ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-5887/2010 от 02.09.2010 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

www.kemerovo.arbitr.ru

РЕШЕНИЕ

  город Кемерово Дело № А27-5887/2010

«09» сентября 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 сентября 2010 года. Полный текст решения изготовлен 09 сентября 2010 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Марченковой С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьёй Марченковой С.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Беловского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области, г. Белово

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Кемеровской области, г. Белово

о признании недействительным решения от 02.02.2010 г. № 6 (в части)

при участии:

от заявителя – ФИО1, представитель, доверенность от 10.06.2010 г. (с правами), паспорт <...>; ФИО2, представитель, доверенность от 10.06.2010 г. (с правами), паспорт <...>;

от налогового органа – ФИО3, государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок, доверенность № 5486 от 11.06.2010 г. (с правами), удостоверение № 633451; ФИО4, старший государственный инспектор юридического отдела, доверенность № 14466 от 29.12.2009 г. (с правами), удостоверение № 634529, ФИО5, начальник юридического отдела, доверенность № 4 от 02.08.2010 г. (с правами), паспорт <...>.

Установил:

Беловское государственное пассажирское автотранспортное предприятие Кемеровской области, г. Белово обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Кемеровской области, г. Белово о признании недействительным решения от 02.02.2010 г. № 6 в части доначисления налога на добавленную стоимость за 2007 г. в сумме 371769 руб., начисления пени в сумме 39836 руб. 87 коп., привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 74353 руб. 80 коп. (с учетом уточнения).

В обоснование заявленных требований заявитель в заявлении и его представитель в заседании ссылается на неправомерное применение налоговым органом к правоотношениям, возникшим между ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» и Беловским государственным пассажирским автотранспортным предприятием Кемеровской области пункта 4 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку зачета взаимных требований не было. Представитель заявителя ссылается на тот факт, что ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» из суммы выручки за реализованные билеты удерживает 15%, остальная выручка от реализованных билетов перечисляется Беловскому государственному пассажирскому автотранспортному предприятию Кемеровской области. По мнению заявителя, документ, именуемый актом о проведении зачета взаимных требований оформлен некорректно и таковым не является, поскольку ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» не является плательщиком за осуществление перевозок, а является посредником между автотранспортным предприятием-перевозчиком и пассажиром при заключении договора перевозки.

Налоговый орган с требованиями заявителя не согласен, принятое решение считает законным и обоснованным. Ссылаясь на пункт 4 статьи 168 и пункт 2 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган считает, что налогоплательщик не правомерно отнес к налоговым вычетам спорую сумму налога, поскольку при осуществлении зачета взаимных требований одним из условий для осуществления вычета является наличие платежного поручения на перечисление сумм налога, а такого документа не представлено, в налоговые вычеты по НДС за 2007 год   предъявлены суммы налога с учетом расчетной доли облагаемых доходов в общей сумме доходов, без учета факта оплаты НДС Организаторам перевозок (Автовокзалам) зачетом взаимных требований.

Определением суда от 08.07.2010 г. судебное разбирательство откладывалось в порядке ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства и материалы дела, судом установлено следующее:

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Кемеровской области проведена выездная проверка Беловского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области по вопросам соблюдения налогового законодательства в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов и страховых взносов. По результатам проверки 21.12.2009 г. составлен акт № 209 и 02.02.2010 г. принято решение № 6 «о привлечении налогоплательщика (налогового агента, страхователя) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», которым налогоплательщику предложено уплатить 499580 руб. налога на добавленную стоимость, 232807 руб. налога на прибыль и пени в сумме 59935 руб. 73 коп., исчисленных в связи с неуплатой налога на добавленную стоимость, налога на прибыль.

Кроме того, налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 96153 руб. за неуплату налога на добавленную стоимость.

Не согласившись с правомерностью решения в части доначисления налога на добавленную стоимость, налогоплательщик обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области. Решением от 10.03.2010 г. № 163 Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области апелляционную жалобу оставило без удовлетворения, а решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Кемеровской области оставлено без изменений и утверждено.

Налогоплательщик, не согласившись с правомерностью решения налогового органа в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере в сумме 371769 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, обратился в суд.

При этом заявитель указывает, что зачета взаимных требований не было, поскольку между ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» и Беловским государственным пассажирским автотранспортным предприятием Кемеровской области отсутствуют взаимные требования, которые можно было бы прекратить зачетом.

Как следует из обжалуемого решения, основанием доначисления налога на добавленную стоимость в размере 371769 руб. послужил вывод налогового органа о неправомерности заявленных налогоплательщиком вычетов в размере 371769 руб., поскольку при осуществлении зачета взаимных требований одним из условий для осуществления вычета является наличие платежного поручения на перечисление сумм налога. При этом налоговый орган ссылается на пункт 4 статьи 168 и пункт 2 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании абзаца 2 пункта 4 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 г. № 119-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2007 г. и действующей в спорный период) при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств.

Согласно пункту 2 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.11.2007 N 255-ФЗ, действующей в спорный период) при использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком в случаях и в порядке, которые предусмотрены пунктом 4 статьи 168 Кодекса.

Вышеуказанные нормы регулируют порядок принятия налоговых вычетов сумм налога при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг.

Как следует из материалов дела, в целях наиболее полного обеспечения потребностей населения в пассажирских перевозках транспортном общего пользования 01.01.2007 г. ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» и Беловским государственным пассажирским автотранспортным предприятием Кемеровской области заключен договор об организации и осуществлении междугородных и пригородных перевозок № 05/32.

Как следует из договора ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» и Беловское государственное пассажирское автотранспортное предприятие Кемеровской области взяли на себя обязательства по организации и осуществлению междугородних и пригородных перевозок пассажиров автомобильным транспортом с территорий автовокзалов и автостанций ГУ «Кузбасспассажиравтотранс».

Из договора также следует, что ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» осуществляет оперативное управление движением автобусов на пригородных, междугородных, межсубъектных маршрутах и координирует работу транспорта на маршрутной сети Кемеровсокй области, в том числе производит своевременную предварительную и текущую продажу билетов на отправляемые автобусы, в том числе и дополнительные. Продажа билетов осуществляется с соблюдением единых тарифов на перевозку пассажиров и провоз багажа, с предоставлением льгот на проезд пассажиров, предусмотренных законодательством Кемеровской области и Российской Федерации.

Беловское государственное пассажирское автотранспортное предприятие Кемеровской области является перевозчиком, которое владеет на праве хозяйственного ведения транспортными средствами, нанимает водителей, получает лицензию на перевозку пассажиров. ГУ «Кузбасспассажиравтотранс», осуществляя оперативное управление движением автобусов через автовокзалы и автостанции, автотранспортом не владеет, лицензии на перевозку пассажиров не имеет, а является лишь посредником между автотранспортным предприятием-перевозчиком и пассажиром при заключении договора перевозки.

При этом, в силу пункта 2 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.

Как следует из договора № 05/32 от 01.01.2007 г. ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» оказывает услуги Беловскому государственному пассажирскому автотранспортному предприятию Кемеровской области по выполнению пассажирских перевозок, участвует в расчетах пассажиров за услуги перевозчика путем продажи билетов. При этом как установлено договором вся сумма выручки, полученная от продажи билетов и провоза багажа, является доходом перевозчика, т.е. Беловского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области. Выручка от продажи билетов перечисляется перевозчику согласно сводкам сбора выручки. При этом 15% от общей суммы выручки от реализации билетов является стоимостью услуги по продажи билетов и остается в качестве дохода ГУ «Кузбасспассажиравтотранс». Оставляя часть выручки от реализации билетов в виде стоимости за услуги, ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» выставляет счета – фактуры с выделенной суммой налога на добавленную стоимость.

В соответствии с вышеуказанным порядком расчетов, предусмотренным договором, и на основании п. 18 «Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте», утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.06.2003 г. № 153, в учетных регистрах Перевозчика доходы от перевозок пассажиров в автобусах отражены без уменьшения на суммы, отчисленные Организатору за реализацию автобусных билетов.

Вся сумма выручки от продажи автобусных билетов, реализованных Организатором пассажирам, отражена Перевозчиком в целях бухгалтерского учета и налогообложения.

Сумму выделенного в счетах-фактурах налога на добавленную стоимость с учетом пропорции, исчисленной с доходов от реализации по операциям подлежащих налогообложению и операциям, не подлежащих налогообложению на основании пункта 4 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, Беловское государственное пассажирское автотранспортное предприятие Кемеровской области относит к налоговым вычетам.

В силу пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: 1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Из анализа указанных норм следует, что для применения налоговых вычетов, при условии, что товары (работы, услуги) приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо одновременное соблюдение следующих условий: наличие счета-фактуры с выделенной суммой налога и принятие на учет товаров (работ, услуг).

Каких- либо доводов в отношении нарушений налогоплательщиком требований, предъявляемых Налоговым кодексом к счетам-фактурам либо к принятию на учет услуг, налоговым органом не заявлено. К расчету пропорций также возражений не высказывалось.

Довод налогового органа о проведении взаимозачета судом отклонен как документально не подтвержденный. Вывод о проведении зачета налоговым органом сделан лишь на основании актов о проведении зачета взаимных требований без анализа фактических взаимоотношений между ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» и Беловским государственным пассажирским автотранспортным предприятием Кемеровской области при осуществлении пассажирских перевозок.

В силу статьи 410 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования.

Необходимые для прекращения обязательств зачетом требования должны отвечать определенным признакам: во-первых, быть встречными (должник вправе требовать с кредитора, и наоборот); во-вторых, быть однородными (как правило, это денежные требования).

Для осуществления зачета необходимо, чтобы кредитор по одному обязательству являлся должником по другому, а должник по первому выступал кредитором по второму обязательству.

Налоговым органом не представлено доказательств состоявшегося зачета встречного однородного требования.

Некорректное оформление акта и именование его как «акт о проведении зачета взаимных требований» ещё не подтверждает наличие обязательств между ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» и Беловским государственным пассажирским автотранспортным предприятием Кемеровской области, где бы кредитор по одному обязательству являлся должником по другому, а должник по первому выступал кредитором по второму обязательству.

Не представлено и доказательств обязанности ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» оплачивать перевозку пассажиров.

Указанный документ, как и другие документы, в том числе и ведомости продажи билетов, сводки продажи билетов, составлялись, как пояснила представитель налогоплательщика, лишь с целью определения 15 % от суммы выручки.

Таким образом, ГУ «Кузбасспассажиравтотранс» как посредник участвует в расчетах между перевозчиком - Беловским государственным пассажирским автотранспортным предприятием Кемеровской области и пассажирами, при этом оставляя часть выручки от продажи билетов за перевозку в качестве услуги по продажи билетов, по организации перевозок.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, вывод налогового органа о завышении налоговых вычетов суд считает не состоятельным.

Исходя из установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, суд считает не правомерным вывод налогового органа о завышении налогоплательщиком налоговых вычетов на сумму 371769 руб. В связи, с чем требования заявителя о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Кемеровской области о признании решения от 02.02.2010 г. № 6 «о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления налога на добавленную стоимость за 2007 год в сумме 371769 руб., пени в сумме 39836,87 руб., исчисленной в связи с неуплатой спорной суммы, а также привлечение к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 74353,80 руб., подлежит удовлетворению.

Удовлетворяя требования заявителя, судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в размере 2000 рублей в силу статей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 117 от 13.03.2007 г. «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» подлежат взысканию с налогового органа, как со стороны по делу.

Руководствуясь статьями 167–170, 176, 201, 180,181, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требование Беловского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Кемеровской области, г. Белово . № 6 от 02.02.2010 г. в части доначисления налога на добавленную стоимость за 2007 г. в сумме 371769 руб., начисления пени в сумме 39836 руб. 87 коп., штрафа в сумме 74353 руб. 80 коп.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Кемеровской области в пользу Беловского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области 2000 рублей.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд либо в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Судья С. Н. Марченкова