ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-6784/09 от 17.06.2009 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  Красная ул., д.8, г. Кемерово, 650000

www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кемерово Дело № А27-6784/2009

«24 » июня 2009г.

резолютивная часть решения оглашена 17.06.2009г.

полный текст решения изготовлен 24.06.2009г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи Обуховой Г.П.,

при ведении протокола судебного заседания судьёй Обуховой Г.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белово и Беловском районе Кемеровской области, г. Белово

к обществу с ограниченной ответственностью «Дорожно-строительная компания», г. Белово

третье лицо- Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Кемеровской области

о взыскании 77595 руб.

при участии представителей

заявителя - Розовой М.В.   ( главный специалист-эксперт ( юрисконсульт), доверенность № 01-Б от 11.01.2009г., паспорт);

должника – Аксенова А.С. ( юрист, доверенность № 2 от 27.04.2009г.. паспорт); Токмаковой С.П. ( главный бухгалтер, доверенность № 4 от 16.06.2009г., паспорт)

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белово и Беловском районе Кемеровской области обратилось с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Дорожно-строительная компания» пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 77595руб.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя межрайонной инспекции ФНС РФ № 3 по Кемеровской области, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.

В обоснование требование заявитель ссылается на обязанность страхователя уплачивать страховые взносы и не выполнение требования № 1225 от 07.11.2008г. об уплате пеней.

В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал, пояснив, что требование выставлено на основании сведений, представленных налоговой инспекции в порядке взаимодействия Пенсионного фонда и Федеральной налоговой службы; доказательств наличия недоимки не имеется, расчет пени самостоятельно производить не могут, полагает достаточным сведений налоговой инспекции.

Должник в отзыве и его представители в судебном заседании с требованием не согласны. Возражения мотивированы тем, что пени на несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть за 1 полугодие 2008года им были оплачены в добровольном порядке; истек срок давности взыскания пени на иные периоды.

Представитель должника сослался также, что пени были оплачены по сведениям ПФ, переданным по телефону инспектором, а также перечислены инкассовым поручением по постановлению ПФ. Требование № 1225 содержало сведения только о задолженности по пеням за 1 полугодие 2008г., расчета пени не было. Расчет пени Общество получило по своей инициативе за несколько дней до судебного заседания. Сведениями о задолженности не располагают, страховые взносы стараются уплачивать своевременно, в случае задержки, добровольно гасили имеющуюся задолженность. Кроме того, пояснил, что 15.05.2007г. проводилась сверка с налоговой инспекцией, соответственно об имеющих задолженностях имелись сведения еще в мае 2007года, что также свидетельствует о пропуске срока взыскания.

Налоговая инспекция в отзыве указала, что пени начислялись ежемесячно в соответствии со ст.ст. 58 и 75 Налогового кодекса РФ , а после вступления в силу постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007г. № 47 начисление пеней производится ежеквартально.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в соответствии со ст.71 АПК РФ материалы дела, суд находит заявленное требование не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Общество с ограниченной ответственностью «Дорожно-строительная компания» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию как организация, производящая выплаты физическим лицам.

Обязанность страхователей в установленные законом сроки и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ путем исчисления и уплаты сумм ежемесячных авансовых платежей установлена статьями 23 и 24 Федерального Закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период. Отчетными периодами признаются 1 квартал, полугодие, 9 месяцев календарного периода, расчетным периодом –календарный год.

В соответствии со ст.26 Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001г. исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, и уплачиваются помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов.

На основании статьи 25.1 Федерального закона № 167-ФЗ в случае не исполнения страхователем обязанности по уплате страховых взносов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В силу содержащегося в статье 2 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ указания на то, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, содержание и порядок направления требования должны соответствовать требованиям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ установлено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что направленное налогоплательщику требование должно содержать размер недоимки, дату, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.

Требование № 1225 на дату 07.11.2008г., в нарушение ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации, не содержит сведений о размере недоимки, с которой начислены пени, о дате, начиная с которой начисляются пени, ставки пеней, об основаниях взыскания пени.

В требовании № 1225 указано об уплате задолженности по пеням за 1 полугодие 2008года, при этом сумма недоимки по страховым взносам составляет 0 рублей. Заявитель не представил сведения о суммах начисленных и неуплаченных страховых взносах за 1 полугодие 2008года, доказательств наличия у ООО «Дорожно-строительная компания» недоимки по страховым взносам за 1 полугодие 2008года. Не представлен и расчет пени за неуплату или несвоевременную уплату страховых взносов за 1 полугодие 2008года.

Согласно расчетам пени, представленным заявителем, пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, начислены за период с 17.09.2002г. по 31.07.2008г.; пени по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии – за период с 17.09.2002г. по 03.02.2008г.

Однако указанные пени не могут быть начислены на задолженность по страховым взносам за 1 полугодие 2008года, поскольку на дату расчета пени не истек срок исполнения обязанности по уплате страховых взносов за данный период. В силу ст. ст. 24 и 26 Закона № 167-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов за 1 полугодие 2008года истекает 05.08.2008г. , соответственно, пени подлежат начислению только с 06.08.2008г.

Судом отклонены доводы представителя заявителя о том, что данные расчеты пени представлены налоговой инспекцией на недоимки прошлых периодов, как не обоснованные документально. Требование № 1225 не содержит сведений о конкретных суммах недоимки и о периодах ее образования. Указанное требование не позволяет Обществу и суду определить достоверно его содержание в части оплаты пени, так как подробные данные об основаниях ее исчисления отсутствуют.

Не содержит сведений о наличии у Общества недоимки по страховым взносам за какие –либо периоды прошлых лет и заявление Управления ПФ РФ в г. Белово и Беловском районе.

Согласно нормам статей 72 и 75 НК РФ, статьи 26 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.

Поэтому после истечения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

Заявителем не подтверждено документально, за какой период начислены пени, наличие недоимки по страховым взносам, с которой начислены пени; отсутствуют сведения о направлении должнику соответствующих требований об уплате страховых взносов за иные периоды, исполнена или не исполнена обязанность по уплате и когда, о принудительном взыскании задолженностей за предыдущие периоды.

Из представленного расчета пени невозможно определить суммы задолженности, по которым произведено начисление пени, отчетный (расчетный) периоды образования недоимки, сроки уплаты страховых взносов.

Кроме того, из расчета пени следует, что пени начислялись нарастающим итогом, ежемесячно, что не соответствует статье 26 Закона № 167-ФЗ.

Судом не приняты доводы налоговой инспекции, что пени начислялись ежемесячно до третьего квартала 2007года с учетом позиции Минфина России, изложенной в письмах от 01.02.2005г. и 13.09.2005г., а с третьего квартала 2007года, в связи с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 47 от 26.07.2007г. и в письме Минфина РФ от 18.10.2007г. - ежеквартально, как необоснованные. Пени за период с 17.09.2002г. по 31.07.2008г. исчислены на дату 01.08.2008г. , т.е. уже после разъяснения применения статьи 26 Закона № 167-ФЗ Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Кроме того, непосредственно из текста статей 24 и 26 Закона 167-ФЗ следует, что пени начисляются только в случае просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, исчисленных за отчетных ( расчетный) период, а не авансовых платежей.

Судом неоднократно предлагалось заявителю и налоговой инспекции представить доказательства основания начисления пени. Однако требование суда не выполнено, что не позволяет суду определить правильность расчета пени, указанной в требовании № 1225 и в заявлении, соблюдение сроков выставления требования по уплате пени, и , соответственно, срока обращения в суд, установленного ст.48 Налогового кодекса РФ.

Доводы о том, что срок выставления требования исчисляется с даты, когда налоговой инспекцией переданы данные о задолженности в пенсионный фонд, судом отклонены, так как сведения об этом в деле отсутствуют. При этом суд указывает, что статья 25.1 Закона № 167-ФЗ в новой редакции введена в действие только с 01.01.2006г., соответственно, до указанной даты требования должны были быть направлены должнику в сроки, установленные статьей 70 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с Порядком взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.2005г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров», утвержденных совместным распоряжением Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 28.12.2006г. № 282р/231, информация о суммах задолженности налоговыми органами представляются в территориальные управления Пенсионного фонда РФ регулярно, - 5 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом и 5 числа второго месяца, следующего за датой, установленной для подачи декларации. Одновременно направляются сведения о сумме начисленных пеней по состоянию на 1-е число второго месяца, следующего за отчетным периодом и на 1-е число второго месяца, следующего за датой, установленной для подачи декларации – по итогам расчетного периода.

Таким образом, сведения о задолженности по страховым взносам и пеням, представляются в территориальные подразделения ПФ РФ по окончанию каждого отчетного ( расчетного) периода. Соответственно, доводы представителя заявителя о получении сведений о задолженности Общества по пеням за все прошлые периоды только 01.08.2008г. необоснованны и не соответствуют указанному выше Порядку.

Ни требование, ни заявление не содержат ссылок на установление задолженностей по страховым взносам. Доказательств, подтверждающих правомерность и обоснованность начисления ответчику пени за несвоевременную уплату страховых взносов, заявителем не представлено.

Из представленных Обществом платежных документов усматривается, что страховые взносы Обществом уплачивались, имеющаяся задолженность погашалась в короткие сроки в добровольном порядке, требования об уплате пеней также исполнялись в добровольном порядке.

В соответствии с ч.4 ст.215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Отсутствие однозначных данных, позволяющих определить суммы недоимки по конкретным отчетным ( расчетным) периодам, за которые начислены пени и сроки их уплаты, неисполнение требования суда о представлении доказательств, подтверждающих расчет пени, позволяют суду придти к выводу о необоснованности заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 180, 181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово и Беловском районе Кемеровской области в удовлетворении требования о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Дорожно-строительная компания» пени в сумме 77595 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в 2-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Судья Арбитражного суда

Кемеровской области Г.П. Обухова