АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Красная, д.8, г. Кемерово, 650000, тел. (3842) 58-43-26, факс. (3842) 58-37-05
www.kemerovo.arbitr.ru, info@kemerovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело №А27-6902/2017
27 июня 2017 года
Резолютивная часть решения оглашена 27 июня 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 27 июня 2017 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Исаенко Е.В., при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Селезневой Н.А., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Сибирская Вагоноремонтная Компания», г. Новокузнецк (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Новокузнецка Кемеровской области, г. Новокузнецк (ОГРН <***> ИНН <***>)
о признании недействительным решения от 08.11.2016 №4961
при участии
от заявителя: неявка,
от налогового органа: ФИО1 – старший государственный налоговый инспектор, доверенность от 22.02.2017 №03-33/02446, служебное удостоверение, ФИО2 – главный государственный налоговый инспектор, доверенность от 28.12.2016 №03-33/18510, служебное удостоверение,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Сибирская Вагоноремонтная Компания» обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Новокузнецка от 08.11.2016 №4961 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В предварительном судебном заседании требования уточнены, общество просит признать решение недействительным.
Заявитель указывает, что им правомерно применена льгота по налогу на имущество в 2015 году. Коллегия Администрации Кемеровской области приняла решение об исключении заявителя из «Перечня инвестиционных проектов Кемеровской области» (далее – Перечень) в 2016 году. Оно официально опубликовано 18.01.2016 и не может распространять свою силу на прошедшее время, действует только с 2016 года. Нормы законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Соглашением №105 от 31.12.2010 определен 5-летний срок пользования государственной поддержкой, фактически общество пользовалось льготой по налогу на имущество только с 2013 года, не получило в полном объеме иные запланированные меры государственной поддержки. Подлежат учету смягчающие ответственность обстоятельства.
Налоговый орган требования не признал в полном объеме. В отзыве на заявление, дополнениях к нему и в судебном заседании в обоснование своих возражений сослался на следующие обстоятельства. Предпосылки для исключения из Перечня, а именно наличие задолженности по налогам и сборам, появились в 2015 году. В этом же году 16.12.2016 вопрос об исключении был рассмотрен на заседании Совета по инвестиционной и инновационной деятельности при губернаторе Кемеровской области, рекомендовано исключить проект из Перечня в 2015 году при непогашении задолженности перед бюджетом до 1.01.2016. Постановление №7 об исключении заявителя из Перечня хотя и принято коллегией Администрации Кемеровской области 13.01.2016, но в нем указано на распространение его действия на правоотношения, возникшие с 16.12.2015. Соответствующее разъяснение о порядке применения льготы по налогу дано Департаментом инвестиций и стратегического развития и Главным финансовым управлением Кемеровской области.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, судом установлено следующее:
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на имущество заявителя за 2015 год, по результатам проверки вынесено решение от 8.11.2016 года №4961 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением доначислен налог на имущество организаций в сумме 10 562 493 руб., соответствующие суммы пени и штрафа.
Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области решением от 13.02.2017 года №16 апелляционную жалобу оставило без удовлетворения и утвердило решение инспекции.
Посчитав нарушенными свои права и законные интересы, налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения от 8.11.2016 года №4961.
Предоставление государственной поддержки субъектам экономической деятельности на территории Кемеровской области регулируется законом Кемеровской области от 26.11.2008 N 102-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области" (далее – Закон №102-ОЗ).
Ст.3 указанного закона предусмотрено предоставление различных форм государственной поддержки инвестиционной деятельности в Кемеровской области, в т.ч. установление субъектам инвестиционной деятельности льгот по налогам и сборам в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.4 Закона №102-ОЗ на предоставление государственной поддержки могут претендовать субъекты инвестиционной деятельности, инвестиционные проекты которых включены в Перечень инвестиционных проектов (Перечень). Этой же статьей предусмотрены критерии инвестиционных проектов, необходимые для включения в Перечень и обстоятельства, препятствующие такому включению, в т.ч. наличие у хозяйствующего субъекта неурегулированной просроченной задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
Полномочиями на включение и исключение инвестиционных проектов в Перечень наделена Коллегия Администрации Кемеровской области (п.2 ст.5, ст.8 Закона №102-ОЗ). В случае исключения проекта из перечня по основаниям, установленным подпунктами 1, 3 и 4 указанной статьи, предоставление государственной поддержки соответствующему субъекту инвестиционной деятельности прекращается.
Ст.21, 21.1 Закона №102-ОЗ установлено, что в целях анализа эффективности оказываемой государственной поддержки Совет по инвестиционной и инновационной деятельности при губернаторе Кемеровской области ежегодно составляет аналитический отчет о финансовых результатах государственной поддержки. Порядок осуществления контроля за инвестиционной деятельностью устанавливается Коллегией Администрации Кемеровской области.
Как следует из материалов дела, Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.12.2010 №550 заявитель был включен в Перечень инвестиционных проектов Кемеровской области (проект «Строительство и эксплуатация вагоноремонтного депо мощностью 4800 ремонтов в год в г.Новокузнецке Кемеровской области). Между заявителем и Кемеровской областью заключено соглашение об инвестиционной деятельности №105 от 31.12.2010 сроком на 5 лет.
Налоговые льготы как одна из форм государственной поддержки включенным в Перечень организациям предусмотрены законом Кемеровской области от 26.11.2008 N 101-ОЗ "О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков, управляющим компаниям зон экономического благоприятствования и участникам зон экономического благоприятствования" (далее – Закон №101-ОЗ).
Пп.2 п.1 ст.1 указанного закона предусмотрена налоговая льгота субъектам, у которых средняя (среднегодовая) остаточная стоимость основных средств, используемых исключительно для производства товаров (работ, услуг), полученных в результате реализации инвестиционного проекта, составляет не менее 70 процентов от средней (среднегодовой) остаточной стоимости имущества за отчетный (налоговый) период, определяемой в соответствии со статьей 376 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций.
В 2015 году заявитель пользовался данной льготой, сумма освобождения от уплаты налога на имущество организаций составила 10 562 493 руб.
П.1 ст.1 Закона №101-ОЗ предусмотрено предоставление налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты, включенные в Перечень. Согласно п.2 указанной статьи налоговые льготы действуют с первого числа налогового периода, следующего за годом, в котором инвестиционный проект включен в Перечень инвестиционных проектов, до конца налогового периода, предшествующего году, в котором инвестиционный проект исключен из Перечня инвестиционных проектов.
Т.е. при исключении инвестиционного проекта из Перечня право на использование льготы утрачивается в том (текущем) налоговом периоде в котором принято соответствующее решение.
16.12.2016 вопрос об исключении был рассмотрен на заседании Совета по инвестиционной и инновационной деятельности при губернаторе Кемеровской области. Советом было установлено наличие задолженности общества по налогам, рекомендовано в случае погашения обществом задолженности перед бюджетом в полном объеме продлить период нахождения проекта в Перечне (государственную поддержку) до 1.01.2016, в случае непогашения обязательств перед бюджетом – исключить в 2015 году реализуемый обществом проект из Перечня.
Задолженность погашена не была в связи с чем Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление №7 от 13.01.2016 об исключении заявителя из Перечня. В нем указано на распространение его действия на правоотношения, возникшие с 16.12.2015.
Обществу направлено соответствующее уведомление №20 от 14.01.2016. В уведомлении указана дата внесения отметки об исключении в Перечень – 13.01.2016.
Инспекция по результатам камеральной проверки налоговой декларации по налогу на имущество организаций заявителя отказала ему в предоставлении льготы, полагая, что инвестиционный проект исключен из Перечня с 2015 года. Соблюдение обществом прочих условий использования налоговой льготы инспекцией не оспаривается.
Как было указано, полномочиями на включение и исключение инвестиционных проектов в Перечень наделена Коллегия Администрации Кемеровской области (п.2 ст.5, ст.8 Закона №102-ОЗ). Совет по инвестиционной и инновационной деятельности при губернаторе Кемеровской области таких полномочий не имеет, выполняет аналитическую работу и дает уполномоченным органам рекомендации для принятия решений (ст.21, 21.1 Закона №102-ОЗ).
Уполномоченным органом – Коллегией Администрации Кемеровской области постановление №7 об исключении заявителя из Перечня принято 13.01.2016.
Те факты, что оно могло быть принято и ранее, что Совет по инвестиционной и инновационной деятельности при губернаторе Кемеровской области рассматривал соответствующий вопрос в 2015 году не могут быть учтены судом, поскольку не влияют на установленное законом распределение полномочий между государственными органами.
Налоговые органы контролируют, выполняются ли организациями, включенными в Перечень, условия использования льгот, но не вправе самостоятельно корректировать данный Перечень.
Оценивая доводы сторон относительно возможности ретроспективного действия постановления Коллегии Администрации Кемеровской области №7 от 13.01.2016 на 2015 год, суд исходит из следующего.
Ст.5 НК РФ не подлежит применению, поскольку предусматривает порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. В рассматриваемом же случае постановление №7 от 13.01.2016 вынесено в отношении конкретного субъекта, является не законодательным актом, а актом органа исполнительной власти, принято во исполнение закона и должно ему соответствовать.
Вместе с тем Закон №102-ФЗ не предусматривает возможности распространения действия принимаемого решения об исключении проекта из Перечня на ранее возникшие правоотношения. Иное не соответствовало бы общеправовому принципу законности и принципу определенности налогообложения, закрепленному ст.3 НК РФ.
С учетом изложенного суд полагает, что постановление Коллегии Администрации Кемеровской области №7 от 13.01.2016 не подлежит применению к правоотношениям, возникшим до его принятия и опубликования, и не влияет на порядок применения заявителем льготы по налогу на имущество организаций в 2015 году.
Суд отклоняет доводы заявителя о сроках и объеме пользования мерами государственной поддержки по соглашению, поскольку они не имеют отношения к предмету спора. Ссылка инспекции на письма Департамента инвестиций и стратегического развития и Главного финансового управления Кемеровской области, также отклоняется, т.к. данные письма не относятся к нормативным актам.
Удовлетворяя требования заявителя, суд руководствуясь статьями 101, 110 АПК РФ, судебные расходы в виде уплаченной заявителем государственной пошлины в размере 3000 рублей при обращении в суд, относит на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 101, 110, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
требования удовлетворить.
Признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области от 08.11.2016 №4961 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области, г. Новокузнецк (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сибирская Вагоноремонтная Компания», г. Новокузнецк (ОГРН <***>, ИНН <***>) 3 000 (три тысячи) рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок с даты изготовления решения полном объеме.
Судья Е.В. Исаенко