ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-7065/2023 от 30.11.2023 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Дело №А27-7065/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

30  ноября 2023 г.                                                                                                    г. Кемерово

Резолютивная часть решения  оглашена 23 ноября  2023г.

Решение в  полном объеме изготовлено 30 ноября 2023 г.

            Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Кормилиной Ю.Ю.,

при ведении протокола и аудиозаписи  судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителей  заявителя  Фабричной Н.В. по доверенности от 09.01.2023 № 64,

заинтересованного лица    ФИО2 (доверенность №66 от 03.05.2023, паспорт, диплом), ФИО3 (доверенность от 29.12.2022 № 47, удостоверение, диплом);      Контрольно-счетной палаты Кемеровской области – Кузбасса ФИО4 по доверенности от 16.02.2023 № 01/2023, Государственного бюджетного учреждения  "Проектный институт "КузбассПроект" ФИО5 Б.Ф.О. по доверенности от 17.03.2023 № 1/2023,

дело по заявлению Министерства строительства Кузбасса, город Кемерово  (ОГРН <***>, ИНН  <***>) 

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании решения от 30.01.2023 № НК/991/23, предписания от 26.01.2023 № 1,  

третьи лица:

- Государственное бюджетное учреждение "Проектный институт "КузбассПроект", город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН  <***>);

- Контрольно-счетная палата Кемеровской области – Кузбасса, город Кемерово (ОГРН  <***>, ИНН  <***>),

о п р е д е л и л:

Министерство строительства Кузбасса (далее – Минстрой Кузбасса, Министерство заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением  о   признании незаконным  решения от 30.01.2023 №НК/991/23 Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – Кемеровское УФАС России, антимонопольный орган), которым Министерство было признано нарушившим статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»;  предписания от 26.01.2023 №1  о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путем восстановления конкурентной среды при осуществлении архитектурно-строительного проектирования, разработке проектно-сметной документации, а также при оказании услуг по обследованию построенных, реконструированных объектов капитального строительства и линейных объектов.

Определением суда от 24.04.2023 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 13.06.2023, которое в связи  с привлечением в порядке статьи  51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)  к участию в деле Государственного бюджетного учреждения "Проектный институт "КузбассПроект" (далее – ГБУ «ПИ «КузбассПроект», учреждение), Контрольно-счетной палаты Кемеровской области – Кузбасса (далее – Контрольно-счетная палата), в качестве третьих лиц, было отложено на 11.07.2023.

Определением суда от 11.07.2023 подготовка  к судебному разбирательству завершена, дело назначено  к судебному разбирательству в судебном заседании на 15.08.2023.

Определениями от 15.08.2023, 12.10.2023, 10.11.2023  судебное  разбирательство откладывалось судом в связи с необходимостью представления  дополнительных доказательств и  пояснений  лицами, участвующими в деле. 

В судебном заседании 23.11.2023 заявитель требования поддержал. В обоснование требований  указывает  на отсутствие нарушения требований  части 4 статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее  - Закон о защите конкуренции). Для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа власти, как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции, необходимо установить наличие соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.

Вместе с тем в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации  орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе учреждать и финансировать путем представления субсидий бюджетные учреждения, которые своими силами и средствами выполняют   работы (оказывают  услуги), в том числе в рамках выданного государственного задания. ГБУ «ПИ «КузбассПроект»  не вправе отказаться от выполнения  государственного задания. В рамках реализации государственного задания учреждение   реализует государственное задание самостоятельно, без привлечения  третьих лиц.

Волеизъявление сторон, как  необходимое условие соглашения,    направленного на недопущение, ограничение, устранение конкуренции,  отсутствует.

С учетом изложенного, заявитель полагает, что  предоставление ГБУ «ПИ «КузбассПроект» Минстрой Кузбасса субсидии на выполнение государственного задания не нарушает действующее законодательство и не ограничивает конкуренцию.

Кемеровское УФАС России против требований возразило, указав, что рассматриваемые действия Министерства и ГБУ «ПИ «КузбассПроект», выразившиеся в заключении соглашений о предоставлении субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, разработке проектно-сметной документации, а также на оказание услуг по обследованию построенных, реконструированных объектов капитального строительства и линейных объектов, вступают в противоречие со статьей 16 Закона о защите конкуренции.

Представитель Контрольно-счетной палаты против удовлетворения требований возразил, указав, что реализация мероприятий по проектным и изыскательским работам для государственных нужд, финансируемых за счет средств бюджета субъекта РФ - Кемеровской области - Кузбасса, должна осуществляться с учетом положений, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -  Закон  о контрактной системе).

ГБУ «ПИ «КузбассПроект» поддержало позицию заявителя, указав, что учреждение  выполняет подготовку проектной документации на основании государственного задания, утвержденного Минстрой Кузбасса, а также в соответствии с реестровым перечнем объектов, включенных в государственное задание ГБУ «ПИ «КузбассПроект», утвержденного Министерством. Формирование государственного (муниципального) задания регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации   (далее – БК РФ)  общие правила заключения сделок, предусмотренные  Гражданским  кодексом Российской Федерации   (далее – ГК РФ) и Федеральным законом №44-ФЗ в этом случае не могут быть применены.

В судебном заседании на основании статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 23.11.2023.

После перерыва лица, участвующие в деле, поддержали ранее заявленные позиции.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Контрольно-счетной палатой проведено контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий государственной программы Кемеровской области-Кузбасса «Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса» в части строительства объектов здравоохранения (выборочно по объектам) в 2020 году и истекшем периоде 2021 года». С целью осуществления контроля за соблюдением законодательства в сфере защиты конкуренции и законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Контрольно-счетная палата обратилась в Кемеровское  УФАС России с просьбой рассмотреть вопрос о соответствии осуществления государственной работы «Разработка проектно-сметной документации» ГБУ КО «ПИ Кузбасспроект» в рамках утвержденного Минстрой Кузбасса государственного задания нормам действующего законодательства.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 20.04.2022 № 47 было возбуждено дело № 042/01/16-460/2022 по признакам нарушения Министерством строительства Кузбасса, ГБУ  "ПИ "КузбассПроект" статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившимся в заключении соглашений о предоставлении субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (разработка проектно-сметной документации) на 2022 год и плановый период 2023 и 2024, а также дополнительных соглашений к ним.

26.01.2023 комиссией Кемеровского УФАС России было принято решение о признании Минстрой Кузбасса, ГБУ "ПИ "КузбассПроект", нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции, а также о выдаче указанным лицам предписаний о совершении действий, направленных на обеспечение  конкуренции путем восстановления конкурентной среды при осуществлении архитектурно-строительного проектирования, разработке проектно-сметной документации, а также при оказании услуг по обследованию построенных, реконструированных объектов капитального, строительства и линейных объектов.

Не согласившись с указанными  решением, предписанием от 26.01.2023 Министерство  обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его  недействительным.

В соответствии с частью 1 статьи  198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив представленные  доказательства и доводы  лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Распоряжением Губернатора Кемеровской области от 18.10.2018 №86-рг, государственное предприятие Кемеровской области «Облстройпроект» преобразовано в государственное бюджетное учреждение Кемеровской области «Проектный институт Кузбасспроект».

Учреждение осуществляет свою деятельность на основании устава, утверждённого приказом Минстрой Кузбасса от 27.05.2020 №53.

Согласно п.1.2. устава учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Кемеровской области-Кузбасса полномочий          органов государственной власти в сфере строительства в части проектно-изыскательской деятельности и авторского надзора.

Функции и полномочия учредителя учреждения от имени Кемеровской  области-Кузбасса осуществляет Минстрой Кузбасса.

Основной целью деятельности создания учреждения является выполнение работ по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, разработка проектно-сметной документации объектов недвижимости, а также оказание услуг по обследованию построенных, реконструированных объектов капитального строительства и линейных объектов.

Приказом Минстрой Кузбасса  от 10.01.2022 №2 «Об утверждении государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» утверждено государственное задание для ГБУ «ПИ «КузбассПроект» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024.

В соответствии с вышеуказанным государственным заданием категория потребителей государственной услуги установлена:

- орган государственной власти или местного самоуправления;

- юридические лица.

Между Министерством и ГБУ «ПИ Кузбасспроект» было заключено соглашение  от 10.01.2022  о предоставлении субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг на 2022 год и плановый период 2023 и 2024. 

Размер субсидии составил 96 948 200, 00  руб. 

В соответствии с п. 2.1 соглашения   от 10.01.2022  субсидия предоставляется ГБУ «ПИ «КузбассПроект» на оказание государственных услуг (выполнение работ) установленных в государственном задании.

Согласно п. 2.2 соглашения от 10.01.2022   субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных ГБУ «ПИ «КузбассПроект»   как получателю средств областного бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации в 2022 году.

Размер субсидии рассчитывается на основании справочника базовых цен на проектные работы в строительстве СБЦП 81- 2001-03 «Объекты жилищно-гражданского строительства», утвержденного Приказом № 260 Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.05.2010 (пункт 2.3 соглашения от 10.01.2022).

10.01.2022 Министерством  и ГБУ «ПИ «КузбассПроект»  было заключено дополнительное соглашение №1 к соглашению от 10.01.2022 о предоставлении субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг на 2022 год и плановый период 2023 и 2024.

Согласно информации, предоставленной ГБУ «ПИ Кузбасспроект» (вх. от 26.12.2022 №5681/22), по объектам указанным в государственном задании, были проведены закупки в соответствии с Федеральным  законом  от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее -  Закон о закупках), все закупки осуществлены неконкурентным способом в соответствии с Положением о закупках, утвержденным Минстрой Кузбасса от 26.12.2022 №140 (из-за недостатка времени для проведения процедур закупки конкурентными способами при возникновении потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для исполнения обязательств в рамках заключённых учреждением контрактов (договоров) как поставщика (подрядчика, исполнителя) по итогам проведённой заказчиком (получателем бюджетных средств) закупки, по причине скорейшего ввода в эксплуатацию объекта и (или) завершения сроков выполнения работ; или из-за недостатка времени для проведения процедур закупки конкурентными способами при возникновении потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для оперативного решения производственных задач учреждения.

В соответствии со статьей 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Пунктом 1 статьи 69.2 БК РФ предусмотрено, что государственное (муниципальное) задание должно содержать: показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ); порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением (пункт 2 статьи 69.2 БК РФ).

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (абзац 2 пункта 3 статьи 69.2 БК РФ).

В соответствии с  пунктом 1 статьи  2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее -  Закон №210-ФЗ)   под государственной услугой, предоставляемой  федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (государственная услуга),  понимается  деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Заявителем является  физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме (пункт 3 статьи 2 Закона № 210-ФЗ).

Из положений указанных норм следует, что предоставление субсидий бюджетным учреждениям производится в случае выполнения ими государственных заданий по оказанию услуг или выполнению работ физическим и юридическим лицам, а не в отношении тех услуг (работ), которые оказываются для органа государственной власти субъекта РФ в целях обеспечения государственных нужд.

В соответствии с  пунктом 3 статьи 69.2 БК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) вправе формировать государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными учреждениями муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации) также в соответствии с региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами), в том числе при осуществлении переданных им полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Формирование, ведение и утверждение регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг и работ осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Включение в указанный перечень (классификатор) положений, приводящих к возникновению расходных обязательств муниципальных образований, не допускается.

Региональные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг и работ размещаются на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях и на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

В целях реализации вышеуказанных положений Правительством Российской Федерации принято постановление от 30.08.2017 №1043 «О формировании, ведении и утверждении общероссийских базовых (отраслевых) перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и федеральных перечней (классификаторов) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Региональный перечень(классификатор) государственных (муниципальных) услуг и работ, утвержден приказом Минфина Кузбасса от 25.01.2021 №13 (в редакции приказа Минфина Кузбасса от 20.07.2021 № 73),  которым предусмотрена государственная услуга (работа) «Разработка проектно-сметной документации» (номер реестровой записи - 75024040500000000005101), категории потребителей - юридические лица, орган государственной власти.

Вместе с тем в названных нормативных правовых актах не содержится положений о том, что включение вида работ (услуги) в базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг не допускает предоставление данных работ (услуг) иными лицами (кроме государственных учреждений), которыми такое право получено посредством участия в торгах.

Частью 1 статьи 72 БК РФ установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе  установлено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, к данным правоотношениям в обязательном порядке должны применяться конкурсные процедуры с целью соблюдения обеспечения единства экономического пространства на территории муниципального образования, эффективного использования средств бюджетов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в конкурентных процедурах отбора исполнителя работ и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).  Случаи, в которых допустимо осуществление закупки у единственного поставщика определены статьей 93   Закона о контрактной системе.

Следовательно, применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных нужд.

Из положений БК РФ, Закона №210-ФЗ, Закона о контрактной системе  следует, что работы, услуги учреждения должны формироваться и оказываться категориям физических и (или) юридических лиц в установленном государственном задании порядке на основании перечня государственных услуг, а не всему населению в целом, при этом органы государственной власти не обладают полномочиями по наделению (установлению) подведомственных им государственных бюджетных учреждений, предприятий полномочиями на исключительное выполнение работ или оказание услуг в определенных сферах.

Иными словами, потребителями указанных работ выступают не какие-либо категории физических или юридических лиц; указанные работы являются результатом и целью функционирования органов государственной власти, действующих в интересах соответствующего субъекта Российской Федерации.

Реализация мероприятий по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, разработке проектно-сметной документации, а также на оказание услуг по обследованию построенных, реконструированных объектов капитального строительства и линейных объектов не входит в исключительную компетенцию органов власти и управления в соответствии с их полномочиями, а также подведомственных учреждений.

Действующее законодательство не содержит каких-либо специальных требований к деятельности по реализации мероприятий по проектным и изыскательным работам для государственных нужд, финансируемых за счет средств бюджета субъекта РФ - Кемеровской области, равно как и требований к субъектам, которые должны (могут) их осуществлять.

Антимонопольным органом установлено, что в соответствии с государственным заданием финансирование было осуществлено в размере 96 948 200,00 руб. в рамках Закона  о закупках  - не конкурентным способом было освоено 7 211 613,31  руб.

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен запрет на привлечение к выполнению государственного задания третьих лиц, однако выбор такого лица и последующее заключение гражданско-правового договора должен осуществятся с соблюдением требований, принципов конкуренции, состязательности хозяйствующих субъектов, поскольку выполнение государственного задания обеспечивает государственные нужды и финансируется исключительно из средств соответствующего бюджета.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

В соответствии  с частью 1 статьи 15  Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с  пунктом 4  статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к  ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Установленный данной нормой запрет ориентирован на органы публичной власти и распространяется на действия указанных органов в сфере публичных правоотношений, преследует цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью властных методов воздействия, в том числе путем соглашения с хозяйствующим субъектом.

При этом из закрепленных в данной норме положений следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении установленных в них запретов является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В силу пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции не допускается предоставление государственных или муниципальных преференций в нарушение требований, установленных главой 5 Закона.

Вместе с тем антимонопольный орган вправе в пределах антимонопольного контроля оценивать правомерность предоставления преференций, включая бюджетные субсидии, по иным основаниям, установленным статьями 15 и 16 Закона, а также контролировать предоставление преференций на цели, указанные в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции  (пункт 36  постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства").

Исходя из определений, приведенных в статье 4 Закона  о защите конкуренции,  ограничивающие конкуренцию действия могут быть совершены на определенном товарном рынке, в связи с чем правовое значение приобретает обоснованное установление продуктовых и географических границ такого рынка, состава его участников с целью анализа и оценки состояния конкурентной среды, а равно последующего выявления признаков ограничения конкуренции либо возможности таковой.

На основании части 5.1 статьи 45  Закона о защите конкуренции, пунктов 10.9, 11.3  Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, антимонопольным  органом  в  рамках  дела №042/01/16-460/2022 составлен аналитический отчет по результатам  анализа состояния конкуренции на рынке по осуществлению  архитектурно-строительного проектирования, разработке проектно-сметной документации, а  также на оказание услуг по  обследованию построенных, реконструированных объектов капитального строительства  и линейных объектов  (код ОКВЭД 71.12).

Антимонопольным органом определены: временной интервал исследования товарного рынка (с 01.01.2022 по 31.12.2022); продуктовые границы товарного рынка (оказание услуг   по осуществлению  архитектурно-строительного  проектирования, разработке  проектно-сметной документации, а также оказание услуг по  обследованию построенных, реконструированных объектов капитального строительства  и линейных объектов); географические границы товарного рынка (административные границы Кемеровской области).

В аналитическом отчете  отражено, что  согласно информации, представленной Территориальным  органом Федеральной службы государственной статистике по Кемеровской области – Кузбассу, на территории Кемеровской  области - Кузбасса, деятельность в  области архитектурно-строительного  проектирования, разработке  проектно-сметной документации, а также оказание услуг по  обследованию построенных, реконструированных объектов капитального строительства  и линейных объектов оказывают 418 организаций. Кемеровским  УФАС России сделан вывод о том, что   данный рынок (код ОКВЭД 71.12) является   конкурентным.

В заключении   об обстоятельствах  дела  №042/01/16-460/2022  от 22.12.2022 Комиссия Кемеровского УФАС России   пришла к выводу о том, что заключение  договоров с  единственным поставщиком  способствовало созданию  преимущественного положения единственного поставщика и  лишило  возможности иных хозяйствующих субъектов,  осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое  право на заключение данных договоров. 

Отсутствие  публичных процедур  не привело к эффективному  использованию бюджетных средств, предполагающему, в  том числе, что при составлении  и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных ими бюджетных полномочий  должны исходить  из необходимости  достижения      заданных результатов с использованием  наименьшего объема средств (экономности).

В результате заключения соглашения ГБУ «ПИ «КузбассПроект»  получило доступ к выполнению  работ по максимально  возможной цене, без участия в  какой-либо  конкурентной борьбе, без подачи  предложений  о снижении цены договора, тем самым было поставлено в  преимущественное  положение  по сравнению с иными  хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.  

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность  хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять  на  конкуренцию, поскольку  лишь при   публичном  объявлении торгов  могут быть выявлены  потенциальные  желающие получить товары, работы, услуги, доступ к  соответствующему товарному рынку  либо права ведения деятельности на нем.

Выполнение ГБУ «ПИ «КузбассПроект»     работ, указанных в государственном задании, является расходным    обязательством  субъекта Российской Федерации, обусловленном законом, и  должно  предусматриваться  в  соответствующем бюджете на очередной финансовый год и не должны компенсироваться   посредством  наделения  бюджетного  учреждения полномочиями  органов государственной власти, установления  данному  учреждению  государственного задания,  предоставления субсидий, финансирование его деятельности.

Таким образом, антимонопольный орган пришел к  обоснованному  выводу о том, что действия Министерства,  ГБУ «ПИ «Кузбасспроект», выразившиеся в заключении соглашений о предоставлении субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (разработка проектно-сметной документации) на 2022 год и плановый период 2023 и 2024, а также дополнительных соглашений к ним,  нарушают требования статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Заявитель, настаивая на  отсутствии  согласованных   действий   Министерства и  ГБУ КО «ПИ «КузбассПроект»,  указывает, что реорганизация  государственного  предприятия и  осуществление  финансирования учреждения за счет бюджетных ассигнований, произведены основании распоряжения Губернатора Кемеровской области от 19.10.2018 № 86-рг  (пункты  4, 8),  постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.10.2015 №342«О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Кемеровской области - Кузбасса и финансового обеспечения выполнения государственного задания»,  предусматривающего, что государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документамигосударственных учреждений, с учетом предложений государственных учреждений, возможностей государственного учреждений;   ссылается на включение приказом Минфина Кузбасса в региональный перечень(классификатор) государственных (муниципальных) услуг и работ государственной  услуги (работы) «Разработка проектно-сметной документации» (номер реестровой записи - 75024040500000000005101).

Указанные  нормативные  акты являлись обязательными  к исполнению Минстрой Кузбасса и бюджетного учреждения,   для которого  исполнение государственного задания  является  обязательным в силу п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

По мнению  Минстрой Кузбасса,  установленные   обстоятельства, могут свидетельствовать о   нарушении требований статьи 15  Закона о защите конкуренции органов, издавших соответствующие  нормативные акты.

Доводы заявителя судом отклонены в связи со следующим.

Из анализа положений статьи 16 Закона о защите конкуренции следует, что перечень возможных запрещаемых соглашений не носит исчерпывающего характера, достаточным основанием для вывода о нарушении названной статьи Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Соглашением признается договор между двумя или несколькими лицами, оформленный в виде официального документа или неофициальная договоренность по поводу взаимодействия, общих действий по различным вопросам.

При этом согласно п. 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Соглашение обладает такими признаками как добровольность его подписания и наличие волеизъявления обеих сторон.

Соглашение, заключенное между Министерством и ГБУ «ПИ «КузбассПроект» обладает всеми признаками, необходимыми для квалификации действий по его заключению, как нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Из  материалов дела явствует, что   именно Минстрой Кузбасса  было утверждено государственное задание,  определен  перечень объектов, в  отношении которых оказываются услуги  учреждением.

Обязанность бюджетного учреждения  выполнять государственное задание, установленная п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», не исключает  волеизъявления  последнего при подписании  с Министерством соглашения от 10.01.2022, а также дополнительных соглашений к нему,  определяющих условия предоставления  субсидии.

ГБУ «ПИ «КузбассПроект», оказывая услуги на возмездной основе по разработке  проектной документации на рынке конкурентных услуг, отвечает признакам  хозяйствующего субъекта,  определенным в  пункте 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

При этом в соглашении от 10.01.2022  предусмотрены права и обязанности сторон по его исполнению, что предполагает не властно-распорядительный характер данного правового акта, а взаимоотношениясторон, предполагающие  их волеизъявление.

Соглашение содержит, в том числе условия о возможности направления  учредителю предложения по исполнению соглашения  (пункт 4.4.2), обращения  к заявителю в целях получения разъяснений в связи с исполнением соглашения  (пункт 4.4.3).

В соглашении предусмотрено и его расторжение по соглашению сторон (пункт 6.1), а также разрешение возникших споров путем проведения переговоров с оформлением соответствующих протоколов или иных документов, при недостижении согласия споры разрешаются в судебном порядке.

Кроме того, суд отмечает, что   пп. 4.4.1 соглашения предусмотрена возможность направления неиспользованного остатка субсидии,предоставленной хозяйствующему субъекту, на осуществление расходовв соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности для достижения целей, предусмотренных уставомучреждения, что также свидетельствует о заинтересованностинепосредственно ГБУ «ПИ «КузбассПроект» в его заключении.

Соглашение сторонами было подписано, реализовывалось,что привело к недопущению возникновения конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами, осуществляющих деятельность на аналогичном товарном рынке, предоставлению преимущественных условий для ГБУ «ПИ «КузбассПроект», ограничению конкуренции иных хозяйствующих субъектов.

Суд приходит к выводу о правомерности квалификации  антимонопольным органом действий Минстрой Кузбасса и ГБУ «ПИ «КузбассПроект»  как нарушающих  требования  части 4 статьи 16  Закона о защите конкуренции.

Основания  для  признания  незаконным  решения от 30.01.2023 №НК/991/23  и предписания от 26.01.2023 №1,  отсутствуют.

Требования Минстрой Кузбасса  удовлетворению не  подлежат.

Руководствуясь статьями    167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                    р е ш и л:

в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в месячный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд. Апелляционная  жалоба подается через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                           Ю.Ю. Кормилина