АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д.8, Кемерово, 650000;
www.kemerovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27-558/2022
05 сентября 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2022 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Потапова А.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем Трифоновой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению непубличного акционерного общества «Томский машиностроительный завод» (Кемеровская область-Кузбасс, г. Юрга, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Межрайонной ИФНС России №9 по Кемеровской области – Кузбассу
о признании незаконным решения от 08.07.2021 №1051
при участии представителей сторон:
от регистрирующего органа – ФИО1 по доверенности, ФИО2 по доверенности,
у с т а н о в и л :
НАО «Томский машиностроительный завод» (далее по тексту – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России №7 по Кемеровской области – Кузбассу (далее по тексту – налоговый орган) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 08.07.2021 №1051.
Заявитель о судебном заседании уведомлен. Уведомление суд счел надлежащим, возможным рассмотреть дело при неявке представителя заявителя.
Представитель МРИ ФНС России №19по Кемеровской области в судебном заседании заявление не признал, просил в его удовлетворении отказать.
Судом установлено, что МРИ ФНС России №7 по Кемеровской области проведена камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам за 12 мес. 2020 года, по итогам которой составлен акт, принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 08.07.2021 №1051.
Данное решение Обществом обжаловано в вышестоящий налоговый орган. Решением УФНС России по Кемеровской области №688 от 19.11.2021 жалоба Общества была оставлена без удовлетворения.
МРИ ФНС России №7 по Кемеровской области была реорганизована, правопреемником является МРИ ФНС России №9 по Кемеровской области- Кузбассу.
Оспаривая решение налогового органа в судебном порядке, Общество не соглашается с выводами налогового органа о неправомерности применения им пониженных тарифов страховых взносов в порядке ст.427 НК РФ, поскольку им в проверяемый период осуществлялась деятельность в рамках ТОСЭР, вся осуществляемая им деятельность была разделена по видам, реализована система раздельного учета, позволяющая определить фонд оплаты труда работников, занятых реализацией инвестиционного проекта и работников, занятых иной деятельностью. Общество считает, что налоговым органом должным образом не доказано осуществление им деятельности через территориально обоснованные подразделения, а кроме того, налоговое законодательство не препятствует применение пониженных страховых взносов лицам с обособленными структурными подразделениями. Общество обладало в спорный период статусом резидента ТОСЭР, что, по его мнению, является достаточным для подтверждения права на применение пониженных страховых взносов в отношении выплат лицам, занятых на новых рабочих местах. Подпункт 12 пункта 1 ст.427 НК РФ не содержит указаний, какие именно резиденты ТОСЭР имеют право на получение льготы. Лишение статуса резидента ТОСЭР может рассматриваться в рамках соответствующего закона и соглашения с Администрацией Кемеровской области, решение этого вопроса к компетенции налогового органа не относится.
Не соглашаясь с заявленными требованиями, налоговый орган отмечает, что Обществом не соблюдены требования пп.12 п.1 ст.427 НК РФ в отношении применения пониженных тарифов страховых взносов. Налоговый орган указывает, что положения п.3 ст.34 Федерального закона от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» устанавливают критерии, которые должны одновременно соблюдаться резидентами ТОСЭР, в частности юридическое лицо должно осуществлять деятельность исключительно на территории муниципального образования, указанного в части 1 данной статьи. Налоговый орган отмечает, что для территории монопрофильных муниципальных образований установлен особый порядок создания и функционирования территории опережающего социально-экономического развития. В ходе проверки установлено и доказано, что Общество помимо деятельности в рамках инвестиционного проекта (ТОСЭР – г.Юрга Кемеровской области) осуществляло иную деятельность вахтовым методом на территории Ханты-Мансийского автономного округа, то есть за пределами г.Юрга. Налоговый орган не оспаривает правомерность регистрации общества в качестве резидента ТОСЭР «Юрга», осуществляет только контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления и уплаты налогов. Налоговый орган признал не соблюдения Обществом критериев соблюдения требований к резидентам ТОСЭР, а кроме того, установил фактическое не осуществление Обществом деятельности на территории г.Юрга, так как по заявленному адресу заявленные Обществом сотрудники деятельность не осуществляют. Как следствие, налоговый орган признал не соблюдение Обществом критериев для использования пониженных тарифов страховых взносов,
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, заслушав выступление представителей сторон, суд признал требования не подлежащими удовлетворению на основании нижеследующего.
1.Суд признал не опровергнутыми полученные налоговым органом доказательства не осуществления Обществом деятельности на территории г.Юрга сотрудниками, заявленными по соответствующему структурному подразделению, признал не опровергнутым представленный суду протокол осмотра территории, а также доказательства осуществления деятельности по структурному подразделению на территории Ханты-Мансийского автономного округа.
2.Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателям. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. На основании пункта 1 статьи 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 настоящего Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 настоящего Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой. Размеры тарифов страховых взносов установлены пунктом 2 статьи 425 НК РФ.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 56 НК РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом № 473-ФЗ от 29 декабря 2014 года «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 473-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов, установленные пунктом 2 данной статьи, применяются плательщиками при выполнении условий, предусмотренных пунктами 4 - 12 данной статьи.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 427 НК РФ плательщики, указанные в подпунктах 12 и 13 пункта 1 данной статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 данной статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития или статуса резидента свободного порта Владивосток начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус. Пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах. В целях пункта 10.1 статьи 427 НК РФ под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 473-ФЗ. При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом территории опережающего социально-экономического развития и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
Суд соглашается с позицией налогового органа, что положениями Федерального закона №473-ФЗ для территорий монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) установлен особый порядок создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития.
Так, резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, указанных в части 1 данной статьи, признаются юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, финансовых организаций, в том числе кредитных и страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, заключившие соглашения об осуществлении деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления муниципальных образований, указанных в части 1 данной статьи, включенные в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, указанных в части 1 данной статьи, и отвечающие одновременно следующим требованиям: 1) регистрация юридического лица осуществлена на территории муниципального образования, указанного в части 1 данной статьи; 2) деятельность юридического лица осуществляется исключительно на территории муниципального образования, указанного в части 1 данной статьи; 3) юридическое лицо реализует на территории муниципального образования, указанного в части 1 данной статьи, инвестиционный проект, отвечающий требованиям, установленным Правительством Российской Федерации; 4) юридическое лицо не является градообразующей организацией монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода) или ее дочерней организацией.
Суд отклоняет доводы Общества, что установление осуществления или неосуществления заявителем в проверяемом периоде деятельности за пределами ТОСЭР, правового значения не имеет. Положения пункта 3 статьи 34 Федерального закона № 473-ФЗ не содержат оговорок о возможности осуществления деятельности не на территории ТОСЭР и не связанной с реализацией соглашений ТОСЭР. Наоборот, положения указанной нормы направлены на конкретизацию порядка осуществления деятельности, предусмотренной соглашением ТОСЭР, предполагающие ее осуществления только на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов).
В пункте 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, разъяснено, что по общему правилу, о реализации своего права на использование налоговой льготы налогоплательщик заявляет в налоговой декларации (п. 1 ст. 80 НК РФ), представление которой выступает основанием для осуществления налоговым органом мероприятий налогового контроля в форме камеральной налоговой проверки (пункт 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, вопрос о предоставлении налоговой льготы решается по результатам налоговой проверки, в рамках которой должны быть исследованы все направленные налогоплательщиком (имеющиеся у налогового органа) документы, подтверждающие наличие предусмотренных законом условий для использования льготы, в том числе поступившие после представления декларации до окончания налоговой проверки.
На основании вышеизложенного суд признает право налогового органа в рамках камеральной налоговой проверки на предмет правомерности использования Обществом пониженных тарифов страховых взносов, то есть права на применения налоговой льготы, а также оснований ее использования, то есть соблюдения критерием Федерального закона для резидентов ТОСЭР.
Суд признает оспариваемое Обществом решение принятое в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ, обоснованным, соответствующим действующим положениям НК РФ.
3. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные расходы по оплате государственной пошлины при обращении в суд в порядке ст.110 АПК РФ судом относятся на заявителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 101, 110, 167–170, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия. Решение, вступившее в законную силу, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья Потапов А.Л.