ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-4904/16 от 16.06.2016 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово                                                                                Дело №А27-4904/2016

16 июня 2016 года 

Резолютивная часть решения оглашена  16 июня  2016 года  

Решение в полном объеме изготовлено   16 июня  2016 года 

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе судьи Семенычевой Е.И., при ведении  протокола судебного заседания  с применением средств аудиозаписи секретарем Веселовой Е.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Меридиан», г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным решения от 02.11.2015 № 2427 «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»

в присутствии представителей сторон:

от общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Меридиан»: ФИО1 – представителя по доверенности от 01. 12. 2015, паспорт; ФИО2 – представителя по доверенности от 30. 05. 2016, паспорт;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово: ФИО3 – представителя по доверенности №27 от 24. 05. 2016, служебное удостоверение; ФИО4 – представителя по доверенности №03 от 29. 01. 2016, служебное удостоверение

                                                  у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Меридиан» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы  по городу Кемерово 02.11.2015 № 2427 «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Представитель заявителя в судебном заседании  доводы, изложенные в заявлении, поддержала, указав, что в налоговый орган предоставлен полный пакет документов в целях подтверждения правомерности применения ставки 0 процентов по основанию «реализация транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при реализации международной перевозки». Заявитель указывает, что налогоплательщиком были оказан комплекс услуг на основании договоров транспортной экспедиции, в том числе  с привлечением третьих лиц.

Представитель  налогового органа требования заявителя считает необоснованными, ссылаясь на то, что договор содержит элементы  агентского договора, заявитель не обладает правом на подвижной состав, услуги оказаны третьими лицами.  Подробно возражения изложены в отзыве.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства и материалы дела, судом установлено следующее:

Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кемерово проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации  по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2015 года, представленной Общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Меридиан» 24.04.2015.

По результатам проведенной проверки, 02.11.2015 Инспекцией принято решения № 2427 «о привлечении к ответственности за совершения налогового правонарушения», которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации  в виде штрафа в размере 1116 рублей, Обществу предложено уплатить недоимку в размере 5580 рублей и пени в размере 91,48 рублей.

Не согласившись с правомерностью решения,  налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области с апелляционной жалобой.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 31.12.2015 № 922 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение  Инспекции от 02.11.2015 № 2427 «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» утверждено.

Посчитав нарушенными, обжалуемым решением права и законные интересы налогоплательщика, заявитель обратился в суд.

         Как следует из обжалуемого решения налоговый орган пришел к выводу о том, что Общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Меридиан»  не является фактическим исполнителем услуг, оказанных в адрес покупателей, а производит перевыставление услуг, оказанных собственниками или арендаторами вагонов, полагая, что только арендатор или собственник вагонов на которых осуществляется международная перевозка имеет право на применение ставки 0 процентов.

           Оценивая законность и обоснованность обжалуемого решения, суд исходил из следующего:

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в силу пункта 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение налогом на добавленную стоимость  производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров.

Под международными перевозками товаров для целей данной статьи Кодекса понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Положение указанного подпункта распространяется также на услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок; транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

К транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

С учетом буквального толкования подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, основанием для отнесения услуг к транспортно-экспедиционным являются следующие обстоятельства: услуги должны оказываться на основании договора транспортной экспедиции; налогоплательщик в рамках договора транспортной экспедиции должен оказывать услуги по организации международной перевозки товаров; услуги должны соответствовать перечню, указанному в абзаце 5 подпункта 2.1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов установлен статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, согласно подпункту 1 пункта 3.1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиком представляется в налоговый орган контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг. В случае вывоза товаров с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Таможенного союза или ввоза товаров на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Таможенного союза и заключения налогоплательщиком контракта на оказание указанных услуг с лицом, не осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами, помимо указанного контракта (копии контракта) представляется копия контракта этого лица с лицом, осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами.

Применение подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации разъяснено Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».

Согласно пункту 18 постановления от 30.05.2014 № 33 налоговая ставка 0 процентов применяется при реализации услуг по международной перевозке товаров, а также, в частности, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

При толковании указанных норм судам необходимо учитывать, что оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0 процентов всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.

В связи с этим налоговую ставку 0 процентов применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абзацем 1, 2 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ), лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абзацем 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ).

По смыслу положений данного подпункта его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.

Договор транспортной экспедиции должен соответствовать положениям главы 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», а услуги, включенные в указанный перечень, - Национальному стандарту ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования», утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2004 № 148-ст.

В пункте 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации содержится открытый перечень услуг, которые могут являться предметом договора транспортной экспедиции. Квалифицирующим признаком этих услуг является их взаимосвязь с перевозкой.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Пунктом 3 статьи 801 Гражданского кодекса российской Федерации предусмотрено, что условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно пункту 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных  во исполнение статьи 2 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 8.09.2006 № 554, экспедиторскими документами являются: поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение). Пунктом 6 Правил предусмотрено, что в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в пункте 5 настоящих Правил.

Согласно ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиционные. Общие требования» к транспортно-экспедиторским услугам относятся,  оформление документов, прием и выдача грузов; завоз-вывоз грузов; погрузочно-разгрузочные и складские услуги; информационные услуги; подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств; платежно-финансовые услуги; таможенное оформление грузов и транспортных средств; прочие транспортно-экспедиторские услуги.

К информационным услугам относятся: уведомление грузополучателя об отправке грузов по его адресу; уведомление грузополучателя о продвижении груза и подходе к станции (порту) назначения; слежение за продвижением груза от станции (порта) отправления до станции (порта) назначения; уведомление грузополучателя или грузоотправителя о подходе груженого или порожнего автотранспорта; уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю; уведомление о пересечении грузом Государственной границы; уведомление грузополучателя или грузоотправителя о прибытии груза на станцию (в порт) назначения; уведомление о погрузке груза на подвижной состав (борт судна) и прибытии к месту назначения.

Заявитель указывает на оказание в 1 квартале 2015 года транспортно-экспедиционных услуг в рамках договоров, заключенных с ИП ФИО5, ООО «ПТК», ООО «Стил Транс», ООО «УКТ», ООО «Вип-Транс», ООО «ТСТ», ООО «ТрансРесурс», ООО «ГК «Восток». Предметом  договоров  с указанными лицами   является  выполнение услуги, связанной с организацией перевозки грузов в собственном, арендованном или принадлежащем исполнителю на ином законном основании подвижном составе по территории  РФ, странам СНГ и Балтии по направлениям  и в объемах, указанных в приложениях к договорам (пункт 1.1 договоров). При этом исполнитель обязуется организовать железнодорожные перевозки груза; рассматривать в течение 2-х рабочих дней заявки на планируемые перевозки, согласовывать заявки; обеспечивать своевременную подачу под погрузку вагонов; уведомлять заказчика об отправлении вагонов на станцию погрузки; осуществлять диспетчерский контроль за продвижением вагонов, предоставлять письменную информацию о месте дислокации груженых вагонов в пути следования по дополнительной заявки заказчика; оказывать иные услуги по согласованию с заказчиком; привлекать третьих лиц для исполнения договора без согласования с заказчиком; осуществлять контроль за использованием вагонов, по окончании перевозки после выгрузки грузов осуществлять передислокацию вагонов к новому месту погрузки за свой счет, если иное не предусмотрено  в приложениях к договору; обеспечивать постоянное наличие железнодорожных номеров вагонов в автоматизированной базе данных (АБД) ОАО «РЖД», их выход на пути общего пользования и разрешения на курсирование в предусмотренных договором направлениях.

Во исполнение взятых на себя обязательств заявитель заключает договоры с ЗАО «ПЦЦ РЕЙЛ», ООО «ТТК ДинТранс», ООО «ПТК».

Как следует из пояснений представителя заявителя, в 1 квартале 2015 года у налогоплательщика не было своего парка вагонов, перевозка организовывалась с привлечением третьих лиц – собственников и арендаторов вагонов, при этом   общество  согласовывало заявки на перевозку, оказывало услуги по логистике,  следило за продвижением вагонов, информировало заказчика  по продвижению вагонов, т.е. оказывало информационные услуги по организации перевозки. По мнению представителя заявителя, факт оказания транспортно-экспедиционных услуг оказанных в адрес заказчиков  подтвержден заявками и актами выполненных работ, представленными в материалы дела.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (часть 1 статьи 64 АПК РФ). В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы (часть 2 статьи 64 АПК РФ).

В силу статей 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами, арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.

Действительно,  оказание услуг по  организации перевозки, транспортировке имеет целью доставку товара (груза) в установленные пункт назначения и сроки. Отслеживание движения груза (его прибытие в пункт назначения, дата прибытия) является необходимой составляющей взаимоотношений, возникающих при осуществлении перевозки, транспортировки груза, непосредственно с ними связана.

В представленных в материалы дела актах   на оказание услуг указано на станцию отправления, станцию назначения, дату, номер вагон, груз, вес, вознаграждение. При этом,  из представленных актов невозможно идентифицировать оказанные услуги. Не представлено  в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ни одного допустимого и относимого доказательства, подтверждающего  оказания каких-либо информационных услуг в рамках договора организации перевозок, на которые ссылается представитель заявителя. Наличие заявки не подтверждает  факт оказания услуг.  А из актов оказанию услуг, как указывалось выше, не представляется возможным  установить какая услуга была оказана.

Как следует из материалов дела, в целях взятых на себя обязательств по организации перевозок  заявитель  выступая в качестве заказчика привлек третьих лиц. При этом заявки об организации перевозок от ООО «УралКом-Транс», ООО «Вип-Транс», ООО «Транспортнро-Строительные технологии» и др., имеющиеся в материалах дела, адресованы заявителю, доказательств же  оформления заявок от имени ООО  «Транспортная компания «Меридиан» в адрес третьих лиц - исполнителей не представлено, тогда как по условиям договора  заказчик оформляет письменную заявку на предоставление вагонов,  согласовывает заявки ГУ-12, своевременно оплачивает тариф и иные платежи, несет все расходы,  предоставляет исполнителю документы и информацию, необходимую для выполнения обязанностей по договору.

Исходя из норм действующего законодательства оказание несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей) транспортно-экспедиционных услуг не препятствует применению налоговой ставки 0 процентов всеми участвовавшими  в оказании услуг лицами  по международной перевозки.

Однако в ходе судебного разбирательства не представлено доказательств  оказания  заявителем услуг по международной перевозке товаров в рамках договора транспортной экспедиции. В связи с чем, довод представителя заявителя о предоставлении  в налоговый органа всех документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации  для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов,  при отсутствии первичных документов, подтверждающих оказания услуг в рамках транспортно-экспедиционной деятельности при организации международной перевозки, суд считает не состоятельным. 

При изложенных обстоятельствах суд поддерживает вывод налогового органа о неправомерности применения  налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов. 

Поскольку обжалуемое решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово от  02.11.2015 № 2427 «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»  соответствует положениям законодательства о налогах и сборах и не нарушает права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской деятельности суд  не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно статье 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

 При отказе в удовлетворении заявленных требований, государственная пошлина в размере 3000 рублей, уплаченная при обращении в суд, возврату не подлежит.

Руководствуясь  статьями 101, 110, 167-170,  201,  180, 181  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

р е ш  и л:

Требования  общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Меридиан» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

                 Судья                                                                                              Е.И. Семёнычева