ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-4849/19 от 23.10.2019 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

Тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово

                                Дело № А27-4849/2019

«25» октября 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена «23» октября 2019 года

Полный текст решения изготовлен «25» октября 2019 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Власова В.В., при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ионовой А.А.,  рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Кемеровский государственный институт культуры", г. Кемерово (ОГРН 1024200708180, ИНН 4206007712)

к Управлению федерального казначейства по Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН 1024200723447, ИНН 4207011574)

об оспаривании предписания УФК по КО от 08.02.2019 № 39-20-27/10-1241

при участии:

от заявителя: Крещенова М.А. - представитель, доверенность от 28.01.2019 (копия доверенности в материалах дела), паспорт; Теплова Е.О. - представитель, доверенность от 16.09.2019 (копия доверенности в материалах дела), паспорт; Деревягина Е.В. - представитель, доверенность от 01.04.2019, паспорт;

от заинтересованного лица: Секерина И.И. - представитель, доверенность от 18.06.2019 № 39-16-20/10-4397, сл. удостоверение; Лебедева Е.В. - представитель, доверенность от 16.07.2019 № 39-16-20/10-4994, сл. удостоверение, Собко Ю.А. - представитель, доверенность от 17.01.2019 № 39-16-20/10-351, сл. удостоверение, Дебус А.И. - представитель, доверенность от 14.10.2016 № 39-15-20/09-8905, сл. удостоверение;

у с т а н о в и л:

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кемеровский государственный институт культуры" (далее – заявитель, Институт) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлениями к Управлению федерального казначейства по Кемеровской области (далее – заинтересованное лицо, УФК по КО) о признании недействительным пункта 1 предписания от 08.02.2019.

19.06.2019 от заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований. В данном ходатайстве заявитель просит:

Признать недействительным пункт 1 Предписания Управления Федерального казначейства по Кемеровской области № 39-20-27/10-1241 от 08.02.2019 года в части наложения на Институт (в лице ректора) обязанности по устранению выявленного нарушения (Расходование Институтом (в лице ректора) бюджетных средств на оплату денежных обязательств за выполненные работы по договору от 21.12.2017 № 132-12-17-ЁП44 по капитальному ремонту комнат и коридоров общежития № 1, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Ворошилова 19, ком. 529, по договору от 21.12.2017 № 124-12-17-ЕП44 по капитальному ремонту комнат и коридоров общежития № 1 (комната № 530), расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Ворошилова 19, по виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества», работ.

Судом в порядке статьи 49 АПК РФ ходатайство об уточнении заявленных требований судом принято к рассмотрению.

Представитель заявителя в судебном заседании уточненные заявленные требования поддержал.

Заявленные требования мотивированы тем, что обязанность по устранению выявленного нарушения (Расходование Институтом (в лице ректора) бюджетных средств на оплату денежных обязательств за выполненные работы по договору от 21.12.2017 № 132-12-17-ЕП44 по капитальному ремонту комнат и коридоров общежития № 1, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Ворошилова 19, ком. 529, по договору от 21.12.2017 № 124-12-17-ЕП44 по капитальному ремонту комнат и коридоров общежития № 1 (комната № 530), расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Ворошилова 19, по виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в
целях капитального ремонта государственного имущества», работ фактически
являющихся работами, по текущему ремонту подлежащих финансированию за счет
средств предусмотренных Планом ФХД по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров,
работ и услуг для государственных нужд», что является нецелевым использованием
бюджетных средств) и возмещения денежных средств в сумме 173 901, 19 рублей.

В своем заявлении заявитель поясняет, что жилые помещения, в которых производился ремонт, в данном случае рассматриваются самостоятельно, именно с учетом их общей площади, а не площади всего здания.

Указывает, что первичными документами подтверждён факт того, что отделка стен была восстановлена по всей площади ремонтируемых комнат, что свидетельствует о том, что произведённый ремонт не может быть квалифицирован как текущий.

Таким образом, с учетом вышеизложенного выполненные работы по договорам №
132-12-17-ЕП44 от 21.12.2017 года, № 124-12-17-ЕП44 от 21.12.2017 года на ремонт
комнат по выполненному объему и виду работ в полном объеме соответствовали понятию капитальный ремонт.

Отмечает, что гражданско-правовой договор от 14.08.2017 № 014-08-17-ЕП44 на капитальный ремонт комнаты № 216 общежития №2 и договоры от 21.12.2017 № 132-12-17-ЕП44 по капитальному ремонту комнат и коридоров общежития №1, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Ворошилова 19,ком.529, и от 21.12.2017 №124-12-17- ЕП44 по капитальному ремонту комнат и коридоров общежития №1, (комната № 530) расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Ворошилова 19, фактически аналогичны по содержанию:

-           предмет договоров совпадает (капитальный ремонт комнат в общежитии);

-           аналогичное техническое задание на выполнение работ;

-           практически аналогичный сметный расчет в части производства тех или иных работ, за исключением разницы в используемых материалах.

Дополнительно отмечает, что в соответствии с условиями соглашения от 01.03.2017        года № 054-02-617 на предоставлении субсидии в целях осуществления мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества «субсидия предоставляется Институту для проведения капитального ремонта зданий, иных объектов недвижимого имущества (в том числе входящих в их состав сетей и систем инженерно-технического обеспечения), разработки проектной документации (включая инженерные изыскания), осуществления строительного контроля для указанных работ и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, предусматривающих ремонт, реставрацию, приспособление объектов кулътурного наследия для своевременного использования и включающее в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ для осуществления мероприятий».

Дополнительно отмечает, что сметная документация на капитальный ремонт объектов ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», в том числе включающая в себя работы по капитальному ремонту комнат в общежитии, получила положительное заключение экспертизы от Федеральное государственного унитарного предприятия «Государственный Республиканский Центр экспертизы и сертификации в области охраны и реставрации памятников истории и культуры «Росгосэкспертиза».

Считает, что вне зависимости от вида ремонта (капитальный либо текущий) классификация операций сектора государственного управления относит расходы по оплате спорных работ на подстатью КОСГУ 225 «Работы и услуги по содержанию имущества».

Более подробно доводы изложены в заявлении и в письменных дополнениях к заявлению.

Представители заинтересованного лица с заявленными требованиями не согласились, поддержали доводы, изложенные в отзыве на заявление.

В отзыве на заявление УФК КО указывает, что требования заявителя не обоснованы и не подлежащие удовлетворению в связи со следующим.

В отзыве УФК КО отмечает, что перечень работ по капитальному ремонту зданий и сооружений согласно Методическим указаниям ТМУ - 2014 относится в целом к зданию, а не к его отдельным помещениям.

Т.е. исчисление объема выполненных работ для целей отнесения ремонта к капитальному либо текущему также следует производить от общей площади здания.

Таким образом, выполненные работы по договорам указанным в заявлении на ремонт комнат по выполненному объему работ соответствуют понятию текущий ремонт.

Считает, что исходя из анализа содержания выполненных работ, указанные работы по виду работ относятся к текущему ремонту, а не капитальному.

Поясняет, что исходя из анализа приведенных в заявлении документов, к работам по текущему ремонту относят устранение неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации объектов недвижимого имущества, при этом его технические характеристики не меняются; к работам капитальному ремонту относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.

Подробнее доводы изложены в отзыве на заявление.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения сторон, судом установлено следующее:

Управлением Федерального казначейства по Кемеровской области в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Кемеровской области от 08.11.2018 № 704, в период с 12 ноября 2018 г. по 21 декабря 2018 г. в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный институт культуры» проведена плановая проверка использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на выполнение государственного задания и иные цели, полноты и достоверности отчетности (идентификатор контрольного мероприятия 2018-ПВ.000.2041-3900.00780).

По итогам проведения проверочных мероприятий УФК по КО был составлен акт от 21.12.2018            года (далее - Акт), в котором зафиксированы нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля.

На основании Акта УФК по КО вынесено предписание № 39-20-27/10-1241 от 08.02.2019          года (далее - Предписание), в соответствии с которым на Заявителя возложена обязанность «устранить выявленные нарушения и возместить денежные средства в размере 279 205, 08 рублей в установленном порядке в доход федерального бюджета на код доходов 054 2 18 01010 01 0000 180 «Доходы федерального бюджета от возврата бюджетными учреждениями остатков субсидий прошлых лет» в срок до 01.03.2020».

Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим  заявлением.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ст. 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Доводы, изложенные УФК КО изложенные в отзыве на заявление судом отклоняются по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной
росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо
иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных
средств.

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера
бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные ассигнования и лимиты
бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с
указанием цели их использования.

Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 БК РФ).

Согласно статье 19 БК РФ бюджетная классификация Российской Федерации
включает, в частности, классификацию операций публично-правовых образований
(классификация операций сектора государственного управления) (далее - Классификация).

Порядок применения названной Классификации в соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 БК РФ устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н
утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской
Федерации. Согласно данным Указаниям расходы по оплате договоров на выполнение
работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с
целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских
характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования, в том числе на: ремонт (текущий и капитальный) и реставрацию нефинансовых активов, следует относить на подстатью КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

Как следует из материалов дела в 2017 году Министерством культуры Российской Федерации Институту были выделены денежные средства в размере 22 173 901,19 рублей по виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

Квалифицируя ремонт комнат в общежитии как текущий или капитальный следует исходить из действующих правил и норм.

Пункт 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации
определяет капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением
линейных объектов) как замену и (или) восстановление строительных конструкций
объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Данная норма Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит
только общие положения, более подробное и конкретизированное определение
капитального, а также текущего ремонта, даны в иных локальных, нормативных правовых актах, документах.

Понятия текущего и капитального ремонтов содержатся в ведомственных
строительных нормах ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении
реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (далее - ВСН № 58-88 (р)), утвержденных приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 (далее по тексту - ВСН 58-88 (р)) и в «Положении о проведении планово-
предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений» МДС 13-14.2000,
утвержденном постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279 (далее по тексту -
Положение МДС 13-14.2000).

Вышеназванные Положения являются обязательными для всех организаций,
учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий
ремонт, техническое обслуживание зданий, а также при проведении планово-
предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений отраслей народного хозяйства (пункт 1.2 Положения ВСН 58-88 (р) и пункт 1.4 Положения МДС 13-14.2000).

Согласно пункту 5.1 ВСН № 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать: -
устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену
(кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их
на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели
ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная
модернизация здания или объекта; улучшение планировки, увеличение количества и
качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования,
благоустройство окружающей территории. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При
необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания
или объекта, а также внешнего благоустройства (п. 5.2).

Так, в частности, в соответствии с постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 №279 «Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта
производственных зданий и сооружений» (п. 1,2,3 главы VII «Внутренние штукатурные,
облицовочные и малярные работы» Приложение 8) возобновление штукатурки всех
помещений и ремонт штукатурки в объеме более 10% общей оштукатуренной
поверхности; смена облицовки стен в объеме более 10% общей площади облицованных
поверхностей, сплошная антикоррозийная окраска металлических конструкций отнесены
к капитальному ремонту.

Аналогичное положение закреплено в Методических указаниях по определению
стоимости строительной продукции на территории Кемеровской области (ТМУ - 2014).
Так, в соответствии с п. 9.10.8 ТМУ-2014 «Внутренние штукатурные, облицовочные и
малярные работы» раздела 9.10 ТМУ-2014 «Перечень работ по капитальному ремонту
зданий и сооружений по зданиям» возобновление штукатурки всех помещений и ремонт
штукатурки в объеме более 10% общей оштукатуренной поверхности; смена облицовки
стен в объеме более 10% общей площади облицованных поверхностей, сплошная
антикоррозийная окраска металлических конструкций отнесены к капитальному ремонту.

Суд соглашается с доводом заявителя о том, что при определении вида выполненного ремонта (капитальный или текущий) в рамках договоров № 132-12-17-ЕП44 от 21.12.2017 года, № 124-12-17-ЕП44 от года стоит руководствоваться площадью ремонтируемых комнат, а не площадью здания общежития № 1 по ул. Ворошилова, д. 19.

Данный довод основан на следующем:

В соответствии со ст. 16 ЖК РФ 1. К жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.

Кроме того, поскольку, здание ФГБОУ ВО КемГИК, расположенное по адресу: г.
Кемерово, ул. Ворощилова, д. 19, является общежитием, то жилые помещение,
расположенные в нём в соответствии со ст. 92 ЖК РФ относятся к жилым помещениям
специализированного жилищного фонда.

Таким образом, исходя из названных норм, жилые помещения, в которых
производился ремонт, в данном случае рассматриваются самостоятельно, именно с учетом их общей площади, а не площади всего здания. Данные обстоятельства также
подтверждаются тем, что в соответствии с Разделом 7 «Перечень помещений, машино-
мест, расположенных в здании, сооружении» Выписки из Единого государственного
реестра недвижимости об объекте недвижимости каждая жилая комната, расположенная в общежитии, имеет свой кадастровый номер, в частности, комната № 530 (ремонт которой производился в рамках договора №   124-12-17-ЕП44 от 21.12.2017 года) - 42:24:0201013:2941; комната № 529 (ремонт которой производился в рамках договора №
132-12-17-ЕП44 от 21.12.2017 года) - 42:24:0201013:2927.

Кроме того, поскольку общежития в соответствии с п. 1 ст. 92 ЖК РФ относятся к
жилым помещениям специализированного жилищного фонда, то при определении вида
выполненного ремонта помимо вышеуказанных нормативных актов следует
руководствоваться Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении
Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (п. 10 Приложения № 7),
в соответствии с которым к текущему ремонту относится: «Восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах».

Вместе с тем, первичными документами подтверждён факт того, что отделка стен
была восстановлена по всей площади ремонтируемых комнат, что свидетельствует о том,
что произведённый ремонт не может быть квалифицирован как текущий.

Таким образом, с учетом вышеизложенного выполненные работы по договорам №
132-12-17-ЕП44 от 21.12.2017 года, № 124-12-17-ЕП44 от 21.12.2017 года на ремонт
комнат по выполненному объему и виду работ в полном объеме соответствовали понятию капитальный ремонт.

В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации определяет капитальный ремонт объектов капитального строительства (за
исключением линейных объектов) как замену и (или) восстановление
строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов
таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и
(или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей
инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их
элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных
конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких
конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Данная норма Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит
только общие положения, более подробное и конкретизированное определение
капитального, а также текущего ремонта, даны в иных локальных, нормативных
правовых актах, документах, регулирующих правоотношения участников спорных
правоотношений в области выполнения строительных работ.

Понятия текущего и капитального ремонтов содержатся в следующих
ведомственных строительных нормах:

- вен 58-88 (р) "Положение об организации и проведении
реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий,
объектов коммунального и социально-культурного назначения"
(далее - ВСН
N 58-88           (р), утвержденных приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее по тексту - ВСН 58-88 (р))

- "Положении о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений” МДС 13-14.2000, утвержденном постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 (далее по тексту - Положение МДС 13-14.2000),

- Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170"Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176).

- МДС 13-1.99. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий" (принята и введена в действие Постановлением Госстроя РФ от 17.12.1999 N 79)

В силу требований пункта 4.1 ВСН N 58-88 (р) текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом приложении N 6, а состав основных работ по текущему ремонту - в рекомендуемом приложении N7.

Согласно пункту 5.1 ВСН N 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать:

- устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства (п. 5.2).

Согласно приложению № 3 Положения ВСН 58-88(р) к элементам зданий социально-культурного назначения относится: инженерное оборудование, в том числе водопровод и канализация: трубопроводы холодной воды и канализации, краны, умывальники и др., продолжительность эксплуатации до капитального ремонта при нормальных и благоприятных условиях не превышает 50 лет в зависимости от категории оборудования; электрооборудование, срок эксплуатации которого до капитального ремонта не превышает 40 лет.

Примерная периодичность капитального ремонта конструктивных элементов производственных зданий, в зависимости от условий эксплуатации, по
водопроводу, канализации и горячему водоснабжению определена Положением Госстроя № 279 от 12 до 15 лет, аналогично и по электроосвещению.

Из пункта 3.1 Положения МДС 13-14.2000 следует, что ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций.

К текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей (пункт 3.4 Положения МДС 13-14.2000), а к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.) (пункт 3.11 Положения МДС.

Перечень работ по текущему ремонту содержится в приложении N 3, по капитальному ремонту - в Приложении N 8.

На основании п. 1.6 - 1.7 Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий

Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению преждевременного износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

Капитальный ремонт - это замена и восстановление отдельных частей или целых конструкций и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением.

В состав капитального ремонта включаются также работы, по характеру относящиеся к текущему ремонту, но выполняемые в связи с производством капитального ремонта. Капитальный ремонт подразделяется на:

ремонт, охватывающий все здание в целом или отдельные его секции, при котором устраняется физический и моральный износ;

выборочный ремонт, охватывающий отдельные конструктивные элементы здания или оборудования, при котором устраняется физический износ.

На основании анализа совокупности правовых актах, регулирующих выполнения строительных работ, заявитель делает вывод, что к

Текущему ремонту относятся работы по предупреждению износа, поддержанию и своевременному предохранению эксплуатационных качеств объектов на систематической основе путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.

Капитальному ремонту относятся работы, направленные на восстановление первоначальных эксплуатационных качеств объектов путем замены изношенных элементов, в том числе на более долговечные и экономичные.

Таким образом, в рамках капитального или текущего ремонта могут выполняться одни и те же виды работ, однако, для квалификации проведенных работ имеют значение не их виды (наименования), а цель проведения, общий объем работ и последствия для объекта

С учетом вышеизложенного, заявитель считает, что выполненные работы по договору от 21.12.2017 № 132-12-17-ЕП44 по капитальному ремонту комнат и коридоров общежития № 1, расположенного по адресу; г. Кемерово, ул. Ворошилова 19, ком. 529, по договору от 21.12.2017 № 124-12-17-ЕП44 по капитальному ремонту комнат и коридоров общежития № 1 (комната № 530) направлены на осуществления мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества - «субсидия предоставляется Институту для проведения капитального ремонта зданий, иных объектов недвижимого имущества (в том числе входящих в их состав сетей и систем инженерно-технического обеспечения), разработки проектной документации (включая инженерные изыскания), осуществления строительного контроля для указанных работ и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, предусматривающих ремонт, реставрацию, приспособление объектов культурного наследия для своевременного использования и включающее в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ для осуществления мероприятий».

В результате проведенных ремонтных работ была произведена полная замена изношенных элементов в комнатах общежития № 529 и № 530.

Как следует из материалов дела в комнатах № 529 и 530:

Стены и потолок: сплошное выравнивание внутренних поверхностей (оштукатуривание), шпаклевка, покрытие грунтовкой, устройство гидроизоляции обмазочной, окраска стен и гладкая облицовка.

Согласно Положению № 312 и Постановлению № 170 восстановление отделки и штукатурки стен при внутренней отделке относится к текущему ремонту, если она производится отдельными частями.

В рассматриваемом случае, работы были выполнены по всему помещению комнаты в полном объеме, что не оспаривается заинтересованным лицом.

Полы: разборка покрытий полов из линолеума и релина, разборка плинтусов, перестилка дощатых полов, устройство полов из плит древесностружечных, устройство плинтусов, порожков, устройство гидроизоляции, устройство покрытий на растворе из сухой смеси, устройство покрытий из линолеума.

Согласно Положению № 312 и Постановлению № 170 замена отдельных участков полов и сплачивание дощатых полов относится к текущему ремонту.

В рассматриваемом случае, полы были перестелены и кроме того, были установлены полы из плит древесностружечных, т.е. произошла сплошная смена пола и его основания.

Санитарно-технические работы: смена чугунных ванн, смена унитазов, установка умывальников одиночных с подводкой холодной горячей воды, установка смесителей, прокладка трубопровода канализации из полиэтиленовых труб высокой плотности, установка решёток жалюзийных, окраска алюминиевым порошком ранее окрашенных поверхностей.

Согласно Положению № 312 и Постановлению № 170 к текущем ремонту водопровода и канализации относится:

уплотнение соединений, устранение течи, утепление, укрепление трубопроводов, смена отдельных участков трубопроводов, фасонных частей, сифонов, трапов, ревизий; восстановление разрушенной теплоизоляции трубопроводов, гидравлическое испытание системы, ликвидация засоров, прочистка дворовой канализации, дренажа.

Смена отдельных водоразборных кранов, смесителей, душей запорной арматуры.

В рассматриваемом случае, помимо замены сантехнического оборудования (ванны и унитаза), был установлен умывальник, который отсутствовал в данном помещение, с подводкой холодной и горячей воды, установлен смеситель, а также был проложен трубопровод канализации из полиэтиленовых труб.

Таким образом, исходя из того, что в результате ремонта была произведена не только замена сантехнического оборудования, но и модернизация ванной комнаты (установлен умывальник), данный тип работ относится к капитальному.

Все выполненные работы были вызваны необходимостью полного восстановления внутренней отделки стен, потолков, полов жилых комнат, которые пришли в негодность, а текущий ремонт не проводился с момента ввода общежития в эксплуатацию, а также дополнительной установки умывальников с подводом холодной и горячей воды, установки трубопровода канализации.

При этом вне зависимости от вида ремонта (капитальный либо текущий)
классификация операций сектора государственного управления относит расходы по
оплате спорных работ на подстатью КОСГУ 225 «Работы и услуги по содержанию
имущества».

Само по себе неправильное отражение в бюджетном учете расходов бюджетных
средств при том, что они израсходованы в соответствии с заключенным государственным контрактом по смыслу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ не может рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств применительно к обстоятельствам
возникших спорных правоотношений имело бы место в том случае, если получатель
бюджетных средств (Институт) использовал бюджетные средства не в соответствии с
условиями, определёнными, в частности сметной документацией, либо в случае
использования Институтом в соответствии с целями их получения, указанными в
бюджетной смете, но с превышением лимита, установленного по конкретной статье,
подстатье классификации операций сектора государственного управления.

Вместе с тем, в ходе проведения проверки вышеназванных обстоятельств
установлено не было, напротив, Институт за счет поступивших средств субсидии на
капитальный ремонт в 2017 году заключил и исполнил государственные контракты,
предметом которым являлись ремонтные работы в полном объеме совпадающие с
перечнем работ, зафиксированных в сметной документации, утв. Министерством
культуры Российской Федерации, все денежные средства, выделенные Институту из
федерального бюджета пошли на оплату стоимости услуг подрядных организаций по
проведению капитального ремонта и разработке проектно-сметной документации.

Также судом учтены показания специалиста Нервинской О.Б. полученные в судебном заседании, которая подтвердила доводы заявителя.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что
Предписание УФК по КО в части наложения на Институт (в лице ректора) обязанности по устранению выявленного нарушения (Расходование Институтом (в лице ректора)
бюджетных средств на оплату денежных обязательств за выполненные работы по
договору от 21.12.2017 № 132-12-17-ЕП44 по капитальному ремонту комнат и коридоров
общежития № 1, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Ворошилова 19, ком. 529, по договору от 21.12.2017 № 124-12-17-ЕП44 по капитальному ремонту комнат и коридоров общежития № 1 (комната № 530), расположенного по адресу; г. Кемерово, ул.
Ворошилова 19, по виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях
капитального ремонта государственного имущества», работ фактически являющихся
работами, по текущему ремонту подлежащих финансированию за счет средств
предусмотренных Планом ФХД по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и
услуг для государственных нужд», что является нецелевым использованием бюджетных
средств) и возмещению денежных средств в сумме 173 901, 19 рублей является
незаконным и подлежащим отмене.

В связи с удовлетворением заявленных требований, судебные расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, суд относит на УФК КО.

Руководствуясь статьями  65, 167-170, 176, 180, 181, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Заявленные требования  удовлетворить.

Признать недействительным пункт 1 предписания Управления федерального казначейства по Кемеровской области №39-20-27/10-1241 от 08.02.2019.

Взыскать с  Управления федерального казначейства по Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН 1024200723447, ИНН 4207011574) в пользу Федерального Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Кемеровский государственный институт культуры", г. Кемерово (ОГРН 1024200708180, ИНН 4206007712) 3000 (три тысячи) рублей уплаченной государственной пошлины.

 После вступления решения в законную силу выдать исполнительный лист.

 Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

 Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                             В.В. Власов