ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-5687/20 от 28.07.2020 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово                                                                                         Дело №А27-5687/2020

03 августа 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2020 года

Полный текст решения изготовлен 03 августа 2020 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Дружининой Ю.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Соловьевой О.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации города Кемерово, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>),

к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о признании недействительным представления от 26 декабря 2019 года № 39-20-27/10-9019 (в части)

третье лицо: Министерство строительства Кузбасса, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 27.12.2019, паспорт, диплом;

от заинтересованного лица: ФИО2 – представитель по доверенности от 15.06.2020, служебное удостоверение; ФИО3 – представитель по доверенности от 14.01.2019, служебное удостоверение; ФИО4 – представитель по доверенности от 15.06.2020, служебное удостоверение;

от третьего лица: явка не обеспечена.

у с т а н о в и л:

Администрация города Кемерово (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании  недействительным представления от 26 декабря 2019 года № 39-20-27/10-9019 Управления Федерального казначейства по Кемеровской области – Кузбассу в части пунктов 1 и 2:

- необеспечение 31.12.2018 достижения значения показателя результативности «Ввод жилья» - 68 000 кв.м, на 3 896,4 кв.м.;

- представления Администрацией города Кемерово в Департамент строительства Кемеровской области недостоверной отчётности об использовании межбюджетных трансфертов по состоянию на 31.12.2018, а именно – о завышении достижения значения показателя результативности использования субсидии «Ввод жилья» - 68 000 кв.м, на 3 896,4 кв.м.;

- возложения на Администрацию города Кемерово обязанности возвратить средства в общей сумме 6 311 570, 08 руб., в том числе в доход федерального бюджета 5 238 603, 17 руб.

Требования мотивирует тем, что показатели результативности на 2018 год по вводу жилья им достигнуты, информация предоставлена в соответствии с формами статистической отчётности, спорный объем жилья связан с:

а) разрешениями на ввод в эксплуатацию, выданными в конце 2017 года и не учтёнными в отчётности за 2017 год;

 б) индивидуальными жилыми домами, право собственности на которые было зарегистрировано ранее 2018 года, но которые не были выявлены в соответствующем периоде и в отчётность за соответствующие периоды не включались.

Заинтересованное лицо в письменном отзыве, представитель заинтересованного лица в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, указали, что при проведении проверки был сделан вывод о не достижении заявителем целевых показателей, произведён расчёт суммы денежных средств, подлежащих возврату. В качестве источника информации о достижении целевых показателей использованы данные о выданных разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства и данные, свидетельствующие о создании объектов индивидуального жилищного строительства.

В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Министерство строительства Кузбасса (ранее – Департамент капитального строительства Кемеровской области).

Министерство строительства Кузбасса представило письменный отзыв, в котором указало, что источником данных для отчёта является Росстат, не отражение в формах статистической отчётности объёмов возведённого жилья, не учтённого ранее, ведёт к искажению общей информации о строительстве жилья в регионе.

Заявитель и заинтересованное лицо обеспечили явку уполномоченных представителей в судебное заседание. Третье лицо ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Исследовав представленные доказательства, оценив их в соответствии со статьёй 71 АПК РФ, выслушав доводы сторон, суд установил следующее.

В период с 10.10.2019 по 07.11.2019 на основании приказа Управления от 08.10.2019 №620 проведена плановая выездная проверка использования субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации в рамках приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» за период с 01.01.2018 по 09.10.2019.

По результатам проверки составлен акт от 08.11.2019 и выдано представление от 26 декабря 2019 года № 39-20-27/10-9019.

В соответствии с представлением заявителю вменено нарушение:

- не обеспечено достижение значения показателя результативности «Ввод жилья» - 68 000 кв.м., на 3 896, 4 кв.м, что является основание для возврата средств в общей сумме 6 311 570, 08 руб., в том числе в доход федерального бюджета 5 238 603,17 руб., необходимо устранить бюджетное нарушение и возместить данные денежные средства;

- предоставлена недостоверная отчётность об использовании межбюджетных трансферов по состоянию на 31.12.2018, а именно – о достижении значения показателя результативности использования субсидии «Ввод жилья» - 68 000 руб., завышен на 3 896,4 кв.м., необходимо принять меры по устранению причин и условий бюджетного нарушения.

Не согласившись с представлением в соответствующей части, Администрация обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведённых норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

В силу части  5 статьи  200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).

В соответствии с пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.

На основании пунктов 1,2 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчётности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчётности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе, проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

В соответствии с положениями пунктов 10, 47, 68 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-­бюджетной сфере» органы Федерального казначейства (в том числе, его территориальные органы) по результатам проведенных проверок вправе выдавать представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ представление это документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Таким образом, выносимые органами государственного (муниципального) финансового контроля представления содержат властные предписания, обладают признаками ненормативного правового акта, поскольку создают, порождают и изменяют правоотношения, характеризуются принудительным воздействием на проверяемых лиц, обязывают их к действенным и ощутимым мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, создают очевидные препятствия для осуществления экономической деятельности, затрагивают сферу их имущественных прав и законных интересов.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с которым цель программы – увеличение годового объёма ввода жилья до 120 млн.кв.м в 2024 году.

Приложением №6 к Программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на развитие жилищного строительства. Правила устанавливают цель, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации проектов по развитию территорий, расположенных в границах населённых пунктов, предусматривающих строительство жилья, которые включены в государственные программы субъектов Российской Федерации по развитию жилищного строительства, в рамках приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Согласно пункту 6 Правил, субсидии предоставляются, в том числе, на строительство (реконструкция) объектов социальной инфраструктуры (дошкольных учреждений, образовательных учреждений и учреждений здравоохранения) в рамках реализации проектов по развитию территорий.

В целях комплексного решения вопросов развития градостроительной деятельности и обеспечения населения Кемеровской области жилищной и социальной инфраструктурой Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 N 461 утверждена Государственная программа Кемеровской области - Кузбасса «Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса» на 2014 - 2024 годы», в рамках которой предусмотрено мероприятие 1.20 «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации».

Мероприятие предусматривает строительство (реконструкцию) автомобильных дорог и объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов по развитию территорий, предусматривающих строительство жилья, в том числе стандартного жилья, в целях стимулирования строительства и ввода в эксплуатацию жилья, в том числе, в Рудничном планировочном районе г. Кемерово.

Наименование целевого показателя (индикатора) для мероприятия -  количество введённых в эксплуатацию кв. метров жилья в Рудничном планировочном районе г. Кемерово, тыс. кв. метров.

Порядок определения - количество введённых в эксплуатацию кв. метров жилья в Рудничном планировочном районе г. Кемерово, нарастающим итогом с начала года

Планируемое значение целевого показателя (индикатора) Государственной программы на 2018 год по данному мероприятию 68 000 кв.м.

В рамках основного мероприятия предусмотрено мероприятие (инвестиционный проект) 1.20.7 Рудничный планировочный район города Кемерово, в том числе объект капитального строительства:  г. Кемерово, Рудничный район, микрорайон N 12, южнее строения N 70б по пр. Шахтеров (стр. N 31, 32, 33). Общеобразовательная школа N 31 на 1050 учащихся с бассейном.

Администрацией в Департамент капитального строительства Кемеровской области была подана заявка об участии в мероприятии «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» Государственной программы Кемеровской области - Кузбасса «Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса» на 2014 - 2024 годы».

19.03.2018 между Департаментом капитального строительства Кемеровской области и Администрацией подписано соглашение о предоставлении в 2018 году субсидии бюджету городу Кемерово на реализацию мероприятия «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» Государственной программы Кемеровской области - Кузбасса «Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса» на 2014 - 2024 годы» №32701000-1-2018-001.

Соглашение расторгнуто дополнительным соглашением от 13.12.2018 и 13.12.2018 заключено новое соглашение №32701000-1-2-18-010 на тех же условиях.

В соответствии с соглашением объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Кемеровского городского округа на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях которых предоставляется субсидия, составляет в 2018 году 1 223 143 322 руб.

Приложением №1 к соглашению определён перечень мероприятий. Мероприятие по реализации проекта Рудничный планировочный район города Кемерово включает в себя:

- Жилой район «Радуга» (микрорайоны 12, 14, 12а);

- Жилой район «Антипова»;

- Жилой район Лесная Поляна.

Вид застройки многоэтажный, кроме жилого района Лесная Поляна.

Приложением №2 к Соглашению установлен целевой показатель результативности выполнения мероприятия на 2018 год – ввод жилья – 68 000 кв.м.

Понятие «Ввод жилья» соглашением не раскрывается.

При проведении проверки заинтересованное лицо руководствовалось информацией о разрешениях на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, выданных в 2018 году, в то время как заявитель исходил из данных форм статистического наблюдения С-1 и ИЖС за 2018 год.

В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то, что в соответствии с Паспортом национального проекта «Жилье и городская среда», утверждённым президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16, термин «объем жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год» означает общую площадь введённых жилых домов в эксплуатацию в отчётном периоде застройщиками всех видов (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица).

Источник данных - Росстат. Отчётность по вводу жилья в многоквартирных домах собирается с застройщиков - юридических лиц по форме отчётности С-1 по факту получения разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, отчётность по вводу индивидуальных жилых домов, построенных населением - по форме ИЖС, с органов исполнительной власти муниципальных образований, организаций технического учёта, Росреестра по факту учёта (регистрации) построенного объекта.

Поскольку в формах ЖИС и С-!1за 2018 по соответствующему району отражён ввод в эксплуатацию жилья более 68 000 м.кв., то эти данные должные, по мнению заявителя, правомерно положены в основу отчёта по исполнению соглашения.

Заинтересованное лицо полагает, что указанная статистическая отчётность была сформирована неверно и не может быть положена в основу отчёта об исполнении соглашения и подтверждать достижение целевых показателей по выполнению мероприятий.

Приказом Росстата от 30.08.2017 N 562 (в редакции, действовавшей для отчётности за 2018 год) утверждён статистический инструментарий для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством, в том числе форм С-1 и ИЖС.

В соответствии с пунктом 4 Указаний по заполнению формы статистического наблюдения ИЖС основаниями для заполнения формы являются следующие данные: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию; технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства, технический паспорт домовладения и технический паспорт здания (строения), записи Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Приказом Росстата от 12.01.2018 N 5 (в редакции, действовавшей для отчётности за 2018 год) утверждены Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N С-1 «Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений».

В соответствии с данными указаниями организации – застройщики представляют сведения по жилым и нежилым зданиям, жилым помещениям, жилым единицам в жилых и нежилых зданиях, по мощностям введённых объектов в нежилых зданиях и сооружений, на которые были оформлены в установленном порядке «Разрешения на ввод объектов в эксплуатацию» - за месяц, в котором была осуществлена их выдача, а также за год.

Как следует из материалов дела в отчёт Администрации за 2018 год включены 5 жилых домов, право собственности на которые было зарегистрировано в 2015 - 2016 годах и 4 многоквартирных жилых дома, разрешение на ввод в эксплуатацию которых выдано в декабре 2017 года.

Таким образом, сведения об указанных объектах не подлежали отражению в формах ИЖС и С-1 за 2018 год.

То, что данные объекты не отражались в ранее поданной отчётности, и были отражены в отчётности за 2018 год, не является основанием считать, что указанные данные могут подтверждать достижение целевого показателя по вводу жилья в 2018 году.

Кроме того, как следует из Государственной программы, для достижения необходимого показателя требовался не любой ввод жилья, а в соответствии с установленным видом. Ввод малоэтажного жилья для целей достижения Государственной программы был возможен только для жилого района «Лесная поляна», в то время как все пять жилых домов, включённых в отчёт Администрации, находились в ином жилом районе и, следовательно, в любом случае не могли быть учтены для целей контроля исполнения соглашения.

Таким образом, заинтересованное лицо обоснованно пришло к выводу о необходимости исключения из отчёта Администрации за 2018 года указанных объектов, общей площадью  711,8 м.кв. и 3 251,6 м.кв. соответственно, а всего  3 963, 4 м.кв., после чего показатель ввода жилья за 2018 год составил 64 103,6 м.кв.

Приложением к Государственной программе являются Условия предоставления, методики расчёта и условия возврата межбюджетных субсидий на реализацию государственной программы, в соответствии с которыми в случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением между органом государственной власти Кемеровской области, которому как получателю средств областного бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии, и органом местного самоуправления муниципального образования о предоставлении субсидии (далее - соглашение), в части значений показателей результативности использования субсидии и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателя результативности использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования в бюджет Кемеровской области в срок до 15 мая года, следующего за годом предоставления субсидии (Vвозврата), рассчитывается по формуле:

Vвозврата = (Vсубсидии * k * m / n) * 0,1,

Заинтересованным лицом произведён расчёт возврата предоставленной субсидии, который составил 6 311 570,08 руб., в том числе в доход федерального бюджета 5 238 603,17 руб.  Указанный расчёт заявителем не оспорен.

Поскольку представленная информация об исполнении целевых показателей Государственной программы недостоверна, заинтересованным лицом правомерно выдано представление, обязывающее заявителя принять меры по устранению выявленного нарушения, а также устранению причин и условий таких нарушений.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.  

Расходы по уплате государственной пошлины судом не распределяются, так как и заявитель и заинтересованное лицо освобождены от её уплаты.

С учётом изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                                                   Ю.Ф. Дружинина