасснедра) в ответе на письмо заявителя пишет, что в 2002-2009 гг. данный порядок сохранялся.
В- третьих, в возражениях на отзыв Заявитель, ссылаясь на письмо Управления по недропользованию по Кемеровской области (Кузбасснедра) от 12.07.2010г. № 12-5/1304, направленное в ответ на запрос ООО «Шахта №12» от 05.07.2010 № 1-1281/2010 указывает только ту часть ответа Кузбасснедра, в которой идет речь об уточненных нормативах потерь, упуская при этом разъяснения, касающиеся рассмотрения и согласования проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых (п.2 письма Федерального агентства по недропользованию от 09.11.2009г. № В6-04-30/9747, являющегося приложением к письму Кузбасснедра от 12.07.2010г. №12-5/1304).
Так, пункт 2 письма Роснедра указывает, что при рассмотрении и согласовании проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых до утверждения Правительством Российской Федерации порядка, предусмотренного частью третьей статьи 32.2 Закона Российской Федерации «О недрах», территориальным органам Роснедр следует руководствоваться положениями «Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по рассмотрению и согласованию проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых». Рассмотрение проектной и технической документации осуществляется Центральной комиссией по разработке полезных ископаемых Роснедра (ИКР Роснедра) и ее территориальными отделениями в соответствии с распределением полномочий, приведенных в приложении 2 к указанному административному регламенту. Решение о согласовании проектной и технической документации или об отказе в ее согласовании осуществляется Роснедрами или его соответствующими территориальными органами по результатам рассмотрения указанной документации в ЦКР Роснедра или в ее территориальном отделении.
О необходимости согласования нормативов потерь в составе проекта на отработку месторождения полезных ископаемых ООО «Шахта № 12» было известно с 2003 года.
Так, письмом от 20.10.2003 № Г-05/3403 Геологическая служба Главного Управления природных ресурсов и охраны окружающей МПР России по Кемеровской области известило ОАО «Шахта № 12» (правопреемником является ООО «Шахта № 12») о необходимости представить на утверждение МПР РФ нормативы потерь угля в составе настоящей проектной документации на основании «Правил утверждения нормативов потерь...», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 №921.
Более того, о необходимости согласования проектных нормативов потерь в составе действующей проектной документации ООО «Шахта № 12» было извещено в 2008 году:
- пунктом 2 Протокола заседания Кемеровского отделения ЦКР Роснедра от 08.02.2008 № 16-унп предписано «представить в установленном порядке на согласование вЦКРРоснедра действующую проектную документацию на разработку участка в части рационального и комплексного использования недр»;
- письмом от 03.03.2008г. №14-47 Киселевского отдела горного надзора «О согласовании проектной документации на разработку месторождения полезных ископаемых». Данным письмом было доведено до сведения ООО «Шахта № 12», что действующая проектная документация на разработку месторождений, разрабатываемые корректировки и дополнения к проектной документации, если в них предусмотрен перерасчет проектных нормативов потерь, подлежат согласованию с ЦКР Роснедра. В данном письме содержалась информация о том, что требования к проектной документации, порядок ее рассмотрения и согласования в ЦКР Роснедра размещен на сайте ФГУ «ГКЗ», указывалось, что необходимую документацию можно получить в Кемеровском отделении ЦКР Роснедра. В данном письме указан почтовый адрес и адрес электронной почты, на который необходимо было направить заявку в ЦКР Роснедра;
- письмом от 18.06.2008г. № 51 Кемеровский филиал ФГУ «ГКЗ» известил ООО «Шахта № 12», что полномочия на рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку участка в пределах горного отвода переданы КузбассЦКР Роснедра. В данном письме установлен срок до 01.08.2008г. представления материалов на рассмотрение и согласование проектной и технической документации в Кемеровский филиал ФГУ «ГКЗ» для проверки комплектности. В данном письме указан адрес сайта, на котором размещались перечень и требования к материалам.
Доказательством того, что законодательством был регламентирован порядок утверждения нормативов потерь при добыче, служит имеющаяся в инспекции информация об утверждении нормативов потерь в составе проектов на отработку месторождений в 2009-2010гг. и уточненных нормативах потерь на 2009г. по налогоплательщикам, состоящим на учете в инспекции.
Ссылка заявителя на арбитражную практику (Постановления ФАС ЗСО от 22.10.2009 по делам №А75-4658/2009, №А75-4659/2009, от 20.10.2009 №А75-4660/2009) не правомерна, поскольку суть спора касается порядка утверждения нормативов потерь при добыче общераспространенных полезных ископаемых на 2008год.
С учётом изложенного, отсутствуют основания для удовлетворении я заявленных требований, так как налоговый орган документально подтвердил необоснованность расчёта ООО « Шахта № 12» НДПИ за декабрь 2010 год по нулевой ставки по трём пластам (выемочным единицам) – 101,5 тыс. т.
По аналогичным настоящему делу обстоятельствам вынесено решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.12.2010г. по делу №А27-13931/2010. Судом установлено, и следует из материалов дела, что Обществом в апреле 2008 года техническая документация направлена на рассмотрение и согласование в территориальный орган Роснедра (Кузбасснедра), но была отклонена в виду отсутствия в ней вариантности образования потерь полезного ископаемого при добыче с соответствующими экономическими расчетами. При таких обстоятельствах суд первой инстанции посчитал правомерным вывод налогового органа о занижении налоговой базы на фактические потери. Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011 № 07АП-10745/10 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. В кассационную инстанцию налогоплательщик не обращался.
С учётом изложенного отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований, так как налоговый орган документально подтвердил необоснованность расчёта ООО « Шахта № 12» НДПИ за декабрь 2010 год по нулевой ставки по трём пластам (выемочным единицам) – 101,5 тыс. т.
Поскольку, суд признал заявленные требованиями необоснованными, то имеются основания для отмены обеспечительных мер, оформленных определением суда от 19.01.2012.
Руководствуясь статьями 167, 170, 180, 181 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Шахта № 12» оставить без удовлетворения.
Обеспечительные меры отменить после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его изготовления в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья И.В. Дворовенко