ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-5080/2012 от 02.07.2012 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  Красная ул., д.8, г. Кемерово, 650000.

www. kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело № А27- 5080/2012

02 июля 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена 02 июля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 02 июля 2012 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи Дворовенко И.В.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Шуткариной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление истца - Закрытого акционерного общества « РегионМарт», г. Кемерово ( ИНН <***>)

к ответчику - Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области ( Росприродонадзор), г. Кемерово

об обязании совершить действия по возврату 490 519 руб.

в заседании приняли участие:

от ЗАО « РегинМарт»: Куль А.С. – представитель по доверенности от 10.01.2012, паспорт,

от Росприродонадзор: ФИО1 – специалист – эксперт отдела правого и кадрового обеспечения по доверенности от 12.01.2012 № 002, паспорт

у с т а н о в и л:

закрытое акционерное общество «РегионМарт» ( далее ЗАО « РегионМарт» либо Общество) обратилось в арбитражный суд с иском об обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области ( далее Росприродонадзор либо Управление) возвратить денежные средства в размере 490 519 руб. ошибочно уплаченных в виде платы за размещение отходов производства и потребления.

В соответствии со статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявленные требования уточнялись.

Заявленные требования обоснованы тем, что в 2009, 2010 и 2011 годах Общество неправомерно оплачивало плату за сверхлимитное размещение отходов, так как хранение и захоронение этих отходов Общество не осуществляло. По мнению заявителя, данная позиция полностью соответствует установившейся судебно - арбитражной практике. В доказательства своих требований, Общество представило в материалы дела договоры, заключенные со специализированными организациями, которые занимаются вывозом, хранением и захоронением этих отходов.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области заявленные требования не признала, указывая на размещение Обществом отходов, в связи с чем, плата внесена правомерно, и отсутствуют основания для возврата суммы 490 519 руб. Представленные заявителем в материалы дела договоры оценены представителем Управления критически.

Рассмотрение спора откладывалось в соответствии со статьёй 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Изучив материалы дела, дополнительно представленные документы, а так же, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

ЗАО «РегинМарт» в 2009, 2010 и 2011 годах в соответствии с действующим законодательством представляло расчёты платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, в соответствии с которыми в общую входили суммы: 1)- платы за негативное воздействие на окружающую природную среду; 2) – плата за выбросы от передвижного объекта; 3) - плата за сверхлимитное размещение отходов.

Представленные в материалы дела платёжные поручения с отметками кредитных учреждений, свидетельствуют об исполнении Обществом обязанности по уплате данных платежей.

Не отрицая, что негативное воздействие за пользование природной среды является платным, Общество посчитало, что один из видов платежей (плата за сверхлимитное размещение отходов) необоснованно оплачивался ( так как отходы не размещались, с учётом определений, установленных действующим законодательством), Общество обратилось в суд за взысканием суммы 490 519 руб.

Суд считает заявленные требования правомерными и обоснованными.

Суд отмечает, что правильность расчёта 490 519 руб. не оспорена Росприродонадзором. Не отрицается, так же, и факт оплаты этой суммы, входящую в общую по платёжным поручениям.

В соответствии со статьёй 16 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления: загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (статья 16 Закона № 7-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утверждён Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который, (пункт 1) распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

В соответствии со статьёй 1 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ либо Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона № 89-ФЗ (Закона об отходах) устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Суд отмечает, что оспаривая заявленные требования Росприродонадзор не представил документальных подтверждений того, что истец занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах ( Закон № 89-ФЗ).

Так же, в отзыве и в дополнениях, ответчик не указал на необоснованную ссылку Общества на Закон № 89-ФЗ, и не обосновал свои возражения с учётом установленного законодательством определения « размещение отходов».

В статье 12 Закона № 89-ФЗ устанавливается особые требования к объектам « размещения отходов», и указывается на создание этих объектов только на основании специального разрешения.

Утверждая то, что ЗАО «РегионМарт» является плательщиком платы за размещение отходов (платы за све5рхлимитное размещение отходов), Росприродонадзор документально не подтвердил наличие у заявителя необходимых документов, которые перечислены в пункте 7 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённого приказом Минприрода РФ от 25 февраля 2010 N 5 (далее Порядок разработки и утверждения нормативов отходов и лимитов).

Так, в соответствии с данным Порядком, для того чтобы утвердить предельно допустимое количество отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты, юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы: а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений; б) копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности); в) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; г) копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов); д) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.

Суд отмечает, что в редакции, действующей, до дня принятия данного Порядка ( до 25.02.2010), все вышеуказанные документы предоставлялись в Территориальные органы уполномоченного органа.

Согласно пункту 10 Порядка разработки и утверждения нормативов отходов и лимитов, Территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием).

При этом, решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении направляется (вручается) индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу.

Данные лимиты действуют в течение 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.

При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена.

С учётом данного установленного Порядка, ответчик (Росприродонадзор) должен был документально подтвердить правомерность оплаты ЗАО «РегиноМарт» платы за сверхлимитное размещение отходов.

Однако, документальных подтверждений оформления ЗАО «РегионМарт» заявления и представления соответствующих документов, установленных действующим законодательством, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не представило. В то время как с 2009 года Общество оплачивало плату за сверхлимитное размещение отходов.

Ссылка представителя Росприродонадзор на то, что сверхлимитная оплата является следствием непредставления ЗАО «РегионМарт» соответствующих документов, не принята судом во внимание, так как эта ссылка не подтверждена с правовой точки зрения (отсутствует ссылка на нормы законодательства).

Следовательно, суд отмечает, что ответчик документально не подтвердил правомерность расчёта и уплаты ЗАО « РегионМарт» платы за сверхлимитное размещение отходов.

В подтверждении заявленных требований, Общество представило в материалы дела договоры, заключенные со специализированными организациями, на основании которых твёрдые бытовые отходы вывозились и, в дальнейшем, этими же специализированными организациями утилизировались на территориях городской мусорной свалки, и производилось захоронение мусора.

Оценив данные договоры, по поручению суда, Росприродонадзор указало на отсутствие перехода право собственности на мусор от « Заказчика» (ЗАО « РегинМарт» к «Исполнителю» (специализированным организациям), а так же, на оплату самостоятельно « Заказчиком» платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.

Данные доводы не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, так как стороны, заключая договоры на оказание услуг по вывозу и захоронению отходов 4 и 5 классов опасности (мусор от уборки территорий и помещений объектов оптово – розничной торговли продовольственными и промышленными товарами) не обговорили условия по оплате за размещение отходов (хранение и захоронение), с учётом Закона № 89-ФЗ, которая входит в общую сумму платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.

Кроме этого, представитель Росприроданадзора не сослался на нормы законодательства, в соответствии с которыми условия договора на вывоз, утилизацию и захоронение твёрдых бытовых отходов являются основанием для определения плательщика платы за размещение отходов (хранение и захоронение).

В материалы дела заявитель представил информацию с сайта Росприроданадзора свидетельствующую о том, что все « Исполнители» (специализированные организации) по договорам, заключенным с ЗАО « РегионМарт», имеют лицензии на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение отходов на свалках (полигонов) твёрдых бытовых отходов на территории Кемеровской области.

Ссылка ответчика на наличие право собственности у заявителя на мусор, вывозимый, специализированными организациями, не принята судом во внимание, так как действующее законодательство не устанавливает взаимную связь между наличием права собственности на мусор и обязанностью уплаты одной из формы оплаты за размещение отходов производства и потребления (хранении е и захоронение).

В подтверждении заявленных доводов, в качестве дополнительных оснований, представитель заявителя ссылался на письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.07.2007 № 04-09/1002, в соответствии с которым разъяснено, что отходы, размещаемые в специализированных контейнерах на оборудованных в соответствии с установленными требованиями площадках, при слови их вывоза в течении отчётного периода (календарный квартал) при расчёте платы за негативное воздействие не учитываются.

С учётом изложенного, к видам негативного воздействия на окружающую природную среду относятся размещение отходов производства и потребления.

Деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Данные выводы подтверждаются судебной практикой (постановления президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2009 № 14561/08 и от 20.07.2010 № 4433/10).

ЗАО « РегионМаркет» не является плательщиком платы за сверхлимитное размещение отходов (хранение и захоронение), в связи с чем, сумма 490 519 руб. необоснованно уплачивалась в 2009, 2010 и 2011 годах.

Имеются основания для удовлетворения заявленных уточнённых требований. Порядок возврата излишне (либо необоснованно) уплаченных платежей за размещение отходов (как часть платы за негативное воздействие окружающей природной среды) установлен действующим законодательством. В судебном заседании представитель Росприродонадзора не отрицал наличие данного порядка возврата.

Поскольку, предмет спора уточнялся (об обязаннии совершить определённые действия ) - нематериальное требование, то сумма государственной пошлины 10 811 руб., оплаченной по платёжному поручению № 218 от 11.01.2012, подлежит возврату, как излишне оплаченная.

Руководствуясь статьями 106, 110, 112, 167, 170, 180, 181 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

заявление Закрытого акционерного общества « РегионМаркет» удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области возвратить, в установленном порядке, Закрытому акционерному обществу «РегиноМарт» сумму платы за размещение отходов в размере 490 519 руб.

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области в пользу Закрытого акционерного общества « РегионМарт» судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 2 000 руб.

После вступления в законную силу судебного акта выдать Закрытому акционерному обществу «РегионМарт» исполнительный лист и Справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины в размере 10 811 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его изготовления в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья И.В. Дворовенко