ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-6723/13 от 29.07.2013 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово Дело № А27-6723/2013

31 июля 2013 года

Резолютивная часть объявлена 29 июля 2013 года

в полном объеме изготовлено 31 июля 2013 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи В.В. Власова,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кудровой Н.О.,

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Розница К-1», г. Барнаул

к Отделу надзорной деятельности города Белово, Беловского района и городского округа Краснобродский Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Кемеровской области, г. Белово

о признании незаконными действий

о признании незаконным предписания №6/3/2 от 28.02.2013

без участия сторон

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Розница К-1» (далее – «Общество») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий государственного инспектора Отдела надзорной деятельности города Белово, Беловского района и городского округа ФИО1 МЧС России по Кемеровской области ФИО2 по проведению плановой проверки общества с ограниченной ответственностью «Розница К-1» в магазине, расположенном по адресу: г. Белово, пгт. Краснобродский, ул. Новая,47 и недействительным предписание Отдела надзорной деятельности города Белово, Беловского района и городского округа ФИО1 МЧС России по Кемеровской области от 28.02.2013 №6/3/2.

Общество в заявлении считает действия административного органа по проведению проверки незаконными, а предписание подлежащим отмене по следующим основаниям.

Изложенные в акте проверки факты, по мнению заявителя, не соответствуют действительности, поскольку 28.02.2013 выездные плановые мероприятия в магазине, принадлежащем Обществу и расположенном по ул. Новая, 47 в пгт. Краснобродском г. Белово, не проводились; в журнале учета проверок отсутствует отметка о проведении проверки; представитель ООО «Розница К-1» не присутствовал при проведении проверки; все документы составлены одним числом.

Протокол № 2 об административном правонарушении от 28.02.2013 г в отношении ООО «Розница К-1» мировым судьей судебного участка № 5 г. Белово возвращен в ОНД Белово, Беловского района и городского округа Краснобродский в связи с отсутствием доказательств. Следовательно, предписание по делу об административном правонарушении так же является незаконным.

Таким образом, заявитель считает, что органом пожарного надзора были допущены грубые нарушения требований законодательства к организации и проведению проверок, выразившиеся в неуведомлении Общества о проведении плановой проверки, в непроведении проверки 28.02.2013 г. и составления документов в отсутствии законного представителя Общества.

Указанные в предписании нарушения ничем не подтверждены. Нарушения требований в области гражданской обороны Обществом не допускаются, у Общества отсутствует обязанность по устранению нарушений, указанных в предписании.

Кроме того, во исполнение указанного предписания ООО «Розница К-1» будет необходимо изменить штатное расписание, понести значительные финансовые затраты на обучение сотрудников - членов эвакуационной комиссии, принять квалифицированного освобожденного сотрудника уполномоченного на решение задач в области ГО.

Также, невыполнение предписания в соответствии с ч.1,2 ст. 19.5. КРФ об АП РФ влечет за собой административную ответственность для юридических лиц в виде штрафа в размере от 70000 руб. до 80000руб.

На основании изложенного заявитель считает акт проверки от 28.02.2013 г. № 6 и протокол об административном правонарушении №2 от 28.02.2013 г в отношении ООО «Розница К-1» недопустимыми доказательствами, полученным с нарушением закона, а Предписание № 6/3/2 от 28 февраля 2013г. недействительным.

Подробнее доводы ООО «Розница К-1» изложены в заявлении.

ОНД в письменном отзыве, возражая против заявленных требований, указывает, что плановая выездная проверка в отношении ООО «Розница К-1» была проведена в соответствии с ежегодным планом плановых проверок, утвержденным Прокуратурой Кемеровской области. Основанием для проведения указанной проверки явилось истечение трех лет со дня начала осуществления ООО «Розница К-1» с 21.12.2005 предпринимательской деятельности. Обособленное подразделение данного юридического лица, расположенное по адресу: г. Белово, пгт. Краснобродский, ул. Новая, 47, самостоятельным юридическим лицом не является. Проверка проводилась в отношении ООО «Розница К-1» по месту фактического осуществления предпринимательской деятельности в пгт. Краснобродский в соответствии с требованиями действующего законодательства.

О проведении плановой проверки Общество было уведомлено посредством направления по факсу в 14 часов 18 минут 04.02.2013. Кроме того, распоряжение №6 от 05.02.2013 подписано представителем юридического лица ФИО3 14.02.13 при проведении проверки.

Плановая проверка проводилась в период с 07.02.2013 по 28.02.2013 с участием представителя ООО «Розница К-1» ФИО3, полномочия которого были подтверждены доверенностью от 31.01.2013 №2013. При проведении проверки присутствовала также директор магазина ФИО4

Акт проверки был оформлен непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, а представитель юридического лица приглашен в ОНД г. Белово телеграммой для вручения и подписания документов в помещении ОНД г. Белово, Беловского района и городского округа Краснобродский по адресу: 652600, Россия. <...> рабочий кабинет № 4, однако уполномоченный представитель юридического лица ФИО5 в указанное время не явились без объяснения причин. Поэтому акт проверки №6 от 28.02.2013 г. и предписание № 6/3/2 от 28.02.2013 г. были направлены заказным письмом по адресу: <...>.

Кроме того, в отзыве Отдела содержатся конкретные пояснения по всем пунктам выданного государственным инспектором предписания.

С учетом всего вышеизложенного ОНД г. Белово настаивает на том, что оспариваемые действия государственного инспектора по пожарной безопасности по проведению проверки и вынесению предписания №6/3/2 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности являются законными и обоснованными, а заявленные Обществом требования – не подлежащими удовлетворению.

Рассмотрев представленные в дело материалы, суд установил следующее.

05.02.2013 Отделом было вынесено распоряжение №6 о проведении в отношении ООО «Розница К-1» плановой выездной проверки по адресу: г. Белово, пгт. Краснобродский, ул. Новая, 47, в период с 07.02.2013 по 28.02.2013.

28.02.2013 государственным инспектором ОНД г. Белово, Беловского района и городского округа Краснобродский был составлен акт проверки №6 и выдано предписание №6/3/2 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в присутствии представителя Общества по доверенности ФИО3, как указано в акте и предписании. Также в акте и предписании сделана запись о направлении указанных документов юридическому лицу заказным письмом.

Посчитав действия главного инспектора ОНД по проведению плановой проверки и выданное по итогам проверки предписание не соответствующим законодательству и нарушающим его права и охраняемые законом интересы, Общество в пределах установленных частью 4 статьи 198 АПК РФ сроков оспорило результаты проверки в арбитражный суд.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, суд считает заявленные Обществом требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Судом установлено, что нарушения, указанные в предписании, не доказаны отделом надзорной деятельности.

В предписании указано, что до 01.10.2013г. необходимо устранить следующие нарушения:

1. Руководство объекта не разработало План ГО.

Указанные обстоятельства не соответствуют действительности. ООО «Розница К-1» в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планирует и организует проведение мероприятий по гражданской обороне. Имеется утвержденный и согласованный план по гражданской обороне (приобщен к делу), который должностными лицами не запрашивался у Общества.

2. Отсутствует распорядительный документ о назначение работника (сотрудника), уполномоченного на решение задач в области ГО, разработку его должностных (функциональных) обязанностей.

Между тем, директором Общества подписан приказ о назначении ФИО4 лицом, уполномоченным на решение задач в области ГО. Должностным лицом приказ не запрашивался.

3. Отсутствуют утвержденные руководителем организации функциональные обязанности и должностная инструкция специалиста уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны

Данные обстоятельства также не соответствуют действительности.

В пункте в) ст.4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек - работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.

Так как на объекте численность сотрудников составляет менее 200 человек, директором Общества подписан приказ о назначении ФИО4 - управляющую объектом, лицом, уполномоченным на решение задач в области ГО со всеми должностными (функциональными) обязанностями. Должностным лицом указанный документ не запрашивался.

4. Руководство объекта не организовало обучение работников в области Гражданской обороны.

Между тем, ООО «Розница К-1» осуществляет обучение своих работников в области гражданской обороны в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Общество планирует и организует проведение мероприятий по гражданской обороне. Управляющая магазином, расположенном по адресу: г. Белово, пгт. Краснобродский, ул. Новая, д.47 прошла курс обучения в области гражданской обороны для работников, уполномоченных на решение задач в области ГО в Автономной некоммерческой организации «Многопрофильный образовательный центр комплексной безопасности» в объеме 36 часов в период с 28.01.2013 г. по 01.02.2013 г., что подтверждается приложенной копией удостоверения № 07. Удостоверение должностному лицу предоставлялось (приобщено к материалам дела).

В абз. в) ст.5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны (утв. Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. №841), органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований:

разрабатывают с учетом особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, примерные программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований;

организуют и осуществляют обучение населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

осуществляют обучение личного состава формирований и служб муниципальных образований;

проводят учения и тренировки по гражданской обороне;

осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований;

создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность или обеспечивают повышение квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию;

Действия данного пункта не распространяется на Общество, так как ООО «Розница К-1» не является органом местного самоуправления.

5. Руководство объекта не организовало обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Указанные факты не соответствуют действительности, поскольку работники ООО «Розница К-1» обеспечены средствами индивидуальной защиты в соответствии с требованиями действующего законодательства. Между тем действие указанного пункта не распространяется на Общество.

6. Руководство объекта не организовало создание и работу эвакуационной комиссии.

В соответствии с п. 2.3. Положения о планировании, организации и проведении эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Кемеровской области (утв. постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 18 марта 2009 г. № 108) Эвакуационные комиссии организаций создаются на объектах с численностью работающих 300 и более человек, а в организациях с меньшей численностью - оперативные группы по вывозу (выводу) эвакуируемого населения.

В соответствии с приложением № 4 к представленному плану по гражданской обороне имеется схема оповещения (сбора) и управления сотрудников оперативной группой.

Данные факты подтверждены документами, представленными в дело, доказательств обратного административным органом суду не представлено.

Суд также соглашается с доводами заявителя об отсутствии в представленных административными органами материалах доказательств надлежащего уведомления Общества о предстоящей проверке, так как в материалах дела такие доказательства отсутствуют.

В распоряжении о проведении проверки, акте и предписании отсутствует подпись представителя Общества ФИО3, а также какие либо иные отметки, сделанные им. Доказательств надлежащего извещения (факсы, телеграммы, уведомления о вручении, почтовые квитанции) юридического лица о проверке административным органом суду не представлено.

Доводы административного органа о том, что распоряжение №6 от 05.02.2013 подписано представителем юридического лица ФИО3 14.02.13 при проведении проверки, несостоятельны, поскольку, как указывалось выше, представленное в материалы дела распоряжение не содержит подписей ФИО3, а также о проведении проверки проверяемое лицо должно быть извещено не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что действия должностного лица ОНД г. Белово по проведению плановой проверки ООО «Розница К-1» в магазине, расположенном по адресу: Кемеровская область, г. Белово, пгт. Краснобродский, ул. Новая, 47, на основании Распоряжения от 05.02.2013 №6, противоречат требованиям законодательства к организации и проведению проверок статей 9, 10,12 Федерального закона №294-ФЗ в части срока уведомления Общества о проведении проверки, что в соответствии со ст. 20 этого же федерального закона квалифицируется в качестве грубых нарушений и влечет за собой недействительность результатов такой проверки, включая недействительность выданных в ходе проверки предписаний.

Поскольку требования заявителя удовлетворены, расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на административный орган.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными действия государственного инспектора Отдела надзорной деятельности города Белово, Беловского района и городского округа ФИО1 МЧС России по Кемеровской области ФИО2 по проведению плановой проверки общества с ограниченной ответственностью «Розница К-1» в магазине, расположенном по адресу: г. Белово, пгт. Краснобродский, ул. Новая,47 и недействительным предписание Отдела надзорной деятельности города Белово, Беловского района и городского округа ФИО1 МЧС России по Кемеровской области от 28.02.2013 №6/3/2.

Взыскать с Главного Управления МЧС России по Кемеровской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Розница К-1» расходы по уплате государственной пошлине в сумме 4000 руб.

После вступления решения в законную силу выдать исполнительный лист.

Решение в месячный срок со дня его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья В.В. Власов