ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-6399/08 от 01.10.2008 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

650000, г. Кемерово, ул. Красная, 8

www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кемерово Дело № А27-6399/2008-3

«03» октября 2008г.

Резолютивная часть решения оглашена 01 октября 2008 года.

Решение изготовлено в полном объеме 03 октября 2008 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Изотовой И.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Изотовой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Новокузнецкая Управляющая Компания», г. Новокузнецк

к закрытому акционерному обществу «Водоканал», г. Новокузнецк

об урегулировании разногласий по договору

при участии

от истца:   Чудоякова Е.Н., заместителя генерального директора по доверенности от 26.02.2008 №37; Журбия В.В. – советника правового отдела, по доверенности от 29.04.2008 № 40;

от ответчика:   Чикуровой А.В., доверенность от 14.01.2008г. № 4;

установил  : открытое акционерное общество «Новокузнецкая Управляющая Компания» обратилось с иском к закрытому акционерному обществу «Водоканал» об урегулировнии разногласий по договору от 23.05.2008 № 10-В/30, просит принять преамбулу, пункты 1.1-1.3,2.1.1, 2.1.3,2.2.1-2.2.4, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.6 -2.3.8,2.4.1, 3.2.1,3.2.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6.1-3.6.5,3.7-3.9, 4.1-4.4, 5.1, 5.3, 5.5, приложения № 2, № 3 договора в его редакции.

В обоснование требования истец указал, что ООО «НУК» заключены договоры управления с 137 многоквартирными жилыми домами, в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее Правила № 307) он является исполнителем коммунальных услуг.

Ответчик исковые требования не признал, представил отзыв на иск. Полагает, что спорный договор является публичным согласно ст. 426 ГК РФ, существенные условия договора не соответствуют нормативному акту, регулирующему отношения между двумя юридическими лицами - Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 167 (далее Правила № 167), просит принять спорные пункты договора в его редакции.

Определением суда от 11.08.2008 дело назначено к судебному разбирательству на 03.09.2008. Протокольным определением рассмотрение дела отложено на 26.09.2008 для представления дополнительных доказательств.

В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 01.10.2008.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:

Истцу на основании решений собственников помещений о выборе способа управления многоквартирными домами, распоряжений администрации г. Новокузнецка от 14.11.2005 № 2061, № 2062, 21.11.2005 № 2116, постановления от 18.05.2006 № 613, 02.06.2006 № 734, 25.08.2006 № 1374, Главы города Новокузнецка согласно актам приема-передачи переданы в управление 137 многоквартирных домов.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2007 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", статьей 162 ЖК РФ истец, как управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги, в тои числе холодное водоснабжение и водоотведение, собственникам помещений многоквартирных домов, поскольку по правовому статусу является исполнителем коммунальных услуг.

Как следует из материалов дела при заключении договора от 23.05.2008 №10-В/30 на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод между сторонами возник спор по отдельным пунктам договора, что явилось основанием для обращения ООО «НУК» с настоящим иском об урегулировании разногласий по договору на основании статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. При этом статья 539 Гражданского кодекса РФ не содержит условия о том, что отвечающее установленным техническим требованиям энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации, должно находиться в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении абонента (покупателя)

В силу положений пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Исходя из изложенного, спорный договор является публичным договором.

Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

При рассмотрении спора суд руководствовался также положениями статей 421, 422 Гражданского кодекса РФ.

Суд, рассмотрев разногласия сторон по договору, с учетом объяснений участников спора, представленных в дело доказательств, установил следующее:

Истец является управляющей компанией, что подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

В соответствии с частью 1 статьи 161, частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Одной из обязанностей управляющей организации является предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в доме.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 (пункты 3, 49) управляющие организации отнесены к «исполнителям коммунальных услуг», для которых обязательно заключение договора с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими продажу коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, электрической и тепловой энергии, газа).

При этом если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией (ТСЖ, ЖСК, или иным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг (Письмо Минрегионразвития РФ от 20.03.2007 № 4989-СК/7).

Отношения между организацией ВКХ и юридическими лицами регламентируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и водоотведения №167, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 (далее Правила № 167) и договор между ними должен заключаться на условиях, предусмотренных указанными Правилами.

Согласно пунктам 1, 2 Правил № 307 настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок, определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие настоящих правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

В соответствии с пунктом 8 Правил № 307 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме сточных вод), заключаемых исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам.

Таким образом, Правила № 307 приняты в развитие законодательства о защите прав потребителей и сферой их действия являются отношения между управляющей компанией и гражданами, проживающими в принятых на обслуживание многоквартирных домах.

Вместе с тем Правила № 167 действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы (пункт 5 Правил).

С учетом статуса истца как управляющей организации и положений подпункта «а» пункта 17 статьи 2 Федерального Закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», согласно которым в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы…, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними, истец в спорных правоотношениях по отношению к ответчику выступает как потребитель коммунальной услуги.

Письмом от 29.11.2007 № 21492-СК/07 Министерство регионального развития РФ разъяснило, что приобретение исполнителем у ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсов и водоотведение (сброс сточных вод) с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами осуществляются на основании публичного договора энергоснабжения (ресурсоснабжения), при заключении и исполнении которого являются для сторон обязательными требования Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167,

В связи с изложенным доводы истца о применении к спорным правоотношениям Правил № 307 являются необоснованными.

Согласно пункту 1 Правил № 167 "абонент" – юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием сточных вод.

К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом".

Организация, приобретающая ресурс у ресурсоснабжающей организации, является абонентом согласно пункту 1 Правил № 167.

Исходя из изложенного, суд полагает, что истец относится к категории абонентов Водоканала, поскольку пунктом 2 статьи 548 ГК РФ установлено, что к отношениям, связанным со снабжением водой через присоединительную сеть, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

С учетом указанных обстоятельств принимаются в редакции ответчика преамбула договора и пункт 1.3 договора: «В случаях, не оговоренных в настоящем договоре, стороны руководствуются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ №167 от 12.02.1999г. и другим действующим законодательством РФ».

Пункт 1.1 договора изложен истцом в следующей редакции: В соответствии с настоящим договором Компания в целях обеспечения потребителей коммунальных услуг приобретает коммунальный ресурс (водоснабжение и водоотведение) у Водоканала и производит оплату за потребленное водоснабжение и водоотведение на условиях настоящего договора. При этом под потребителями коммунальных услуг в договоре понимается гражданин, являющийся собственником (нанимателем) жилого помещения, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

В редакции ответчика, уточненной в дополнительном отзыве, указанный пункт изложен: «отпускать абоненту воду по приборам учета (при их отсутствии для жилых помещений: исходя из общих сведений о количестве зарегистрированных в жилых помещениях граждан и нормативов холодного водоснабжения, утвержденных органами местного самоуправления - 280 литров на 1 человека в сутки; для нежилых помещений -по балансу водопотребления) и принимать от абонента и его субабонентов сточные воды в эксплуатируемые Водоканалом сети канализации в количестве, определяемом по приборам учета, а при их отсутствии: в случае наличия приборов учета на всех источниках водоснабжения - в количестве равном сумме объемов полученных из всех источников водоснабжения; в остальных случаях: для жилых помещений, исходя из общих сведений о количестве зарегистрированных в жилых помещениях граждан и нормативов водоотведения утвержденных органами местного самоуправления - 400 литров на 1 человека в сутки; для нежилых помещений - по балансу водопотребления и водоотведения.

Установить лимит водопотребления на хозбытовые нужды для населения в объеме 3 951 358 м3в год, для прочих потребителей в объеме 75 504 м3в год, лимит водоотведения для населения в объеме 5 644 798м3 в год, для прочих потребителей в объеме 105 828 м3в год.

Лимиты водопотребления и водоотведения могут быть изменены в связи с изменением количества домов».

Суд соглашается с предложенной ответчиком редакцией пункта договора, поскольку в соответствии с пунктом 13 Правил № 167 условие о лимите является существенным условием договора на продажу ресурса, при его отсутствии договор будет считаться незаключенным.

Лимит водопотребления – это установленный абоненту (юридическому лицу, предпринимателю) органами местного самоуправления предельный объем отпущенной питьевой воды на определенный период времени (пункт 1 Правил № 167).

Ссылка истца на отсутствие у него обязанности обеспечивать коммунальным ресурсом субабонентов судом отклонена. В соответствии с положениями статьи 545 Гражданского кодекса РФ субабонент - это лицо, потребляющее энергию через присоединенную сеть к сетям абонента только с согласия ЭСО. Согласно пункту 1 Правил № 167 субабонент – лицо, получающее по договору с абонентом питьевую воду из водопроводных сетей и (или) сбрасывающее сточные воды в канализационные сети абонента организации ВКХ. Субабонентами могут быть отдельно стоящие или пристроенные нежилые помещения, которое своими сетями присоединены к сетям истца.

В соответствии с Правилами № 167 Водоканал имеет границы эксплуатационной ответственности с управляющей компанией, в ведении которой находятся сети. Управление многоквартирным домом управляющей организацией является одним из способов управления, который, согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе и обязаны выбрать. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Такой дом может управляться только одной управляющей организацией.

При выборе управляющей организации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме принимает решение о заключении договора управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. Сторонами договора управления в этом случае являются управляющая организация (на стороне исполнителя) и собственники помещений в многоквартирном доме (на стороне заказчика).

В договоре управления в обязательном порядке указываются, в частности: перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. В соответствии с установленными таким образом условиями и осуществляется внесение платы за коммунальные услуги собственниками помещений в многоквартирном доме. Предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и порядок их оплаты согласованы в пунктах 1.2, 2.1.2, 3.1.2 договора управления многоквартирным домом, образец которого представлен в материалах дела (аналогичные договоры заключены по каждому дому).

Собственники нежилых помещений, так же как и собственники жилых помещений в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РФ имеют на праве общей долевой собственности долю в общем имуществе многоквартирного дома.

В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств (п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ  от 13.08.2006 № 491, пункты 1.5 договоров управления).

Управляющая компания, эксплуатируя внутридомовые инженерные сети и приобретая коммунальный ресурс, оказывает коммунальные услуги. В силу части 7 статьи 155 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

При указанных обстоятельствах суд считает обоснованным включение Водоканалом в пункт 5.5 договора Приложения № 3 «Перечень нежилых помещений, располагающихся в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении абонента с указанием места расположения».

Согласно пункту 1.2 в редакции НУК: «Ответственность за состояние и эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, сооружений, устройств (границы эксплутационной ответственности) разделяется на границе общего имущества многоквартирного дома и наружных сетей и определяется в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006».

Редакция ответчика: «Разграничение ответственности за состояние и эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, сооружений и устройств, производится на основании актов установления границ обслуживания, которые являются неотъемлемой частью настоящего договора. При отсутствии вышеуказанных актов разграничение ответственности производится по балансовой принадлежности сетей» соответствует требованиям Правил № 176 и принимается судом.

При согласовании акта (приложение № 2) у сторон возникли разногласия по границам обслуживания канализации. Истец полагает, что граница должна проходить по стене здания. Ответчик, ссылаясь на статьи 36, 161 Жилищного кодекса РФ, СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий», считает, что выпуски от стен здания до дворовой канализации входят в общее имущество многоквартирного дома.

Суд соглашается с доводами ответчика. В соответствии с пунктом 1.4 СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий», утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 № 189, внутренняя канализация – система трубопроводов и устройств в объеме, ограниченном наружными поверхностями ограждающих конструкций и выпусками до первого смотрового колодца. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (пункты 2.6.6, 2.6.11, 4.1.9 и др.) также включает канализационные выпуски в состав общего имущества жилого дома.

Вместе с тем, исходя из пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, определяющего состав общего имущества многоквартирного дома (содержание приведено выше), и пункта 8 указанных Правил, устанавливающего, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом, суд не согласен с позицией Водоканала, касающейся включения в обслуживаемые истцом сети по дому Архитекторов, 16 (водопровод и канализация) и Новоселов, 20 (водопровод) бесхозяйных сетей.

Наличие бесхозяйных сетей сторонами не оспаривается. Основания отнесения данных сетей к эксплуатационной ответственности истца ответчиком не приведены.

Доказательства, свидетельствующие о том, что данные сети переданы в установленном порядке либо отнесены в состав общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении истца, т.е. находятся на его балансе, в материалах дела отсутствуют.

То обстоятельство, что эти участки не переданы в аренду Водоканалу Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка по договору аренды муниципального имущества от 29.05.2003, не является основанием для возложения обязанностей по содержанию этих участков водопровода и канализации на управляющую компанию и как следствие на собственников жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении этой организации, не являющихся правообладателями данных участков сетей, поскольку это противоречит статье 210 Гражданского кодекса РФ, статье 39 Жилищного кодекса РФ.

НУК, определяя обязанности Водоканала предлагает пункт 2.1.1 договора изложить: «обеспечить бесперебойную подачу холодной питьевой воды, надлежащего качества и в необходимых объемах, на границе раздела эксплутационной ответственности в сети холодного водоснабжения многоквартирных домов, указанных в Приложении № 2 к договору»; ссылаясь на письмо Минрегионразвития РФ от 29.11.2007 № 21492-СК/07 и п.9 Правил № 307.

Поскольку суд пришел к выводу о неприменении к правоотношениям сторон Правил № 370, пункт 2.1.1 договора принимается в редакции ответчика: «Водоканал обязан «обеспечить выполнение условий договора и требования норм действующего законодательства РФ», что не ущемляет прав ответчика.

Истец предлагает включить в текст договора пункт 2.1.3 в следующей редакции: «Водоканал обязан прекратить подачу холодной воды или водоотведение по требованию Компании для проведения последней ремонтных работ или профилактических работ на внутренних сетях дома, а по окончании работ восстановить подачу холодной воды и водоотведение в течение 2-х часов с момента подачи требования, что не соответствует пункту 87, предусматривающему обязанности организации ВКХ, и противоречит пункту 89 и разделу 7 Правил № 167.

Кроме того, ремонтные работы на своих сетях управляющая компания может проводить, отключив первый вентиль на своих сетях после границ эксплуатационной ответственности.

На основании изложенного пункт 2.1.3 в редакции истца подлежит исключению из

текста договора.

Включение в договор истцом пунктов, устанавливающих, что Водоканал вправе согласно пунктам 2.2.1: «Для проведения ремонтных или профилактических работ прекратить подачу холодной воды после предварительного уведомления Компании на период: 8 часов в течение месяца, 4 часа единовременно или 24 часов при аварии на магистральном трубопроводе» и 2.2.2 в редакции: «Для проведения ремонтных или профилактических работ прекратить водоотведение после предварительного уведомления Компании на период: 8 часов в месяц или 4 часа единовременно» также противоречит разделу 7 Правил №167, устанавливающему основания возможного прекращения или ограничения подачи воды и приема сточных вод. При этом проведение любых ремонтных работ на магистральных водоводах осуществляется в соответствии со специальными нормативными актами, в том числе: Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», Распоряжением Администрации г. Новокузнецка от 14.08.1995года № 655 «Об утверждении Положения о порядке ликвидации аварий на сетях водопровода г. Новокузнецка».

С учетом изложенного и раздела 4 «Условия прекращения подачи воды и приема сточных вод» публичного договора энергоснабжения, в соответствии с которым Водоканал имеет право производить прекращение или ограничение подачи воды только в случаях определенных действующим законодательством РФ, суд принимает указанные пункты в редакции истца: «предварительно уведомив абонента, прекратить или ограничить подачу воды и прием сточных вод в порядке и случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ» (пункт 2.2.1); «Уведомление о прекращении или ограничении подачи воды и приема стоков производится Водоканалом путем направления телефонограммы на имя руководителя предприятия абонента с указанием причины отключения и его срока. Отключение производится не ранее чем по истечении 24 часов с момента оповещения.

Телефонограмма считается направленной Абоненту надлежащим образом, если ее

текст записан в книгу телефонограмм Водоканала с указанием даты и времени ее направления, номера телефона, фамилии, должности лица направившего и принявшего телефонограмму» (пункт 2.2.2).

Ссылка истца на Правила № 307 не принимается по указанным выше основаниям, порядок уведомления истцом не оспаривался.

Включение в договор ответчиком пункта 2.2.3 в следующей редакции: «производить прекращение или ограничение подачи воды и прием стоков без предупреждения в случаях, предусмотренных пунктом 81 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ №167 от 12.09.1999г.» суд считает правомерным, поскольку соответствует Правилам № 167, регулирующим данные отношения, и не противоречит пункту 79 Правил № 307.

В протоколе разногласий Водоканал дополнил текст договора пунктом 2.2.4 в следующей редакции: «производить взыскание платы за получение питьевой воды и сброс сточных вод по пропускной способности водопроводного ввода (канализационного выпуска) с момента отключения до выявления самовольного подключения абонента, если абонент после его отключения по причинам, указанным в п.2.2.1 и п.2.2.3 настоящего договора, самовольно возобновит водоснабжение и водоотведение.».

Возражая против включения данного пункта в договор, истец указал, что это противоречит пунктам 16-34 Правил № 307. Между тем приведенные пункты не регулируют отношений между организацией ВКХ и абонентом при самовольном подключении последнего в случае его отключения по уважительным причинам. Включение указанного пункта в договор суд считает обоснованным, т.к . его содержание соответствует Правилам № 167.

Пунктом 2.3.3 договора в редакции истца, устанавливается обязанность абонента до 15 числа месяца следующего за отчетным предоставлять Водоканалу данные о количестве потребителейи показания приборов учета.

На основании пункта 88 Правил 167 абонент обязан предоставлять организации ВКХ данные о количестве субабонентов и объемах потребляемой ими воды и принятых сточных вод. Согласно Письму Министерства Регионального развития от 02.04.2007 № 5709-РМ/07 объемы для управляющих компаний определяются по показаниям общедомовых приборов учета или по нормативу, утвержденному в соответствии с действующим законодательством для каждой конкретной коммунальной услуги.

В связи с изложенным ответчик уточнил предлагаемую редакцию пункта 2.3.3: «До 15 числа месяца, следующего за расчетным представлять Водоканалу данные о количестве субабонентов, потребителей и показания индивидуальных приборов учета». Суд признает редакцию пункта соответствующей Правилам № 167.

Довод истца об отсутствии у него субабонентов отклоняется по основаниям, изложенным ранее при рассмотрении пункта 1.1.

Ответчик предлагает пункт 2.3.6 договора в редакции НУК: Компания обязана: «производить начисление и сбор денежных средств за потребленные услуги водоснабжения и водоотведения потребителями в соответствии с требованиями, установленными Правилами Предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006года» заменить пунктом 2.3.6 следующего содержания: «установить по согласованию с Водоканалом приборы учета, запорную арматуру и обслуживать их своими силами и средствами. Производить поверку водосчетчиков и расходомеров согласно межповерочному интервалу по паспорту прибора. Приборы учета и запорная арматура находятся на балансе абонента».

Предложенная Водоканалом редакция пункта 2.3.6 полностью соответствует нормамглавы 4 «Учет количества отпущенной (получено) питьевой и принятых (сброшенных) сточных вод» Правил №167 и принимается судом. Редакция истца не относится к отношениям сторон, а регулирует отношения между исполнителем коммунальных услуг и гражданами, которые стороной спорного договора не являются.

Водоканал в протоколе разногласий дополняет текст договора пунктом 2.3.8 в следующей редакции: «Назначить ответственное лицо за состояние объектов водоснабжения и канализации, находящихся на балансе АБОНЕНТА(его территории), сохранность водомерных приборов и пломб. Ответственным лицом назначается:

Ф.И.О____________

Должность__________________

Телефон___________________».

Указанный пункт договора соответствует требованиям пункта 40 Правил № 167 и включается судом в текст договора.

Истец настаивает на редакции пункта 2.4.1 договора, предусматривающего его

право «проводить мероприятия по контролю качества холодной воды, давления подачи холодной воды и исполнения других условий договора».

Учитывая, что пункт 90 Правил №167 предусматривает исчерпывающий перечень прав абонента по договору с ресурсоснабжающей организацией, пункт 2.4.1 принимается в редакции ответчика: «пользоваться всеми правами, предусмотренными Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.1999 г.».

В исковом заявлении НУК изложил пункт 3.2.1 договора: «объем услуги водоснабжения по договору определяется: при наличии общедомового прибора учета, исходя из показаний приборов учета, с вычетом нежилых помещений. При отсутствии доступа представителя Водоканала для проверки прибора учета и снятия показаний объем определяется в соответствии с п.3.2.2 договора», тогда как в договоре от 23.05.2008 редакция первого предложения этого пункта сформулирована иначе: «при наличии общедомового прибора учета, исходя из показаний приборов учета», с чем согласился и Водоканал.

Поскольку истцом не соблюден порядок досудебного урегулирования разногласий по первому предложению пункта, иск в этой части подлежит оставлению без рассмотрения на основании пункта 2 статьи 148 АПК РФ.

Оспаривая второе предложение пункта, ответчик предлагает изложить его следующим образом: «при отсутствии доступа представителя Водоканала для проверки прибора учета и снятия показаний объем определяется в соответствии с пунктом 77 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №167 от 12.02.1999 года».

Так как отношения по поставке энергоресурса регулируются Правилами № 167, пункт 3.2.1 принимается в редакции Водоканала. Ссылка истца на пункты 21, 22 Правил № 307 несостоятельна. Данные пункты устанавливают правила определения объема коммунальных услуг, оказанных гражданам в случае отсутствия приборов учета.

Пункт 3.2.2. в редакции истца изложен (объем услуги водоснабжения по договору определяется): «при отсутствии общедомового прибора учета, как сумма показаний квартирных приборов учета и нормативов потребления по квартирам, не оборудованным приборами учета».

ЗАО «Водоканал» в протоколе разногласий возражал против подобной редакции пункта и предлагал изменить его.

В дополнении к отзыву на исковое заявление Водоканал уточнил изложенную в протоколе разногласий формулировку указанного пункта, предложив новую редакцию:

«Объем отпущенной воды определяется по прибору учета, объем принятых сточных вод равен объемам воды, полученной абонентом и его субабонентами из всех источников водоснабжения, учтенным средствами измерений. При неисправности приборов учета (но не более 30 дней) определение объема осуществляется расчетным путем по среднемесячному показателю потребления за последние 6 месяцев. В случае если срок превышает 30 дней, расчет объема водоотведения производится согласно п.1.1 договора.

В случае отсутствия приборов учета на дату подписания настоящего договора абонент обязуется в срок, согласованный с Водоканалом в приложении № 6 «График установки приборов учета», установить в отношении обслуживаемых жилых домов приборы коллективного учета холодной и горячей воды.

Объем отпуска холодной воды и приема сточных вод до установки приборов учета холодного и горячего водоснабжения определяется следующим образом:

А) При наличии одного из приборов учета:

-объем холодной воды, учтенной прибором учета, определяется по прибору учета,

-объем водоотведения исчисляется расчетным путем исходя из общих сведений о количестве зарегистрированных в жилых помещениях граждан и нормативов водоотведения, утвержденных органами местного самоуправления: водоотведение - 400 литров на 1 человека в сутки.

Б )в период отсутствия общедомовых приборов учета холодной и горячей воды объем потребления холодной воды и объем сточных вод исчисляется расчетным путем, исходя из общих сведений о количестве зарегистрированных в жилых помещениях граждан и нормативов холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных органами местного самоуправления: холодное водоснабжение -280 литров на 1 человека в сутки, водоотведение - 400 литров на 1 человека в сутки.

Абонент обязуется предоставить ЗАО «Водоканал» сведения о лицах зарегистрированных в жилых помещениях на момент начала действия договора. То есть на «____»_______200___года. А так же один раз в квартал представлять изменения вышеуказанных сведений. Сведения о зарегистрированных лицах предоставляются в ЗАО «Водоканал» заверенные соответствующим должностным лицом и печатью МУ «ГЦРКП» г. Новокузнецка».

Министерство регинального развития РФ в письме от 02.04.2007 № 5709-РМ/07 разъяснило: согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса РФ, пункту 32 Правил № 167 абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод в соответствии с пунктами 1, 34 Правил. При отсутствии учета объем поставленной воды определяется ресурсоснабжающей организацией в соответствии с нормативами (статья 544 Гражданского кодекса РФ), которые определяются на дом определенной группы, независимо от наличия у жителей указанного дома индивидуальных приборов учета воды. При установлении нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не учитываются.

Уточненная редакция пункта не противоречит Правилам № 167.

Суд соглашается также с доводами ответчика о том, что он не имеет доступа к индивидуальным приборам учета. В соответствии с пунктами 47, 89 Правил №167 Водоканал вправе осуществлять только проверку переданных абонентом показаний средств измерений, служащих для расчетов по договору на поставку ресурса. Водоканал не наделен правом получать показания индивидуальных (внутриквартирных) приборов учета, осуществлять проверку приборов установленных внутри квартир, так как эти отношения с гражданами регулируют Правила № 307, не относящиеся к спорному договору. Индивидуальные приборы учета не учитывают внутридомовые потери.

Спорный пункт принимается в редакции Водоканала, изложенной в дополнительном отзыве на иск, с исключением из текста слов «в приложении № 6 «График установки приборов учета», поскольку согласование сроков возможно только после принятия спорного пункта договора и вступления решения в законную силу.

В пункт 3.3 договора: «Объем услуги водоотведение по договору осуществляется исходя из суммы потраченной холодной и горячей воды» истцом добавлено слово «потребителями».

В редакции ответчика пункт 3.3 сформулирован: «Общая сумма настоящего договора складывается из суммы платы за фактический объем потребления холодной воды и сброса сточных вод». Так как порядок определения объемов водопотребления и водоотведения определен пунктом 3.2.2 договора, а предложенная ответчиком редакция соответствует пункту 69 Правил № 167, пункт 3.3 принимается в редакции Водоканала.

  Пункт 3.4 в редакции ОАО «НУК» изложен: «Расчет платы производится по тарифам, установленным для ресурсоснабжающей организации, установленным в соответствии с действующим законодательством РФ».

 В протоколе разногласий Водоканал уточнил пункт 3.4, приведя следующую редакцию: «В пределах оказания абонентом коммунальных услуг непосредственно населению расчеты за воду и канализацию производятся по ценам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством, в размере (без учета НДС): 6-88 руб. за 1м куб. отпущенной воды и 4-62 руб. за 1 м куб. принятых сточных вод.

В пределах оказания абонентом коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению бюджетным организациям, датируемым из местного бюджета, расчеты производятся по ценам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством, в размере ( без учета НДС): 11-84 руб. за 1м куб. отпущенной воды и 7-13 руб.за 1м куб. принятых сточных вод.

Расчеты за воду и канализацию для прочих потребителей производятся по ценам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством, в размере ( без учета НДС): 14-86 руб. за 1м куб. отпущенной воды и 12-01 руб.за 1м куб. принятых сточных вод.»

Обосновывая свою позицию, указал, что действующим законодательством предусмотрено применение при расчетах с абонентом регулируемых тарифов; тарифы являются одним из существенных условий договора на продажу ресурса; потребителями абонента могут быть не только собственники жилых помещений многоквартирного дома, но и собственники нежилых помещений, расположенных в этих домах, в связи с чем применению подлежит Постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов №7/92 от 01.10.2007 г., которым утверждены тарифы в рамках ФЗ РФ №210-ФЗ.

   Истец, возражая против предложенной редакции, сослался на пункты 3-6 Правил № 307, письмо МинРегионРазвития РФ № 21492-СК/07 от 29.11.2007.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - подлежат регулированию.

В силу пункта 7 статьи 2 указанного Закона под тарифами на товары и услуги организаций коммунального комплекса следует понимать ценовые ставки, по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Согласно пункту 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы самоуправления в целях решения вопросов местного значения наделены полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Суд соглашается с доводами ответчика и принимает пункт З.4 в редакции Водоканала с указанием тарифов как существенного условия договора.

Пункт 3.5 договора в редакции НУК изложен: «расчет платы по договору складывается из платы за водоснабжение и водоотведение за вычетом расходов Компании на начисление и сбор платежей за водоснабжение и водоотведение с населения, установленных органом местного самоуправления».

Истец полагает, что указанные расходы подлежат исключению из платы по договору в связи с тем, что они входят в состав экономически обоснованных затрат тарифа, утвержденного Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 06.11.2007 №8/154 «Об установлении размера дотации из городского бюджета за услуги водоснабжения и водоотведения».

Ответчик не согласен с позицией управляющей компании, считает, что спорный пункт подлежит исключению из договора, так как при расчетах Водоканал правомерно применяет тарифы для предприятий, организаций, независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, в объеме услуг, предоставленных непосредственно населению, каковым является НУК, установленных Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов №3/7 согласно ФЗ №210-ФЗ от 30.12.2004 года; не оказывает коммунальных услуг населению; на основании п.7 ст.155 ЖК РФ граждане вносят плату за жилищные и коммунальные услуги непосредственно управляющей компании, ответчик не является участником данных правоотношений и не обязано нести или возмещать расходы по начислению и сбору платежей за коммунальные услуги.

Доводы ответчика суд считает обоснованными. Согласно пунктам 2 и3 части 3 статьи 162 ЖК РФ, пунктам 3, 49 Правил № 307, Письму Министерства Регионального развития РФ от 20.03.2007г. №4989-СК/07 в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей компанией или ТСЖ ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.

Кроме того, как верно указал ответчик, ссылка истца в исковом заявлении на Постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 06.11.2007года №8/154 «Об установлении размера дотации из городского бюджета за услуги водоснабжения и водоотведения» несостоятельна, так как данное постановление утратило свою силу с 01.04.2008 года в связи с изданием Постановления Новокузнецкого городского совета народных депутатов от 19.03.2008 №3/31; данное постановление устанавливало размер компенсации выпадающих доходов за услуги водоснабжения и водоотведения для управляющих компаний и ТСЖ, если собственники выбрали способ управления и для ЗАО «ВОДОКАНАЛ», если собственники не выбрали способ управления. Поскольку жилые дома, указанные в приложении № 2 к договору, выбрали способ управления, следовательно получателем компенсации является управляющая компания.

Постановление №3/31 от 19.03.2008 года установило размер компенсации с 01.04.2008 года для управляющих организаций, ТСЖ, если собственники выбрали способ управления многоквартирным домом.

При указанных обстоятельствах спорный пункт подлежит исключению из договора.

Истцом включен в договор пункт 3.6 в редакции: «Перерасчет платы по договору производится в случае:

«проведения перерасчета потребителям в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006. При проведении перерасчета потребителям за предыдущий период производится перерасчет платы по договору за текущий месяц» (пункт 3.6.1);.

«нарушения допустимого перерыва подачи холодной воды на дом: 8 часов в месяц, 4 часов единовременно или 24 часов при аварии на магистральном трубопроводе. За каждый час превышения допустимого перерыва подачи холодной воды снимается 0.15 % с размера ежемесячной платы за водоснабжение по договору» (пункт 3.6.2);

«отклонения состава и свойств холодной воды от санитарных норм и правил. За каждый день предоставления холодной воды с отклонением от санитарных норм и правил не начисляется плата за водоснабжение по договору. Перерасчет производится независимо от показаний счетчика» (пункт 3.6.3);

«отклонения давления подачи холодной воды, указанного в Приложении № 2 к договору. За каждый час периода подачи холодной при давлении, отличающимся от установленного до 25 %, размер ежемесячной платы снижается 0,1 %. За каждый день подачи холодной при давлении, отличающимся от установленного свыше 25 %, не начисляется плата за водоснабжение по договору. Перерасчет производится независимо от показаний счетчика» (пункт 3.6.4);

«нарушения допустимого перерыва водоотведения на дом: 8 часов в месяц или 4 часа единовременно. За каждый час превышения допустимого перерыва водоотведения снимается 0.15 % с размера ежемесячной платы за водоотведение по договору» (пункт 3.6.5).

При этом истец указал, что текст в его редакции соответствует пунктам 60 - 63 и приложению № 1 Правил № 307 в части порядка изменения размера платы за подачу коммунальных ресурсов ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Проведение перерасчета не является возмещением причиненного вреда, а соответственно не требует доказательства вины ресурсоснабжающей организации.

Водоканал предлагает изменить текст пункта 3.6 и изложить его в следующей редакции: «В случае изменения абонентом размера платы потребителям коммунальных услуг из – за превышения допустимой продолжительности перерыва в подаче холодной воды, отклонений состава и свойств холодной воды от санитарных норм, а также отклонений давления, установленного нормативными актами, Водоканал, при наличии его вины, возмещает убытки, возникшие в результате этого у абонента. Размер убытков подтверждается документально». Считает данную редакцию соответствующей действующему законодательству.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки, как мера гражданско-правовой ответственности, в соответствии со статьями 393, 401 Гражданского кодекса РФ подлежат взысканию при наличии доказательств вины лица, причинившего убытки (нарушившего гражданско-правовое обязательство), причинно-следственной связи, размера убытков.

С учетом этих положений, редакция пункта 3.6 договора, предложенная Водоканалом, соответствует требованиям законодательства.

Ссылка истца на пункты 58, 60, 61 Правил № 307 несостоятельна, данные пункты регулируют порядок перерасчета платы за коммунальные услуги между исполнителем коммунальных услуг и потребителями (гражданами), в том числе в случае временного отсутствия граждан, проведения профилактических работ, то есть в отсутствие какой-либо вины Водоканала. Основания, в связи с которыми производится перерасчет, могут возникнуть и по вине истца, который обслуживает внутридомовые сети.

При предоставлении услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность по вине Водоканала, если это привело к возникновению убытков у исполнителя коммунальных услуг, последний вправе предъявить соответствующие требования Водоканалу в общем претензионно - исковом порядке.

На основании изложенного суд считает обоснованным требование ответчика об исключении из текста договора пункта 3.7 в редакции истца: «В течение 10 дней по окончания отчетного месяца Компания обязана предоставить в Водоканал информацию о проведенных перерасчетах в соответствии с п.3.6 договора» и об изменении пункта 3.8 в редакции НУК, согласно которому «В течение 15 дней по окончании отчетного месяца Водоканал обязан выставить расчет, представленных услуг водоснабжения и водоотведения, с учетом перерасчетов проведенных Компанией в соответствии с п. 3.6 договора и счет фактуру».

Редакция пункта 3.8, предложенная ответчиком: «Расчет за подачу питьевой воды и сброс сточных вод производиться Абонентом до 20-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании счетов – фактур и платежных требований, выставленных Водоканалом», не противоречит пункту 35 Правил № 307 и учитывает интересы обеих сторон.

Пункт 3.9 договора в редакции истца содержит порядок оплаты абонентом, полученных ресурсов по договору, при этом абонент будет оплачивать только суммы, поступившие от потребителей в качестве платы за водоснабжение и водоотведение.

Ответчик предлагает изложить пункт 3.9 в редакции протокола разногласий: «Оплата производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет водоканала».

Поскольку стороной договора энергоснабжения является управляющая компания, а не потребители коммунальных услуг, в силу ст. 544 Гражданского кодекса РФ она обязана произвести оплату за фактически принятое количество энергии вне зависимости от поступления платежей от потребителей. Пункт 3.9 принимается в редакции Водоканала.

Истец предлагает включить в договор пункт 4.1, предусматривающий, что Водоканал несет ответственность в случае перерыва бесперебойного водоотведения бытовых стоков за ущерб, причиненный потребителям, а так же обязан за свой счет устранить все последствия перерыва водоотведения (очистка подвального помещения от бытовых стоков, очистка жилых помещений от бытовых стоков, восстановление грунта в случае его размытия бытовыми стоками и т.д.)».

Ссылаясь на пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, согласно которому условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев прямо установленных законом или иным правовым актом, ответчик указал, что данная обязанность не предусмотрена действующим законодательством РФ, предложил свою редакцию пункта 4.1: «Водоканал несет ответственность за перебои в водоснабжении и приеме стоков за исключением случаев, указанных в пп.2.2.1 и 2.2.3 настоящего договора, и случаев ненадлежащего состояния и эксплуатации сетей водопровода и канализации, находящихся на балансе Водоканала». Суд соглашается с редакцией ответчика, т.к. это соответствует Правилам № 167, порядок возмещения убытков определен пунктом 3.6 договора.

Пункт 4.2 договора в редакции НУК предусматривает ответственность за ущерб, причиненный потребителям, возникший в случае превышения предельно допустимого уровня давления подачи воды. При этом Водоканал обязан за свой счет устранить все последствия перерыва водоотведения (устранение порывов на внутренних сетях, восстановление поврежденного сантехнического оборудования и т.д.).

Стороны не пришли к соглашению по данному пункту договора, в связи с чем на основании пункта 4 статьи 421 ГК РФ, с учетом позиции суда, изложенной в отношении возмещения убытков, пункт 4.2 подлежит исключению из текста договора.

Пункт 4.3 договора в редакции истца, предусматривающий ответственность Водоканала за ущерб, причиненный потребителям, в случае подачи холодной воды с отклонением состава и свойств от санитарных норм и правил с обязательным возмещением расходов абонента за проведенные анализы холодной воды также подлежит исключению из договора по указанным выше основаниям.

Кроме того, Правила № 167 не предусматривают права абонента самостоятельно осуществлять контроль качества холодной воды. Контроль за качеством воды возложен на государственный орган - Роспотребнадзор. При этом в случае, если отклонения в качестве будут установлены компетентным органом, вина ЗАО «Водоканал» будет доказана и при этом у абонента возникнут реальные убытки, абонент имеет право обратится в суд с иском о возмещении таких убытков в порядке искового производства.

По пункту 4.4 в редакции истца: в случае нарушения сроков оплаты, установленных п. 3.7 договора, Компания несет ответственность в виде пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ, за каждый день просрочки на сумму, подлежащую перечислению» истец согласился с предложенным ответчиком в ходе судебного разбирательства уточнением: заменить слова «3.7» на слова «настоящим договором».

Пункт 5.1 в редакции Истца предусматривает момент вступления в силу договора с 01.06.2008 года и срок его действия 1 год.

В судебном заседании представитель истца в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил свою позицию по пункту 5.1 договора, просит считать договор заключенным с момента вступления решения суда в законную силу.

Ответчик полагает, что обязанность по оказанию коммунальных услуг возникла у истца с момента выбора собственниками формы управления и передачи жилых домов в управление управляющей компании, т.е. с 01.08.2007года, ссылаясь при этом на распоряжение Главы города Новокузнецка от 02.04.2007 № 583 «Об упорядочении договорных отношений» в связи с выбором жилыми домами формы управления - Управляющая компания ОАО «НУК», письменное уведомление МО г. Новокузнецк от 03.04.2007 о том, что ряд жилых домов подлежат исключению из договора от 01.12.2001 года № 287 на поставку воды и прием стоков, заключенного между ЗАО «Водоканал» и Муниципальным образованием г. Новокузнецк, по которому коммунальный ресурс приобретался Муниципальным образованием в целях оказания коммунальных услуг, в связи с выбором формы управления и передачей жилых домов с учета МУ «ДЕЗ» в управление конкретных управляющих организаций по акту приема - передачи, в том числе и управляющей компании ОАО «Новокузнецкая Управляющая компания».

Согласно статье 446 Гражданского кодекса РФ, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Рассмотрев редакции сторон спорного пункта, суд принимает пункт 5.1 в следующей редакции: «Настоящий договор вступает в силу и действует с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда об урегулировании разногласий по договору».

Судом не принимается редакция истца п. 5.3 договора: «В случае прекращения действия договоров управления, заключенных между Компанией и собственниками помещений в многоквартирных домах, указанных в приложении № 2 к договору, указанные дома исключаются из настоящего договора путем направления Компанией уведомления об исключении дома за один месяц до даты исключения».

В соответствии с п.18 Правил № 167 абонент при передаче энергоустановок новому собственнику (владельцу), сообщает об этом организации ВКХ в срок установленный договором. Так как подобная передача влечет изменение существенных условий договора энергоснабжения (объема, суммы договора и т.д.) в соответствии с нормами статей 450, 452 Гражданского кодекса РФ заключение дополнительного соглашения обязательно, поэтому суд соглашается с редакцией Водоканала пункта 5.3: «В случае прекращения действия договоров управления, заключенных между Компанией и собственниками помещений в многоквартирных домах, указанных в Приложении № 2 к договору, указанные дома исключаются из настоящего договора путем подписания сторонами дополнительного соглашения».

В ходе рассмотрения дела стороны пришли к соглашению о применении пунктов 2.3.2 и п.2.3.7 договора в следующей редакции:

п.2.3.2 договора:  «Обеспечить беспрепятственный доступ представителя Водоканала на узел учета для осмотра средств измерений и проверки наличия и целостности пломб на средствах измерений и задвижках, а так же осмотра сетей Абонента на предмет наличия или отсутствия утечек. При этом Абонент обязан направить своего представителя на место осмотра не позднее 2-х часов с момента направления телефонограммы.

В случае отсутствия представителя в течение установленного времени, будет составлен акт в присутствии представителя ЗАО «Водоканал» и Коммунального отдела Администрации»;

Пункт 2.3.7 договора: «представить следующую документацию:

- заявление на имя Начальника АО о заключении договора, с указанием даты начала действия договора;

- копия устава;

- копия протокола собрания об избрании председателя правления;

- копия свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе;

- копия свидетельства о внесении в Единый Государственный реестр юридических лиц;

- количество прописанных жильцов;

- данные по субабонентам: режим работы, штат, площадь объекта, санузлов, бассейн, душевые, наличие столовой, мойки, источники горячей воды;

- протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома;

- Распоряжение Администрации о передаче объекта с баланса МУ «ДЕЗ» жилого дома в управление;

- акты приема-передачи домов в управление;

- банковские реквизиты (копии документов должны быть заверены подписью руководителя учреждения, печатью, иметь дату)».

Согласно части 2 статьи 70 АПК РФ признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

При указанных обстоятельствах иск подлежит удовлетворению частично.

Расходы по оплате госпошлины подлежат распределению между сторонами по правилам статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 148, статьями 167-170, 173, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично

Принять преамбулу и спорные пункты договора от 23.05.2008 № 10-В/30, заключенного между открытым акционерным обществом «Новокузнецкая Управляющая Компания» и закрытым акционерным обществом «Водоканал» в следующей редакции:

Преамбула: «Закрытое акционерное общество "Водоканал" г. Новокузнецка, именуемое в дальнейшем Водоканал, в лице генерального директора Головчана Евгения Петровича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и открытое акционерное общество «Новокузнецкая управляющая компания», именуемое в дальнейшем Абонент, действующее во исполнение функций управляющей организации, в лице генерального директора Белого Евгения Владимировича, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод».

Пункт 1.1: «отпускать абоненту воду по приборам учета (при их отсутствии для жилых помещений: исходя из общих сведений о количестве зарегистрированных в жилых помещениях граждан и нормативов холодного водоснабжения, утвержденных органами местного самоуправления - 280 литров на 1 человека в сутки; для нежилых помещений -по балансу водопотребления) и принимать от абонента и его субабонентов сточные воды в эксплуатируемые Водоканалом сети канализации в количестве, определяемом по приборам учета, а при их отсутствии: в случае наличия приборов учета на всех источниках водоснабжения - в количестве равном сумме объемов полученных из всех источников водоснабжения; в остальных случаях: для жилых помещений, исходя из общих сведений о количестве зарегистрированных в жилых помещениях граждан и нормативов водоотведения утвержденных органами местного самоуправления - 400 литров на 1 человека в сутки; для нежилых помещений - по балансу водопотребления и водоотведения.

Установить лимит водопотребления на хозбытовые нужды для населения в объеме 3 951 358 м3в год, для прочих потребителей в объеме 75 504 м3в год, лимит водоотведения для населения в объеме 5 644 798м3 в год, для прочих потребителей в объеме 105 828 м3в год.

Лимиты водопотребления и водоотведения могут быть изменены в связи с изменением количества домов».

Пункт 1.2: «Разграничение ответственности за состояние и эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, сооружений и устройств, производится на основании актов установления границ обслуживания, которые являются неотъемлемой частью настоящего договора. При отсутствии вышеуказанных актов разграничение ответственности производится по балансовой принадлежности сетей»

По акту установления границ обслуживания (приложение № 2) установить границы обслуживания по канализации – выпуски от стены здания до дворовой канализации, (Архитекторов, 16 – по стене здания); по водопроводу по домам Архитекторов, 16, Новоселов, 20 - по стене здания.

Пункт 2.1.1: «обеспечить выполнение условий договора и требования норм действующего законодательства РФ».

Пункт 2.2.1: «предварительно уведомив абонента, прекратить или ограничить подачу воды и прием сточных вод в порядке и случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ».

Пункт 2.2.2: «Уведомление о прекращении или ограничении подачи воды и приема стоков производится Водоканалом путем направления телефонограммы на имя руководителя предприятия абонента с указанием причины отключения и его срока. Отключение производится не ранее чем по истечении 24 часов с момента оповещения.

Телефонограмма считается направленной Абоненту надлежащим образом, если ее

текст записан в книгу телефонограмм Водоканала с указанием даты и времени ее направления, номера телефона, фамилии, должности лица направившего и принявшего телефонограмму».

Пункт 2.2.3: «производить прекращение или ограничение подачи воды и прием

стоков без предупреждения в случаях, предусмотренных пунктом 81 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ №167 от 12.09.1999г.».

Пункт 2.2.4: «производить взыскание платы за получение питьевой воды и сброс

сточных вод по пропускной способности водопроводного ввода (канализационного выпуска) с момента отключения до выявления самовольного подключения абонента, если абонент после его отключения по причинам, указанным в п.2.2.1 и п.2.2.3 настоящего договора, самовольно возобновит водоснабжение и водоотведение.».

Пункт 2.3.2 договора:  «Обеспечить беспрепятственный доступ представителя Водоканала на узел учета для осмотра средств измерений и проверки наличия и целостности пломб на средствах измерений и задвижках, а так же осмотра сетей Абонента на предмет наличия или отсутствия утечек. При этом Абонент обязан направить своего представителя на место осмотра не позднее 2-х часов с момента направления телефонограммы.

В случае отсутствия представителя в течение установленного времени, будет составлен акт в присутствии представителя ЗАО «Водоканал» и Коммунального отдела Администрации».

Пункт 2.3.3: «До 15 числа месяца, следующего за расчетным, представлять

Водоканалу данные о количестве субабонентов, потребителей и показания индивидуальных приборов учета».

Пункт 2.3.6: «установить по согласованию с Водоканалом приборы учета,

запорную арматуру и обслуживать их своими силами и средствами. Производить поверку водосчетчиков и расходомеров согласно межповерочному интервалу по паспорту прибора. Приборы учета и запорная арматура находятся на балансе абонента».

Пункт 2.3.7 договора: «представить следующую документацию:

- заявление на имя Начальника АО о заключении договора, с указанием даты начала действия договора;

- копия устава;

- копия протокола собрания об избрании председателя правления;

- копия свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе;

- копия свидетельства о внесении в Единый Государственный реестр юридических лиц;

- количество прописанных жильцов;

- данные по субабонентам: режим работы, штат, площадь объекта, санузлов, бассейн, душевые, наличие столовой, мойки, источники горячей воды;

- протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома;

- Распоряжение Администрации о передаче объекта с баланса МУ «ДЕЗ» жилого дома в управление;

- акты приема-передачи домов в управление;

- банковские реквизиты (копии документов должны быть заверены подписью руководителя учреждения, печатью, иметь дату)».

Пункт 2.3.8: «Назначить ответственное лицо за состояние объектов водоснабжения и канализации, находящихся на балансе Абонента (его территории), сохранность водомерных приборов и пломб. Ответственным лицом назначается:

Ф.И.О____________

Должность__________________

Телефон___________________».

Пункт 2.4.1: «пользоваться всеми правами, предусмотренными Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.1999 г.».

Второе предложение пункта 3.2.1: «при отсутствии доступа представителя Водоканала для проверки прибора учета и снятия показаний объем определяется в соответствии с пунктом 77 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №167 от 12.02.1999 года».

Пункт 3.2.2: «Объем отпущенной воды определяется по прибору учета, объем принятых сточных вод равен объемам воды, полученной абонентом и его субабонентами из всех источников водоснабжения, учтенным средствами измерений. При неисправности приборов учета (но не более 30 дней) определение объема осуществляется расчетным путем по среднемесячному показателю потребления за последние 6 месяцев. В случае если срок превышает 30 дней расчет объема водоотведения производится согласно п.1.1 договора.

В случае отсутствия приборов учета на дату подписания настоящего договора абонент обязуется в срок, согласованный с Водоканалом, установить в отношении обслуживаемых жилых домов приборы коллективного учета холодной и горячей воды.

Объем отпуска холодной воды и приема сточных вод до установки приборов учета холодного и горячего водоснабжения определяется следующим образом:

А) При наличии одного из приборов учета:

-объем холодной воды, учтенной прибором учета, определяется по прибору учета,

-объем водоотведения исчисляется расчетным путем исходя из общих сведений о количестве зарегистрированных в жилых помещениях граждан и нормативов водоотведения, утвержденных органами местного самоуправления: водоотведение - 400 литров на 1 человека в сутки.

Б ) в период отсутствия общедомовых приборов учета холодной и горячей воды объем потребления холодной воды и объем сточных вод исчисляется расчетным путем, исходя из общих сведений о количестве зарегистрированных в жилых помещениях граждан и нормативов холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных органами местного самоуправления: холодное водоснабжение -280 литров на 1 человека в сутки, водоотведение - 400 литров на 1 человека в сутки.

Абонент обязуется предоставить ЗАО «Водоканал» сведения о лицах зарегистрированных в жилых помещениях на момент начала действия договора. То есть на «____»_______200___года. А так же один раз в квартал представлять изменения вышеуказанных сведений. Сведения о зарегистрированных лицах предоставляются в ЗАО «Водоканал» заверенные соответствующим должностным лицом и печатью МУ «ГЦРКП» г. Новокузнецка».

Пункт 3.3: «Общая сумма настоящего договора складывается из суммы платы за фактический объем потребления холодной воды и сброса сточных вод».

Пункт 3.4: «В пределах оказания абонентом коммунальных услуг непосредственно населению расчеты за воду и канализацию производятся по ценам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством, в размере (без учета НДС): 6-88 руб. за 1м куб. отпущенной воды и 4-62 руб. за 1 м куб. принятых сточных вод.

В пределах оказания абонентом коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению бюджетным организациям, датируемым из местного бюджета, расчеты производится по ценам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством, в размере ( без учета НДС): 11-84 руб. за 1м куб. отпущенной воды и 7-13 руб.за 1м куб. принятых сточных вод.

Расчеты за воду и канализацию для прочих потребителей производятся по ценам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством, в размере ( без учета НДС): 14-86 руб. за 1м куб. отпущенной воды и 12-01 руб.за 1м куб. принятых сточных вод.»

Пункт 3.6: «В случае изменения абонентом размера платы потребителям коммунальных услуг из – за превышения допустимой продолжительности перерыва в подаче холодной воды, отклонений состава и свойств холодной воды от санитарных норм, а также отклонений давления, установленного нормативными актами, Водоканал, при наличии его вины, возмещает убытки, возникшие в результате этого у абонента. Размер убытков подтверждается документально».

Пункт 3.8: «Расчет за подачу питьевой воды и сброс сточных вод производиться Абонентом до 20-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании счетов – фактур и платежных требований, выставленных Водоканалом»

Пункт 3.9 в редакции протокола разногласий: «Оплата производится путем

перечисления денежных средств на расчетный счет водоканала».

Пункт 4.1: «Водоканал несет ответственность за перебои в водоснабжении и приеме стоков за исключением случаев, указанных в пп.2.2.1 и 2.2.3 настоящего договора, и случаев ненадлежащего состояния и эксплуатации сетей водопровода и канализации, находящихся на балансе Водоканала».

Пункт 4.4: в случае нарушения сроков оплаты, установленных, настоящим договором, абонент несет ответственность в виде пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ, за каждый день просрочки на сумму, подлежащую перечислению» истец согласился с предложенным ответчиком в ходе судебного разбирательства уточнением: заменить слова».

Пункт 5.1 в следующей редакции: «Настоящий договор вступает в силу и действует с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда об урегулировании разногласий по договору».

Пункта 5.3: «В случае прекращения действия договоров управления, заключенных между Компанией и собственниками помещений в многоквартирных домах, указанных в Приложении № 2 к договору, указанные дома исключаются из настоящего договора путем подписания сторонами дополнительного соглашения».

В пункт 5.5 договора включить Приложение № 3 «Перечень нежилых помещений, располагающихся в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении абонента с указанием места расположения».

Пункты 2.1.3, 3.5, 3.6.1-3.6.5, 3.7, 4.2, 4.3 из договора исключить.

Требование об урегулировании разногласий по первому предложению пункта 3.2.1 оставить без рассмотрения.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Водоканал» в пользу открытого акционерного общества «Новокузнецкая управляющая компания» 1000 руб. расходов по государственной пошлине.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.

Судья

Арбитражного суда

Кемеровской области И.А. Изотова