ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-4223/2022 от 10.06.2022 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово                                                                                      Дело № А27-4223/2022

«20» июня 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена «10» июня 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено «20» июня 2022 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Аникиной К.Е.,

при ведении протокола с применением средств аудиозаписи секретарем Сампаевой О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса», город Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1134200001671, ИНН 4205997094)

к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу, город Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1024200723447, ИНН 4207011574)

о признании недействительным представления от 24.12.2021 №39-20-27/10-15614 в части п. 4,

при участии:

от заявителя: Образова О.А., по доверенности от 25.01.2022;

от УФК по КО – Кузбассу: Дебус А.И., по доверенности от 15.06.2020; Дубровская О.В., по доверенности от 08.06.2022,

у с т а н о в и л:

некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о признании недействительным представления от 24.12.2021 №39-20-27/10-15614 в части пункта 4.

В обоснование требований заявитель указывает, что выданное представление не соответствует закону и нарушает гражданские права и законные интересы Фонда. Полагает, что ремонт отмостки дома относится к капитальному ремонту МКД наряду с прочими работами, выполнение которых необходимо при капитальном ремонте фасада. Указывает на то, что обязанность поддержания надлежащего состояния отмостки эксплуатирующими организациями не исключает обязанности регионального оператора обеспечивать организацию проведения капитального ремонта этих элементов в соответствии с перечнем видов работ, установленных ч.2 ст.166 Жилищного кодекса РФ, а также с принятым собственниками общего имущества многоквартирного дома решением о проведении определенного вида работ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, представители Управления возражали против их удовлетворения.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.

В период с 27.09.2021 по 09.11.2021 на основании приказов Управления от 23.09.2021 №559, от 05.10.2021 №590 в отношении НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» проведена плановая проверка использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2019-2020 годах.

По результатам проверки Управлением составлен Акт выездной проверки от 09.11.2021, в котором отражены выявленные нарушения требований законодательства.

По результатам рассмотрения материалов проверки в адрес заявителя внесено представление №39-20-27/10-15614 от 24.12.2021, в частности согласно пункту 4 которого НО «Фонд капитального ремонта» вменено:

- в нарушение части 1 статьи 166, части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации, НО «Фонд капитального ремонта» в 2020 году в рамках исполнения договора от 07.10.2019 №04-19/186.КР.19 на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту фасада в многоквартирном доме по адресу: г. Таштагол, ул. Коммунистическая, д. 23, за счет средств фонда капитального ремонта, приняты и оплачены работы по ремонту отмостки по акту о приемке выполненных работ от 28.10.2020 №1 на сумму 202 683 рубля 24 копейки (данный вид работ не установлен Перечнем услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, утвержденным Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области - Кузбасса на 2014 - 2043 годы, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2013 №672).

Посчитав указанное представление в части пункта 4 незаконным и необоснованным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

В соответствии со статьей 179 ЖК РФ имущество регионального оператора формируется за счет: взносов учредителя; платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; других, не запрещенных законом источников, и служит для выполнения его функций.

Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. При этом средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора.

В силу части 1 статьи 174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.

Частью 1 статьи 182 ЖК РФ установлено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

В соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.05.2013 №208 в Кемеровской области региональным оператором является некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области».

Согласно ч.1 ст.166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;

3) ремонт крыши;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Согласно пункту 3.1 "ГОСТ Р 56535-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.07.2015 N 1005-ст) текущий ремонт - комплекс работ (услуг), включенных в план работ и проводимых в рамках содержания общего имущества многоквартирного дома, связанных с восстановлением потерявших в процессе эксплуатации функциональную способность частей многоквартирного дома, на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ не превышает тридцати процентов от ремонтируемого имущества.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1.2 статьи 161 ЖК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень), и порядок их оказания и выполнения, согласно которому к числу работ, выполняемые в отношении всех видов фундаментов (конструктивным элементом которых является отмостка) многоквартирных домов, является проверка состояния гидроизоляции фундаментов и систем водоотвода фундамента (пункт 1).

Таким образом, ремонт отмостки многоквартирного дома отнесен постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 к текущему виду работ.

На основании части 2 статьи 166 ЖК РФ нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен другими видами услуг и (или) работ.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.12.2016 №482 утвержден Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области на 2014-2043 годы на 2017-2019 годы (далее - Краткосрочный план), в том числе «Перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области на 2014 - 2043 годы, на 2017 - 2019 годы».

В рамках исполнения Краткосрочного плана на 2019 год НО «Фонд капитального ремонта» был заключен договор с ООО «Инвест-Строй» на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Кемеровской области от 07.10.2019 № 04-19/186.КР.19. Предметом настоящего договора является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту фасада по адресу: г. Таштагол, ул. Коммунистическая, д. 23 на общую сумму 2 589 227,30 рублей.

Разделом 10 локальной сметы № 7 на капитальный ремонт фасада многоквартирного жилого дома: г. Таштагол, ул. Коммунистическая, д. 23 предусмотрен ремонт отмостки.

В региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области - Кузбасса на 2014 – 2043 годы, утвержденной постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 30.12.2013 № 672, установлен перечень работ и (или) услуг по капитальному ремонту в многоквартирных домах, который дополнен следующими работами:

- работы по разработке проектной документации (в случае если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством);

- работы по строительному контролю.

Таким образом, отмостка как самостоятельный вид работ не входит в перечень работ по капитальному ремонту.

Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, в приложении № 4 к которым указано, что к работам, выполняемым при подготовке жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний период, относится ремонт просевших отмосток.

В Приложении №7 к Правилам №170 также указано, что ремонт отмостки включен в перечень работ относящихся к текущему ремонту, а именно в пункте 1 в составе ремонтных работ фундамента, а также устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы; в пункте 17 внешнее благоустройство к нему относится, ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.

В примерном перечне работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, в приложении №8 к Правилам №170 ремонт отмостки как вид работ также отсутствует.

Из приложения № 2 «Перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт)» к Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем России), следует, что в состав работ по текущему ремонту фундаментов входят работы по смене или ремонту отмостки.

В то же время в состав работ по текущему ремонту стен и фасадов относятся работы по заделке трещин, расшивке швов, перекладке отдельных участков кирпичных стен, герметизации стыков элементов полносборных зданий, заделке выбоин и трещин на поверхности блоков и панелей, то есть отмостка в состав ремонтных работ фасада не входит.

Таким образом, суд соглашается с доводом казначейства о том, что выполнение работ по ремонту отмосток должно было осуществляться организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, а не Фондом за счет средств капитального ремонта.

Ссылаясь на приложение Б СП 368.1325800.2017. «Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 25.11.2017 №1582/пр), заявитель полагает, что имеется законодательное подтверждение возможности проведения ремонта отмостки в рамках капитального ремонта фасадов.

В приложении Б Правил «Перечень основных работ, проводимых при капитальном ремонте» таблица Б.1 п.1 Конструктивные элементы и системы инженерно-технического обеспечения – стены, фасады, в видах работ действительно указан ремонт отмостки.

Настоящий свод Правил устанавливает требования к проектированию капитального ремонта многоквартирных жилых зданий высотой до 75 м (п.1.1), то есть для всех видов капитального ремонта многоквартирных домов.

Однако в пункте 4.9 Правил указано, что при капитальном ремонте, проводимом в соответствии с частью 1.2 статьи 166 ЖК РФ, следует проводить ремонт (восстановление) и устранение неисправностей изношенных элементов здания, включенных в пункт 4.1 свода Правил (Работы по капитальному ремонту согласно части 1 статьи 166 ЖК РФ распространяются на следующие элементы здания: системы электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, относящиеся к общему имуществу многоквартирного жилого здания; лифты, лифтовые шахты, машинные и блочные помещения; крыши; подвальные помещения, относящиеся к общему имуществу жилого здания; фасады; фундаменты); смену, восстановление отдельных элементов здания, включенных в пункт 4.1 свода Правил, или замену их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели жилого здания, то есть в данном пункте ремонт отмостки как вид работ отсутствует.

При необходимости нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме может быть дополнен работами: по утеплению фасада; ремонту систем вентиляции и связи, относящихся к общему имуществу многоквартирного жилого здания; переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую; устройству выходов на кровлю; установке систем коллективного приема сигнала эфирного цифрового телевизионного вещания; установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии, холодной и горячей воды; установке автоматизированных систем учета потребления ресурсов (Приказ Минстроя России от 01.12.2016 N 871/пр).

Иными словами, в рамках проведения капитального ремонта фасада можно проводить ремонт отмостки в случае, если этот вид работ включен в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Департамент стратегических проектов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 27.03.2020 №9939-ОГ\06 в пределах своей компетенции также сообщил, что субъект Российской Федерации вправе дополнить установленный частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса перечень работ по капитальному ремонту, работами и услугами, необходимыми для полного и комплексного выполнения работ в соответствии с видами работ, утвержденными региональной программой капитального ремонта. Состав работ определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующем нормативном правовом акте. При определении состава работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется учитывать положения Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, утвержденных общим собранием членов Ассоциации региональных операторов капитального ремонта 3 октября 2019 года. Выполнение работ, не предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, недопустимо за счет средств Фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Пунктом 1.6 Методических рекомендаций 2019 года рекомендуется определить состав работ по капитальному ремонту для следующего перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе фасада (пп.9 п.1.6). В случае если в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 166 ЖК РФ определены дополнительные, не входящие в указанный перечень, виды работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, рекомендуется установить состав работ на каждый вид таких работ и (или) услуг. При определении перечня работ, подлежащего включению в региональную программу и (или) краткосрочные планы её реализации, рекомендуется группировать виды работ с точки зрения необходимости их одновременного выполнения, а также необходимости обеспечения комфортных условий проживания граждан в период выполнения работ.

Пунктом 2.1 Методических рекомендаций 2019 года установлен рекомендуемый к включению в задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и, при необходимости, подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта состав работ по перечню, указанному в пункте 1.6 настоящих методических рекомендаций. Из пункта 5 следует утепление и ремонт фасада, в пункте 5.13 - ремонт отмостки (необходимость определяется при техническом обследовании и проектировании). Кроме того, ремонт отмостки может быть предусмотрен также при проведении ремонта фундамента (пункт 6.3. Методических рекомендаций 2019 года).

Таким образом, из анализа вышеприведенных ведомственных актов, следует, что дополнительные виды работ, а также детализированный состав работ должен быть предусмотрен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, что в рассматриваемом случае не имеет места.

Суд отклоняет доводы заявителя со ссылкой на разделы 4 и 5 Приложения №1 к Методическим рекомендациям по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформирования ЖКХ», утвержденные Госкорпорацией «Фонда содействия реформирования ЖКХ» 15.02.2013.

Во-первых, методические рекомендации от 15.02.2013 содержат общие методические указания по определению состава работ при планировании капитального ремонта многоквартирных домов с учетом ограничений, установленных Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и другими нормативными правовыми актами, а также рамки использования средств, полученных в соответствии с Федеральным законом №185-ФЗ на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, при которых такое использование признается целевым и эффективным.

Во-вторых, методические рекомендации от 15.02.2013 не регламентируют деятельность регионального оператора, носят рекомендательный характер и распространяют свое действие лишь при финансировании капитального ремонта за счет средств государственной корпорации - «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», которое не осуществлялось при капитальном ремонте фасада по адресу: г.Таштагол, ул.Коммунистическая, д. 23.

В-третьих, ремонт отмостки согласно данным методическим рекомендациям включен в Раздел IV «Ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах». При этом Раздел V «Утепление и ремонт фасадов» не содержит такого вида работ как ремонт отмостки.

Что касается довода заявителя о том, что обязанность регионального оператора обеспечивать организацию проведения капитального ремонта отдельных элементов в соответствии с перечнем видов работ, установленных ч.2 ст.166 ЖК РФ, а также с принятым собственниками общего имущества многоквартирного дома решением о проведении определенного вида работ по определенной стоимости, в точном соответствии с разработанной проектно-сметной документацией, а также с обязательным соблюдением требований, установленных ч.4 ст. 190 ЖК РФ, согласно которых работы по капитальному ремонту могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта в размере не превышающем размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту, определенном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, суд поясняет следующее.

Если фонд капитального ремонта сформирован, исходя из минимального размера взносов, то за счет средств фонда финансируются работы и (или) услуги по капитальному ремонту, указанные в ч. 1 ст. 166 ЖК РФ.

Субъекты Российской Федерации вправе дополнить данный перечень услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и другими видами услуг и (или) работ указанными в ч. 2 ст. 166 ЖК РФ.

Если собственниками принято решение об увеличенном размере взносов, то за счет превышения могут финансироваться любые иные работы по капитальному ремонту общего имущества дома (ч. 3 ст. 166 ЖК РФ), однако в рассматриваемом случае собственниками такого решения не принималось.

Поскольку собственниками помещений не принималось решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, за счет которых могут быть любые дополнительные услуги и работы по капитальному ремонту, то в настоящем случае ремонт отмостки не входит в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, установленных ч.1, ч.2 ст. 166 ЖК РФ.

Кроме того, решение общего собрания не отнесено законодательством к основанию отнесения тех или иных работ к капитальным, поэтому спорные работы по ремонту отмостки не являются капитальным ремонтом многоквартирного жилого дома и не могут быть определены как капитальные работы только решением собрания собственников.

Ссылку заявителя на п. 3.6.9 Методического пособия суд считает необоснованной ввиду следующего. Согласно ч.1 ст. 166 ЖК РФ ремонт фасада многоквартирного дома входит в перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в таком доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта.

Однако в состав работ по капитальному ремонту фасада в соответствии с п. 5.1 Методических рекомендаций от 15.02.2013 входят: ремонт штукатурки или облицовочной плитки; окраска по штукатурке или по фактурному слою, а также окраска оконных переплетов со стороны фасада; ремонт и восстановление герметизации стыков стеновых панелей, а также оконных и дверных проемов мест общего пользования (со стороны фасада); ремонт ограждающих стен; ремонт и замена окон и балконных дверей (в составе общего имущества) и входных наружных дверей. Таким образом, ремонт отмостки не входит в состав работ по капитальному ремонту фасада.

В соответствии со ст. 189 ЖК РФ собственниками на общем собрании может быть принято решение о проведении капитального ремонта и определении перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту, но перечень работ по капитальному должен соответствовать перечню, установленному ч.1, ч.2 ст.166 ЖК РФ. Данные перечни ремонт отмостки не содержат. Из представленных заявителем протоколов не усматривается, что детально рассматривались виды работ, которые будут произведены в ходе капитального ремонта фасада, в частности ремонт отмостки.

Согласно приложению №2 к Методическому пособию в перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт), включены смена или ремонт отмостки, то есть спорный вид работ «ремонт отмостки» входит в перечень работ по текущему ремонту.

Заявитель указывает, что проектно-сметной документацией был предусмотрен ремонт отмостки, так как до проведения капитального ремонта она фактически отсутствовала. При этом из пояснений Заявителя следует, что ремонт отмостки входит в состав работ по капитальному ремонту фундамента, а не фасада.

В подтверждение своих доводов Заявитель не приводит нормативного обоснования и иных доказательств, подтверждающих целесообразность проведения ремонта отмостки в составе работ по капитальному ремонту фасада и именно за счет средств собственников МКД.

Как видно из материалов дела, ремонт отмостки по спорному нарушению проводился в 2020 году, акт приема-передачи составлен 28.10.2020, поэтому суд отклоняет ссылку заявителяразъяснения Минстроя России от 01.12.2021 №52733-МГ/06, поскольку заявитель не мог ими руководствоваться при составлении проектно-сметной документации.

Кроме того, как указано в самом письме Минстроя России от 01.12.2021 №52733- МГ/06, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативно-правовых актов, содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве обязательных предписаний постоянного или временного характера.

Учитывая изложенное, суд соглашается с позицией Управления о том, что при формирования состава работ по капитальному ремонту следует руководствоваться ч. 1, 2 ст.166 ЖК РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ.

Относительно ссылки заявителя на техническое обследование состояния конструкций спорного дома и подготовленный Отчет, в котором указано на необходимость устройства отмостки по периметру здания 100%, суд отмечает следующее.

Целью обследования являлось установление степени повреждения и категории технического состояния конструкций отделки фасадов на основе сопоставления фактических значений количественно оцениваемых признаков со значениями этих признаков, установленных нормативными документами, а также выдача рекомендаций по устранению дефектов и повреждений строительных конструкций в случае их выявления.

Из раздела 3 Отчета видно, что помимо фасада обследованию подлежали и иные элементы многоквартирного жилого дома, в частности крыша (лист 5 Отчета) и отмостка (лист 8 Отчета). При этом из фотоотчета отмостки не видно вообще, на фото место отмостки покрыто снегом, в связи с чем из Отчета не усматривается, на основании чего был сделан вывод об ее повсеместном разрушении.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может осуществляться финансирование работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 174 ЖК РФ).

Поскольку в рассматриваемом случае собственниками помещений МКД не принималось решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, и работы по ремонту отмостки не предусмотрены законом субъекта Российской Федерации в составе работ по капитальному ремонту, то, вопреки доводам заявителя, ремонт отмостки в настоящем случае не относится к капитальному ремонту фасада, следовательно, финансироваться за счет средств фонда капитального ремонта не может.

При таких данных суд полагает, что факт выявленного в ходе проверки нарушения нашел свое подтверждение при рассмотрении дела.

Таким образом, оспариваемое представление (в части пункта 4) вынесено в соответствии с требованиями закона, при наличии к тому законных оснований и законных прав заявителя не нарушает.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах заявленные требования о признании незаконным и отмене пункта 4 представления удовлетворению не подлежат.

Судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявленные требования оставить без удовлетворения.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца  со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                                                          Аникина К.Е.