ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-6229/19 от 08.07.2019 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

Тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05

http://www.kemerovo.arbitr.ru,

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело № А27-6229/2019

«15» июля 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена «08» июля 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено «15» июля 2019 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Иващенко А.П., при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи секретарем судебного заседания В.В. Прокопенковой, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление дело

по заявлению финансового управляющего должника ФИО1 - ФИО2, город Кемерово

к Управлению записи актов гражданского состояния Кемеровской области, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)

заинтересованное лицо - руководитель Органа ЗАГС города Кемерово – объединенный архив города Кемерово ФИО3

о признании незаконными действий, обязании совершить действия,

при участии:

от заявителя: ФИО4, по доверенности от29.05.2019 года, паспорт, после перерыва – без участия;

от Управления записи актов гражданского состояния Кемеровской области: ФИО5, по доверенности от 15.05.2019 года, паспорт,

от руководителя Органа ЗАГС города Кемерово – объединенный архив города Кемерово ФИО3 - ФИО5, по доверенности от 29.03.2019 года, паспорт,

у с т а н о в и л:

финансовый управляющий должника ФИО1 - ФИО2 (далее – арбитражный управляющий, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления ЗАГС Кемеровской области в лице Органа ЗАГС г. Кемерово - объединенный архив (далее – орган ЗАГС, заинтересованное лицо), выразившиеся в отказе в предоставлении информации финансовому управляющему по должнику ФИО1, об обязании орган ЗАГС предоставить запрашиваемую информацию финансовому управляющему ФИО2: сведения о записи рождения ФИО1 и данные (Ф.И.О., дата рождения, место рождения) его родителей; сведения о заключении брака, дата заключения брака и данные (Ф.И.О., дата рождения, место рождения супруги); сведения о расторжении брака, дата расторжения брака и данные (Ф.И.О., дата рождения, место рождения) бывшей супруги; сведения о детях ФИО1 и данные (Ф.И.О., дата рождения, место рождения) детей; копии документов, выдаваемых при осуществлении записей актов гражданского состояния в отношении ФИО1 (при возможности), арбитражный управляющий просил присудить денежную сумму в пользу истца на случай неисполнения ответчиком судебного акта по делу в размере 5000 рублей за каждый день просрочки.

Требования мотивированы тем, что в данной ситуации финансовый управляющий действует на основании и во исполнение судебного акта о введении процедуры банкротства в целях исполнения возложенных на него Законом о банкротстве обязанностей, в связи с чем отказ органа ЗАГС в предоставлении сведений по должнику является незаконным.

Полагает, что нормы Закона о банкротстве не вступают в конкуренцию с иными законами, а лишь дополняют их в части предоставления определенных сведений арбитражному управляющему. Невнесение в законы соответствующих дополнений не может служить основанием для неисполнения требований Закона о банкротстве.
В отсутствие обязанности соответствующих органов по предоставлению арбитражному управляющему необходимых сведений нормы статьи 20.3 статьи 213.9 Закона о банкротстве носили бы декларативный характер, что недопустимо при проведении процедур банкротства, так как арбитражный управляющий действует в интересах должника, кредиторов и общества. Подробно доводы изложены в заявлении.

В отзыве заинтересованное лицо не соглашается с заявленными требованиями, по основаниям, изложенным в отзыве.

В отзыве руководитель Органа ЗАГС города Кемерово – объединенный архив города Кемерово ФИО3 возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, представитель заинтересованного лица и руководителя Органа ЗАГС города Кемерово – объединенный архив города Кемерово возражал против удовлетворения заявленных требований.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлено.

Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 10.12.2018г. по делу
№ А27- 21132/2018 в отношении ФИО1 введена процедура реструктуризации долгов. Финансовым управляющим утвержден ФИО2.

Финансовым управляющим ФИО2 04.02.2019 г. направлен запрос в Орган ЗАГС г. Кемерово - объединённый архив о предоставлении сведений в отношении ФИО1

09.02.2019 г. орган ЗАГС г. Кемерово объединенный архив письменно отказал в предоставлении испрашиваемых сведений со ссылкой на статью 13.2. Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Посчитав отказ несоответствующим требованиям действующего законодательства, арбитражный управляющий обратился в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акта и нарушения данным ненормативным актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №6/8 от 01.07.1996 и статья 201 АПК РФ).

Отсутствие указанной совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).

Основанием для отказа в предоставлении испрашиваемых сведений стало законодательное изменение содержания статьи 13.2 Федерального закона от 15.11.1997
№ 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» посредством внесения в нее изменений (Федеральным законом от 23.06.2016 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральной закон «Об актах гражданского состояния»), вступивших в силу с 01.10.2018.

Изменения положений указанной статьи законодателем сведены к перечислению исчерпывающего круга субъектов, по запросам которых орган ЗАГС предоставляет сведения, арбитражные управляющие не отнесены законодателем к указанным субъектам.

Согласно пункта 3 статьи 13.2 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ
«Об актах гражданского состояния» орган записи актов гражданского состояния сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (его территориального органа), Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.

Указанная редакция статьи 13.2 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ
«Об актах гражданского состояния», действующая на момент принятия оспариваемого отказа, уже не позволяла органу ЗАГС представить испрашиваемые сведения, поскольку федеральный законодатель исключил из содержания указанной нормы формулировку:
«и в других случаях, установленных федеральными законами», руководствуясь которой арбитражный управляющий со ссылкой на Закон о банкротстве и обратился с соответствующим заявлением.

В силу пункта 10 статьи 13.2 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ
«Об актах гражданского состояния» внесение изменений в состав и способы предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, об исправлении или изменении записей актов гражданского состояния и изменение перечня органов и организаций, которым предоставляются указанные сведения, могут осуществляться только посредством внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что любое иное расширительное толкование нормы статьи 13.2 с учетом положений статьи 10 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» не допустимо и соглашается с доводом заинтересованного лица о том, что перечень организаций, которым орган ЗАГС предоставляет сведения является исчерпывающим, арбитражные управляющие в данном перечне не поименованы.

Законодатель после внесения изменений в содержание статьи 13.2 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ последовательно вводит в указанный перечень иных субъектов, уполномоченных на получение указанной информации.

В частности, Федеральным законом от 03.07.2019 № 161-ФЗ «О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (изменения не вступили в законную силу) статья 13. 2 дополнена пунктом 3.1, предусматривающим включение в перечень лиц, уполномоченных на получение сведений в органе ЗАГС агентства по страхованию вкладов.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что законодатель предусмотрел точный перечень субъектов, обладающих правом на получение сведений в рамках Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ, изменение которого осуществляется только посредством внесения изменений в закон.

Приведенная арбитражным управляющим судебная практика в данном случае формировалась на основании ранее действующей редакции статьи 13.2 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ и не учитывается судом при рассмотрении настоящего дела.

При этом судом учитывается заблаговременно опубликованное (до вступления изменений в законную силу) письмо Минюста России от 12.07.2018 № 12-92646/18 в соответствии с которым Минюст России разъясняет, что в настоящее время органы ЗАГС в данном вопросе руководствуются статьей 12 Федерального закона № 143-ФЗ (утрачивает силу с 01.10.2018), предусматривающей, что орган ЗАГС сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросам уполномоченных органов и должностных лиц также и в других случаях, установленных федеральными законами.

В частности, сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния сообщаются органами ЗАГС по запросам арбитражных управляющих, направляемым в соответствии со статьей 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)», закрепляющей право арбитражного управляющего запрашивать необходимые сведения о должнике, о принадлежащем ему имуществе (в том числе имущественных правах) и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.

Учитывая изложенное, согласно приведенным положениям федерального законодательства с 01.10.2018 органами ЗАГС не будут предоставляться сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния по запросам арбитражных управляющих, что может повлечь затруднения в осуществлении ими своей деятельности.

Судом отмечается, что арбитражный управляющий не лишен права обратился с соответствующим ходатайством об истребовании необходимой информации в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным отказа органа ЗАГС в предоставлении информации.

В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья А.П. Иващенко