ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-3722/2011 от 23.05.2011 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело № А27-3722/2011

27 мая 2011 г.

резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2011 г.

полный текст решения изготовлен 27 мая 2011 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Обуховой Г.П.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой П.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТехЭнергоМаш», г. Кемерово

к государственному учреждению – Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации ( филиал № 18), г. Кемерово

о признании незаконным решения

при участии представителя заявителя – Наприенко А.Б. (доверенность от 27.01.2011г., паспорт); представителя ГУ КРОФСС - главного специалиста группы правового обеспечения филиала № 18 Луговой О.П. ( доверенность от 04.04.2011г. № 26 сл. удостоверение)

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «ТехЭнергоМаш» ( далее –ООО «ТехЭнергоМаш», заявитель) обратилось в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, филиала № 18, (далее ГУ –КРОФСС, филиал № 18, Фонд) от 21.10.2010г. № 20703-071 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 158 192, 60 руб. страхователю.

Кроме того, просит обязать государственное учреждение – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 18), г. Кемерово, возместить ООО « ТехЭнергоМаш» 158 192, 60 руб. и взыскать с ГУ-КРОФСС ( филиал № 18), г. Кемерово, в пользу ООО «ТехЭнергоМаш» судебные расходы по уплате государственной пошлины и расходы на оплату услуг представителя.

В обоснование заявленного требования заявитель и его представитель ссылаются на то, что у ГУ-КРОФСС не имелось правовых оснований для отказа в возмещении средств страхователю, так как расходы произведены в соответствии с действующим законодательством, наличие страхового случая Фонд не оспаривает, необоснованной выдачи лечебным учреждением больничного листа страховщиком не выявлено. Мулик А.Ю. является опытным специалистом, в чьих услугах Общество нуждалось, поэтому была установлена высокая зарплата. Кроме того, представитель Общества ссылается на то, что высокая заработная плата была установлена только Мулик А.Ю., так как остальные получают еще определенную долю в прибыли Общества как его участники.

ГУ-КРОФСС в отзыве и его представитель в судебном заседании с требованием не согласились. Возражения мотивированы тем, при проведении камеральной проверки документов, представленных заявителем для выделения средств за счет Фонда на пособие по беременности и родам, было выявлено, что Мулик А.Ю. была принята на работу 12.07.2010г. по совместительству на должность экономиста с окладом, значительно превышающим оклады других работников, в том числе директора и ведущего экономиста по сбыту. В связи с этим Фонд пришел к выводу о создании Обществом искусственной ситуации для получения средств Фонда в завышенном размере.

Как усматривается из материалов дела, филиалом № 18 ГУ-КРОФСС проведена камеральная проверка документов, представленных ООО «ТехЭнергоМаш» при обращении за выделением средств в размере 158 192, 60 руб. на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию на выплату пособия по беременности и родам.

Результаты проверки оформлены актом от 24.11.2010г. № 20703-071. По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки принято решение от 21.12.2010г. № 20703-071 «Об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения».

Согласно данному решению, ООО «ТехЭнергоМаш» отказано в выделении средств на осуществление ( возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 158 192, 60 руб. в связи с представлением Обществом противоречивой информации и создания искусственной ситуации, направленной на неправомерное получение средств за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Полагая, что данное решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось с настоящим заявлением.

Заслушав представителей заявителя и фонда, оценив материалы дела, суд находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В силу статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон №165-ФЗ) страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

В соответствии со статьями 7, 8 вышеуказанного закона пособие по беременности и родам является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая.

Согласно статье 4 Федерального закона от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон № 81-ФЗ) выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячными пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, определены Федеральным законом от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 и пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 ( в случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70 ( в случае многоплодной беременности – 84, при рождении двух и более детей 110) календарных дней после родов в размере 100 процентов среднего заработка.

В соответствии с частью 1 статьи 13 указанного Закона назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица. В случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем.

Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007г. № 375 (далее - Положение № 375).

Согласно пункту 15 Положения № 375 во всех случаях для исчисления пособия используется средний дневной заработок. Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в пунктах 8 и 9 настоящего Положения.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона № 165-ФЗ и пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Пунктом 3.3. Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 22 установлено, что выделение средств страхователям производится на основании определенных документов, в том числе, документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходования страхователем средств на цели обязательного социального страхования.

Согласно статье 71 АПК РФ Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании исследования и оценки в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющихся в деле доказательств суд установил, что Мулик А.Ю. принята в ООО «ТехЭнергоМаш» на работу 12.07.2010г. на должность экономиста по совместительству с должностным окладом в размере 54 153, 85 руб. ( без районного коэффициента). Работнику установлен 4 часовой рабочий день при 5 –ти дневной рабочей неделе. В материалах дела имеются копии нескольких штатных расписаний: от 10.11.2009г. № 1/09; от 01.06.2010г. № 1/10; от 01.07.2010г. № 1 и от 01.07.2010г. №2/10

Штатными расписаниями от 10.11.2009г. № 1/09; от 01.06.2010г. № 1/10 должность «экономист» отсутствовала; установлены должности по структурному подразделению «администрация» - директора и заместителя директора ( количество штатных единиц 0,25) с должностным окладом 12307,69 руб., районным коэффициентом -3692, 31 руб., что составляет в месяц 4000 руб.; а также по структурному подразделению «отдел продаж»: ведущий экономист по сбыту и механик ( количество штатных единиц 0, 25) с окладом 9230, 77 руб., районным коэффициентом – 2769,33 руб.), что составляет в месяц 3000 руб. Аналогичным является штатное расписание от 01.06.2010г. № 1/10 с изменением только графы «количество штатных единиц» с 0,25 на 0,5.

Штатным расписанием от 01.07.2010г. № 2/10 с 01.07.2010г. введена должность экономиста в структурном подразделении «администрация» ( количество штатных единиц- 0,5) с окладом 54153, 85 руб. и районным коэффициентом 16246,15 руб. , что составляет в месяц – 35200 руб. ( 0,5 от оклада с учетом коэффициента 70400 руб.). Штат составил 3 единицы. Данное штатное расписание утверждено приказом от 01.07.2010г. №10.

Однако этим же приказом утверждено и штатное расписание на период с 01.07.2010г. от 01.07.2010г. № 1, в соответствии с которым утвержден штат в количестве 5,5 единиц, из них: директор, заместитель директора, ведущий экономист, механик и инженер-механик по 1 штатной единице с теми же окладами, что установлены ранее действующими штатными расписаниями, и – экономист 0,5 штатной единицы с окладом 54153,85 руб. без учета районного коэффициента.

При этом из расчетных ведомостей за июль, август, сентябрь 2010г. следует, что оплата всем работникам исчислялась из ставки 0,5 от оклада, с учетом районного коэффициента.

Согласно приказу от 01.10.2010г. № 10к экономисту Мулик А.Ю. предоставлен отпуск по беременности и родам с 01.10.2010г. по 17.02.2011г. и выплачено пособие по беременности и родам на период отпуска по беременности и родам.

Суд соглашается с доводами заявителя о том, что установление заработной платы является прерогативой работодателя, и что страховой случай подтвержден документально и не оспаривается Фондом.

Вместе с тем, спор возник о правомерности возмещения пособия по беременности и родам в сумме 158 192, 60 руб. за счет средств Фонда, поэтому разрешение его не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений и трудовых правоотношений.

Из представленных заявителем ГУ-КРОФСС и суду документов следует, что Мулик А.Ю. принята на работы за 2,5 месяца до наступления страхового случая по совместительству, с окладом почти в пять раз превышающем оклад остальных работников структурного подразделения «администрация», а также ведущего экономиста отдела продаж.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о недобросовестности Общества, о попытке возмещения расходов на счет средств Фонда в завышенном размере.

Судом отклонены доводы представителя заявителя о том, что остальным работникам выплачивается в том числе доля от прибыли, как не подтвержденные документально, согласно выписке из ЕГРЮЛ участником общества является только одно физическое лицо- Саблук Н.Я.

Не приняты и доводы о необходимости в квалифицированном, имеющим опыт экономисте, а также о выполнении данным работником значительного объема работы, как не обоснованные документально. Согласно копии трудовой книжки, Мулик А.Ю. имела на дату принятия на работу в ООО «ТехЭнергоМаш» трудовой стаж менее трех лет по специальности «менеджер». Из справки от 11.11.2010г. ООО «ТехЭнергоМаш» усматривается, что на время отпуска иное лицо на должность экономиста не принимается.

Исходя из совокупности всех доказательств, суд находит обоснованным вывод филиала № 2 о попытке создания искусственной ситуации для начисления пособия по беременности и родам в завышенном размере.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

Возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию законных затрат страхователя. Недобросовестность Общества, злоупотребление своим правом на получение средств Фонда социального страхования исключает удовлетворение заявленных требований.

Таким образом, филиалом № 18 правомерно отказано в возмещении расходов в сумме 158192, 60 руб. за счет Фонда социального страхования.

Оспариваемое решение соответствует действующему законодательству, мотивировано надлежащим образом.

Так как заявленное требование оставлено без удовлетворения, государственная пошлина за рассмотрение дела в суде и судебные расходы, выплаченные представителю, остаются за заявителем.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «ТехЭнергоМаш» в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

  Судья Г.П.Обухова