АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
www.kemerovo.arbitr.ru
тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело №А27- 4655/2016
24 апреля 2017 года
Резолютивная часть решения оглашена 17 апреля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 24 апреля 2017 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Андугановой О. С. , при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Симоненко И. А., при содействии в проведении судебного заседании путем использования видеоконференц-связи Арбитражного суда Челябинской области,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка, г. Новокузнецк (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Строительные технологии», г. Челябинск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 113 300 рублей 10 коп. неустойки (штрафа) по Муниципальному контракту №0139300002915000070
и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью «Строительные технологии», г. Челябинск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка, г. Новокузнецк (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 121 424 руб. 31 коп. долга за выполненные работы по Муниципальному контракту №0139300002915000070,
третье лицо: Муниципальное казенное предприятие «Электроремонт – Сервис города Новокузнецка», г. Новокузнецк (ОГРН <***>, ИНН <***>)
при участии:
от КУМИ г. Новокузнецка - ФИО1, представитель по доверенности №1446/5 от 19.05.2016года, паспорт, ФИО2, представитель по доверенности №220/5 от 24.01.2017года, паспорт;
от ООО «Строительные технологии» - ФИО3, представитель по доверенности №003 от 10.02.2015года, паспорт; ФИО4, представитель по доверенности 01.02.2017года, паспорт,
у с т а н о в и л:
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка (далее – КУМИ) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Строительные технологии» (далее – ООО «Строительные технологии») о взыскании 113 300 руб. 10 коп. неустойки (штрафа) за ненадлежащее исполнение муниципального контракта №013930000291500070 от 17.04.2015. Иск мотивирован неисполнением подрядчиком принятых на себя по контракту обязательств по выполнению работ.
Определением суда от 18.03.2016 иск принят к производству с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства.
18.05.2016 судом вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, предварительное судебное заседание по делу назначено на 20 июня 2016года.
Определением от 20 июня 2016года подготовка дела к судебному разбирательству завершена, судебное разбирательство по существу спора назначено на 29.06.2016года, которое судом откладывалось на 10.08.2016года, впоследствии на 29 августа 2016года.
Определением от 23.08.2016 судом принято к производству встречное исковое заявление ООО «Строительные технологии» к КУМИ г. Новокузнецка о взыскании 121 424 руб. 31 коп. долга по муниципальному контракту №013930000291500070 от 17.04.2015г, мотивированный необоснованным уклонением заказчика от приемки результатов работ и наличием на стороне заказчика обязательств принять и оплатить выполненные работы.
В целях обеспечения экспертного осмотра судом на основании определения от 01.09.2016года привлечено к участию в деле в качестве третьего лица муниципальное казенное предприятие «Электроремонт-Сервис» города Новокузнецка, г. Новокузнецк (ОГРН <***>, ИНН <***>), ранее принимавшее участие при осмотре трансформаторных подстанций и сетей, проводимом ООО «Строительные технологии» в процессе исполнения контракта.
Определением от 23 сентября 2016года по делу назначена экспертиза в целях определения возможности исполнения муниципального контракта №013930000295000070, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка и обществом с ограниченной ответственностью «Строительные технологии», а также соответствия условиям контракта и наличия потребительской ценности результата работ, фактически выполненных обществом с ограниченной ответственностью «Строительные технологии», в связи с чем, производство по делу было приостановлено. Экспертиза была назначена по согласию сторон выборочно относительно не всех объектов, являющихся предметом контракта, а относительно выборочных сетей электроснабжения, предложенных сторонами.
Определением от 28.09.2016года председателя седьмого судебного состава Арбитражного суда Кемеровской области дело А27-4655/2016 передано на рассмотрение судье Андугановой О.С.
Определением от 14.03.2017года производство по делу возобновлено, дело назначено к рассмотрению в судебном заседании суда первой инстанции на 14.03.2017года.
Определением от 14.03.2017года судебное разбирательство по делу отложено на 12.04.2017года, в котором судом в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 17.04.2017года.
Представители КУМИ г. Новокузнецка заявленные исковые требования поддержали, возражали относительно встречного иска.
Представители ООО «Строительные технологии» исковые требования КУМИ г. Новокузнецка не признают, в отзыве на иск ссылаются, что техническое задание на выполнение работ по муниципальному контракту составлено с ненадлежащим качеством , а именно фактические адреса части трансформаторных подстанций не совпадают с адресами , указанными в контракте, что делает невозможным постановку подстанции на кадастровый учет . Часть линий электроснабжения отсутствуют, часть линий электропередачи подключены не к тем трансформаторным подстанциям , которые указаны в контракте, характеристики части линий электропередачи не соответствуют характеристикам , указанным в контракте. Ссылается на то обстоятельство, что 131 трансформаторная подстанция не подает электрическую энергию на те адреса, которые указаны в контракте, что делает невозможным подготовку технического плана в рамках инвентаризации в соответствии с условиями технического задания. Также ссылается на то обстоятельство, что выполнение работ по исполнительной съемке объекта капитального строительства с использованием электронных тахометров, геодезических приборов спутниковой навигации , позволяющим соблюсти нормативную точность объектов землеустройства было невозможно в рамках муниципального контракта, поскольку часть кабельных линий находилось под землей. Указывает, что предложенный заказчиком способ выполнения работ с использованием трассоискателя был неприемлем , в связи с чем, заказчику было предложено провести работы единственно возможным вариантом проведения геодезических работ - корректировкой исполнительной съемки по имеющимся картографическим материалам. Письмами №982 от 04.09.2015года, №1404 от 25.11.2015года, №1425 от 27.11.2015года, №1429 от 30.11.2015года исполнитель направил заказчику акт, в котором было предложено согласовать устранение неверной и включения верной информации в отношении подстанций, которые, тем не менее, не были устранены. Полагает правомерным приостановление работ со своей стороны на основании положений ст. 716 ГК РФ. Ссылается на наличие объективных препятствий в выполнении порученного ему объема работ по контракту , в связи с чем, подрядчик письмами от 04.09.2015года № 982, №1095 от 08.10.2015года, №1125 от 15.10.2015года, №1196 от 22.10.2015года, №1212 от 26.10.2015года заявлял о приостановке работ, которые полагает приостановленными до настоящего времени. Просит в иске КУМИ г. Новокузнецка отказать, встречный иск удовлетворить, ссылаясь на положения статьи 718 ГК РФ как основание для удовлетворения заявленных во встречном иске требований.
КУМИ г. Новокузнецка в возражениях на встречный иск ссылается на отсутствие каких – либо объективных препятствий в выполнении работ и ненадлежащее выполнение подрядчиком работ в рамках муниципального контракта.
Кроме того, в судебном заседании ООО «Строительные технологии» заявили ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы результатов выполненных работ по геодезическим и картографическим исследованиям, которое судом отклонено в связи с отсутствием оснований для ее назначения.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, установил следующее.
Как следует из материалов дела, 17.04.2015года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Строительные технологии» (исполнитель) в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона №100-15-УЗ (0139300002915000070) от 18.03.2015года заключен муниципальный контракт № 0139300002915000070, по условиям которого исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по технической инвентаризации объектов недвижимости и постановке на государственный кадастровый учет (объекты), расположенные на территории г. Новокузнецка (местоположение - Приложение № 2 к контракту). Оказание услуг осуществляется исполнителем в соответствии с техническим заданием (Приложение № 1) и законодательством Российской Федерации, требованиями иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления такого вида услуг, устанавливающих требования к качеству такого вида услуг, в соответствии с условиями контракта. (Раздел 1 контракта).
В соответствии с условиями раздела 2 контракта (Цена и порядок расчетов), цена Контракта составляет 1 133 001 руб. 02 коп., что составляет 2 275 руб. 10 коп. за один объект. Оплата по контракту производится путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя в течение 30 дней после подписания акта приемки оказанных услуг и выставления счета-фактуры. Обязательства заказчика по оплате цены контракта считаются исполненными с момента списания денежных средств в размере, установленном контрактом, с лицевого счета заказчика.
Исполнитель оказывает услуги в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1) к контракту. Место оказания услуг: г. Новокузнецк (Приложение №2 к контракту). Срок оказания услуг исполнителем по контракту – со дня заключения контракта до 01.11.205года. (раздел 3 контракта).
Приемка услуг на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в контракте, производится заказчиком по окончании оказания услуг по контракту. После завершения оказания услуг, предусмотренных контрактом, исполнитель в течение 3 (трех) рабочих дней письменно уведомляет заказчика о факте завершения оказания услуг и направляет в адрес заказчика акт приемки оказанных услуг в 2 (двух) экземплярах, счет, счет - фактуру, а также и иные необходимые документы. Не позднее 3 (трех) рабочих дней после получения от исполнителя документов, заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку оказанных услуг по контракту на предмет соответствия их объема и качества требованиям, изложенным в контракте. Для проверки предоставленных исполнителем результатов на их соответствие условиям контракта, заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения от исполнителя акта приемки оказанных услуг обязан направить исполнителю один экземпляр подписанного акта приемки оказанных услуг либо мотивированный отказ от приемки оказанных услуг, в котором должны быть указаны выявленные заказчиком недостатки. Заказчик вправе предоставить исполнителю срок для устранения таких недостатков. Мотивированный отказ направляется в порядке, предусмотренном настоящим контрактом. В сроки, указанные заказчиком в мотивированном отказе от приемки оказанных услуг, исполнитель обязан за свой счет и своими силами, устранить обнаруженные недостатки. В этом случае акт приемки оказанных услуг заказчик подписывает в течение 3 (трех) рабочих дней после устранения исполнителем указанных недостатков. Если исполнитель в установленный срок не устранит недостатки, заказчик вправе предъявить исполнителю требование о возмещении понесенных убытков, уплате неустойки и (или) о расторжении договора. (раздел 4 контракта).
В соответствии с п. 6.1. контракта, контракт вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его подписания и действует до 31.12.2015года.
В соответствии с п.8.2. контракта, за неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, начисляется штраф. Размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств , предусмотренных контрактом, устанавливается в размере 2,5% от цены контракта, что составляет 113 300 руб. 10 коп.
В соответствии с п. 8.7. контракта, стороны освобождаются от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если одна из сторон докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом произошло по вине другой стороны или вследствие непреодолимой силы, действий объективных внешних факторов, подтвержденных в установленном законодательством порядке, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по контракту, которые возникли после заключения Контракта, на время действия этих обстоятельств, если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение сторонами своих обязательств, а также которые стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.
В разделе 10 контракта (Разрешение споров, основания и порядок изменения и расторжения контракта) стороны определили, что все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего контракта, будут разрешаться сторонами путем переговоров с соблюдением претензионного порядка. Претензия подлежит рассмотрению и разрешению в течение 10 (десяти) дней со дня ее получения. При не достижении согласия спор рассматривается в Арбитражном суде Кемеровской области. ( п.10.3).
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с действующим законодательством РФ. При расторжении контракта по обоюдному согласию Стороны определяют и производят взаиморасчеты по возмещению понесенных затрат и убытков по предмету контракта. Сторона, решившая расторгнуть настоящий контракт, в пятидневный срок со дня принятия решения об одностороннем отказе направляет письменное уведомление другой стороне. ( п. п. 10.4-10.6)
Согласно Приложению №1 (Техническое задание) к спорному контракту, Исполнитель ( подрядчик) в рамках указанного контракта должен был провести комплекс услуг по геодезическому , картографическому исследованию и постановке на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на объекты капитального строительства ( сети электроснабжения 0,4/6/10 кВ от трансформаторных подстанций города Новокузнецка) ; подготовить документы и поставить объекты капитального строительства на государственный кадастровый учет; осуществить государственную регистрацию права собственности. Объем оказываемых услуг определен как сети электроснабжения 0,4/6/10 кВ в количестве 498 объектов.
В рамках указанного контракта исполнитель должен был выполнить следующие работы:
- Первый подготовительный этап включает в себя: проведение мероприятий по сбору сведений во внешних органах и организациях на земельные участки в пределах которых расположены объекты недвижимости, сведений государственного кадастра недвижимости, каталогов (списков) координат пунктов государственной геодезической сети (ГГС), опорной межевой сети (ОМС), картографической основы; проведение анализа имеющегося планово-картографического материала, геодезических данных, ранее выполненной топографической съемки (в случае наличия), дополнительной технической документации на объекты, подготовка технического отчета; определение границ объекта капитального строительства на местности.
В состав геодезических и картографических исследований входит: осуществление исполнительной съемки объекта капитального строительства с соблюдением действующих в данный период правил, норм и инструкций, выполняется инструментальным способом с использованием электронных тахометров, геодезических приборов спутниковой навигации, позволяющим соблюсти нормативную точность объектов землеустройства; установление границ объекта капитального строительства на местности с учетом применяемых требований; передача исполнительной съемки в Комитет градостроительства и землеустройства города Новокузнецка; подготовка технического отчета по исполнительной съемке на 498 объекта (в срок до 01.11.2015года) .
В состав инженерно-геодезических изысканий входит получение разрешения на проведение инженерных изысканий; топографическая съемка в масштабе 1:500 с сечением рельефа 0,5 м, с нанесением существующих инженерных коммуникаций, в местной системе координат, в Балтийской системе высот 1946г.; создание отчета о выполнении; внесение топографической съемки на планшеты г. Новокузнецка и сдачей в отдел ИСОГД КГиЗР.
В состав услуги по формированию технических планов на объекты капитального строительства включено проведение камеральных работ с подготовкой технического плана на каждый объект на бумажном и электронном носителях (в срок до 01.11.2015г.) в соответствии с приказом от 23 ноября 2011 N 693 «Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке»; предоставление заказчику технического плана на каждый объект на бумажном и электронном (в программе AutoCAD или Mapinfo) носителях для проверки и согласования (в срок до 01.11.2015г.); предоставление заказчику технического плана на каждый объект на бумажном и электронном (в программе AutoCAD или Mapinfo) носителях (в срок до 01.11.2015г.).
Постановка на государственный кадастровый учет объектов капитального строительства (в срок до 01.11.2015г.). Предоставление в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет подготовленные технические планы в электронном виде: постановка объектов капитального строительства на государственный кадастровой учет и получение кадастровых паспортов в бумажном и электронном виде (в срок до 01.11.2015г.), а также государственная регистрация права муниципальной собственности - государственная регистрация права собственности на объекты капитального строительства (сети электроснабжения 0,4/6/10 кВ от трансформаторных подстанций города Новокузнецка).
В соответствии с разделом 6 Технического задания к контракту, в состав исходных данных, предоставляемых заказчиком исполнителю, указаны: документы, удостоверяющие право на объекты капитального строительства (сети электроснабжения 0,4/6/10 кВ от трансформаторных подстанций г. Новокузнецка; техническая документация (технические паспорта) на объекты капитального строительства (сети электроснабжения 0,4/6/10 кВ от трансформаторных подстанций города Новокузнецка) – при наличии. Иная, имеющаяся в распоряжении заказчика документация, может предоставляться им, исключительно по письменному запросу исполнителя.
В перечне подлежащих передаче заказчику подрядчиком материалов поименованы технические планы на объекты капитального строительства (сооружения), на бумажном носителе в 1 экз., в электронном виде в формате Mapinfo (в срок до 01.11.2015года), а также кадастровые паспорта на объекты капитального строительства (сооружения) , на бумажном носителе в 2-х экземплярах. (в срок до 01.11.2015года), свидетельство о государственной регистрации права собственности на бумажном носителе в 1 экз. на каждый объект.
В приложении № 2 к контракту (Перечень сетей электроснабжения 0,4/6/10 кВ) указаны: наименование ТП и место расположения; адрес и наименование потребителя; год ввода; технические характеристики (марка кабеля и количество, сечение кабеля), протяженность линий.
Письмами исх. №525 от 29.05.2015года, №982 от 04.09.2015года , подрядчик запрашивал у заказчика планы – схемы расположения инженерных сетей , указанных в техническом задании , просил указать на местности и идентифицировать объект исследования – сети электроснабжения, просил уточнить месторасположения трансформаторных подстанций, поскольку месторасположение трансформаторных подстанций не сходится с месторасположением указанных в Приложении №2; в письме №1081 от 06.10.2015года направил часть деклараций на объекты недвижимости , указанные в Приложении №2 к контракту , сослался на невозможность исследования 7 трансформаторных подстанций , так как представители заказчика, сопровождающие геодезистов, не смогли обеспечить доступ на указанные объекты . В письме от 08.10.2015года №1095 ООО «Строительные технологии» указало на отсутствие подключения указанных в Приложении №2 к контракту и несоответствие данных технического задания факту, наличие дополнительных подключений. Во всех письмах подрядчик ссылался на факт приостановления выполнения работ по правилам статьи 716 ГК РФ.
В свою очередь, заказчик в письмах от 19.05.2015года №1634/8 , от 11.06.2015года №1838/8, от 10.06.2015года №1887/8, от 26.06.2015года №2092/8 , от 04.08.2015года №2512/8 и др. настаивал на выполнении подрядчиком возложенных на него контрактом обязательств и ссылался на отсутствие у него запрашиваемой подрядчиком информации, при этом указывал, что сбор необходимой документации, в том числе и технической, является обязанностью подрядчика в рамках первого этапа выполнения работ.
Как следует из указанных выше писем, КУМИ г. Новокузнецка представлял отрицательные ответы соответствующих компетентных органов, из которых установить месторасположение объектов исследования и их технические характеристики не представлялось возможным.
Письмом исх. №1256 от 02.11.2015года (получено вх. №6277 от 02.11.2015года) ООО «Строительные технологии» предъявило в Комитет по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка согласно п. 7 Приложения №1 к контракту: инженерно – геодезические изыскания (отчет на бумажном носителе в одном экземпляре); перечень координат центров опор в системе координат WGS84 ; технические планы на объекты капитального строительства (сооружения) , на бумажном носителе в 1 экз., в электронном виде в формате Mapinfo, 165 технических планов, 208 штук дисков CD-R , топографическую съемку на электронном носителе, а также акт сдачи – приемки выполненных работ от 02.11.2015года на сумму 1 133 001, 02 руб. с требованием принять работы и оплатить их.
Письмом от 09.11.2015года №3908/8 и последующими письмами от 13.11.2015года №3985/8, от 18.11.2015года №4026/8, заказчик высказывал замечания по представленным подрядчиком документам, в том числе и по актам технической инвентаризации объектов, в связи с чем, от принятия результатов работ отказался.
Полагая, что ООО «Строительные технологии» не исполнены условия контракта на проведение комплекса услуг по геодезическому, картографическому исследованию и постановке на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на объекты капитального строительства (сети электроснабжения трансформаторных подстанций города Новокузнецка) в соответствии с техническим заданием, нарушением исполнителем установленного контрактом срока оказания услуг - до 01.11.2015года и непредоставления заказчику результата услуг, на основании приказа №571 от 08.12.2015года КУМИ г. Новокузнецка принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 0139300002915000070 от 17.04.2015года.
В последующем, КУМИ г. Новокузнецка обратилось к ООО «Строительные технологии» с претензией исх. №4374/2 от 15.12.2015года (получена ответчиком 21.12.2015года) с требованием об оплате суммы пени и штрафа, начисленных в соответствии с условиями контракта и п.7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В свою очередь, ООО «Строительные технологии», ссылаясь на неисполнение КУМИ г. Новокузнецка денежного обязательства по оплате работ (части), выполненных исполнителем по спорному контракту и предъявленных к приемке посредством направления в адрес последнего соответствующих актов, предъявило в претензии (исх. б/н, от 12.01.2016года), направленной по почтовой квитанции от 12.02.2016года требование об оплате работ и впоследствии обратился со встречным иском в суд.
Суд, оценив доводы сторон и исследовав материалы дела, не нашел оснований ни для удовлетворения исковых требований КУМИ г. Новокузнецка, ни для удовлетворения встречного иска в связи со следующим.
Согласно ст. 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Согласно ст. 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
2. Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.
Согласно п. 1 ст. 762 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан , если иное не предусмотрено договором оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре.
Согласно п. 1 ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности, не предоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 ГК РФ).
Суд, оценив фактические взаимоотношения сторон и имеющуюся в деле переписку с учетом выводов, изложенных в экспертном заключении от 10 марта 2017года ООО «Кемеровский областной кадастровый центр» полагает объективно невозможным исполнение муниципального контракта №0139300002915000070 от 17.04.2015года при том объеме исходных данных (отсутствии таковых) и технической документации, которая была передана подрядчику для производства работ.
Согласно экспертного заключения от 10 марта 2017года в связи с технологическими особенностями, значительная часть сетей электроснабжения, являющихся предметом контракта, располагается под землей.
Таким образом, при проведении геодезических и картографических исследований в отношении таких подземных коммуникаций - исполнитель руководствуется Сводом правил СП 11-104-97\ "Инженерно-геодезические изыскания для строительства. Часть I и Часть II. Выполнение съемки подземных коммуникаций при инженерно-геодезических изысканиях для строительства", которые устанавливают общие технические требования и правила производства инженерно-геодезических изысканий для обоснования проектной подготовки строительства, включая градостроительную документацию, а также инженерно-геодезических изысканий, выполняемых в период строительства, эксплуатации и ликвидации объектов и обеспечивающих формирование систем учета и технической инвентаризации объектов недвижимости всех форм собственности.
В соответствии с условиями технического задания муниципального контракта запрос имеющегося планово-картографического материала, геодезических данных, ранее выполненной топографической съемки, дополнительной технической документации на объекты осуществляет исполнитель. Пунктом 6 Технического задания предусмотрено, что заказчик предоставляет исполнителю только имеющиеся у него в наличии материалы и техническую документацию на кабельные сети, являющиеся предметом контракта.
В материалах судебного дела имеется информация о запрошенных сведениях государственного кадастра недвижимости, используемого исполнителем при составлении технических планов, а также перечень координат пунктов государственной геодезической сети (ГГС).
Исполнителем предоставлены письма, согласно которым запрашивался топографо-геодезический материал, исполнительная съемка в Комитете градостроительства и землеустройства города Новокузнецка (письмо № 526 от 29.05.2015г., письмо 938, 941 от 25.08.2015г.), у заказчика (письмо № 290 от 14.04.2015г. № 525 от 29.05.2015г., № 942 от 25.08.2015г.) и в обслуживающей электросети организации МКП «Электроремонт-Сервис».
В распоряжение Исполнителя были предоставлены только имеющиеся в Комитете градостроительства и землеустройства города Новокузнецка топографические материалы в масштабе 1:500 для их обновления по результатам проведенных инженерно-геодезических изысканий. Других документы и информация в отношении электрокабельных сетей трансформаторных подстанций, в том числе являющихся предметом экспертного исследования, указанными организациями не были предоставлены в связи с их отсутствием.
В ходе сбора экспертами информации для проведения экспертных работ было выявлено, что сведения о кабельных электросетях, присоединенных к ТП № 129,148 и 158, которые являлись предметом экспертного исследования, имеются в ООО «Горэлектросеть», являющейся собственником данных трансформаторных подстанций.
2) Следующий этап, предусмотренный техническим заданием - геодезические и картографические исследования включает в себя следующие работы: -осуществление исполнительской съемки объекта капитального строительства с соблюдением действующих в данный период правил, норм и инструкций, выполняется инструментальным способом с использованием электронных тахометров, геодезических приборов спутниковой навигации, позволяющих соблюсти нормативную точность объектов землеустройства (в масштабе 1:500)
В соответствии с п. 4.20. Свода правил СП 11-104-97\ "Инженерно-геодезические изыскания для строительства. Часть II» предусмотрено, что исполнительная съемка подземных коммуникаций выполняется в процессе и по окончании строительства, до засыпки траншей.
Таким образом, эксперты пришли к выводу, что поскольку объектом муниципального контракта являлись существующие сети электроснабжения, строительство которых было осуществлено ранее, исполнительная съемка в соответствии с требованиями СП 11-104-97 не могла быть проведена при выполнении данного муниципального контракта.
В связи с чем, ООО «Строительные технологии» было направлено Заказчику письмо о невозможности проведения работ, связанных с исполнительной съемкой (письмо № 1404 от 25.11.2015г.).
3) Проведение этапа работ - инженерно-геодезические изыскания обусловлено требованиями статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ от 19 января 2006г., № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства», согласно которому одним из видов инженерных изысканий являются - инженерно-геодезические изыскания.
Порядок и требования к составу работ, осуществляемых в рамках проведения инженерных изысканий, установлены СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства, Части 1,11,III»
Согласно данному документу, инженерно-геодезические изыскания для строительства должны обеспечивать получение топографо-геодезических материалов и данных о ситуации и рельефе местности, существующих зданиях и сооружениях (наземных, подземных и надземных) и других элементах планировки (в цифровой, графической, фотографической и иных формах), необходимых для комплексной оценки природных и техногенных условий территории (акватории) строительства и обоснования проектирования, строительства, эксплуатации и ликвидации объектов, а также создания и ведения государственных кадастров, обеспечения управления территорией, проведения операций с недвижимостью.
Получение разрешения на проведение инженерных изысканий согласно письму Комитета градостроительства и землеустройства г. Новокузнецка № 6119/12 от 10.06.2015г. действующим законодательством не установлено, достаточно оформления Заявления-регистрации на выдачу топографо-геодезических материалов для производства инженерно-геодезических работ.
В части исполнимости видов работ, входящих в состав этапа – инженерно-геодезические изыскания, экспертами установлено следующее:
Пунктами 4.20 и 4.21 СП 11-104-97 определено, что съемка существующих подземных коммуникаций выполняется в случаях отсутствия, утраты или недостаточной полноты и точности имеющихся материалов исполнительной съемки. При этом подземные коммуникации для съемки предварительно отыскивают шурфованием или с помощью специальных приборов поиска - трубокабелеискателей (трассоискателей).
Метод шурфования заключается в рытье глубоких поперечных траншей (шурфов) на таком расстоянии одна от другой, чтобы можно было с достаточной достоверностью выявить и определить положение всех необходимых коммуникаций. Однако этот метод является трудоемким и не всегда позволяет достоверно определить точность местоположения искомого подземного кабеля, особенно в зоне многоэтажной застройки со значительным количеством подземных коммуникаций.
Метод определения подземных коммуникаций с помощью трубокабелеискателей (трассоискателей) наиболее распространен. Виды приборов, порядок работы по поиску трасс также определен СП 11-104-97.
При съемке существующих инженерных коммуникаций камеральные работы состоят, в основном, в составлении планов с выпиской на них основных технических характеристик инженерных коммуникаций. В необходимых случаях составляются планы инженерных коммуникаций по их отдельным видам, а также схемы и обмерные чертежи справочного или иллюстративного характера.
Пунктом 4.23. СП 11-104-97 предусмотрено, что по завершении полевых и камеральных работ составляется технический отчет (пояснительная записка), в котором воспроизводятся данные о составе и фактически выполненных объемах изыскательских работ, технологические особенности съемки подземных коммуникаций, характеристика точности съемочного обоснования и полученных планов подземных сооружений.
Согласно п. 5.2.3. СП 11-104-97 съемку существующих подземных коммуникаций выполняют в сочетании с топографической съемкой участка местности или в качестве специального вида работ, выполняемого с использованием ранее составленных топографических планов.
Топографическая съемка производится с учетом требований Инструкции по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500 ГКИНП-02- 033-82.
Пунктом 3.4. данной Инструкции установлено, что топографические планы масштаба 1:500 предназначаются: для составления исполнительного, генерального плана участка строительства и рабочих чертежей многоэтажной капитальной застройки с густой сетью подземных коммуникаций, промышленных предприятий, для решения вертикальной планировки, составления планов подземных сетей и сооружений и привязки зданий и сооружений к участкам строительства на застроенных территориях города;
Таким образом, при выполнении работ в отношении сетей электроснабжения трансформаторных подстанций, расположенных в районе многоэтажной жилой застройки масштаб для составления картографического материала был установлен 1:500.
В связи с отсутствием достаточных для выполнения работ исходных данных, материалов исполнительной съемки и картографического материала Заказчиком работ (как следует из письма № 14404 от 25.11.2015г. ООО «Строительные технологии») Исполнителю было предложено провести съемку существующих подземных коммуникаций с помощью трассоискателя, однако Исполнитель отказался от использования данного метода, указав на то, что данные приборы не относятся к геодезическим и погрешность, которая возникает при установлении координат характерных точек подземных электрокабелей, больше чем та, которая допускается при определении координат характерных точек объектов при выполнении кадастровых работ для целей осуществления государственного кадастрового учета.
В соответствии с ГОСТ Р53340-2009 «Приборы геодезические Общие технические условия» приборы, с помощью которых осуществляется поиск подземных электрокабелей, не относятся к геодезическим приборам, однако использование данного оборудования для поиска существующих подземных коммуникаций и порядок работы с ним определены СП 11-104-97 в рамках проведения инженерно-геодезических изысканий.
Проведение поиска подземных коммуникаций может осуществляться как / при благоприятных условиях, так и неблагоприятных.
Для определения местоположения подземных коммуникаций могут быть использованы методы: метод спутниковых геодезических измерений (определений); геодезический метод; картометрический метод.
Средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек контура зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства устанавливается также, как при определении точности координат характерных точек границ земельных участков. Значения точности определения координат установлены для земельных участков в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования.
По отношению к землям населенных пунктов значение погрешности установлено до 0,1 м. При применении любого из методов определения координат значение погрешности не должно превышать 0,1 м.
Для установления возможности выполнения Исполнителем работ в части поиска подземных сетей электроснабжения, а также для проверки данных, содержащихся в выполненной Заказчиком технической документации, являющейся результатом работ, экспертами с участием представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка, а также с участием представителя ООО «Горэлектросеть» 27.02.2017г. был проведен выезд на местность для обследования сетей электроснабжения, примыкающих к ТП-6, ТП-27, ТП-50, ТП-62, ТП-88, ТП-101, ТП-129, ТП-148, ТП-158, ТП-248, ТП-402.
При проведении обследования было установлено, что в большинстве обследуемых трансформаторных подстанций отсутствуют схемы подключения электрокабелей и сведения об адресах потребителей. В некоторых ТП указанные на электрокабелях адреса потребителей не соответствуют адресам фактического подключения.
В связи с отсутствием электрических схем с указанием марки и сечения кабеля при выполнении контракта сведения об этих характеристиках электрокабелей предоставлялись исполнителю представителем обслуживающей сети организации, обеспечивающем доступ в трансформаторные подстанции, который определял эти характеристики на основании визуального осмотра кабелей, предохранителей, с учетом мощности нагрузки в сопоставлении со сведениями, имеющимися в техническом задании муниципального контракта.
При выборе способа определения подземных сетей электроснабжения, являющихся предметом экспертного исследования, экспертами установлено, что применение метода шурфования невозможно по причине наличия значительного снежного покрова, отсутствие достаточного картографического материала, материалов исполнительной съемки, а также в связи с его трудоемкостью.
Применение трассопоискового оборудования для определения подземных кабелей присоединенных к обследованным экспертами ТП также, по мнению экспертов, не представляется возможным по следующим причинам:
- в связи с отсутствием материалов исполнительной съемки, электрических схем прохождения кабелей.
- в связи с наличием электромагнитных помех при использовании трассопоискового оборудования, которые не позволят определить необходимые для целей постановки объекта на государственный кадастровый учет координаты характерных точек контура сетей с точностью до 0,1 м.
- в связи с невозможностью отключения подачи электроэнергии для целей устранения электромагнитных помех, так как согласно действующим нормативно-правовым актам ограничение или прекращение подачи электроэнергии абонентам может осуществляться по двум основаниям:
а) возникновение или угроза возникновения аварии в работе систем электроснабжения, согласно Положению об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения», утвержденное постановлением Правительства РФ от 22.06.1999 г. №664 и ст.546 ГК РФ.
б) применение указанной меры к неплательщикам.
Отключение или временный перерыв в подаче электроэнергии по другим основаниям не предусмотрен действующим законодательством.
Данное мнение экспертов было подтверждено представителем обслуживающей организации, присутствовавшем при обследовании сетей, являющихся предметом экспертного исследования.
По результатам обследования и с учетом вышеизложенных обстоятельств экспертами для определения местоположения подземных коммуникаций был выбран картометрический метод с использованием материалов топографической съемки масштаба 1:500, имеющейся в Комитете градостроительства и землеустройства города Новокузнецка. Данный способ определения подземных сетей, является единственно возможным в отношении сетей, являющихся предметом экспертного исследования. Однако, этот метод не может гарантировать абсолютную точность установления местоположения подземных сетей и может быть использован только при подтверждении установленных данных организацией, обслуживающей сети, и по согласованию с заказчиком работ.
4) Следующим этапом выполнения работ, определенным техническим заданием к муниципальному контракту, является осуществление топографической съемки в масштабе 1:500 с сечением рельефа 0,5м с нанесением существующих инженерных коммуникаций, в местной системе координат, в Балтийской системе высот 1946г., а также внесение топографической съемки на планшеты г. Новокузнецка и сдачей материалов в отдел ИСОГД КГиЗР.
Для проведения экспертных работ экспертам с материалами судебного дела были предоставлены материалы топографической съемки в масштабе 1:500, в том числе с нанесенными на них данными о ТП и сетях, подлежащих определению в рамках настоящего экспертного исследования, аналогичные тем, которые имелись у ООО «Строительные технологии» при выполнении работ.
Экспертами в отношении ТП 50,62,129 по топографическим материалам были определены все сети по адресам, указанным в техническом задании; в отношении ТП 6, 27, 148, 158, 248 было определено большее количество сетей, чем ООО «Строительные технологии» в ходе выполнения работ по контракту; в отношении ТП 88 было определено разное местоположение сетей, чем Исполнителем в ходе выполнения работ; в отношении ТП 101,402 было определено одинаковое местоположение сетей, как и у Исполнителя в ходе выполнения работ.
Дополнительно, эксперты отмечают, что при проведении геодезической съемки, трансформаторных подстанций, к которым присоединены обследуемые сети электроснабжения, было установлено, что координаты характерных точек контура зданий, отображенных исполнителем в технической документации и на топографических материалах, не соответствуют фактическим данным, смещены. Следовательно, координаты начальных точек сооружений - сетей электроснабжения, также смещены по сравнению с фактическими данными.
Согласно письму Комитета градостроительства и земельных ресурсов г. Новокузнецка от 09.12.2015г. № 13732-13 представленный ему обновленный топографический материал не соответствовал требованиям Инструкции по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500 ГКИНП-02-033-82, СП 11-104-97 и требованиям к формату передаваемой информации.
В материалах, предоставленных экспертам, имеется отчет по топографической съемке, выполненный ООО «Строительные технологии» в программе Auto- Cad, при этом в органах архитектуры, используется программа Microstation, несовместимая с форматом файлов программы AutoCad. О необходимости оформления топографического материала в формате программы Microstation сообщалось в письме Комитета градостроительства и земельных ресурсов г. Новокузнецка № 12085-13 от 27.10.2015г.
Кроме того, в представленном отчете условные обозначения объектов не соответствуют Инструкции по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500 и ГКИНП-02-033-86 «Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500».
Таким образом, имеющийся отчет не мог быть принят органами архитектуры для уточнения данных на топографических материалах Комитета градостроительства и земельных ресурсов г. Новокузнецка.
5) Выполнение этапов работ по оформлению технических планов на объекты капитального строительства, постановке сооружений на государственный кадастровый учет связано с необходимостью формирования кабельных сетей электроснабжения как объектов недвижимости и закрепления их параметров в государственном кадастре недвижимости.
Порядок оформления технических планов для постановки сооружений на государственный кадастровый учет устанавливался на момент выполнения работ Федеральным законом № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), а также приказом от 23 ноября 2011 № 693 «Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке» (далее - Требования).
Согласно ч.8. ст.41 Закона о кадастре в редакции, действовавшей на момент выполнения работ, сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении сооружения на земельном участке, устанавливались на основании проектной документации, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, или технического паспорта, изготовленного до 01.01.2013г.
Письмом от 14.04.2015г. № 290 исполнитель запросил у Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка указанные документы и указал, что в случае их отсутствия технические планы могут быть подготовлены на основании декларации об объекте недвижимости.
Требования к оформлению декларации предусмотрены Приказом Министерства экономического развития РФ от 13 декабря 2010 г. N628 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке".
Согласно сведениям, имеющимся в предоставленных экспертам материалах судебного дела, сооружения, в отношении которых выполнялись работы в рамках муниципального контракта, являются бесхозяйными. Порядок постановки на государственный учет бесхозяйных объектов на момент исполнения муниципального контракта был разъяснен в письме Министерства экономического развития Российской Федерации № ОГД23-5551 от 09.11.2012г., где было указано, что для установления факта бесхозяйности объекта необходимы документы компетентных органов, подтверждающие отсутствие регистрации прав и правообладателя, а также сведений о проведении технического учета этих объектов.
При проведении экспертами анализа предоставленных в их распоряжение технических планов сооружений, являющихся предметом экспертного исследования, было установлено, что форма технического плана соответствует действовавшим на момент исполнения муниципального контракта требованиям; в перечне документов, использованных при подготовке технического плана сооружения, указаны - Выписка из ЕГРП, выписка из ЦТИ, выписка из государственного архива, выписка из реестра федеральной собственности, выписка из реестра муниципальной собственности, свидетельствующие об отсутствии прав на формируемые объекты, подтверждающие, что объекты являются бесхозяйными; кадастровые планы территории, использованные кадастровым инженером при формировании технических планов, содержат сведения государственного кадастра недвижимости по состоянию на дату, гораздо более раннюю, чем дата обследования объекта и формирования технического плана, так в технических планах, предоставленных для ознакомления экспертам, используются кадастровые планы территории по состоянию на февраль 2015г., при этом технические планы сформированы по состоянию на 29.10.2015г.
Законодательством не установлено требований о сроке давности сведений ГКН, используемых при формировании технического плана. Однако, данное обстоятельство несет для кадастрового инженера риск того, что при постановке сооружения на государственный кадастровый учет и сопоставлении координат характерных точек органом кадастрового учета может быть принято решение о приостановлении в связи с наличием пересечений с другими объектами, сведения о которых были внесены в период с даты выдачи КПТ до момента обращения с заявлением о постановке на кадастровый учет сооружения.
В пункте 3 «Сведения о средствах измерений» раздела «Исходные данных» технических планов исследуемых трансформаторных подстанций указаны средства измерения, которые фактически не использовались при определении местоположения сооружений на земельном участке. Поскольку Исполнителем при выполнении контракта использовался картометрический метод определения координат, в данный раздел должны быть внесены сведения, указанные в п. 21 Требований (вид картографического произведения, масштаб, форма, дата создания и обновления).
В пункте 1 «Метод определения координат характерных точек контура сооружения» раздела технического плана «Сведения о выполняемых измерениях и расчетах» указан метод определения координат - метод спутниковых геодезических измерений, хотя фактически исполнителем ООО «Строительные технологии» применялся картометрический метод.
Требованиями к оформлению технического плана сооружения в пункте 8 указано, что при применении аналитического и картометрического метода определения координат характерных точек контура сооружения, раздел технического плана «Схема геодезических построений» не оформляется. В представленных экспертам технических планах присутствует указанный раздел технического плана, что не соответствует фактическим данным.
Кроме того в графической части технических планов в разделе «Схема расположения сооружения на земельных участках» в контур сооружений включены контуры самих трансформаторных подстанций, которые в состав сооружения - сети электроснабжения не входят и являются самостоятельными объектами недвижимости. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что исполнителем при оформлении технических планов были неправильно определены параметры формируемых объектов.
При этом эксперты отметили, что постановка на государственный кадастровый учет объектов капитального строительства осуществляется органом кадастрового учета - Филиалом ФГБУ «ФКП Росррестра» по Кемеровской области, который согласно п.31 приказа Минэкономразвития РФ от 04.02.2010г. № 42 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости» и ст. 26-27 Закона о кадастре проводит проверку предоставленных документов на наличие оснований для приостановки или отказа в проведении учета, в том числе по причине несоответствия представленных документов требованиям законодательства. По результатам проверки орган кадастрового учета вправе вынести решение об отказе (приостановлении) осуществления кадастрового учета.
По имеющимся в материалах судебного дела сведениям технические планы не направлялись в орган кадастрового учета, который на основании анализа представленных документов мог выявить другие, дополнительные к вышеуказанным, замечания по оформлению технических планов.
На основании изложенного, эксперты пришли к выводу, что в части выполнения этапов работ - исполнительная съемка, государственная регистрация права муниципальной собственности исполнение контракта невозможно по причине несоответствия данных видов работ фактическим обстоятельствам и требованиям законодательства.
В части проведения инженерно-геодезических изысканий, оформления топографических материалов в соответствии с установленными требованиями, оформления технических планов с обеспечением постановки сетей электроснабжения, примыкающих к ТП-6, ТП-27, ТП-50, ТП-62, ТП-88, ТП-101, ТП-129, ТП-148, ТП-158, ТП-248, ТП-402, на государственный кадастровый учет, выполнение муниципального контракта возможно при применении картометрического метода определения координат характерных точек контуров объектов, который может быть использован только при подтверждении установленных параметров электросетей организацией, обслуживающей сети, и по согласованию с заказчиком работ.
При ответах на вопросы суда в ходе заслушивания эксперт дал пояснения о фактической невозможности исполнения контракта при том объеме исходных данных и материалов, которые были предоставлены в распоряжение исполнителя, и что часть работ теми методами, которые требовал применить заказчик ( проведение геодезических работ с использованием трассоискателей кабелей просто невозможно), что свидетельствует об обоснованном приостановлении исполнителем производства работ и невозможности применения к исполнителю предусмотренного пунктом 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по контракту.
В данном случае, заказчик, перелагая на исполнителя бремя собирания всей необходимой документации для выполнения работ, не обеспечил исполнителя ни фактическими, ни техническим средствами возможности получения всей технической и топографической документации для производства работ, переложив соответствующее обязательство на подрядчика ( исполнителя). Кроме того, эксперты подтвердили, что применение такого метода исследования как применение трассоискателя, о применении которого настаивал заказчик, было невозможно в условиях исполнения муниципального контракта, единственным методом исследования являлся метод катографического исследования, сопоставления данных.
С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для наложения на подрядчика предусмотренного пунктом 8.2 контракта штрафа за неисполнение обязательства.
Между тем , суд не находит оснований и для удовлетворения встречного иска.
Как следует из экспертного заключения от 10 марта 2017года , результатом оказания услуг согласно пункту 7 технического задания к муниципальному контракту является:
- инженерно-геодезические изыскания (отчет на бумажном носителе в одном экземпляре) (на срок до 01.11.2015г.)
- отчет по выполненным геодезическим исследованиям на бумажном носителе и в электронном виде в формате AutoCAD (в срок до 01.11.2015г.)
- Перечень координат центров опор в системе координат MGS84(World Geodetic System 1984), формат - десятичные доли градуса, точность - 6 знаков в электронном виде в формате xls. и на бумажном носителе в 1 экз.
- технические планы на объекты капитального строительства (сооружения), на бумажном носителе в 1 экз., в электронном виде на формате Mapinfo и pdf (в срок до 01.11.2015г.)
- кадастровые паспорта на объекты капитального строительства (сооружения), на бумажном носителе в 2 экз. (в срок до 01.11.2015г.)
-свидетельство о государственной регистрации права собственности на бумажном носителе в 1 экз. на каждый объект.
- отчет по инженерно-геодезическим изысканиям на бумажном носителе экспертам для исследования не представлен. В электронном виде по форме и содержанию исходных данных для инженерно-геодезических изысканий соответствует требованиям законодательства.
- отчет по выполненным геодезическим исследованиям на бумажном носителе не представлен экспертам для оценки и в электронном виде представлен в формате AutoCAD, соответствующем требованиям муниципального контракта, но для передачи данных в органы архитектуры с целью обновления топографических материалов, использован быть не может в связи с не соответствием его требованиям законодательства и не совпадением форматов передаваемых данных,
- Перечень координат центров опор в системе координат MGS84(World Geodetic System 1984), формат - десятичные доли градуса, точность - 6 знаков в электронном виде в формате xls. И на бумажном носителе предоставлен только в отношении надземных сетей электроснабжения, имеющих воздушные опоры. К сетям электроснабжения трансформаторных подстанций, являющихся предметом экспертного исследования, данный перечень отношения не имеет, поскольку все сети электроснабжения данных ТП являются подземными.
В рамках выполнения работ по муниципальному контракту при проведении технической инвентаризации объектов составлялись акты технической инвентаризации сетей электроснабжения, форма которых муниципальным контрактом и действующим законодательством не установлена, в перечне результатов работ, указанных в разделе 7 технического задания, данный документ не перечислен. По содержанию эти документы отражают информацию о характеристиках объектов, указанных в приложении № 2 к муниципальному контракту и сведения, полученные по результатам проведенного исполнителем обследования объектов, согласованные с обслуживающей организацией.
При этом протяженность объекта определяется как расстояние между условными начальной и конечной точками сооружения (от стены здания ТП до стены здания потребителя). При этом длина кабеля, проходящего внутри зданий и используемого для скрутки в необходимых случаях, не учитывается при определении протяженности сооружения.
Технические планы по форме соответствуют требованиям муниципального контракта, Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и приказу от 23 ноября 2011 № 693 «Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке».
По содержанию технические планы не соответствуют требованиям муниципального контракта и действовавшего на момент выполнения работ законодательства. В связи с отсутствием в технических планах сведений обо всех сетях электроснабжения, примыкающих к трансформаторным подстанциям, обследованным в рамках экспертного исследования, сооружения - сети электроснабжения, как объекты недвижимости сформированы не полностью.
Кадастровые паспорта и свидетельства о регистрации для исследования экспертам не представлены, так как постановка объектов на государственный кадастровый учет и государственная регистрация права исполнителем не осуществлялись.
На основании проведенного исследования эксперты пришли к следующим выводам :
- в связи с тем, что параметры и технические характеристики сетей электроснабжения не установлены в полном объеме, формирование сетей электроснабжения как объектов недвижимости не представляется возможным.
- документы, являющиеся результатами работ по отдельным этапам, определенным муниципальным контрактом, как самостоятельные документы не могут быть использованы заказчиком, так как, либо не соответствуют требованиям законодательства, либо не содержат достаточную информацию.
- ни по одному из исследуемых экспертами одиннадцати сооружений - сетей электроснабжения, работы не выполнены в том объеме, в котором это возможно было выполнить в рамках муниципального контракта.
- установленные исполнителем при выполнении работ сведения о фактических характеристиках сетей электроснабжения, об уточненных адресах объектов могут быть использованы заказчиком работ для целей внутреннего учета и эксплуатации объектов, но не для целей кадастрового учета и регистрации права на сооружения. Для указанных целей объект должен быть сформирован, описан в техническом плане в соответствии с установленными требованиями.
В отношении возможности использования заказчиком технических планов для целей государственного кадастрового учета в дальнейшем необходимо пояснить следующее:
Действовавшим на момент исполнения контракта приказом Министерства экономического развития РФ от 8 ноября 2013 г. N 662 "О порядке представления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов, заявления об исправлении технической ошибки, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), подтверждения получения органом кадастрового учета указанных заявлений и документов, а также засвидетельствования верности электронного образа документа, необходимого для кадастрового учета объекта недвижимости" (далее - Порядок) установлен порядок предоставления технических планов объектов для целей постановки на государственный кадастровый учет.
Согласно данному Порядку, документы оформляются в электронном виде в формате XML-схемы и подписываются усиленной цифровой подписью кадастрового инженера.
XML-схемы, необходимые для представления в орган кадастрового учета, постоянно актуализируются. Согласно п.17 раздела IV казанного выше Порядка XML-схемы, используемые для формирования XML-документов, считаются введенными в действие по истечении двух месяцев со дня их размещения на официальном сайте.
Так в период выполнения работ по муниципальному контракту приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13 октября 2015 г. N11/535 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25.06.2015 N П/338 "Об организации работ по размещению на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" XML-схем, необходимых для представления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов, в виде технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения в форме электронных документов» были внесены изменения в существующие XML-схем, которые фактически вступили в силу в 2016г. Следовательно, технические планы в формате XML-схем, которые должны быть подготовлены исполнителем в рамках выполнения контракта в 2015г. не могли быть использованы для направления документов в орган кадастрового учета в 2016 году.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 3 декабря 2015 г. N 909 "О внесении изменений в форму и требования к подготовке технического плана сооружения, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2011 г. N 693" вступившим в законную силу с 22.02.2016г. были внесены изменения в форму технического плана сооружения, что также, при обращении заказчика в орган кадастрового учета после 22.02.2016г. с техническими планами, подготовленными исполнителем в рамках выполнения контракта, повлекло бы за собой принятие органом кадастрового учета решения о приостановлении в связи с несоответствием представленных документов требованиям законодательства.
Также эксперты считают необходимым отметить, что с 01.01.2017г. в силу вступил новый Федеральный закон № 218-ФЗ от 13.07.2015г. «О государственной регистрации недвижимости» в соответствии с которым внесены существенные изменения в порядок государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Действующие до 31.12.2016г. нормативные акты, регулирующие порядок и требования к оформлению технических планов, деклараций объектов недвижимости утратили свою юридическую силу. В настоящее время приняты новые нормативные акты с введением дополнительных требований к оформлению документов, необходимых для осуществления кадастрового учета объектов недвижимости и государственной регистрации права на бесхозяйные объекты недвижимости.
На основании вышеизложенного, эксперты указали, что в связи с неполнотой данных о сетях электроснабжения, а также в связи с существенными изменениями действующего законодательства использование результатов работ, переданных обществом с ограниченной ответственностью «Строительные технологии» Комитету по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка, для целей осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права не представляется возможным. Следовательно, самостоятельной потребительской ценности результаты работ не имеют.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения встречного искового требования ООО «Строительные технологии» к КУМИ г. Новокузнецка о взыскании стоимости работ, предъявленных к приемке 02.11.2015года вместе с актом о приемке выполненных работ, поскольку никакой потребительской ценности результат работ , предъявленный подрядчиком заказчику для последнего не имеет и не может быть использован для целей постановки на государственный кадастровый учет сетей электроснабжения.
Именно в связи с указанным обстоятельством судом и отклонено ходатайство ООО «Строительные технологии» о назначении по делу экспертизы на предмет определения рыночной стоимости этапов работ – геодезические и картографические исследования, поскольку указанные работы никакой потребительской ценности для заказчика не имеют.
Кроме того, суд полагает недобросовестными действия подрядчика по продолжению выполнения подрядных работ в рамках муниципального контракта и предъявлению к приемке результата работ, в связи со следующим.
Согласно ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
2. Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
3. Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
То есть подрядчик, заявляя о приостановлении работ в связи с невозможностью их выполнения по предоставленным заказчиком и полученных от иных органов документам, а также в связи с невозможностью их выполнения с использованием трассоискателя, не вправе был продолжать выполнение указанных работ (иными методами и способами, не согласованными с заказчиком) и предъявлять не пригодный для дальнейшего использования результат работ к приемке, а вправе был воспользоваться предоставленным ему пунктом 3 статьи 716 ГК РФ правом отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков. Между тем, подрядчик, будучи профессиональным участником спорных правоотношений, мог и должен был осознавать и понимать отсутствие для заказчика какой – либо потребительской ценности того результата работ, который был в итоге предъявлен к приемке заказчику в рамках муниципального контракта, что свидетельствует о недобросовестном поведении со стороны подрядчика и отсутствии оснований для взыскания с заказчика стоимости предъявленных подрядчиком к приемке работ.
С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении как иска КУМИ г. Новокузнецка, так и в удовлетворении исковых требований ООО «Строительные технологии».
Расходы по оплате экспертизы ложатся на стороны в пропорциональном размере ( по 50% на каждую из сторон).
Руководствуясь статьями ст. ст. 171,176,180,181, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Комитету по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Строительные технологии» 113 300 рублей 10 коп. неустойки (штрафа) отказать.
В удовлетворении встречного иска общества с ограниченной ответственностью «Строительные технологии» к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка о взыскании 121 424 руб. 31 коп. долга по контракту отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Строительные технологии» в доход Федерального бюджета РФ 4 643 рубля госпошлины по встречному иску.
Перечислить с депозитного счета Арбитражного суда Кемеровской области на счет общества с ограниченной ответственностью «Кемеровский Областной кадастровый центр» сумму в оплату за проведение судебной экспертизы в размере 130 812 рублей по реквизитам, указанным в счете на оплату.
Вернуть обществу с ограниченной ответственностью «Строительные технологии» 34 594 рубля излишне внесенные на депозитный счет Арбитражного суда Кемеровской области в счет проведения экспертизы по платежному поручению №82 от 15.09.2016года.
Вернуть Комитету по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка с депозитного счета Арбитражного суда Кемеровской области 34 594 рубля, излишне внесенных на депозитный счет Арбитражного суда Кемеровской области в счет проведения экспертизы по платежному поручению № 276610 от 14.09.2016года.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение месяца со дня его принятия.
Судья О. С. Андуганова