ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-3457/09 от 07.04.2009 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, г. Кемерово, 650000

www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Город Кемерово Дело № А27-3457/2009-5

09 апреля 2009 г.

Резолютивная часть объявлена 07 апреля 2009г.

Полный текст решения изготовлен 09 апреля 2009г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Тимошенко Л.С.

при ведении протокола судьей Тимошенко Л.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Пиллон», г. Кемерово

к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово

3-е лицо: Администрация г. Кемерово

о признании незаконным отказа

при участии:

от заявителя: Солодов Н.Г. - представитель, доверенность от 17.10.2008г., паспорт

от Комитета: Шумейко М.Л., представитель по доверен. № 7-2-01/613 от 19.01.09., паспорт;

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Пиллон» (далее – ООО «Пилон»), с учетом уточнения требования в порядке ст. 49 АПК РФ, просит арбитражный суд признать незаконным изложенный в письме от 13.02.09. с исходящим номером 7-6-02/1258 отказ Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской

области (далее – Комитет, КУГИ) в предоставлении в аренду земельного участка площадью 7700 кв. метров, расположенного по адресу: г. Кемерово, Заводский район, микрорайон № 59, для строительства жилого дома № 26Г (строительный номер). А также просит обязать КУГИ Кемеровской области в двухнедельный срок со дня принятия судебного решения предоставить ООО «Пиллон» на правах аренды на срок не менее года данный земельный участок, имеющего кадастровый номер 42:24:0101051:410, в микрорайоне № 59 Заводского района г. Кемерово, для строительства жилого дома № 26Г (строительный номер).

Требования заявителя основаны на том, что ООО «Пиллон», получив 26.09.05 , то есть до введения в действие ст.30.1 Земельного кодекса РФ, Распоряжение Главы города № 4269 о предварительном согласовании места размещения объекта, приобрел право на предоставление ему земельного участка площадью 7700 кв.метров в аренду для строительства расположенного в микрорайоне № 59 Заводского района жилого дома №26г (строительный номер).

Как указал представитель, в настоящее время ООО «Пиллон» не имеет возможности зарегистрировать договоры долевого участия в строительстве и, соответственно, привлекать денежные средства для строительства, в связи с тем, что договор аренды земельного участка № 06-2039 от 14.11.2006г. был заключен Комитетом с ООО «Пиллон» на период проектирования.Однако ни нормы земельного, ни градостроительного законодательства не предполагают заключения договора аренды земельного участка отдельно на период строительства и на период проектирования. Учреждением юстиции договор аренды земельного участка на период проектирования не принимается в качестве правового основания для регистрации договоров долевого участия. Заявитель был вынужден повторно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка уже на период строительства по причине заключения договора аренды, противоречащего ст. 31 Земельного кодекса РФ (на период проектирования). Таким образом, полагает заявитель, отказ Комитета в заключении договора аренды земельного участка для строительства противоречит закону и нарушает его права и интересы в области предпринимательской деятельности. В связи с отказом Комитета Общество несет убытки, вызванные задержкой продолжения строительства социального жилья, невозможностью привлечения денежных средств.

Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области требования заявителя не признал, сославшись на ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, согласно которой продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, а также на п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», согласно которому до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

Согласно п. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участке для строительства с приложением его кадастровой карты (кадастрового паспорта).

Согласно п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет.

Распоряжением Главы города Кемерово от 26.09.05. № 4269 «О предварительном согласовании места размещения жилого дома № 26г ООО «Пиллон» в микрорайоне № 59» был предварительно согласован земельный участок площадью 7700 кв. м. для проектирования жилого дома.

Однако земельный участок был поставлен на кадастровый учет 12.12.08., то есть после 01 марта 2007 года. ООО «Пиллон» обратилось в комитет с заявлением о предоставлении земельного участка для жилищного строительства с приложением кадастрового паспорта 16.01.09., то есть, также после 01 марта 2007 года. Кроме того, указывает Комитет, к моменту обращения общества истек срок действия распоряжения № 4269 (срок действия распоряжения - до 26.09.08.).

Следовательно, полагает КУГИ, основания для предоставления земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов отсутствуют.

КУГИ также считает необоснованной ссылку заявителя, как на одно из оснований своих требований, на решение арбитражного суда Кемеровской области от 22.06.2006г. по делу
 №А27-10627/2006-2.

Данным решением был признан незаконным отказ КУМИ г. Кемерово в заключении договора аренды земельного участка ООО «Пиллон», выраженный в письме от 02.05.2006 г. № 3286. В качестве основания для отказа КУМИ г. Кемерово указал, что в соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства предоставляются только путем проведения торгов. При этом в указанном деле ООО «Пиллон» не заявлял требования об обязании КУМИ г. Кемерово заключить договор аренды, и своим решением суд не обязывал заинтересованное лицо совершить какие-либо действия.

Кроме того, отказ комитета обусловлен иными обстоятельствами, чем те, которые были указаны в письме КУМИ г. Кемерово от 02.05.2006 г. № 3286. В частности, комитет указал, что распоряжением Главы города Кемерово от 26.09.2005 № 4269 земельный участок площадью 7700 кв. м. был предварительно согласован для проектирования жилого дома. Данное распоряжение не является основанием для предоставления земельного участка под строительство. КУГИ полагает, что данное решение не имеет преюдициальной силы, поскольку было вынесено в отношении других сторон, по другим основаниям, в связи с чем, оно не подтверждает наличие у ООО «Пиллон» права на предоставление ему земельного участка.

Далее КУГИ указывает, что в нарушение п. 5 и п.6 ст. 31 Земельного кодекса РФ, распоряжение от 26.09.2005 № 4269 не утверждало акт выбора земельного участка, а проект границ был утвержден Распоряжением Главы города Кемерово от 06.10.08. № 4227 «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного в Заводском районе, мкр. № 59, жилой дом 26г» (строительный номер)», то есть после принятия распоряжения о предварительном согласовании.

КУГИ отмечает, что договор аренды земельного участка от 14.11.06. № 06-2039 для проектирования был заключен в отсутствие кадастровой карты земельного участка, то есть на момент заключения договора аренды земельного участка он не прошел государственный кадастровый учет и не был сформирован как объект земельных отношений в соответствии с действующим законодательством. Однако в соответствии со ст. 32 Земельного кодекса РФ решение о предоставлении земельного участка принимается уполномоченным органом на основании заявления заинтересованного лица, решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением к ним кадастрового паспорта земельного участка.

В отношении спорного земельного участка решение о предоставлении земельного участка в нарушение ст. 32 Земельного кодекса РФ не принималось.

КУГИ полагает, что договор аренды земельного участка № 06-2039 является ничтожным, поэтому в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иным правовым актам, ничтожна.

Администрация г. Кемерово, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствует о рассмотрении дела без участия ее представителя, в письменном отзыве указывает, что считает действия КУГИ по отказу в предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства, изложенному в письме от 13.02.09., правомерными, соответствующими действующему законодательству, одновременно указывая на нарушение ООО «Пилон» требований п.8 ст. 31 ЗК РФ, поскольку трехлетний срок действия распоряжения Главы города Кемерово № 4269 от 26.09.05. о предварительном согласовании места размещения объекта строительства на момент предоставления земельного участка истек. В связи с этим, считает, что правовых оснований для предоставления Обществу земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:410 не имеется.

В судебном заседании установлено, что 26.09.05. распоряжением Главы города Кемерово № 4269 «О предварительном согласовании места размещения жилого дома № 26г ООО «Пилон» в микрорайоне № 59» обществу с ограниченной ответственностью «Пиллон» на основании статьи 31 Земельного кодекса РФ был предварительно согласован земельный участок площадью 7700 кв.м., расположенный в микрорайоне № 59 Заводского района для проектирования жилого дома №26г (строительный номер дома).

Акт выбора земельного участка для строительства указанного объекта от 12.01.06. согласован со всеми соответствующими службами, вышеназванным распоряжением не утверждался.

Распоряжением Главы города Кемерово от 06.10.08. № 4337 «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного в Заводском районе, мкр. № 59, жилой дом № 26г (строительный номер)» был утвержден проект границ спорного земельного участка.

Как установлено в судебном заседании, ранее, 06.04.06. ООО «Пиллон» уже обращалось в Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово (КУМИ) с заявлением на предоставление в аренду земельного участка для использования под строительство (проектирование) жилых домов №26в и № 26г.

КУМИ г. Кемерово отказал обществу в предоставлении земельного участка в аренду и предложил обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка через торги.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22.06.06. по делу № А27-10627/2006-2, вступившим в законную силу, отказ КУМИ г. Кемерово в заключении договора аренды земельных участков, расположенных в г.Кемерово, в микрорайоне №59 Заводского района, общей площадью 6188,39 кв.м. и 7700 кв.м., необходимых для осуществления строительства (проектирования) жилых домов № 26в, 26г, был признан незаконным.

Согласно распоряжению коллегии Администрации Кемеровской области от 26.07.02. № 506-р «О специальном органе исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющем отдельные полномочия в сфере земельных отношений» с 20.06.2007г. осуществлять полномочия по распоряжению земельными участками г. Кемерово, государственная собственность на которые не разграничена, стал Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (КУГИ). Во исполнение решения арбитражного суда Кемеровской области от 22.06.06., КУГИ Кемеровской области добровольно заключило с ООО «Пиллон» 14.11.06. договор № 06-2039 аренды земельного участка площадью 7700 кв.метров из земель поселений, находящийся по адресу: г. Кемерово, Заводской район, микрорайон № 59 (кадастровый квартал 01:01:051) в границах, указанных в кадастровом плане (схеме границ) земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся неотъемлемой его частью (п.1.1. договора). Согласно пункту 1.2. договора земельный участок предоставлен для проектирования жилого дома № 26г (строительный номер). При этом пунктом 4.3.3. договора на арендатора – ООО «Пилон» возложена обязанность завершить строительство и сдать объект в эксплуатацию по акту государственной приемочной комиссии в срок, указанный в пункте 1.2.1. (в нем указан срок окончания проектирования – до 26.09.08., в пункте заложено противоречие). В соответствии со ст. 6.2. договор возобновляется на неопределенный срок на тех же условиях, если арендатор продолжает использовать земельный участок при отсутствии возражений со стороны арендодателя. Согласно пункту 7.1. договора аренды каждая из сторон подтверждает, что она получила все необходимые разрешения для вступления в договор. Согласно пункту 7.9. к договору прилагаются: протокол определения величины арендной платы; кадастровый план (схема границ) земельного участка.

По окончании проектирования Общество, ссылаясь на договор аренды от 14.11.06., в заявлении от 16.01.09. уведомил Комитет об окончании проектирования и просит заключить договор аренды земельного участка в микрорайоне №59 Заводского района, общей площадью 7700 кв.м. на период строительства, поскольку как указано выше судом, данный договор не принимается Учреждением юстиции в качестве правового основания для регистрации договоров долевого участия в строительстве, в соответствии с которыми осуществляется финансирование строительства. Однако Комитет в заключении договора отказал письмом от 13.02.09. (составлено после обращения заявителя в суд) по основаниям, изложенным в настоящем решении выше в позиции КУГИ со ссылкой на п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.01. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», ст. 32, ст. 30.1 ЗК РФ, указав, что земельный участок площадью 7700 кв.м, микрорайон № 59 ( кадастровый квартал 01:01:051) будет предоставлен для жилищного строительства по результатам торгов после проведения работ по его формированию.

Полагая, что данным отказом в заключении договора аренды земельного участка для строительства нарушаются права и интересы Общества, последнее обжаловало его в судебном порядке.

Оценив представленные доказательства, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего:

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Орган местного самоуправления при возникновении спора о соответствии действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту обязан доказать, что осуществлял свои действия (бездействовал) в соответствии с требованиями закона и исходил из обстоятельств, наличие которых позволяло ему действовать (бездействовать) таким образом.

Предоставление земельных участков в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов власти или органов местного самоуправления.

Согласно статье 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта. В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, ему должен предшествовать выбор участка для строительства. То есть акт выбора земельного участка, как документ для по­следующего предоставления земельного участка предусмотрен только в процедуре предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, указанной в ст. 31 ЗК РФ.

Согласно части 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется путем последовательного проведения определенной процедуры: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Следовательно, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является одним из этапов процедуры получения земельного участка для строительства.

В силу п. 2 ст. 32, п. 8, 9 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

Согласно п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции ст. 26 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.

Как установлено судом, решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято 26.09.05., то есть до 1 октября 2005 года, и не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Соответствующее заявление в уполномоченный орган о предоставлении спорного земельного участка подано Обществом в 2006 году, на основании чего был заключен договор аренды земельного участка от 14.11.2006, т.е. заявление подано до 01.03.07. Таким образом, требования п.15 ст.3Федерального закона № 137-ФЗ соблюдены.

Наличие в распоряжении Главы города Кемерово №4269 от 26.09.05. о предварительном согласовании места размещения объекта указания «для проектирования» не имеет правового значения в смысле статьи 31 ЗК РФ, на которую имеется в распоряжении ссылка. Согласно данной норме (часть 6), исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Обществу не было отказано в предварительном согласовании места размещения жилого дома 26Г по каким-либо причинам. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (часть8).

В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

Следовательно, проектирование является неотъемлемой частью строительства и предоставление земельного участка для проектирования является предоставлением земельного участка для этапа строительства; строительство невозможно без проектирования и на этапе проектирования изменяются качественные характеристики, как объекта строительства, так и земельного участка, такие как этажность, площадь и т.д.

Из положений Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельным законодательством не предусмотрено заключение договора аренды на какой-либо период, в частности, на период проектирования, а указан договор аренды земельного участка для осуществления строительства.

Таким образом, независимо от того, для каких целей предварительно согласовывалось место размещения объекта, данное распоряжение в соответствии с законом являлось основанием для принятия решения Комитетом о предоставлении земельного участка для строительства,   (либо отказе в предварительном согласовании), и заключение с ООО «Пиллон» договора аренды земельного участка для проектирования не освобождает Комитет от выполнения обязанности по надлежащему оформлению договора аренды земельного участка для строительства в соответствии требованиями законодательства (ст. 31 Земельного кодекса РФ), либо мотивированному отказу в заключении такого договора.

Кроме того, Комитет, заключая указанный выше договор аренды, был уведомлен о цели и назначении выделяемого земельного участка, что следует из пункта 4.3.3. договора аренды от 14.11.06., согласно которому Комитет возлагает на арендатора – ООО «Пиллон» обязанность завершить строительство и сдать объект в эксплуатацию по акту государственной приемочной комиссии.

При этом суд, не принимая во внимание возражения КУГИ и Администрации г. Кемерово в части истечения 3-летнего срока действия распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта, указывает на следующее: нормами Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрены последствия истечения указанного срока, следовательно, он не является пресекательным. Процедура продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, либо получения нового решения Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена. Таким образом, суд считает, что истечение установленного срока действия распоряжения не лишает заявителя права (при наличии к тому оснований) требовать у уполномоченного органа совершения действий, необходимых для предоставления земельного участка.

Доводы Комитета о ничтожности договора аренды земельного участка для проектирования от 14.11.06. по мотиву нарушения ст. 32 ЗК РФ (не был представлен кадастровый паспорт земельного участка), являются неправомерными.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Представитель Комитета приводит редакцию части 2 ст. 32 ЗК РФ от 13.05.08.

На момент заключения договора от 14.11.06. действовала редакция ч.2 ст. 32 Земельного кодекса РФ, согласно которой исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты(плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (либо отказывает).

Из п.1.1. договора следует, что КУГИ Кемеровской области (арендодатель) представляет, а арендатор (ООО «Пиллон») принимает во временное возмездное владение и пользование земельный участок площадью 7700 кв.м из земель поселений, находящийся по адресу: г. Кемерово, Заводской район, микрорайон № 59, (кадастровый квартал 01:01:051), в границах, указанных в кадастровом плане (схеме границ) земельного участка, прилагаемого(ой) к настоящему договору и являющимся(ейся) неотъемлемой частью.

Как установлено судом, на момент заключения договора схема границ земельного участка уже имелась у Комитета и была приложена им к договору. Договор сторонами в соответствии со ст. 6.2. возобновлен на неопределенный срок и является действующим, до настоящего времени арендодатель не заявлял каких-либо возражений о нецелевом использовании земельного участка, несмотря на то, что он фактически используется для строительства жилого дома, не заявлял о его ничтожности по указанным выше основаниям. Условия договора сторонами исполняются - арендатор ООО «Пилон» в соответствии с условиями договора до настоящего времени осуществляет арендную плату за предоставленную Комитетом землю с момента его заключения. Требования, предъявляемые к заключению договоров Гражданским Кодексом РФ сторонами соблюдены. Кроме того, Земельный кодекс РФ не предусматривает таких последствий, как ничтожность договора аренды земельного участка в результате заключения его без кадастрового плана земельного участка. В силу вышеизложенного, договор аренды земельного участка на период проектирования от 14.11.06. не является ничтожным.

Анализируя пункт 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции ст. 26 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") в контексте всех его абзацев, суд пришел к выводу, что данная норма не ограничивает предоставление земельного участка в аренду для строительства без проведения аукциона какой-либо датой ( т.е. в срок до 01.03.07.) в случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства и если до 1 октября 2005 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта.

Как следует из материалов дела, в настоящее время все процедуры по выбору земельного участка для строительства выполнены, решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято 26.09.05., земельный участок сформирован в установленном законом порядке и поставлен на кадастровый учет в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 12.12.08., под кадастровым номером 42:24:0101051:410, проект границ земельного участка утвержден Главой г. Кемерово.

Суд полагает, что Комитет не вправе предлагать Обществу приобрести спорный земельный участок посредством торгов также в связи со следующим:

Орган местного самоуправления при возникновении спора о соответствии действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту не доказал, что осуществлял свои действия (бездействовал) в соответствии с требованиями закона и исходил из обстоятельств, наличие которых позволяло ему действовать (бездействовать) таким образом. Это выражается в том, что уполномоченный орган сам нарушил процедуру предоставления земельного участка для строительства, а именно: несмотря на то, что распоряжением о предварительном согласовании места размещения объекта не был утвержден акт выбора земельного участка, фактически 14.11.06. предоставил ООО «Пиллон» земельный участок в аренду на неопределенный срок. Указав в договоре цель предоставления земельного участка – для проектирования и установив срок окончания проектирования – 26.09.08., после окончания указанного срока продолжал возобновлять (поскольку отсутствовали возражения) действие договора на тех же условиях, несмотря на то, что фактически на данный момент уже осуществлялось строительство жилого дома. Действительно, при предоставлении земельного участка в аренду по договору 14.11.06. не был осуществлен его кадастровый учет. Однако данное обстоятельство, как и вышеназванное, могло явиться обстоятельством для отказа в предоставлении земельного участка в аренду до устранения препятствий. Между тем, КУГИ не воспользовался данным правом, допустил нарушение порядка предоставления земельного участка в аренду, обязав арендатора в пункте 4.3.6. договора предоставить арендодателю до 31.12.06. заявление о предоставлении земельного участка с приложением кадастровой карты(плана) земельного участка и других документов, необходимость которых установлена законодательством и нормативно-правовыми актами города Кемерово (в случае заключения настоящего договора без таких документов, либо в случае, если была произведена их корректировка).

Однако свое волеизъявление на заключение договора аренды земельного участка для использования под строительство жилого дома № 26г Общество выразило еще 06.04.06., обратившись в уполномоченный орган (КУМИ). Каким-либо законом не предусмотрено повторное обращение в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства.

Таким образом, требования, ус­тановленные ст. 30.1 Кодекса, о необходимости проведения аукциона для продажи прав на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства в данном конкретном случае применены быть не могут, поскольку при фактическом пользовании земельным участком с 2006 г. и наличии на нем частично возведенного жилого дома, вложении значительных финансовых затрат, приобретение права аренды земельного участка для строительства посредством аукциона нарушило бы права и интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, повлекло бы за собой увеличение затратной части строительства, а значит, его удорожание и стоимости жилья для граждан.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 ст. 333.37. Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ).

Таким образом, с КУГИ не может быть взыскана в пользу другой стороны госпошлина за рассмотрение заявления.

С учетом изложенного, заявителю – ООО «Пиллон» уплаченная государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит возврату из бюджета РФ.

Руководствуясь ст. ст. 168-170, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требование общества с ограниченной ответственностью «Пиллон» удовлетворить. Признать незаконным изложенный в письме от 13.02.09. с исходящим номером

7-6-02/1258 отказ Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской

области в предоставлении ООО «Пиллон» в аренду земельного участка площадью 7700 кв. метров, расположенного по адресу: г. Кемерово, Заводский район, микрорайон № 59, для строительства жилого дома № 26Г (строительный номер).

Обязать Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово, в двухнедельный срок с момента принятия настоящего решения предоставить ООО «Пиллон» на правах аренды на срок не менее года земельный участок площадью 7700 кв.метров, имеющий кадастровый номер 42:24:0101051:410, в микрорайоне № 59 Заводского района г. Кемерово, для строительства жилого дома № 26Г (строительный номер).

Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Пиллон», г. Кемерово, справку на возврат из бюджета РФ госпошлины в сумме 2000 рублей.

Решение в месячный срок с момента его принятия может быть обжаловано в седьмой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу- в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья Л.С.Тимошенко